Важные дополнения. Смеси и добавки

О тонкостях химии, пропорций смеси, цветовых и фактурных сочетаниях – объясняет специалист.

mainImg
Химия для архитектурного бетона
В современной практике ни одна бетонная смесь не обходится без химических добавок. В случаях, когда ключевую роль в проекте играют высокие требования к поверхности конструкций и их долговечности, качество специальной химии приобретает критически важное значение. В работе с архитектурным бетоном каждая, даже небольшая, ошибка приводит к последствиям, которые практически невозможно исправить без серьезных финансовых и временных затрат, поэтому грамотный выбор химических добавок, смазок и средств для финальной обработки и защиты бетонных поверхностей необходимо начать как можно раньше, в идеале уже на стадии проектирования, и вести эту работу в тесном контакте с профессионалами.

В поисках идеальных пропорций
Первое, с чего должен начинаться любой проект с применением архитектурного бетона, – это работа по подбору и адаптации наиболее подходящего рецепта самой смеси. Именно оптимально подобранный состав смеси позволит получить результат, отвечающий поставленным архитектурным и конструкторским задачам. Необходимо учесть сложную совокупность факторов: удалённость бетонного завода, время года, в которое планируется проводить бетонные работы, тип опалубки, способ укладки и виброуплотнения и т. д. Пожалуй, степень важности рецепта бетонной смеси проще всего понять, проводя аналогию с процессом выпекания хлеба: даже в очень дорогой форме и в самой технологичной современной печи вы никогда не испечете вкусный хлеб, если возьмете для него некачественную муку, не станете соблюдать пропорции и плохо замесите тесто.

Одна из главных задач «авторов» смеси, как правило, заключается в том, чтобы добиться необходимого времени ее жизнеспособности, то есть обеспечить требуемую подвижность смеси в процессе транспортировки до объекта строительства и укладки в конструкцию опалубки.

К слову, это особенно важно, если опалубка имеет сложную форму или возводятся тонкостенные конструкции. Кроме того, при работе с высокоподвижными бетонными смесями снижаются риски появления пустот, которые влияют на прочность конструкции. Отвечают за этот процесс пластифицирующие добавки. По силе своего воздействия эти добавки делятся на пластификаторы, суперпластификаторы и гиперпластификаторы. Именно они обеспечивают требуемую подвижность и так называемую удобоукладываемость смеси в течение требуемого времени.

Это особенно актуально в случае строительства частных загородных домов или в условиях плотной городской застройки, которые находятся, как правило, на значительном удалении от бетонных заводов. Кроме того, именно эти добавки позволяют отрегулировать водоредуцирование смеси, то есть сократить необходимое количество воды в рецептуре без ущерба для пластичности, что приводит к значительному повышению прочности бетона и обеспечивает повышение водонепроницаемости и морозостойкости.
Центр инноваций INES
© Pezo von Ellrichshausen

После заливки отделить
Одновременно с началом работ по оптимизации бетонной смеси необходимо подобрать и подходящие смазки для опалубки. Эти составы позволят отделить опалубку от бетонной поверхности, причем сделать это так, чтобы никакие дополнительные механические очистки не требовались. Видов смазок огромное количество, они различаются по химической основе: синтетические, минеральные, органические, комбинированные и др. В качестве растворителей в смазках могут применяться водные эмульсии или органические растворители. Общее правило гласит, что любая смазка должна наноситься как можно более тонким слоем, поскольку ее избыточное количество может привести к появлению дефектов или пятен на лицевой поверхности бетона. Есть смазки, наносящиеся тончайшим мелкодисперсным слоем, который образуется после испарения растворителя.

Единых рекомендаций о том, какой тип смазки подойдет для выбранной опалубки, не существует. Какие-то считаются универсальными и могут применяться на разных типах опалубки, а какие-то предназначены только для одного конкретного вида.

Например, деревянная опалубка может «забирать» воду из смеси, что может плохо отразиться на качестве финальной поверхности, поэтому требует более вдумчивого выбора покрывающих веществ. Для металлических же опалубок на первое место выходят антикоррозионные свойства смазки, то есть наличие в продукте эффективных ингибиторов коррозии стали. На выбор влияет и то, что бетон во время заливки нагревается, причем чем дольше идет этот процесс, тем более высоких температур он достигает, поэтому если предстоит заливка массивных конструкций, смазка должна обладать хорошей термостойкостью, иначе она просто выгорит и бетон прилипнет к формам.

Опыт производителей смазок и опалубки подсказывает всегда проводить пробные тесты с использованием конкретных типов покрытий. Затраченные время и средства окупятся с лихвой, так как ошибки в конечном счете обойдутся гораздо дороже.
  • zooming
    Здание страховой компании Baloise
    Фото © Bas Princen
  • zooming
    Коворкинг Base4Work
    Фотография © BoysPlayNice Photography & Concept

Цветовая дифференциация
При работе с открытыми бетонными поверхностями очень важен и сам их цвет, и главное, его однородность. Последнее относится к категории относительных понятий, поскольку архитектурный бетон, как материал очень живой, постоянно меняет свои визуальные характеристики в зависимости от освещенности и ракурса. Но для того, чтобы эта переменчивость была эстетически привлекательной, поверхность стены или фасада, конечно, не должна содержать фрагментов откровенно разных оттенков. Для достижения такого эффекта необходимо следить за тем, чтобы весь применяемый на объекте бетон был изготовлен из одной и той же смеси (и здесь на первый план выходит правильность расчетов необходимого коли- чества материала). Но понятно, что в реалиях стройки это требование выполнимо далеко не всегда. И тогда на помощь архитекторам и строителям приходят красящие пигменты.

