Этнография архитектуры

Со 2 по 8 апреля прошла 4-я Петербургская Архитектурная биеннале. Елена Кузнецова о выставке, специально для Архи.ру

Автор текста:
Елена Кузнецова

10 Апреля 2013
mainImg
Целую неделю 4-я Петербургская Архитектурная биеннале знакомила петербуржцев и гостей города с творениями современных питерских зодчих. «С лучшими творениями, лучших мастерских», – по крайней мере, это не раз повторяли организаторы выставки: НКО «ОАМ» (Объединение Архитектурных мастерских) и «ГАИП» (Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга), обещая честный диалог с горожанами на архитектурные темы.
На 4-й Петербургской архитектурной биеннале. Фото Игоря Бакустина
Участники биеннале, групповой портрет. Фото Игоря Бакустина

Но, как это обычно бывает, на архитектурный вернисаж попали те мастерские, которые смогли оплатить размещение своих свежих работ под сводами Мраморного зала Этнографического музея. Удивляться этому не приходится – по сходному сюжету регулярно проходит общероссийский фестиваль «Зодчество». Во многом именно этот фестиваль, а также советская практика ежегодных отчетов о проделанной работе, и формат выставки: другой алгоритм как -то даже не рассматривается А ведь многие из экспонентов бывали (некоторые даже участвовали) на Венецианской биеннале, традиционно задающей тему для архитектурных размышлений (в рамках общей выставки или национальных павильонов). Но видимо, на болотистой почве Северной Венеции прижилось лишь благозвучное итальянское слово. Спасибо институту Pro Arte, который занимался просветительской частью выставки: лекции зарубежных архитекторов – из ближнего и дальнего зарубежья (Голландии, Испании, Италии, Дании, Литвы, Финляндии), а также фильмы из архива Музея архитектуры им. Щусева – несколько приподняли событие над провинциальным уровнем. Жаль, акустика зала явно не рассчитана на такие выступления.

О том, что у архитектурной выставки может (вернее, должна) быть тема, зодчие все же подспудно догадываются, но тут же машут руками. «Это ж такая работа!» – признается один из руководителей архитектурного бюро, очень просивший остаться неназванным. Лишь редкие участники отважились объединить свои подрамники по какому-либо еще принципу, кроме авторства. Так, «Островная архитектура», представленная АМ «Витрувий и сыновья», знакомит гостей с разнообразными проектами мастерской – от магазина обуви Mania Grandiosa до жилого дома «Люмьер», – выполненными для Петроградской стороны. АМ «Литейная часть-91» сосредоточила свой показ на самой актуальной в городе теме – храмостроительстве: небольшая часовня соседствует с гигантскими новостройками, а окрестные указатели ведут не к храму, но к «Макдональдсу».

Вот, собственно, и все идеи. Хотя из работ различных коллективов вполне можно было бы составить целый «Железнодорожный роман». Бюро Intercolomnium проектирует торговые ряды над железнодорожными платформами. У «Студии-44» в портфеле проект реконструкции Московского вокзала и предложения по созданию музея Железнодорожного транспорта. В мастерской Сергея Бобылева готовятся к реконструкции бизнес-центра «Депо N1», где находится офис компании «Рив Гош». Правда, не всем по вкусу предлагаемая косметика, которую архитекторы задумали нанести на соседний корпус: разноцветные панели в фирменных цветах фирмы на сдержанной краснокирпичной архитектуры выглядят вызывающим макияжем.
На 4-й Петербургской архитектурной биеннале. Фото Игоря Бакустина

Есть и еще одна неартикулированная тема: строят в Петербурге все меньше, и творить архитекторам приходится в других регионах. Причем эти работы питерских зодчих выигрывают на местных конкурсах и даже получают общероссийское признание. Так, «Студия 44» в прошлом году получила «Золотого Дедала» (гран-при фестиваля «Зодчество») за недавно построенный Дворец творчества юных в Астане, а НПФ «А.Лен» – премию Владимира Татлина за концепцию Русского центра науки и культуры в Кабуле. АМ Олега Романова выиграла конкурс на проект нового здания для Музея Мирового океана в Калининграде. Студия Михаила Мамошина работает над проектом застройки набережной Северной Двины в Архангельске. При этом перспективы строительства в других городах и весях более определенны, чем реализация многих питерских проектов – от лоскутных намерений по освоению сельхозземель (где-нибудь в районе крупной свалки) до глобальных программы по реставрации и возрождения исторического центра Петербурга. В этом смысле, увы, особенно показательна экспозиция Комитета по градостроительству и архитектуре, которая обращена, скорее, в прошлое, демонстрируя исторические карты и планы.

