Яркий дом для театрального творчества

12 июня в день России состоялось торжественное открытие только что построенного учебного театра российской академии театрального искусства «ГИТИС». Строительство театра, ранее затянувшееся на шесть лет, все же было завершено сейчас несмотря на кризис, и студенты ГИТИСа ждут – не дождутся нового учебного года, чтобы переселиться в это неожиданно яркое и образное здание.

mainImg
Проект:
Интерьеры учебного театра Российской Академии Театрального Искусства «ГИТИС»
Россия, Москва, ул.Пилюгина, вл.4-6

Авторский коллектив:
А.А.Асадов, М.М.Асадова, А.И.Санду, М.В.Хромова при участии: К.В.Славина, И.В.Овчинников, А.О.Мурашко

2007 — 2008 / 2008 — 2009

заказчик: Российская академия театрального искусства «ГИТИС»

Учебный театр имеет мало общего с театром в общепринятом понимании. Это в первую очередь школа, творчество, студенческая жизнь и только уже потом готовые театральные представления, как итог всех других творческих процессов, которые здесь происходят. Поэтому перед архитектором, проектирующим такое здание, стоит сложная задача – создать вместилище для творческой энергии будущих режиссеров и актеров, а может быть, даже простимулировать ее, но ни в коем случае не ограничиться «коробкой», которая бы подавляла и угнетала прекрасные порывы студенческой души.

Проект учебного театра «ГИТИС» был создан еще в 2002 году в «Моспроекте-4». В треугольный по форме участок, примыкающий к двум оживленным улицам – Гарибальди и Академика Пилюгина – вписано здание, напоминающее корабль с острым носом  и кормой. Фасад здания, выходящий на улицу, представляет собой глухую стену с редкими узкими прямоугольниками окон, похожими на прерывистую пунктирную линию. С обратной стороны здание выходит на небольшую пешеходную улочку, которая, по замыслу архитекторов, должна превратиться в аналог Арбата. Плотная оболочка с этой стороны прерывается абсолютно прозрачной стеклянной стеной, раскрывающей внутреннее пространство центрального атриума.

Мы живем в эпоху автомобилей и сверхмасштабов, и современная архитектура обязана с этим считаться. Человеческий масштаб уже давно не является определяющей величиной  архитектурного сооружения, а восприятие последнего зачастую происходит из окон движущегося автомобиля. Расположение театра «ГИТИС» на пересечении двух автомобильных дорог с узким пешеходным тротуаром стало определяющим фактором для фасадов, выходящих на эту сторону улицы. Обтекаемость, рисунок из цветных панелей разных оттенков зеленого, наслоение отдельных элементов фасада и четкая горизонтальная направленность – все это создает ощущение нарастающей скорости движения здания вдоль улицы, вторящего движению автомобилей и несоизмеримого со скоростью пешеходов. Для посетителей учебного театра, возможно, даже будет забавно попытаться запрыгнуть в этот корабль «на полном ходу», воспользовавшись проемом главного входа, который выглядит так, как будто бы он «случайно» появился в плоскости глухого фасада.

С тыльной стороны, где организована пешеходная улица, здание изменяется до неузнаваемости. Горизонтальный ритм сменяется вертикальным, который задан портиком из цветных колонн, каменная неприступность – прозрачностью стекла разных оттенков, а на смену «подражания» автомобилю приходит «очеловеченная» архитектура. Оболочка здания начинает играть с человеком в ассоциации: хаотично появляются выступающие из фасада объемы, разноцветные колонны разбросаны по фасаду, как цветные мелки, высыпавшиеся из коробки. Такое пространство, насыщенное образами и перекликающееся с творческой направленностью ГИТИСа,  должно стать «тусовочным местом», где в свободное время и теплую погоду будут собираться студенты.

Интерьеры центрального атриума, зрительного и большого репетиционного зала, выполненные архитектурной мастерской А.А.Асадова, непосредственно перекликаются с внешней оболочкой здания. Яркое цветовое решение стен, сопоставление вертикального и горизонтального ритмов перил, встречающиеся изредка цветные колонны – все это отсылает к декоративным решениям фасада. Самым эффектным приемом, подхваченным архитекторами для  интерьера, стали светящиеся в темноте узкие полоски окон глухого фасада, которые были взяты за основу светового оформления интерьера.
Внутри здание учебного театра разделено на две зоны центральным атриумом с галереями на втором и третьем этажах. С одной стороны от атриума сосредоточены помещения для репетиций, с другой находятся зрительный зал на 300 мест и гостиница для гастролирующих трупп, которая вынесена  отдельным объемом из здания в виде моста, перекинутого через пешеходный «Арбат».

Два больших зала – зрительный и репетиционный, фланкируют центральный атриум, образуя сознательно противопоставленные друг другу пространства. Репетиционный зал внутри отделан светлым деревом, а в атриум он выходит глухими черными стенами. Зрительный зал – как будто вывернутое пространство репетиционного зала, он черный внутри и светлый снаружи. Один из авторов проекта Андрей Асадов сравнивает эти два зала со шкатулками, в «черной шкатулке» происходит творческий процесс с непредсказуемым результатом, а в «деревянной» – результат торжественно раскрывается публике.

