Esylux задает NOVый уровень офисного освещения

Рациональный подход к освещению, сочетание естественного и искусственного света, простота установки и эксплуатации, долговечность использования и технологические инновации – все секреты правильного освещения от Esylux.

mainImg
Компaния:
ООО «ИЗИЛЮКС РУ»
Контакты:
+7 (495) 782-7240
Даже людям, далеким от светотехники, хорошо знакомы основные параметры, которым должно отвечать освещение в офисе: цветовая температура около 4000 K, освещенность не менее 400 лк. Такие параметры были приняты за основу в нашей стране еще в 1980-е. Тогда они позволяли найти компромисс между не самыми высокими техническими возможностями и сохранностью здоровья сотрудников. Кроме того, они отвечали реалиям существующей социально-экономической системы. Прошло время, и сегодня офисное освещение требует совершенно иного подхода.
zooming
Биодинамическое освещение от Esylux GmbH (Human Centric Light). Фотография предоставлена ООО «ИЗИЛЮКС РУ»

Освещенность на рабочем месте
Ревизию требований к офисному освещению начнем с, казалось бы, самого простого параметра – освещенности. Согласно СП 52.13330.2011 «Естественное и искусственное освещение», нормы на уровень освещенности привязаны к размерам различаемых предметов и их контрастности относительно фона. Напрямую требование 400 лк для офисной работы не прописано, данный параметр необходим на тот случай, если вы работаете с документами, напечатанными кеглем 10 и крупнее, при этом нет необходимости определять подлинность документа. Это вполне соответствует реалиям 30-летней давности, когда не было принято писать отдельные положения в договорах мелким, с трудом читаемым шрифтом, да и подделка документов не была распространена. Однако это совершенно не подходит современному бизнесу и госструктурам.

Европейский стандарт DIN 5035 устанавливает минимальный уровень освещенности в офисе 500 лк, что уже ближе к современным реалиям. Но не спешите упрекать отечественные стандарты в архаичности. Если точно следовать методике определения минимальной освещенности, прописанной в СП 52.13330.2011, то в случае необходимости прочесть написанное в договорах мелким шрифтом или определять на глаз подлинность подписей, печатей и бланков, требования оказываются еще жестче – не менее 600 лк. Именно такое освещение должно быть в кабинете топ-менеджера и любого другого сотрудника, от подписи которого зависят крупные контракты. А вот в чем наш свод правил освещения пока отстает от европейского стандарта, так это в том, что в нем не заданы параметры для офисов типа openspace. С точки зрения визуального комфорта в openspace ситуация более сложная, чем в офисах с привычной кабинетной системой. DIN 5035 требует, чтобы освещенность на рабочих местах в них была не менее 750–1000 лк в зависимости от коэффициента отражения потолка, стен и перегородок. В нашей стране офисы типа openspace получили распространение только с конца 2000-х годов, поэтому в отечественной нормативной базе они еще не фигурируют. Однако подавляющее большинство openspace – это переоборудованные заводские цеха.Следовательно, минимальную освещенность, используя нормы для производственных помещений, приблизительно оценить можно. Полученное минимальное значение варьируется в пределах 750–1250 лк, что соответствует европейским нормам.

Итак, в современных условиях уровень освещенности рабочего места в офисе типа openspace должен быть не менее 750 лк, а в отдельном кабинете – не менее 600 лк. Но решение задачи увеличения освещенности на рабочем месте не сводится только к установке светильников с большим световым потоком или увеличению количества источников света. Есть и другие весомые факторы, которые следует учитывать. В противном случае увеличение уровня освещенности не только не повысит производительность труда, но даст обратный эффект.

Визуальный комфорт
zooming
Правильное освещение на рабочем столе напрямую влияет на производительность труда человека. Торшер PRANA+ с Human Centric Light. Фотография предоставлена ООО «ИЗИЛЮКС РУ»

Даже если пульсации светового потока явно не видны, они, тем не менее, воспринимаются на подсознательном уровне мозгом человека. Это проявляется как повышенная утомляемость, раздражительность и т.п. Человек воспринимает пульсации светового потока с частотами до 400 Гц. В то же время, для недорогих светильников, в том числе и светодиодных, характерны значительные пульсации на частоте 100 Гц.

