Важные дополнения. Смеси и добавки

О тонкостях химии, пропорций смеси, цветовых и фактурных сочетаниях – объясняет специалист.

mainImg
Химия для архитектурного бетона
В современной практике ни одна бетонная смесь не обходится без химических добавок. В случаях, когда ключевую роль в проекте играют высокие требования к поверхности конструкций и их долговечности, качество специальной химии приобретает критически важное значение. В работе с архитектурным бетоном каждая, даже небольшая, ошибка приводит к последствиям, которые практически невозможно исправить без серьезных финансовых и временных затрат, поэтому грамотный выбор химических добавок, смазок и средств для финальной обработки и защиты бетонных поверхностей необходимо начать как можно раньше, в идеале уже на стадии проектирования, и вести эту работу в тесном контакте с профессионалами.

В поисках идеальных пропорций
Первое, с чего должен начинаться любой проект с применением архитектурного бетона, – это работа по подбору и адаптации наиболее подходящего рецепта самой смеси. Именно оптимально подобранный состав смеси позволит получить результат, отвечающий поставленным архитектурным и конструкторским задачам. Необходимо учесть сложную совокупность факторов: удалённость бетонного завода, время года, в которое планируется проводить бетонные работы, тип опалубки, способ укладки и виброуплотнения и т. д. Пожалуй, степень важности рецепта бетонной смеси проще всего понять, проводя аналогию с процессом выпекания хлеба: даже в очень дорогой форме и в самой технологичной современной печи вы никогда не испечете вкусный хлеб, если возьмете для него некачественную муку, не станете соблюдать пропорции и плохо замесите тесто.

Одна из главных задач «авторов» смеси, как правило, заключается в том, чтобы добиться необходимого времени ее жизнеспособности, то есть обеспечить требуемую подвижность смеси в процессе транспортировки до объекта строительства и укладки в конструкцию опалубки.

К слову, это особенно важно, если опалубка имеет сложную форму или возводятся тонкостенные конструкции. Кроме того, при работе с высокоподвижными бетонными смесями снижаются риски появления пустот, которые влияют на прочность конструкции. Отвечают за этот процесс пластифицирующие добавки. По силе своего воздействия эти добавки делятся на пластификаторы, суперпластификаторы и гиперпластификаторы. Именно они обеспечивают требуемую подвижность и так называемую удобоукладываемость смеси в течение требуемого времени.

Это особенно актуально в случае строительства частных загородных домов или в условиях плотной городской застройки, которые находятся, как правило, на значительном удалении от бетонных заводов. Кроме того, именно эти добавки позволяют отрегулировать водоредуцирование смеси, то есть сократить необходимое количество воды в рецептуре без ущерба для пластичности, что приводит к значительному повышению прочности бетона и обеспечивает повышение водонепроницаемости и морозостойкости.
Центр инноваций INES
© Pezo von Ellrichshausen

После заливки отделить
Одновременно с началом работ по оптимизации бетонной смеси необходимо подобрать и подходящие смазки для опалубки. Эти составы позволят отделить опалубку от бетонной поверхности, причем сделать это так, чтобы никакие дополнительные механические очистки не требовались. Видов смазок огромное количество, они различаются по химической основе: синтетические, минеральные, органические, комбинированные и др. В качестве растворителей в смазках могут применяться водные эмульсии или органические растворители. Общее правило гласит, что любая смазка должна наноситься как можно более тонким слоем, поскольку ее избыточное количество может привести к появлению дефектов или пятен на лицевой поверхности бетона. Есть смазки, наносящиеся тончайшим мелкодисперсным слоем, который образуется после испарения растворителя.

Единых рекомендаций о том, какой тип смазки подойдет для выбранной опалубки, не существует. Какие-то считаются универсальными и могут применяться на разных типах опалубки, а какие-то предназначены только для одного конкретного вида.

Например, деревянная опалубка может «забирать» воду из смеси, что может плохо отразиться на качестве финальной поверхности, поэтому требует более вдумчивого выбора покрывающих веществ. Для металлических же опалубок на первое место выходят антикоррозионные свойства смазки, то есть наличие в продукте эффективных ингибиторов коррозии стали. На выбор влияет и то, что бетон во время заливки нагревается, причем чем дольше идет этот процесс, тем более высоких температур он достигает, поэтому если предстоит заливка массивных конструкций, смазка должна обладать хорошей термостойкостью, иначе она просто выгорит и бетон прилипнет к формам.

Опыт производителей смазок и опалубки подсказывает всегда проводить пробные тесты с использованием конкретных типов покрытий. Затраченные время и средства окупятся с лихвой, так как ошибки в конечном счете обойдутся гораздо дороже.
  • zooming
    Здание страховой компании Baloise
    Фото © Bas Princen
  • zooming
    Коворкинг Base4Work
    Фотография © BoysPlayNice Photography & Concept

Цветовая дифференциация
При работе с открытыми бетонными поверхностями очень важен и сам их цвет, и главное, его однородность. Последнее относится к категории относительных понятий, поскольку архитектурный бетон, как материал очень живой, постоянно меняет свои визуальные характеристики в зависимости от освещенности и ракурса. Но для того, чтобы эта переменчивость была эстетически привлекательной, поверхность стены или фасада, конечно, не должна содержать фрагментов откровенно разных оттенков. Для достижения такого эффекта необходимо следить за тем, чтобы весь применяемый на объекте бетон был изготовлен из одной и той же смеси (и здесь на первый план выходит правильность расчетов необходимого коли- чества материала). Но понятно, что в реалиях стройки это требование выполнимо далеко не всегда. И тогда на помощь архитекторам и строителям приходят красящие пигменты.

