10.04.2013

Этнография архитектуры

Со 2 по 8 апреля прошла 4-я Петербургская Архитектурная биеннале. Елена Кузнецова о выставке, специально для Архи.ру

информация:

На 4-й Петербургской архитектурной биеннале. Фото Игоря Бакустина
На 4-й Петербургской архитектурной биеннале. Фото Игоря Бакустина
Целую неделю 4-я Петербургская Архитектурная биеннале знакомила петербуржцев и гостей города с творениями современных питерских зодчих. «С лучшими творениями, лучших мастерских», – по крайней мере, это не раз повторяли организаторы выставки: НКО «ОАМ» (Объединение Архитектурных мастерских) и «ГАИП» (Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга), обещая честный диалог с горожанами на архитектурные темы.
Участники биеннале, групповой портрет. Фото Игоря Бакустина
Участники биеннале, групповой портрет. Фото Игоря Бакустина

Но, как это обычно бывает, на архитектурный вернисаж попали те мастерские, которые смогли оплатить размещение своих свежих работ под сводами Мраморного зала Этнографического музея. Удивляться этому не приходится – по сходному сюжету регулярно проходит общероссийский фестиваль «Зодчество». Во многом именно этот фестиваль, а также советская практика ежегодных отчетов о проделанной работе, и формат выставки: другой алгоритм как -то даже не рассматривается А ведь многие из экспонентов бывали (некоторые даже участвовали) на Венецианской биеннале, традиционно задающей тему для архитектурных размышлений (в рамках общей выставки или национальных павильонов). Но видимо, на болотистой почве Северной Венеции прижилось лишь благозвучное итальянское слово. Спасибо институту Pro Arte, который занимался просветительской частью выставки: лекции зарубежных архитекторов – из ближнего и дальнего зарубежья (Голландии, Испании, Италии, Дании, Литвы, Финляндии), а также фильмы из архива Музея архитектуры им. Щусева – несколько приподняли событие над провинциальным уровнем. Жаль, акустика зала явно не рассчитана на такие выступления.

О том, что у архитектурной выставки может (вернее, должна) быть тема, зодчие все же подспудно догадываются, но тут же машут руками. «Это ж такая работа!» – признается один из руководителей архитектурного бюро, очень просивший остаться неназванным. Лишь редкие участники отважились объединить свои подрамники по какому-либо еще принципу, кроме авторства. Так, «Островная архитектура», представленная АМ «Витрувий и сыновья», знакомит гостей с разнообразными проектами мастерской – от магазина обуви Mania Grandiosa до жилого дома «Люмьер», – выполненными для Петроградской стороны. АМ «Литейная часть-91» сосредоточила свой показ на самой актуальной в городе теме – храмостроительстве: небольшая часовня соседствует с гигантскими новостройками, а окрестные указатели ведут не к храму, но к «Макдональдсу».

Вот, собственно, и все идеи. Хотя из работ различных коллективов вполне можно было бы составить целый «Железнодорожный роман». Бюро Intercolomnium проектирует торговые ряды над железнодорожными платформами. У «Студии-44» в портфеле проект реконструкции Московского вокзала и предложения по созданию музея Железнодорожного транспорта. В мастерской Сергея Бобылева готовятся к реконструкции бизнес-центра «Депо N1», где находится офис компании «Рив Гош». Правда, не всем по вкусу предлагаемая косметика, которую архитекторы задумали нанести на соседний корпус: разноцветные панели в фирменных цветах фирмы на сдержанной краснокирпичной архитектуры выглядят вызывающим макияжем.
На 4-й Петербургской архитектурной биеннале. Фото Игоря Бакустина
На 4-й Петербургской архитектурной биеннале. Фото Игоря Бакустина

Есть и еще одна неартикулированная тема: строят в Петербурге все меньше, и творить архитекторам приходится в других регионах. Причем эти работы питерских зодчих выигрывают на местных конкурсах и даже получают общероссийское признание. Так, «Студия 44» в прошлом году получила «Золотого Дедала» (гран-при фестиваля «Зодчество») за недавно построенный Дворец творчества юных в Астане, а НПФ «А.Лен» – премию Владимира Татлина за концепцию Русского центра науки и культуры в Кабуле. АМ Олега Романова выиграла конкурс на проект нового здания для Музея Мирового океана в Калининграде. Студия Михаила Мамошина работает над проектом застройки набережной Северной Двины в Архангельске. При этом перспективы строительства в других городах и весях более определенны, чем реализация многих питерских проектов – от лоскутных намерений по освоению сельхозземель (где-нибудь в районе крупной свалки) до глобальных программы по реставрации и возрождения исторического центра Петербурга. В этом смысле, увы, особенно показательна экспозиция Комитета по градостроительству и архитектуре, которая обращена, скорее, в прошлое, демонстрируя исторические карты и планы.

