Демонстрация идей

В Лондоне в рамках итоговой выставки London Metropolitan University были показаны дипломные работы выпускников школы МАРШ, причем два диплома были номинированы на Медаль президента RIBA. Публикуем рассказ о выставке преподавателей и студентов МАРШа.

mainImg
Школа МАРШ – партнер London Metropolitan University, и потому уже третий год дипломные работы выпускников ее магистерской программы экспонируются вместе с работами студентов факультета архитектуры и пространственного проектирования LMU – школы Cass. В 2014 премию Cass получила работа Марии Тюлькановой, а в этом году – Надежды Чадович. Помимо этого, в этот раз два диплома – Надежды Чадович и Марии Курковой – были номинированы на Медаль президента Королевского института британских архитекторов (RIBA). Эта награда за лучшую итоговую работу студента архитектурного вуза, сертифицированного RIBA, вручается с 1836: это самая старая награда института, даже его знаменитая Золотая медаль – немного моложе (ее учредили в 1848).
Выставка МАРШ в школе Cass © Денис Макаренко
Дипломный проект Марии Тюлькановой. Премия школы Cass-2014. Предоставлено МАРШ
Дипломный проект Марии Тюлькановой. Премия школы Cass-2014. Предоставлено МАРШ
Дипломный проект Марии Тюлькановой. Премия школы Cass-2014. Предоставлено МАРШ
Дипломный проект Надежды Чадович. Премия школы Cass-2015 и номинант Медали президента RIBA-2015. Предоставлено МАРШ
Дипломный проект Надежды Чадович. Премия школы Cass-2015 и номинант Медали президента RIBA-2015. Предоставлено МАРШ
Дипломный проект Надежды Чадович. Премия школы Cass-2015 и номинант Медали президента RIBA-2015. Предоставлено МАРШ
Дипломный проект Марии Курковой. Номинант Медали президента RIBA-2015. Предоставлено МАРШ
Дипломный проект Марии Курковой. Номинант Медали президента RIBA-2015. Предоставлено МАРШ
Дипломный проект Марии Курковой. Номинант Медали президента RIBA-2015. Предоставлено МАРШ

Помимо руководства RIBA, успехи начинающих архитекторов в Лондоне могут оценить все желающие – от потенциальных работодателей до широкой публики. Выставки дипломных работ архитектурных вузов открыты для всех, а в этом году они вошли в состав ежегодного Лондонского фестиваля архитектуры и удостоились рецензии ведущего британского архитектурного критика Роуэна Мура в еженедельнике The Observer.
«Делегация» МАРШ в школе Cass. Предоставлено Марией Тюлькановой

Лондонскую «делегацию» МАРШ в этом году составили заместитель директора школы по международным проектом Ксения Аджубей, выпускница прошлого года Мария Тюльканова, выпускник этого года Денис Макаренко и студент 1-го курса магистратуры Ксения Малкова.
Выставка МАРШ в школе Cass © Денис Макаренко



Публикуем их рассказ о выставке в Cass и своих лондонских впечатлениях.

Ксения Аджубей,
заместитель директора по международным проектам и куратор модуля «Интегрированное проектирование» школы МАРШ:


«В выпускной выставке Cass принимают участие все студенты; у подготовительного курса (foundation) – свои помещения, у первого курса – тоже свой зал. Система студий (unit system) начинается со 2-го курса программы бакалавриата, и с этого момента студенты выставляют свои работы по студиям. Так же организована выставка магистратуры: у каждого «юнита» – свое отделение на общей экспозиции. Как правило, разные ступени образовательных программ размещаются по разным этажам, чтобы создать у зрителя четкое понимание, на каком этапе обучения находится автор той или иной работы.
Выставка МАРШ в школе Cass © Мария Тюльканова

Последние три года мы даем возможность студентам магистерской программы МАРШ (а скоро включим сюда и бакалавриат) участвовать в выпускной выставке Cass. Причем на экспозиции мы выступаем с Cass как единая школа, поскольку у наших образовательных методов и программ – один этос. МАРШ участвует в выставке не как гость, а как часть общей и важной образовательной культуры; наши студенты получают награды на главной церемонии вручения призов и могут почувствовать себя частью большого сообщества. Для выпускников – это завершение их связи с Лондонским университетом Метрополитен; в сентябре они получают дипломы, и выпускная выставка – важный момент, когда они могут увидеть в контексте LMU свои работы, а также работы своих британских сверстников, которые приезжали из Лондона в Москву в рамках совместных программ или с которыми они жили во время своих приездов в Лондон.
Выставка МАРШ в школе Cass © Ксения Малкова

На фоне общей экспозиции проекты МАРШ отличаются от остальных, но не по качеству или стилю, поэтому мы подчеркнули, что эти проекты сделаны в России и для нее: в этом году – для Москвы и Соловецких островов. Работы студентов сильны не только графически: они отражают подход к проблематике места, разработанный за год (или за полгода – в случае студий 1-го курса магистратуры), и было важным передать глубину и степень вовлеченности проектов в сложный, завораживающий контекст и реальные проблемы – и это, безусловно, то, что международная аудитория находит самым интересным.

