Нет второго такого материала, чью бы суть промышленное производство исказило настолько, как это случилось с линолеумом. Изначально натуральный и полезный для здоровья, со временем он превратился в полное свое отрицание. Теперь же истинный линолеум возвращается. Правда, под другим именем – мармолеум.
Церковь Святой Репараты во Флоренции. Фото предоставлено Forbo
В крипте флорентийского Дуомо прячется церковь Святой Репараты, первый вариант которой относится к V в. Однако от него осталось немного: трехнефную базилику с абсидой снесли во имя возведения нового собора в 1375. Спустя шесть веков следы Санта Репараты обнаружили во время раскопок, а пару лет назад открыли их для посетителей. Оказалось, что сохранились и надгробия прелатов, и фрески треченто, а главное – фрагменты древнего мозаичного пола. Здесь же находится могила самого Брунеллески и выставлены раннехристианские артефакты.
Церковь Святой Репараты во Флоренции. Фото предоставлено Forbo
Церковь Святой Репараты во Флоренции. Фото предоставлено Forbo
Экспозицию спроектировал архитектор Гвидо Морацци, а его коллега Самуэле Качьяли подобрал для нее аккуратное интерьерное решение. В крипте было необходимо использовать напольное покрытие с характеристиками, которые выглядели абсолютно несовместимыми. Оно должно было быть предельно износостойким, чтобы выдерживать бесконечный поток туристов, но при этом без жесткого монтажа, ведь снизу находятся древние камни. Кроме того, материал требовался полностью натуральный, иначе выделяемые химические соединения могли повредить расположенные почти встык древние мозаики, устойчивый к сырости подземелья и способный выдержать регулярную влажную обработку.
Церковь Святой Репараты во Флоренции. Фото предоставлено Forbo
Выяснилось, что напольное покрытие, которые сочетает все эти свойства, существует – это мармолеум компании Forbo. Им и застелили крипту Санта-Мария дель Фьори.
Польза
В 1863 Фредерик Уолтон запатентовал самое популярное напольное покрытие в мире – линолеум. Изначально в его основе лежали исключительно натуральные компоненты. Позднее, стремясь сделать линолеум более доступным, промышленники стали добавлять в состав материала все больше синтетических ингредиентов, постепенно сводя на нет полезные свойства покрытия.
Швейцарская компания Forbo, старейший производитель линолеума, воссоздала и усовершенствовала оригинальную рецептуру. Так появился мармолеум – торговая марка Forbo, современное и сверхэкологичное покрытие.
Мармолеум на 97% состоит из природного сырья: льняное семя, древесная мука – отход от лесной промышленности, и джут, который является мембраной для каландрированного слоя. Он экологичен не только по эксплуатационным характеристикам, но и в производстве. 70% компонентов, из которых Forbo изготавливает мармолеум, являются возобновляемыми, а 43% – переработанными.
Фото предоставлено Forbo.
Технология производства по-прежнему проста. В основе рецептуры лежит масло, добываемое из семян льна, которое смешивается с древесной смолой. Эти ингредиенты создают так называемый линолеумный цемент. В их смесь добавляют мелко измолотую древесину и известняк, а также натуральные пигменты, чтобы получить желаемый цвет и текстуру.
Антон Пик. «Амстердам XVIII века. Монетная башня»
Мармолеум: из разных коллекций.
Польдеры и каналы Голландии
Мармолеум: из коллекций Striato colour и Striato Original
Настоящий линолеум в те времена, когда был изобретен, ценился прежде всего за свои антибактериальные качества. Джут и льняное масло уменьшали риск развития астмы и аллергии. Инновационные разработки Forbo усилили антибактериальные и противоаллергенные свойства мармолеума. Международная здравоохранительная организация Allergy UK одобрила его как материал, способствующий борьбе с легочными и аллергическими заболеваниями. Такое покрытие считается идеальным решением для помещений, в которых находятся дети или люди с ослабленным иммунитетом.
Эти свойства мармолеума особенно ценят в Японии, где традиционно отдается предпочтение природным материалам. Мармолеум использовали в интерьерах суперсовременной клинической больницы университета Дзюнтэндо в Токио. Для отделки пола в палатах, вестибюлях, коридорах и процедурных кабинетах дизайнеры выбрали серии Vivace и Real сдержанной серо-бежевой гаммы. Уверенным цветом – кирпично-оранжевым Real Kyoto – они оформили лишь беговую дорожку в зале лечебной физкультуры.
