Демонстрация идей

В Лондоне в рамках итоговой выставки London Metropolitan University были показаны дипломные работы выпускников школы МАРШ, причем два диплома были номинированы на Медаль президента RIBA. Публикуем рассказ о выставке преподавателей и студентов МАРШа.

mainImg
Школа МАРШ – партнер London Metropolitan University, и потому уже третий год дипломные работы выпускников ее магистерской программы экспонируются вместе с работами студентов факультета архитектуры и пространственного проектирования LMU – школы Cass. В 2014 премию Cass получила работа Марии Тюлькановой, а в этом году – Надежды Чадович. Помимо этого, в этот раз два диплома – Надежды Чадович и Марии Курковой – были номинированы на Медаль президента Королевского института британских архитекторов (RIBA). Эта награда за лучшую итоговую работу студента архитектурного вуза, сертифицированного RIBA, вручается с 1836: это самая старая награда института, даже его знаменитая Золотая медаль – немного моложе (ее учредили в 1848).
Выставка МАРШ в школе Cass © Денис Макаренко
Дипломный проект Марии Тюлькановой. Премия школы Cass-2014. Предоставлено МАРШ
Дипломный проект Марии Тюлькановой. Премия школы Cass-2014. Предоставлено МАРШ
Дипломный проект Марии Тюлькановой. Премия школы Cass-2014. Предоставлено МАРШ
Дипломный проект Надежды Чадович. Премия школы Cass-2015 и номинант Медали президента RIBA-2015. Предоставлено МАРШ
Дипломный проект Надежды Чадович. Премия школы Cass-2015 и номинант Медали президента RIBA-2015. Предоставлено МАРШ
Дипломный проект Надежды Чадович. Премия школы Cass-2015 и номинант Медали президента RIBA-2015. Предоставлено МАРШ
Дипломный проект Марии Курковой. Номинант Медали президента RIBA-2015. Предоставлено МАРШ
Дипломный проект Марии Курковой. Номинант Медали президента RIBA-2015. Предоставлено МАРШ
Дипломный проект Марии Курковой. Номинант Медали президента RIBA-2015. Предоставлено МАРШ

Помимо руководства RIBA, успехи начинающих архитекторов в Лондоне могут оценить все желающие – от потенциальных работодателей до широкой публики. Выставки дипломных работ архитектурных вузов открыты для всех, а в этом году они вошли в состав ежегодного Лондонского фестиваля архитектуры и удостоились рецензии ведущего британского архитектурного критика Роуэна Мура в еженедельнике The Observer.
«Делегация» МАРШ в школе Cass. Предоставлено Марией Тюлькановой

Лондонскую «делегацию» МАРШ в этом году составили заместитель директора школы по международным проектом Ксения Аджубей, выпускница прошлого года Мария Тюльканова, выпускник этого года Денис Макаренко и студент 1-го курса магистратуры Ксения Малкова.
Выставка МАРШ в школе Cass © Денис Макаренко



Публикуем их рассказ о выставке в Cass и своих лондонских впечатлениях.

Ксения Аджубей,
заместитель директора по международным проектам и куратор модуля «Интегрированное проектирование» школы МАРШ:


«В выпускной выставке Cass принимают участие все студенты; у подготовительного курса (foundation) – свои помещения, у первого курса – тоже свой зал. Система студий (unit system) начинается со 2-го курса программы бакалавриата, и с этого момента студенты выставляют свои работы по студиям. Так же организована выставка магистратуры: у каждого «юнита» – свое отделение на общей экспозиции. Как правило, разные ступени образовательных программ размещаются по разным этажам, чтобы создать у зрителя четкое понимание, на каком этапе обучения находится автор той или иной работы.
Выставка МАРШ в школе Cass © Мария Тюльканова

Последние три года мы даем возможность студентам магистерской программы МАРШ (а скоро включим сюда и бакалавриат) участвовать в выпускной выставке Cass. Причем на экспозиции мы выступаем с Cass как единая школа, поскольку у наших образовательных методов и программ – один этос. МАРШ участвует в выставке не как гость, а как часть общей и важной образовательной культуры; наши студенты получают награды на главной церемонии вручения призов и могут почувствовать себя частью большого сообщества. Для выпускников – это завершение их связи с Лондонским университетом Метрополитен; в сентябре они получают дипломы, и выпускная выставка – важный момент, когда они могут увидеть в контексте LMU свои работы, а также работы своих британских сверстников, которые приезжали из Лондона в Москву в рамках совместных программ или с которыми они жили во время своих приездов в Лондон.
Выставка МАРШ в школе Cass © Ксения Малкова

На фоне общей экспозиции проекты МАРШ отличаются от остальных, но не по качеству или стилю, поэтому мы подчеркнули, что эти проекты сделаны в России и для нее: в этом году – для Москвы и Соловецких островов. Работы студентов сильны не только графически: они отражают подход к проблематике места, разработанный за год (или за полгода – в случае студий 1-го курса магистратуры), и было важным передать глубину и степень вовлеченности проектов в сложный, завораживающий контекст и реальные проблемы – и это, безусловно, то, что международная аудитория находит самым интересным.