В книге отзывов среди последних записей есть такие: «Увидев такое, иду забирать документы с архитектурного факультета!», «Я увидел выставку стекольщиков, а не архитекторов». В общем, выставка не оставила посетителей равнодушными, но далеко не все их высказывания пришлись устроителям по вкусу. Впрочем, самих архитекторов это вряд ли задело: убеждение, что непрофессионалы не вправе судить об архитектуре столь же непоколебимо, как и уверенность, что коллегам нетактично критиковать работы коллег. Следующая биеннале несомненно состоится. Кто знает, может быть, и в новом формате?

Автор –  обозреватель газеты «Недвижимость и строительство Петербурга».

На 4-й Петербургской архитектурной биеннале. Фото Игоря Бакустина


10 Апреля 2013

Автор текста:

Елена Кузнецова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.

Сейчас на главной

Умер Александр Ларин
Автор академического хореографического училища на 2-й Фрунзенской и знаменитой аптеки в Орехово-Борисово, нескольких нетиповых детских садов типового времени, учитель и коллега многих известных сегодняшних архитекторов.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Век бетона
23 января исполнилось 100 лет Готфриду Бёму, первому немецкому лауреату Притцкеровской премии и создателю церквей и ратуш, напоминающих скульптуры из бетона. Он каждый день бывает в бюро и наставляет сыновей-архитекторов.
Архитектура эфемерности
На проспекте Вернадского поблизости от станции метро появилась высотная доминанта, давшая новое звучание округе: бизнес-центр «Академик» по проекту UNK project раскрыл в форме архитектуры смыслы местных топонимов.
Центр мега-выставок
Новый международный выставочный центр по проекту Valode & Pistre в «близнеце» Гонконга мегаполисе Шэньчжэнь может считаться крупнейшим в мире.
Театрально-музыкальный круг
Масштабный и амбициозный проект главного театрально-концертного комплекса Подмосковья, победитель конкурса, объединяет три зала, двор – общественную площадь, консерваторское училище, гостиницы. Он обещает стать заметным центром фестивалей классической музыки для всей страны.
Передышка на Манхэттене
Перестройка вестибюля небоскреба-«шкафа» Сони-билдинг Филипа Джонсона на Манхэттене: бюро Snøhetta запретили трогать фасад, который теперь получил статус памятника, зато им удалось устроить внутри большой зимний сад.
Дальше... дальше... дальше... В поиске нового поколения
Конкурс OPEN! на участие в национальном павильоне Джардини рассчитан на молодых архитекторов с максимально свежим взглядом на вещи, а его рамки так широки, что их почти не видно. Нужны смелые люди, которые совпадут с мировоззрением куратора Ипполито Лапарелли. Награда – работа в Венеции, дедлайн 31 января.
«Остров единорогов»
В Чэнду на западе Китая почти готов выставочный и конференц-центр Start-Up – первое здание на спроектированном Zaha Hadid Architects «Острове единорогов» для компаний-стартапов в сфере цифровых технологий.
Стирая границы
IND architects и китайское бюро DA! победили в конкурсе на проект музея в провинции Сычуань. Архитекторам удалось сделать музей частью ландшафта, а природу – полноправной участницей экспозиции.
Бетон и цвет
Школа с музыкальным уклоном имени Сервете Мачи в центре Тираны по проекту албанского бюро Studioarch4.
Фантастический роман
Рассматриваем выставку «Время Москвы-реки» в Музее Москвы, – креативную попытку актуализировать концепцию развития прибрежных пространств, победившую в конкурсе 2014 года и манифестировать вновь основанное общество Друзья Москвы-реки.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Сахарные кристаллы
Бюро ODA превратило историческое здание сахарорафинадного завода на берегу Ист-ривер в Нью-Йорке в офисный комплекс с эффектным кристаллическим фасадом вместо утраченного.
Татами и роботы
Бюро BIG спроектировало для Toyota «город будущего» у подножия Фудзиямы: с почти нулевым углеродным следом, прогрессивной транспортной схемой, разными видами роботов, зданиями из дерева и модулем по размеру татами.
