Esylux задает NOVый уровень офисного освещения

Рациональный подход к освещению, сочетание естественного и искусственного света, простота установки и эксплуатации, долговечность использования и технологические инновации – все секреты правильного освещения от Esylux.

mainImg
Компaния:
ООО «ИЗИЛЮКС РУ»
Контакты:
+7 (495) 782-7240
Даже людям, далеким от светотехники, хорошо знакомы основные параметры, которым должно отвечать освещение в офисе: цветовая температура около 4000 K, освещенность не менее 400 лк. Такие параметры были приняты за основу в нашей стране еще в 1980-е. Тогда они позволяли найти компромисс между не самыми высокими техническими возможностями и сохранностью здоровья сотрудников. Кроме того, они отвечали реалиям существующей социально-экономической системы. Прошло время, и сегодня офисное освещение требует совершенно иного подхода.
zooming
Биодинамическое освещение от Esylux GmbH (Human Centric Light). Фотография предоставлена ООО «ИЗИЛЮКС РУ»

Освещенность на рабочем месте
Ревизию требований к офисному освещению начнем с, казалось бы, самого простого параметра – освещенности. Согласно СП 52.13330.2011 «Естественное и искусственное освещение», нормы на уровень освещенности привязаны к размерам различаемых предметов и их контрастности относительно фона. Напрямую требование 400 лк для офисной работы не прописано, данный параметр необходим на тот случай, если вы работаете с документами, напечатанными кеглем 10 и крупнее, при этом нет необходимости определять подлинность документа. Это вполне соответствует реалиям 30-летней давности, когда не было принято писать отдельные положения в договорах мелким, с трудом читаемым шрифтом, да и подделка документов не была распространена. Однако это совершенно не подходит современному бизнесу и госструктурам.

Европейский стандарт DIN 5035 устанавливает минимальный уровень освещенности в офисе 500 лк, что уже ближе к современным реалиям. Но не спешите упрекать отечественные стандарты в архаичности. Если точно следовать методике определения минимальной освещенности, прописанной в СП 52.13330.2011, то в случае необходимости прочесть написанное в договорах мелким шрифтом или определять на глаз подлинность подписей, печатей и бланков, требования оказываются еще жестче – не менее 600 лк. Именно такое освещение должно быть в кабинете топ-менеджера и любого другого сотрудника, от подписи которого зависят крупные контракты. А вот в чем наш свод правил освещения пока отстает от европейского стандарта, так это в том, что в нем не заданы параметры для офисов типа openspace. С точки зрения визуального комфорта в openspace ситуация более сложная, чем в офисах с привычной кабинетной системой. DIN 5035 требует, чтобы освещенность на рабочих местах в них была не менее 750–1000 лк в зависимости от коэффициента отражения потолка, стен и перегородок. В нашей стране офисы типа openspace получили распространение только с конца 2000-х годов, поэтому в отечественной нормативной базе они еще не фигурируют. Однако подавляющее большинство openspace – это переоборудованные заводские цеха.Следовательно, минимальную освещенность, используя нормы для производственных помещений, приблизительно оценить можно. Полученное минимальное значение варьируется в пределах 750–1250 лк, что соответствует европейским нормам.

Итак, в современных условиях уровень освещенности рабочего места в офисе типа openspace должен быть не менее 750 лк, а в отдельном кабинете – не менее 600 лк. Но решение задачи увеличения освещенности на рабочем месте не сводится только к установке светильников с большим световым потоком или увеличению количества источников света. Есть и другие весомые факторы, которые следует учитывать. В противном случае увеличение уровня освещенности не только не повысит производительность труда, но даст обратный эффект.

Визуальный комфорт
zooming
Правильное освещение на рабочем столе напрямую влияет на производительность труда человека. Торшер PRANA+ с Human Centric Light. Фотография предоставлена ООО «ИЗИЛЮКС РУ»

Даже если пульсации светового потока явно не видны, они, тем не менее, воспринимаются на подсознательном уровне мозгом человека. Это проявляется как повышенная утомляемость, раздражительность и т.п. Человек воспринимает пульсации светового потока с частотами до 400 Гц. В то же время, для недорогих светильников, в том числе и светодиодных, характерны значительные пульсации на частоте 100 Гц.