Выпускная выставка – очень важная традиция. Это первый общественный показ работы, которой человек посвятил год своей жизни. Он особенно важен для выпускников, которые представляют свой дипломный проект: он, по методике нашей школы, должен быть многогранным отражением их профессиональной позиции. Это проекты на пороге профессиональной жизни, в которых авторы отстаивают личную философию: ее они будут развивать всю жизнь. На момент открытия выставки эта позиция впервые показана публике в завершенном виде, в контексте работ и тем других студий. Это очень важный момент сравнения подходов разных студий и проектов, но также это и выход в мир.

На итоговые выставки приходят архитектурные критики и журналисты, руководители архитектурных бюро – потенциальные работодатели. Во всех ключевых архитектурных СМИ публикуют обзор выставок ведущих архитектурных школ, поскольку в них ощущается веяние будущего. Но все же выпускные выставки не ярмарки вакансий. На выставке Cass всегда чувствуется профессиональный подход к кураторству и дизайну экспозиции, а у студентов проверяются важные навыки работы с конструкциями и коммуникации с «непрофессионалами». Для выпускников и бакалавриата, и магистратуры выставка – это последний и самый показательный, в прямом смысле, «творческий выхлоп» перед тем, как начать искать работу в бюро. Это торжественный момент, когда впервые можно показать близким людям и, может быть, даже предыдущему преподавателю результаты своего развития – ради чего были эти бессонные ночи и пожертвованные во имя учебы выходные. Это тот момент, когда совершенные за год открытия можно с гордостью выставить на показ.
Выставка МАРШ в школе Cass © Денис Макаренко

Для МАРШ участие в студенческой выставке Cass еще важнее, потому что мы демонстрируем не просто студенческие работы, но проекты, которые создавались в условиях определенной «неинтегрированности» в международный архитектурный контекст (хотя у наших студентов есть некоторые преимущества перед другими российскими вузами: приглашенные профессора, такие, как Петер Меркли, доступ к электронной библиотеке Cass, поездки за рубеж и т.д.). Заранее невозможно предсказать, как проекты наших студентов будут выглядеть на фоне английских студий... Процесс организации выставки в другой стране, на другом языке – непростая задача, в оргкомитете выставки участвовало около 20 студентов, а на монтаж и открытие ездили трое. Каждый год нашу часть выставки встречают с большим интересом и искренней похвалой. Для самих студентов невероятный шок – видеть свои проекты на выставке как часть работ лондонской школы Cass, часть международного дискурса о будущем городов, территорий, стран. Чрезвычайно важно как можно активней встраивать их в систему профессиональных ценностей и самооценки, в мировой контекст, если мы хотим повысить качество российских городов при помощи архитектуры.
Выставка МАРШ в школе Cass © Мария Тюльканова

В будущем мы хотим, чтобы как можно больше студентов ездило на открытие выставки в Лондон, в идеале – весь выпускной курс. Надо, чтобы ощущение торжественного заявления своей профессиональной и творческой позиции на выставке, на которую в один только вечер открытия приходят порядка 2000 людей, осталось с нашими студентами как напоминание о том, что они поняли для себя во время учебы в МАРШе.»

Мария Тюльканова,
выпускница МАРШ-2014:


«На мой взгляд, подобного лондонской ситуации во многом не хватает в России. У нас есть хорошие вузы, начало работать много новых школ и учебных программ, которые стали альтернативой традиционному архитектурно-художественному и градостроительному образованию (институт «Стрелка», МАРШ, БВШД, ВШУ, «Среда» и пр.), каждый год проходит множество различных фестивалей, связанных как с архитектурой и искусством, так и с урбанистикой. Отличие и плюс Лондонского фестиваля архитектуры (LFA) – в том, что он открывается «под одной крышей» (с одной тематикой), но на разных площадках: вы можете посмотреть дипломные работы в архитектурных вузах, послушать лекции, сходить на презентации и посетить выставки, разбросанные по всему городу – это такой «ооочень большой Праздник Архитектуры».
Итоговая выставка в Архитектурной Ассоциации © Мария Тюльканова
Итоговая выставка в школе Бартлетт © Мария Тюльканова

