Этнография архитектуры

Со 2 по 8 апреля прошла 4-я Петербургская Архитектурная биеннале. Елена Кузнецова о выставке, специально для Архи.ру

Автор текста:
Елена Кузнецова

10 Апреля 2013
mainImg
Целую неделю 4-я Петербургская Архитектурная биеннале знакомила петербуржцев и гостей города с творениями современных питерских зодчих. «С лучшими творениями, лучших мастерских», – по крайней мере, это не раз повторяли организаторы выставки: НКО «ОАМ» (Объединение Архитектурных мастерских) и «ГАИП» (Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга), обещая честный диалог с горожанами на архитектурные темы.
На 4-й Петербургской архитектурной биеннале. Фото Игоря Бакустина
Участники биеннале, групповой портрет. Фото Игоря Бакустина

Но, как это обычно бывает, на архитектурный вернисаж попали те мастерские, которые смогли оплатить размещение своих свежих работ под сводами Мраморного зала Этнографического музея. Удивляться этому не приходится – по сходному сюжету регулярно проходит общероссийский фестиваль «Зодчество». Во многом именно этот фестиваль, а также советская практика ежегодных отчетов о проделанной работе, и формат выставки: другой алгоритм как -то даже не рассматривается А ведь многие из экспонентов бывали (некоторые даже участвовали) на Венецианской биеннале, традиционно задающей тему для архитектурных размышлений (в рамках общей выставки или национальных павильонов). Но видимо, на болотистой почве Северной Венеции прижилось лишь благозвучное итальянское слово. Спасибо институту Pro Arte, который занимался просветительской частью выставки: лекции зарубежных архитекторов – из ближнего и дальнего зарубежья (Голландии, Испании, Италии, Дании, Литвы, Финляндии), а также фильмы из архива Музея архитектуры им. Щусева – несколько приподняли событие над провинциальным уровнем. Жаль, акустика зала явно не рассчитана на такие выступления.

О том, что у архитектурной выставки может (вернее, должна) быть тема, зодчие все же подспудно догадываются, но тут же машут руками. «Это ж такая работа!» – признается один из руководителей архитектурного бюро, очень просивший остаться неназванным. Лишь редкие участники отважились объединить свои подрамники по какому-либо еще принципу, кроме авторства. Так, «Островная архитектура», представленная АМ «Витрувий и сыновья», знакомит гостей с разнообразными проектами мастерской – от магазина обуви Mania Grandiosa до жилого дома «Люмьер», – выполненными для Петроградской стороны. АМ «Литейная часть-91» сосредоточила свой показ на самой актуальной в городе теме – храмостроительстве: небольшая часовня соседствует с гигантскими новостройками, а окрестные указатели ведут не к храму, но к «Макдональдсу».

Вот, собственно, и все идеи. Хотя из работ различных коллективов вполне можно было бы составить целый «Железнодорожный роман». Бюро Intercolomnium проектирует торговые ряды над железнодорожными платформами. У «Студии-44» в портфеле проект реконструкции Московского вокзала и предложения по созданию музея Железнодорожного транспорта. В мастерской Сергея Бобылева готовятся к реконструкции бизнес-центра «Депо N1», где находится офис компании «Рив Гош». Правда, не всем по вкусу предлагаемая косметика, которую архитекторы задумали нанести на соседний корпус: разноцветные панели в фирменных цветах фирмы на сдержанной краснокирпичной архитектуры выглядят вызывающим макияжем.
На 4-й Петербургской архитектурной биеннале. Фото Игоря Бакустина

Есть и еще одна неартикулированная тема: строят в Петербурге все меньше, и творить архитекторам приходится в других регионах. Причем эти работы питерских зодчих выигрывают на местных конкурсах и даже получают общероссийское признание. Так, «Студия 44» в прошлом году получила «Золотого Дедала» (гран-при фестиваля «Зодчество») за недавно построенный Дворец творчества юных в Астане, а НПФ «А.Лен» – премию Владимира Татлина за концепцию Русского центра науки и культуры в Кабуле. АМ Олега Романова выиграла конкурс на проект нового здания для Музея Мирового океана в Калининграде. Студия Михаила Мамошина работает над проектом застройки набережной Северной Двины в Архангельске. При этом перспективы строительства в других городах и весях более определенны, чем реализация многих питерских проектов – от лоскутных намерений по освоению сельхозземель (где-нибудь в районе крупной свалки) до глобальных программы по реставрации и возрождения исторического центра Петербурга. В этом смысле, увы, особенно показательна экспозиция Комитета по градостроительству и архитектуре, которая обращена, скорее, в прошлое, демонстрируя исторические карты и планы.