В России СП 52.13330.2011 устанавливает максимальный уровень пульсаций светового потока для помещений, где ведется напряженная зрительная работа, на уровне 10%. Но в том случае, если в освещаемом помещении идет работа за компьютером, то в действие вступают санитарные нормы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», ограничивающие пульсации на уровне 5%. Значительная часть сверхбюджетных светодиодных светильников этой норме не соответствует. Тем не менее, даже это ограничение актуально для принимавшегося ранее уровня освещенности на рабочем месте 400 лк.

Чем выше уровень освещенности, тем сильнее человек реагирует на пульсации светового потока. Приведем такой наглядный пример. В 1970-е выпускались телевизоры, которые давали не очень яркую картинку – для просмотра передач приходилось днем закрывать шторы, а вечером выключать часть светильников в комнате. Но зато тогда для комфортного просмотра было вполне достаточно частоты кадровой развертки 50 Гц (с такой частотой на экране мерцало изображение). В 1990-е телевизоры стали давать более яркую картинку, а частота кадровой развертки была поднята до 100 Гц, чтобы мерцания не вызывали дискомфорт. Наконец, современные телевизоры можно смотреть даже при прямом попадании ярких солнечных лучей на экран, но при этом приходится повышать частоту кадровой развертки до 200 и даже до 400 Гц.

Точно так же обстоит дело и с освещением. Чем ярче мы освещаем рабочее место, тем меньше должны быть пульсации. К сожалению, для освещенности 600 лк и выше применительно к офисам ни в России, ни за рубежом, пока не существует конкретных рекомендаций по коэффициенту пульсации светового потока. Есть лишь экспертные оценки, согласно которым для современного офиса с его тотальной компьютеризацией и высоким уровнем освещенности коэффициент пульсаций светового потока не должен превышать 1–3%.Так что пока приходится руководствоваться простым правилом – чем меньше, тем лучше.
zooming
Новое освещение HR-департамента в Jyske Bank (г. Silkeborg, Дания) с квадро-сетами ESYLUX Nova. Фотография предоставлена ООО «ИЗИЛЮКС РУ»

Коэффициент пульсаций светового потока зависит от параметров блока питания (драйвера) светильника. Этот узел имеет довольно сложную конструкцию, даже если производитель закупает его на стороне, нужна определенная «научная школа», чтобы сделать правильный выбор. Вот почему нулевые или близкие к нулю значения коэффициента пульсаций светового потока получаются, как правило, тогда, когда за производство светодиодного светильника берется компания, имеющая большой опыт выпуска всевозможных электронных устройств (например, LG, Philips, Verbatim). Самый яркий тому пример – немецкая компания Esylux, которая до того, как заняться производством светодиодных светильников, накопила огромный опыт по созданию интеллектуальных систем управления освещением. Как результат – светодиодные светильники серии Esylux Nova имеют нулевой уровень пульсаций светового потока.

Другая проблема, связанная с повышением уровня освещенности – ослепляющий эффект. Простейший вариант уменьшить уровень визуального дискомфорта –молочный рассеиватель. Этот вариант используется в отдельных случаях – например, при освещении медицинских учреждений. Но для офисов он вряд ли применим. Молочный рассеиватель значительно уменьшает световой поток, что снижает энергоэффективность светильника. Кроме того, при высоте потолков более 3 м светильник с таким рассеивателем будет светить в стороны, но не на рабочее место.

В сверхбюджетных светильниках нередко используется рассеиватель типа «колотый лед», обеспечивающий высокую энергоэффективность в сочетании с дешевизной материала, так как для его производства не требуется высокоточных станков. Но такой рассеиватель не способен направить свет преимущественно на рабочее место, да и эстетическое решение рассеивателя оставляет желать лучшего.
zooming
Напольные торшеры Esylux PRANA+. Микропризматический рассеиватель и разные цветовые температуры: 2700K и 6500K. Фотография предоставлена ООО «ИЗИЛЮКС РУ»

Наиболее подходящий тип рассеивателя для офисного светильника – микропризматический. Он состоит из большого числа миниатюрных призм, которые обеспечивают оптимальное распределение света. Известно несколько вариантов устройства микропризматических рассеивателей, отличающихся формой призм и порядком их расположения. Наиболее удачным для визуального комфорта, хотя и наиболее сложным в производстве, является вариант Crystal, применяемый, в частности, в некоторых модификациях светильников Esylux Nova.

