10.04.2013

Этнография архитектуры

Со 2 по 8 апреля прошла 4-я Петербургская Архитектурная биеннале. Елена Кузнецова о выставке, специально для Архи.ру

информация:

На 4-й Петербургской архитектурной биеннале. Фото Игоря Бакустина
На 4-й Петербургской архитектурной биеннале. Фото Игоря Бакустинаоткрыть большое изображение
Целую неделю 4-я Петербургская Архитектурная биеннале знакомила петербуржцев и гостей города с творениями современных питерских зодчих. «С лучшими творениями, лучших мастерских», – по крайней мере, это не раз повторяли организаторы выставки: НКО «ОАМ» (Объединение Архитектурных мастерских) и «ГАИП» (Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга), обещая честный диалог с горожанами на архитектурные темы.
Участники биеннале, групповой портрет. Фото Игоря Бакустина
Участники биеннале, групповой портрет. Фото Игоря Бакустинаоткрыть большое изображение

Но, как это обычно бывает, на архитектурный вернисаж попали те мастерские, которые смогли оплатить размещение своих свежих работ под сводами Мраморного зала Этнографического музея. Удивляться этому не приходится – по сходному сюжету регулярно проходит общероссийский фестиваль «Зодчество». Во многом именно этот фестиваль, а также советская практика ежегодных отчетов о проделанной работе, и формат выставки: другой алгоритм как -то даже не рассматривается А ведь многие из экспонентов бывали (некоторые даже участвовали) на Венецианской биеннале, традиционно задающей тему для архитектурных размышлений (в рамках общей выставки или национальных павильонов). Но видимо, на болотистой почве Северной Венеции прижилось лишь благозвучное итальянское слово. Спасибо институту Pro Arte, который занимался просветительской частью выставки: лекции зарубежных архитекторов – из ближнего и дальнего зарубежья (Голландии, Испании, Италии, Дании, Литвы, Финляндии), а также фильмы из архива Музея архитектуры им. Щусева – несколько приподняли событие над провинциальным уровнем. Жаль, акустика зала явно не рассчитана на такие выступления.

О том, что у архитектурной выставки может (вернее, должна) быть тема, зодчие все же подспудно догадываются, но тут же машут руками. «Это ж такая работа!» – признается один из руководителей архитектурного бюро, очень просивший остаться неназванным. Лишь редкие участники отважились объединить свои подрамники по какому-либо еще принципу, кроме авторства. Так, «Островная архитектура», представленная АМ «Витрувий и сыновья», знакомит гостей с разнообразными проектами мастерской – от магазина обуви Mania Grandiosa до жилого дома «Люмьер», – выполненными для Петроградской стороны. АМ «Литейная часть-91» сосредоточила свой показ на самой актуальной в городе теме – храмостроительстве: небольшая часовня соседствует с гигантскими новостройками, а окрестные указатели ведут не к храму, но к «Макдональдсу».

Вот, собственно, и все идеи. Хотя из работ различных коллективов вполне можно было бы составить целый «Железнодорожный роман». Бюро Intercolomnium проектирует торговые ряды над железнодорожными платформами. У «Студии-44» в портфеле проект реконструкции Московского вокзала и предложения по созданию музея Железнодорожного транспорта. В мастерской Сергея Бобылева готовятся к реконструкции бизнес-центра «Депо N1», где находится офис компании «Рив Гош». Правда, не всем по вкусу предлагаемая косметика, которую архитекторы задумали нанести на соседний корпус: разноцветные панели в фирменных цветах фирмы на сдержанной краснокирпичной архитектуры выглядят вызывающим макияжем.
На 4-й Петербургской архитектурной биеннале. Фото Игоря Бакустина
На 4-й Петербургской архитектурной биеннале. Фото Игоря Бакустинаоткрыть большое изображение

Есть и еще одна неартикулированная тема: строят в Петербурге все меньше, и творить архитекторам приходится в других регионах. Причем эти работы питерских зодчих выигрывают на местных конкурсах и даже получают общероссийское признание. Так, «Студия 44» в прошлом году получила «Золотого Дедала» (гран-при фестиваля «Зодчество») за недавно построенный Дворец творчества юных в Астане, а НПФ «А.Лен» – премию Владимира Татлина за концепцию Русского центра науки и культуры в Кабуле. АМ Олега Романова выиграла конкурс на проект нового здания для Музея Мирового океана в Калининграде. Студия Михаила Мамошина работает над проектом застройки набережной Северной Двины в Архангельске. При этом перспективы строительства в других городах и весях более определенны, чем реализация многих питерских проектов – от лоскутных намерений по освоению сельхозземель (где-нибудь в районе крупной свалки) до глобальных программы по реставрации и возрождения исторического центра Петербурга. В этом смысле, увы, особенно показательна экспозиция Комитета по градостроительству и архитектуре, которая обращена, скорее, в прошлое, демонстрируя исторические карты и планы.

