Мануал специалиста

Объяснение различий между разными видами бетона: конструктивным, лицевым, архитектурным, фактурным и прочим – и расшифровка технических особенностей и требований к современному бетону. Подробности в тексте.

mainImg
Конструктивный 
Бетон, предназначенный для изготовления несущих строительных конструкций. К таким конструкциям предъявляются лишь требования, связанные с несущей способностью, однако это не означает, что они не могут использоваться в интерьере. Присутствие такого бетона в необработанном виде вполне допустимо, но для архитектора это, конечно, неизбежно станет дополнительным художественным вызовом – ему предстоит придумать, как именно поверхности такого рода можно сделать неотъемлемой частью обитаемого интерьера (офисного или рабочего).
Стадион в Цюйчжоу
Фотография CreatAR Images © MAD Architects

  • zooming
    1 / 3
    Посетительский центр Геологического парка Бухайс
    Фото © Tim Sheridan
  • zooming
    2 / 3
    Площадь Элефтерия. Реконструкция
    Фото © K.Arkatites
  • zooming
    3 / 3
    Харбинский центр дизайна
    Фото © Xu Yiwen
Лицевой
Бетон, к конструкциям из которого предъявляются требования не только по несущей способности, но и по классу поверхности. Соответственно, это бетон с высоким качеством поверхности, которое делает возможным его использование в помещениях любого назначения без какой-либо дополнительной отделки.
  • zooming
    Галерея Джеймса Симона
    Фото © Ute Zscharnt for David Chipperfield Architects
  • zooming
    Кантональный музей изящных искусств в Лозанне
    Фото © Simon Menges
Архитектурный
Бетон, который помимо высокого качества поверхности также может похвастаться заданным рисунком и цветом. Иными словами, это бетон, отлитый во имя эстетики под чутким наблюдением архитектора, который определяет оттенок в соответствии с концепцией проекта, а также вручную режиссирует шаг шпилек и рисунок швов.

В глоссариях тематических сайтов и переводных изданий также можно встретить такие определения, как декоративный, скульптурный или архбетон, но они, скорее, указывают на типологию реализованных из данного материала объектов, чем на сам тип – по большому счету, это тот же архитектурный бетон, использованный для реализации различных художественных замыслов.

Основные типы поверхности архитектурного бетона

Естественный
Бетон, имеющий ровную невскрытую бездефектную поверхность и приготовленный без использования красителей, в основном белого или различных оттенков серого пигмента. Из такого типа бетона изготавливается подавляющее большинство несущих конструкций.
Фактурный
Поверхность, имеющая фактуру, то есть выступающие или вдавленные формы различной конфигурации.
Штаб-квартира ST International и арт-пространство SONGEUN
Фото © Jihyun Jung. All rights reserved
Обработанный
Бетон, имеющий колотую или специальным образом обработанную поверхность со вскрытыми заполнителями. Это отшлифованные, отпескоструенные, протравленные или обработанные различными другими способами поверхности.
Цветной
Бетон, залитый из смеси с содержанием минеральных или органических красителей.
  • zooming
    1 / 3
    Датский неврологический центр
    © BIG
  • zooming
    2 / 3
    Центр инноваций INES
    © Pezo von Ellrichshausen
  • zooming
    3 / 3
    Центр инноваций INES
    © Pezo von Ellrichshausen