В книге отзывов среди последних записей есть такие: «Увидев такое, иду забирать документы с архитектурного факультета!», «Я увидел выставку стекольщиков, а не архитекторов». В общем, выставка не оставила посетителей равнодушными, но далеко не все их высказывания пришлись устроителям по вкусу. Впрочем, самих архитекторов это вряд ли задело: убеждение, что непрофессионалы не вправе судить об архитектуре столь же непоколебимо, как и уверенность, что коллегам нетактично критиковать работы коллег. Следующая биеннале несомненно состоится. Кто знает, может быть, и в новом формате?

Автор –  обозреватель газеты «Недвижимость и строительство Петербурга».

На 4-й Петербургской архитектурной биеннале. Фото Игоря Бакустина
На 4-й Петербургской архитектурной биеннале. Фото Игоря Бакустина

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Михаил Канунников
  • Екатерина Кузнецова
  • Сергей Чобан
  • Олег Шапиро
  • Александр Скокан
  • Николай Миловидов
  • Александр Бровкин
  • Илья Уткин
  • Александр Попов
  • Сергей Орешкин
  • Антон Бондаренко
  • Антон Яр-Скрябин
  • Олег Мединский
  • Антон Надточий
  • Иван Рубежанский
  • Константин Ходнев
  • Всеволод Медведев
  • Марк Сафронов
  • Юлий Борисов
  • Наталия Порошкина
  • Павел Андреев
  • Александр Асадов
  • Станислав Белых
  • Даниил Лоренц
  • Вера Бутко
  • Дмитрий Ликин
  • Андрей Ромашов
  • Анатолий Столярчук
  • Сергей Труханов
  • Игорь Шварцман
  • Антон Лукомский
  • Валерия Преображенская
  • Юрий Сафронов
  • Владимир Ковалёв
  • Никита Явейн
  • Карен Сапричян
  • Роман Леонидов
  • Владимир Плоткин
  • Наталия Зайченко
  • Иван Кожин
  • Полина Воеводина
  • Тотан Кузембаев
  • Дмитрий Васильев
  • Андрей Романов
  • Александра Кузьмина
  • Наталия Шилова
  • Алексей Гинзбург
  • Никита Токарев
  • Юлия Тряскина
  • Зураб Басария
  • Наталья Сидорова
  • Никита Бирюков
  • Олег Карлсон
  • Рустам Керимов
  • Евгений Герасимов
  • Сергей Сенкевич
  • Вероника Дубовик
  • Сергей Кузнецов
  • Андрей Асадов
  • Александр Порошкин
  • Арсений Леонович
  • Сергей Скуратов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Василий Крапивин
  • Левон Айрапетов
  • Екатерина Грень
  • Валерий Лукомский
  • Илья Машков
  • Кристина Павлова
  • Андрей Гнездилов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Концепция территории «Парка будущих поколений»
  • Edison House
  • Гостиница с апартаментами и подземной автостоянкой в Электрическом переулке (2014)
  • Концепция развития территории завода «Красный треугольник»
  • Жилой комплекс «LVIII»
  • МФК с жилыми помещениями для временного проживания на ул. Ивана Франко
  • Дом нового формата
  • Дом Chkalov
  • Сад Баумана. Детская площадка

Технологии:

25.04.2019

Игра отражений

Шесть художественных эффектов, которых можно добиться в архитектуре с помощью зеркальных композитных панелей ALUCOBOND® naturAL Reflect.
ALUCOBOND®
24.04.2019

FunderMax: для людей, которые создают

В конце февраля в центра дизайна ARTPLAY открылся шоу-рум компании FunderMax.
Материалы FunderMax
09.04.2019

Сценография футбола как Звездные войны

Интерьер стадиона ФК «Краснодар» сочетает, казалось бы, несочетаемое: острый футуризм и вечную классику. За будущее отвечает акриловый камень HI-MACS® в сочетании и сопоставлении с представителем традиции, натуральным травертином.
LG Hausys
05.04.2019

Бруталистский трансформер

Композитные панели ALUCOBOND® Vintage с фактурой патинированного бетона в проекте голландского загородного дома.
ALUCOBOND®
28.03.2019

Европейские системы ограждений «ZABOR–MODERN.RU» для России

Новый взгляд нa привычные вещи. Забор, как визитная карточка дома.
Zabor Modern
другие статьи