В книге отзывов среди последних записей есть такие: «Увидев такое, иду забирать документы с архитектурного факультета!», «Я увидел выставку стекольщиков, а не архитекторов». В общем, выставка не оставила посетителей равнодушными, но далеко не все их высказывания пришлись устроителям по вкусу. Впрочем, самих архитекторов это вряд ли задело: убеждение, что непрофессионалы не вправе судить об архитектуре столь же непоколебимо, как и уверенность, что коллегам нетактично критиковать работы коллег. Следующая биеннале несомненно состоится. Кто знает, может быть, и в новом формате?

Автор –  обозреватель газеты «Недвижимость и строительство Петербурга».

На 4-й Петербургской архитектурной биеннале. Фото Игоря Бакустина
На 4-й Петербургской архитектурной биеннале. Фото Игоря Бакустинаоткрыть большое изображение

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Сергей Скуратов
  • Антон Надточий
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Вера Бутко
  • Олег Шапиро
  • Никита Бирюков
  • Станислав Белых
  • Александр Асадов
  • Всеволод Медведев
  • Антон Лукомский
  • Василий Крапивин
  • Андрей Романов
  • Алексей Гинзбург
  • Никита Токарев
  • Сергей Сенкевич
  • Рустам Керимов
  • Дмитрий Васильев
  • Владимир Биндеман
  • Андрей Гнездилов
  • Валерия Преображенская
  • Александра Кузьмина
  • Дмитрий Ликин
  • Полина Воеводина
  • Левон Айрапетов
  • Никита Явейн
  • Антон Яр-Скрябин
  • Наталия Шилова
  • Николай Миловидов
  • Юлий Борисов
  • Карен Сапричян
  • Михаил Канунников
  • Александр Бровкин
  • Арсений Леонович
  • Наталия Зайченко
  • Евгений Герасимов
  • Владимир Плоткин
  • Наталья Сидорова
  • Антон Бондаренко
  • Константин Ходнев
  • Марк Сафронов
  • Сергей Труханов
  • Павел Андреев
  • Игорь Шварцман
  • Александр Попов
  • Екатерина Грень
  • Иван Кожин
  • Валерий Лукомский
  • Андрей Асадов
  • Илья Уткин
  • Илья Машков
  • Сергей Кузнецов
  • Олег Мединский
  • Сергей Орешкин
  • Владимир Ковалёв
  • Сергей Чобан
  • Юлия Тряскина
  • Екатерина Кузнецова
  • Зураб Басария
  • Даниил Лоренц
  • Александр Скокан
  • Антон Барклянский
  • Юрий Сафронов
  • Олег Карлсон
  • Роман Леонидов
  • Тотан Кузембаев
  • Анатолий Столярчук

Постройки и проекты (новые записи):

  • Штаб-квартира фармацевтической компании
  • Рекреационный комплекс «Геленджик-Марина»на Тонком мысе в городе-курорте Геленджик
  • Эскизный проект курортного комплекса в Геленджике
  • Гостиница на Ленинградском шоссе
  • Многофункциональный комплекс «Технопарк   «Холодильник»
  • «Квартал Квартет»
  • Офис креативного коммуникационного агентства DPG
  • Многофункциональный комплекс на Софийской
  • Проект остановки общественного транспорта

Технологии:

15.11.2018

HI-MACS® в концертном зале «Зарьядье»

Бесшовный, изготавливаемый по индивидуальному проекту, негорючий искусственный камень HI-MACS® использован для самых ярких решений в фойе концертного зала. И еще его можно подсвечивать изнутри.
LG Hausys
09.11.2018

Солнечные блики

Фиброцементные панели EQUITONE [pictura] – яркий акцент в комплексе апартаментов «Ландыши» в московском Тропарево.
EQUITONE
07.11.2018

Инновационные решения ООО «ПЕНОПЛЭКС СПб»: воплощение в BIM-моделях

За первый квартал 2018 года компания «ПЕНОПЛЭКС СПб» вошла в ТОП 10 наиболее популярных BIM библиотек производителей.
ПЕНОПЛЭКС
07.11.2018

Цинковая башня

Жилая башня, построенная по проекту бюро Zecc Architecten в Утрехте, благодаря своей форме и облицовке цинковыми панелями RHEINZINK одновременно отдает дань фабричному прошлому территории и являет собой пример остросовременной архитектуры.
RHEINZINK
другие статьи