Паоло Дезидери – римский архитектор, глава бюро «Studio ABDR Architetti Associati», а также профессор отделения архитектурного проектирования и урбанистики архитектурного факультета университета в Пескара. Он преподавал во многих местах: в Беркли, в Штутгарте и в Дессау. Параллельно с архитектурной практикой и преподаванием Дезидери выступает в роли архитектурного критика, автора статей и книг об архитектуре, а также руководит тремя архитектурными журналами.
Темой для своего выступления Паоло Дезидери выбрал проекты, в которых сосуществуют традиции и новаторство. По его глубокому убеждению, они не конфликтуют друг с другом, это две стороны одной медали. Если мы попытаемся сохранить город, ничего не трогая, он превратиться в музей, в пародию на самого себя. В качестве примера можно привести Венецию, город, наполненный туристами со всего мира. Архитектор не видит разницы между Венецией, Дисней-лэндом и Лас-Вегасом.
Паоло Дезидери работает в Риме, городе с почти трехтысячелетней историей и наслоениями разных эпох, поэтому для него особенно близка тема переплетения традиций и архитектурной эстетики сегодняшнего дня.
Так, Дезидери создал проект расширения Выставочного дворца в Риме. Новая часть представляет собой абсолютно стеклянную оранжерею, нависшую над телом старого здания дворца. В этом проекте использована конструкция, на которой подвешен стеклянный параллелепипед, что обеспечивает ему легкость и прозрачность. А ночью, когда включается свет внутри стеклянного объема, он становится огромным светильником городского масштаба.
Технологию подвешивания Дезидери использовал в еще одной римской постройке – новом железнодорожном вокзале для скоростных поездов. Здесь приподнятость над землей выполняет более практическую функцию – погашение вибрации от движения поездов. Всего запланировано построить 25 железнодорожных путей, которые сверху накроет огромное по площади здание, напоминающее положенный набок небоскреб.
Здание концертного зала во Флоренции – один из последних проектов мастерской Паоло Дезидери. Его фасад состоит из волнистых каменных лент, которые вплетаются друг в друга и создают фактурный фасад для абсолютно геометричного объема. Поскольку здание должно функционировать как концертный зал, акустика в нем должна быть идеальная. Дезидери использовал так называемую мюнхенскую акустическую систему, которая также работает в Большом театре в Москве.
Во время своего выступления Паоло Дезидери не раз повторял, что город должен развиваться, нельзя его законсервировать, иначе он превратится в музей. Но на вопрос из зала, как он относится к тому, что в Москве в последние годы было уничтожено около четырехсот памятников архитектуры, ответил, что в этом случае архитекторы должны бороться с властями.