Esylux задает NOVый уровень офисного освещения

Рациональный подход к освещению, сочетание естественного и искусственного света, простота установки и эксплуатации, долговечность использования и технологические инновации – все секреты правильного освещения от Esylux.

mainImg
Компaния:
ООО «ИЗИЛЮКС РУ»
Контакты:
+7 (495) 782-7240
Даже людям, далеким от светотехники, хорошо знакомы основные параметры, которым должно отвечать освещение в офисе: цветовая температура около 4000 K, освещенность не менее 400 лк. Такие параметры были приняты за основу в нашей стране еще в 1980-е. Тогда они позволяли найти компромисс между не самыми высокими техническими возможностями и сохранностью здоровья сотрудников. Кроме того, они отвечали реалиям существующей социально-экономической системы. Прошло время, и сегодня офисное освещение требует совершенно иного подхода.
zooming
Биодинамическое освещение от Esylux GmbH (Human Centric Light). Фотография предоставлена ООО «ИЗИЛЮКС РУ»

Освещенность на рабочем месте
Ревизию требований к офисному освещению начнем с, казалось бы, самого простого параметра – освещенности. Согласно СП 52.13330.2011 «Естественное и искусственное освещение», нормы на уровень освещенности привязаны к размерам различаемых предметов и их контрастности относительно фона. Напрямую требование 400 лк для офисной работы не прописано, данный параметр необходим на тот случай, если вы работаете с документами, напечатанными кеглем 10 и крупнее, при этом нет необходимости определять подлинность документа. Это вполне соответствует реалиям 30-летней давности, когда не было принято писать отдельные положения в договорах мелким, с трудом читаемым шрифтом, да и подделка документов не была распространена. Однако это совершенно не подходит современному бизнесу и госструктурам.

Европейский стандарт DIN 5035 устанавливает минимальный уровень освещенности в офисе 500 лк, что уже ближе к современным реалиям. Но не спешите упрекать отечественные стандарты в архаичности. Если точно следовать методике определения минимальной освещенности, прописанной в СП 52.13330.2011, то в случае необходимости прочесть написанное в договорах мелким шрифтом или определять на глаз подлинность подписей, печатей и бланков, требования оказываются еще жестче – не менее 600 лк. Именно такое освещение должно быть в кабинете топ-менеджера и любого другого сотрудника, от подписи которого зависят крупные контракты. А вот в чем наш свод правил освещения пока отстает от европейского стандарта, так это в том, что в нем не заданы параметры для офисов типа openspace. С точки зрения визуального комфорта в openspace ситуация более сложная, чем в офисах с привычной кабинетной системой. DIN 5035 требует, чтобы освещенность на рабочих местах в них была не менее 750–1000 лк в зависимости от коэффициента отражения потолка, стен и перегородок. В нашей стране офисы типа openspace получили распространение только с конца 2000-х годов, поэтому в отечественной нормативной базе они еще не фигурируют. Однако подавляющее большинство openspace – это переоборудованные заводские цеха.Следовательно, минимальную освещенность, используя нормы для производственных помещений, приблизительно оценить можно. Полученное минимальное значение варьируется в пределах 750–1250 лк, что соответствует европейским нормам.

Итак, в современных условиях уровень освещенности рабочего места в офисе типа openspace должен быть не менее 750 лк, а в отдельном кабинете – не менее 600 лк. Но решение задачи увеличения освещенности на рабочем месте не сводится только к установке светильников с большим световым потоком или увеличению количества источников света. Есть и другие весомые факторы, которые следует учитывать. В противном случае увеличение уровня освещенности не только не повысит производительность труда, но даст обратный эффект.

Визуальный комфорт
zooming
Правильное освещение на рабочем столе напрямую влияет на производительность труда человека. Торшер PRANA+ с Human Centric Light. Фотография предоставлена ООО «ИЗИЛЮКС РУ»

Даже если пульсации светового потока явно не видны, они, тем не менее, воспринимаются на подсознательном уровне мозгом человека. Это проявляется как повышенная утомляемость, раздражительность и т.п. Человек воспринимает пульсации светового потока с частотами до 400 Гц. В то же время, для недорогих светильников, в том числе и светодиодных, характерны значительные пульсации на частоте 100 Гц.

