16.04.2013

Назад в город Солнца?

Арт-критик Павел Герасименко посетил открытие выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма» и увидел политический подтект экспозиции.

информация:

Открытие выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма». Фото предоставлено пресс-службой Государственного музея истории Санкт-Петербурга
Открытие выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма». Фото предоставлено пресс-службой Государственного музея истории Санкт-Петербурга
Архитектура советского модернизма за каких-нибудь пару лет стремительно приобрела все черты интеллектуальной моды: от международных научных конференций до глянцевых альбомов и публикаций в молодежных журналах, – а, казалось бы, еще совсем недавно «Советский модернизм: 1955–1985» Феликса Новикова и Владимира Белоголовского был одной из первых и редких книг на эту тему. Так что многие петербуржцы предвкушали выставку и цикл лекций «Город Солнца» в Петропавловской крепости с интересом. Сейчас уже можно сказать, что ожидания, к сожалению, не оправдываются.
Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»
Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»

Автор и организатор выставки Владимир Иванов, представленный на сайте проекта «Город Солнца: Архитектура коммунизма» как «гид-переводчик, филолог-библеист», до сих пор не был известен в качестве историка или исследователя советской архитектуры, но вместе с другими участниками проекта он является активистом общественно-политического движения «Суть времени». Наравне с Ивановым, автором идеи выставки назван Фредерик Шобен, автор альбома «СССР: Cosmic Communist Constructions Photographed». Однако, в сети не удалось обнаружить никаких иных упоминаний о том, что французский фотограф и путешественник, известный популяризатор архитектуры советского модернизма, принимал участие в подготовке этой выставки: вполне возможно, что он только записан в соавторы. Фотографии на выставке представляют, в общем, тот же набор объектов, что и в книге Шобена: НИИ Робототехники в Ленинграде, яхт-клуб в Таллине, Министерство транспорта в Тбилиси...
Открытие выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма». Фото предоставлено пресс-службой Государственного музея истории Санкт-Петербурга
Открытие выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма». Фото предоставлено пресс-службой Государственного музея истории Санкт-Петербурга

Потерна Петропавловской крепости, где расположилась выставка, – не самое выигрышное пространство: зритель проходит подземным ходом, и уже в корридоре бросается в глаза беспомощность экспозиционного решения. По сравнению с размещенными здесь фото разных форматов, стенды и планшеты на недавно прошедшей биеннале «Архитектура Петербурга», которую многие упрекают в консервативности подачи, кажутся верхом экспозиционного мастерства и внятности. Возникает ощущение, что устроители выставки не дали материалу высказаться, – видимо, это не было их задачей, и они преследовали другие цели. Об этом можно пожалеть, потому что сама архитектура, несмотря ни на что, сохраняет выразительность, ее мощь ощущается до сих пор, что дает большие возможности для эффектного раскрытия темы даже самыми простыми средствами. 
Открытие выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма». Фото предоставлено пресс-службой Государственного музея истории Санкт-Петербурга
Открытие выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма». Фото предоставлено пресс-службой Государственного музея истории Санкт-Петербурга

Декоративно развешанные фотографии практически не сопровождаются пояснениями, хотя через четыре десятка лет, которые прошли со времени постройки этих зданий, даже очевидные реалии времени часто нуждаются в комментариях. Вместо этого устроители выставки предпочли заменить кропотливое объяснение и последовательное просвещение зрителя мифотворчеством и пропагандой. Всем хорошо понятно, что тема соотношения архитектуры и власти в течение всего ХХ века остается одной из самых сложных, и эта проблема до конца не решена. Авторы выставки из движения «Суть времени» уже нашли свой ответ, который находится целиком в поле идеологии, а не истории архитектуры. Реально существовавший советский строй неудобен, если предпочесть ему воображаемый «советский коммунизм», тогда ответ на главный вопрос – «благодаря» или «вопреки» возникла эта архитектура, – формулируется просто, через ряд громких, но пустых идеологических заявлений. Впрочем, на сайте проекта можно обнаружить минимальную структуру, делающую материал более понятным: там объекты разделены по авторам, типологии и датам. В экспозиции же вся структура сводится к трем кускам материи, двум красным и черному, повешенным в виде фриза под потолком. Больше всего этот «экспозиционный прием» напоминает подзор, которым в квартире украшают карниз для штор. Как оказывается, красные куски должны обозначать для зрителя еще существующие, а черный – уже утраченные здания.
Санаторий «Дружба», г. Ялта, Украина. Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»
Санаторий «Дружба», г. Ялта, Украина. Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»

Похоже, что участники проекта политолога Кургиняна, брошенного зимой прошлого года на борьбу с оппозицией, пытаются найти себе новую сферу применения. Выставка и заявленная лекционная программа, посещение которых сделано бесплатным, могут превратиться в ряд агитационных мероприятий одиозного политического движения.

