16.04.2013

Назад в город Солнца?

Арт-критик Павел Герасименко посетил открытие выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма» и увидел политический подтект экспозиции.

информация:

Открытие выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма». Фото предоставлено пресс-службой Государственного музея истории Санкт-Петербурга
Открытие выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма». Фото предоставлено пресс-службой Государственного музея истории Санкт-Петербургаоткрыть большое изображение
Архитектура советского модернизма за каких-нибудь пару лет стремительно приобрела все черты интеллектуальной моды: от международных научных конференций до глянцевых альбомов и публикаций в молодежных журналах, – а, казалось бы, еще совсем недавно «Советский модернизм: 1955–1985» Феликса Новикова и Владимира Белоголовского был одной из первых и редких книг на эту тему. Так что многие петербуржцы предвкушали выставку и цикл лекций «Город Солнца» в Петропавловской крепости с интересом. Сейчас уже можно сказать, что ожидания, к сожалению, не оправдываются.
Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»
Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»открыть большое изображение

Автор и организатор выставки Владимир Иванов, представленный на сайте проекта «Город Солнца: Архитектура коммунизма» как «гид-переводчик, филолог-библеист», до сих пор не был известен в качестве историка или исследователя советской архитектуры, но вместе с другими участниками проекта он является активистом общественно-политического движения «Суть времени». Наравне с Ивановым, автором идеи выставки назван Фредерик Шобен, автор альбома «СССР: Cosmic Communist Constructions Photographed». Однако, в сети не удалось обнаружить никаких иных упоминаний о том, что французский фотограф и путешественник, известный популяризатор архитектуры советского модернизма, принимал участие в подготовке этой выставки: вполне возможно, что он только записан в соавторы. Фотографии на выставке представляют, в общем, тот же набор объектов, что и в книге Шобена: НИИ Робототехники в Ленинграде, яхт-клуб в Таллине, Министерство транспорта в Тбилиси...
Открытие выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма». Фото предоставлено пресс-службой Государственного музея истории Санкт-Петербурга
Открытие выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма». Фото предоставлено пресс-службой Государственного музея истории Санкт-Петербургаоткрыть большое изображение

Потерна Петропавловской крепости, где расположилась выставка, – не самое выигрышное пространство: зритель проходит подземным ходом, и уже в корридоре бросается в глаза беспомощность экспозиционного решения. По сравнению с размещенными здесь фото разных форматов, стенды и планшеты на недавно прошедшей биеннале «Архитектура Петербурга», которую многие упрекают в консервативности подачи, кажутся верхом экспозиционного мастерства и внятности. Возникает ощущение, что устроители выставки не дали материалу высказаться, – видимо, это не было их задачей, и они преследовали другие цели. Об этом можно пожалеть, потому что сама архитектура, несмотря ни на что, сохраняет выразительность, ее мощь ощущается до сих пор, что дает большие возможности для эффектного раскрытия темы даже самыми простыми средствами. 
Открытие выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма». Фото предоставлено пресс-службой Государственного музея истории Санкт-Петербурга
Открытие выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма». Фото предоставлено пресс-службой Государственного музея истории Санкт-Петербургаоткрыть большое изображение

Декоративно развешанные фотографии практически не сопровождаются пояснениями, хотя через четыре десятка лет, которые прошли со времени постройки этих зданий, даже очевидные реалии времени часто нуждаются в комментариях. Вместо этого устроители выставки предпочли заменить кропотливое объяснение и последовательное просвещение зрителя мифотворчеством и пропагандой. Всем хорошо понятно, что тема соотношения архитектуры и власти в течение всего ХХ века остается одной из самых сложных, и эта проблема до конца не решена. Авторы выставки из движения «Суть времени» уже нашли свой ответ, который находится целиком в поле идеологии, а не истории архитектуры. Реально существовавший советский строй неудобен, если предпочесть ему воображаемый «советский коммунизм», тогда ответ на главный вопрос – «благодаря» или «вопреки» возникла эта архитектура, – формулируется просто, через ряд громких, но пустых идеологических заявлений. Впрочем, на сайте проекта можно обнаружить минимальную структуру, делающую материал более понятным: там объекты разделены по авторам, типологии и датам. В экспозиции же вся структура сводится к трем кускам материи, двум красным и черному, повешенным в виде фриза под потолком. Больше всего этот «экспозиционный прием» напоминает подзор, которым в квартире украшают карниз для штор. Как оказывается, красные куски должны обозначать для зрителя еще существующие, а черный – уже утраченные здания.
Санаторий «Дружба», г. Ялта, Украина. Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»
Санаторий «Дружба», г. Ялта, Украина. Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»открыть большое изображение

Похоже, что участники проекта политолога Кургиняна, брошенного зимой прошлого года на борьбу с оппозицией, пытаются найти себе новую сферу применения. Выставка и заявленная лекционная программа, посещение которых сделано бесплатным, могут превратиться в ряд агитационных мероприятий одиозного политического движения.