В России СП 52.13330.2011 устанавливает максимальный уровень пульсаций светового потока для помещений, где ведется напряженная зрительная работа, на уровне 10%. Но в том случае, если в освещаемом помещении идет работа за компьютером, то в действие вступают санитарные нормы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», ограничивающие пульсации на уровне 5%. Значительная часть сверхбюджетных светодиодных светильников этой норме не соответствует. Тем не менее, даже это ограничение актуально для принимавшегося ранее уровня освещенности на рабочем месте 400 лк.

Чем выше уровень освещенности, тем сильнее человек реагирует на пульсации светового потока. Приведем такой наглядный пример. В 1970-е выпускались телевизоры, которые давали не очень яркую картинку – для просмотра передач приходилось днем закрывать шторы, а вечером выключать часть светильников в комнате. Но зато тогда для комфортного просмотра было вполне достаточно частоты кадровой развертки 50 Гц (с такой частотой на экране мерцало изображение). В 1990-е телевизоры стали давать более яркую картинку, а частота кадровой развертки была поднята до 100 Гц, чтобы мерцания не вызывали дискомфорт. Наконец, современные телевизоры можно смотреть даже при прямом попадании ярких солнечных лучей на экран, но при этом приходится повышать частоту кадровой развертки до 200 и даже до 400 Гц.

Точно так же обстоит дело и с освещением. Чем ярче мы освещаем рабочее место, тем меньше должны быть пульсации. К сожалению, для освещенности 600 лк и выше применительно к офисам ни в России, ни за рубежом, пока не существует конкретных рекомендаций по коэффициенту пульсации светового потока. Есть лишь экспертные оценки, согласно которым для современного офиса с его тотальной компьютеризацией и высоким уровнем освещенности коэффициент пульсаций светового потока не должен превышать 1–3%.Так что пока приходится руководствоваться простым правилом – чем меньше, тем лучше.
zooming
Новое освещение HR-департамента в Jyske Bank (г. Silkeborg, Дания) с квадро-сетами ESYLUX Nova. Фотография предоставлена ООО «ИЗИЛЮКС РУ»

Коэффициент пульсаций светового потока зависит от параметров блока питания (драйвера) светильника. Этот узел имеет довольно сложную конструкцию, даже если производитель закупает его на стороне, нужна определенная «научная школа», чтобы сделать правильный выбор. Вот почему нулевые или близкие к нулю значения коэффициента пульсаций светового потока получаются, как правило, тогда, когда за производство светодиодного светильника берется компания, имеющая большой опыт выпуска всевозможных электронных устройств (например, LG, Philips, Verbatim). Самый яркий тому пример – немецкая компания Esylux, которая до того, как заняться производством светодиодных светильников, накопила огромный опыт по созданию интеллектуальных систем управления освещением. Как результат – светодиодные светильники серии Esylux Nova имеют нулевой уровень пульсаций светового потока.

Другая проблема, связанная с повышением уровня освещенности – ослепляющий эффект. Простейший вариант уменьшить уровень визуального дискомфорта –молочный рассеиватель. Этот вариант используется в отдельных случаях – например, при освещении медицинских учреждений. Но для офисов он вряд ли применим. Молочный рассеиватель значительно уменьшает световой поток, что снижает энергоэффективность светильника. Кроме того, при высоте потолков более 3 м светильник с таким рассеивателем будет светить в стороны, но не на рабочее место.

В сверхбюджетных светильниках нередко используется рассеиватель типа «колотый лед», обеспечивающий высокую энергоэффективность в сочетании с дешевизной материала, так как для его производства не требуется высокоточных станков. Но такой рассеиватель не способен направить свет преимущественно на рабочее место, да и эстетическое решение рассеивателя оставляет желать лучшего.
zooming
Напольные торшеры Esylux PRANA+. Микропризматический рассеиватель и разные цветовые температуры: 2700K и 6500K. Фотография предоставлена ООО «ИЗИЛЮКС РУ»

Наиболее подходящий тип рассеивателя для офисного светильника – микропризматический. Он состоит из большого числа миниатюрных призм, которые обеспечивают оптимальное распределение света. Известно несколько вариантов устройства микропризматических рассеивателей, отличающихся формой призм и порядком их расположения. Наиболее удачным для визуального комфорта, хотя и наиболее сложным в производстве, является вариант Crystal, применяемый, в частности, в некоторых модификациях светильников Esylux Nova.

