Этика и эстетика

Итоги прошедшего фестиваля «Зодчество» вызвали в блогах совсем не оптимистичные оценки. Участники дискуссий раскритиковали работу Союза архитекторов России и состояние профессиональной архкритики. Об этом – в нашем новом обзоре блогов.

Лариса Романовская

Автор текста:
Лариса Романовская

20 Октября 2011
mainImg
Одним из первых оценку «Зодчеству» дал его куратор Юрий Аввакумов в своем блоге на портале Сноб.ру. Сложив с себя обязанности куратора фестиваля, архитектор не стал скрывать своего разочарования: «Мне казалось, что имея такой крупный трехдневный фестиваль, можно начать какой-то более внятный процесс осмысления профессиональной деятельности Союза архитекторов России.  <...>  «Зодчество» могло бы стать интегрирующим коммуникационным инструментом для российских архитекторов, но все, что фестиваль может сейчас предложить –  это несколько десятков грамот победителям конкурса проектов и построек». Не стремясь изменить качество самих проектов (а при полной утрате самоидентификации и непопулярности архитектурной профессии в обществе это вряд ли возможно), куратор за три года все-таки смог поднять качество профессионального дискурса: фестиваль хотя бы перестал быть «ярмаркой проектов» и обрел стройную систему павильонов. Кроме того, как замечает  Аввакумов, «жюри, в которое я в прошлом году имел честь входить, Гран-при никому не присудило. И в этом я вижу проявленную профессиональным сообществом честность, значит конкурс –  это уже позиция, а не раздача всем сестрам по серьгам».

Дискуссии о положении дел в отечественной архитектуре продолжились на facebook, на странице Елены Гонсалес, где члены профессионального сообщества поспорили об архитектурной критике и нарушении профессиональной этики. Поводом для обсуждения стал авторский каталог одного из экспонентов «Зодчества 2011», якобы обойденного вниманием коллег и архкритиков. Елена Гонсалес объясняет это так: «В целом считаю неэтичным одному архитектору хаять работу другого. Тут принцип (на мой взгляд) только один –  сделай лучше! Так что рецензирование уходит к критикам, а где они? –  И резюмирует: –  Сейчас архитектура как предмет из дискуссии вообще улетучилась –  вместо нее обсуждаются всякие интересные сопутствующие детали и обстоятельства - кто на кого посмотрел и подмигнул. Ну и так далее».

Мнения дискутирующих о том, как именно архитекторам уместнее  излагать свою точку зрения на проекты коллег, разделились. Половина участников дебатов настаивала на том, что можно и нужно высказывать претензии и указывать на недочеты в работе. Их оппоненты предлагали быть более лояльными. «Архитекторы обязаны вербально излагать свое мнение, на страницах печати и в публичных выступлениях, в спорах истина не рождается, но возникает ответственность за свое «сделай лучше». А пока все молчат, а потом монументально «выражают себя», то никакого архитектурного дискурса не возникает –  одно изуродованное городское пространство, поскольку предметы для самовыражения возникают не от внутренней страсти, а от требований заказчика», – считает Кирилл Асс. «Наши нормы «цеховой этики» –  это дичь какая-то, полное Средневековье. Нужен архитектурный дискурс, для начала, хотя бы какой-нибудь», – соглашается Ярослав Ковальчук.

«Вот кому нужна критика? Какому такому обществу? Наверное, ее отсутствие, так же как и стремление к позитиву – разные степени экономической и еще какой-нибудь зависимости...», –  возражает Марина Игнатушко. Сама же Елена Гонсалес в ходе обсуждения высказалась все-таки за критику, приведя пример «Архнадзора», который сегодня успешно «формулирует отношение к городу, к новому строительству, к его задачам, границам и рамкам». Архитекторы же пожелали исключить себя из этого процесса и теперь пожинают плоды. Чтобы как-то восполнить пробел, автор поста приглашает коллег к дискуссиям хотя бы на недавно открывшейся странице журнала «Проект Россия» на том же facebook.

Еще одно мнение по поводу современной архитектуры, в частности, неэстетичного вида московской застройки, высказывает советник руководителя Москомнаследия Николай Переслегин в своем блоге на портале радиостанции «Эхо Москвы». В числе причин нынешнего кризиса архитектурной отрасли и возникновения некачественного новостроя Переслегин упоминает ориентацию на типовое строительство и вынужденный  уход целого поколения талантливых архитекторов в формотворчество, а также кризис в архитектурном образовании, пришедшийся на рубеж веков: «Что теперь можно сказать об архитектуре, которой стал «украшен» город Москва за последние 20 лет? Люди, не умеющие строить, которых плохо учили в институте, вдруг получили возможность самовыражаться в городе в неограниченных количествах. И именно такие постройки, не имеющие за собой никакой концептуальной или эстетической основы мы сегодня в большинстве случаев видим в городе Москве.  Архитектура – априори самое публичное искусство. Плохой художник может закрыться в мастерской и никому не показывать свои картины. Плод работы архитектора виден всем».