Пигменты – это неорганические или органические вещества, которые добавляются в бетонную смесь в процессе её производства. Как правило, сегодня применяются либо минеральные (на основе оксидов металлов), либо кислотные (органические) красители. Последние вступают с цементным раствором в химическую реакцию, благодаря чему конечный результат выглядит максимально реалистично, однако минеральные пигменты зарекомендовали себя как более долговечные и устойчивые к внешним воздействиям, в том числе к воздействию ультрафиолета.

Важно помнить о том, что на оконча- тельный цвет бетона влияет комплекс различных факторов – процент содержания красителя в смеси (как правило, это 1–5%), тонкость помола пигмента, его устойчивость к щелочной бетонной среде, а также атмосферостойкость.

Но, конечно, в самую первую очередь на финальный цвет влияет то, что бетон имеет собственный, в большинстве случаев серый оттенок. Именно по этой причине конечный оттенок всегда будет темнее чистых цветов, а добиться белого оттенка с помощью красителей невозможно.

По-настоящему белый цвет изделий достигается только путем применения максимально светлых компонентов: белого цемента, щебня из мрамора и мраморного песка. А самые чистые тона, соответственно, получаются при пигментировании белого бетона! Единственный недостаток – это, увы, более высокая стоимость полученной таким образом палитры поверхности.
  • zooming
    Площадь Элефтерия. Реконструкция
    Фото © Laurian Ghinitoiu
  • zooming
    The REACH – расширение Центра исполнительских искусств Дж.Ф. Кеннеди
    Фотография © Richard Barnes

Секрет фактуры
Различные замедлители схватывания редко применяются в частном жилом строительстве и скорее нужны при реализации крупных и сложных объектов. Тем не менее иногда архитекторы сознательно их используют, поскольку они дают возможность создать необычную по своей фактуре поверхность. Эти материалы обычно наносятся на поверхность опалубки, или просто сверху на горизонтальную бетонную поверхность. В результате тонкий верхний слой бетона (2–5 мм), с которым соприкасался замедлитель, не набирает прочность и его можно легко счистить щеткой или струей воды под давлением после распалубки конструкции, обнажив крупный заполнитель. Фактура конечной поверхности в таком случае зависит от типа использованного заполнителя.

Стабильность в непростое время
При изготовлении бетонной смеси технологи практически всегда сталкиваются с особенностями оснащения бетонных заводов и дефицитом необходимых компонентов. Неизбежные в такой ситуации компромиссы приводят к тому, что «идеальная рецептура» дает сбой в виде нестабильности распределения заполнителей в объеме, незначитель- ного расслоения, водоотделения на поверхности. Все эти проблемы компенсируются благодаря использованию современных стабилизаторов. Они позволяют производить высокоподвижные бетонные смеси с высокой устойчивостью к расслоению, улучшают удобоукладываемость и уплотняемость, дают возможность использовать заполнители с неоптимальными характеристиками.
Дайкман – Бьёрвика, главная библиотека Осло
Фото © Einar Aslaksen

Уберечь от влаги
Самый главный враг бетона – это, конечно же, вода. В ней содержатся соли и другие химические элементы, а также органические элементы, например споры плесени. Бетон – это пористый материал и очень хорошо впитывает воду, которая впоследствии вызывает процессы, разрушающие материал изнутри.

Для защиты бетонных поверхностей наносят прозрачные гидрофобные покрытия на основе силанов, силоксанов или силиконов, а также их комбинаций. Первые соединения, благодаря мельчайшему размеру молекул, проникают глубоко в поверхность бетона и обеспечивают долговечную надежную защиту, эффективно работающую даже в жестких условиях, но это довольно дорогие составы.

Все современные химические средства, используемые при работе с бетоном, как правило, безопасны для человека. Составляющие самой смеси, если они добыты с соблюдением установленных правил, не несут никакой угрозы. Химические добавки и средства обработки высокого качества не содержат формалинов и других ядовитых веществ, способных оказывать длительное негативное воздействие на здоровье человека.

Иными словами, достаточно соблюдать необходимые меры предосторожности в процессе нанесения защитных средств, а также обеспечить достаточное проветривание после них, если работы проводятся во внутренних помещениях, и поверхности, выполненные из архитектурного бетона, будут радовать не только своей брутальной красотой, но и долговечностью.

Силоксаны действуют примерно так же, но проникают не так глубоко, что сказывается на меньшем сервисном периоде покрытий. Впрочем, для частного жилого строительства покрытия на их основе будет достаточно. И важно помнить о том, что любое покрытие не действует бесконечно: за состоянием бетонных поверхностей необходимо следить и при необходимости через несколько лет нанести защитный слой повторно.

Во внутренних помещениях, если, конечно, речь не идет о ванной комнате или бассейне, обработка гидрофобным составом практически не требуется. Здесь обычно используются низкоконцентрированные гидрофобизаторы. Подобный грунтовочный слой, часто на латексной основе, немного матирует поверхность, а также обладает обеспыливающим и антистатическим эффектом.

24 Апреля 2024

Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.
информационный проект