Естественное и искусственное освещение
В помещение, где постоянно находятся люди, должен в достаточных количествах поступать свет с улицы, за исключением тех случаев, когда сделать это технически невозможно. Зачем это нужно, если при помощи современных энергоэффективных осветительных приборов можно обеспечить требуемый уровень освещенности? Причина заключается в том, что естественный свет, проникая в помещение, позволяет организму «подстраивать» свои биоритмы под определенное время суток. То есть окно в офисном помещении не только дает дополнительный свет, что позволяет частично экономить электроэнергию, но еще и служит своеобразным «каналом связи» с окружающим миром, обеспечивающим правильное функционирование организма работника.

Когда дневного света хватает для освещения комнаты, говорят о естественном освещении. Если же свет от ламп дополняет уличный свет – это называется совмещенным освещением.
 
Выдержки из Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
Статья 23. Требования к обеспечению освещения
1. В расположенных в надземных этажах зданий и сооружений помещениях с постоянным пребыванием людей должно быть обеспечено естественное или совмещенное, а также искусственное освещение, а в подземных этажах – искусственное освещение, достаточное для предотвращения угрозы причинения вреда здоровью людей.
2. В расположенных в надземных этажах зданий и сооружений помещениях, в которых по условиям осуществления технологических процессов исключена возможность устройства естественного освещения, должно быть обеспечено искусственное освещение, достаточное для предотвращения угрозы причинения вреда здоровью людей.

Проникновение света в помещение с улицы можно выразить в виде коэффициента естественного освещения (КЕО). Этот коэффициент равен отношению естественной освещенности, создаваемой в некоторой точке заданной плоскости внутри помещения светом неба (непосредственным или после отражений), к одновременному значению наружной горизонтальной освещенности, создаваемой светом полностью открытого небосвода. Значение KEO раздельно нормируется для естественного и совмещенного освещения, а также в тех случаях, когда свет с улицы проникает в помещение сверху или сбоку. Нормируемое значение КЕО для совмещенного освещения намного ниже, чем для искусственного. Здесь и далее мы будем оперировать данными для наиболее распространенного варианта естественного освещения – бокового.

СП 52.13330.2011 рекомендует, чтобы в помещениях, где постоянно находятся люди, было естественное освещение. Это – более полезный для здоровья вариант. Для офисов с кабинетной системой минимальное значение KEO составляет 1%, для openspace нормы нет, но ближайший вариант – «проектные залы конструкторских бюро», для них установлено значение КЕО не менее 1,2%.

Появление в крупных городах офисных зданий с полностью стеклянными стенами создает иллюзию, что проблем с естественным освещением нет. Но, на самом деле, проблемы есть, мало того, они только усугубляются. Во-первых, далеко не все компании располагаются в «хрустальных дворцах». Зачастую в удобных для расположения офиса местах – например, в историческом центре города – просто нет стеклянных зданий. Под офисы используются старые фабрики с небольшими окнами. Во-вторых, из-за точечной застройки преимущества больших окон нивелируются. Какая выгода от стеклянных стен, если они перекрываются соседним зданием? И, в-третьих, даже при удачном расположении офисного центра в городе свет не будет проникать в глубину большого пространства openspace.

В порядке исключения, СП 52.13330.2011 позволяет, при невозможности реализации естественного освещения из-за соответствующего объемно-планировочного решения, использовать совмещенное освещение. Тогда КЕО должен быть не менее 0,6% для кабинетной системы и не менее 0,7% для «проектных залов конструкторских бюро».

На деле, в современных условиях такое «исключение» превратилось в обычную практику. Действующим правилам это не противоречит, но для здоровья персонала не полезно, ведь норму на КЕО не менее 1–1,2% специалисты определили в результате серьезных исследований. Помимо этого, существуют помещения с исключительно искусственным освещением. Скажем, переговорные комнаты – пространство, где сотрудники находятся эпизодически. Такие помещения могут не иметь окон вовсе, и это не противоречит нормам. Также окон может не быть в тех заводских цехах, где они мешают производственному процессу.
zooming
Технология SymbiLogic компенсирует нехватку солнечного света в офисном пространстве. Фотография предоставлена ООО «ИЗИЛЮКС РУ»

В перечисленных случаях сохранить здоровье и высокую производительность персоналу поможет так называемое биодинамическое освещение, которое меняет спектр освещения в зависимости от сезона и времени суток, так, чтобы он максимально соответствовал естественному времени. Наиболее развитой системой биодинамического освещения является SymbiLogic, разработанная компанией Esylux. Данная система реализована в некоторых светодиодных светильниках серии Esylux Nova. Эти светильники предназначены для встраивания в подвесные потолки типа «армстронг» или в гипсокартонные. В том случае, если возможности встроить светильник в потолок нет, подойдет накладной потолочный светильник Esylux Alice с поддержкой SymbiLogic.

