Архитектура: Archstruktura
Общая площадь: 7 135 кв. м
Строительство: 2020
Здание этой школы, расположенное на лесистом берегу реки, изначально проектировалось архитекторами не просто как вместительное и удобное пространство для учеников, но как наглядное учебное пособие. Как место, которое самим своим качеством и устройством будет обучать ребят открытости, дружелюбию, желанию проявить творческий подход к решению тех или иных задач. Именно поэтому одной из основ данной архитектурной концепции стала связь интерьера и экстерьера – авторы стремились открыть здание природному окружению и продемонстрировать, как ландшафт и особенности рельефа диктуют планировочные и конструктивные решения.
Панорамное остекление пропускает максимальное количество света и «впускает» природу в помещения, а плавные линии витражей первого этажа повторяют пластику рельефа, стирая границу с окружающим ландшафтом. «Летящие» консоли с учебными классами образуют естественную крышу для сезонных площадок проведения уроков на открытом воздухе. Сердцем школы является атриум, который объединяет пять «лучей» функциональных блоков. В центре его располагается амфитеатр с опорой в виде буквы W (это, конечно, отсыл к названию школы – Wunderpark), под ним – гардеробная. На первом этаже три «луча», примыкающие к атриуму, редуцированы до «лепестков»: в них располагаются классы рисования, музыки и универсальная студия. Раздвижные перегородки позволяют трансформировать это пространство, подстраивая под разные цели: для проведения спектаклей, выпускных балов, кинопоказов. Но большую часть времени атриум – место для общения и отдыха на переменах.
В самом длинном луче располагаются столовая – на первом этаже, и спортивный зал – на втором. Весь следующий широкий луч – это младшая школа, с игровыми комнатами и кабинетами. Именно эти «лучи» развернуты к дороге и соединяются плавным изгибом, образуя главный фасад с гостеприимным широким порталом. Пространство, таким образом, получилось многоуровневым, похожим на городское. Есть главная площадь, а есть улицы, гуляя по которым наблюдаешь разные виды деятельности: можно пройти через библиотеку, заглянуть, как в витрину, в окно учительской, с верхних рядов амфитеатра понаблюдать за работой класса живописи. Из тех же «образовательных» соображений были выбраны и основные материалы этого проекта. Архитекторы сделали ставку вневременные решения, которые не следуют моде и опираются на базовые традиции, а значит останутся актуальными надолго. Архитектурный бетон стал одним из основных ответов на этот вызов – честная брутальная поверхность демонстрирует конструктивную и эстетическую мощь этого материала, дополняясь деревом и кирпичом в тех местах, которые непосредственно взаимодействуют с человеком.
Осенью 2020-года здание школы было удостоено премии «Хрустальный Дедал» – главной награды ежегодного архитектурного фестиваля «Зодчество».
Комментарии архитекторов
Антон Нагавицын, автор проекта, руководитель бюро ArchstrukturaВыбранные нами материалы натуральны и ничего не имитируют. Наоборот, они отражают суть работы в конструкции, благодаря чему здание действительно работает как учебное пособие – просто изучая взглядом устройство школы, ученики получают представление о физических характеристиках материалов и со временем смогут узнать, как они стареют и что это вообще такое – жизнь материала во времени. Бетон в этом смысле оказался для нас незаменимым материалом, поскольку он позволяет показать конструкцию как она есть: бетонные опоры держат консоли, бетонные пояса – это межэтажные перекрытия, наклонная бетонная плита в атриуме формирует амфитеатр. Причем опоры, поддерживающие эту плиту – это точно такие же опоры, как те, что снаружи держат консоли учебных блоков. То есть здание с любого ракурса само себя объясняет – и это в случае с образовательным учреждением казалось нам наиболее важным.