01.07.2009

Яркий дом для театрального творчества

12 июня в день России состоялось торжественное открытие только что построенного учебного театра российской академии театрального искусства «ГИТИС». Строительство театра, ранее затянувшееся на шесть лет, все же было завершено сейчас несмотря на кризис, и студенты ГИТИСа ждут – не дождутся нового учебного года, чтобы переселиться в это неожиданно яркое и образное здание.

информация:

Интерьеры учебного театра Российской Академии Театрального Искусства «ГИТИС» © Архитектурное бюро Асадова
Интерьеры учебного театра Российской Академии Театрального Искусства «ГИТИС» © Архитектурное бюро Асадоваоткрыть большое изображение

Учебный театр имеет мало общего с театром в общепринятом понимании. Это в первую очередь школа, творчество, студенческая жизнь и только уже потом готовые театральные представления, как итог всех других творческих процессов, которые здесь происходят. Поэтому перед архитектором, проектирующим такое здание, стоит сложная задача – создать вместилище для творческой энергии будущих режиссеров и актеров, а может быть, даже простимулировать ее, но ни в коем случае не ограничиться «коробкой», которая бы подавляла и угнетала прекрасные порывы студенческой души.

Проект учебного театра «ГИТИС» был создан еще в 2002 году в «Моспроекте-4». В треугольный по форме участок, примыкающий к двум оживленным улицам – Гарибальди и Академика Пилюгина – вписано здание, напоминающее корабль с острым носом  и кормой. Фасад здания, выходящий на улицу, представляет собой глухую стену с редкими узкими прямоугольниками окон, похожими на прерывистую пунктирную линию. С обратной стороны здание выходит на небольшую пешеходную улочку, которая, по замыслу архитекторов, должна превратиться в аналог Арбата. Плотная оболочка с этой стороны прерывается абсолютно прозрачной стеклянной стеной, раскрывающей внутреннее пространство центрального атриума.

Мы живем в эпоху автомобилей и сверхмасштабов, и современная архитектура обязана с этим считаться. Человеческий масштаб уже давно не является определяющей величиной  архитектурного сооружения, а восприятие последнего зачастую происходит из окон движущегося автомобиля. Расположение театра «ГИТИС» на пересечении двух автомобильных дорог с узким пешеходным тротуаром стало определяющим фактором для фасадов, выходящих на эту сторону улицы. Обтекаемость, рисунок из цветных панелей разных оттенков зеленого, наслоение отдельных элементов фасада и четкая горизонтальная направленность – все это создает ощущение нарастающей скорости движения здания вдоль улицы, вторящего движению автомобилей и несоизмеримого со скоростью пешеходов. Для посетителей учебного театра, возможно, даже будет забавно попытаться запрыгнуть в этот корабль «на полном ходу», воспользовавшись проемом главного входа, который выглядит так, как будто бы он «случайно» появился в плоскости глухого фасада.

С тыльной стороны, где организована пешеходная улица, здание изменяется до неузнаваемости. Горизонтальный ритм сменяется вертикальным, который задан портиком из цветных колонн, каменная неприступность – прозрачностью стекла разных оттенков, а на смену «подражания» автомобилю приходит «очеловеченная» архитектура. Оболочка здания начинает играть с человеком в ассоциации: хаотично появляются выступающие из фасада объемы, разноцветные колонны разбросаны по фасаду, как цветные мелки, высыпавшиеся из коробки. Такое пространство, насыщенное образами и перекликающееся с творческой направленностью ГИТИСа,  должно стать «тусовочным местом», где в свободное время и теплую погоду будут собираться студенты.

Интерьеры центрального атриума, зрительного и большого репетиционного зала, выполненные архитектурной мастерской А.А.Асадова, непосредственно перекликаются с внешней оболочкой здания. Яркое цветовое решение стен, сопоставление вертикального и горизонтального ритмов перил, встречающиеся изредка цветные колонны – все это отсылает к декоративным решениям фасада. Самым эффектным приемом, подхваченным архитекторами для  интерьера, стали светящиеся в темноте узкие полоски окон глухого фасада, которые были взяты за основу светового оформления интерьера.
Внутри здание учебного театра разделено на две зоны центральным атриумом с галереями на втором и третьем этажах. С одной стороны от атриума сосредоточены помещения для репетиций, с другой находятся зрительный зал на 300 мест и гостиница для гастролирующих трупп, которая вынесена  отдельным объемом из здания в виде моста, перекинутого через пешеходный «Арбат».