Естественное и искусственное освещение
В помещение, где постоянно находятся люди, должен в достаточных количествах поступать свет с улицы, за исключением тех случаев, когда сделать это технически невозможно. Зачем это нужно, если при помощи современных энергоэффективных осветительных приборов можно обеспечить требуемый уровень освещенности? Причина заключается в том, что естественный свет, проникая в помещение, позволяет организму «подстраивать» свои биоритмы под определенное время суток. То есть окно в офисном помещении не только дает дополнительный свет, что позволяет частично экономить электроэнергию, но еще и служит своеобразным «каналом связи» с окружающим миром, обеспечивающим правильное функционирование организма работника.

Когда дневного света хватает для освещения комнаты, говорят о естественном освещении. Если же свет от ламп дополняет уличный свет – это называется совмещенным освещением.
 
Выдержки из Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
Статья 23. Требования к обеспечению освещения
1. В расположенных в надземных этажах зданий и сооружений помещениях с постоянным пребыванием людей должно быть обеспечено естественное или совмещенное, а также искусственное освещение, а в подземных этажах – искусственное освещение, достаточное для предотвращения угрозы причинения вреда здоровью людей.
2. В расположенных в надземных этажах зданий и сооружений помещениях, в которых по условиям осуществления технологических процессов исключена возможность устройства естественного освещения, должно быть обеспечено искусственное освещение, достаточное для предотвращения угрозы причинения вреда здоровью людей.

Проникновение света в помещение с улицы можно выразить в виде коэффициента естественного освещения (КЕО). Этот коэффициент равен отношению естественной освещенности, создаваемой в некоторой точке заданной плоскости внутри помещения светом неба (непосредственным или после отражений), к одновременному значению наружной горизонтальной освещенности, создаваемой светом полностью открытого небосвода. Значение KEO раздельно нормируется для естественного и совмещенного освещения, а также в тех случаях, когда свет с улицы проникает в помещение сверху или сбоку. Нормируемое значение КЕО для совмещенного освещения намного ниже, чем для искусственного. Здесь и далее мы будем оперировать данными для наиболее распространенного варианта естественного освещения – бокового.

СП 52.13330.2011 рекомендует, чтобы в помещениях, где постоянно находятся люди, было естественное освещение. Это – более полезный для здоровья вариант. Для офисов с кабинетной системой минимальное значение KEO составляет 1%, для openspace нормы нет, но ближайший вариант – «проектные залы конструкторских бюро», для них установлено значение КЕО не менее 1,2%.

Появление в крупных городах офисных зданий с полностью стеклянными стенами создает иллюзию, что проблем с естественным освещением нет. Но, на самом деле, проблемы есть, мало того, они только усугубляются. Во-первых, далеко не все компании располагаются в «хрустальных дворцах». Зачастую в удобных для расположения офиса местах – например, в историческом центре города – просто нет стеклянных зданий. Под офисы используются старые фабрики с небольшими окнами. Во-вторых, из-за точечной застройки преимущества больших окон нивелируются. Какая выгода от стеклянных стен, если они перекрываются соседним зданием? И, в-третьих, даже при удачном расположении офисного центра в городе свет не будет проникать в глубину большого пространства openspace.

В порядке исключения, СП 52.13330.2011 позволяет, при невозможности реализации естественного освещения из-за соответствующего объемно-планировочного решения, использовать совмещенное освещение. Тогда КЕО должен быть не менее 0,6% для кабинетной системы и не менее 0,7% для «проектных залов конструкторских бюро».