Простота установки и управления
Преимущество светильников Esylux Nova с системой SymbiLogic – простота установки и управления системой. Светильники объединяются в комплекты (сеты), по 4 штуки в каждом, в которые входят два устройства типа Master и два устройства типа Slave. Для управления используется протокол DALI, но никакого специального контроллера не требуется – управляющее устройство встроено в светильник Master с датчиком присутствия. Другой светильник типа Master датчика присутствия не имеет и используется в качестве маршрутизатора данных. Питание 220 В подается на светильники типа Master, управляющие сигналы и питание на светильники типа Slave передаются по двум кабелям CAT5 с интерфейсом RJ-45. Установить систему может любой электрик, для этого ему необязательно изучать сетевые технологии. При необходимости возможна совместная работа двух сетов.
zooming
Светильники Nova QUADRO SET соединяются между собой обычным кабелем «витая пара». Фотография предоставлена ООО «ИЗИЛЮКС РУ»

Настройка системы осуществляется с мобильного устройства (смартфона или планшета) через интерфейс Bluetooth. При этом мобильное устройство должно поддерживать Bluetooth 4.0 или выше. Система способна работать как в режиме автоматического изменения спектра освещения, так и в режиме ручной регулировки. В последнем случае ею можно управлять с помощью обычного двухклавишного настенного выключателя: одна клавиша регулирует яркость, другая – цветовую температуру. Датчик присутствия автоматически включает или выключает освещение при наличии или отсутствии сотрудника на рабочем месте.

«Самодостаточность» светильников Esylux Nova не мешает, при необходимости, включить их в систему «умного дома». Предусмотрена возможность соединения системы по интерфейсу DALI с другими светильниками, а также управления системой через DALI. В будущем планируется обеспечить интеграцию светильников с системами управления зданием, чтобы получать статистические данные о присутствии сотрудников в тех или иных местах офиса. Благодаря этому открываются возможности для более рационального использования офисного пространства.
zooming
Структурная схема организации светильников Human Centric Light в HR-департаменте Jyske Bank. Фотография предоставлена ООО «ИЗИЛЮКС РУ»

В числе идей по полезному использованию встраиваемых светильников с регулируемой цветовой температурой, можно отметить не только офисы и высокотехнологичные производства, но и, к примеру, магазины одежды. Примерка костюма выходного дня или вечернего платья требует определенного освещения, соответствующего тому времени суток, когда эту одежду предполагается носить. С этой целью в примерочных устанавливается освещение, способное имитировать то или иное время суток. Для создания нужного эффекта достаточно просто нажать на кнопку.
zooming
Пример установки биодинамических светильников Esylux в переговорной комнате. Фотография предоставлена ООО «ИЗИЛЮКС РУ»

Преимущества биодинамического освещения очевидны. Но как оправдать вложения в данную технологию? Сет светильников Esylux Nova, произведенных в Германии, стоит существенно дороже, скажем, светильников от китайских производителей. Однако Esylux Nova гарантирует долговечность продукции. Литой металлический корпус обеспечивает эффективный теплоотвод, а, значит, стабильность параметров светодиодов. Благодаря качественному блоку питания расчетный срок службы всего светильника (не только светодиодов) составляет 50000 часов. Поэтому Esylux дает на светильники Nova пятилетнюю гарантию производителя. Этого времени вполне хватит, чтобы биодинамическое освещение не только окупило себя, но и принесло внушительную прибыль.

А для желающих проверить на себе действие биодинамического освещения, Esylux предлагает программу «ТЕСТ-ДРАЙВ HUMAN CENTRIC LIGHT».
 
Алексей Васильев

Поставщики, технологии

ООО «ИЗИЛЮКС РУ»

21 Декабря 2016

Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.