О формировании иконографии Корсунских икон Богоматери

Тезисы доклада автора на одиннадцатой научной конференции Филевские чтения

В русском искусстве Нового времени особым почитанием пользовался оплечный образ Богоматери с Младенцем, получивший название Корсунского. Древнейшие сохранившиеся изображения восходят к рубежу XVI-XVII веков. Не смотря на многочисленность корсунских икон, не ясен их протограф. В источниках отсутствуют как указания на явленный прототип, так и сказание, которое сопровождает любой почитаемый образ. Стоит отметить, что чудотворные иконы Богоматери Корсунской и чудеса от них известны значительно позднее появления собственно рассматриваемой корсунской иконографии. К их числу относятся икона из Углича,(в честь которой в городе в 1730 году был построен храм, чтимый образ из Благовещенского собора Нежина, написанный около 1725 года митрополитом Киевским Рафаилом; почитаемая икона хранилась в Павло-Обнорском монастыре и др. Со второй половины XVIII века в честь Корсунской Богоматери нередко освящали престолы в храмах. Вместе с тем, до сих пор нет сведений не только о чтимом прообразе, но не ясны истоки самой иконографии, хотя некоторые исследователи полагали, что на Руси уже в домонгольскую эпоху было известно «Умиление Корсунское», сохранившееся в поздних памятниках [1].

Как отмечали исследователи, само название «корсунский» прилагалось не только к иконам, но и к другим предметам церковного обихода: крестам, колоколам, вратам и др. Основным критерием «опознания» Корсунских реликвий была либо древность происхождения предмета или «принадлежность к высоким образцам византийской художественной традиции» [2]. Особым пластом «корсунских» реликвий обладали Св. София Новгородская и Успенский собор Московского Кремля. По мнению Т.В. Толстой и Е.В. Ухановой, термин «корсунская святыня» сформировался в XV-XVI веках.

Особую известность в русской истории получили несколько икон разной иконографии, за которыми закрепился корсунский эпитет: это, прежде всего Торопецкая икона Богоматери Одигитрии и несколько икон из Успенского собора Московского Кремля, в частности двусторонняя запрестольная икона «Богоматерь Одигитрия; Христос Пантократор». Хотя Богоматерь изображена в типе Одигитрии, но, как отметила Л.А. Щенникова, в Описи начала XVII века она именовалась Умилением [3].

Следует отметить, что некоторые иконы, вошедшие в историю с наименованием Корсунской, получили это название только в поздних описях преимущественно XVIII столетия, например «Богоматерь Корсунская» начала XVI века из Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале (Владимиро-Суздальский музей). Икона представляет собой оплечное Умиление, довольно близкое к корсунской иконографии, но не идентичное ей.

Многообразие Корсунских икон позволяет выделить в них две большие группы. К первой следует отнести иконы, в которых необычен рисунок мафория Богородицы. Ткань мафория ложится треугольной складкой на лбу Богоматери, затем отгибается в области шеи, приоткрывая изнанку, и образует несколько нетипичных складок, которые вызывают ассоциации с наброшенным поверх мафория убрусом, как на иконе «Богоматерь Умиление» третьей четверти XII века из Успенского собора Кремля. К этой группе принадлежат икона первой трети XVII века из церкви Дмитрия Солунского в Ярославле (рис. 1), образ этого же времени из частной коллекции, икона середины XVII века из Ипатьевского мо-настыря, икона середины XVII века из собрания Тре-тьяковской галереи (ДР 994) и др. Для второй, менее многочисленной группы Корсунских икон характерен традиционный, «правильный» рисунок мафория, как например на иконе начала XVII века из Новодевичьего монастыря (рис. 2).

Сохранившиеся иконы XVII -XVIII веков де-монстрируют явную разнородность, (встречаются не только оплечные, но также поясные изображения Богоматери Корсунской, как икона первой трети XVII века из частного собрания, рис.3), которая может свидетельствовать о сочиненности этой иконографии в конце XVI или на рубеже XVI-XVII веков. В пользу этого предположения свидетельствует сосуществование на протяжении XVII века прямого и зеркального изводов (некоторые зеркальные изображения в XIX веке стали именоваться Днепрскими). Следует напомнить, что со второй половины XVI века на Руси наблюдался подчеркнутый интерес к древним национальным святыням. В это время были написаны тексты служб чудотворных богородичных икон, составлены сказания, получившие воплощение в иконописи. В богородичной иконографии была отражена не только история Руси, но и проиллюстрированы догматы христианства. Для этого был сформирован культ Римской-Лиддской иконы, иконография которой не была самостоятельна. Целый пласт литературных и художественных памятников был посвящен иконе Богоматери, где излагалась история иконоборчества. Некоторые из древних икон, некогда существовавших на Руси, к тому времени были утрачены и остались в народной памяти только благодаря преданию и письменным упоминаниям. Они могли быть заново «воссозданы», как например, Муромская икона Богоматери [4]. В такой обстановке сложно было обойти вниманием проблематику корсунских реликвий и образов, и, как следствие появился новый извод.

