02.02.2012

Прелюдия к диалогу

26 января «Архнадзор» провел пресс-клуб, посвященный теме «Реконструкция ВВЦ: переживет ли ВСХВ-ВДНХ-ВВЦ второе рождение?» В дискуссии приняли участие профессор МАРХИ Наталья Душкина, культуролог и писатель Владимир Паперный, доцент МАРХИ, секретарь DOCOMOMO России Анна Броновицкая, президент ABD architects Борис Левянт и руководство ОАО «ГАО «Всероссийский выставочный центр».

информация:

Анна Броновицкая на пресс-клубе «Архнадзора». Фото Натальи Самовер
Анна Броновицкая на пресс-клубе «Архнадзора». Фото Натальи Самовероткрыть большое изображение
Представители Всероссийского выставочного центра и «Архнадзора» сходятся в том, что ВВЦ – это памятник, который необходимо сохранять. Но вот в том, что такое памятник и какой именно должна быть стратегия его сохранения, позиции двух сторон разнятся настолько кардинально, что дискуссии, подобные этой, неизбежны и, видимо, будут случаться еще не раз.

По мнению Анны Броновицкой, главным камнем преткновения является тот «фрагментарный подход» к предстоящей реконструкции, который пропагандируют собственники ВВЦ. Напомним, что из более чем 100 исторических построек на территории бывшей ВДНХ памятниками признаны лишь чуть больше трети. «Концепция развития ВВЦ исходит из того, что это территория, на которой находится 45 объектов культурного наследия, тогда как на самом деле это целостный ансамбль, единый объект наследия, ценность которого значительно превышает ценность сумму составляющих его элементов, – говорит Анна Броновицкая. – Конечно, самих этих ценных элементов гораздо больше, но ценно еще и то, что это памятник с единой линией развития, в который лучше вообще ничего не вносить». Эту позицию всецело разделяет и Наталья Душкина: «Этот ансамбль имеет все перспективы включения его в список всемирного наследия ЮНЕСКО, для которых колоссальную роль играет такое понятие, как «подлинность».

Вообще следует отметить, что понятие ансамбля, которое, по мнению «Архнадзора», должно стать ключевым в разговоре о дальнейшем развитии ВВЦ, прошло красной нитью через все выступления. У ряда собравшихся такая позиция вызвала вполне предсказуемый скепсис: в частности, разработчик концепции развития ВВЦ Борис Левянт подчеркнул, что, несмотря на охранный статус, территория города должна оставаться живой. Наталья Душкина, в свою очередь, на это возразила, что «живое существование объекта» может и должно реализовываться за счет технологии, «отличной от технологии встраивания в территорию города новых объектов», а Анна Броновицкая предложила руководству ВВЦ составить бизнес-план, «который бы отталкивался от того, что ничего не трогается и ничего не сносится, а используется то, что есть».

«Если мы рассматриваем комплекс выставки как ресурс, то это, прежде всего, важнейший образовательный и воспитательный ресурс, – убеждена Броновицкая. – В нашей стране и в нашем городе в особенности достаточно остро стоят проблемы межнациональных отношений, и их необходимо как-то регулировать, и в этом смысле, мне кажется, выставка тоже смогла бы сыграть свою роль, потому что павильоны бывших республик СССР могли бы не просто представлять независимые страны, но служить центрами для общин выходцев из этих стран. Я думаю, что Таджикистан, Узбекистан, Казахстан будут рады показать москвичам, что это не просто место, откуда приходит некое количество неквалифицированной рабочей силы, но страны с древней культурой и своими традициями, которые тоже можно сохранять». Владимир Паперный, в свою очередь, убежден, что огромный комплекс ВВЦ-ВДНХ-ВСХВ обязан быть сохранен как «памятник трагических моментов нашей истории».

Фактически состоявшийся пресс-клуб стал своего рода трибуной, с которой представители «Архнадзора» и единомышленники движения громогласно озвучили свою позицию по отношению к предстоящей реконструкции ВВЦ. Как известно, никаких конкретных планов пока нет (и Борис Левянт на прошедшей встрече лишь еще раз подтвердил, что концепция только начинает разрабатываться), но градозащитников очень смущают словесные обещания руководства ВВЦ осовременить территорию выставки, наполнить ее отелями, развлекательными и конференц-центрами, поэтому «Архнадзор» считает своим долгом заранее проговорить необходимость сохранения комплекса. Наученные горьким опытом уже случившихся потерь в сфере наследия, представители движения предпочитают следовать правилу «чем раньше, тем лучше».  

