Демонстрация идей

В Лондоне в рамках итоговой выставки London Metropolitan University были показаны дипломные работы выпускников школы МАРШ, причем два диплома были номинированы на Медаль президента RIBA. Публикуем рассказ о выставке преподавателей и студентов МАРШа.

mainImg
Школа МАРШ – партнер London Metropolitan University, и потому уже третий год дипломные работы выпускников ее магистерской программы экспонируются вместе с работами студентов факультета архитектуры и пространственного проектирования LMU – школы Cass. В 2014 премию Cass получила работа Марии Тюлькановой, а в этом году – Надежды Чадович. Помимо этого, в этот раз два диплома – Надежды Чадович и Марии Курковой – были номинированы на Медаль президента Королевского института британских архитекторов (RIBA). Эта награда за лучшую итоговую работу студента архитектурного вуза, сертифицированного RIBA, вручается с 1836: это самая старая награда института, даже его знаменитая Золотая медаль – немного моложе (ее учредили в 1848).
Выставка МАРШ в школе Cass © Денис Макаренко
Дипломный проект Марии Тюлькановой. Премия школы Cass-2014. Предоставлено МАРШ
Дипломный проект Марии Тюлькановой. Премия школы Cass-2014. Предоставлено МАРШ
Дипломный проект Марии Тюлькановой. Премия школы Cass-2014. Предоставлено МАРШ
Дипломный проект Надежды Чадович. Премия школы Cass-2015 и номинант Медали президента RIBA-2015. Предоставлено МАРШ
Дипломный проект Надежды Чадович. Премия школы Cass-2015 и номинант Медали президента RIBA-2015. Предоставлено МАРШ
Дипломный проект Надежды Чадович. Премия школы Cass-2015 и номинант Медали президента RIBA-2015. Предоставлено МАРШ
Дипломный проект Марии Курковой. Номинант Медали президента RIBA-2015. Предоставлено МАРШ
Дипломный проект Марии Курковой. Номинант Медали президента RIBA-2015. Предоставлено МАРШ
Дипломный проект Марии Курковой. Номинант Медали президента RIBA-2015. Предоставлено МАРШ

Помимо руководства RIBA, успехи начинающих архитекторов в Лондоне могут оценить все желающие – от потенциальных работодателей до широкой публики. Выставки дипломных работ архитектурных вузов открыты для всех, а в этом году они вошли в состав ежегодного Лондонского фестиваля архитектуры и удостоились рецензии ведущего британского архитектурного критика Роуэна Мура в еженедельнике The Observer.
«Делегация» МАРШ в школе Cass. Предоставлено Марией Тюлькановой

Лондонскую «делегацию» МАРШ в этом году составили заместитель директора школы по международным проектом Ксения Аджубей, выпускница прошлого года Мария Тюльканова, выпускник этого года Денис Макаренко и студент 1-го курса магистратуры Ксения Малкова.
Выставка МАРШ в школе Cass © Денис Макаренко



Публикуем их рассказ о выставке в Cass и своих лондонских впечатлениях.

Ксения Аджубей,
заместитель директора по международным проектам и куратор модуля «Интегрированное проектирование» школы МАРШ:


«В выпускной выставке Cass принимают участие все студенты; у подготовительного курса (foundation) – свои помещения, у первого курса – тоже свой зал. Система студий (unit system) начинается со 2-го курса программы бакалавриата, и с этого момента студенты выставляют свои работы по студиям. Так же организована выставка магистратуры: у каждого «юнита» – свое отделение на общей экспозиции. Как правило, разные ступени образовательных программ размещаются по разным этажам, чтобы создать у зрителя четкое понимание, на каком этапе обучения находится автор той или иной работы.
Выставка МАРШ в школе Cass © Мария Тюльканова

Последние три года мы даем возможность студентам магистерской программы МАРШ (а скоро включим сюда и бакалавриат) участвовать в выпускной выставке Cass. Причем на экспозиции мы выступаем с Cass как единая школа, поскольку у наших образовательных методов и программ – один этос. МАРШ участвует в выставке не как гость, а как часть общей и важной образовательной культуры; наши студенты получают награды на главной церемонии вручения призов и могут почувствовать себя частью большого сообщества. Для выпускников – это завершение их связи с Лондонским университетом Метрополитен; в сентябре они получают дипломы, и выпускная выставка – важный момент, когда они могут увидеть в контексте LMU свои работы, а также работы своих британских сверстников, которые приезжали из Лондона в Москву в рамках совместных программ или с которыми они жили во время своих приездов в Лондон.
Выставка МАРШ в школе Cass © Ксения Малкова

