Но, как это обычно бывает, на архитектурный вернисаж попали те мастерские, которые смогли оплатить размещение своих свежих работ под сводами Мраморного зала Этнографического музея. Удивляться этому не приходится – по сходному сюжету регулярно проходит общероссийский фестиваль «Зодчество». Во многом именно этот фестиваль, а также советская практика ежегодных отчетов о проделанной работе, и формат выставки: другой алгоритм как -то даже не рассматривается А ведь многие из экспонентов бывали (некоторые даже участвовали) на Венецианской биеннале, традиционно задающей тему для архитектурных размышлений (в рамках общей выставки или национальных павильонов). Но видимо, на болотистой почве Северной Венеции прижилось лишь благозвучное итальянское слово. Спасибо институту Pro Arte, который занимался просветительской частью выставки: лекции зарубежных архитекторов – из ближнего и дальнего зарубежья (Голландии, Испании, Италии, Дании, Литвы, Финляндии), а также фильмы из архива Музея архитектуры им. Щусева – несколько приподняли событие над провинциальным уровнем. Жаль, акустика зала явно не рассчитана на такие выступления.
О том, что у архитектурной выставки может (вернее, должна) быть тема, зодчие все же подспудно догадываются, но тут же машут руками. «Это ж такая работа!» – признается один из руководителей архитектурного бюро, очень просивший остаться неназванным. Лишь редкие участники отважились объединить свои подрамники по какому-либо еще принципу, кроме авторства. Так, «Островная архитектура», представленная АМ «Витрувий и сыновья», знакомит гостей с разнообразными проектами мастерской – от магазина обуви Mania Grandiosa до жилого дома «Люмьер», – выполненными для Петроградской стороны. АМ «Литейная часть-91» сосредоточила свой показ на самой актуальной в городе теме – храмостроительстве: небольшая часовня соседствует с гигантскими новостройками, а окрестные указатели ведут не к храму, но к «Макдональдсу».
Вот, собственно, и все идеи. Хотя из работ различных коллективов вполне можно было бы составить целый «Железнодорожный роман». Бюро Intercolomnium проектирует торговые ряды над железнодорожными платформами. У «Студии-44» в портфеле проект реконструкции Московского вокзала и предложения по созданию музея Железнодорожного транспорта. В мастерской Сергея Бобылева готовятся к реконструкции бизнес-центра «Депо N1», где находится офис компании «Рив Гош». Правда, не всем по вкусу предлагаемая косметика, которую архитекторы задумали нанести на соседний корпус: разноцветные панели в фирменных цветах фирмы на сдержанной краснокирпичной архитектуры выглядят вызывающим макияжем.
Есть и еще одна неартикулированная тема: строят в Петербурге все меньше, и творить архитекторам приходится в других регионах. Причем эти работы питерских зодчих выигрывают на местных конкурсах и даже получают общероссийское признание. Так, «Студия 44» в прошлом году получила «Золотого Дедала» (гран-при фестиваля «Зодчество») за недавно построенный Дворец творчества юных в Астане, а НПФ «А.Лен» – премию Владимира Татлина за концепцию Русского центра науки и культуры в Кабуле. АМ Олега Романова выиграла конкурс на проект нового здания для Музея Мирового океана в Калининграде. Студия Михаила Мамошина работает над проектом застройки набережной Северной Двины в Архангельске. При этом перспективы строительства в других городах и весях более определенны, чем реализация многих питерских проектов – от лоскутных намерений по освоению сельхозземель (где-нибудь в районе крупной свалки) до глобальных программы по реставрации и возрождения исторического центра Петербурга. В этом смысле, увы, особенно показательна экспозиция Комитета по градостроительству и архитектуре, которая обращена, скорее, в прошлое, демонстрируя исторические карты и планы.
В книге отзывов среди последних записей есть такие: «Увидев такое, иду забирать документы с архитектурного факультета!», «Я увидел выставку стекольщиков, а не архитекторов». В общем, выставка не оставила посетителей равнодушными, но далеко не все их высказывания пришлись устроителям по вкусу. Впрочем, самих архитекторов это вряд ли задело: убеждение, что непрофессионалы не вправе судить об архитектуре столь же непоколебимо, как и уверенность, что коллегам нетактично критиковать работы коллег. Следующая биеннале несомненно состоится. Кто знает, может быть, и в новом формате?
Автор – обозреватель газеты «Недвижимость и строительство Петербурга».