Не пора ли взглянуть на освещение по-новому
и позволить искусственному свету стать
источником энергии, а не утомления?
и позволить искусственному свету стать
источником энергии, а не утомления?
С гостями подкаста «Кельвин НеКляйн: все о свете» от бренда Arlight разговариваем о современных задачах освещения и эволюции нашего восприятия света.
Сегодня многие из нас заботятся о своем эмоциональном и физическом самочувствии: правильно питаются, думают позитивно и занимаются спортом. Однако есть факторы, которые настолько привычны, что об их возможном негативном влиянии мало кто задумывается. Например, некомфортный свет, с которым люди смирились даже в собственных квартирах.
Научиться видеть свет
«Нужно научиться видеть свет» – это не просто совет для начинающих светодизайнеров, которым поделилась Наталья Маркевич, ведущий преподаватель архитектурной школы «МАРШ». В одном из выпусков подкаста «Кельвин НеКляйн: все о свете» светодизайнер обратила внимание, насколько люди привыкли расставлять освещение в своих квартирах по шаблону, не прислушиваясь к собственным ощущениям. Если раньше люстра с абажуром висела посреди комнаты над столом и была центром притяжения для всей семьи, то сегодняшние планировки требуют новых решений.
Общее рассеянное освещение – это не всегда то, что нужно в жилой комнате. Внимание там, где свет, и, если наше внимание постоянно рассеяно, мы чувствуем переутомление. Более того, одиночный светильник посреди комнаты не всегда функционален: человек часто перекрывает свечение собой, например, при чтении или уборке пола. Поэтому лучше отдать предпочтение торшеру или бра, которые светят не вниз, а под определенным углом, а с освещением пола отлично справится подсветка плинтуса.
«Я сторонник минимализма: освобождаю потолки от светильников, – смеется Наталья. – Но на качество освещения это не влияет. Я за осознанное проживание жизни в квартире».
Однако помимо умения прислушиваться к своим ощущениям при создании освещения, необходимо учитывать и потребности.
Какие потребности закрывает освещение
Сергей Сизый, член международного союза светодизайнеров и руководитель студии светодизайна LiDS, также посетил подкаст от бренда Arlight. Он рассказал о разработанной им пирамиде потребностей человека в освещении, которая состоит из пяти ступеней: безопасность – ориентация в пространстве – свет для работы – эмоциональные потребности – и, наконец, самовыражение через свет.
По мнению Сергея, сегодня люди находятся на самой вершине этой пирамиды. Даже используя голосовых помощников для управления светом, мы самовыражаемся.
Однако многие до сих пор остаются на стадии «свет для работы», то есть используют освещение только с функциональной точки зрения. А ведь эмоциональное состояние человека напрямую зависит от света.
«Эмоциональный дизайн помогает создать световую среду, которая будет внимательна к настроению пользователя, – объясняет Сергей Сизый. – Мы не можем быстро и легко изменить пространство. Но мы можем быстро и легко изменить свет и таким образом воздействовать на эмоции других людей. Светом можно сделать то, чего нельзя достичь другими композиционными средствами».
При создании световой среды необходимо учитывать, что люди мыслят ассоциативными шаблонами. И если природные ассоциации у всех примерно одинаковые (например, умиротворенная реакция на теплое свечение заката), то культура накладывает свой отпечаток. Так, если в Центральной части России блики воспринимаются негативно, то в юго-восточных регионах, напротив, свет, отражающийся в глянце, подчеркивает роскошь.
Послушать целиком беседы с Натальей Маркевич и Сергеем Сизым, а также с другими гостями подкаста «Кельвин НеКляйн: все о свете», который доступен на всех популярных подкаст-площадках, включая «Яндекс.Музыку» и Apple Podcasts.