На фоне общей экспозиции проекты МАРШ отличаются от остальных, но не по качеству или стилю, поэтому мы подчеркнули, что эти проекты сделаны в России и для нее: в этом году – для Москвы и Соловецких островов. Работы студентов сильны не только графически: они отражают подход к проблематике места, разработанный за год (или за полгода – в случае студий 1-го курса магистратуры), и было важным передать глубину и степень вовлеченности проектов в сложный, завораживающий контекст и реальные проблемы – и это, безусловно, то, что международная аудитория находит самым интересным.

Выпускная выставка – очень важная традиция. Это первый общественный показ работы, которой человек посвятил год своей жизни. Он особенно важен для выпускников, которые представляют свой дипломный проект: он, по методике нашей школы, должен быть многогранным отражением их профессиональной позиции. Это проекты на пороге профессиональной жизни, в которых авторы отстаивают личную философию: ее они будут развивать всю жизнь. На момент открытия выставки эта позиция впервые показана публике в завершенном виде, в контексте работ и тем других студий. Это очень важный момент сравнения подходов разных студий и проектов, но также это и выход в мир.

На итоговые выставки приходят архитектурные критики и журналисты, руководители архитектурных бюро – потенциальные работодатели. Во всех ключевых архитектурных СМИ публикуют обзор выставок ведущих архитектурных школ, поскольку в них ощущается веяние будущего. Но все же выпускные выставки не ярмарки вакансий. На выставке Cass всегда чувствуется профессиональный подход к кураторству и дизайну экспозиции, а у студентов проверяются важные навыки работы с конструкциями и коммуникации с «непрофессионалами». Для выпускников и бакалавриата, и магистратуры выставка – это последний и самый показательный, в прямом смысле, «творческий выхлоп» перед тем, как начать искать работу в бюро. Это торжественный момент, когда впервые можно показать близким людям и, может быть, даже предыдущему преподавателю результаты своего развития – ради чего были эти бессонные ночи и пожертвованные во имя учебы выходные. Это тот момент, когда совершенные за год открытия можно с гордостью выставить на показ.
Выставка МАРШ в школе Cass © Денис Макаренко

Для МАРШ участие в студенческой выставке Cass еще важнее, потому что мы демонстрируем не просто студенческие работы, но проекты, которые создавались в условиях определенной «неинтегрированности» в международный архитектурный контекст (хотя у наших студентов есть некоторые преимущества перед другими российскими вузами: приглашенные профессора, такие, как Петер Меркли, доступ к электронной библиотеке Cass, поездки за рубеж и т.д.). Заранее невозможно предсказать, как проекты наших студентов будут выглядеть на фоне английских студий... Процесс организации выставки в другой стране, на другом языке – непростая задача, в оргкомитете выставки участвовало около 20 студентов, а на монтаж и открытие ездили трое. Каждый год нашу часть выставки встречают с большим интересом и искренней похвалой. Для самих студентов невероятный шок – видеть свои проекты на выставке как часть работ лондонской школы Cass, часть международного дискурса о будущем городов, территорий, стран. Чрезвычайно важно как можно активней встраивать их в систему профессиональных ценностей и самооценки, в мировой контекст, если мы хотим повысить качество российских городов при помощи архитектуры.
Выставка МАРШ в школе Cass © Мария Тюльканова

В будущем мы хотим, чтобы как можно больше студентов ездило на открытие выставки в Лондон, в идеале – весь выпускной курс. Надо, чтобы ощущение торжественного заявления своей профессиональной и творческой позиции на выставке, на которую в один только вечер открытия приходят порядка 2000 людей, осталось с нашими студентами как напоминание о том, что они поняли для себя во время учебы в МАРШе.»