Два больших зала – зрительный и репетиционный, фланкируют центральный атриум, образуя сознательно противопоставленные друг другу пространства. Репетиционный зал внутри отделан светлым деревом, а в атриум он выходит глухими черными стенами. Зрительный зал – как будто вывернутое пространство репетиционного зала, он черный внутри и светлый снаружи. Один из авторов проекта Андрей Асадов сравнивает эти два зала со шкатулками, в «черной шкатулке» происходит творческий процесс с непредсказуемым результатом, а в «деревянной» – результат торжественно раскрывается публике.

Свет в интерьере театра играет главную роль, заставляя архитектурные формы жить и играть, как актеров. Узкие пунктирные линии света, в лучших традициях Даниэля Либескинда, прорезают пол первого этажа театра, намечая хаотичную траекторию движения посетителей. Эти линии света из внутреннего пространства вырываются наружу, объединяя интерьер с общественной территорией вокруг здания.

Световое оформление коснулось не только пола, но и потолка, стен и мебели, встроенной в интерьер. Так в главном атриуме и фланкирующих его двух симметричных входах с потолка свисают люстры в виде светящихся сосулек, которые совместно с линиями на полу вторят горизонтально-вертикальному ритму перил галерей. Светящиеся «сосульки» подвешены в таком порядке, что создают ощущение падающего светового потока, четко разделенного на отдельные световые лучи. В центральном атриуме падающий с потолка поток света находит продолжение в медийной стене, которая представляет собой металлические жалюзи, наложенные на узкие полоски зеркал с разноцветной подсветкой. Медийно оформлена внешняя стена «черной шкатулки», эту стену можно понять не только как главный выразительный элемент интерьера, но и символ проблеска мысли и постоянного движения творческой энергии. Вертикальный ритм светильников-«сосулек» и медийной стены вступает во взаимодействие с горизонтальным ритмом подсветки галерей третьего яруса и барной стойки длиной двадцать шесть метров.

Внутри «деревянной шкатулки», которая является зрительным залом, боковые стены также оформлены световыми элементами. Сами стены представляют собой черные прямоугольные панели, наложенные на основную, такую же черную, стену. Из-под прямоугольников, соединенных в молниеподобные рисунки, выбивается голубоватый свет, который очерчивает их по периметру и делает основной фон стены глубокого синего цвета.

Принадлежность театра ГИТИСу обозначает эмблема института, венчающая торец гостиничного блока, выходящего и возвышающегося над фасадом здания по улице Гарибальди. По словам Андрея Асадова, эмблему пришлось немного подкорректировать, сделав графичнее и заключив в двойную треугольную раму. Осовремененная эмблема должна соответствовать новому современному зданию учебного театра, выполненному с применением самых современных театральных технологий.

Действительно, новый театр «ГИТИС» – это учебный корпус для необычных студентов, которые учатся создавать творческий процесс и в него быть включенными. Архитектурно здание очень точно отражает это назначение. Студенты, которые пришли на открытие театра, были приятно удивлены его пространством. Для них было открытием, что студенческий театр может быть таким ярким, образным, созвучным их творческим импульсам. Студенты, а не мы, должны быть критиками этого здания, ведь им в этом учебном театре почти жить.

открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
Интерьеры учебного театра Российской Академии Театрального Искусства «ГИТИС» © Архитектурное бюро Асадова
Интерьеры учебного театра Российской Академии Театрального Искусства «ГИТИС» © Архитектурное бюро Асадоваоткрыть большое изображение
Интерьеры учебного театра Российской Академии Театрального Искусства «ГИТИС» © Архитектурное бюро Асадова
Интерьеры учебного театра Российской Академии Театрального Искусства «ГИТИС» © Архитектурное бюро Асадоваоткрыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
Интерьеры учебного театра Российской Академии Театрального Искусства «ГИТИС» © Архитектурное бюро Асадова
Интерьеры учебного театра Российской Академии Театрального Искусства «ГИТИС» © Архитектурное бюро Асадоваоткрыть большое изображение
Интерьеры учебного театра Российской Академии Театрального Искусства «ГИТИС» © Архитектурное бюро Асадова
Интерьеры учебного театра Российской Академии Театрального Искусства «ГИТИС» © Архитектурное бюро Асадоваоткрыть большое изображение
Интерьеры учебного театра Российской Академии Театрального Искусства «ГИТИС» © Архитектурное бюро Асадова
Интерьеры учебного театра Российской Академии Театрального Искусства «ГИТИС» © Архитектурное бюро Асадоваоткрыть большое изображение
Интерьеры учебного театра Российской Академии Театрального Искусства «ГИТИС» © Архитектурное бюро Асадова
Интерьеры учебного театра Российской Академии Театрального Искусства «ГИТИС» © Архитектурное бюро Асадоваоткрыть большое изображение
Интерьеры учебного театра Российской Академии Театрального Искусства «ГИТИС» © Архитектурное бюро Асадова
Интерьеры учебного театра Российской Академии Театрального Искусства «ГИТИС» © Архитектурное бюро Асадоваоткрыть большое изображение
Интерьер фойе
Интерьер фойеоткрыть большое изображение
Интерьер атриума
Интерьер атриумаоткрыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
Интерьеры учебного театра Российской Академии Театрального Искусства «ГИТИС» © Архитектурное бюро Асадова
Интерьеры учебного театра Российской Академии Театрального Искусства «ГИТИС» © Архитектурное бюро Асадоваоткрыть большое изображение

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Антон Надточий
  • Антон Лукомский
  • Иван Кожин
  • Вера Бутко
  • Никита Явейн
  • Сергей Переслегин
  • Всеволод Медведев
  • Магда Кмита
  • Наталья Сидорова
  • Владимир Плоткин
  • Тотан Кузембаев
  • Зураб Басария
  • Сергей Скуратов
  • Антон Яр-Скрябин
  • Александр Асадов
  • Андрей Гнездилов
  • Александр Попов
  • Валерия Преображенская
  • Павел Андреев
  • Левон Айрапетов
  • Илья Уткин
  • Константин Ходнев
  • Олег Шапиро
  • Олег Карлсон
  • Андрей Романов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Юлий Борисов
  • Карен Сапричян
  • Олег Мединский
  • Андрей Асадов
  • Сергей Чобан
  • Юлия Тряскина
  • Валерий Лукомский
  • Владимир Биндеман
  • Александр Бровкин
  • Наталия Шилова
  • Александр Скокан
  • Станислав Белых
  • Никита Бирюков
  • Екатерина Грень
  • Даниил Лоренц
  • Евгений Герасимов
  • Лукаш Качмарчик
  • Игорь Шварцман
  • Алексей Иванов
  • Сергей  Орешкин
  • Петр Фонфара
  • Полина Воеводина
  • Сергей Труханов
  • Михаил Канунников
  • Роман Леонидов
  • Дмитрий Ликин
  • Владимир Ковалёв
  • Александра Кузьмина
  • Шимон Матковски
  • Илья Машков
  • Дмитрий Васильев
  • Николай Переслегин
  • Георгий Трофимов
  • Анатолий Столярчук
  • Екатерина Кузнецова
  • Никита Токарев
  • Магда Чихонь
  • Николай Миловидов
  • Арсений Леонович
  • Алексей Гинзбург
  • Сергей Кузнецов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Wing House
  • Модернизация и ребрендинг ТЦ «Пятая Авеню»
  • Станция метро «Удельная»
  • Центральный дом предпринимателя на Покровке
  • Реконструкция кинотеатра «Витязь»
  • Конкурсный проект реновации типографии Сытина под комплекс квартир и апартаментов премиум-класса
  • Конкурсный проект реновации первой образцовой типографии
  • Конкурсный проект реновации Первой образцовой типографии
  • Реконструкция кинотеатра «Восход»

Технологии:

21.12.2017

Финт фасада

Благодаря фасадным кассетам Gradas исторический Центральный стадион в Екатеринбурге превратился в «Екатеринбург-Арену», где пройдут матчи Чемпионата мира по футболу-2018.
AkzoNobel , GRADAS , «Юкон Инжиниринг», Dulux
14.12.2017

«Рябь на воде»

Металлические панели от «ТехноДекорСтрой» имитируют водную поверхность, превращая любое здание в арт-объект, а интерьер – в живое и динамичное пространство.
ТехноДекорСтрой
другие статьи