Автор текста:
Е.Л. Тихомирова

Икона «Святитель Николай, архиепископ Мирликийский, с житием» 1776 года, письма нерехчанина Ивана Маркова с детьми. Заметки по иконографии, истории происхождения и бытования памятника

Тезисы доклада автора на одиннадцатой научной конференции Филевские чтения

В 2008 году в Собрание русских икон при поддержке Фонда апостола Андрея Первозванного поступила икона «Святитель Николай, архиепископ Мирликийский, с житием». Данная икона стала замечательным приобретением для коллекции по двум причинам. Во-первых, это подписной датированный памятник: внизу, на поземе, сохранилась авторская подпись иконописца. Во-вторых, это редкий пример иконы-врезка: лик святителя Николая является фрагментом древней иконы, датируемой серединой XVI века, а все остальное: фигура, фоны, поля с клеймами жития – это живопись второй половины XVIII века. Как правило, врезками были чтимые реликвии, которые пострадали от стихийного бедствия, например, пожара, опиливались и монтировались на новую основу. Вероятно, то же случилось и с нашей иконой. Хотя мы и знаем о существовании подобной традиции на Руси, однако сохранившихся памятников, где мы можем увидеть ее реальное воплощение, не так много.

Известность в кругах специалистов и коллекционеров эта икона приобрела после ее первой публикации в альбоме «Костромская икона» в 2004 году. Автором публикации был В.М. Сорокатый, который прочел надпись на поземе следующим образом: «От Рождества же по плоти Бога Слова 1786 году месяца ноемврия в 4 дни написася сей святый образ нерехтчанин посацкой человек Иван Ма[рков] с детми» . Далее автор приводит гипотезу о происхождении древней иконы святителя Николая из Богоявленской церкви города Нерехты, которая пострадала при пожаре 1785 года, спустя год после которого заказали поновление святыни. Однако это предположение рушится при более внимательном прочтении надписи на поземе, где указан не 1786, а 1776 год от Рождества Христова.

Спустя три года после выхода в свет книги «Костромская икона», памятник был опубликован в каталоге «Русская икона XVI – XX веков из собрания Александр-Арт галереи» с правильной датировкой 1776 годом, но на этот раз с неверной атрибуцией [1]. Теперь происхождение иконы связали с Солигаличем, а точнее – с иконостасом Воскресенской церкви села Верховье. Думается, что причиной для такого вывода стала дата создания данного иконостаса – тот же 1776 год. Однако автор публикации не указал, в каком конкретно месте иконостаса располагалась, по его мнению, эта икона. В 1987 году иконостас был перевезен из Верховья в Нерехту, отреставрирован и смонтирован в Богоявленской церкви (в этом здании располагается Нерехтский краеведческий музей). Единственное место, где гипотетически мог располагаться данный образ, это вторая справа от Царских врат рама в местном ряду. Сейчас в этом месте находится поздняя икона святителя Николая второй половины XIX столетия, размер иконостасной рамы – 113,5 × 75 см. Рассматриваемая же нами икона – крупный монументальный образ 141,3 × 104,5 см, которому физически не хватит места в данной раме. Таким образом, версия о происхождении иконы из солигаличского храма тоже отпадает.

Откуда же происходит этот образ? Факт, что он был чтимым, неоспорим, ведь для пострадавшего древнего образа трогательно и бережно заказали грандиозное поновление. В публикации В.М. Сорокатого есть важное уточнение: «древняя живопись была записана, запись снята при реставрации» (вполне возможно, что автор и сам принимал участие в реставрации иконы в Москве в 2002-2003 годах). Это значит, что лик святителя могли записать как при реставрации образа 1776 года, так и спустя несколько десятков лет. Прихожане могли забыть о том, что частицей этой иконы является древняя доска с ликом, к тому же по традиции образ был закрыт окладом. Поиски хоть какого-нибудь упоминания об иконе-врезке с образом святителя Николая в справочных книгах церквей и монастырей Костромской епархии, а также в рапортах благочинных Костромской епархии о разыскании сведений о предметах церковно-археологического характера в подведомственных им храмах не дали результата. Если и встречаются сведения о чтимых иконах святителя, в большинстве они сводятся к устойчивой формуле: «местночтимая святыня – икона святителя Николая, местными жителями почитается чудотворною». Под это определение вполне попадает рассматриваемая нами икона, однако отсутствие какой-либо конкретики не дает оснований на сегодняшний день выдвигать сколь либо состоятельные версии о ее происхождении.
Возможно, наиболее перспективным путем изучения истории появления этой иконы может стать поиск сведений о создавшем ее иконописце, нерехчанине посадском человеке Иване, реконструкция фамилии которого была предложена В.М. Сорокатым как «Марков».

