Автор текста:
В.Б. Бесолов

Исследователи армянской архитектуры: VI. Анатолий Леопольдович Якобсон (1906–1984)

0 Известный историк-медиевист и археолог, доктор исторических наук Анатолий Леопольдович Якобсон (22.08.1906 – 3.08.1984), был крупным знатоком культуры и быта средневекового Херсонеса и исследователем архитектуры стран восточно-христианского и византийского ареала. В 1929 году А.Л. Якобсон окончил ЛГУ и в следующем году поступил в Институт истории материальной культуры АН СССР.

Молодой археолог много времени А. Л. Якобсон уделял исследованию истории и культуры Крыма, преимущественно средневекового Херсонеса. Научные интересы А.Л. Якобсона были также сосредоточены на постижении историко-культурного наследия Кавказской Албании (гл. образом территория Азербайджана).

Однако наряду с научными разысканиями по Крыму, Агвании А.Л. Якобсон принял участие в двух больших экспедициях в Армении: в 1929г. по поручению И. А. Орбели обмерял, описывал, фотографировал памятники архитектуры, а в 1936 г. трудился на раскопках замка Анберд, вникая в архитектурную структуру замка. Фактически А.Л. Якобсона одновременно и неустанно трудился в двух основных направлениях – это история и культура средневекового Крыма и история архитектуры и искусства средневековой Армении. Предметом доклада являются арменоведческие интересы ученого по Армении.

Несмотря на то, что А.Л. Якобсон с 1929 года вникал в осмысление архитектурно-художественного наследия средневековой Армении, первые его статьи стали появляться после окончания Второй мировой войны, с 1946г. Он опубликовал серию статей по истории армянской архитектуры: о монастырских ансамблях (Гандзасар, Агарцин, Татев, Мшкаванк, Хоракерт и др.), статьи о малоизвестных памятниках архитектуры (церквях в Байсызе, Бюракане, Дыгере, Воскепаре, Сагмосаванке и др.). Значительно позже им опубликованы две статьи о памятниках армянской архитектуры в Крыму.
По истечении четырех лет после издания монографии Н.М. Якобсона – первой книги по истории армянской архитектуры на русском языке, в 1950 г. была издана книга А.Л. Якобсона «Очерк истории зодчества Армении V—XVII веков», в которой дана картина последовательного развития армянской архитектуры на протяжении более тысячи лет.

По мнению автора этих строк, книга А.Л. Якобсона значительно уступает сугубо архитектуроведческому исследованию Н.М. Токарского. Профессия археолога всецело отразилась на его обобщающем исследовании: в книге А.Л. Якобсона памятники армянского зодчества всего лишь рассматриваются в историческом контексте средневековой Армении. Быть может, поэтому за исключением специалиста по армянской миниатюре Т.А. Измайловой, ни один российский или армянский историк архитектуры не опубликовал рецензию на выход новой книги по архитектуре средневековой Армении на русском языке.

В 1984 году вышла в свет брошюра А.Л. Якобсона «Сагмосаванк», дополнительный тираж издан в 1986 году. Несколько раз публиковалась статья о Гандзасарском монастыре. Три статьи опубликованы по армянским хачкарам, в них превалирует не систематика, не искусствоведческий анализ, а описательное представление историко-художественного явления.
С начала 1970-х годов А.Л. Якобсон приступил к осмыслению путей и направлений развития средневековой архитектуры срединной Евразии. Он глубоко вникал в историю зодчества Византии, Сирии, Месопотамии, Малой Азии, Болгарии, Армении, Грузии, Кавказской Албании, Азербайджана, Средней Азии и Казахстана. Особенно его интересовали вопросы периодизации архитектуры и хронологии памятников зодчества, выявления взаимных связей и отношений в архитектуре указанных стран, определения исторических закономерностей и художественных особенностей формирования и развития архитектурных морфотипов мемориальных и культовых сооружений, выявления взаимоотношений национальных школ и их специфических особенностей.

К числу научных заслуг следует отнести объективность в обстоятельных рецензиях на статьи и книги. Достаточно ознакомиться с его полемикой по отношению к умозрительным концепциям Г.Н. Чубинашвили, Л.Д. Рчеулишвили, П.П. Закарая и других грузинских историков архитектуры и искусства. В полемике он аргументировано критиковал труды ученых, в которых искажались историко-художественные явления.

Трудно отказать А.Л. Якобсону в преданности петербургской научной школе Н.Я. Марра и И.А. Орбели – основоположников научного кавказоведения.