Тема треугольника
Бюро Lemay благоустроило парк Экспо 1967 года в Монреале – самой успешной Всемирной выставки XX века, сохраненной в наши дни как рекреационная зона.
Дерево среди стекла
Архитекторы Sheppard Robson придали «человеческое измерение» площади в новом деловом районе Манчестера с помощью деревянного павильона с озелененными фасадами и кровлей.
Линия отягощенного порыва
Жилой комплекс «Ренессанс» архитектора Степана Липгарта продолжает линию исторического центра Санкт-Петербурга и переосмысляет ленинградское ар деко и неоклассику 1930-50-х применительно к цивилизационным вызовам нашего века.
Декор без птичьих гнезд
Керамические ажурные фасады входа ТПУ в Пальма-де-Мальорка по проекту Joan Miquel Seguí Arquitectura точно рассчитаны так, что голубям в их отверстиях угнездиться не получится.
Кадашёвский опыт
У проекта ЖК «Меценат», занявшего квартал рядом с церковью Воскресения в Кадашах – длинная и сложная история, с протестами, победами и надеждами. Теперь он реализован: сохранены виды, масштаб и несколько исторических построек. Можно изучить, что получилось. Автор – Илья Уткин.
Градсовет 25.12.2019
На повестке в Петербурге: планировка для маленького городка и смелая гостиница, спроектированная под влиянием иностранцев.
Пресса: Диалоги о вечных ценностях: Степан Липгарт и Алексей...
В ноябре 2019 года в Калугу приехал архитектор Степан Липгарт — через месяц после торжественного открытия спроектированной им швейной фабрики Мануфактуры Bosco. Открывая цикл «ГЛАВАРХитектура», Липгарт прочитал на «Точке кипения» лекцию о профессиональном призвании и источниках вдохновения, о роли заказчика и о системе ценностей и убеждений, которая позволяет гордиться результатами своего труда. Главный архитектор Калуги Алексей Комов специально для Калугахауса поговорил со Степаном о вечном — и о том, как приспособить это вечное к жизни в нашем городе.
Зона комфорта
Рассматриваем интерьер общественного пространства «Мой социальный центр» – первый пример такого рода, реализованный в рамках новой программы московской мэрии по проекту бюро Хора.
Для испытаний на прочность
В Сколково открылось здание штаб-квартиры компании ТМК, выпускающей стальные трубы для нефтегазовой промышленности. Она совмещена с испытательным полигоном и исследовательскими лабораториями.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Оригами из лиственницы
Тренировочная байдарочная база в Августове на северо-востоке Польши по проекту бюро INOONI и PSBA получила фасады из сибирской лиственницы.
Как спасти мир, участвуя в архитектурном конкурсе
Международный конкурс LafargeHolcim Awards ставит в качестве главной цели поощрение идей и проектов в области устойчивого развития. Призовой фонд конкурса $ 2 000 000. Рассматриваем проекты победителей предыдущего цикла 2017-2018 годов по пяти критериям.
Террасы Хрустального мыса
Концепция музейно-образовательного и мемориального комплекса в Севастополе, предложенная Никитой Явейном, избегает прямолинейных акцентов и пафоса, интерпретируя историю места и специфику ландшафта, соединяя общественное пространство обитаемой лестницы и амфитеатров с монументальным монументом.
Десять часов роста
В кантоне Берн открылся новый кампус Swatch – Omega по проекту Сигэру Бана: объем древесины, использованный для каркаса трех зданий, «вырастет» в швейцарских лесах всего за 10 часов.
Евгений Подгорнов: «Проектировать надо так, чтобы...
Руководитель петербургского бюро Intercolumnium рассказывает, почему в портфолио компании есть работы от хай-тека до историзма, рассуждает о высотных доминантах и о заказчиках как источниках драйва, необходимого городу.
Новая ячейка
Жилой квартал на территории IT-парка: компания Архиматика сочетает инновационные технологии с человечным масштабом и уютной средой.