27.02.2013

Блоги: 21–27 февраля

Блоггеры спорят о тенденциях современного культового строительства и плавучей архитектуре на Москве-реке; Михаил Белов предлагает создать орден блаженных зодчих, а кремлевские реставраторы делятся очередной находкой.

информация:

Образ балканского храма. Малый храм для Русского Юга.
Архитектор: Земляков И.С. Изображение: quadraturacirculi.breezi.com
Образ балканского храма. Малый храм для Русского Юга. Архитектор: Земляков И.С. Изображение: quadraturacirculi.breezi.comоткрыть большое изображение
Современное храмостроение остается любимой темой сетевых дискуссий. Так, на днях в блоге hitrovka.livejournal.com  развернулось обсуждение серии ультрасовременных проектов молодых архитекторов из мастерской видного церковного зодчего Андрея Анисимова. Эти работы, между тем, обсудили и на прошедшем 21 февраля круглом столе с участием церковных архитекторов и критиков. И если в профессиональном кругу авторам мягко напомнили, что есть каноническая традиция, которой желательно следовать, то уж блоггеры в выражениях не постеснялись: проекты храмов окрестили «гигантскими солонками», «мыльницами» и «чем-то горбато-убогим», увенчанным сверху «дизайнерским крестом».
Миссионерский храм. Архитектор: Макаров Д.Е. Изображение: quadraturacirculi.breezi.com
Миссионерский храм. Архитектор: Макаров Д.Е. Изображение: quadraturacirculi.breezi.comоткрыть большое изображение

«Молодых накачивают «современной» архитектурой и одновременно формируют жесточайшее табу на архитектуру традиционную, – возмущается в комментариях пользователь ar-chitect, – но современная архитектурная форма не способна дать решение храма. Результат предсказуем – берется некая пластилиновая болванка, силуэтом отдаленно напоминающая традиционную форму (без понимания, как она строится), и над ней проделываются все привычные современному архитектору патологоанатомические манипуляции – разрезы, протыкания, взрывание, расплющивание и.т.д». Впрочем, есть мнение, что дело вовсе и не в современном языке, что есть прекрасные работы Тадао Андо, а в нынешних попросту нет главного – «нет идеи христианства», – как замечает блоггер unim. Пользователь keerpeech напоминает, что храм в первую очередь строится для выполнения религиозной функции: «Если церковь хоть трижды эстетически совершенна, прекрасно вписана в окружающую застройку, при ней есть школа, больница и туалет, а вот молиться в этой церкви невозможно, то грош ей цена». А вот блоггер prussak знает «неплохие примеры сочетания старого и нового»: «И если церковно-молодёжный центр действительно адресован молодёжи, то отчего бы и нет, это же не претензия на тотальность …».
Церковно-молодежный центр. Архитектор: Макаров Д.Е. Изображение: quadraturacirculi.breezi.com
Церковно-молодежный центр. Архитектор: Макаров Д.Е. Изображение: quadraturacirculi.breezi.comоткрыть большое изображение

Другая группа молодых архитекторов, тем временем, в блоге biktyap.livejournal.com опубликовала любопытный проект для города Гродно. На днях его обсудили на портале onliner.by. Авторы проекта взялись за реконструкцию большой промзоны у берега реки Неман: она находится прямо напротив исторического центра и, по задумке архитекторов, становится частью единого туристического пространства. Здесь появляются связанные сетью пешеходных маршрутов гостиничный и ресторанный комплексы, торговые объекты и речной павильон, а композиционным ядром становится футуристическое здание просветительского центра с «музеем диалектики». Это последнее, кстати, вселило к проекту недоверие ряда блоггеров, опасающихся за облик исторического Гродно. «Архитекторы, приземлитесь, думайте о технологии и где вы живёте, – пишет, к примеру, sash-ok8, – это Заха Хадид себе такие формы может позволить крутить».
Проект реконструкции прибрежной территории в Гродно. Изображение: biktyap.livejournal.com
Проект реконструкции прибрежной территории в Гродно. Изображение: biktyap.livejournal.comоткрыть большое изображение
Проект реконструкции прибрежной территории в Гродно. Изображение: biktyap.livejournal.com
Проект реконструкции прибрежной территории в Гродно. Изображение: biktyap.livejournal.comоткрыть большое изображение

