Прелюдия к диалогу

26 января «Архнадзор» провел пресс-клуб, посвященный теме «Реконструкция ВВЦ: переживет ли ВСХВ-ВДНХ-ВВЦ второе рождение?» В дискуссии приняли участие профессор МАРХИ Наталья Душкина, культуролог и писатель Владимир Паперный, доцент МАРХИ, секретарь DOCOMOMO России Анна Броновицкая, президент ABD architects Борис Левянт и руководство ОАО «ГАО «Всероссийский выставочный центр».

Автор текста:
Наталия Волкова

02 Февраля 2012
mainImg
Представители Всероссийского выставочного центра и «Архнадзора» сходятся в том, что ВВЦ – это памятник, который необходимо сохранять. Но вот в том, что такое памятник и какой именно должна быть стратегия его сохранения, позиции двух сторон разнятся настолько кардинально, что дискуссии, подобные этой, неизбежны и, видимо, будут случаться еще не раз.

По мнению Анны Броновицкой, главным камнем преткновения является тот «фрагментарный подход» к предстоящей реконструкции, который пропагандируют собственники ВВЦ. Напомним, что из более чем 100 исторических построек на территории бывшей ВДНХ памятниками признаны лишь чуть больше трети. «Концепция развития ВВЦ исходит из того, что это территория, на которой находится 45 объектов культурного наследия, тогда как на самом деле это целостный ансамбль, единый объект наследия, ценность которого значительно превышает ценность сумму составляющих его элементов, – говорит Анна Броновицкая. – Конечно, самих этих ценных элементов гораздо больше, но ценно еще и то, что это памятник с единой линией развития, в который лучше вообще ничего не вносить». Эту позицию всецело разделяет и Наталья Душкина: «Этот ансамбль имеет все перспективы включения его в список всемирного наследия ЮНЕСКО, для которых колоссальную роль играет такое понятие, как «подлинность».

Вообще следует отметить, что понятие ансамбля, которое, по мнению «Архнадзора», должно стать ключевым в разговоре о дальнейшем развитии ВВЦ, прошло красной нитью через все выступления. У ряда собравшихся такая позиция вызвала вполне предсказуемый скепсис: в частности, разработчик концепции развития ВВЦ Борис Левянт подчеркнул, что, несмотря на охранный статус, территория города должна оставаться живой. Наталья Душкина, в свою очередь, на это возразила, что «живое существование объекта» может и должно реализовываться за счет технологии, «отличной от технологии встраивания в территорию города новых объектов», а Анна Броновицкая предложила руководству ВВЦ составить бизнес-план, «который бы отталкивался от того, что ничего не трогается и ничего не сносится, а используется то, что есть».

«Если мы рассматриваем комплекс выставки как ресурс, то это, прежде всего, важнейший образовательный и воспитательный ресурс, – убеждена Броновицкая. – В нашей стране и в нашем городе в особенности достаточно остро стоят проблемы межнациональных отношений, и их необходимо как-то регулировать, и в этом смысле, мне кажется, выставка тоже смогла бы сыграть свою роль, потому что павильоны бывших республик СССР могли бы не просто представлять независимые страны, но служить центрами для общин выходцев из этих стран. Я думаю, что Таджикистан, Узбекистан, Казахстан будут рады показать москвичам, что это не просто место, откуда приходит некое количество неквалифицированной рабочей силы, но страны с древней культурой и своими традициями, которые тоже можно сохранять». Владимир Паперный, в свою очередь, убежден, что огромный комплекс ВВЦ-ВДНХ-ВСХВ обязан быть сохранен как «памятник трагических моментов нашей истории».

Фактически состоявшийся пресс-клуб стал своего рода трибуной, с которой представители «Архнадзора» и единомышленники движения громогласно озвучили свою позицию по отношению к предстоящей реконструкции ВВЦ. Как известно, никаких конкретных планов пока нет (и Борис Левянт на прошедшей встрече лишь еще раз подтвердил, что концепция только начинает разрабатываться), но градозащитников очень смущают словесные обещания руководства ВВЦ осовременить территорию выставки, наполнить ее отелями, развлекательными и конференц-центрами, поэтому «Архнадзор» считает своим долгом заранее проговорить необходимость сохранения комплекса. Наученные горьким опытом уже случившихся потерь в сфере наследия, представители движения предпочитают следовать правилу «чем раньше, тем лучше».  

