Автор текста:
Е.Л. Тихомирова

Икона «Святитель Николай, архиепископ Мирликийский, с житием» 1776 года, письма нерехчанина Ивана Маркова с детьми. Заметки по иконографии, истории происхождения и бытования памятника

Тезисы доклада автора на одиннадцатой научной конференции Филевские чтения

0 В 2008 году в Собрание русских икон при поддержке Фонда апостола Андрея Первозванного поступила икона «Святитель Николай, архиепископ Мирликийский, с житием». Данная икона стала замечательным приобретением для коллекции по двум причинам. Во-первых, это подписной датированный памятник: внизу, на поземе, сохранилась авторская подпись иконописца. Во-вторых, это редкий пример иконы-врезка: лик святителя Николая является фрагментом древней иконы, датируемой серединой XVI века, а все остальное: фигура, фоны, поля с клеймами жития – это живопись второй половины XVIII века. Как правило, врезками были чтимые реликвии, которые пострадали от стихийного бедствия, например, пожара, опиливались и монтировались на новую основу. Вероятно, то же случилось и с нашей иконой. Хотя мы и знаем о существовании подобной традиции на Руси, однако сохранившихся памятников, где мы можем увидеть ее реальное воплощение, не так много.

Известность в кругах специалистов и коллекционеров эта икона приобрела после ее первой публикации в альбоме «Костромская икона» в 2004 году. Автором публикации был В.М. Сорокатый, который прочел надпись на поземе следующим образом: «От Рождества же по плоти Бога Слова 1786 году месяца ноемврия в 4 дни написася сей святый образ нерехтчанин посацкой человек Иван Ма[рков] с детми» . Далее автор приводит гипотезу о происхождении древней иконы святителя Николая из Богоявленской церкви города Нерехты, которая пострадала при пожаре 1785 года, спустя год после которого заказали поновление святыни. Однако это предположение рушится при более внимательном прочтении надписи на поземе, где указан не 1786, а 1776 год от Рождества Христова.

Спустя три года после выхода в свет книги «Костромская икона», памятник был опубликован в каталоге «Русская икона XVI – XX веков из собрания Александр-Арт галереи» с правильной датировкой 1776 годом, но на этот раз с неверной атрибуцией [1]. Теперь происхождение иконы связали с Солигаличем, а точнее – с иконостасом Воскресенской церкви села Верховье. Думается, что причиной для такого вывода стала дата создания данного иконостаса – тот же 1776 год. Однако автор публикации не указал, в каком конкретно месте иконостаса располагалась, по его мнению, эта икона. В 1987 году иконостас был перевезен из Верховья в Нерехту, отреставрирован и смонтирован в Богоявленской церкви (в этом здании располагается Нерехтский краеведческий музей). Единственное место, где гипотетически мог располагаться данный образ, это вторая справа от Царских врат рама в местном ряду. Сейчас в этом месте находится поздняя икона святителя Николая второй половины XIX столетия, размер иконостасной рамы – 113,5 × 75 см. Рассматриваемая же нами икона – крупный монументальный образ 141,3 × 104,5 см, которому физически не хватит места в данной раме. Таким образом, версия о происхождении иконы из солигаличского храма тоже отпадает.

Откуда же происходит этот образ? Факт, что он был чтимым, неоспорим, ведь для пострадавшего древнего образа трогательно и бережно заказали грандиозное поновление. В публикации В.М. Сорокатого есть важное уточнение: «древняя живопись была записана, запись снята при реставрации» (вполне возможно, что автор и сам принимал участие в реставрации иконы в Москве в 2002-2003 годах). Это значит, что лик святителя могли записать как при реставрации образа 1776 года, так и спустя несколько десятков лет. Прихожане могли забыть о том, что частицей этой иконы является древняя доска с ликом, к тому же по традиции образ был закрыт окладом. Поиски хоть какого-нибудь упоминания об иконе-врезке с образом святителя Николая в справочных книгах церквей и монастырей Костромской епархии, а также в рапортах благочинных Костромской епархии о разыскании сведений о предметах церковно-археологического характера в подведомственных им храмах не дали результата. Если и встречаются сведения о чтимых иконах святителя, в большинстве они сводятся к устойчивой формуле: «местночтимая святыня – икона святителя Николая, местными жителями почитается чудотворною». Под это определение вполне попадает рассматриваемая нами икона, однако отсутствие какой-либо конкретики не дает оснований на сегодняшний день выдвигать сколь либо состоятельные версии о ее происхождении.
Возможно, наиболее перспективным путем изучения истории появления этой иконы может стать поиск сведений о создавшем ее иконописце, нерехчанине посадском человеке Иване, реконструкция фамилии которого была предложена В.М. Сорокатым как «Марков».