Значительное беспокойство среди жителей Екатеринбурга, тем временем, посеяла новая градостроительная инициатива мэрии, решившей провести через публичные слушания проект зон стабилизации и развития существующей и перспективной застройки города. Жители тут же сочли это попыткой застроить зеленые зоны, которые, как разъясняется в блоге leonwolf.livejournal.com, частично попали в «развивающиеся» территории. Александр Ложкин в сообществе RUPA отмечает, что налицо попытка создать документ с неясным юридическим статусом, подменяющий собой генплан, и пользоваться им для проведения каких-то удобных власти решений. А вот Александр Антонов там же пишет, что в теории документ неплох: «Зоны интенсивного развития, зоны консервации – защиты от развития – и вся остальная территория, которая живет своей неторопливой жизнью. Потом будут ППТ и концепции делаться на красные территории – за городской бюджет с приглашением Захи Хадид».
Карта зон стабилизации и развития Екатеринбурга. Фото: 66.ru
Карта зон стабилизации и развития Екатеринбурга. Фото: 66.ruоткрыть большое изображение

А вот власти Перми, напротив, решили снизить общественное напряжение, отказавшись от проекта реконструкции эспланады по проектам Евгения Асса, которые пару лет назад наделали много шума. Об этом в сообществе archiperm.livejournal.com пишет Александр Ложкин. Авангардной деревянной стене перед Театром-Театром под предлогом удешевления предпочли более традиционные «малые архитектурные формы» – скамейки и урны.
Пермская эспланада. Проект «Архитекторы Асс». Изображение: archi.ru
Пермская эспланада. Проект «Архитекторы Асс». Изображение: archi.ruоткрыть большое изображение

Между тем, скандал с проектом эспланады очень наглядно отразил общую неудачу современного архитектурного цеха реабилитироваться перед обществом «за участие в безумии строительного бума», о которой, в свою очередь, пишет Михаил Белов. В эссе «Как русских архитекторов сделать блаженными культурными деятелями и вытащить за уши из болота бизнес-интересов» архитектор предлагает создать что-то вроде ордена «профессиональных блаженных», истинных подвижников, «то ли жрецов, то ли масонов», которых все узнают в лицо и которые не имеют права на ошибку. Именно этим избранным, несущим на себе немалую ответственность перед культурой, по мнению Белова, и стоит доверять ее «материальное воплощение». Пользователь Maxim Kantor увидел в этом замечательное продолжение мысли Рабле в проекте Телемского аббатства, а также Вхутемаса, Баухауза и даже воплощение представлений Ван Гога о новом возрождении. А вот по мнению Сергея Булгакова, идея ордена разбивается о существующую реальность: суть профессии практикующего архитектора такова, что он за деньги выполняет задание, а если нет – «тогда он уже не архитектор. А просто рефлексирующее частное лицо».

Архитектор Сергей Эстрин предпочитает в своем блоге писать о более радостных вещах: его последний пост – про увлечение малой скульптурой, которую архитектор привозит из разных стран и с удовольствием украшает свой интерьер. Как пишет Эстрин, в современном дизайне скульптура почему-то непопулярна – «наверное, в том числе и потому, что требует пространства, которое так дорого стоит, тяжело достается и легко заполняется более практичными вещами». Однако именно такие экзотические вещи, по мнению архитектора, способны создать в доме особенную атмосферу.
Фото: estrin-gallery.livejournal.com
Фото: estrin-gallery.livejournal.comоткрыть большое изображение