Упрекая проектировщиков в непрофессионализме, Переслегин отметает стандартные объяснения, в том числе и аргумент про давление заказчика: « Знаете, при Сталине, насколько я знаю, тоже с давлением было все в порядке, однако эта эпоха подарила городу и миру гениальных архитекторов. Таким образом, основным вопросом к качеству облика Москвы мне представляется именно мастерство архитекторов». Острые высказывания Переслегина дали богатую пищу для комментариев как сторонникам, так и противникам такой позиции. «Главная проблема архитектуры Москвы – что советской, что новой, российской –  полное пренебрежение к стилю и традиции оригинальной застройки. Пусть не оригинальной, но какого-то другого стиля хотя бы, – считает alex_obraztsov. –  В результате в центре, рядом со зданиями в стиле классицизма и модерна можно увидеть панельное сооружение 70-х и не пойми что, обшитое гранитом, построенное в 90-е или нулевые».  К этому добавляется еще и полное безвкусие: «Такое впечатление, что эстетика и практичность только для русских архитекторов являются понятиями не совместимыми. Тут автор прав –  не хватает образования. Но, черт возьми, как у человека, именующего себя архитектором, может не хватать вкуса?! Он либо есть, либо он отсутствует напрочь», – возмущается sntasket. «Как студент ИСФ скажу – архитекторов и инженеров уже давно разделили. Нынче архитекторов учат как дизайнеров (в русском смысле слова) и стилистов. Иногда такого нагородят – замаешься конструкции подбирать», –  объясняет причину застоя tatsuhi.

Помимо современного состояния дел в архитектуре и ее туманных перспектив в блогосфере  активно обсуждались проекты и постройки давно минувших дней. Сразу два юбилея – пятидесятилетие возведения столичного Кремлевского дворца съездов  и двадцатипятилетие с момента создания одной из первых градозащитных организаций – питерской «Группы Спасения», отстоявшей в 1986 году дом Дельвига на Владимирской площади, вызвали резонанс у интернет-пользователей. Большой фоторепортаж с юбилейного схода градозащитников, прошедшего 19 октября в Санкт-Петербурге, был опубликован в сообществе «Живого Города». Как оказалось, участников данной акции было бы куда больше, если бы  анонс этого мероприятия заблаговременно выложили в тематических сообществах.

Юбилей кремлевского Дворца съездов, тем временем, был встречен с гораздо меньшим единодушием. Напомним, что вызывающе модернистский периптер по проекту М.В. Посохина  был выстроен в самом сердце Кремля, на месте старого здания Оружейной палаты. В журнале synthart разгорелась дискуссия о том, насколько Дворцу удалось вписаться в существовавший ансамбль и насколько большую архитектурную ценность он собой представляет. «Лично мне кажется, что он там как корове седло. По-моему, совершенно бездарный сарай, который даже смешно было бы сравнивать с остальными сооружениями в Кремле», –  пишет про КДС valkam. «Не более сарай, чем казаковский Сенат или тоновский БКД, - парирует  автор поста. – Оттого, что на них наложен классицистический/псевдорусский декор, суть не меняется. Зданиям как таковым вообще присуща прямоугольная форма. КДС –  произведение модернизированного неоклассцизма и очень классное, надо сказать».  Достичь компромисса по этому поводу участникам спора так и не удалось.
zooming
На «Зодчестве»-2011. Фото: А.Мартовицкая
zooming
На «Зодчестве»-2011. Фото: А.Мартовицкая
zooming
Елена Гонсалес. Фото Архи.ру

20 Октября 2011

Лариса Романовская

Автор текста:

Лариса Романовская
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Клинкерная брусчатка Penter: универсальное решение для...
Природная естественность – вот главная характеристика эстетических качеств клинкерной брусчатки Penter. Действительно, она изготавливается из глины без добавления искусственных красителей, а потому всегда органично смотрится в любом ландшафте. В сочетании с лаконичной традиционной формой это позволяют применять ее для самого широкого спектра средовых разработок – от классицизирующих до новаторских.
Долина Муми-троллей
Компания «Новые Горизонты» представила тематические площадки, созданные по мотивам знаменитых историй Туве Янссон и при участии законных правообладателей: голубая башня, палатка, бревно-тоннель и другие чудеса Муми-Долины.
Секреты городского пейзажа
В творчестве известного архитектора-неоклассика Михаила Филиппова мансардные окна VELUX используются практически во всех проектах, начиная с его собственной квартиры и мастерской и заканчивая монументальными ансамблями в центре Москвы и Тюмени. Об умном применении мансардных окон и их связи с силуэтом городских крыш мастер дал развернутый комментарий порталу archi.ru.
Золотисто-медное обрамление
Откосы окон и входные порталы, обрамленные панелями из алюминия Sevalcon, завершают и дополняют архитектурный образ клубного дома «Долгоруковская 25», построенного в неорусском стиле рядом с колокольней Николая Чудотворца.
Как защитить деревянную мебель в доме и на улице: разновидности...
Деревянные изделия ручной работы не выходят из моды, а потому деревянную мебель используют как в интерьерах, так и для оборудования уличных зон отдыха. В этой статье расскажем, как подобрать оптимальный защитный состав для деревянных изделий.
Русское высотное
Последние несколько лет в России отмечены новой волной интереса к высотному строительству, не просто высокоплотному, а именно башням. Об одной из них известно, что ее высота будет 703 м, что вновь претендует на европейский рекорд. Но дело, конечно, не только в высоте – происходит освоение нового формата: башен на стилобате, их уже достаточно много. Делаем попытку систематизировать самые новые из построенных небоскребов и актуальные проекты.
Чувство города
Бизнес-парк «Ростех-Сити» построен на Северо-Западе Москвы. Разновысотная застройка, облицованная затейливым клинкерным кирпичом разнообразных миксов Hagemeister, придаёт архитектурному ансамблю гуманный масштаб традиционного города.
Великолепный дизайн каждой детали – Graphisoft выпускает...
Обновления версии отвечают пожеланиям пользователей и обеспечивают значительные улучшения при проектировании, визуализации, создании документации и совместной работе в Archicad, BIMx и BIMcloud, что делает Archicad 25 версией, как никогда прежде ориентированной на пользователя
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Кирпич Terca из Эстонии – доступная европейская эстетика
Эстонский кирпич соединяет в себе местные традиции и высокотехнологичное производство мирового уровня под маркой Wienerberger. Технические преимущества облицовочного кирпича Terca особенно ценны в нашем северном климате – благодаря им фасады не потеряют своих эстетических качеств, а постройки будут долговечными.
Прочные основы декора. Методы Hilti для крепления стеклофибробетона
Методы HILTI позволяют украшать фасад сложными объемными формами, в том числе карнизами, капителями, кронштейнами и узорными панелями из стеклофибробетона, отлично имитируя массивные элементы из натурального камня и штукатурки при сравнительно меньшем весе и стоимости.
Дайте ванной право быть главной!
Mix&Match – простой и понятный инструмент для создания «журнального» дизайна ванной комнаты. Воспользуйтесь концепцией от Cersanit с десятками комбинаций плитки и керамогранита разного формата, цвета и фактуры для трендовых интерьеров в разных стилях. Идеально подобранные миксы гармонично дополнят вашу идею и помогут сократить время на создание проекта.
Современная архитектура управления освещением
В понимании большинства людей управлять освещением – это включать, выключать свет и менять яркость светильников с помощью настенных выключателей или дистанционных пультов. Но управление освещением гораздо глубже и масштабнее, чем вы могли себе представить.
Чистота по-австрийски
Самоочищающаяся штукатурка на силиконовой основе Baumit StarTop – новое поколение штукатурок, сохраняющих фасады чистыми.
Кто самый зеленый
14 небоскребов из разных частей света, которые достраиваются или планируются к реализации: уже не такие высокие, но непременно энергоэффективные и поражающие воображение.
Сейчас на главной
Длинный дом
Общественный центр по проекту бюро smartvoll должен вернуть оживление в сердце австрийской деревни Гросвайкердорф.
Архитектура СССР: измерение общее и личное
Новая книга Феликса Новикова «Образы советской архитектуры» представляет собой подборку из 247 зданий, построенных в СССР, которые автор считает ключевыми. Коллекция сопровождается цитатами из текстов Новикова и других исследователей, а также очерками истории трех периодов советской архитектуры, написанными в жанре эссе и сочетающими объективность с воспоминаниями, личный взглядом и предположениями.