Степень квалификации мастера была очень высока. Согласно подписи, эту работу он сделал вместе с сыновьями, следовательно, к 1776 году Иван Марков был уже вполне сложившимся мастером. В представленной иконе видно, что он прекрасный миниатюрист, его привлекают сложные композиции, детальная проработка пейзажей и заднего плана, сложные архитектурные формы. Он с тщанием пишет каждый лик, каждую драпировку, каждую деталь затейливых костюмов своих персонажей.
Следует заметить, что в этом памятнике мы видим уникальный иконографический казус. В среднике мастер был обязан следовать за древним образом, выполняя лик и фигуру «в древнем стиле», зато в клеймах он дал себе полную свободу самовыражения, следуя актуальной в то время стилистике барокко, пышной, но лишенной аффектации и чрезмерной театральности. Какая-то едва уловимая кротость присутствует в ликах, сдержанность в жестах. И именно в этом Иван Марков проявляет себя как кровный наследник «большого стиля» Гурия Никитина, чье творчество явилось источником вдохновения, наверное, для всех одаренных мастеров костромского региона XVII-XVIII веков.

Иконографическим источником для клейм жития святого вероятнее всего послужили гравюры из Акафистов, Праздничных миней или Служб и Жития святителя Николая, в значительных количествах издававшиеся в Киеве в типографии Киево-Печерской Лавры со второй половины XVII века.
Таким образом, на сегодняшний день вопрос о происхождении иконы «Святитель Николай, архиепископ Мирликийский, с житием» 1776 года остается открытым.


[1] - Русская икона XVI – XX веков. Собрание Александр Арт-Галерея. М., 2007. С. 103.

15 Февраля 2013

Автор текста:

Е.Л. Тихомирова
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Технологии и материалы
Wienerberger поздравляет с наступившим Новом Годом и подводит...
керамика Porotherm в 2021г – спрос превысил предложение!
новая керамическая плитка Terca Slips,
новый онлайн-курс «Школа проектировщиков»,
керамика Wienerberger – для Open Village,
канал Porotherm на Youtube,
работаем дальше для вас и – к новым победам на рынке!
Инновационная сантехника. Новинки подвесных монолитных...
Последняя революция в сантехнике произошла недавно, когда оборудование для ванных комнат приобрело монолитную форму. Следуя мировым трендам, специалисты Cersanit создали новые модели подвесных унитазов CREA SQUARE и CITY OVAL. Спрятали крепления и колено под корпус, добились ещё большей эстетики, гигиеничности и простоты в уходе. Что ещё нужно знать дизайнеру о новинках?
Красный кирпич от брутализма до постмодернизма
Вместе с компанией BRAER вспоминаем яркие примеры применения кирпича в архитектуре брутализма – направления, которому оказалось под силу освежить восприятие и оживить эмоции. Его недавний опыт доказывает, что самый простой красный кирпич актуален.
Может быть даже – более чем.
3D-узоры из кирпича
Объемная кладка – один из способов переосмыслить традиционный кирпич и сделать здание современным и контекстуальным одновременно. Разбираемся, что такое 3D-кладка и как ее возможно реализовать.
«Донские зори» – 7 лет на рынке!
Гроссмейстерские показатели российского производителя:
93 вида кирпича ручной формовки, годовой объем – 15 400 000 штук,
морозостойкость и прочность – выше европейских аналогов,
прекрасная логистика и – уже – складская программа!
А также: кирпичи-лидеры продаж и эксклюзив для особых проектов
Знак качества
Регулярно в мире проходят тысячи архитектурных конкурсов, но не более десятка являются авторитетными площадками демонстрации или проводниками новых идей. В их числе – A+Awards, которую присуждает архитектурный портал Architizer. Среди лауреатов Девятой премии – сразу два проекта, в которых используются фиброцементные панели EQUITONE.
Андрей Кузьменков, Digital Guru: «С общественным мнением...
Агентство Digital Guru занимается управлением репутацией и исследованиями пользовательских мнений в социальных медиа – так называемым social listening, а также геоаналитическими исследованиями. О том, как эти методы могут использоваться архитекторами и застройщиками на стадии подготовки и планирования общественно значимых проектов, мы поговорили с директором Digital Guru – Андреем Кузьменковым.
Клинкер Hagemeister – ведущая партия в проекте
Для строительства ЖК «Ривер парк», спроектированного архитектурным бюро ADM, использовалась клинкерная плитка Hagemeister в специально созданных для этого комплекса сортировках и миксах – эксклюзивных и неповторяющихся ни в одном другом проекте.
Коллекция светодиодного искусства
Выбрать идеальный светильник под определенный интерьер легко! Главное, влюбиться в светильник с первого взгляда и представить его в интерьере своей гостиной, кухни, спальни или офиса.
Потолки-фрагменты – ключ к адаптивным пространствам
Они позволяют ощутить проницаемость поверхности и высоту пространства, сохраняя звукоизолирующие свойства, и гибко зонировать помещение, что сейчас особенно актуально. Потолки-фрагменты Armstrong от Knauf Ceiling Solutions – адаптивное и современное решение.
Игра света расширяет пространство
Даже самые маленькие помещения обретают очарование, когда в них появляются мансардные окна VELUX и образуются пересекающиеся световые потоки. Хижины выходного дня в Австрии, Италии, Швеции и Дании, равно как и модульный Скаут-хаус в Казани красноречиво подтверждают этот закон.
Кирпич плюc: с чем дружит кладка
С какими материалами стоит сочетать кирпич, чтобы превратить здание в архитектурное событие? Отвечаем на вопрос, рассматривая знаковые дома, построенные в Петербурге при участии компании «Славдом».
Графика трехмерного фасада
В предместье немецкого Саарбрюкена, на ведущей в город автостраде появился новый объект ─ столь примечательный, что его невозможно не заметить. Масштабная постройка торгового центра MÖBEL MARTIN сохраняет характерные для больших моллов лаконичные модернистские формы, однако его фасады получили необычную объемную пластическую разработку. Пространственная оболочка фасада создана посредством алюминиевых композитных панелей ALUCOBOND® A2.
«Фирма «КИРИЛЛ»:
25 лет для самых красивых домов
В ноябре 2021 года одному из ведущих поставщиков облицовочного кирпича на российском рынке «Фирме «КИРИЛЛ» исполнилось 25 лет. Архи.ру восстанавливает хронологию последней четверти века, связанную с использованием этого материала в строительстве и архитектуре.
Как укладка металлических бордюров влияет на дизайн...
Любой дизайн можно испортить неаккуратной работой, особенно если в отделке помещения участвует металлический бордюр. Он способен внести в интерьер утончённость, а может закапризничать в неумелых руках и подчеркнуть кривизну укладки отделочного материала. Как правильно устанавливать металлические бордюры, чтобы дизайнеру было проще контролировать исполнителя и не пришлось краснеть перед заказчиком?
Больше воздуха
Cтеклянные навесы и павильоны Solarlux расширяют пространство загородного дома, позволяя наслаждаться ландшафтом в любое время года и суток.
Сейчас на главной
Возможность полета
Проект аэропорта, разработанный АБ ASADOV для Тобольска и победивший в архитектурном конкурсе, не был реализован. Однако он интересен как пример работы со зданием аэропорта очень небольшого масштаба, где целью становится оптимальная организация пространства и инфраструктуры без потери образной составляющей.