В книге отзывов среди последних записей есть такие: «Увидев такое, иду забирать документы с архитектурного факультета!», «Я увидел выставку стекольщиков, а не архитекторов». В общем, выставка не оставила посетителей равнодушными, но далеко не все их высказывания пришлись устроителям по вкусу. Впрочем, самих архитекторов это вряд ли задело: убеждение, что непрофессионалы не вправе судить об архитектуре столь же непоколебимо, как и уверенность, что коллегам нетактично критиковать работы коллег. Следующая биеннале несомненно состоится. Кто знает, может быть, и в новом формате?

Автор –  обозреватель газеты «Недвижимость и строительство Петербурга».

На 4-й Петербургской архитектурной биеннале. Фото Игоря Бакустина

10 Апреля 2013

Автор текста:

Елена Кузнецова
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Возможности ограничений
МАРШ проводит весенний интенсив для архитекторов и кураторов выставок с практикой в реальных музеях. А здесь – его куратор Егор Ларичев объясняет, как полезны архитекторам и кураторам ограничения, и как их много для участников курса. Все, кто не испугается, присоединяйтесь.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.
Энергетическое семейство
Жилой комплекс Symphony 34 планируется построить в Савеловском районе Москвы. Он будет состоять из четырех разновысотных башен – от 36 до 54 этажей. Каждая имеет свой образ, но вместе все четыре собраны в единый архитектурный ансамбль, фрагмент нового высотного города за третьим транспортным кольцом.
«Аппетит к современности»
В Париже закончена реконструкция исторической Товарной биржи по проекту Тадао Андо: этой весной там откроется музей современного искусства – произведений из коллекции Франсуа Пино.
Содержание крупнее формы
Музей художественного образования Хуамао близ Нинбо по проекту Алвару Сиза и Карлуша Каштанейра – это компактный темный объем с наполненным светом просторным интерьером.
Пятый элемент
Клубный дом во Всеволожском переулке оперирует сочетанием дорогих фактур камня и металла, погружая их в буйство орнаментики. Дом представляется фантазией на темы театра эпохи модерна и символизма, разновидностью восточной сказки, что парадоксальным образом позволяет ему избежать прямой стилизации и стать отражением одной из сторон современной московской жизни.
Ходить по воде
Благоустройство, которое сделало спальный микрорайон не только комфортным, но и запоминающимся.
Летят перелетные птицы
В Чжухае на южном побережье Китая строится крупный центр искусств по проекту Zaha Hadid Architects: его самая заметная часть, модульный навес, должен напоминать летящих клином перелетных птиц.
Трамплины и патио
Центром усадьбы в Антоновке, спроектированной Романом Леонидовым, стал внутренний двор с перголами, напоминающий хозяину об отдыхе в экзотических странах. Открытые деревянные конструкции подчеркнули устремленные вверх диагонали односкатных крыш.
Башни с талией
Архитекторы Heatherwick Studio спроектировали жилой комплекс 1700 Alberni в Ванкувере – с озелененными балконами и рассчитанными на комфорт пешеходов нижними этажами.
Пресса: «Город должен быть живым»
Интервью с архитектором Хан ван ден Борном — партнером нидерландского бюро KCAP Architects&Planners, которое занимается не только архитектурным проектированием, но и городским планированием. На счету его бюро не только здания, как роттердамский комплекс Red Apple, жилые районы, как HafenCity в Гамбурге, но и стратегические мастер-планы Перми и Брюсселя, а также проекты трансформации бывших промышленных территорий в Москве и в Красноярске.
Пресса: Вини Маас: «Комфортный город можно построить хоть...
Голландский архитектор и урбанист, основатель бюро MVRDV Вини Маас участвовал в Петербурге в двух архитектурных конкурсах, на Новую Голландию и Апраксин двор, а в этом апреле выступил с лекцией на биеннале «Архитектура Петербурга 2013» в рамках «Года Голландия-Россия». В интервью «Петербургу 3.0» Вини Маас рассказал, какая архитектура подойдет Петербургу, и как проектировать будущее.
Пресса: Архитектура без иллюзий