Мария Тюльканова,
выпускница МАРШ-2014:


«На мой взгляд, подобного лондонской ситуации во многом не хватает в России. У нас есть хорошие вузы, начало работать много новых школ и учебных программ, которые стали альтернативой традиционному архитектурно-художественному и градостроительному образованию (институт «Стрелка», МАРШ, БВШД, ВШУ, «Среда» и пр.), каждый год проходит множество различных фестивалей, связанных как с архитектурой и искусством, так и с урбанистикой. Отличие и плюс Лондонского фестиваля архитектуры (LFA) – в том, что он открывается «под одной крышей» (с одной тематикой), но на разных площадках: вы можете посмотреть дипломные работы в архитектурных вузах, послушать лекции, сходить на презентации и посетить выставки, разбросанные по всему городу – это такой «ооочень большой Праздник Архитектуры».
Итоговая выставка в Архитектурной Ассоциации © Мария Тюльканова
Итоговая выставка в школе Бартлетт © Мария Тюльканова

Большое впечатление на меня произвели выставки в архитектурных школах – наверное, лучший вариант для абитуриентов, студентов и профессионалов. На этих выставках, действительно, становится понятно, чем студенты занимаются, как ведутся исследования, и какие проекты они делают. Если ты абитуриент – это поможет определиться с вузом, профессионал – найти нового сотрудника (возле многих проектов лежат визитки и открытки с контактами авторов), а студенты с радостью показывают свои работы и работы друзей, и многим интересно и любопытно, что делают коллеги в других школах.
zooming
Итоговая выставка в школе Бартлетт © Мария Тюльканова
Итоговая выставка в школе Бартлетт © Мария Тюльканова

Недавно в Москве проходила АрхМосква – очень официальное и серьезное мероприятие: там были инсталляция от МАРШ и молодых бюро, лекции, встречи, презентации, но оно зажато в рамки ЦДХ. На самом деле, сложно судить о творчестве архитекторов, которые пытаются всю свою сложнейшую работу, интереснейшие проекты запихнуть в один объект или комнату. LFA – немного о другом, он больше похож на вечеринку старых и новых друзей, там будто открываются двери между школами и бюро, именитыми архитекторами и молодыми специалистами. Я не говорю, что АрхМосква – это плохо, а LFA – хорошо: нет, лондонский фестиваль просто иной. Мне кажется, у нас не хватает сейчас как раз подобных мероприятий, которые создают более тесный диалог в профессиональной сфере и к тому же делают архитектуру открытой не только «для своих»: любой желающий может присоединится к этому действу. Это здорово.»

Денис Макаренко,
выпускник МАРШ-2015:


«Для меня ценность участия в этой выставке была не только в возможности увидеть работы других студентов, но и в возможности посмотреть на наши проекты еще в одном формате. В ходе работы над темой «Сакральное – Мирское – Соловки» у нашей студии было много презентаций различных типов: микро-презентации в самой студии, разноплановые презентации в школе МАРШ, презентация в администрации Архангельской области, презентация в Соловецком монастыре – и теперь в рамках студенческой выставки в Лондоне. Каждый раз, подготавливая презентацию для новой аудитории, стараешься быть максимально понятным, найти более точные формулировки, и каждый раз – это проверка на прочность идей, заложенных в проекте.

Одной из идей в оформлении нашей лондонской экспозиции было показать, что работа над проектами в наших студиях порой связана с тонкими материями, с понятиями, не лежащими на поверхности, поэтому наша выставка получилась такой полупрозрачной и многоплановой. Нашей целью было задержать пусть даже случайно зашедшего на экспозицию человека, вызвать в нем желание остановиться, вчитаться, всмотреться, захотеть вникнуть в суть, потому что иначе мы бы не смогли познакомить его с нашими проектами.
Итоговая выставка в Королевской академии © Мария Тюльканова

Открытие выставки проходило в формате шумной вечеринки: студенты, преподаватели, их друзья, а также студенты других архитектурных вузов и все, кто решил присоединиться. Разглядывая работы разных студий школы Cass, нам было интересно понять, какие задачи пытались решать их проекты, в каком контексте они существовали. В первую очередь, на себя обращали внимание те проекты, в которых чувствовался максимально личный интерес самого автора, например, частью одной работы была настольная игра.»
zooming
Итоговая выставка в Королевской академии © Мария Тюльканова


Ксения Малкова,
студент магистратуры МАРШ:


«В июле этого года состоялась выставка работ МАРШа в London Metropolitan University. Я участвовала и в самой выставке, и в ее организации и монтаже в Лондоне. Сказать, что мне понравилась выставка – это ничего не сказать. Во-первых, на мой взгляд, для студентов МАРШа – это дополнительная мотивация для развития себя как профессионального архитектора, для того, чтобы самому оценить уровень западного проектирования и развития мыслей и сравнить их со своими.
Итоговая выставка в Королевской академии © Мария Тюльканова

Во-вторых, увидеть воочию лондонские работы и непосредственно пообщаться с их авторами – это большой и полезный опыт. Очень жаль, что такая возможность выдается пока редко.

