Новое здание будет служить не меньше 50 лет, при этом выдерживает перепад температур от -60 до +50 градусов – звучит как что-то нереальное. Но на деле речь идет о технологиях модульного строительства, которые стремительно захватывают российский рынок коммерческого и жилого домостроения. Технопарк «Айра» рассказал Archi.ru об особенностях технологии на примере своего последнего успешного кейса, нашумевшего в СМИ «капсульного вокзала» в Екатеринбурге на станции Шарташ.
В июле 2023 года в Екатеринбурге прошла презентация первого в России капсульного автономного вокзала. Футуристическое здание из бруса с отделкой стеклопластиком напоминает скоростной поезд с панорамным остеклением. Внутри него разместился зал ожидания с сидячими местами, кабинка для двух кассиров и санузел с автономной системой подачи воды и слива канализации. Вокзал вырос на станции всего за четыре дня и благодаря этому, а еще выдающемуся внешнему виду и технологическому оснащению, попал во многие российские СМИ. Хочется думать, что это станет новой точкой отсчета в развитии тиражируемого модульного строительства в России, но не все так просто.
«Времянки» остались в прошлом
Серийный модульный проект вокзалов разработан специально для пригородных станций по заказу РЖД с учетом их специфики Технопарком «Айра». Компания последние два года активно развивает новое направление на двух своих производствах в Грозном и Санкт-Петербурге. Под брендом AIRA Homes налажен выпуск готовых конструкций под разные нужды бизнеса и жизни, а также вся сопутствующая инфраструктура. Модульное строительство, по сути, творческий наследник принципа еще советской широко распространенной технологии, при которой строительные и монтажные работы полностью вынесены за пределы площадки. При этом качество финального продукта кратно превышает «панельки» из прошлого за счет все той же типизации технических решений, и на выходе получается продукт, не уступающий по характеристикам капитальным строениям. Главное отличие от панельного домостроения, которое так было популярно во всем мире начиная с 1950-х годов – это то, что в модульном строительстве здание создается из готовых ячеек-модулей, что позволяет достраивать и дополнять его уже в процессе эксплуатации, а не только на этапе возведения наружного контура. Каркас капсульного дома изготавливается из высококачественной сухой строганой антисептированной древесины, (обработанной огнезащитным составом) и LVL-бруса, которые выдерживают все особенности российского климата. Для каркаса материал распиливается с замками на фрезерном станке с ЧПУ. Так он собирается быстро и качественно, как конструктор, выдерживаются диагонали и жесткость, а каждая деталь имеет свой уникальный код и соединяется с соседней через шип-паз. Это гарантирует точное положение детали и исключает возможность ошибки. Фасад изготавливается из дерева или сверхпрочного монолитного стеклопластика, который принимает форму дома. Внутренняя отделка тоже закладывается еще на стадии завода: панели для «внутрянки» фрезеруются на станке с ЧПУ. Это позволяет сделать рисунок на них уникальным, высокого качества и заранее предусмотреть все технологические отверстия под розетки, выключатели и освещение. Новая технология на российском рынке уже прошла испытания погодными условиями. Таким образом, на площадку приезжает уже готовый суперблок, созданный на заводе при соблюдении температурного режима, без осадков и с контролируемой влажностью, с хорошим освещением, на специализированном стационарном оборудовании с удобной подачей стройматериалов. В AIRA Homes изготовление модулей занимает до 12 дней. Минимально возможная площадь модуля – 13 м2, это блок размером 6,2х2,4 с высотой потолка 2,8 метра. Вес готового модуля составляет до 2,5 тонн. По желанию заказчика блок может быть представлен как в базовой, так и в полной комплектацией – со встроенной мебелью, готовыми к подключению коммуникациями. Наружная отделка стеклопластиком позволяет придать дому уникальный облик за счет вырезания любого рисунка и встраиваемой подсветки, а сам материал обеспечивает высокую стойкость к ультрафиолетовому излучению, перепадам температур, механическим повреждениям, фасады не подвергаются коррозии и расслоению. Крышу вокзала можно сделать эксплуатируемой – расположив на ней, например, зону для отдыха. С завода готовый блок везется на строительную площадку, причем в плане транспортировки все организовано достаточно просто – модуль стандартного размера имеет транспортировочный габарит, позволяющий перемещать его на фуре или ж/д транспортом без дополнительного согласования. Например, путь капсульного автономного вокзала от производства в Грозном до Екатеринбурга занял всего 2 дня. И уже на площадке из готовых модулей собирается нужный объект по принципу конструктора. Это занимает еще 2-4 дня. Разрешение на строительство не нужно, капитальный фундамент тоже не требуется. При необходимости в процессе эксплуатации объект может быть увеличен за счет прибавления к нему нового модуля: на примере того же вокзала к нему можно добавить модуль с кафе в том же стиле. Работы ведутся тихо, чисто и быстро, что особо актуально для тех случаев, когда речь идет о сооружениях с непрерывным функционированием.