От импрессионизма до фотореализма
В галерее Catacomba в Малом Власьевском переулке до 29 сентября открыта выставка рисунков студентов МАРХИ. Преподаватели отбирали неформальные креативные работы разных направлений. Публикуем несколько рисунков с выставки.
Контекст и детали
Финалистов премии Стерлинга-2021, британского «здания года», объединяет внимание к деталям и контексту – как и претендентов на награды RIBA за лучшие жилье и малый проект начинающего архитектора. Публикуем все три «коротких списка».
От ЗИМа до -изма
В Самаре 13 сентября торжественно, в сопровождении перформанса, спонсированного Сбербанком, была презентована общественности реставрация здания фабрики-кухни, нового филиала Третьяковской галереи. Вашему вниманию – репортаж о промежуточных, но уже вполне значительных, результатах реставрации памятника авангарда.
Печатные, но наполовину
В Техасе выставили на продажу дома, возведенные при помощи 3D-принтера. Приобрести высокотехнологичное жилище можно за 745 000 долларов.
Шкала времени Кумертау
Проект-победитель конкурса Малых городов: с помощью малых форм архитекторы рассказывают историю возникшего на буроугольном разрезе поселения, активируют центральную улицу и готовят почву для насыщенной социальной жизни.
Дерево живет и регулярно побеждает
Невзирая на вирусы и прочих короедов современная русская деревянная архитектура демонстрирует чудеса выживаемости. Определен шорт-лист премии АРХИWOOD – 12-й по счету. Куратор премии Николай Малинин представляет финалистов.
Buena vista
Проект частного дома в Подмосковье архитектор Роман Леонидов назвал Buena Vista, то есть хороший вид по-испански. И действительно, великолепный вид откроется не только из дома с бельведером, стоящего на возвышении, но и сама вилла на холме предназначена для созерцания из партера парка. В общем, буэна виста и бельведер, с какой стороны ни посмотреть.
Кирпичный текстиль
На фасадах офисного здания по проекту Make Architects в Солфорде – кирпичная кладка, имитирующая традиционные для этого города ткани.
Большая Астрахань live
Гибкое улучшение связности территорий, развитие полицентричности, улучшение качества жизни, экологичные инновации – все эти решения проекта-победителя конкурса на мастер-план Астраханской агломерации, разработанного консорциумом под руководством Института Генплана Москвы, основаны на синтезе профессиональных аналитических инструментов, позволяющих оценивать последствия решений в динамике, и общения с жителями города.
Архив архитектуры
В Музее архитектуры открылась выставка «Профессия – реставратор», первая из экспозиций, приуроченных к будущему юбилею. Нетрадиционная тема позволяет показать работу не самых заметных, но очень важных для музея людей – тех, кто восстанавливает предметы и готовит их к хранению и показу.
Вода для жизни
Пятый, а значит юбилейный по счету форум «Среда для жизни» прошел в Нижнем Новгороде сразу после юбилейных торжеств, посвященных 800-летию города, и стал, в сущности, частью празднования. В то же время среди показанных проектов лидировали решения, связанные с временно затопляемыми территориями, что можно признать одной из актуальных тенденций нашего времени.
Градсовет Петербурга 8.09.2021
Градсовет рассмотрел новый вариант перестройки станции метро «Фрунзенская»: проект от московских архитекторов, Единый диспетчерский центр и противоречивый традиционализм.
Медовая горка
Проект-победитель конкурса Малых городов для города Куртамыш: террасированный парк, который дает возможность по-новому проводить досуг
Традиции орнамента
На фасаде павильона для собраний по проекту OMA при синагоге на Уилшир-бульваре в Лос-Анджелесе – узор, вдохновленный оформлением ее исторического купола.
Кочевники и пряности
Два проекта павильона ресторана катарской кухни, который мог появиться в Экспофоруме: не отработанный в Петербурге формат временной архитектуры, способный пропустить в город более смелые решения.
Магистры ЯГТУ 2021: «Тени забытых предков»
Работы выпускников кафедры архитектуры Ярославского государственного технического университета: анализ сталинской архитектуры, возвращение к жизни города-призрака, актуализация советских гаражей и маршрут по исправительно-трудовому лагерю.
Домики в кронах
Свайные гостевые домики по проекту бюро aoe обеспечивают постояльцам близость к природе и уединение.
Дерево с удостоверением
Объявлены финалисты премии за постройки из сертифицированной древесины WAF 2021. Среди них: самое крупное CLT-здание в США, микро-библиотека в Индонезии, офисный комплекс в Сиднее и киоск в Гонконге.
Химические реакции
Проект-победитель конкурса Малых городов раскрывает многогранность Щекино: в нем нашлось место Анне Карениной и Игорю Талькову, космонавтам и шахтерам, равно как и богатой природе тульского края, безбарьерной среде и разным видам досуга.
Диалектический манифест
Высотный ЖК MOD, строительство которого начато в Марьиной роще рядом с территорией, на которой запланирована штаб-квартира РЖД, откликается на «центральный» контекст будущего городского окружения и в то же время позиционируется авторами как «манифест модернистских минималистичных принципов в архитектуре».