Архитектура советского модернизма еще как следует не продемонстрирована и не изучена, но уже используется как политический инструмент. Что ж, такова одна из форм борьбы за наследие.
Институт робототехники, г. Санкт-Петербург. Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»
Институт робототехники, г. Санкт-Петербург. Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»
Здание президиума Академии наук, Москва. Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»
Здание президиума Академии наук, Москва. Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»
Дворец культуры нефтяников, г. Уфа. Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»
Дворец культуры нефтяников, г. Уфа. Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»
Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»
Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»
Композиция-скульптура «Метеорит»  рядом с Южным машиностроительным заводом – производителем ракетных двигателей и спутников, г. Днепропетровск (Украина), 1983. Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»
Композиция-скульптура «Метеорит» рядом с Южным машиностроительным заводом – производителем ракетных двигателей и спутников, г. Днепропетровск (Украина), 1983. Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»
Административное здание посольства СССР в Гаване, Куба. Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»
Административное здание посольства СССР в Гаване, Куба. Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»
Киноконцертный зал в г. Душанбе, Таджикистан. Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»
Киноконцертный зал в г. Душанбе, Таджикистан. Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»
Кафе и ресторан «Поплавок» в Днепропетровске, Украина.  Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»
Кафе и ресторан «Поплавок» в Днепропетровске, Украина. Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»
Научно-лабораторный комплекс «Красная заря»
г. Санкт-Петербург, 1979-1990. Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»
Научно-лабораторный комплекс «Красная заря» г. Санкт-Петербург, 1979-1990. Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Никита Явейн
  • Зураб Басария
  • Олег Мединский
  • Игорь Шварцман
  • Георгий Трофимов
  • Вера Бутко
  • Шимон Матковски
  • Екатерина Кузнецова
  • Андрей Асадов
  • Александр Асадов
  • Алексей Курков
  • Всеволод Медведев
  • Евгений Герасимов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Илья Уткин
  • Иван Кожин
  • Левон Айрапетов
  • Юлий Борисов
  • Наталия Шилова
  • Сергей  Орешкин
  • Дмитрий Селивохин
  • Александра Кузьмина
  • Петр Фонфара
  • Николай Миловидов
  • Андрей Гнездилов
  • Валерий Лукомский
  • Олег Шапиро
  • Сергей Труханов
  • Александр Скокан
  • Сергей Скуратов
  • Антон Яр-Скрябин
  • Антон Бондаренко
  • Павел Андреев
  • Александр Попов
  • Олег Карлсон
  • Владимир Ковалёв
  • Александр Бровкин
  • Дмитрий Васильев
  • Дмитрий Ликин
  • Магда Кмита
  • Сергей Переслегин
  • Сергей Чобан
  • Сергей Кузнецов
  • Илья Машков
  • Владимир Биндеман
  • Антон Лукомский
  • Антон Барклянский
  • Даниил Лоренц
  • Тотан Кузембаев
  • Анатолий Столярчук
  • Полина Воеводина
  • Сергей Сенкевич
  • Николай Переслегин
  • Наталья Сидорова
  • Никита Токарев
  • Магда Чихонь
  • Андрей Романов
  • Юлия Тряскина
  • Константин Ходнев
  • Михаил Канунников
  • Владимир Плоткин
  • Антон Надточий
  • Лукаш Качмарчик
  • Арсений Леонович
  • Станислав Белых
  • Роман Леонидов
  • Алексей Гинзбург
  • Екатерина Грень
  • Никита Бирюков
  • Валерия Преображенская
  • Антон Ладыгин
  • Карен Сапричян

Постройки и проекты (новые записи):

  • Офис компании ATRIUM
  • Станция «Хорошевская»
  • Печерская международная школа
  • Реставрация и приспособление под современные функции объекта культурного наследия регионального значения «Апраксин двор с Мариинским рынком (Б.Щукиным двором)»
  • Аэропорт в Перми
  • Интерьеры общественных зон терминала международного аэропорта «Большое Савино» в Перми
  • Апраксин двор (XVIII-XIX вв.), Санкт-Петербург
  • Дом для двух художников
  • Кибитка. Проект фестиваля «Архстояние 2017»

Технологии:

18.06.2018

Архитектура из «гипюра»

Что нашли в деталях из Ductal® Жан Нувель, Фрэнк Гери, Ренцо Пьяно и Руди Ричотти? Какие возможности дает этот инновационный материал для архитекторов? Об этом – в интервью с Паскалем Пине, бизнес-инженером направления Ductal® компании LafargeHolcim.
18.06.2018

Организационная культура компании – основа для создания эффективного рабочего пространства

Директор Haworth Business Interiors Денис Черничкин рассказывает о ключевом параметре компании, понимание которого прямо влияет на успех перепланировки или переезда офиса
HAWORTH
14.06.2018

Михаил Мотяев: «Наша задача – надежное крепление оболочки»

Компания U-kon отметила в нынешнем апреле свое 20-летие. О том, как появилась, какие этапы в своем развитии прошла за эти годы компания, чем гордится и куда обирается двигаться дальше, рассказывает ее владелец и руководитель Михаил Мотяев.
«Юкон Инжиниринг»
09.06.2018

Олег Карлсон: «Для меня это миссия»

Архитектор, спроектировавший множество вилл, индивидуальных домов и усадеб – об опыте сотрудничества со строительной компанией.
Good Wood
08.06.2018

Компания Славдом приняла участие в реконструкции стадиона «Лужники» в Москве

Размер поля Лужников более 7000 м.кв., а компании Славдом поставила для реконструкции объекта 100000 м.кв. каменной ваты PAROC, которая использовалась для теплоизоляции, звукоизоляции и огнезащиты несущих конструкций здания.
Компания Славдом
другие статьи