Свет в интерьере театра играет главную роль, заставляя архитектурные формы жить и играть, как актеров. Узкие пунктирные линии света, в лучших традициях Даниэля Либескинда, прорезают пол первого этажа театра, намечая хаотичную траекторию движения посетителей. Эти линии света из внутреннего пространства вырываются наружу, объединяя интерьер с общественной территорией вокруг здания.

Световое оформление коснулось не только пола, но и потолка, стен и мебели, встроенной в интерьер. Так в главном атриуме и фланкирующих его двух симметричных входах с потолка свисают люстры в виде светящихся сосулек, которые совместно с линиями на полу вторят горизонтально-вертикальному ритму перил галерей. Светящиеся «сосульки» подвешены в таком порядке, что создают ощущение падающего светового потока, четко разделенного на отдельные световые лучи. В центральном атриуме падающий с потолка поток света находит продолжение в медийной стене, которая представляет собой металлические жалюзи, наложенные на узкие полоски зеркал с разноцветной подсветкой. Медийно оформлена внешняя стена «черной шкатулки», эту стену можно понять не только как главный выразительный элемент интерьера, но и символ проблеска мысли и постоянного движения творческой энергии. Вертикальный ритм светильников-«сосулек» и медийной стены вступает во взаимодействие с горизонтальным ритмом подсветки галерей третьего яруса и барной стойки длиной двадцать шесть метров.

Внутри «деревянной шкатулки», которая является зрительным залом, боковые стены также оформлены световыми элементами. Сами стены представляют собой черные прямоугольные панели, наложенные на основную, такую же черную, стену. Из-под прямоугольников, соединенных в молниеподобные рисунки, выбивается голубоватый свет, который очерчивает их по периметру и делает основной фон стены глубокого синего цвета.

Принадлежность театра ГИТИСу обозначает эмблема института, венчающая торец гостиничного блока, выходящего и возвышающегося над фасадом здания по улице Гарибальди. По словам Андрея Асадова, эмблему пришлось немного подкорректировать, сделав графичнее и заключив в двойную треугольную раму. Осовремененная эмблема должна соответствовать новому современному зданию учебного театра, выполненному с применением самых современных театральных технологий.

Действительно, новый театр «ГИТИС» – это учебный корпус для необычных студентов, которые учатся создавать творческий процесс и в него быть включенными. Архитектурно здание очень точно отражает это назначение. Студенты, которые пришли на открытие театра, были приятно удивлены его пространством. Для них было открытием, что студенческий театр может быть таким ярким, образным, созвучным их творческим импульсам. Студенты, а не мы, должны быть критиками этого здания, ведь им в этом учебном театре почти жить.

Интерьеры учебного театра Российской Академии Театрального Искусства «ГИТИС» © Архитектурное бюро Асадова
Интерьеры учебного театра Российской Академии Театрального Искусства «ГИТИС» © Архитектурное бюро Асадова
Интерьеры учебного театра Российской Академии Театрального Искусства «ГИТИС» © Архитектурное бюро Асадова
Интерьеры учебного театра Российской Академии Театрального Искусства «ГИТИС» © Архитектурное бюро Асадова
Интерьеры учебного театра Российской Академии Театрального Искусства «ГИТИС» © Архитектурное бюро Асадова
Интерьеры учебного театра Российской Академии Театрального Искусства «ГИТИС» © Архитектурное бюро Асадова
Интерьеры учебного театра Российской Академии Театрального Искусства «ГИТИС» © Архитектурное бюро Асадова
Интерьер фойе
Интерьер атриума
zooming
zooming
Интерьеры учебного театра Российской Академии Театрального Искусства «ГИТИС» © Архитектурное бюро Асадова
Проект:
Интерьеры учебного театра Российской Академии Театрального Искусства «ГИТИС»
Россия, Москва, ул.Пилюгина, вл.4-6

Авторский коллектив:
А.А.Асадов, М.М.Асадова, А.И.Санду, М.В.Хромова при участии: К.В.Славина, И.В.Овчинников, А.О.Мурашко

2007 — 2008 / 2008 — 2009

заказчик: Российская академия театрального искусства «ГИТИС»

01 Июля 2009

Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Все в школу
Проектируя школу на 1500 учеников в районе Новоселье, архитектурная мастерская Юсупова подошла к зданию как к общественной и пространственной доминанте. Ее объемы отражают функцию и реагируют на градостроительные оси, а центр прикладных искусств и спорткомплекс доступны не только детям, но и взрослым жителям квартала.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Золото юго-запада
Клубный дом Full House, реализация которого недавно завершилась на проспекте Вернадского рядом с метро «Юго-Западная» – это «клубный дом бизнес-класса». Здесь много роскоши: в отделке интерьеров преобладает золотистая латунь и диковинные мраморные рисунки, на фасадах – укрупненные элементы декора. А вот объемное построение дом заимствовал в поисках модернистов – может быть, даже у архитекторов, застраивавших юго-запад в 1970-е.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Вишневая фабрика
Мастерская PROJECTLIFE разработала проект реконструкции дома культуры в городе Уварово для размещения производства энергосберегающих полиуретановых изделий. Смену функции архитекторы маркируют более динамичной композицией, соответствующей технологии перепланировкой, а также кирпичной облицовкой. Также проект предполагает использование принципов устойчивого строительства.
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.