Постройка, представляющая собой усеченный конус на прямоугольном основании, увенчанный маленькой колокольней, была закончена Жозе Убрери - учеником великого архитектора, вместе с которым Ле Корбюзье когда-то разрабатывал проект этого культового сооружения.
Церковь Сен-Пьер входит в целый комплекс построек Ле Корбюзье, созданный им в конце жизненного пути для шахтерского городка Фирмини. Это также Дом культуры, один Unité d'Habitation – «жилая единица», и стадион. Церковь не была достроена в 1960 -1970-е годы, когда создавался этот самый важный ансамбль сооружений Ле Корбюзье в Европе, так как епархия Сен-Этьен отказалась финансировать проект. В итоге, здание стояло незаконченным до 2004 года, когда работы возобновились на средства местных светских властей и ЕС. Так как по законам Франции государство не может оплачивать сооружение культовых построек, церковь будет использоваться как филиал Музея современного искусства Сен-Этьен и помещение для театральных представлений. Повлиял на заинтересованность французских властей при строительстве Сен-Пьер также и подготавливаемый сейчас ими запрос в ЮНЕСКО на внесение построек Ле Корбюзье на территории этой страны в список мест Мирового исторического наследия. Внимательное отношение даже к незаконченным работам мастера должно склонить мнение руководства этой международной организации в их пользу.
Вместе с тем, остается неясным, насколько новую постройку можно приписать великому модернисту: ее проект остался далеко не завершенным на момент его смерти в 1965 году, и начатое в 1971 году строительство шло по доработанным его учеником Убрери чертежам. Также, уже на современном этапе работ, пришлось изменить идеи Ле Корбюзье из-за ужесточившегося французского строительного законодательства. Так, пришлось устроить в храме системы кондиционирования и отопления, хотя изначально планировалась естественная вентиляция. Также Убрери превратил квартиру священника и помещение Воскресной школы на первом этаже в выставочный зал.
Но, несмотря на вопрос об авторстве, церковь производит сильное впечатление: ее конус вторит окружающим Фирмини холмам, ее формы больше напоминают примитивное языческое святилище, чем христианский храм (отсюда и отказ местного епископа в финансировании строительства). Внутри – асимметрично расставленные скамьи для молящихся, пол, плавно опускающийся от хоров к алтарю, узкие ленты окон и снопы света из двух «световых колодцев» у вершины конуса. Толстые бетонные стены пробиты справа от алтаря серией мелких отверстий: ослепительно сверкая в полумраке церкви, они изображают созвездие Орион.
Параллельно с известием об окончании строительства Сен-Пьер де Фирмини пришла новость о том, что прихожане другого сакрального сооружения Ле Корбюзье – паломнической капеллы Нотр-Дам де О в Роншане – приняли решение вернуть духовность в наводненный туристами памятник. Они пригласили Ренцо Пьяно, чтобы тот воздвиг рядом с капеллой комплекс женского монастыря ордена кларис. Всего там будет жить не больше 12 монахинь, которые собираются беседовать с посетителями капеллы в Роншане (всего более 100 тысяч человек в год) и пытаться наставить их на путь христианской веры.
В комплекс также войдут помещения для гостей монастыря и новый посетительский центр, а также планируется посадка большого числа деревьев.