Этика и эстетика

Итоги прошедшего фестиваля «Зодчество» вызвали в блогах совсем не оптимистичные оценки. Участники дискуссий раскритиковали работу Союза архитекторов России и состояние профессиональной архкритики. Об этом – в нашем новом обзоре блогов.

mainImg
Одним из первых оценку «Зодчеству» дал его куратор Юрий Аввакумов в своем блоге на портале Сноб.ру. Сложив с себя обязанности куратора фестиваля, архитектор не стал скрывать своего разочарования: «Мне казалось, что имея такой крупный трехдневный фестиваль, можно начать какой-то более внятный процесс осмысления профессиональной деятельности Союза архитекторов России.  <...>  «Зодчество» могло бы стать интегрирующим коммуникационным инструментом для российских архитекторов, но все, что фестиваль может сейчас предложить –  это несколько десятков грамот победителям конкурса проектов и построек». Не стремясь изменить качество самих проектов (а при полной утрате самоидентификации и непопулярности архитектурной профессии в обществе это вряд ли возможно), куратор за три года все-таки смог поднять качество профессионального дискурса: фестиваль хотя бы перестал быть «ярмаркой проектов» и обрел стройную систему павильонов. Кроме того, как замечает  Аввакумов, «жюри, в которое я в прошлом году имел честь входить, Гран-при никому не присудило. И в этом я вижу проявленную профессиональным сообществом честность, значит конкурс –  это уже позиция, а не раздача всем сестрам по серьгам».

Дискуссии о положении дел в отечественной архитектуре продолжились на facebook, на странице Елены Гонсалес, где члены профессионального сообщества поспорили об архитектурной критике и нарушении профессиональной этики. Поводом для обсуждения стал авторский каталог одного из экспонентов «Зодчества 2011», якобы обойденного вниманием коллег и архкритиков. Елена Гонсалес объясняет это так: «В целом считаю неэтичным одному архитектору хаять работу другого. Тут принцип (на мой взгляд) только один –  сделай лучше! Так что рецензирование уходит к критикам, а где они? –  И резюмирует: –  Сейчас архитектура как предмет из дискуссии вообще улетучилась –  вместо нее обсуждаются всякие интересные сопутствующие детали и обстоятельства - кто на кого посмотрел и подмигнул. Ну и так далее».

Мнения дискутирующих о том, как именно архитекторам уместнее  излагать свою точку зрения на проекты коллег, разделились. Половина участников дебатов настаивала на том, что можно и нужно высказывать претензии и указывать на недочеты в работе. Их оппоненты предлагали быть более лояльными. «Архитекторы обязаны вербально излагать свое мнение, на страницах печати и в публичных выступлениях, в спорах истина не рождается, но возникает ответственность за свое «сделай лучше». А пока все молчат, а потом монументально «выражают себя», то никакого архитектурного дискурса не возникает –  одно изуродованное городское пространство, поскольку предметы для самовыражения возникают не от внутренней страсти, а от требований заказчика», – считает Кирилл Асс. «Наши нормы «цеховой этики» –  это дичь какая-то, полное Средневековье. Нужен архитектурный дискурс, для начала, хотя бы какой-нибудь», – соглашается Ярослав Ковальчук.

«Вот кому нужна критика? Какому такому обществу? Наверное, ее отсутствие, так же как и стремление к позитиву – разные степени экономической и еще какой-нибудь зависимости...», –  возражает Марина Игнатушко. Сама же Елена Гонсалес в ходе обсуждения высказалась все-таки за критику, приведя пример «Архнадзора», который сегодня успешно «формулирует отношение к городу, к новому строительству, к его задачам, границам и рамкам». Архитекторы же пожелали исключить себя из этого процесса и теперь пожинают плоды. Чтобы как-то восполнить пробел, автор поста приглашает коллег к дискуссиям хотя бы на недавно открывшейся странице журнала «Проект Россия» на том же facebook.

