Демонстрация идей

В Лондоне в рамках итоговой выставки London Metropolitan University были показаны дипломные работы выпускников школы МАРШ, причем два диплома были номинированы на Медаль президента RIBA. Публикуем рассказ о выставке преподавателей и студентов МАРШа.

mainImg
Школа МАРШ – партнер London Metropolitan University, и потому уже третий год дипломные работы выпускников ее магистерской программы экспонируются вместе с работами студентов факультета архитектуры и пространственного проектирования LMU – школы Cass. В 2014 премию Cass получила работа Марии Тюлькановой, а в этом году – Надежды Чадович. Помимо этого, в этот раз два диплома – Надежды Чадович и Марии Курковой – были номинированы на Медаль президента Королевского института британских архитекторов (RIBA). Эта награда за лучшую итоговую работу студента архитектурного вуза, сертифицированного RIBA, вручается с 1836: это самая старая награда института, даже его знаменитая Золотая медаль – немного моложе (ее учредили в 1848).
Выставка МАРШ в школе Cass © Денис Макаренко
Дипломный проект Марии Тюлькановой. Премия школы Cass-2014. Предоставлено МАРШ
Дипломный проект Марии Тюлькановой. Премия школы Cass-2014. Предоставлено МАРШ
Дипломный проект Марии Тюлькановой. Премия школы Cass-2014. Предоставлено МАРШ
Дипломный проект Надежды Чадович. Премия школы Cass-2015 и номинант Медали президента RIBA-2015. Предоставлено МАРШ
Дипломный проект Надежды Чадович. Премия школы Cass-2015 и номинант Медали президента RIBA-2015. Предоставлено МАРШ
Дипломный проект Надежды Чадович. Премия школы Cass-2015 и номинант Медали президента RIBA-2015. Предоставлено МАРШ
Дипломный проект Марии Курковой. Номинант Медали президента RIBA-2015. Предоставлено МАРШ
Дипломный проект Марии Курковой. Номинант Медали президента RIBA-2015. Предоставлено МАРШ
Дипломный проект Марии Курковой. Номинант Медали президента RIBA-2015. Предоставлено МАРШ

Помимо руководства RIBA, успехи начинающих архитекторов в Лондоне могут оценить все желающие – от потенциальных работодателей до широкой публики. Выставки дипломных работ архитектурных вузов открыты для всех, а в этом году они вошли в состав ежегодного Лондонского фестиваля архитектуры и удостоились рецензии ведущего британского архитектурного критика Роуэна Мура в еженедельнике The Observer.
«Делегация» МАРШ в школе Cass. Предоставлено Марией Тюлькановой

Лондонскую «делегацию» МАРШ в этом году составили заместитель директора школы по международным проектом Ксения Аджубей, выпускница прошлого года Мария Тюльканова, выпускник этого года Денис Макаренко и студент 1-го курса магистратуры Ксения Малкова.
Выставка МАРШ в школе Cass © Денис Макаренко



Публикуем их рассказ о выставке в Cass и своих лондонских впечатлениях.

Ксения Аджубей,
заместитель директора по международным проектам и куратор модуля «Интегрированное проектирование» школы МАРШ:


«В выпускной выставке Cass принимают участие все студенты; у подготовительного курса (foundation) – свои помещения, у первого курса – тоже свой зал. Система студий (unit system) начинается со 2-го курса программы бакалавриата, и с этого момента студенты выставляют свои работы по студиям. Так же организована выставка магистратуры: у каждого «юнита» – свое отделение на общей экспозиции. Как правило, разные ступени образовательных программ размещаются по разным этажам, чтобы создать у зрителя четкое понимание, на каком этапе обучения находится автор той или иной работы.
Выставка МАРШ в школе Cass © Мария Тюльканова