На деле, в современных условиях такое «исключение» превратилось в обычную практику. Действующим правилам это не противоречит, но для здоровья персонала не полезно, ведь норму на КЕО не менее 1–1,2% специалисты определили в результате серьезных исследований. Помимо этого, существуют помещения с исключительно искусственным освещением. Скажем, переговорные комнаты – пространство, где сотрудники находятся эпизодически. Такие помещения могут не иметь окон вовсе, и это не противоречит нормам. Также окон может не быть в тех заводских цехах, где они мешают производственному процессу.
zooming
Технология SymbiLogic компенсирует нехватку солнечного света в офисном пространстве. Фотография предоставлена ООО «ИЗИЛЮКС РУ»

В перечисленных случаях сохранить здоровье и высокую производительность персоналу поможет так называемое биодинамическое освещение, которое меняет спектр освещения в зависимости от сезона и времени суток, так, чтобы он максимально соответствовал естественному времени. Наиболее развитой системой биодинамического освещения является SymbiLogic, разработанная компанией Esylux. Данная система реализована в некоторых светодиодных светильниках серии Esylux Nova. Эти светильники предназначены для встраивания в подвесные потолки типа «армстронг» или в гипсокартонные. В том случае, если возможности встроить светильник в потолок нет, подойдет накладной потолочный светильник Esylux Alice с поддержкой SymbiLogic.

Простота установки и управления
Преимущество светильников Esylux Nova с системой SymbiLogic – простота установки и управления системой. Светильники объединяются в комплекты (сеты), по 4 штуки в каждом, в которые входят два устройства типа Master и два устройства типа Slave. Для управления используется протокол DALI, но никакого специального контроллера не требуется – управляющее устройство встроено в светильник Master с датчиком присутствия. Другой светильник типа Master датчика присутствия не имеет и используется в качестве маршрутизатора данных. Питание 220 В подается на светильники типа Master, управляющие сигналы и питание на светильники типа Slave передаются по двум кабелям CAT5 с интерфейсом RJ-45. Установить систему может любой электрик, для этого ему необязательно изучать сетевые технологии. При необходимости возможна совместная работа двух сетов.
zooming
Светильники Nova QUADRO SET соединяются между собой обычным кабелем «витая пара». Фотография предоставлена ООО «ИЗИЛЮКС РУ»

Настройка системы осуществляется с мобильного устройства (смартфона или планшета) через интерфейс Bluetooth. При этом мобильное устройство должно поддерживать Bluetooth 4.0 или выше. Система способна работать как в режиме автоматического изменения спектра освещения, так и в режиме ручной регулировки. В последнем случае ею можно управлять с помощью обычного двухклавишного настенного выключателя: одна клавиша регулирует яркость, другая – цветовую температуру. Датчик присутствия автоматически включает или выключает освещение при наличии или отсутствии сотрудника на рабочем месте.

«Самодостаточность» светильников Esylux Nova не мешает, при необходимости, включить их в систему «умного дома». Предусмотрена возможность соединения системы по интерфейсу DALI с другими светильниками, а также управления системой через DALI. В будущем планируется обеспечить интеграцию светильников с системами управления зданием, чтобы получать статистические данные о присутствии сотрудников в тех или иных местах офиса. Благодаря этому открываются возможности для более рационального использования офисного пространства.
zooming
Структурная схема организации светильников Human Centric Light в HR-департаменте Jyske Bank. Фотография предоставлена ООО «ИЗИЛЮКС РУ»

В числе идей по полезному использованию встраиваемых светильников с регулируемой цветовой температурой, можно отметить не только офисы и высокотехнологичные производства, но и, к примеру, магазины одежды. Примерка костюма выходного дня или вечернего платья требует определенного освещения, соответствующего тому времени суток, когда эту одежду предполагается носить. С этой целью в примерочных устанавливается освещение, способное имитировать то или иное время суток. Для создания нужного эффекта достаточно просто нажать на кнопку.
zooming
Пример установки биодинамических светильников Esylux в переговорной комнате. Фотография предоставлена ООО «ИЗИЛЮКС РУ»

Преимущества биодинамического освещения очевидны. Но как оправдать вложения в данную технологию? Сет светильников Esylux Nova, произведенных в Германии, стоит существенно дороже, скажем, светильников от китайских производителей. Однако Esylux Nova гарантирует долговечность продукции. Литой металлический корпус обеспечивает эффективный теплоотвод, а, значит, стабильность параметров светодиодов. Благодаря качественному блоку питания расчетный срок службы всего светильника (не только светодиодов) составляет 50000 часов. Поэтому Esylux дает на светильники Nova пятилетнюю гарантию производителя. Этого времени вполне хватит, чтобы биодинамическое освещение не только окупило себя, но и принесло внушительную прибыль.