Большое впечатление на меня произвели выставки в архитектурных школах – наверное, лучший вариант для абитуриентов, студентов и профессионалов. На этих выставках, действительно, становится понятно, чем студенты занимаются, как ведутся исследования, и какие проекты они делают. Если ты абитуриент – это поможет определиться с вузом, профессионал – найти нового сотрудника (возле многих проектов лежат визитки и открытки с контактами авторов), а студенты с радостью показывают свои работы и работы друзей, и многим интересно и любопытно, что делают коллеги в других школах.
zooming
Итоговая выставка в школе Бартлетт © Мария Тюльканова
Итоговая выставка в школе Бартлетт © Мария Тюльканова

Недавно в Москве проходила АрхМосква – очень официальное и серьезное мероприятие: там были инсталляция от МАРШ и молодых бюро, лекции, встречи, презентации, но оно зажато в рамки ЦДХ. На самом деле, сложно судить о творчестве архитекторов, которые пытаются всю свою сложнейшую работу, интереснейшие проекты запихнуть в один объект или комнату. LFA – немного о другом, он больше похож на вечеринку старых и новых друзей, там будто открываются двери между школами и бюро, именитыми архитекторами и молодыми специалистами. Я не говорю, что АрхМосква – это плохо, а LFA – хорошо: нет, лондонский фестиваль просто иной. Мне кажется, у нас не хватает сейчас как раз подобных мероприятий, которые создают более тесный диалог в профессиональной сфере и к тому же делают архитектуру открытой не только «для своих»: любой желающий может присоединится к этому действу. Это здорово.»

Денис Макаренко,
выпускник МАРШ-2015:


«Для меня ценность участия в этой выставке была не только в возможности увидеть работы других студентов, но и в возможности посмотреть на наши проекты еще в одном формате. В ходе работы над темой «Сакральное – Мирское – Соловки» у нашей студии было много презентаций различных типов: микро-презентации в самой студии, разноплановые презентации в школе МАРШ, презентация в администрации Архангельской области, презентация в Соловецком монастыре – и теперь в рамках студенческой выставки в Лондоне. Каждый раз, подготавливая презентацию для новой аудитории, стараешься быть максимально понятным, найти более точные формулировки, и каждый раз – это проверка на прочность идей, заложенных в проекте.

Одной из идей в оформлении нашей лондонской экспозиции было показать, что работа над проектами в наших студиях порой связана с тонкими материями, с понятиями, не лежащими на поверхности, поэтому наша выставка получилась такой полупрозрачной и многоплановой. Нашей целью было задержать пусть даже случайно зашедшего на экспозицию человека, вызвать в нем желание остановиться, вчитаться, всмотреться, захотеть вникнуть в суть, потому что иначе мы бы не смогли познакомить его с нашими проектами.
Итоговая выставка в Королевской академии © Мария Тюльканова

Открытие выставки проходило в формате шумной вечеринки: студенты, преподаватели, их друзья, а также студенты других архитектурных вузов и все, кто решил присоединиться. Разглядывая работы разных студий школы Cass, нам было интересно понять, какие задачи пытались решать их проекты, в каком контексте они существовали. В первую очередь, на себя обращали внимание те проекты, в которых чувствовался максимально личный интерес самого автора, например, частью одной работы была настольная игра.»
zooming
Итоговая выставка в Королевской академии © Мария Тюльканова


Ксения Малкова,
студент магистратуры МАРШ:


«В июле этого года состоялась выставка работ МАРШа в London Metropolitan University. Я участвовала и в самой выставке, и в ее организации и монтаже в Лондоне. Сказать, что мне понравилась выставка – это ничего не сказать. Во-первых, на мой взгляд, для студентов МАРШа – это дополнительная мотивация для развития себя как профессионального архитектора, для того, чтобы самому оценить уровень западного проектирования и развития мыслей и сравнить их со своими.
Итоговая выставка в Королевской академии © Мария Тюльканова

Во-вторых, увидеть воочию лондонские работы и непосредственно пообщаться с их авторами – это большой и полезный опыт. Очень жаль, что такая возможность выдается пока редко.

Точно могу сказать, что на Западе к ведению архитектурного проекта относятся очень ответственно, уделяется огромное внимание как аналитической части, так и проектной. Я очень рада, что в России есть такой оплот этого грамотного, серьезного подхода, как МАРШ, где ты можешь научиться думать и творить на международном уровне.»

30 Июля 2015

Похожие статьи
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Технологии и материалы
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Сейчас на главной
Работа на любой вкус
Новый офис компании Smart Group стал результатом большой исследовательской и проектной работы бюро АРХИСТРА по анализу современных рабочих экосистем, учитывающих разные сценарии использования и форматы деятельности.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.