Последние три года мы даем возможность студентам магистерской программы МАРШ (а скоро включим сюда и бакалавриат) участвовать в выпускной выставке Cass. Причем на экспозиции мы выступаем с Cass как единая школа, поскольку у наших образовательных методов и программ – один этос. МАРШ участвует в выставке не как гость, а как часть общей и важной образовательной культуры; наши студенты получают награды на главной церемонии вручения призов и могут почувствовать себя частью большого сообщества. Для выпускников – это завершение их связи с Лондонским университетом Метрополитен; в сентябре они получают дипломы, и выпускная выставка – важный момент, когда они могут увидеть в контексте LMU свои работы, а также работы своих британских сверстников, которые приезжали из Лондона в Москву в рамках совместных программ или с которыми они жили во время своих приездов в Лондон.
Выставка МАРШ в школе Cass © Ксения Малкова

На фоне общей экспозиции проекты МАРШ отличаются от остальных, но не по качеству или стилю, поэтому мы подчеркнули, что эти проекты сделаны в России и для нее: в этом году – для Москвы и Соловецких островов. Работы студентов сильны не только графически: они отражают подход к проблематике места, разработанный за год (или за полгода – в случае студий 1-го курса магистратуры), и было важным передать глубину и степень вовлеченности проектов в сложный, завораживающий контекст и реальные проблемы – и это, безусловно, то, что международная аудитория находит самым интересным.

Выпускная выставка – очень важная традиция. Это первый общественный показ работы, которой человек посвятил год своей жизни. Он особенно важен для выпускников, которые представляют свой дипломный проект: он, по методике нашей школы, должен быть многогранным отражением их профессиональной позиции. Это проекты на пороге профессиональной жизни, в которых авторы отстаивают личную философию: ее они будут развивать всю жизнь. На момент открытия выставки эта позиция впервые показана публике в завершенном виде, в контексте работ и тем других студий. Это очень важный момент сравнения подходов разных студий и проектов, но также это и выход в мир.

На итоговые выставки приходят архитектурные критики и журналисты, руководители архитектурных бюро – потенциальные работодатели. Во всех ключевых архитектурных СМИ публикуют обзор выставок ведущих архитектурных школ, поскольку в них ощущается веяние будущего. Но все же выпускные выставки не ярмарки вакансий. На выставке Cass всегда чувствуется профессиональный подход к кураторству и дизайну экспозиции, а у студентов проверяются важные навыки работы с конструкциями и коммуникации с «непрофессионалами». Для выпускников и бакалавриата, и магистратуры выставка – это последний и самый показательный, в прямом смысле, «творческий выхлоп» перед тем, как начать искать работу в бюро. Это торжественный момент, когда впервые можно показать близким людям и, может быть, даже предыдущему преподавателю результаты своего развития – ради чего были эти бессонные ночи и пожертвованные во имя учебы выходные. Это тот момент, когда совершенные за год открытия можно с гордостью выставить на показ.
Выставка МАРШ в школе Cass © Денис Макаренко

Для МАРШ участие в студенческой выставке Cass еще важнее, потому что мы демонстрируем не просто студенческие работы, но проекты, которые создавались в условиях определенной «неинтегрированности» в международный архитектурный контекст (хотя у наших студентов есть некоторые преимущества перед другими российскими вузами: приглашенные профессора, такие, как Петер Меркли, доступ к электронной библиотеке Cass, поездки за рубеж и т.д.). Заранее невозможно предсказать, как проекты наших студентов будут выглядеть на фоне английских студий... Процесс организации выставки в другой стране, на другом языке – непростая задача, в оргкомитете выставки участвовало около 20 студентов, а на монтаж и открытие ездили трое. Каждый год нашу часть выставки встречают с большим интересом и искренней похвалой. Для самих студентов невероятный шок – видеть свои проекты на выставке как часть работ лондонской школы Cass, часть международного дискурса о будущем городов, территорий, стран. Чрезвычайно важно как можно активней встраивать их в систему профессиональных ценностей и самооценки, в мировой контекст, если мы хотим повысить качество российских городов при помощи архитектуры.
Выставка МАРШ в школе Cass © Мария Тюльканова

В будущем мы хотим, чтобы как можно больше студентов ездило на открытие выставки в Лондон, в идеале – весь выпускной курс. Надо, чтобы ощущение торжественного заявления своей профессиональной и творческой позиции на выставке, на которую в один только вечер открытия приходят порядка 2000 людей, осталось с нашими студентами как напоминание о том, что они поняли для себя во время учебы в МАРШе.»