Основные технологические факторы, влияющие на качество поверхности бетона

Качество опалубки
Бесспорно, наиболее значимый фактор – это качество опалубки, то есть специальной вспомогательной конструкции, которая в процессе заливки служит для придания монолиту желаемых параметров, в первую очередь таких как геометрия и структура поверхности, а по окончании работ удаляется.
Смазка поверхности опалубки
Не менее важный по значению фактор – это смазка поверхности опалубки. Она необходима для того, чтобы облегчить отделение опалубки от бетона, обладающего адгезией к поверхности любого оборудования. Смазку необходимо наносить тонким слоем по всей поверхности опалубки – и только после возведения арматурного каркаса. Перед применением бетонно-отделяющих средств обязательно нужно использовать его на тестовых образцах, чтобы понять, как он взаимодействует с конкретной бетонной смесью.
Технология укладки и уплотнения бетонных смесей
Разрабатывается на стадии анализа рабочих чертежей и приводится в проекте производства работ или в специальном технологическом регламенте. Здесь одинаково важны и направление подачи бетонной смеси (должна производиться соосно с осью конструкции), и степень ее уплотнения. В частности, если направление подачи бетонной смеси будет находиться под углом к оси конструкции, то часть содержащегося в смеси щебня может, отскакивая от арматуры и опалубки, сосредотачиваться в защитном слое бетона – это неизбежно приведет к щебенистости на поверхности. Что же касается уплотнения, то даже высокоподвижные бетонные смеси необходимо уплотнять в опалубке слоями толщиной не более 50 см – в противном случае воздух будет выгоняться и оставаться на опалубке, что, опять же, скажется на качестве финальной поверхности самым плачевым образом.
Толщина защитного слоя
Позволяет избежать проявления арматурного каркаса на бетонной поверхности. В отечественных нормах толщина защитного слоя продиктована несущей способностью бетона, а также соображениями защиты от коррозии и, к сожалению, никак не связана с эстетикой. В тех случаях, когда высокое качество финальной поверхности критически важно для архитектуры объекта, строители советуют увеличивать защитный слой – со стандартных 50 мм до 70 или даже 80 мм. Однако при слишком большой величине защитного слоя возникают свои риски – например, повышается вероятность появления усадочных трещин.
Соблюдение сроков выдерживания бетона в конструкции и корректная распалубка
При оценке качества бетонной поверхности важно помнить о том, что сразу после распалубливания на бетонной поверхности могут быть желтые подтеки, которые оставляет бетонноотделяющее средство. Природа бетона такова, что все эти проявления выветриваются со временем, а подтеки, соответственно, устраняются.
График поставки смесей на площадку
Если объем смесей будет приходить на стройплощадку неравномерно, то в конструкции будут образовываться холодные швы, что непосредственным образом отразится на качестве поверхности. Важно помнить о том, что даже если в массиве конструкции смесь с помощью вибраторов будет усреднена, в защитном слое, куда вибрация достигает в меньшей степени, технологические швы будут видны.
Транспортирование бетонных смесей
Обычно для смеси архитектурного бетона строители рекомендуют использовать отдельный узел приготовления бетона и отдельный парк транспортных средств. Это связано с тем, что в любом бетоносмесителе, бетоновозе и бетононасосе остаются фрагменты предыдущих смесей – остатки будут перемешиваться с новой смесью и неизбежно «проступят» на поверхности конструкции.

Влияние климата на проектирование и реализацию конструкций

Основная особенность работы с архитектурным бетоном в России связана с климатом нашей страны. В отличие от многих «бетонных» держав, у нас каждый год бывают холодные зимы, а значит, любой фасад здания, предназначенного для долгосрочного пребывания людей, требует утепления. В каком-то смысле это противоречит самой идее архитектурного бетона, то есть поверхности, которая не требует никакой дальнейшей отделки. Но выход, конечно, есть – и заключается он в реализации трехслойных конструкций, то есть внешней и внутренней стен, между которыми размещается теплоизоляционный слой.

При условии, что обе стены отливаются из бетона, мы и получаем здание, которое демонстрирует красоту естественной поверхности бетона как снаружи, так и изнутри.

Конечно, по такой технологии здание возводится дольше, чем его «одностенный» аналог в теплом климате, однако у объектов, построенных именно таким образом, есть ряд неоспоримых преимуществ. Это, прежде всего, повышенная звукоизоляция всех внутренних пространств и их в прямом смысле надежность – такой дом является очень крепким, устойчивым и, как следствие, долговечным.

Вопрос сезонности строительных работ возникает у любого, кто связан с архитектурным бетоном. Заливать бетон при отрицательных температурах нежелательно – это может непредсказуемо повлиять на цвет итоговой поверхности (это особенно не рекомендуется делать, если соседняя стена заливалась при более теплой погоде – когда бетон наберет прочность, он, скорее всего, приобретет другой оттенок), а также способствовать появлению дополнительных усадочных трещин. Вывод: для того, чтобы не останавливать стройку зимой, необходим защитный тепловой контур, а при сильных морозах работы в любом случае придется прервать.