Выпускная выставка – очень важная традиция. Это первый общественный показ работы, которой человек посвятил год своей жизни. Он особенно важен для выпускников, которые представляют свой дипломный проект: он, по методике нашей школы, должен быть многогранным отражением их профессиональной позиции. Это проекты на пороге профессиональной жизни, в которых авторы отстаивают личную философию: ее они будут развивать всю жизнь. На момент открытия выставки эта позиция впервые показана публике в завершенном виде, в контексте работ и тем других студий. Это очень важный момент сравнения подходов разных студий и проектов, но также это и выход в мир.

На итоговые выставки приходят архитектурные критики и журналисты, руководители архитектурных бюро – потенциальные работодатели. Во всех ключевых архитектурных СМИ публикуют обзор выставок ведущих архитектурных школ, поскольку в них ощущается веяние будущего. Но все же выпускные выставки не ярмарки вакансий. На выставке Cass всегда чувствуется профессиональный подход к кураторству и дизайну экспозиции, а у студентов проверяются важные навыки работы с конструкциями и коммуникации с «непрофессионалами». Для выпускников и бакалавриата, и магистратуры выставка – это последний и самый показательный, в прямом смысле, «творческий выхлоп» перед тем, как начать искать работу в бюро. Это торжественный момент, когда впервые можно показать близким людям и, может быть, даже предыдущему преподавателю результаты своего развития – ради чего были эти бессонные ночи и пожертвованные во имя учебы выходные. Это тот момент, когда совершенные за год открытия можно с гордостью выставить на показ.
Выставка МАРШ в школе Cass © Денис Макаренко

Для МАРШ участие в студенческой выставке Cass еще важнее, потому что мы демонстрируем не просто студенческие работы, но проекты, которые создавались в условиях определенной «неинтегрированности» в международный архитектурный контекст (хотя у наших студентов есть некоторые преимущества перед другими российскими вузами: приглашенные профессора, такие, как Петер Меркли, доступ к электронной библиотеке Cass, поездки за рубеж и т.д.). Заранее невозможно предсказать, как проекты наших студентов будут выглядеть на фоне английских студий... Процесс организации выставки в другой стране, на другом языке – непростая задача, в оргкомитете выставки участвовало около 20 студентов, а на монтаж и открытие ездили трое. Каждый год нашу часть выставки встречают с большим интересом и искренней похвалой. Для самих студентов невероятный шок – видеть свои проекты на выставке как часть работ лондонской школы Cass, часть международного дискурса о будущем городов, территорий, стран. Чрезвычайно важно как можно активней встраивать их в систему профессиональных ценностей и самооценки, в мировой контекст, если мы хотим повысить качество российских городов при помощи архитектуры.
Выставка МАРШ в школе Cass © Мария Тюльканова

В будущем мы хотим, чтобы как можно больше студентов ездило на открытие выставки в Лондон, в идеале – весь выпускной курс. Надо, чтобы ощущение торжественного заявления своей профессиональной и творческой позиции на выставке, на которую в один только вечер открытия приходят порядка 2000 людей, осталось с нашими студентами как напоминание о том, что они поняли для себя во время учебы в МАРШе.»

Мария Тюльканова,
выпускница МАРШ-2014:


«На мой взгляд, подобного лондонской ситуации во многом не хватает в России. У нас есть хорошие вузы, начало работать много новых школ и учебных программ, которые стали альтернативой традиционному архитектурно-художественному и градостроительному образованию (институт «Стрелка», МАРШ, БВШД, ВШУ, «Среда» и пр.), каждый год проходит множество различных фестивалей, связанных как с архитектурой и искусством, так и с урбанистикой. Отличие и плюс Лондонского фестиваля архитектуры (LFA) – в том, что он открывается «под одной крышей» (с одной тематикой), но на разных площадках: вы можете посмотреть дипломные работы в архитектурных вузах, послушать лекции, сходить на презентации и посетить выставки, разбросанные по всему городу – это такой «ооочень большой Праздник Архитектуры».
Итоговая выставка в Архитектурной Ассоциации © Мария Тюльканова
Итоговая выставка в школе Бартлетт © Мария Тюльканова

Большое впечатление на меня произвели выставки в архитектурных школах – наверное, лучший вариант для абитуриентов, студентов и профессионалов. На этих выставках, действительно, становится понятно, чем студенты занимаются, как ведутся исследования, и какие проекты они делают. Если ты абитуриент – это поможет определиться с вузом, профессионал – найти нового сотрудника (возле многих проектов лежат визитки и открытки с контактами авторов), а студенты с радостью показывают свои работы и работы друзей, и многим интересно и любопытно, что делают коллеги в других школах.
zooming
Итоговая выставка в школе Бартлетт © Мария Тюльканова
Итоговая выставка в школе Бартлетт © Мария Тюльканова

Недавно в Москве проходила АрхМосква – очень официальное и серьезное мероприятие: там были инсталляция от МАРШ и молодых бюро, лекции, встречи, презентации, но оно зажато в рамки ЦДХ. На самом деле, сложно судить о творчестве архитекторов, которые пытаются всю свою сложнейшую работу, интереснейшие проекты запихнуть в один объект или комнату. LFA – немного о другом, он больше похож на вечеринку старых и новых друзей, там будто открываются двери между школами и бюро, именитыми архитекторами и молодыми специалистами. Я не говорю, что АрхМосква – это плохо, а LFA – хорошо: нет, лондонский фестиваль просто иной. Мне кажется, у нас не хватает сейчас как раз подобных мероприятий, которые создают более тесный диалог в профессиональной сфере и к тому же делают архитектуру открытой не только «для своих»: любой желающий может присоединится к этому действу. Это здорово.»