10 Июня 2019

Автор текста:

В.Б. Бесолов
Похожие статьи
Технологии и материалы
Шесть общественных комплексов, реализованных с применением...
Технологии КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® давно завоевали признание в отечественной строительной отрасли. Особенно в области общественных зданий, к которым предъявляются особые требования по безопасности, огнестойкости, вандалоустойчивости. При этом, технологии «сухого строительства» значительно сокращают монтажные работы.
Кирпич плюc: с чем дружит кладка
С какими материалами стоит сочетать кирпич, чтобы превратить здание в архитектурное событие? Отвечаем на вопрос, рассматривая знаковые дома, построенные в Петербурге при участии компании «Славдом».
Pipe Module: лаконичные световые линии
Новинка компании m³light – модульный светильник из ударопрочного полиэтилена. Из такого светильника можно составлять различные линии, подчеркивая архитектуру пространства
Быстро, но красиво
Ведущий производитель стеновых ограждающих конструкций группа компаний «ТехноСтиль» выпустила линейку модульных фасадов Urban, которые можно использовать в городской среде.
Быстрый монтаж, высокие технические показатели и новый уровень эстетики открывают больше возможностей для архитекторов.
Фактурная единица
Завод «Скрябин Керамикс» поставил для жилого комплекса West Garden, спроектированного бюро СПИЧ, 220 000 клинкерных кирпичей. Специально под проект был разработан новый формат и цветовая карта. Рассказываем о молодом и многообещающем бренде.
Чувство плеча
Конструкция поручней DELABIE из серии Nylon Clean дает маломобильным людям больше легкости в передвижениях, а специальное покрытие обладает антибактериальными свойствами, которые сохраняются на протяжении всего срока эксплуатации.
Красный кирпич от брутализма до постмодернизма
Вместе с компанией BRAER вспоминаем яркие примеры применения кирпича в архитектуре брутализма – направления, которому оказалось под силу освежить восприятие и оживить эмоции. Его недавний опыт доказывает, что самый простой красный кирпич актуален.
Может быть даже – более чем.
Стекло для СБЕРа:
свобода взгляда
Компания AGC представляет широкую линейку архитектурных стекол, которые удовлетворяют современным требованиям к энергоэффективности, и при этом обладают превосходными визуальными качествами. О продуктах AGC, которые бывают и эксклюзивными, на примере нового здания Сбербанк-Сити, где были применены несколько видов премиального стекла, в том числе разработанного специально для этого объекта
Искусство быть невидимым
Архитекторы Александра Хелминская-Леонтьева, Ольга Сушко и Павел Ладыгин делятся с читателями своим опытом практики применения новаторских вентиляционных решеток Invisiline при проектировании современных интерьеров.
«Донские зори» – 7 лет на рынке!
Гроссмейстерские показатели российского производителя:
93 вида кирпича ручной формовки, годовой объем – 15 400 000 штук,
морозостойкость и прочность – выше европейских аналогов,
прекрасная логистика и – уже – складская программа!
А также: кирпичи-лидеры продаж и эксклюзив для особых проектов
Дома из Porotherm
на Open Village 2022
Компания Wienerberger приглашает посетить выставку
Open Village с 16 по 31 июля
в коттеджном поселке «Тихие Зори» в Подмосковье. Этим летом вы сможете увидеть 22 дома, построенных по различным технологиям.
Вопрос ребром
Рассказываем и показываем на примере трех зданий, как с помощью системы BAUT можно создать большую поверхность с «зубчатой» кладкой: школа, библиотека и бизнес-центр.
Тульский кирпич
Завод BRAER под Тулой производит 140 миллионов условного кирпича в год, каждый из которых прослужит не меньше 200 лет. Рассказываем, как устроено передовое российское предприятие.
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Своя игра
«Новые Горизонты» предлагают альтернативу импортным детским площадкам: авторские, надежные и функциональные игровые объекты, которые компания проектирует и строит уже больше 20 лет.
Сейчас на главной
Школа как сообщество
Лондонское бюро AdjoubeiScott-Whitby Studio превратило здание Александровского училища в Калуге в уникальную школу на 150 учеников. Здание начала XX века адаптировали под британскую образовательную систему – как в программном смысле, так и в архитектурном.
Пена дней
В интерьере ресторана Sparkle бюро Archpoint переосмысляет эстетику винных погребов и обращается к образам, связанным с игристым вином – пузырькам, пене и жизнелюбию.