Университетская клиника в Токио. Фото предоставлено Forbo
Университетская клиника в Токио. Фото предоставлено Forbo
Университетская клиника в Токио. Фото предоставлено Forbo
Университетская клиника в Токио. Фото предоставлено Forbo
Авторы проекта детского сада в префектуре Тотиги, напротив, остановились на насыщенных цветах мармолеума серии Real. За основу они взяли темно-синий Marmoleum Real Deep Ocean и голубой Marmoleum Real Blue и пустили по «морскому» фону красных крабов и зеленых рыб, чтобы облегчить самым маленьким навигацию по коридорам.
Детский сад Makigaoka в Японии. Фото предоставлено Forbo
Мыть мармолеум легко, влажная обработка никак не влияет на срок его службы. К тому же, в отличие от синтетического линолеума, поверхность натурального не скользит. Это важно не только для детей и тех, чьи двигательные возможности ограничены, но в общественных зданиях, куда посетители приходят в намокшей от дождя и снега уличной обуви. Мармолеум используют в интерьерах госучреждений – таких, как, например, Национальный архив Эстонии – а также в отделке пола гостиниц, магазинов и шоурумов.
Помещение Национального архива Эстонии. Фото предоставлено Forbo
Магазин Simons в Ванкувере. Фото предоставлено Forbo
Городской центр досуга в Ричмонде, Канада. Фото предоставлено Forbo
Прочность
Мармолеум разрушает главный строительный стереотип двадцатого века – убеждение, что натуральные напольные покрытия в конечном счете уступают по износостойкости искусственным. Нидерландские железные дороги расправились с этим мифом наглядно: они стелят мармолеум в поездах и электричках, где он выдерживает не только нагрузку огромного пассажиропотока, но и давление при прокатке от багажа.
Вагон поезда в Нидерландах. Фото предоставлено Forbo
Вагон поезда в Нидерландах. Фото предоставлено Forbo
Мармолеум для использования в коммерческих помещениях относится к 41– 43 классу износостойкости напольных покрытий, то есть к тем, что используются для отделки промышленных предприятий. Любой мармолеум Forbo, вне зависимости от своего назначения, покрыт инновационным защитным верхним слоем Topshield2, который надолго сохраняет его внешний вид.
У Forbo есть специальная серия мармолеума для спортплощадок. Помимо износостойкости, здесь учитываются такие характеристики, как упругость и коэффицент трения, а также показатели отскока мяча. По всем этим параметрам Marmoleum Sport соответствует европейским стандартам спортивных напольных покрытий EN14904, он снижает вероятность получения травм и создает качественные условия для тренировок и соревнований.
Спортзал в Хазервинкеле, Германия. Фото предоставлено Forbo
Спортзал в Хазервинкеле, Германия. Фото предоставлено Forbo
У мармолеума хорошие характеристики поглощения ударного шума. Специальные серии Marmoleum Decibel и Marmoleum акустический в зависимости от подложки – пробковой или полиолефиновой – обеспечивают звукопоглощение от 14 дБ до 17 дБ. Корейские дизайнеры применяют мармолеум даже для отделки пола в караоке. В одном из таких клубов в Инчхоне они не только обеспечили звукоизоляцию, но и сделали оформление каждой комнаты индивидуальным, сочетая всего две коллекции – Real и Fresco. Это получилось сделать благодаря тому, что Forbo выпускает мармолеум не только в привычных рулонах, но и в плитах различных размеров, которые собираются замковым способом. Такой материал представляет собой «пирог» из HDF-панели, звукопоглощающей пробковой основы и 2,5 мм непосредственно мармолеума.
Караоке в Инчхоне, Южная Корея. Фото предоставлено Forbo
Караоке в Инчхоне, Южная Корея. Фото предоставлено Forbo
Весь мармолеум Forbo является антистатичным, но помимо этого компания разработала специальную серию мармолеума с токорассеивающими свойствами. Marmoleum Ohmex имеет показатель сопротивления менее 1-108 Oм и легко проводит электрический ток, защищая оборудование, чувствительное к статическому электричеству. Такой мармолеум чаще всего выбирают для серверных и помещений с большим количеством офисной техники.