«Московское правительство потратило большие средства на реконструкцию Большого театра и не стало привлекать инвестора, который бы пристроил к нему развлекательный центр, – напомнила Анна Броновицкая. – И если для воссоздания ВВЦ необходимо привлечь средства, почему нельзя выделить для планов инвесторов другую площадку, почему необходимо извлекать прибыль из территории памятника? Как минимум, у ВВЦ есть производственная база в Отрадном, давайте сделаем что-то там, еще одна производственная база была утрачена в недавние годы, кроме того в городе достаточно заброшенных территорий, которые больше подходят для того, чтобы там построить развлекательный комплекс».

И хотя представители руководства ВВЦ на прозвучавшие предложения пока никак не отреагировали, на прошедшем пресс-клубе они подтвердили свое намерение вести с градозащитниками диалог. Не исключено, что уже следующая дискуссия, посвященная судьбе ВВЦ, будет двусторонней, по крайней мере, надежду на это выразили и предприниматели, и «Архнадзор».
Анна Броновицкая на пресс-клубе «Архнадзора». Фото Натальи Самовер
Наталья Душкина. Фото Натальи Самовер
Ирина Трубецкая. Фото Натальи Самовер
Фото Натальи Самовер


02 Февраля 2012

Автор текста:

Наталия Волкова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.

