16.04.2013

Назад в город Солнца?

Арт-критик Павел Герасименко посетил открытие выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма» и увидел политический подтект экспозиции.

информация:

Открытие выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма». Фото предоставлено пресс-службой Государственного музея истории Санкт-Петербурга
Открытие выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма». Фото предоставлено пресс-службой Государственного музея истории Санкт-Петербургаоткрыть большое изображение
Архитектура советского модернизма за каких-нибудь пару лет стремительно приобрела все черты интеллектуальной моды: от международных научных конференций до глянцевых альбомов и публикаций в молодежных журналах, – а, казалось бы, еще совсем недавно «Советский модернизм: 1955–1985» Феликса Новикова и Владимира Белоголовского был одной из первых и редких книг на эту тему. Так что многие петербуржцы предвкушали выставку и цикл лекций «Город Солнца» в Петропавловской крепости с интересом. Сейчас уже можно сказать, что ожидания, к сожалению, не оправдываются.
Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»
Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»открыть большое изображение

Автор и организатор выставки Владимир Иванов, представленный на сайте проекта «Город Солнца: Архитектура коммунизма» как «гид-переводчик, филолог-библеист», до сих пор не был известен в качестве историка или исследователя советской архитектуры, но вместе с другими участниками проекта он является активистом общественно-политического движения «Суть времени». Наравне с Ивановым, автором идеи выставки назван Фредерик Шобен, автор альбома «СССР: Cosmic Communist Constructions Photographed». Однако, в сети не удалось обнаружить никаких иных упоминаний о том, что французский фотограф и путешественник, известный популяризатор архитектуры советского модернизма, принимал участие в подготовке этой выставки: вполне возможно, что он только записан в соавторы. Фотографии на выставке представляют, в общем, тот же набор объектов, что и в книге Шобена: НИИ Робототехники в Ленинграде, яхт-клуб в Таллине, Министерство транспорта в Тбилиси...
Открытие выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма». Фото предоставлено пресс-службой Государственного музея истории Санкт-Петербурга
Открытие выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма». Фото предоставлено пресс-службой Государственного музея истории Санкт-Петербургаоткрыть большое изображение

Потерна Петропавловской крепости, где расположилась выставка, – не самое выигрышное пространство: зритель проходит подземным ходом, и уже в корридоре бросается в глаза беспомощность экспозиционного решения. По сравнению с размещенными здесь фото разных форматов, стенды и планшеты на недавно прошедшей биеннале «Архитектура Петербурга», которую многие упрекают в консервативности подачи, кажутся верхом экспозиционного мастерства и внятности. Возникает ощущение, что устроители выставки не дали материалу высказаться, – видимо, это не было их задачей, и они преследовали другие цели. Об этом можно пожалеть, потому что сама архитектура, несмотря ни на что, сохраняет выразительность, ее мощь ощущается до сих пор, что дает большие возможности для эффектного раскрытия темы даже самыми простыми средствами. 
Открытие выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма». Фото предоставлено пресс-службой Государственного музея истории Санкт-Петербурга
Открытие выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма». Фото предоставлено пресс-службой Государственного музея истории Санкт-Петербургаоткрыть большое изображение

Декоративно развешанные фотографии практически не сопровождаются пояснениями, хотя через четыре десятка лет, которые прошли со времени постройки этих зданий, даже очевидные реалии времени часто нуждаются в комментариях. Вместо этого устроители выставки предпочли заменить кропотливое объяснение и последовательное просвещение зрителя мифотворчеством и пропагандой. Всем хорошо понятно, что тема соотношения архитектуры и власти в течение всего ХХ века остается одной из самых сложных, и эта проблема до конца не решена. Авторы выставки из движения «Суть времени» уже нашли свой ответ, который находится целиком в поле идеологии, а не истории архитектуры. Реально существовавший советский строй неудобен, если предпочесть ему воображаемый «советский коммунизм», тогда ответ на главный вопрос – «благодаря» или «вопреки» возникла эта архитектура, – формулируется просто, через ряд громких, но пустых идеологических заявлений. Впрочем, на сайте проекта можно обнаружить минимальную структуру, делающую материал более понятным: там объекты разделены по авторам, типологии и датам. В экспозиции же вся структура сводится к трем кускам материи, двум красным и черному, повешенным в виде фриза под потолком. Больше всего этот «экспозиционный прием» напоминает подзор, которым в квартире украшают карниз для штор. Как оказывается, красные куски должны обозначать для зрителя еще существующие, а черный – уже утраченные здания.
Санаторий «Дружба», г. Ялта, Украина. Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»
Санаторий «Дружба», г. Ялта, Украина. Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»открыть большое изображение

Похоже, что участники проекта политолога Кургиняна, брошенного зимой прошлого года на борьбу с оппозицией, пытаются найти себе новую сферу применения. Выставка и заявленная лекционная программа, посещение которых сделано бесплатным, могут превратиться в ряд агитационных мероприятий одиозного политического движения.