И, конечно, очень важен уход за бетоном после заливки. Бетон – это единственный строительный материал, который со временем улучшает свои свойства. Если за ним не ухаживать, если не следить за тем, как будут осуществляться температурные отвердения бетона, то в нем могут возникнуть необратимые дефекты, особенно вероятные зимой, в период резкого скачка температур.

Проектирование конструкций из архитектурного бетона

Существующие нормативные документы фактически никак не учитывают интересы ценителей архитектурного бетона. Иными словами, стандарты качества поверхности не удовлетворяют тем высоким критериям эстетики, которые являются синонимами данной разновидности бетона. Для преодоления этой коллизии необходимы конструкторы, понимающие суть архбетона и умеющие проектировать конструкции с учетом предъявляемых к нему требований.

Прежде всего, анализируя проект, подготовленный архитектором, конструктор сможет выявить наиболее сложные с точки зрения качества финишной поверхности элементы и узлы. К числу таких относятся стены протяженностью более 20 метров, консоли сложной формы, острые углы, слишком значительные проемы или перепады сечений перекрытий и опор.

Проанализировав проект и проговорив с архитектором наиболее рискованные моменты, конструктор приступает к разработке своего раздела, в который входят развертки стен с коммуникациями, решения по конструктиву и узлам примыкания стен и перекрытий. Отдельная задача в работе с архитектурным бетоном – это проектирование арматуры. Здесь важно найти оптимальное соотношение диаметра самой арматуры и толщины защитного слоя бетона.

Как правило, для конструкций из архитектурного бетона применяется арматура намного меньшего диаметра, чем для стандартных ЖБИ. Однако применение диаметров 18, 14 и тем более 12 мм диктует меньший шаг между элементами каркаса, а также нередко и введение дополнительных сеток. Важно подчеркнуть, что речь в данном случае идет не об усилении несущей способности финальной конструкции, а именно об эстетике получаемой поверхности – тщательный расчет арматуры и сокращение ее диаметров позволяет избежать даже минимальных трещин (допустимых в бетонных поверхностях низких классов). Сильно ли это увеличивает стоимость строительства? Скорее, делает его более трудоемким, поскольку предписывает большее количество стыков и операций по вязке арматуры.

Важно помнить и о том, что от объема арматуры зависит подвижность бетонных смесей. Если ваша конструкция насыщена арматурой, то уложить туда бетонную смесь низкой подвижности практически невозможно без дефектов, поскольку провибрировать защитный слой в этом случае очень сложно. Строители рекомендуют: в такой ситуации лучшим выбором являются самоуплотняющиеся смеси.

Еще одна зона ответственности конструктора – расположение технологических швов, то есть стыков между различными участками монолита. Для того, чтобы гарантировать долговечность объекта и защитить его от разрушения при длительной эксплуатации, эти швы должны всегда приходиться на зоны минимальных усилий.

Отдельным вызовом для конструкторов становятся консоли. Стандартные нормы допускают довольно сильный прогиб этого типа конструкций, но этот подход не удовлетворяет требований ни по остеклению, ни по использованию архитектурного бетона как финишного материала. Поэтому конструкторы ужесточают требования: вместо стандартного прогиба в 2 см они закладывают в проект максимум 1–2 мм – это позволяет сохранить качество поверхности. Ограничивает ли это габариты самой консоли? Совсем нет – при грамотных расчетах, а также специально предусмотренных мерах (дополнительные несущие конструкции, увеличение сечений узлов примыкания и т. д.) может быть реализована практически любая фантазия архитектора.

Нередко при проектировании объектов из архитектурного бетона к конструкторам обращаются и с запросом об уменьшении нагрузки на перекрытия. Мол, бетон – это по определению очень тяжелый материал. Чисто теоретически уменьшить вес бетонной стены можно, спроектировав в ней пустоты, но это неизбежно скажется на стоимости арматуры и производства строительных работ, а также на их сроках. Поэтому конструкторы, работающие с архбетоном, как правило, советуют ограничиться усилением фундамента и не усложнять конструкцию стен в целях уменьшения их веса.

Тестовый образец

Проекты с лицевым архитектурным бетоном по своей сложности кардинально отличаются от любых других монолитов. Реализуя такой проект, очень важно, во-первых, подобрать команду профессионалов-единомышленников, а во-вторых, на самом раннем этапе найти соотношение цвета и фактуры поверхности, которая будет устраивать всех участников процесса.