Архитектура советского модернизма еще как следует не продемонстрирована и не изучена, но уже используется как политический инструмент. Что ж, такова одна из форм борьбы за наследие.
Институт робототехники, г. Санкт-Петербург. Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»
Институт робототехники, г. Санкт-Петербург. Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»
Здание президиума Академии наук, Москва. Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»
Здание президиума Академии наук, Москва. Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»
Дворец культуры нефтяников, г. Уфа. Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»
Дворец культуры нефтяников, г. Уфа. Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»
Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»
Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»
Композиция-скульптура «Метеорит»  рядом с Южным машиностроительным заводом – производителем ракетных двигателей и спутников, г. Днепропетровск (Украина), 1983. Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»
Композиция-скульптура «Метеорит» рядом с Южным машиностроительным заводом – производителем ракетных двигателей и спутников, г. Днепропетровск (Украина), 1983. Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»
Административное здание посольства СССР в Гаване, Куба. Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»
Административное здание посольства СССР в Гаване, Куба. Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»
Киноконцертный зал в г. Душанбе, Таджикистан. Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»
Киноконцертный зал в г. Душанбе, Таджикистан. Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»
Кафе и ресторан «Поплавок» в Днепропетровске, Украина.  Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»
Кафе и ресторан «Поплавок» в Днепропетровске, Украина. Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»
Научно-лабораторный комплекс «Красная заря»
г. Санкт-Петербург, 1979-1990. Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»
Научно-лабораторный комплекс «Красная заря» г. Санкт-Петербург, 1979-1990. Фото предоставлено организаторами выставки «Город Солнца. Архитектура коммунизма»

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Илья Машков
  • Александр Асадов
  • Олег Шапиро
  • Валерий Лукомский
  • Зураб Басария
  • Вера Бутко
  • Рустам Керимов
  • Антон Яр-Скрябин
  • Антон Надточий
  • Сергей Труханов
  • Никита Явейн
  • Антон Бондаренко
  • Дмитрий Васильев
  • Карен Сапричян
  • Полина Воеводина
  • Юрий Сафронов
  • Сергей Орешкин
  • Арсений Леонович
  • Александр Бровкин
  • Юлия Тряскина
  • Наталия Зайченко
  • Антон Лукомский
  • Василий Крапивин
  • Сергей Сенкевич
  • Екатерина Грень
  • Роман Леонидов
  • Константин Ходнев
  • Екатерина Кузнецова
  • Павел Андреев
  • Сергей Кузнецов
  • Тотан Кузембаев
  • Илья Уткин
  • Дмитрий Ликин
  • Сергей Скуратов
  • Владимир Ковалёв
  • Наталья Сидорова
  • Александра Кузьмина
  • Олег Карлсон
  • Сергей Чобан
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Валерия Преображенская
  • Даниил Лоренц
  • Левон Айрапетов
  • Никита Токарев
  • Станислав Белых
  • Игорь Шварцман
  • Александр Скокан
  • Всеволод Медведев
  • Никита Бирюков
  • Андрей Гнездилов
  • Андрей Асадов
  • Александр Попов
  • Олег Мединский
  • Владимир Плоткин
  • Наталия Шилова
  • Николай Миловидов
  • Марк Сафронов
  • Михаил Канунников
  • Юлий Борисов
  • Алексей Гинзбург
  • Иван Рубежанский
  • Евгений Герасимов
  • Андрей Романов
  • Иван Кожин
  • Анатолий Столярчук

Постройки и проекты (новые записи):

  • Жилой комплекс «LVIII»
  • МФК с жилыми помещениями для временного проживания на ул. Ивана Франко
  • Дом нового формата
  • Дом Chkalov
  • Сад Баумана. Детская площадка
  • Театр «Практика»
  • Микродом
  • Благоустройство парка Зеленая Роща
  • Центр документального кино

Технологии:

09.04.2019

Сценография футбола как Звездные войны

Интерьер стадиона ФК «Краснодар» сочетает, казалось бы, несочетаемое: острый футуризм и вечную классику. За будущее отвечает акриловый камень HI-MACS® в сочетании и сопоставлении с представителем традиции, натуральным травертином.
LG Hausys
05.04.2019

Бруталистский трансформер

Композитные панели ALUCOBOND® Vintage с фактурой патинированного бетона в проекте голландского загородного дома.
ALUCOBOND®
28.03.2019

Европейские системы ограждений «ZABOR–MODERN.RU» для России

Новый взгляд нa привычные вещи. Забор, как визитная карточка дома.
Zabor Modern
27.03.2019

Российский завод уникального кирпича ручной формовки «Донские Зори» приглашает в Крокус Экспо на MosBuild!

Посетителей ждут новые архитектурные каталоги, технические консультации и специальные скидки!
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
12.03.2019

Игра контрастов титан-цинка

История о превращении домика-стилизации в небольшой, но свежий пример современной архитектуры, в разговоре Леонида Голованова, директора российского представительства компании RHEINZINK, с ее авторами – архитекторами Алексеем Афоничкиным и Сергеем Марковым, партнерами Архитектурного бюро А4.
RHEINZINK
другие статьи