Мария Тюльканова,
выпускница МАРШ-2014:


«На мой взгляд, подобного лондонской ситуации во многом не хватает в России. У нас есть хорошие вузы, начало работать много новых школ и учебных программ, которые стали альтернативой традиционному архитектурно-художественному и градостроительному образованию (институт «Стрелка», МАРШ, БВШД, ВШУ, «Среда» и пр.), каждый год проходит множество различных фестивалей, связанных как с архитектурой и искусством, так и с урбанистикой. Отличие и плюс Лондонского фестиваля архитектуры (LFA) – в том, что он открывается «под одной крышей» (с одной тематикой), но на разных площадках: вы можете посмотреть дипломные работы в архитектурных вузах, послушать лекции, сходить на презентации и посетить выставки, разбросанные по всему городу – это такой «ооочень большой Праздник Архитектуры».
Итоговая выставка в Архитектурной Ассоциации © Мария Тюльканова
Итоговая выставка в школе Бартлетт © Мария Тюльканова

Большое впечатление на меня произвели выставки в архитектурных школах – наверное, лучший вариант для абитуриентов, студентов и профессионалов. На этих выставках, действительно, становится понятно, чем студенты занимаются, как ведутся исследования, и какие проекты они делают. Если ты абитуриент – это поможет определиться с вузом, профессионал – найти нового сотрудника (возле многих проектов лежат визитки и открытки с контактами авторов), а студенты с радостью показывают свои работы и работы друзей, и многим интересно и любопытно, что делают коллеги в других школах.
zooming
Итоговая выставка в школе Бартлетт © Мария Тюльканова
Итоговая выставка в школе Бартлетт © Мария Тюльканова

Недавно в Москве проходила АрхМосква – очень официальное и серьезное мероприятие: там были инсталляция от МАРШ и молодых бюро, лекции, встречи, презентации, но оно зажато в рамки ЦДХ. На самом деле, сложно судить о творчестве архитекторов, которые пытаются всю свою сложнейшую работу, интереснейшие проекты запихнуть в один объект или комнату. LFA – немного о другом, он больше похож на вечеринку старых и новых друзей, там будто открываются двери между школами и бюро, именитыми архитекторами и молодыми специалистами. Я не говорю, что АрхМосква – это плохо, а LFA – хорошо: нет, лондонский фестиваль просто иной. Мне кажется, у нас не хватает сейчас как раз подобных мероприятий, которые создают более тесный диалог в профессиональной сфере и к тому же делают архитектуру открытой не только «для своих»: любой желающий может присоединится к этому действу. Это здорово.»

Денис Макаренко,
выпускник МАРШ-2015:


«Для меня ценность участия в этой выставке была не только в возможности увидеть работы других студентов, но и в возможности посмотреть на наши проекты еще в одном формате. В ходе работы над темой «Сакральное – Мирское – Соловки» у нашей студии было много презентаций различных типов: микро-презентации в самой студии, разноплановые презентации в школе МАРШ, презентация в администрации Архангельской области, презентация в Соловецком монастыре – и теперь в рамках студенческой выставки в Лондоне. Каждый раз, подготавливая презентацию для новой аудитории, стараешься быть максимально понятным, найти более точные формулировки, и каждый раз – это проверка на прочность идей, заложенных в проекте.

Одной из идей в оформлении нашей лондонской экспозиции было показать, что работа над проектами в наших студиях порой связана с тонкими материями, с понятиями, не лежащими на поверхности, поэтому наша выставка получилась такой полупрозрачной и многоплановой. Нашей целью было задержать пусть даже случайно зашедшего на экспозицию человека, вызвать в нем желание остановиться, вчитаться, всмотреться, захотеть вникнуть в суть, потому что иначе мы бы не смогли познакомить его с нашими проектами.
Итоговая выставка в Королевской академии © Мария Тюльканова

Открытие выставки проходило в формате шумной вечеринки: студенты, преподаватели, их друзья, а также студенты других архитектурных вузов и все, кто решил присоединиться. Разглядывая работы разных студий школы Cass, нам было интересно понять, какие задачи пытались решать их проекты, в каком контексте они существовали. В первую очередь, на себя обращали внимание те проекты, в которых чувствовался максимально личный интерес самого автора, например, частью одной работы была настольная игра.»
zooming
Итоговая выставка в Королевской академии © Мария Тюльканова