В России СП 52.13330.2011 устанавливает максимальный уровень пульсаций светового потока для помещений, где ведется напряженная зрительная работа, на уровне 10%. Но в том случае, если в освещаемом помещении идет работа за компьютером, то в действие вступают санитарные нормы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», ограничивающие пульсации на уровне 5%. Значительная часть сверхбюджетных светодиодных светильников этой норме не соответствует. Тем не менее, даже это ограничение актуально для принимавшегося ранее уровня освещенности на рабочем месте 400 лк.

Чем выше уровень освещенности, тем сильнее человек реагирует на пульсации светового потока. Приведем такой наглядный пример. В 1970-е выпускались телевизоры, которые давали не очень яркую картинку – для просмотра передач приходилось днем закрывать шторы, а вечером выключать часть светильников в комнате. Но зато тогда для комфортного просмотра было вполне достаточно частоты кадровой развертки 50 Гц (с такой частотой на экране мерцало изображение). В 1990-е телевизоры стали давать более яркую картинку, а частота кадровой развертки была поднята до 100 Гц, чтобы мерцания не вызывали дискомфорт. Наконец, современные телевизоры можно смотреть даже при прямом попадании ярких солнечных лучей на экран, но при этом приходится повышать частоту кадровой развертки до 200 и даже до 400 Гц.

Точно так же обстоит дело и с освещением. Чем ярче мы освещаем рабочее место, тем меньше должны быть пульсации. К сожалению, для освещенности 600 лк и выше применительно к офисам ни в России, ни за рубежом, пока не существует конкретных рекомендаций по коэффициенту пульсации светового потока. Есть лишь экспертные оценки, согласно которым для современного офиса с его тотальной компьютеризацией и высоким уровнем освещенности коэффициент пульсаций светового потока не должен превышать 1–3%.Так что пока приходится руководствоваться простым правилом – чем меньше, тем лучше.
zooming
Новое освещение HR-департамента в Jyske Bank (г. Silkeborg, Дания) с квадро-сетами ESYLUX Nova. Фотография предоставлена ООО «ИЗИЛЮКС РУ»

Коэффициент пульсаций светового потока зависит от параметров блока питания (драйвера) светильника. Этот узел имеет довольно сложную конструкцию, даже если производитель закупает его на стороне, нужна определенная «научная школа», чтобы сделать правильный выбор. Вот почему нулевые или близкие к нулю значения коэффициента пульсаций светового потока получаются, как правило, тогда, когда за производство светодиодного светильника берется компания, имеющая большой опыт выпуска всевозможных электронных устройств (например, LG, Philips, Verbatim). Самый яркий тому пример – немецкая компания Esylux, которая до того, как заняться производством светодиодных светильников, накопила огромный опыт по созданию интеллектуальных систем управления освещением. Как результат – светодиодные светильники серии Esylux Nova имеют нулевой уровень пульсаций светового потока.

Другая проблема, связанная с повышением уровня освещенности – ослепляющий эффект. Простейший вариант уменьшить уровень визуального дискомфорта –молочный рассеиватель. Этот вариант используется в отдельных случаях – например, при освещении медицинских учреждений. Но для офисов он вряд ли применим. Молочный рассеиватель значительно уменьшает световой поток, что снижает энергоэффективность светильника. Кроме того, при высоте потолков более 3 м светильник с таким рассеивателем будет светить в стороны, но не на рабочее место.