Денис Макаренко,
выпускник МАРШ-2015:


«Для меня ценность участия в этой выставке была не только в возможности увидеть работы других студентов, но и в возможности посмотреть на наши проекты еще в одном формате. В ходе работы над темой «Сакральное – Мирское – Соловки» у нашей студии было много презентаций различных типов: микро-презентации в самой студии, разноплановые презентации в школе МАРШ, презентация в администрации Архангельской области, презентация в Соловецком монастыре – и теперь в рамках студенческой выставки в Лондоне. Каждый раз, подготавливая презентацию для новой аудитории, стараешься быть максимально понятным, найти более точные формулировки, и каждый раз – это проверка на прочность идей, заложенных в проекте.

Одной из идей в оформлении нашей лондонской экспозиции было показать, что работа над проектами в наших студиях порой связана с тонкими материями, с понятиями, не лежащими на поверхности, поэтому наша выставка получилась такой полупрозрачной и многоплановой. Нашей целью было задержать пусть даже случайно зашедшего на экспозицию человека, вызвать в нем желание остановиться, вчитаться, всмотреться, захотеть вникнуть в суть, потому что иначе мы бы не смогли познакомить его с нашими проектами.
Итоговая выставка в Королевской академии © Мария Тюльканова

Открытие выставки проходило в формате шумной вечеринки: студенты, преподаватели, их друзья, а также студенты других архитектурных вузов и все, кто решил присоединиться. Разглядывая работы разных студий школы Cass, нам было интересно понять, какие задачи пытались решать их проекты, в каком контексте они существовали. В первую очередь, на себя обращали внимание те проекты, в которых чувствовался максимально личный интерес самого автора, например, частью одной работы была настольная игра.»
zooming
Итоговая выставка в Королевской академии © Мария Тюльканова


Ксения Малкова,
студент магистратуры МАРШ:


«В июле этого года состоялась выставка работ МАРШа в London Metropolitan University. Я участвовала и в самой выставке, и в ее организации и монтаже в Лондоне. Сказать, что мне понравилась выставка – это ничего не сказать. Во-первых, на мой взгляд, для студентов МАРШа – это дополнительная мотивация для развития себя как профессионального архитектора, для того, чтобы самому оценить уровень западного проектирования и развития мыслей и сравнить их со своими.
Итоговая выставка в Королевской академии © Мария Тюльканова

Во-вторых, увидеть воочию лондонские работы и непосредственно пообщаться с их авторами – это большой и полезный опыт. Очень жаль, что такая возможность выдается пока редко.

Точно могу сказать, что на Западе к ведению архитектурного проекта относятся очень ответственно, уделяется огромное внимание как аналитической части, так и проектной. Я очень рада, что в России есть такой оплот этого грамотного, серьезного подхода, как МАРШ, где ты можешь научиться думать и творить на международном уровне.»

30 Июля 2015

Похожие статьи
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Технологии и материалы
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Сейчас на главной
Сосуд тепла
Ротонда «Теплица», созданная сооснователем бюро UTRO Ольгой Рокаль в поселке Рефтинский, стала первым открытым арт-объектом Уральской индустриальной биеннале 2025. Павильон, в котором можно послушать и записать личные истории, проектировался с помощью партисипаторных практик: местные жители определили главной темой тепло и энергию, поскольку в поселке работает крупнейшая в регионе ГРЭС.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
WAF 2025: малые награды
Рассматривать специальные номинации Всемирного фестиваля архитектуры едва ли не интереснее, чем основные списки, поскольку финалистов для них подбирают не по типологии, а по иным критериям. В этом году отмечен офис Google из дерева, реджио-школа, корпоративный сад в Китае, социальное жилье в Лос-Анджелесе, а лучшим малым объектом стала церковь, взявшая главную награду фестиваля. Рассказываем обо всех победителях и финалистах.
Шайбу!
Утверждена архитектурная концепция станции метро ЗИЛ Бирюлевской линии. Ее авторы: Сергей Кузнецов, KAMEN, Максим Козлов. По словам авторов, они «стремились передать атмосферу большого завода, энергии производства, промышленной мощи». Конкурса не было.
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Летали, летаем и будем летать
Разнообразные версии переосмысления идей авангарда и модернизма предложили участники воркшопа «Легче Воздуха» под руководством архитекторов DO buro. Все – фантастика, все про аэростаты. Не зря он отмечен специальным упоминанием жюри. В общем-то, нормально: одни награжденные приземляются, другие летают.
Приземляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 23 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.