Ксения Малкова,
студент магистратуры МАРШ:


«В июле этого года состоялась выставка работ МАРШа в London Metropolitan University. Я участвовала и в самой выставке, и в ее организации и монтаже в Лондоне. Сказать, что мне понравилась выставка – это ничего не сказать. Во-первых, на мой взгляд, для студентов МАРШа – это дополнительная мотивация для развития себя как профессионального архитектора, для того, чтобы самому оценить уровень западного проектирования и развития мыслей и сравнить их со своими.
Итоговая выставка в Королевской академии © Мария Тюльканова

Во-вторых, увидеть воочию лондонские работы и непосредственно пообщаться с их авторами – это большой и полезный опыт. Очень жаль, что такая возможность выдается пока редко.

Точно могу сказать, что на Западе к ведению архитектурного проекта относятся очень ответственно, уделяется огромное внимание как аналитической части, так и проектной. Я очень рада, что в России есть такой оплот этого грамотного, серьезного подхода, как МАРШ, где ты можешь научиться думать и творить на международном уровне.»

30 Июля 2015

Похожие статьи
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Технологии и материалы
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
Сейчас на главной
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Полуцифровая среда
В Иннополисе под Казанью открылся первый 4-звездочный отель, спроектированный бюро MAD Architects. Интерьеры отеля сочетают элегантность и иронию, технологичность и комфорт, напоминая декорации компьютерной игры или фантастического фильма о недалеком будущем.
Y-школа
По проекту «БалтИнвест-Проект» в Гатчине построена школа на 800 учеников. Лучевая планировка позволила разделить младшую и старшую школы, а также спортивный блок, обеспечив помещения большим количество естественного света. На многослойны фасадах оштукатуренные поверхности сочетаются с навесными элементами разных цветов и фактур.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
Спокойствие, только спокойствие
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга Александра Змеула «Большая кольцевая линия. Новейшая история московского метро». Ее автор – историк архитектуры и знаток подземки – разобрал грандиозный проект БКЛ в подробностях, но главное – сохранил спокойную и взвешенную позицию. С равным сочувствием он рассказал о работе всех вовлеченных в строительство архитекторов, сосредоточившись на их профессиональном вкладе и вне зависимости от их творческих разногласий.
Вся мудрость океана
В Калининграде открылся новый корпус Музея мирового океана «Планета океан». Примечательно не только здание в виде 42-метрового шара, но и экспозиция, которая включает научные коллекции – их собирали около 10 лет, аквариумы с 3000 гидробионтов, а также специально разработанные инсталляции. Дизайн разработало петербургское бюро музейной сценографии «Метаформа», которое соединило все нити в увлекательное повествование.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Хрупкая материя
В интерьере небольшого ресторана M.Rest от студии дизайна интерьеров BE-Interno, расположенного на берегу Балтийского моря в Калининградской области, воплощены самые характерные черты меланхоличной природы этого края, и сам он идеально подходит для неторопливого времяпрепровождения с видом на закат.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
Уступы, арки и кирпич
По проекту PRSPKT.Architects в Уфе достроен жилой комплекс «Зорге Премьер», честно демонстрирующий роскошь, присущую заявленному стилю ар-деко: фасады полностью облицованы кирпичом, просторные лобби украшает барельефы и многоярусные люстры, вместо остекленных лоджий – гедонистические балкончики. В стройной башне-доминанте располагается по одной квартире на этаже.
Карельская кухня
Концепция ресторана на берегу Онежского озера, разработанная бюро Skaträ, предлагает совмещать гастрономический опыт с созерцанием живописного ландшафта, а также посещением пивоваренного цеха. Обеденный блок с панорамными окнами и деревянной облицовкой соединяется с бетонным цехом аркой, открывающей вид на гладь воды.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Вечный август
Каким должен быть офис, если он находится в месте, однозначно ассоциирующемся не с работой, а с отдыхом? Наверное, очень красивым и удобным – таким, чтобы сотрудникам захотелось приходить туда каждый день. Именно такой офис спроектировало бюро AQ для IT-компании на Кипре.