Сейчас на главной

Театрально-музыкальный круг
Масштабный и амбициозный проект главного театрально-концертного комплекса Подмосковья, победитель конкурса, объединяет три зала, двор – общественную площадь, консерваторское училище, гостиницы. Он обещает стать заметным центром фестивалей классической музыки для всей страны.
Передышка на Манхэттене
Перестройка вестибюля небоскреба-«шкафа» Сони-билдинг Филипа Джонсона на Манхэттене: бюро Snøhetta запретили трогать фасад, который теперь получил статус памятника, зато им удалось устроить внутри большой зимний сад.
Дальше... дальше... дальше... В поиске нового поколения
Конкурс OPEN! на участие в национальном павильоне Джардини рассчитан на молодых архитекторов с максимально свежим взглядом на вещи, а его рамки так широки, что их почти не видно. Нужны смелые люди, которые совпадут с мировоззрением куратора Ипполито Лапарелли. Награда – работа в Венеции, дедлайн 31 января.
«Остров единорогов»
В Чэнду на западе Китая почти готов выставочный и конференц-центр Start-Up – первое здание на спроектированном Zaha Hadid Architects «Острове единорогов» для компаний-стартапов в сфере цифровых технологий.
Стирая границы
IND architects и китайское бюро DA! победили в конкурсе на проект музея в провинции Сычуань. Архитекторам удалось сделать музей частью ландшафта, а природу – полноправной участницей экспозиции.
Бетон и цвет
Школа с музыкальным уклоном имени Сервете Мачи в центре Тираны по проекту албанского бюро Studioarch4.
Фантастический роман
Рассматриваем выставку «Время Москвы-реки» в Музее Москвы, – креативную попытку актуализировать концепцию развития прибрежных пространств, победившую в конкурсе 2014 года и манифестировать вновь основанное общество Друзья Москвы-реки.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Сахарные кристаллы
Бюро ODA превратило историческое здание сахарорафинадного завода на берегу Ист-ривер в Нью-Йорке в офисный комплекс с эффектным кристаллическим фасадом вместо утраченного.
Татами и роботы
Бюро BIG спроектировало для Toyota «город будущего» у подножия Фудзиямы: с почти нулевым углеродным следом, прогрессивной транспортной схемой, разными видами роботов, зданиями из дерева и модулем по размеру татами.
Тема треугольника
Бюро Lemay благоустроило парк Экспо 1967 года в Монреале – самой успешной Всемирной выставки XX века, сохраненной в наши дни как рекреационная зона.
Дерево среди стекла
Архитекторы Sheppard Robson придали «человеческое измерение» площади в новом деловом районе Манчестера с помощью деревянного павильона с озелененными фасадами и кровлей.
Линия отягощенного порыва
Жилой комплекс «Ренессанс» архитектора Степана Липгарта продолжает линию исторического центра Санкт-Петербурга и переосмысляет ленинградское ар деко и неоклассику 1930-50-х применительно к цивилизационным вызовам нашего века.
Декор без птичьих гнезд
Керамические ажурные фасады входа ТПУ в Пальма-де-Мальорка по проекту Joan Miquel Seguí Arquitectura точно рассчитаны так, что голубям в их отверстиях угнездиться не получится.
Кадашёвский опыт
У проекта ЖК «Меценат», занявшего квартал рядом с церковью Воскресения в Кадашах – длинная и сложная история, с протестами, победами и надеждами. Теперь он реализован: сохранены виды, масштаб и несколько исторических построек. Можно изучить, что получилось. Автор – Илья Уткин.
Градсовет 25.12.2019
На повестке в Петербурге: планировка для маленького городка и смелая гостиница, спроектированная под влиянием иностранцев.
Пресса: Диалоги о вечных ценностях: Степан Липгарт и Алексей...
В ноябре 2019 года в Калугу приехал архитектор Степан Липгарт — через месяц после торжественного открытия спроектированной им швейной фабрики Мануфактуры Bosco. Открывая цикл «ГЛАВАРХитектура», Липгарт прочитал на «Точке кипения» лекцию о профессиональном призвании и источниках вдохновения, о роли заказчика и о системе ценностей и убеждений, которая позволяет гордиться результатами своего труда. Главный архитектор Калуги Алексей Комов специально для Калугахауса поговорил со Степаном о вечном — и о том, как приспособить это вечное к жизни в нашем городе.
Зона комфорта
Рассматриваем интерьер общественного пространства «Мой социальный центр» – первый пример такого рода, реализованный в рамках новой программы московской мэрии по проекту бюро Хора.
Для испытаний на прочность
В Сколково открылось здание штаб-квартиры компании ТМК, выпускающей стальные трубы для нефтегазовой промышленности. Она совмещена с испытательным полигоном и исследовательскими лабораториями.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Оригами из лиственницы
Тренировочная байдарочная база в Августове на северо-востоке Польши по проекту бюро INOONI и PSBA получила фасады из сибирской лиственницы.
Как спасти мир, участвуя в архитектурном конкурсе
Международный конкурс LafargeHolcim Awards ставит в качестве главной цели поощрение идей и проектов в области устойчивого развития. Призовой фонд конкурса $ 2 000 000. Рассматриваем проекты победителей предыдущего цикла 2017-2018 годов по пяти критериям.
Террасы Хрустального мыса
Концепция музейно-образовательного и мемориального комплекса в Севастополе, предложенная Никитой Явейном, избегает прямолинейных акцентов и пафоса, интерпретируя историю места и специфику ландшафта, соединяя общественное пространство обитаемой лестницы и амфитеатров с монументальным монументом.
Десять часов роста
В кантоне Берн открылся новый кампус Swatch – Omega по проекту Сигэру Бана: объем древесины, использованный для каркаса трех зданий, «вырастет» в швейцарских лесах всего за 10 часов.
Евгений Подгорнов: «Проектировать надо так, чтобы...
Руководитель петербургского бюро Intercolumnium рассказывает, почему в портфолио компании есть работы от хай-тека до историзма, рассуждает о высотных доминантах и о заказчиках как источниках драйва, необходимого городу.
Новая ячейка
Жилой квартал на территории IT-парка: компания Архиматика сочетает инновационные технологии с человечным масштабом и уютной средой.
Градсовет 18.12.2019
Вторая и, по всей видимости, успешная попытка согласовать жилой дом, выходящий окнами на Троицкий собор и Фонтанку.
В преддверии театра
На Земляном валу справа от въезда в туннель под Таганской площадью, перед Театром на Таганке и рядом с торцом ЖК «Шоколад», достраивается здание 8-этажной гостиницы Novotel по проекту бюро «Гран» Павла Андреева.
Энергия студента
Показываем работы финалистов студенческого конкурса «АРХПроект», а также рассказываем о том, как организаторы попытались выйти за рамки сухой процедуры: с помощью менторов, лектория и выставки с вечеринкой в «Севкабель порту».
Кино на плоту
Летний кинотеатр от архитектурного бюро «А4» как универсальное общественное пространство и вариация на тему паркового павильона.
Перемена мест слагаемых
Используя приемы и материалы типового дачного строительства, Spirin architects находят свой убедительный архитектурный ответ на вызов предельно ограниченного бюджета.
Заседание в бассейне
Новый корпус штаб-квартиры adidas по проекту бюро COBE включает переговорные и актовый зал в виде разных типов спортивных сооружений, включая бассейн.