Степень квалификации мастера была очень высока. Согласно подписи, эту работу он сделал вместе с сыновьями, следовательно, к 1776 году Иван Марков был уже вполне сложившимся мастером. В представленной иконе видно, что он прекрасный миниатюрист, его привлекают сложные композиции, детальная проработка пейзажей и заднего плана, сложные архитектурные формы. Он с тщанием пишет каждый лик, каждую драпировку, каждую деталь затейливых костюмов своих персонажей.
Следует заметить, что в этом памятнике мы видим уникальный иконографический казус. В среднике мастер был обязан следовать за древним образом, выполняя лик и фигуру «в древнем стиле», зато в клеймах он дал себе полную свободу самовыражения, следуя актуальной в то время стилистике барокко, пышной, но лишенной аффектации и чрезмерной театральности. Какая-то едва уловимая кротость присутствует в ликах, сдержанность в жестах. И именно в этом Иван Марков проявляет себя как кровный наследник «большого стиля» Гурия Никитина, чье творчество явилось источником вдохновения, наверное, для всех одаренных мастеров костромского региона XVII-XVIII веков.

Иконографическим источником для клейм жития святого вероятнее всего послужили гравюры из Акафистов, Праздничных миней или Служб и Жития святителя Николая, в значительных количествах издававшиеся в Киеве в типографии Киево-Печерской Лавры со второй половины XVII века.
Таким образом, на сегодняшний день вопрос о происхождении иконы «Святитель Николай, архиепископ Мирликийский, с житием» 1776 года остается открытым.


[1] - Русская икона XVI – XX веков. Собрание Александр Арт-Галерея. М., 2007. С. 103.

15 Февраля 2013

Автор текста:

Е.Л. Тихомирова
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Технологии и материалы
Чувство города
Бизнес-парк «Ростех-Сити» построен на Северо-Западе Москвы. Разновысотная застройка, облицованная затейливым клинкерным кирпичом разнообразных миксов Hagemeister, придаёт архитектурному ансамблю гуманный масштаб традиционного города.
Великолепный дизайн каждой детали – Graphisoft выпускает...
Обновления версии отвечают пожеланиям пользователей и обеспечивают значительные улучшения при проектировании, визуализации, создании документации и совместной работе в Archicad, BIMx и BIMcloud, что делает Archicad 25 версией, как никогда прежде ориентированной на пользователя
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Кирпич Terca из Эстонии – доступная европейская эстетика
Эстонский кирпич соединяет в себе местные традиции и высокотехнологичное производство мирового уровня под маркой Wienerberger. Технические преимущества облицовочного кирпича Terca особенно ценны в нашем северном климате – благодаря им фасады не потеряют своих эстетических качеств, а постройки будут долговечными.
Прочные основы декора. Методы Hilti для крепления стеклофибробетона
Методы HILTI позволяют украшать фасад сложными объемными формами, в том числе карнизами, капителями, кронштейнами и узорными панелями из стеклофибробетона, отлично имитируя массивные элементы из натурального камня и штукатурки при сравнительно меньшем весе и стоимости.
Дайте ванной право быть главной!
Mix&Match – простой и понятный инструмент для создания «журнального» дизайна ванной комнаты. Воспользуйтесь концепцией от Cersanit с десятками комбинаций плитки и керамогранита разного формата, цвета и фактуры для трендовых интерьеров в разных стилях. Идеально подобранные миксы гармонично дополнят вашу идею и помогут сократить время на создание проекта.
Современная архитектура управления освещением
В понимании большинства людей управлять освещением – это включать, выключать свет и менять яркость светильников с помощью настенных выключателей или дистанционных пультов. Но управление освещением гораздо глубже и масштабнее, чем вы могли себе представить.
Чистота по-австрийски
Самоочищающаяся штукатурка на силиконовой основе Baumit StarTop – новое поколение штукатурок, сохраняющих фасады чистыми.
Кто самый зеленый
14 небоскребов из разных частей света, которые достраиваются или планируются к реализации: уже не такие высокие, но непременно энергоэффективные и поражающие воображение.
Советы проектировщику: как выбрать плоттер в 2021 году
Совместно с компанией HP, лидером рынка широкоформатной печати, рассматриваем тенденции, новые программные и технические решения и формулируем современные рекомендации архитекторам и проектировщикам, которым требуется выбрать плоттер.
Energy Ice – стекло, прозрачное как лед
Energy Ice – новое мультифункциональное стекло, отличающееся максимальным светопропусканием. Попробуем разобраться, в чем преимущество новинки от компании AGC
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Сейчас на главной
Казимир из Кемерова
Проект филиала Русского музея для Сибирского кластера искусств основан на идеях супрематизма: первофигурах, динамизме цвета и формы.
«Технологический оптимизм»
Бюро AL_A представило проект первой в мире электростанции на термоядерном синтезе: она заработает недалеко от Оксфорда в 2025. Технология разработана канадской компанией General Fusion.
Предчувствие дома
Предметы искусства, ирония, мрамор и природные аллюзии – четыре запоминающихся лобби в московских жилых комплексах.
Феликс Новиков: «Где-то я прочел про себя, что я литературоцентричен....
Вчера Феликс Новиков отпраздновал 94 день рождения. Присоединяемся к поздравлениям и публикуем подборку «Итогов» – отчасти авторское резюме своих работ, отчасти воспоминаний о сотрудничестве с издательствами. Рассказ включает список проектов построек, составлен в первой половине 2021 года, и предваряется небольшим вступительным интервью.
Крыша «фестонами»
Бюро BIG представило проект транспортного узла для шведского города Вестерос: он свяжет разделенные железнодорожными путями части города.
Арктические опыты
СПбГАСУ совместно с Университетом Хоккайдо провел Международную летнюю архитектурную школу, посвященную Арктике. Показываем проекты, придуманные участниками для Териберки, Земли Франца-Иосифа и Кировска.
Поток и линии
Проекты вилл Степана Липгарта в стиле ар-деко демонстрируют технический символизм в сочетании с утонченной отсылкой к 1930-м. Один из проектов бумажный, остальные предназначены для конкретных заказчиков: топ-менеджера, коллекционера и девелопера.
Один раз увидеть
8 короткометражных документальных фильмов на околоархитектурные темы, в том числе: лондонская башня-кооператив 1970-х, японский скульптор Саграда-Фамилия, сборное жилье наших дней и подборка ярких архитектурных фрагментов из художественных лент последних 100 лет.