Архитектура советского модернизма еще как следует не продемонстрирована и не изучена, но уже используется как политический инструмент. Что ж, такова одна из форм борьбы за наследие.
Институт робототехники, г. Санкт-Петербург. Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»
Институт робототехники, г. Санкт-Петербург. Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»открыть большое изображение
Здание президиума Академии наук, Москва. Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»
Здание президиума Академии наук, Москва. Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»открыть большое изображение
Дворец культуры нефтяников, г. Уфа. Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»
Дворец культуры нефтяников, г. Уфа. Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»открыть большое изображение
Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»
Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»открыть большое изображение
Композиция-скульптура «Метеорит»  рядом с Южным машиностроительным заводом – производителем ракетных двигателей и спутников, г. Днепропетровск (Украина), 1983. Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»
Композиция-скульптура «Метеорит» рядом с Южным машиностроительным заводом – производителем ракетных двигателей и спутников, г. Днепропетровск (Украина), 1983. Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»
Административное здание посольства СССР в Гаване, Куба. Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»
Административное здание посольства СССР в Гаване, Куба. Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»
Киноконцертный зал в г. Душанбе, Таджикистан. Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»
Киноконцертный зал в г. Душанбе, Таджикистан. Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»
Кафе и ресторан «Поплавок» в Днепропетровске, Украина.  Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»
Кафе и ресторан «Поплавок» в Днепропетровске, Украина. Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»
Научно-лабораторный комплекс «Красная заря»
г. Санкт-Петербург, 1979-1990. Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»
Научно-лабораторный комплекс «Красная заря» г. Санкт-Петербург, 1979-1990. Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Екатерина Грень
  • Роман Леонидов
  • Константин Ходнев
  • Алексей Гинзбург
  • Сергей Чобан
  • Игорь Шварцман
  • Антон Лукомский
  • Шимон Матковски
  • Олег Мединский
  • Николай Переслегин
  • Тотан Кузембаев
  • Левон Айрапетов
  • Сергей Кузнецов
  • Валерий Лукомский
  • Владимир Плоткин
  • Александр Асадов
  • Зураб Басария
  • Валерия Преображенская
  • Владимир Биндеман
  • Андрей Гнездилов
  • Илья Машков
  • Николай Миловидов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Никита Токарев
  • Арсений Леонович
  • Сергей Скуратов
  • Сергей Переслегин
  • Андрей Асадов
  • Никита Бирюков
  • Александр Попов
  • Сергей  Орешкин
  • Георгий Трофимов
  • Наталия Шилова
  • Петр Фонфара
  • Лукаш Качмарчик
  • Наталья Сидорова
  • Илья Уткин
  • Андрей Романов
  • Михаил Канунников
  • Полина Воеводина
  • Вера Бутко
  • Александр Бровкин
  • Анатолий Столярчук
  • Олег Шапиро
  • Карен Сапричян
  • Владимир Ковалёв
  • Юлия Тряскина
  • Антон Надточий
  • Евгений Герасимов
  • Екатерина Кузнецова
  • Станислав Белых
  • Даниил Лоренц
  • Алексей Иванов
  • Сергей Труханов
  • Никита Явейн
  • Павел Андреев
  • Магда Кмита
  • Юлий Борисов
  • Александр Скокан
  • Магда Чихонь
  • Дмитрий Ликин
  • Дмитрий Васильев
  • Олег Карлсон
  • Всеволод Медведев
  • Александра Кузьмина

Постройки и проекты (новые записи):

  • Дом в Завидове
  • Дом в Лайкове
  • Культурно-деловой комплекс «Большевик»
  • Музей русского импрессионизма
  • Реконструкция пешеходного моста в Московском зоопарк
  • Благоустройство набережной в квартале «Ривер Парк»
  • Проект «Физкультура»
  • ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной
  • ЖК «Царская столица»

Технологии:

19.10.2017

Практика использования ARCHICAD при проектировании научно-образовательного комплекса в Австралии

Знаковым зданием для программы ARCHICAD 21 стал новый Центр Чарлза Перкинса при Университете Сиднея.
GRAPHISOFT
18.10.2017

Пещера в объеме

Рассказываем о том, как производство стеклофибробетона «Фиброль» вместе с проектировщиками переехало на стройку «Зарядья» и в экстремально короткие сроки удалось реализовать уникальные нелинейные фасады и интерьеры «Ледяной пещеры».
13.10.2017

Как сэкономить квадратные метры с помощью вентканалов CVENT?

Вентиляционная система Schiedel CVENT разработана специально для монолитно-каркасного многоквартирного жилья: это надежная гарантия естественного климата в квартире на долгие годы. А индивидуальные решения помогут архитектору при проектировании.
Schiedel
04.10.2017

Компания «Красные крыши» представляет кровлю из полиизобутилена: на российском рынке скатных и радиусных кровель это абсолютно новый продукт

Безогневой метод монтажа, полная имитация медного и стального фальца, неограниченные архитектурные возможности при проектировании кровель – это находка для любого проекта.
Компания «Красные крыши»
04.10.2017

Черепичная кровля: из Испании в Россию с любовью

Компания «Красные крыши» на эксклюзивных правах представляет в России коллекцию клинкерной черепицы от испанского производителя La Escandella.
Компания «Красные крыши»
другие статьи