Возникает вопрос, на что ориентировались создатели нового извода, был ли прототип заимствован из западных образцов, или же явился плодом самостоятельного иконографического творчества русских мастеров?

Выбор для новой корсунской иконографии оплечного варианта богородичного изображения мог быть ориентирован на чудотворные московские святыни, такие как «Богоматерь Петровская». Стоит отметить, что дефиниция сохранившихся реплик утраченной Петровской иконы и некоторых оплечных или поясных изображений Богоматери Умиления бывает настолько тонка, что иногда затрудняет определение иконографии.Вероятнее всего, что за основу могла быть взята какая-либо почитаемая иконы типа Умиления. Некоторые детали могли восходить к древним иконам Успенского собора Московского Кремля, таким как «Богоматерь Умиление» третье четверти XII века, на которой мафорий Богоматери дополнен коричневым убрусом. Именно такой рисунок иногда просматривается на Корсунских иконах. Иконописцы могли ориентироваться в художественном плане и на некоторые западные образцы, откуда мог быть позаимствован рисунок отворота мафория, за который Младенец держится ручкой. Такие изображения известны в итальянской живописи XIV века, например на иконе сиенского художника Никколо ди Бонаккорсо «Мадонна с Младенцем, святыми и Благовещением» (Ватиканская Пинакотека).

Особое значение Корсунские иконы имели для царской семьи, возможно, в корсунских легендах была важна семейная преемственность традиций, восходившая к прославленным в лике святых предкам. На иконе Корсунской Богоматери из ризницы Ипатьевского монастыря сохранилась надпись XIX века, именующая икону вкладом царя Алексея Михайловича, который был благословлен на брак именно Корсунской иконой.

 На наш взгляд, иконография Корсунских оплечных богородичных икон была «собирательным» изводом, появившемся в последней четверти XVI века и широко распространившемся в XVII столетии. Заложенная в самом названии судьбоносная идея о древности происхождения, (возможно, бытование прообраза иконы с момента Крещения Руси) обеспечила этой иконографии жизнеспособность и популярность во многих слоях населения, и естественно особое почитание у старообрядцев. Не смотря на камерный характер такой иконографии, известно множество примеров больших храмовых образов, создававшихся уже преимущественно в Новое время.


[1] - Зонова О.В. Богоматерь «Умиление» из Успенского собора Московского Кремля // Древнерусское искусство. Художественная культура домонгольской Руси. М., 1972. С. 270-288, прим.18.
[2] - Толстая Т.В., Уханова Е.В. «Корсунские» реликвии и крещение Руси // Христианские реликвии в Московском Кремле. М., 2000. С. 147-161.
[3] - Щенникова Л.А. Запрестольная икона Успенского собора с изображением «Богоматери Корсунской» //Новые атрибуции. Материалы и исследования. Гос. музеи Моск. Кремля. М., 1987. Вып. V. С. 21-22.
[4] - Комашко Н.И., Саенкова Е.М. Новооткрытые русские иконы монастыря св. Виссариона Дусик в Греции// Лазаревские чтения. Искусство Византии, Древней Руси, Западной Европы. М., 2008. С.191-206

Икона первой трети XVII века из церкви Дмитрия Солунского в Ярославле
Икона начала XVII века из Новодевичьего монастыря
Икона первой трети XVII века из частного собрания

