Мануал специалиста

Объяснение различий между разными видами бетона: конструктивным, лицевым, архитектурным, фактурным и прочим – и расшифровка технических особенностей и требований к современному бетону. Подробности в тексте.

mainImg
Конструктивный 
Бетон, предназначенный для изготовления несущих строительных конструкций. К таким конструкциям предъявляются лишь требования, связанные с несущей способностью, однако это не означает, что они не могут использоваться в интерьере. Присутствие такого бетона в необработанном виде вполне допустимо, но для архитектора это, конечно, неизбежно станет дополнительным художественным вызовом – ему предстоит придумать, как именно поверхности такого рода можно сделать неотъемлемой частью обитаемого интерьера (офисного или рабочего).
Стадион в Цюйчжоу
Фотография CreatAR Images © MAD Architects

  • zooming
    1 / 3
    Посетительский центр Геологического парка Бухайс
    Фото © Tim Sheridan
  • zooming
    2 / 3
    Площадь Элефтерия. Реконструкция
    Фото © K.Arkatites
  • zooming
    3 / 3
    Харбинский центр дизайна
    Фото © Xu Yiwen
Лицевой
Бетон, к конструкциям из которого предъявляются требования не только по несущей способности, но и по классу поверхности. Соответственно, это бетон с высоким качеством поверхности, которое делает возможным его использование в помещениях любого назначения без какой-либо дополнительной отделки.
  • zooming
    Галерея Джеймса Симона
    Фото © Ute Zscharnt for David Chipperfield Architects
  • zooming
    Кантональный музей изящных искусств в Лозанне
    Фото © Simon Menges
Архитектурный
Бетон, который помимо высокого качества поверхности также может похвастаться заданным рисунком и цветом. Иными словами, это бетон, отлитый во имя эстетики под чутким наблюдением архитектора, который определяет оттенок в соответствии с концепцией проекта, а также вручную режиссирует шаг шпилек и рисунок швов.

В глоссариях тематических сайтов и переводных изданий также можно встретить такие определения, как декоративный, скульптурный или архбетон, но они, скорее, указывают на типологию реализованных из данного материала объектов, чем на сам тип – по большому счету, это тот же архитектурный бетон, использованный для реализации различных художественных замыслов.

Основные типы поверхности архитектурного бетона

Естественный
Бетон, имеющий ровную невскрытую бездефектную поверхность и приготовленный без использования красителей, в основном белого или различных оттенков серого пигмента. Из такого типа бетона изготавливается подавляющее большинство несущих конструкций.
Фактурный
Поверхность, имеющая фактуру, то есть выступающие или вдавленные формы различной конфигурации.
Штаб-квартира ST International и арт-пространство SONGEUN
Фото © Jihyun Jung. All rights reserved
Обработанный
Бетон, имеющий колотую или специальным образом обработанную поверхность со вскрытыми заполнителями. Это отшлифованные, отпескоструенные, протравленные или обработанные различными другими способами поверхности.
Цветной
Бетон, залитый из смеси с содержанием минеральных или органических красителей.
  • zooming
    1 / 3
    Датский неврологический центр
    © BIG
  • zooming
    2 / 3
    Центр инноваций INES
    © Pezo von Ellrichshausen
  • zooming
    3 / 3
    Центр инноваций INES
    © Pezo von Ellrichshausen