И поскольку ни цвет, ни фактуру бетона невозможно заранее предсказать на 100 процентов (это сильно зависит и от помола цемента, и от качества заполнителя, и даже от расстояния от завода до участка), начинать строительство рекомендуется с изготовления тестового образца – так называемого мокапа. Обычно это или колонна, или фрагмент стены, демонстрирующий цвет и тип конструкции. После того, как архитектор и заказчик одобрили образец и согласились, что на данном объекте архитектурный бетон будет соответствовать именно таким характеристикам, начинается процесс собственно заливки.

24 Апреля 2024

Технологии и материалы
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Очередная революция
В Сеуле завершен первый в Южной Корее Музей робототехники и искусственного интеллекта RAIM по проекту турецкого бюро Melike Altınışık Architects. Само здание можно тоже считать частью экспозиции.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Арт-лабаз
К своему 800-летию Юрьевец планирует обзавестись арт-резиденцией, которая займет здание лабаза – исторической деревянной постройки, сохранившейся недалеко от дома-музея Весниных. В проекте приспособления бюро APRELarchitetcs руководствуется идеями знаменитых братьев-архитекторов и на первый план выводит подлинные конструкции.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Блинчик с арабеской
В Дубае открылся ресторан сети «БлинБери», интерьер которого разработала волгоградская студия Rogojnikov&Sorokin. С помощью резных панелей из фанеры архитекторы решили сразу несколько задач: придали помещению с высокими потолками уюта, закрыли инженерные коммуникации и объединили символы двух культур.
Вера и каштаны
Интерьеру кафе в Воронеже, названному в честь Веры Комиссаржевской, бюро Tou Architects придало театральности за счет акцентной стены с мозаикой, в которой зашифрован важный городской символ. «Мозаику-приму» оттеняют винтажная мебель, темное дерево и фактурная штукатурка.
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Пресса: Архитектор Максим Атаянц — о выставке «Три времени...
Как не думать о Римской империи, когда в Пушкинском музее в Москве только что прошла эстетская выставка «Три времени Рима»? И теперь гравюры из коллекции, которую архитектор Максим Атаянц собирал долгие годы, обсуждают урбанисты со всей страны: вновь оказалось, что древнейший мегаполис — это база, и мы до сих пор не выучили его уроки.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Завтрак у воды
На набережной в Волгограде открылась кофейня, над интерьерами которой работало бюро Rogojnikov&Sorokin. Архитекторы подчеркнули преимущества советского неоклассического павильона, в котором когда-то продавали мороженое, добавив современных деталей и непринужденного шика
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Залететь в тренды
Бюро Izi Design спроектировало для Ульяновска гибридное двухуровневое пространство, которое объединяет ресторан, студию флористики, лекторий и салон красоты. Интерьеры предлагают посетителям череду популярных в последнее время приемов: от оливкового дерева в кадке до шлакоблоков в качестве элемента дизайна.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Под руководством архитекторов
100-километровая лондонская линия Елизаветы, охватывающая 41 подземную и надземную станцию и обслуживающая более 200 млн пассажиров в год, получила Премию Стерлинга как лучшее сооружение Великобритании-2024.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Планета людей
Пятиэтажный коворкинг-хаб в Бишкеке привлекает резидентов комфортными рабочими местами, а также ярким дизайном: интерьерами занималось сразу несколько бюро, развивая темы воды, леса, земли и неба. За архитектурную концепцию и первый этаж отвечали Tsarik Architecture.
Город в миниатюре
Новая детская больница по проекту Herzog & de Meuron в Цюрихе реализована как функциональная и одновременно гуманная и разнообразная среда, поддерживающая пациентов и врачей.
Осмысление острова
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева в 2024 году. Две из них посвящены включению комплекса крематория и колумбария в пейзаж Канонерского острова, а третья – океанариуму как якорному объекту западной оконечности Безымянного полуострова.
Кирпич в динамике
Ажурный фасад из кирпича защищает офисное здание в Хошимине по проекту местного бюро Tropical Space от солнца; часть его панелей можно раскрывать как ставни.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
информационный проект