13 Февраля 2013

Похожие статьи
Технологии и материалы
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Сейчас на главной
Архитектура здоровья
Бюро archCLOUD подготовило проект реставрации фасадов и обновления интерьеров оздоровительного комплекса «Сосны». Ансамбль на Николиной горе у Москвы-реки включает здания 1930-х и 1960-х годов, а также вышку лифта со смотровой площадкой. Подгоняя корпуса под требования современных норм, архитекторы постарались сохранить черты нескольких советских эпох.
Символы и символы
Министерство культуры и туризма Московской области совместно с АНО «МосОблПарк» провело конкурс «Символы Подмосковья» с целью создания новых художественных форм, отражающих идентичность региона. Показываем не все победившие объекты, а почти все – те, которые нам понравились, 9 из 11. Плюс! Не попавший в число победителей (! а вот так!) объект Александра Бродского.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Призы Архитектона
В 2025 году жюри Архитектона рассматривало проекты финалистов в очном формате открытых защит, проходивших прямо в выставочном зале фестиваля. Это довольно увлекательный перформанс – такое редко встречается среди российских премий. Вот бы Зодчеству перенять. Показываем все победившие проекты, включая 4 спецноминации.
Курганы, вепсы и трилобиты
Выставка «Область», открытая на «Архитектоне», представляет собой сумму впечатлений об отдаленных уголках Ленинградской области, которую группы студентов открывали для себя во время трехдневных экспедиций под руководством опытных проводников-архитекторов. Здесь вы не увидите дворцов, церквей и готовых решений, зато точно почувствуете азарт первооткрывателя и подивитесь миру, лежащему по ту сторону градостроительства. Предлагаем небольшой путеводитель по экспозиции.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.
Сад знаний
Бюро UNK architects и UNK design создали интерьеры кампуса «Летово. Джуниор» при участии NF studio, которая отвечала за образовательную технологию, учитывающую потребности и восприятие детей младшего и среднего школьного возраста.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Три башни под одной крышей
В панораме Заречной части Нижнего Новгорода появился свой горизонтальный небоскреб. «ГОРПРО» накрыли три корпуса ЖК «КМ Ривер Парк» – четвертым: получилась эффектная «горизонтальная балка», ставшая логичным продолжением экспериментов нижегородского застройщика с железобетонными панелями в поисках нового архитектурного языка.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Серебряные коньки
Офисный квартал STONE Калужская сопровождают два жилых дома, что делает комплекс, а это именно он, взвешенным с функциональной точки зрения. Архитекторы Kleinewelt сделали дома серебристыми под стать офисным корпусам. В чем сходство, в чем отличия и при чем тут «Серебряные коньки» – читайте в нашем материале.
Мост и модуль
По проекту Parallel architects проведена частичная реновация зданий Международного аграрного университета в Ташкенте. Точечное обновление трех разрозненных блоков сформировало современный облик университетского кампуса, которому очень идет модернизм. Лаконичный мост-переход, динамичный фасад из натурального кирпича и новый входной портал создают среду, по уровню и эстетике сравнимую с международными университетскими центрами.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Форма без случайностей
Креативный директор «Генпро» Елена Пучкова – о том, что такое честная современная архитектура: почему важно свести пилоны, как работать с ограниченной палитрой материалов и что делать с любимым медным цветом, который появляется в каждом проекте.
Острова и ножки
Главный архитектор группы RBI Александр Зюзин разработал концепцию общественно-делового кластера для территории у нового морского порта Санкт-Петербурга. Традиционная палитра и отсылки к советскому авангарду сочетаются с зелеными «островами» и бионическими формами. Помимо офисов здание включает музей, спортивный блок, учебный и досуговый центры.
Speed-dating с героями 90-х и другие причины пойти на Архитектон-2025
На этой неделе в петербургском Манеже открывается Архитектон – 10-дневный фестиваль с выставкой, премией и деловой программой, которая обещает северной столице встряску: придет ОАМ, будут новые форматы, обсудят намыв, конкурсы, философское и социальное измерение архитектуры. Советуем запастись абонементом и начать составлять график. В этом материале – хайлайты, на которые мы обратили внимание.
Дан приказ ему на Сити, ей в другую сторону...
Второй по счету конкурс архитектурных идей телеграм-канала Небоскребы привлек профессиональное жюри и присудил, в главной номинации, денежный приз. Как водится, за горизонтальный небоскреб – все остальные, в основном, предложили вертикальные башни... Показываем победившие и не победившие идеи, размышляем о влиянии башни участка номер один. Где? Смотрите ближе к концу материала.
На династической тропе
Дома и таунхаусы комплекса «Царская тропа» строятся в поселке Гаспра – с запада и востока от дворцов бывшей великокняжеской резиденции «Ай-Тодор». Так что одной из главных задач разработавших проект архитекторов бюро KPLN было соответствовать значимому соседству. Как это отразилось на объемном построении, как на фасадах и каким образом авторы используют рельеф – читайте в нашей статье.
Крылья Маяковского
Проект реконструкции главного входа в парк Маяковского в Екатеринбурге, который подготовил Алексей Гуров совместно с Уральским центром реставрации и проектирования, возвращает арке исторический облик и градостроительное значение. Помимо реставрационных работ предусмотрена особая подсветка, цветник, приспособление боковых павильонов, а также восстановление утраченных чугунных торшеров и афишных стен.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Перекресток культур
Бюро MAST, вдохновляясь атмосферой Тбилиси, превратило интерьер грузинского ресторана NENE в диалог культур, которым, на самом деле, и является этот прекрасный город.
Пресса: Движимые недвижимостью: Архитектурные и жилищные...
Что можно сказать об архитекторе по его дому, как традиции трансформируются под влиянием разгерметизации сообществ, где прорастают спустя полвека бумажные замки концептуалистов. Поступления на тематические полки ко Дню архитектора.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Русский Север и Арктика: четыре проекта
В Архангельской, Вологодской, Мурманской областях и Республике Карелия утверждена Туристическая межрегиональная схема территориального планирования. Ее цель – превратить сложный для путешествий регион в связанное и доступное направление. Ключевой инструмент – создание четырех межрегиональных «коридоров», которые укрепят горизонтальные связи между точками притяжения. В рамках стратегии разработаны пилотные проекты, которые и показываем.
Жила, жива и будет жить
Как сейчас принято, выставка куратора Сергея Хачатурова «Готический ампир» совмещает открытия исследователя в области истории искусства с крупной современной гризайлью Егора Кошелева, уверенно внедряющей в сознание зрителя эмоционально заряженный миф. Была готика в ампире, есть и сейчас; все связано. Вашему вниманию – рецензия, написанная арт-критиком и магистранткой МГУ Юлией Тихомировой.