«Московское правительство потратило большие средства на реконструкцию Большого театра и не стало привлекать инвестора, который бы пристроил к нему развлекательный центр, – напомнила Анна Броновицкая. – И если для воссоздания ВВЦ необходимо привлечь средства, почему нельзя выделить для планов инвесторов другую площадку, почему необходимо извлекать прибыль из территории памятника? Как минимум, у ВВЦ есть производственная база в Отрадном, давайте сделаем что-то там, еще одна производственная база была утрачена в недавние годы, кроме того в городе достаточно заброшенных территорий, которые больше подходят для того, чтобы там построить развлекательный комплекс».

И хотя представители руководства ВВЦ на прозвучавшие предложения пока никак не отреагировали, на прошедшем пресс-клубе они подтвердили свое намерение вести с градозащитниками диалог. Не исключено, что уже следующая дискуссия, посвященная судьбе ВВЦ, будет двусторонней, по крайней мере, надежду на это выразили и предприниматели, и «Архнадзор».
Наталья Душкина. Фото Натальи Самовер
Наталья Душкина. Фото Натальи Самовероткрыть большое изображение
Ирина Трубецкая. Фото Натальи Самовер
Ирина Трубецкая. Фото Натальи Самовероткрыть большое изображение
Фото Натальи Самовер
Фото Натальи Самовероткрыть большое изображение

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Алексей Иванов
  • Дмитрий Ликин
  • Александра Кузьмина
  • Павел Андреев
  • Арсений Леонович
  • Алексей Гинзбург
  • Александр Попов
  • Сергей Переслегин
  • Андрей Асадов
  • Олег Карлсон
  • Владимир Ковалёв
  • Никита Токарев
  • Сергей Труханов
  • Евгений Герасимов
  • Наталья Сидорова
  • Константин Ходнев
  • Екатерина Грень
  • Магда Кмита
  • Никита Явейн
  • Илья Машков
  • Анатолий Столярчук
  • Андрей Гнездилов
  • Тотан Кузембаев
  • Игорь Шварцман
  • Дмитрий Васильев
  • Всеволод Медведев
  • Даниил Лоренц
  • Антон Надточий
  • Антон Яр-Скрябин
  • Сергей Скуратов
  • Николай Переслегин
  • Андрей Романов
  • Владимир Плоткин
  • Михаил Канунников
  • Николай Миловидов
  • Александр Скокан
  • Валерия Преображенская
  • Петр Фонфара
  • Карен Сапричян
  • Илья Уткин
  • Юлий Борисов
  • Шимон Матковски
  • Зураб Басария
  • Александр Бровкин
  • Полина Воеводина
  • Никита Бирюков
  • Сергей  Орешкин
  • Сергей Чобан
  • Сергей Кузнецов
  • Георгий Трофимов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Наталия Шилова
  • Иван Кожин
  • Екатерина Кузнецова
  • Александр Асадов
  • Вера Бутко
  • Юлия Тряскина
  • Антон Лукомский
  • Станислав Белых
  • Роман Леонидов
  • Магда Чихонь
  • Владимир Биндеман
  • Олег Шапиро
  • Олег Мединский
  • Валерий Лукомский
  • Лукаш Качмарчик
  • Левон Айрапетов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Wing House
  • Модернизация и ребрендинг ТЦ «Пятая Авеню»
  • Станция метро «Удельная»
  • Центральный дом предпринимателя на Покровке
  • Реконструкция кинотеатра «Витязь»
  • Конкурсный проект реновации типографии Сытина под комплекс квартир и апартаментов премиум-класса
  • Конкурсный проект реновации первой образцовой типографии
  • Конкурсный проект реновации Первой образцовой типографии
  • Реконструкция кинотеатра «Восход»

Технологии:

21.12.2017

Финт фасада

Благодаря фасадным кассетам Gradas исторический Центральный стадион в Екатеринбурге превратился в «Екатеринбург-Арену», где пройдут матчи Чемпионата мира по футболу-2018.
AkzoNobel , GRADAS , «Юкон Инжиниринг», Dulux
14.12.2017

«Рябь на воде»

Металлические панели от «ТехноДекорСтрой» имитируют водную поверхность, превращая любое здание в арт-объект, а интерьер – в живое и динамичное пространство.
ТехноДекорСтрой
другие статьи