Красота
Один из самых известных объектов, где в качестве напольного покрытия использовался мармолеум, – библиотека Баухауса в Дессау, расположенная в бывшем кафе гдровских времен и связанная со зданием знаменитой школы новым корпусом. Вход туда ведет через бывший продуктовый магазин. Мебель, стены и потолок в отреставрированном здании сделали белыми, торцы стеллажей выполнили в сером цвете, а ключевой красный тон отдали полу. Как и в особняке (ныне доме-музее) директора табачной фабрики «Ван Нелле» Альбертуса Сонневелда, замечательном образце голландского функционализма в Роттердаме, на пол отреставрированного здания в Дессау положили натуральный линолеум. Он здесь подчеркнуто простой – именно такой, каким был в тридцатые годы прошлого века.
Здание библиотеки Баухаус. Фото предоставлено Forbo
Здание библиотеки Баухаус. Фото предоставлено Forbo
Многие принимают эту стилизацию за чистую монету. В действительности же Forbo производит мармолеум 300 цветов и разнообразных текстур.
Музей воды в Санкт-Петербурге. Фото предоставлено Forbo
Мармолеум лежит на полу в петербургском Музее воды. Покрытие площадью 200 м2 представляет собой географическую карту с четко прорисованными заливами, мысами и полуостровами. Forbo использует технологию нарезки Aquajet, благодаря которой создается точная копия рисунка заказчика. Кроме того, на мармолеум могут нанести лазерную гравировку любой сложности с учетом направления волокон материала, то есть рельефный узор не скажется на сроке его службы. Оба кастомизированных способа оформления хороши не только для паттернов и рисунков, но и часто используются в офисах компаний для нанесения логотипов и навигации по зданию.
Городской музей в Лидсе, Великобритания. Фото предоставлено Forbo
Узор на мармолеуме по эскизу заказчика. Фото предоставлено Forbo
Рисунок на мармолеуме по эскизу заказчика, выполняющий функцию навигации. Фото предоставлено Forbo
Компания Forbo активно сотрудничает с европейскими дизайнерами. Знаменитый Алессандро Мендини создал для Forbo коллекцию, которая так и называется – Marmoleum meets Mendini. Она состоит из трех многоцветных комбинаций, которые отчасти напоминают его знаменитое кресло Proust Geometrica: первая, Proust, покрыта огромными полуметровыми мазками, вторая, Harlekino, – четким геометрическим узором, а третья, Plato, следуя принципам пуантилизма, состоит из множества мелких точек.
Технический колледж в Южной Корее. Фото предоставлено Forbo
Мармолеум из коллекции Marmoleum meets Mendini. Фото предоставлено Forbo
Полной антитезой мармолеума Мендини стала коллекция Weave молодого дизайнера Сигрид Калон. Свои графичные одно- и двухцветные узоры она создает, основываясь на прямоугольной сетке – они вырастают из бесконечных вариаций соединения точек.
Сигрид Калон – голландский дизайнер и художник, и мармолеум для нее является своего рода «национальным продуктом». Хотя концерн Forbo швейцарский, но завод по производству этого вида напольного покрытия находится именно в Нидерландах, что само по себе уже подразумевает, что материал проходит строгий экологический контроль. Цвет и текстуру мармолеуму придают исключительно натуральные компоненты – вплоть до измельченной скорлупы кокосового ореха.
Завод Forbo в Амстердаме. фото предоставлено Forbo.
Завод Forbo в Амстердаме. Красящие пигменты для подготовки состава одной из коллекций. фото предоставлено Forbo.
Использование природных ингредиентов требует большого мастерства, особенно если они подвергаются термической обработке. Впрочем, опыта в том, как совладать с природой, жителям Нидерландов не занимать – достаточно вспомнить польдеры и каналы. Впрочем, кому-то при упоминании Голландии прежде всего на ум приходят знаменитые художники.
Винсент Ван Гог. «Пейзаж со стогами и восходящей луной». 1889. Музей Крёллер-Мюллер (Оттерло).
Мармолеум: из разных коллекций.
Мармолеум: из разных коллекций.
В силу удивительного совпадения компоненты, из которых делают мармолеум, отсылают нас к живописи – ведь именно льняным маслом разбавляли пигменты для красок, а многие коллекции Forbo и вовсе напоминают голландские пейзажи.
Голландия. Поля с тюльпанами и каналы.
Мармолеум: из коллекций Striato colour и Striato Original
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Весь в белом: особенности производства и применения...