А для желающих проверить на себе действие биодинамического освещения, Esylux предлагает программу «ТЕСТ-ДРАЙВ HUMAN CENTRIC LIGHT».
 
Алексей Васильев

Поставщики, технологии

ООО «ИЗИЛЮКС РУ»

21 Декабря 2016

Технологии и материалы
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Сейчас на главной
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Арх Москва 2025: будущее, цвет и суть
Читаем списки наград Арх Москвы и заодно собираем вместе наши впечатления от выставки. Кажется, у нее, юбилейной-тридцатилетней, было три главные темы: «Суть», предложенная Полисским как куратором, будущее или футурология, которая сквозила изо всех щелей как твое милосердие, и цвет. Причем не просто цвет, а два полюса: монохром основной выставки, где дизайн-кодом Арх Москвы было белое, но у Домов А-Класса черное – и разноцветье отдельных экспозиций.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Мосты и мостки
Этой зимой DK-COMMUNITY и творческое сообщество МИРА провели воркшоп в Суздале «Мосты и мостки». В нем участвовали архитекторы и студенты профильных вузов. Участникам предложили изучить технологии мостостроения, рассмотреть мировые примеры и представить свой вариант проектировки постоянного моста для одного из трех предложенных мест. Рассказываем об итогах этой работы.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Большой Алтай: план системного развития
Мастер-план туристического развития Большого Алтая включает в себя три региона: Кузбасс, Республику Алтай и Алтайский край. Он – один из двенадцати проектов, разработанных в рамках большой госпрограммы «Развитие туризма». Слоган проекта: «Большой Алтай – место силы, здоровья и духа в самом сердце Сибири». Какие точки роста предлагает проект и как с его помощью планируется увеличивать поток российских и иностранных туристов – читайте в нашем материале.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.
Лемех, лес и небеса
Посещение комплекса «Кижи» теперь можно совместить с осмотром современного деревянного зодчества: по проекту бюро Rhizome в карельской деревне Кажма построен бутик-отель «Заонежье». Архитекторы демонстрируют разнообразие и красоту дерева как строительного материала, используя традиционные и современные способы его обработки. Также примечательна интеграция гостиницы в ландшафт: с помощью зеленых кровель, геопластики и пышных многолетников.
Операция «Адаптация»: пунктирные заметки о XIX Архитектурной...
Людмила Лунина побывала на превью венецианской биеннале архитектуры и оценила выставку как сложную и научную. Поэтому так полезен ее авторский обзор, в котором всё или почти всё, пусть пунктирно, но обстоятельно, разложено «по полочкам». Полезно как для тех, кто планирует поехать на биеннале, так и для тех, кто сидит здесь, но не хотел бы отрываться от международной повестки. А повестка, судя по всему, получила на выставке новое воплощение: искать примеры архитектурной формы там, пожалуй, будет еще более бесполезно, чем обычно, зато столько всего разного... И грибы, и бактерии, и павильон из слоновьего навоза, и новые виды high-tech...
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Медицинская сталь
Петербургский бренд Hircost специализируется на одежде для врачей, в том числе неформальной. Для флагманского магазина NDA design studio воспроизвели эстетику медицинского кабинета: с помощью металлических поверхностей, «хирургического» освещения, стеклоблоков и амальгамных штор примерочных.
Бронза, соль, стеклоблоки
Отель «Сижан» по проекту Vector Architects на востоке Китая спланирован вокруг девяти внутренних дворов, каждый из которых получил свою трактовку.
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.
Дух степи, очаг и оберег
Подведены итоги конкурса на переосмысление кочевой архитектуры Архтамга. Конкурс проводил Евразийский музей кочевых цивилизаций и уфимское проектное бюро «Архтамга» – участник проекта NEXT на АРХ Москве в этом году. Призовой фонд в 350 тысяч рублей обещают разделить между тремя победителями, определенными профессиональным жюри, и победителем голосования за приз зрительских симпатий. Рассказываем о победителях, выбранных профессиональным жюри.
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Арарат в арке
Проект PLAN BURO победил в закрытом конкурсе на коттеджный поселок в пригороде Еревана. Архитекторы соединили наследие Александра Таманяна с современными тенденциями, предложили дополнить застройку таунхаусами, а также предусмотрели коммерческий блок, который легко адаптируется под запросы сообщества.