Проект для неопределенного будущего
Образовательный центр для детей с «органическим» садом и огородом в Мехико задуман как экономически самодостаточный и не просто ресурсоэффективный, а почти автономный. Кроме того, его можно разобрать и использовать все материалы повторно. Авторы проекта – бюро VERTEBRAL.
Лицо производства
«Тепличное хозяйство Ботаника» доверила архитекторам ту область, где они, как правило, востребованы наименьшим образом – территорию современного производственного комплекса, где обычно царят утилитарные, нормативные и недорогие решения.
Старые-новые арки
Напечатанный на 3D-принтере бетонный мост Striatus по проекту Zaha Hadid Architects и специалистов Высшей технической школы ETH Zürich благодаря своей традиционной сводчатой конструкции очень устойчив – в прямом и экологическом смысле.
Арт-трансформер
Art Barn, архив, хранилище работ и рисовальная студия британского скульптора Питера Рэндалла-Пейджа в холмах Девона, способен менять форму в зависимости от текущих нужд, а также сам себя обеспечивает электричеством. Автор проекта – Томас Рэндалл-Пейдж.
Тиана Плотникова: «Наша миссия – разработать user-friendly...
Говорим с основательницей стартапа Uflo – программы, помогающей конвертировать числовые данные в геометрию, о том, что побудило придумать проект, о карьере в крупных зарубежных компаниях и о страхах перед цифровыми технологиями
Связь с прошлым и будущим
Нидерландские мастерские Benthem Crouwel и West 8 выиграли конкурс на проект нового вокзала в Брно: этот архитектурный конкурс стал крупнейшим в истории Чехии.
Авторский надзор: мытьем да катаньем
Разговор на АрхПароходе 2021 со Стасом Горшуновым: о том, как ему удается добиваться качественной реализации проектов, какие проблемы приходится решать, когда жертвовать гонораром, а когда идти на компромиссы.
Образ прощания
Объект MAMA самарских архитекторов Дмитрия и Марии Храмовых стал единственным российским победителем конкурса фестиваля ландшафтных объектов SMACH2021, который проводится на северо-востоке Италии в Доломитовых Альпах.
Новое качество Личного
В Никола-Ленивце Калужской области в эти выходные проходит фестиваль Архстояние с темой «Личное». Главной постройкой фестиваля стал дом «Русское идеальное», спроектированный Сергеем Кузнецовым и реализованный компанией КРОСТ в короткие сроки. Рассматриваем дом и новые объекты Архстояния 2021.
«Место для всех»
Победителем международного конкурса на разработку концепции Приморской набережной в Сочи стал консорциум во главе с UNStudio.
Пресса: "Непостижимое решение". ЮНЕСКО отобрало у Ливерпуля...
ЮНЕСКО решило исключить Ливерпуль из своего Списка всемирного наследия, поскольку городские власти ведут активное строительство в районе доков и порта - архитектурного ансамбля, которое агентство ООН считало важнейшим памятником. В Ливерпуле такое решение называют "непостижимым" и надеются на его пересмотр.
Главный манифест конструктивизма
В Strelka Press выпущена основополагающая для отечественного авангарда книга Моисея Гинзбурга «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры» (1924): это совместный издательский проект Института «Стрелка» и Музея «Гараж». Публикуем главу «Конструкция и форма в архитектуре. Конструктивизм».
На берегу очень тихой реки
Проект благоустройства территории ЖК NOW в Нагатинской пойме выходит за рамки своих задач и напоминает скорее современный парк: с видовыми точками, набережной, разнообразными по настроению пространствами и продуманными сценариями «от 0 до 80».
Труд как добродетель
Вышла книга Леонтия Бенуа «Заметки о труде и о современной производительности вообще». Основная часть книги – дневниковые записи знаменитого петербургского архитектора Серебряного века, в которых автор без оглядки на коллег и заказчиков критикует современный ему архитектурно-строительный процесс. Написано – ну прямо как если бы сегодня. Книга – первое издание серии «Библиотека Диогена», затеянной главным редактором журнала «Проект Балтия» Владимиром Фроловым.
Стилисты села
Дизайн-код как способ привести небольшое поселение в порядок к юбилею или крупному событию: борьба с визуальным мусором, поиск духа места и унификация городских элементов.
Диалоги об образовании и карьере
Империалистический заказ и равнодушие к форме, необходимость доучить бывших студентов за свои деньги и скука формального обучения – дискуссия об архитектурном образовании на недавнем Архпароходе, как и многие разговоры на эту тему, местами была отмечена грустью, но не безнадежна и по-своему интересна. Публикуем выдержки из разговора, собранные одним из участников, архитектором и преподавателем Евгенией Репиной.