Небоскреб с оазисами
В Сингапуре завершено строительство небоскреба по проекту архитекторов BIG. Управляющим системами здания искусственным интеллектом и другими цифровыми компонентами занималось бюро CRA – Carlo Ratti Associati.
Королевство зеркал
На XXX по счету Зодчестве столько решеток и зеркал, что эффект дробления реальности на кусочки многократно усиливается. Только ради этого ощущения стоит посетить фестиваль. Но кроме того выставка богата, разнообразна и работает как хорошо отлаженная машина по всем направлениям: губернскому, студенческому, арт-объектному, круглостольному и прочим. Делать бы и делать такие фестивали.
Руин-бар
Нижегородский бар, спроектированный Fruit Design Studio, совмещает эстетику запустения с дворцовой роскошью, созданной из черновых материалов – бетона, армированного стекла и грубого металла.
Обещания и надежды
Объявлены шесть лауреатов Премии Ага Хана 2022. Они обещают лучшее будущее людям, демонстрируют новаторство и заботу о природе.
Оазис в дождливом городе
Бюро MAD Architects разработало интерьер первого в Петербурге коворкинга сети SOK. Его отличительная черта – обилие зелени и элементов биофильного дизайна, характерная для города колористика и отсылки к литературному наследию.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
Глядя в небо
В Саратове названы победители фестиваля короткометражных любительских роликов, посвященных архитектуре. Фильм, приглянувшийся редакции, занял 1 место. Размышляем о типологии, объясняем выбор, «показываем кино».
Заплыв за книгами
Водоем на кровле у библиотеки в провицнии Гуандун сделал ее «подводной»: читатели как будто ныряют туда за книгами. Авторы проекта – 3andwich Design / He Wei Studio.
Мои волжские ночи
Павильон для кинопоказов и фестивалей на набережной Саратова: ажурные стены, пропускающие речной простор, и каннская атмосфера внутри.
Японский дворик
Концепция благоустройства жилого комплекса у Москвы-реки, вдохновленная модернистскими садами и японскими традициями: гравюры Кацусика Хокусай, герои Хаяо Миядзаки и пространства для созерцания.
Лекции отменяются
Новый корпус Амстердамского университета прикладных наук рассчитан на новый тип образования: меньше лекций, больше проектной работы.
Лаборатория для жизни
Здание Лаборатории онкоморфологии и молекулярной генетики, спроектированное авторским коллективом под руководством Ильи Машкова («Мезонпроект»), использует преимущества природного контекста и предлагает пространство для передовых исследований, дружественное к врачам и пациентам.
Индустриальная романтика
Atelier Liu Yuyang Architects превратило заброшенный корпус теплоэлектростанции и часть территории набережной реки Хуанпу в Шанхае в атмосферное городское пространство, романтизирующее промышленное прошлое территории.
Архивуд–13: Троянский конь
Вручена тринадцатая по счету подборка дипломов премии АрхиWOOD. Главный приз – очень предсказуемый – парку Веретьево, а кто ж его не наградит. Зато спецприз достался Троянскому коню, и это свежее слово.
Судьбы агломерации
Летняя практика Института Генплана была посвящена Новой Москве. Всего получилось 4 проекта с совершенно разной оптикой: от масштаба агломерации до вполне конкретных предложений, которые можно было, обдумав, и реализовать. Рассказываем обо всех.
Твой морепродукт
Пожалуй, первая в истории Архи.ру публикация, в которой есть слово «сексуальный»: яркий и чувственный интерьер для рыбного ресторана без прямых линий и прямолинейных намеков.
Каньон для городской жизни
В Амстердаме открылся комплекс Valley по проекту MVRDV: архитекторы соединили офисы, жилье, развлекательные заведения и даже «инкубатор» для исследователей с многоуровневым зеленым общественным пространством.
Интерьер как пейзаж
Работая над пространствами отеля в Светлогорске, мастерская Олеси Левкович стремилась дополнить впечатления, полученные гостями от природы побережья Балтийского моря.
Законченный образ
Каркасный дом с тремя спальнями и террасой, для которого архитекторы продумали не только технологию строительства, но и обстановку – вся мебель и предметы быта также созданы мастерской Delo.
Маяк на сопке
Смотровая площадка, построенная в рамках проекта «Мой залив», дает жителям Мурманска возможность насладиться природой родного края, поймать северное солнце или укрыться от непогоды.
Рыбий мост
Пешеходный и велосипедный мост в пригороде Сиднея по проекту Sam Crawford Architects вдохновлен местной фауной и традициями аборигенов.