Петербургские архитекторы и проектировщики, так и не получив от городских властей ясную установку, как должен развиваться город, пытаются интуитивно найти для него новые градостроительные образы.
Пресса: «Мы — архитекторы-социалисты!»
В рамках IV Архитектурной биеннале в Петербург приезжали очень заметные европейские архитекторы. Мне удалось встретиться и пообщаться почти со всеми иностранными гостями. Вот наш разговор с известным испанским архитектором Энриком Руизом Гели, руководителем проектного бюро Cloud 9 из Барселоны.
Пресса: Этнографическая критика
В Петербурге идет четвертая биеннале архитектуры. В очередной раз местом проведения смотра выбран Этнографический музей. В мраморном зале вниманию публики представлены работы порядка сорока мастерских, которые спроектировали более ста проектов.
Пресса: Архитектура-2013: имени двух Явейнов
Биеннале «Архитектура Петербурга-2013» обещала продемонстрировать самые удачные объекты зодчих Северной столицы. Оказалось, что лучше всего местным мастерам удается проектировать помпезные жилые комплексы. А наиболее яркие их идеи воплощаются за пределами Петербурга или страны. С современными архитектурными тенденциями познакомилась «Фонтанка».
Пресса: Архитектура без недвижимости
В Российском этнографическом музее открылась IV биеннале «Архитектура Петербурга». 45 мастерских показывают свои постройки и проекты. Сенсаций не случилось, и это не единственная причина, по которой выставке требуется перезагрузка.
Пресса: Биеннале современной архитектуры открывается в Петербурге
Четвертая Биеннале современной архитектуры Санкт-Петербурга "Архитектура Петербурга-2013" откроется в Мраморном зале Этнографического музея, сообщил РИА Новости Сергей Орешкин, председатель "Объединения архитектурных мастерских", выступившего одним из организаторов проекта.
Пресса: Два года архитектуры Петербурга в этнографическом...
Со 2-го по 8-е апреля в Российском этнографическом музее пройдет четвертая архитектурная биеннале. В залах музея будут показаны наиболее значимые постройки и проекты петербургских архитекторов за последние два года. Архитектура на биеннале будет представлена в разных масштабах – от больших градостроительных решений до отдельных жилых и общественных зданий и даже интерьеров.
Технологии и материалы
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
Сейчас на главной
Дом в доме
Реконструкция крестьянского дома XVIII века на юге Германии: он стал основой для камерной сельской библиотеки. Авторы проекта – Schlicht Lamprecht Architekten.
«Коралловый цветок»
Foster + Partners и девелопер TRSDC разрабатывают масштабный курортный проект на побережье Красного моря в Саудовской Аравии. Об одном из его составляющих, комплексе Coral Bloom, нам рассказали Джерард Эвенден из Foster + Partners и генеральный директор TRSDC Джон Пагано.
Полярная тихоходка
Зимовочный комплекс антарктической станции «Восток» рассчитан на экстремальные климатические условия и психологический комфорт исследователей.
Офис для концентрации идей
​Бюро «Т+Т Architects» спроектировало офис французской ИТ-компании, где сотрудники в любой точке помещения могут обсудить с коллегами или записать на стене новые идеи.
Пресса: Паоло Солери и Arcosanti: как построить Бога
Паоло Солери учился у Фрэнка Ллойда Райта, в художественной коммуне «Талиесин-Вест», и его оттуда выгнали — вероятно, из-за конфликта с Ольгой Ивановной Райт, женой великого мастера. Видимо, логика отталкивания и притяжения привели к тому, что хотя утопия Солери не имеет ничего общего с идеями Райта, сам тип жизни коммуной он воспроизвел.
Возможности ограничений
МАРШ проводит весенний интенсив для архитекторов и кураторов выставок с практикой в реальных музеях. А здесь – его куратор Егор Ларичев объясняет, как полезны архитекторам и кураторам ограничения, и как их много для участников курса. Все, кто не испугается, присоединяйтесь.
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Отвоевать кусочек парка
Архитекторы MVRDV возведут 25-метровый зеленый «холм» в центре Лондона: как ответ на потерянный здесь в 1960-е уголок Гайд-парка и меняющуюся после пандемии функцию Оксфорд-стрит.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.