В сверхбюджетных светильниках нередко используется рассеиватель типа «колотый лед», обеспечивающий высокую энергоэффективность в сочетании с дешевизной материала, так как для его производства не требуется высокоточных станков. Но такой рассеиватель не способен направить свет преимущественно на рабочее место, да и эстетическое решение рассеивателя оставляет желать лучшего.
zooming
Напольные торшеры Esylux PRANA+. Микропризматический рассеиватель и разные цветовые температуры: 2700K и 6500K. Фотография предоставлена ООО «ИЗИЛЮКС РУ»

Наиболее подходящий тип рассеивателя для офисного светильника – микропризматический. Он состоит из большого числа миниатюрных призм, которые обеспечивают оптимальное распределение света. Известно несколько вариантов устройства микропризматических рассеивателей, отличающихся формой призм и порядком их расположения. Наиболее удачным для визуального комфорта, хотя и наиболее сложным в производстве, является вариант Crystal, применяемый, в частности, в некоторых модификациях светильников Esylux Nova.

Естественное и искусственное освещение
В помещение, где постоянно находятся люди, должен в достаточных количествах поступать свет с улицы, за исключением тех случаев, когда сделать это технически невозможно. Зачем это нужно, если при помощи современных энергоэффективных осветительных приборов можно обеспечить требуемый уровень освещенности? Причина заключается в том, что естественный свет, проникая в помещение, позволяет организму «подстраивать» свои биоритмы под определенное время суток. То есть окно в офисном помещении не только дает дополнительный свет, что позволяет частично экономить электроэнергию, но еще и служит своеобразным «каналом связи» с окружающим миром, обеспечивающим правильное функционирование организма работника.

Когда дневного света хватает для освещения комнаты, говорят о естественном освещении. Если же свет от ламп дополняет уличный свет – это называется совмещенным освещением.
 
Выдержки из Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
Статья 23. Требования к обеспечению освещения
1. В расположенных в надземных этажах зданий и сооружений помещениях с постоянным пребыванием людей должно быть обеспечено естественное или совмещенное, а также искусственное освещение, а в подземных этажах – искусственное освещение, достаточное для предотвращения угрозы причинения вреда здоровью людей.
2. В расположенных в надземных этажах зданий и сооружений помещениях, в которых по условиям осуществления технологических процессов исключена возможность устройства естественного освещения, должно быть обеспечено искусственное освещение, достаточное для предотвращения угрозы причинения вреда здоровью людей.

Проникновение света в помещение с улицы можно выразить в виде коэффициента естественного освещения (КЕО). Этот коэффициент равен отношению естественной освещенности, создаваемой в некоторой точке заданной плоскости внутри помещения светом неба (непосредственным или после отражений), к одновременному значению наружной горизонтальной освещенности, создаваемой светом полностью открытого небосвода. Значение KEO раздельно нормируется для естественного и совмещенного освещения, а также в тех случаях, когда свет с улицы проникает в помещение сверху или сбоку. Нормируемое значение КЕО для совмещенного освещения намного ниже, чем для искусственного. Здесь и далее мы будем оперировать данными для наиболее распространенного варианта естественного освещения – бокового.

СП 52.13330.2011 рекомендует, чтобы в помещениях, где постоянно находятся люди, было естественное освещение. Это – более полезный для здоровья вариант. Для офисов с кабинетной системой минимальное значение KEO составляет 1%, для openspace нормы нет, но ближайший вариант – «проектные залы конструкторских бюро», для них установлено значение КЕО не менее 1,2%.

Появление в крупных городах офисных зданий с полностью стеклянными стенами создает иллюзию, что проблем с естественным освещением нет. Но, на самом деле, проблемы есть, мало того, они только усугубляются. Во-первых, далеко не все компании располагаются в «хрустальных дворцах». Зачастую в удобных для расположения офиса местах – например, в историческом центре города – просто нет стеклянных зданий. Под офисы используются старые фабрики с небольшими окнами. Во-вторых, из-за точечной застройки преимущества больших окон нивелируются. Какая выгода от стеклянных стен, если они перекрываются соседним зданием? И, в-третьих, даже при удачном расположении офисного центра в городе свет не будет проникать в глубину большого пространства openspace.