Точно могу сказать, что на Западе к ведению архитектурного проекта относятся очень ответственно, уделяется огромное внимание как аналитической части, так и проектной. Я очень рада, что в России есть такой оплот этого грамотного, серьезного подхода, как МАРШ, где ты можешь научиться думать и творить на международном уровне.»

30 Июля 2015

Похожие статьи
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Завтра-завтра
Небольшой репортаж с фестиваля «Зодчество» 2023, сегодня он работает последний день, но успеть еще не поздно. Общее впечатление – всё как всегда, и нивелирование приемов и подходов скорее спасает, чем портит положение. Но есть нюансы; часть из них лучше уловить при личном присутствии.
Градсовет Петербурга 11.10.2023
К дому в створе Искровского проспекта петербургские архитекторы делают подход в третий раз. Вариант мастерской «Б2» эксперты назвали наиболее удачным с точки зрения генплана и композиции: силуэт делает его достаточно убедительной доминантой, а кроме того появляются зачатки комфортной среды. При этом фасады все еще скупы и «скучноваты».
Гибкая сторона силы
В экопарке Ясно Поле осваивают технологию 3D печати на примере двух разных принтеров и на глазах восхищенной общественности. Неделю назад показали запуск второй машины и результаты работы первой, разрешили сравнить. Изучаем процесс и результаты: ощущение, что нечто «лепится» прямо у нас на глазах, а значит, момент исторический – технология и архитектура наконец-то найдут друг друга?
Ковер-самолет
Юбилейная выставка графики Тотана Кузембаева «Горизонты событий» показывает как очень старую – практически, стартовую, графику автора 1980-х годов из фондов Музея архитектуры, так и довольно много листов из серии Невесомость, нарисованных специально для нее в 2023 году. Нам показалось, что автор представляет реальность как левитирующий в пространстве, иногда кверху ногами, ковер-самолет, у которого «есть слои».
Ребус исторической застройки
Делимся впечатлениями от форума «Ребус», на котором два дня обсуждалось строительство в историческом центре, в том числе: проект Кэнго Кума для кубанского казачьего хора, невозможность (пока) создать цифровой двойник объекта культурного наследия, восстановление разрушенной ураганом усадьбы на новом месте. Государственно-частное партнерство и инвестиционные паспорта тоже были.
Москва в кольце
В Лефортове открылась выставка, посвященная истории проектирования московских кольцевых трасс. В ней 2 главные темы: одна ностальгическая – воспоминание о защите палат Щербакова, развернувшей московское градостроительство вместе со страной, другая – исследование истории проектирования больших московских трасс. Есть новые материалы, в которые надо вникнуть, если хочется понимать историю города.
Я / МЫ. Каждый из нас по-своему Африка
Деколонизация и декарбонизация – главные темы «Лаборатории будущего» на биеннале Лесли Локко – навязли в зубах и звучат как дань моде. Но акцент на гуманности и сочувствии позволил выстроить очень человечную выставку. Хотя неясно, способен ли эстетский дискурс биеннале на самом деле помочь беднейшим. Ольга Альтер и Арсений Петров рассказывают из Венеции об успехах и провалах крупнейшего архитектурного смотра, а также читают литературную критику на беллетристику куратора Локко.
Осознать и сформулировать
Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Исследуй
​В Аптекарском приказе Музея архитектуры открыта выставка «Простой карандаш», приуроченная к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения.
Позитивная программа
Первая персональная выставка Сергея Кузнецова в ГТГ: новая техника – упаковочный картон и уголь, новый подход – 24 рисунка в одной конструкции-инсталляции, новый масштаб – каждая работа 2 х 3 метра, новая степень раскованности и эскизности. Прежними остаются уверенность линий и построения, любовь автора к аркам, колоннам, куполам и известным памятникам классического архитектурного наследия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Модернизм классициста
В Анфиладе Музея архитектуры открыта выставка фотографий Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон», которая представляет авторский взгляд на постройки послевоенного модернизма (и еще немного пост-) в девяти городах мира.
Воображаемая стена
В Никола-Ленивце сожгли на Масленицу объект со многими смыслами: кому «языческая традиция», кому преодоление преград. Замысел был тонкий и сложный, так что ничего удивительного, что получилось не всё. Действо, однако, провоцирует к усложнению процесса сожжения, предлагает новые слои последовательного восприятия. И, конечно, оставляет свободу интерпретаций. Что искусительно. Ими и займемся.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.