Основные технологические факторы, влияющие на качество поверхности бетона

Качество опалубки
Бесспорно, наиболее значимый фактор – это качество опалубки, то есть специальной вспомогательной конструкции, которая в процессе заливки служит для придания монолиту желаемых параметров, в первую очередь таких как геометрия и структура поверхности, а по окончании работ удаляется.
Смазка поверхности опалубки
Не менее важный по значению фактор – это смазка поверхности опалубки. Она необходима для того, чтобы облегчить отделение опалубки от бетона, обладающего адгезией к поверхности любого оборудования. Смазку необходимо наносить тонким слоем по всей поверхности опалубки – и только после возведения арматурного каркаса. Перед применением бетонно-отделяющих средств обязательно нужно использовать его на тестовых образцах, чтобы понять, как он взаимодействует с конкретной бетонной смесью.
Технология укладки и уплотнения бетонных смесей
Разрабатывается на стадии анализа рабочих чертежей и приводится в проекте производства работ или в специальном технологическом регламенте. Здесь одинаково важны и направление подачи бетонной смеси (должна производиться соосно с осью конструкции), и степень ее уплотнения. В частности, если направление подачи бетонной смеси будет находиться под углом к оси конструкции, то часть содержащегося в смеси щебня может, отскакивая от арматуры и опалубки, сосредотачиваться в защитном слое бетона – это неизбежно приведет к щебенистости на поверхности. Что же касается уплотнения, то даже высокоподвижные бетонные смеси необходимо уплотнять в опалубке слоями толщиной не более 50 см – в противном случае воздух будет выгоняться и оставаться на опалубке, что, опять же, скажется на качестве финальной поверхности самым плачевым образом.
Толщина защитного слоя
Позволяет избежать проявления арматурного каркаса на бетонной поверхности. В отечественных нормах толщина защитного слоя продиктована несущей способностью бетона, а также соображениями защиты от коррозии и, к сожалению, никак не связана с эстетикой. В тех случаях, когда высокое качество финальной поверхности критически важно для архитектуры объекта, строители советуют увеличивать защитный слой – со стандартных 50 мм до 70 или даже 80 мм. Однако при слишком большой величине защитного слоя возникают свои риски – например, повышается вероятность появления усадочных трещин.
Соблюдение сроков выдерживания бетона в конструкции и корректная распалубка
При оценке качества бетонной поверхности важно помнить о том, что сразу после распалубливания на бетонной поверхности могут быть желтые подтеки, которые оставляет бетонноотделяющее средство. Природа бетона такова, что все эти проявления выветриваются со временем, а подтеки, соответственно, устраняются.
График поставки смесей на площадку
Если объем смесей будет приходить на стройплощадку неравномерно, то в конструкции будут образовываться холодные швы, что непосредственным образом отразится на качестве поверхности. Важно помнить о том, что даже если в массиве конструкции смесь с помощью вибраторов будет усреднена, в защитном слое, куда вибрация достигает в меньшей степени, технологические швы будут видны.
Транспортирование бетонных смесей
Обычно для смеси архитектурного бетона строители рекомендуют использовать отдельный узел приготовления бетона и отдельный парк транспортных средств. Это связано с тем, что в любом бетоносмесителе, бетоновозе и бетононасосе остаются фрагменты предыдущих смесей – остатки будут перемешиваться с новой смесью и неизбежно «проступят» на поверхности конструкции.

Влияние климата на проектирование и реализацию конструкций

Основная особенность работы с архитектурным бетоном в России связана с климатом нашей страны. В отличие от многих «бетонных» держав, у нас каждый год бывают холодные зимы, а значит, любой фасад здания, предназначенного для долгосрочного пребывания людей, требует утепления. В каком-то смысле это противоречит самой идее архитектурного бетона, то есть поверхности, которая не требует никакой дальнейшей отделки. Но выход, конечно, есть – и заключается он в реализации трехслойных конструкций, то есть внешней и внутренней стен, между которыми размещается теплоизоляционный слой.

При условии, что обе стены отливаются из бетона, мы и получаем здание, которое демонстрирует красоту естественной поверхности бетона как снаружи, так и изнутри.

Конечно, по такой технологии здание возводится дольше, чем его «одностенный» аналог в теплом климате, однако у объектов, построенных именно таким образом, есть ряд неоспоримых преимуществ. Это, прежде всего, повышенная звукоизоляция всех внутренних пространств и их в прямом смысле надежность – такой дом является очень крепким, устойчивым и, как следствие, долговечным.

Вопрос сезонности строительных работ возникает у любого, кто связан с архитектурным бетоном. Заливать бетон при отрицательных температурах нежелательно – это может непредсказуемо повлиять на цвет итоговой поверхности (это особенно не рекомендуется делать, если соседняя стена заливалась при более теплой погоде – когда бетон наберет прочность, он, скорее всего, приобретет другой оттенок), а также способствовать появлению дополнительных усадочных трещин. Вывод: для того, чтобы не останавливать стройку зимой, необходим защитный тепловой контур, а при сильных морозах работы в любом случае придется прервать.

И, конечно, очень важен уход за бетоном после заливки. Бетон – это единственный строительный материал, который со временем улучшает свои свойства. Если за ним не ухаживать, если не следить за тем, как будут осуществляться температурные отвердения бетона, то в нем могут возникнуть необратимые дефекты, особенно вероятные зимой, в период резкого скачка температур.

Проектирование конструкций из архитектурного бетона

Существующие нормативные документы фактически никак не учитывают интересы ценителей архитектурного бетона. Иными словами, стандарты качества поверхности не удовлетворяют тем высоким критериям эстетики, которые являются синонимами данной разновидности бетона. Для преодоления этой коллизии необходимы конструкторы, понимающие суть архбетона и умеющие проектировать конструкции с учетом предъявляемых к нему требований.