Однако стоит учесть, что определенным недостатком модульного строительства является его техническая сложность. Требуются большие вложения в оснащение завода по производству таких конструкций современным оборудованием, модернизация текущего производства тоже непроста и затратна. Поэтому в ближайшие несколько лет говорить о существенной дешевизне этого метода не приходится, но со временем удешевление может происходить за счет роста производств. Помимо хорошей технологической базы, нужна четко выстроенная цепочка от проектирования всего объекта в целом до финальной логистики, чтобы обеспечивать одно из главных конкурентных преимуществ – скорость.
Технологии модульного строительства позволяют быстро и надежно возводить конструкции в тех условиях, где условий, собственно, особо и нет. Например, в зонах экстремальных температур – Крайний Север или засушливая пустынная местность, на участках со сложным гористым рельефом. Быстрый монтаж готового блока – и вот уже буквально за три дня здание готово к эксплуатации. Эксплуатировать его в сложных климатических реалиях позволяет еще и то, что корпуса модулей могут быть облицованы не только древесиной, но и монолитным широкоформатным стеклопластиком: такой используют в авиа- и кораблестроении, он не деформируется в соленой агрессивной среде и выдерживает сильные перепады давления. Еще одним плюсом является полная автономность: не нужен ни капитальный фундамент, ни подключение к коммуникациям, что делает возможной его установку практически в любом месте. Например, в капсульном вокзале реализована автономная канализация – есть система очистки воды, вакуумный санузел. При желании электричество можно запитать от генератора. Но также можно подключить и к капитальным коммуникациям, к общегородской канализации. Благодаря автономности постройки, таким способом можно возводить не только вокзалы, но и больницы, мобильные госпитали, пункты вакцинации, обогрева и т.д. установленные в труднодоступных местах. Технопарк «Айра» занимается не только модульным строительством, но и благоустройством городов и приглашает архитекторов к сотрудничеству.
Новая реальность: экономия и экология
Модульное строительство становится популярным в частном домостроении, потому что попадает в несколько актуальных трендов.
Неуклонно растет разрыв между заработком среднестатистического горожанина и стоимостью квартир вкупе с высокими ипотечными ставками. Уже сегодня в столичных регионах свое жилье становится все менее доступным. Затраты на создание и возведение модуля целиком сравнятся с первым ипотечным взносом за жилье аналогичной площади в многоквартирном доме. И составят от 1,7 до 3,3 млн. за модуль площадью 26 м2.
Пока все, правда, ограничивается частными инициативами. Несмотря на существование предпосылок по использованию модулей при возведении многоквартирников, все не так однозначно. В России в 2022 году был принят национальный стандарт «зеленого» строительства для новостроек. Это стимулирующая мера, чтобы создавать инновационные продукты, новые технологии, снижать производственные затраты. А еще пожелание к сокращению сроков строительства за счет развития новых технологий зафиксировано в Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года. Но пока со стороны застройщиков нет тех, кто изъявлял бы желание применять опыт модульного строительства – ведь в таком случае нужно будет переоборудовать текущие мощности и перестраивать заводы на более новые и современные.