В заключение еще об одной скульптуре, с которой связано недавнее историческое открытие. Краевед Александр Можаев в сообществе mos-kreml.livejournal.com пишет о скульптурной голове мужчины «с флегматическим выражением лица». Голова украшает карниз северного фасада Грановитой палаты; ранее высказывались предположения (совершенно, впрочем, невероятные) о том, что голова – портрет архитектора, построившего палату, итальянца Пьетро Антонио Солари. Также существует легенда, что выбоина на скульптуре это след пули некоего недоброго поляка, стрелявшего в портрет во время Смуты начала XVII века. Архитектор-реставратор Георгий Евдокимов, занимавшийся исследованием Грановитой палаты, на недавних Давидовских чтениях продемонстрировал свой вариант графический реконструкции ее северного фасада. В частности, натурное обследование скульптуры показало, что голова – это водомет, и следовательно, отверстие в ней было водостоком. Таких водометов было несколько вдоль всего карниза. А значит, никакого отношения к польской стрельбе каменная голова не имеет и она вряд ли может быть изображением Солари. Сейчас скульптура заменена на копию, а подлинник помещен в депозитарий музеев Кремля.

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Антон Яр-Скрябин
  • Илья Машков
  • Николай Миловидов
  • Сергей Кузнецов
  • Полина Воеводина
  • Юлия Тряскина
  • Арсений Леонович
  • Роман Леонидов
  • Николай Переслегин
  • Шимон Матковски
  • Андрей Романов
  • Игорь Шварцман
  • Александра Кузьмина
  • Вера Бутко
  • Олег Шапиро
  • Олег Мединский
  • Петр Фонфара
  • Никита Токарев
  • Александр Бровкин
  • Владимир Биндеман
  • Сергей  Орешкин
  • Сергей Скуратов
  • Владимир Плоткин
  • Александр Попов
  • Дмитрий Васильев
  • Юлий Борисов
  • Зураб Басария
  • Александр Скокан
  • Даниил Лоренц
  • Левон Айрапетов
  • Георгий Трофимов
  • Всеволод Медведев
  • Наталья Сидорова
  • Анатолий Столярчук
  • Сергей Труханов
  • Екатерина Грень
  • Никита Явейн
  • Екатерина Кузнецова
  • Александр Асадов
  • Сергей Переслегин
  • Константин Ходнев
  • Антон Лукомский
  • Никита Бирюков
  • Дмитрий Ликин
  • Станислав Белых
  • Владимир Ковалёв
  • Андрей Асадов
  • Наталия Шилова
  • Евгений Герасимов
  • Магда Чихонь
  • Павел Андреев
  • Валерия Преображенская
  • Иван Кожин
  • Илья Уткин
  • Михаил Канунников
  • Антон Надточий
  • Олег Карлсон
  • Сергей Чобан
  • Карен Сапричян
  • Тотан Кузембаев
  • Андрей Гнездилов
  • Валерий Лукомский
  • Алексей Иванов
  • Алексей Гинзбург
  • Лукаш Качмарчик
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Магда Кмита

Постройки и проекты (новые записи):

  • Центральный музей Октябрьской железной дороги
  • Wing House
  • Модернизация и ребрендинг ТЦ «Пятая Авеню»
  • Станция метро «Удельная»
  • Центральный дом предпринимателя на Покровке
  • Реконструкция кинотеатра «Витязь»
  • Конкурсный проект реновации типографии Сытина под комплекс квартир и апартаментов премиум-класса
  • Конкурсный проект реновации первой образцовой типографии
  • Конкурсный проект реновации Первой образцовой типографии

Технологии:

21.12.2017

Финт фасада

Благодаря фасадным кассетам Gradas исторический Центральный стадион в Екатеринбурге превратился в «Екатеринбург-Арену», где пройдут матчи Чемпионата мира по футболу-2018.
AkzoNobel , GRADAS , «Юкон Инжиниринг», Dulux
14.12.2017

«Рябь на воде»

Металлические панели от «ТехноДекорСтрой» имитируют водную поверхность, превращая любое здание в арт-объект, а интерьер – в живое и динамичное пространство.
ТехноДекорСтрой
другие статьи