Пигменты – это неорганические или органические вещества, которые добавляются в бетонную смесь в процессе её производства. Как правило, сегодня применяются либо минеральные (на основе оксидов металлов), либо кислотные (органические) красители. Последние вступают с цементным раствором в химическую реакцию, благодаря чему конечный результат выглядит максимально реалистично, однако минеральные пигменты зарекомендовали себя как более долговечные и устойчивые к внешним воздействиям, в том числе к воздействию ультрафиолета.

Важно помнить о том, что на оконча- тельный цвет бетона влияет комплекс различных факторов – процент содержания красителя в смеси (как правило, это 1–5%), тонкость помола пигмента, его устойчивость к щелочной бетонной среде, а также атмосферостойкость.

Но, конечно, в самую первую очередь на финальный цвет влияет то, что бетон имеет собственный, в большинстве случаев серый оттенок. Именно по этой причине конечный оттенок всегда будет темнее чистых цветов, а добиться белого оттенка с помощью красителей невозможно.

По-настоящему белый цвет изделий достигается только путем применения максимально светлых компонентов: белого цемента, щебня из мрамора и мраморного песка. А самые чистые тона, соответственно, получаются при пигментировании белого бетона! Единственный недостаток – это, увы, более высокая стоимость полученной таким образом палитры поверхности.
  • zooming
    Площадь Элефтерия. Реконструкция
    Фото © Laurian Ghinitoiu
  • zooming
    The REACH – расширение Центра исполнительских искусств Дж.Ф. Кеннеди
    Фотография © Richard Barnes

Секрет фактуры
Различные замедлители схватывания редко применяются в частном жилом строительстве и скорее нужны при реализации крупных и сложных объектов. Тем не менее иногда архитекторы сознательно их используют, поскольку они дают возможность создать необычную по своей фактуре поверхность. Эти материалы обычно наносятся на поверхность опалубки, или просто сверху на горизонтальную бетонную поверхность. В результате тонкий верхний слой бетона (2–5 мм), с которым соприкасался замедлитель, не набирает прочность и его можно легко счистить щеткой или струей воды под давлением после распалубки конструкции, обнажив крупный заполнитель. Фактура конечной поверхности в таком случае зависит от типа использованного заполнителя.

Стабильность в непростое время
При изготовлении бетонной смеси технологи практически всегда сталкиваются с особенностями оснащения бетонных заводов и дефицитом необходимых компонентов. Неизбежные в такой ситуации компромиссы приводят к тому, что «идеальная рецептура» дает сбой в виде нестабильности распределения заполнителей в объеме, незначитель- ного расслоения, водоотделения на поверхности. Все эти проблемы компенсируются благодаря использованию современных стабилизаторов. Они позволяют производить высокоподвижные бетонные смеси с высокой устойчивостью к расслоению, улучшают удобоукладываемость и уплотняемость, дают возможность использовать заполнители с неоптимальными характеристиками.
Дайкман – Бьёрвика, главная библиотека Осло
Фото © Einar Aslaksen

Уберечь от влаги
Самый главный враг бетона – это, конечно же, вода. В ней содержатся соли и другие химические элементы, а также органические элементы, например споры плесени. Бетон – это пористый материал и очень хорошо впитывает воду, которая впоследствии вызывает процессы, разрушающие материал изнутри.

Для защиты бетонных поверхностей наносят прозрачные гидрофобные покрытия на основе силанов, силоксанов или силиконов, а также их комбинаций. Первые соединения, благодаря мельчайшему размеру молекул, проникают глубоко в поверхность бетона и обеспечивают долговечную надежную защиту, эффективно работающую даже в жестких условиях, но это довольно дорогие составы.

Все современные химические средства, используемые при работе с бетоном, как правило, безопасны для человека. Составляющие самой смеси, если они добыты с соблюдением установленных правил, не несут никакой угрозы. Химические добавки и средства обработки высокого качества не содержат формалинов и других ядовитых веществ, способных оказывать длительное негативное воздействие на здоровье человека.

Иными словами, достаточно соблюдать необходимые меры предосторожности в процессе нанесения защитных средств, а также обеспечить достаточное проветривание после них, если работы проводятся во внутренних помещениях, и поверхности, выполненные из архитектурного бетона, будут радовать не только своей брутальной красотой, но и долговечностью.

Силоксаны действуют примерно так же, но проникают не так глубоко, что сказывается на меньшем сервисном периоде покрытий. Впрочем, для частного жилого строительства покрытия на их основе будет достаточно. И важно помнить о том, что любое покрытие не действует бесконечно: за состоянием бетонных поверхностей необходимо следить и при необходимости через несколько лет нанести защитный слой повторно.

Во внутренних помещениях, если, конечно, речь не идет о ванной комнате или бассейне, обработка гидрофобным составом практически не требуется. Здесь обычно используются низкоконцентрированные гидрофобизаторы. Подобный грунтовочный слой, часто на латексной основе, немного матирует поверхность, а также обладает обеспыливающим и антистатическим эффектом.

24 Апреля 2024

Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
информационный проект