В порядке исключения, СП 52.13330.2011 позволяет, при невозможности реализации естественного освещения из-за соответствующего объемно-планировочного решения, использовать совмещенное освещение. Тогда КЕО должен быть не менее 0,6% для кабинетной системы и не менее 0,7% для «проектных залов конструкторских бюро».

На деле, в современных условиях такое «исключение» превратилось в обычную практику. Действующим правилам это не противоречит, но для здоровья персонала не полезно, ведь норму на КЕО не менее 1–1,2% специалисты определили в результате серьезных исследований. Помимо этого, существуют помещения с исключительно искусственным освещением. Скажем, переговорные комнаты – пространство, где сотрудники находятся эпизодически. Такие помещения могут не иметь окон вовсе, и это не противоречит нормам. Также окон может не быть в тех заводских цехах, где они мешают производственному процессу.
zooming
Технология SymbiLogic компенсирует нехватку солнечного света в офисном пространстве. Фотография предоставлена ООО «ИЗИЛЮКС РУ»

В перечисленных случаях сохранить здоровье и высокую производительность персоналу поможет так называемое биодинамическое освещение, которое меняет спектр освещения в зависимости от сезона и времени суток, так, чтобы он максимально соответствовал естественному времени. Наиболее развитой системой биодинамического освещения является SymbiLogic, разработанная компанией Esylux. Данная система реализована в некоторых светодиодных светильниках серии Esylux Nova. Эти светильники предназначены для встраивания в подвесные потолки типа «армстронг» или в гипсокартонные. В том случае, если возможности встроить светильник в потолок нет, подойдет накладной потолочный светильник Esylux Alice с поддержкой SymbiLogic.

Простота установки и управления
Преимущество светильников Esylux Nova с системой SymbiLogic – простота установки и управления системой. Светильники объединяются в комплекты (сеты), по 4 штуки в каждом, в которые входят два устройства типа Master и два устройства типа Slave. Для управления используется протокол DALI, но никакого специального контроллера не требуется – управляющее устройство встроено в светильник Master с датчиком присутствия. Другой светильник типа Master датчика присутствия не имеет и используется в качестве маршрутизатора данных. Питание 220 В подается на светильники типа Master, управляющие сигналы и питание на светильники типа Slave передаются по двум кабелям CAT5 с интерфейсом RJ-45. Установить систему может любой электрик, для этого ему необязательно изучать сетевые технологии. При необходимости возможна совместная работа двух сетов.
zooming
Светильники Nova QUADRO SET соединяются между собой обычным кабелем «витая пара». Фотография предоставлена ООО «ИЗИЛЮКС РУ»

Настройка системы осуществляется с мобильного устройства (смартфона или планшета) через интерфейс Bluetooth. При этом мобильное устройство должно поддерживать Bluetooth 4.0 или выше. Система способна работать как в режиме автоматического изменения спектра освещения, так и в режиме ручной регулировки. В последнем случае ею можно управлять с помощью обычного двухклавишного настенного выключателя: одна клавиша регулирует яркость, другая – цветовую температуру. Датчик присутствия автоматически включает или выключает освещение при наличии или отсутствии сотрудника на рабочем месте.

«Самодостаточность» светильников Esylux Nova не мешает, при необходимости, включить их в систему «умного дома». Предусмотрена возможность соединения системы по интерфейсу DALI с другими светильниками, а также управления системой через DALI. В будущем планируется обеспечить интеграцию светильников с системами управления зданием, чтобы получать статистические данные о присутствии сотрудников в тех или иных местах офиса. Благодаря этому открываются возможности для более рационального использования офисного пространства.
zooming
Структурная схема организации светильников Human Centric Light в HR-департаменте Jyske Bank. Фотография предоставлена ООО «ИЗИЛЮКС РУ»

В числе идей по полезному использованию встраиваемых светильников с регулируемой цветовой температурой, можно отметить не только офисы и высокотехнологичные производства, но и, к примеру, магазины одежды. Примерка костюма выходного дня или вечернего платья требует определенного освещения, соответствующего тому времени суток, когда эту одежду предполагается носить. С этой целью в примерочных устанавливается освещение, способное имитировать то или иное время суток. Для создания нужного эффекта достаточно просто нажать на кнопку.
zooming
Пример установки биодинамических светильников Esylux в переговорной комнате. Фотография предоставлена ООО «ИЗИЛЮКС РУ»