Светлый кирпич – перспективный и востребованный продукт. Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным об особенностях производства белого кирпича и потенциале российского рынка.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Арх Москва 2025: будущее, цвет и суть
Читаем списки наград Арх Москвы и заодно собираем вместе наши впечатления от выставки. Кажется, у нее, юбилейной-тридцатилетней, было три главные темы: «Суть», предложенная Полисским как куратором, будущее или футурология, которая сквозила изо всех щелей как твое милосердие, и цвет. Причем не просто цвет, а два полюса: монохром основной выставки, где дизайн-кодом Арх Москвы было белое, но у Домов А-Класса черное – и разноцветье отдельных экспозиций.
Воспроизведение памяти об утратах
Рассказываем о павильоне Армении на 19-й архитектурной биеннале в Венеции. Его куратором выступила Марианна Карапетян, основательница ереванского бюро Electric Architects.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
Ренессанс саудовского наследия
В Саудовской Аравии началось строительство Музея наследия «Асаан» по проекту Zaha Hadid Architects. Основным материалом для здания станет кирпич-сырец.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Никита Токарев: «Архитектура – не только форма, но...
В преддверии Арх Москвы поговорили с деканом архитектурной школы МАРШ и факультета архитектуры Universal University Никитой Токаревым о программе NEXT фестиваля Арх Москва 2025, будущем архитектуры и отборе участников.
Мосты и мостки
Этой зимой DK-COMMUNITY и творческое сообщество МИРА провели воркшоп в Суздале «Мосты и мостки». В нем участвовали архитекторы и студенты профильных вузов. Участникам предложили изучить технологии мостостроения, рассмотреть мировые примеры и представить свой вариант проектировки постоянного моста для одного из трех предложенных мест. Рассказываем об итогах этой работы.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Большой Алтай: план системного развития
Мастер-план туристического развития Большого Алтая включает в себя три региона: Кузбасс, Республику Алтай и Алтайский край. Он – один из двенадцати проектов, разработанных в рамках большой госпрограммы «Развитие туризма». Слоган проекта: «Большой Алтай – место силы, здоровья и духа в самом сердце Сибири». Какие точки роста предлагает проект и как с его помощью планируется увеличивать поток российских и иностранных туристов – читайте в нашем материале.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.
Лемех, лес и небеса
Посещение комплекса «Кижи» теперь можно совместить с осмотром современного деревянного зодчества: по проекту бюро Rhizome в карельской деревне Кажма построен бутик-отель «Заонежье». Архитекторы демонстрируют разнообразие и красоту дерева как строительного материала, используя традиционные и современные способы его обработки. Также примечательна интеграция гостиницы в ландшафт: с помощью зеленых кровель, геопластики и пышных многолетников.
Операция «Адаптация»: пунктирные заметки о XIX Архитектурной...
Людмила Лунина побывала на превью венецианской биеннале архитектуры и оценила выставку как сложную и научную. Поэтому так полезен ее авторский обзор, в котором всё или почти всё, пусть пунктирно, но обстоятельно, разложено «по полочкам». Полезно как для тех, кто планирует поехать на биеннале, так и для тех, кто сидит здесь, но не хотел бы отрываться от международной повестки. А повестка, судя по всему, получила на выставке новое воплощение: искать примеры архитектурной формы там, пожалуй, будет еще более бесполезно, чем обычно, зато столько всего разного... И грибы, и бактерии, и павильон из слоновьего навоза, и новые виды high-tech...
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Медицинская сталь
Петербургский бренд Hircost специализируется на одежде для врачей, в том числе неформальной. Для флагманского магазина NDA design studio воспроизвели эстетику медицинского кабинета: с помощью металлических поверхностей, «хирургического» освещения, стеклоблоков и амальгамных штор примерочных.
Бронза, соль, стеклоблоки
Отель «Сижан» по проекту Vector Architects на востоке Китая спланирован вокруг девяти внутренних дворов, каждый из которых получил свою трактовку.
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.
Дух степи, очаг и оберег
Подведены итоги конкурса на переосмысление кочевой архитектуры Архтамга. Конкурс проводил Евразийский музей кочевых цивилизаций и уфимское проектное бюро «Архтамга» – участник проекта NEXT на АРХ Москве в этом году. Призовой фонд в 350 тысяч рублей обещают разделить между тремя победителями, определенными профессиональным жюри, и победителем голосования за приз зрительских симпатий. Рассказываем о победителях, выбранных профессиональным жюри.
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Арарат в арке
Проект PLAN BURO победил в закрытом конкурсе на коттеджный поселок в пригороде Еревана. Архитекторы соединили наследие Александра Таманяна с современными тенденциями, предложили дополнить застройку таунхаусами, а также предусмотрели коммерческий блок, который легко адаптируется под запросы сообщества.