Умер Рикардо Бофилл
Безусловная звезда современной архитектуры, автор, сменивший несколько направлений и тем самым примиривший в своем творчестве постмодернизм, национальные мотивы, неоклассику и интернациональный стиль, умер в возрасте 82 лет от последствий ковида в больнице Барселоны.
Поднимаясь над окружением
Бюро А4 придумало новую типологию благоустройства – городской балкон. Небольшая смотровая площадка позволяет по-новому взглянуть на привычные городские панорамы. Первые три балкона появились на московских набережных напротив Кремля и Зарядья.
Длина волны
ЖК «Тургенева 13» в Пушкино, встраиваясь в масштаб окружающей застройки, отличается от нее ритмичной строгостью парной композиции, легкой волной фасада и колористикой, в которой можно разглядеть два образа: один летний, другой зимний, – оба «прорастают» из особенностей места.
Зеленая ДНК лыжника
Супертехнологичный жилой комплекс «Тао Чжу Инь Юань», построенный Vincent Callebaut Architectures в Тайбэе, не просто безопасен для экологии планеты, он поглощает углекислый газ и борется с глобальным потеплением.
Приятный вид
Небольшая смотровая площадка в Красноярске стала новой точкой притяжения: панорамы города, Енисея и тайги дополнили минималистичные дорожки, амфитеатр и удобная парковка.
Стряхнуть пыль
Реконструкция доходного дома в Краснодаре от бюро ARD: творческое переосмысление не только сохранило обаяние старой постройки, но и позволило ей уверенно занять свое место на улице современного города.
Зеркало супрематиста
Рассматриваем парк Малевича на Рублевке: проект, осуществленный в 2020 году, и реальность через год после открытия. Общий вердикт – метафизическая основа пополнилась цветом, также как и непосредственно-нарративными элементами. То есть он развивается как сам Малевич, от абстракции к фигуративности. Впрочем, парк по-прежнему свеж.
Ближе к лету
Две центральные набережные Сочи, обновленные по проекту архитекторов ab2.0, меняют образ курорта, переключая фокус с торговых точек и кафе на любование морем и небом.
Ракушка у моря
Проектируя дворец спорта, который определит развитие всей северной части Дербента, бюро ASADOV обращается к архитектурному наследию Дагестана, местным материалам и древним пластам истории.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Новогодние небоскребы
Карен Сапричян поздравляет всех с Новым годом серией небоскребов в виде букв. Автор давно разрабатывает эту тему и имеет в запасе календари разных лет. Последняя подборка – башни для города NEOM, запланированного в Саудовской Аравии.
Вечерний свет
Часовня закатов на острове Хайнань по проекту шанхайского бюро UDG предназначена для влюбленных; она способна вращаться вокруг своей оси, чтобы в любой сезон открываться лучам заходящего солнца.
Очень гибкое решение
После обновления по проекту T+T architects офисное здание в 1-м Щипковском переулке приобрело более простую и строгую форму снаружи и исключительную, поддержанную «умной» электронной системой управления, функциональную и образную гибкость внутри. Осовремененная внешность соответствует agile-ной начинке. Новое название – MULTISPACE.
Лейтмотив – домик
В основе проекта здания для страховой компании Baloise в Базеле по проекту Валерио Ольджати лежит мотив архетипического «домика».
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Союз с природой
Показываем четыре загородных дома, архитектура которых вырастает из природного окружения: леса, моря, холма или горного склона.
Пресса: 21 главный архитектурный проект Москвы в 2021-м
В конце прошлого года я написал статью «20 проектов московской архитектуры 2020 года, за которые не стыдно». В этом году столько нестыдных проектов не набралось, поэтому мы решили написать о, с одной стороны, характерных, с другой стороны, значимых.
Сохраним Пулково!
Стало известно о планах сноса модернистского здания аэропорта Пулково, построенного в 1973 году. Архитекторы Петербурга призывают присвоить зданию статус объекта культурного наследия и сохранить его. Собираем подписи за сохранение модернистского здания Пулково.
Новый русский
В проекте ресторанного центра на берегу реки Дон недалеко от одноименной трассы архитекторы бюро Megabudka задались амбициозной целью поставить эксперимент с поиском «нового русского стиля», и, собрав в тесный узел множество европейских аллюзий, добились своего. Именно в том русский стиль, наверное, и состоит, чтобы творчески копировать немцев.
И домики на крышах…
Нидерландское бюро Mecanoo завершило работу над жилым кварталом KAMPUS в центре Манчестера. Архитекторы собрали в единое целое и вернули городу постройки разного времени.
Поддержка архитектуры в Дании: коллаборации большие...
Публикуем главу из недавно опубликованного исследования Москомархитектуры, посвященного анализу практик поддержки архитектурной деятельности в странах Европы, США и России. Глава посвящена Дании, автор – Татьяна Ломакина.
Тихая гавань
Дом на Курляндской улице по современным меркам небольшой – всего на 95 квартир, при этом он все же выделяется габаритами на фоне соседней исторической застройки. Рассказываем, какие приемы мастерская Анатолия Столярчука использует, чтобы сгладить разницу в масштабах.
Локальные красные тона
Жилой комплекс Turley Areal в Мангейме по проекту бюро Макса Дудлера получил колорит в тон расположенного рядом исторического здания из красного песчаника.
«Экономика дебюта»
Торговый центр Daning Jiuguang в Шанхае по проекту бюро UNStudio – новая площадка для выхода на китайский рынок зарубежных брендов.