Конкурс на лучший проект музея самоваров стартовал 18 октября 2011 года, и с самого начала был открыт для всех желающих – участие в состязании могли принять не только профессиональные архитекторы и дизайнеры, но и проектировщики без специального образования, а также «просто творческие люди». Это обеспечило невиданную массовость участников – всего на конкурс было подано 227 проектов со всей России и из стран СНГ.
В жюри, председателем которого стал сам Михаил Борщев, вошли зав.кафедрой «Дизайн» ТулГУ Сергей Васин, руководитель дизайн-студии ART4YOU Павел Нестеров, профессор кафедры «Живопись» МАрхИ Александр Соловьев, архитектор Полина Жежома, архитектор Мария Малицкая и скульптур Александр Провоторов. На то, чтобы рассмотреть все поданные на конкурс проекты, экспертам потребовалось больше недели. Работы оценивались по нескольким критериям – яркость и инновационность архитектурного решения, креативность организации экспозиции, профессионализм исполнения проекта. Соответственно распределились и награды конкурса: помимо проекта, удостоенного «Гран-при», три концепции были отмечены за «Креативность», «Художественность» и «Профессионализм», и еще одна получила «Приз зрительских симпатий».
Так, за «Художественность» жюри наградило проект Анастасии Парначевой из Днепропетровска, которая предложила разместить коллекцию самоваро в чайном домике с коваными решетками, круглыми окнами-«баранками», «крендельками» на фронтонах и флюгером в виде карамельного петушка. Самым креативным был признан проект Дениса Гаврилова из Москвы, предусматривающий строительство здания в виде четырехэтажного позолоченного самовара, а «Приз зрительских симпатий» получил Дмитрий Кондратьев из Воронежа, также придавший своему музею форму самовара, правда, полностью стеклянного и больше похожего на современную скороварку. В номинации «Профессионализм» победила Ксения Багрий (г. Владикавказ), остроумно сочетавшая в своем проекте элементы современной и старорусской архитектуры. Ее музей самоваров представляет собой прямоугольное в плане двухэтажное здание, стеклянный параллелепипед которого поддерживают бревенчатые стены, а окна оформлены ажурными наличниками и изображениями самоваров.
«Гран-при» конкурса жюри присудило проекту Аркадия Ананяна (г. Пермь), в котором архитектурное решение будущего музея самоваров также напрямую продиктовано обликом его главного экспоната. Здание общей площадью почти 700 квадратных метров представляет собой гигантский пузатый сосуд, «стенки» которого выполнены из стекла и оплетены металлическими прутьями, а три «ручки» и «крышка» облицованы керамогранитом. В «ручках» размещены все вертикальные коммуникации, наземный этаж отведен под общественную зону с входным вестибюлем и чайной, а на верхних уровнях расположены выставочные залы. Площадь музея рассчитана на 1000 экспонатов, то есть, по замыслу архитектора, со временем собрание Михаила Борщева удвоится. Возможно, именно этот оптимистичный взгляд на развитие событий и покорил жюри, а возможно, здание, которое предполагается построить в парке и до отказа наполнить самоварами, по мнению экспертов, и само должно стать экспонатом коллекции. Церемония награждения победителей конкурса состоится в парк-отеле «Грумант» в начале марта – видимо, тогда организаторы состязания и обоснуют свой выбор.
«Гран-при» конкурса - проект Аркадия Ананяна (г. Пермь),
Победитель номинации «Профессионализм» - проект Ксении Багрий (г. Владикавказ)
Победитель номинации «Художественность» - проект Анастасии Парначевой (г.Днепропетровск)
Победитель номинации «Креативность» - проект Дениса Гаврилова (Москва)
«Приз зрительских симпатий» - проект Дмитрия Кондратьева (г. Воронеж)