Прежде всего, анализируя проект, подготовленный архитектором, конструктор сможет выявить наиболее сложные с точки зрения качества финишной поверхности элементы и узлы. К числу таких относятся стены протяженностью более 20 метров, консоли сложной формы, острые углы, слишком значительные проемы или перепады сечений перекрытий и опор.

Проанализировав проект и проговорив с архитектором наиболее рискованные моменты, конструктор приступает к разработке своего раздела, в который входят развертки стен с коммуникациями, решения по конструктиву и узлам примыкания стен и перекрытий. Отдельная задача в работе с архитектурным бетоном – это проектирование арматуры. Здесь важно найти оптимальное соотношение диаметра самой арматуры и толщины защитного слоя бетона.

Как правило, для конструкций из архитектурного бетона применяется арматура намного меньшего диаметра, чем для стандартных ЖБИ. Однако применение диаметров 18, 14 и тем более 12 мм диктует меньший шаг между элементами каркаса, а также нередко и введение дополнительных сеток. Важно подчеркнуть, что речь в данном случае идет не об усилении несущей способности финальной конструкции, а именно об эстетике получаемой поверхности – тщательный расчет арматуры и сокращение ее диаметров позволяет избежать даже минимальных трещин (допустимых в бетонных поверхностях низких классов). Сильно ли это увеличивает стоимость строительства? Скорее, делает его более трудоемким, поскольку предписывает большее количество стыков и операций по вязке арматуры.

Важно помнить и о том, что от объема арматуры зависит подвижность бетонных смесей. Если ваша конструкция насыщена арматурой, то уложить туда бетонную смесь низкой подвижности практически невозможно без дефектов, поскольку провибрировать защитный слой в этом случае очень сложно. Строители рекомендуют: в такой ситуации лучшим выбором являются самоуплотняющиеся смеси.

Еще одна зона ответственности конструктора – расположение технологических швов, то есть стыков между различными участками монолита. Для того, чтобы гарантировать долговечность объекта и защитить его от разрушения при длительной эксплуатации, эти швы должны всегда приходиться на зоны минимальных усилий.

Отдельным вызовом для конструкторов становятся консоли. Стандартные нормы допускают довольно сильный прогиб этого типа конструкций, но этот подход не удовлетворяет требований ни по остеклению, ни по использованию архитектурного бетона как финишного материала. Поэтому конструкторы ужесточают требования: вместо стандартного прогиба в 2 см они закладывают в проект максимум 1–2 мм – это позволяет сохранить качество поверхности. Ограничивает ли это габариты самой консоли? Совсем нет – при грамотных расчетах, а также специально предусмотренных мерах (дополнительные несущие конструкции, увеличение сечений узлов примыкания и т. д.) может быть реализована практически любая фантазия архитектора.

Нередко при проектировании объектов из архитектурного бетона к конструкторам обращаются и с запросом об уменьшении нагрузки на перекрытия. Мол, бетон – это по определению очень тяжелый материал. Чисто теоретически уменьшить вес бетонной стены можно, спроектировав в ней пустоты, но это неизбежно скажется на стоимости арматуры и производства строительных работ, а также на их сроках. Поэтому конструкторы, работающие с архбетоном, как правило, советуют ограничиться усилением фундамента и не усложнять конструкцию стен в целях уменьшения их веса.

Тестовый образец

Проекты с лицевым архитектурным бетоном по своей сложности кардинально отличаются от любых других монолитов. Реализуя такой проект, очень важно, во-первых, подобрать команду профессионалов-единомышленников, а во-вторых, на самом раннем этапе найти соотношение цвета и фактуры поверхности, которая будет устраивать всех участников процесса.

И поскольку ни цвет, ни фактуру бетона невозможно заранее предсказать на 100 процентов (это сильно зависит и от помола цемента, и от качества заполнителя, и даже от расстояния от завода до участка), начинать строительство рекомендуется с изготовления тестового образца – так называемого мокапа. Обычно это или колонна, или фрагмент стены, демонстрирующий цвет и тип конструкции. После того, как архитектор и заказчик одобрили образец и согласились, что на данном объекте архитектурный бетон будет соответствовать именно таким характеристикам, начинается процесс собственно заливки.

24 Апреля 2024

Технологии и материалы
Сияние праздника: как украсить загородный дом.
Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
Сейчас на главной
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.
информационный проект