Преимущества биодинамического освещения очевидны. Но как оправдать вложения в данную технологию? Сет светильников Esylux Nova, произведенных в Германии, стоит существенно дороже, скажем, светильников от китайских производителей. Однако Esylux Nova гарантирует долговечность продукции. Литой металлический корпус обеспечивает эффективный теплоотвод, а, значит, стабильность параметров светодиодов. Благодаря качественному блоку питания расчетный срок службы всего светильника (не только светодиодов) составляет 50000 часов. Поэтому Esylux дает на светильники Nova пятилетнюю гарантию производителя. Этого времени вполне хватит, чтобы биодинамическое освещение не только окупило себя, но и принесло внушительную прибыль.

А для желающих проверить на себе действие биодинамического освещения, Esylux предлагает программу «ТЕСТ-ДРАЙВ HUMAN CENTRIC LIGHT».
 
Алексей Васильев

Поставщики, технологии

ООО «ИЗИЛЮКС РУ»

21 Декабря 2016

Технологии и материалы
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
Сейчас на главной
Уступы, арки и кирпич
По проекту PRSPKT.Architects в Уфе достроен жилой комплекс «Зорге Премьер», честно демонстрирующий роскошь, присущую заявленному стилю ар-деко: фасады полностью облицованы кирпичом, просторные лобби украшает барельефы и многоярусные люстры, вместо остекленных лоджий – гедонистические балкончики. В стройной башне-доминанте располагается по одной квартире на этаже.
Карельская кухня
Концепция ресторана на берегу Онежского озера, разработанная бюро Skaträ, предлагает совмещать гастрономический опыт с созерцанием живописного ландшафта, а также посещением пивоваренного цеха. Обеденный блок с панорамными окнами и деревянной облицовкой соединяется с бетонным цехом аркой, открывающей вид на гладь воды.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Вечный август
Каким должен быть офис, если он находится в месте, однозначно ассоциирующемся не с работой, а с отдыхом? Наверное, очень красивым и удобным – таким, чтобы сотрудникам захотелось приходить туда каждый день. Именно такой офис спроектировало бюро AQ для IT-компании на Кипре.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
Налетай, не скупись…
В Москве открылся магазин «Локалы». Он необычен не только тем, что его интерьером занималось DA bureau, что само по себе привлекает внимание и гарантирует высокий уровень дизайна, но и потому, что в нем продаются дизайнерские предметы и объекты модных российских брендов.
Ласточкин хвост
Бюро Artel architects спроектировало для московского жилого комплекса «Сидней Сити» квартал, который сочетает застройку башенного и секционного типа. Любопытны фасады: клинкерный кирпич сочетается с полимербетоном и латунью, пилоны в виде хвоста ласточки формируют ритм и глубокие оконные откосы, аттик выделен белым цветом.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Ступени в горах
Бюро Axis Project представило проект санаторно-курортного комплекса в Кисловодске, который может появиться на месте недостроенного санатория «Каскад». Архитекторы сохранили и развили прием предшественников: террасированные и ступенчатые корпуса следуют рельефу, образуя эффектную композицию и открывая виды на живописный ландшафт из окон и приватных террас.
Сопряжение масс
Загородный дом, построенный в Пензенской области по проекту бюро Design-Center, отличают брутальный характер и разноплановые ракурсы. Со стороны дороги дом представляет одноэтажную линейную композицию, с торца напоминает бастион с мощными стенами, а в саду набирает высоту и раскрывается панорамными окнами.
Работа на любой вкус
Новый офис компании Smart Group стал результатом большой исследовательской и проектной работы бюро АРХИСТРА по анализу современных рабочих экосистем, учитывающих разные сценарии использования и форматы деятельности.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)