Капсульные дома входят в моду и в других странах, особенно с высокоразвитой экономикой. Согласно данным отчета Research And Markets, к 2027 году мировой рынок модульных домов достигнет примерно 23,7 млрд долларов при среднегодовом темпе роста в 5,3% за 5 лет.
Второй тренд, более глобальный – это экологическая повестка, захватывающая все больше аспектов отрасли. По данным международного исследования ООН в 2022 году, уже сегодня на долю строительного сектора приходится до 40% от потребляемой мощности энергии, и при этом выбросы углекислого газа достигли рекордных показателей в 10 гигатонн эквивалента CO2. Благодаря тому, что модульные дома собираются в заводских условиях с точным соблюдением технологии, при их производстве получается меньше отходов, а сами «капсулы» имеют срок службы до 50 лет, причем их утилизация очень проста.
Энергоэффективные и долговечные конструкции помогают уменьшить выбросы парниковых газов за счет сокращения потребления древесины, а еще требуют меньше потребления энергии в сравнении с каменными зданиями. Кроме того, они изготавливаются быстро – в AIRA Homes весь процесс занимает до 12 дней для стандартной «капсулы».
Но будем надеяться, что всего через несколько десятков лет мы будем спрашивать, не «Кто построил этот дом?», а «Какой марки у вас дом?».
Перспективы для страны и бизнеса
В России на сегодняшний день у модульного строительства наибольшие перспективы именно в создании объектов коммерческой и социальной инфраструктуры. В 2022 году в России была разработана целая «дорожная карта», исполнение которой позволит получить высокие стандарты и своды правил, связанные с применением модульных конструкций и методами их испытания, а также для упрощения прохождения строительной экспертизы. Быстрота изготовления, легковозводимость, устойчивость к разным климатическим условиям и транспортабельность делает его крайне привлекательным для разных отраслей. Успешный опыт возведения капсульного вокзала в Шарташе тому пример. Интересна технология и административным учреждениям: в 2023 году в Москве в Вознесенском переулке появилось новое двухэтажное модульное здание на 840 м2, построенное для нужд Правительства Москвы. Но, пожалуй, наибольший рост модульного строительства ждет в ближайшее время туристический бизнес. На 2023-2024 гг. Минстрой выделил более 8 млрд рублей в виде субсидий на строительство модульных некапитальных построек для туристов: 3,8 млрд. в 2023, и 4,09 млрд. в 2024 году. Причем в сентябре этого года стало известно о дополнительных 10 млрд., которых выделили на модульные дома. Программа действует в 38 регионах, чтобы стало возможным быстро вводить в эксплуатацию объекты размещения и удовлетворять спрос, возникший из-за взрывного роста внутреннего туризма. Максимальный размер такой субсидии – 1,5 млн рублей на один номер в модульном некапитальном средстве размещения и не больше 50% от стоимости инвестиционного проекта. При этом не требуется закрывать гостиницу или отель на реконструкцию, так как увеличение номерного фонда получается за счет установки капсул на простой фундамент в короткие сроки.
Дело не только в экономии собственников: модульные дома могут быть установлены даже на тех территориях, где традиционная стройка невозможна ввиду особого охранного статуса земель. Глемпинг с видом на горы, кэмпинг у озера – капсульные конструкции расширяют возможности туристического бизнеса и выглядят крайне фотогенично по сравнению с традиционными некапитальными строениями. В них могут быть расположены как индивидуальные номера, так и все административно-хозяйственные постройки: бани, спортивные залы, кафе, ресепшн.
Подводя итоги
Динамичность жизни, скорость ведения бизнеса и запросы современного человека с каждым годом растут. Из главных тенденций в строительстве в ближайшие годы выделяется сразу несколько: это и использование инновационных материалов, и экологическая повестка, которая диктует бережное умное строительство, и взрывное развитие новых технологий в проектировании и управлении проектов, которое ведет к удешевлению процессов. Модульные дома отвечают и главным требованиям людей и бизнеса и находятся в русле общих крупных трендов.