Еще одно мнение по поводу современной архитектуры, в частности, неэстетичного вида московской застройки, высказывает советник руководителя Москомнаследия Николай Переслегин в своем блоге на портале радиостанции «Эхо Москвы». В числе причин нынешнего кризиса архитектурной отрасли и возникновения некачественного новостроя Переслегин упоминает ориентацию на типовое строительство и вынужденный  уход целого поколения талантливых архитекторов в формотворчество, а также кризис в архитектурном образовании, пришедшийся на рубеж веков: «Что теперь можно сказать об архитектуре, которой стал «украшен» город Москва за последние 20 лет? Люди, не умеющие строить, которых плохо учили в институте, вдруг получили возможность самовыражаться в городе в неограниченных количествах. И именно такие постройки, не имеющие за собой никакой концептуальной или эстетической основы мы сегодня в большинстве случаев видим в городе Москве.  Архитектура – априори самое публичное искусство. Плохой художник может закрыться в мастерской и никому не показывать свои картины. Плод работы архитектора виден всем».

Упрекая проектировщиков в непрофессионализме, Переслегин отметает стандартные объяснения, в том числе и аргумент про давление заказчика: « Знаете, при Сталине, насколько я знаю, тоже с давлением было все в порядке, однако эта эпоха подарила городу и миру гениальных архитекторов. Таким образом, основным вопросом к качеству облика Москвы мне представляется именно мастерство архитекторов». Острые высказывания Переслегина дали богатую пищу для комментариев как сторонникам, так и противникам такой позиции. «Главная проблема архитектуры Москвы – что советской, что новой, российской –  полное пренебрежение к стилю и традиции оригинальной застройки. Пусть не оригинальной, но какого-то другого стиля хотя бы, – считает alex_obraztsov. –  В результате в центре, рядом со зданиями в стиле классицизма и модерна можно увидеть панельное сооружение 70-х и не пойми что, обшитое гранитом, построенное в 90-е или нулевые».  К этому добавляется еще и полное безвкусие: «Такое впечатление, что эстетика и практичность только для русских архитекторов являются понятиями не совместимыми. Тут автор прав –  не хватает образования. Но, черт возьми, как у человека, именующего себя архитектором, может не хватать вкуса?! Он либо есть, либо он отсутствует напрочь», – возмущается sntasket. «Как студент ИСФ скажу – архитекторов и инженеров уже давно разделили. Нынче архитекторов учат как дизайнеров (в русском смысле слова) и стилистов. Иногда такого нагородят – замаешься конструкции подбирать», –  объясняет причину застоя tatsuhi.

Помимо современного состояния дел в архитектуре и ее туманных перспектив в блогосфере  активно обсуждались проекты и постройки давно минувших дней. Сразу два юбилея – пятидесятилетие возведения столичного Кремлевского дворца съездов  и двадцатипятилетие с момента создания одной из первых градозащитных организаций – питерской «Группы Спасения», отстоявшей в 1986 году дом Дельвига на Владимирской площади, вызвали резонанс у интернет-пользователей. Большой фоторепортаж с юбилейного схода градозащитников, прошедшего 19 октября в Санкт-Петербурге, был опубликован в сообществе «Живого Города». Как оказалось, участников данной акции было бы куда больше, если бы  анонс этого мероприятия заблаговременно выложили в тематических сообществах.

Юбилей кремлевского Дворца съездов, тем временем, был встречен с гораздо меньшим единодушием. Напомним, что вызывающе модернистский периптер по проекту М.В. Посохина  был выстроен в самом сердце Кремля, на месте старого здания Оружейной палаты. В журнале synthart разгорелась дискуссия о том, насколько Дворцу удалось вписаться в существовавший ансамбль и насколько большую архитектурную ценность он собой представляет. «Лично мне кажется, что он там как корове седло. По-моему, совершенно бездарный сарай, который даже смешно было бы сравнивать с остальными сооружениями в Кремле», –  пишет про КДС valkam. «Не более сарай, чем казаковский Сенат или тоновский БКД, - парирует  автор поста. – Оттого, что на них наложен классицистический/псевдорусский декор, суть не меняется. Зданиям как таковым вообще присуща прямоугольная форма. КДС –  произведение модернизированного неоклассцизма и очень классное, надо сказать».  Достичь компромисса по этому поводу участникам спора так и не удалось.
zooming
На «Зодчестве»-2011. Фото: А.Мартовицкая
zooming
На «Зодчестве»-2011. Фото: А.Мартовицкая
zooming
Елена Гонсалес. Фото Архи.ру

20 Октября 2011

Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.