Датированные иконы и иконостасы Киева

Тезисы доклада автора на одиннадцатой научной конференции Филевские чтения

Предметом сообщения являются иконы и иконостасы XVIII века, созданные в Киеве. Наличие даты и фиксированного происхождения было главным критерием отбора предмета для исследования. В докладе предлагается провести обзор памятников иконописи, исполненных в XVIII веке в Киеве, из музейных собраний Киева – Национального художественного музея Украины (НХМУ) и Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника (НКПИКЗ).

Первыми по хронологии в ряду датированных памятников киевской иконописи XVIII века идут иконы из иконостаса пещерной церкви Преподобного Варлаама Печерского на Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры. Церковь устроена в 1691 году митрополитом Киевским и бывшим настоятелем Лавры Варлаамом (Ясинским) на месте усыпальницы с мощами подвижника. Иконы из местного ряда старого деревянного резного иконостаса («Спаситель на престоле, с предстоящими святителями Иоанном Златоустом и Василием Великим», «Богородица Печерская, с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Печерскими», «Преподобный Варлаам, игумен Печерский, с житием» и «Преподобный Варлаам Хутынский, Иоанн Воин и преподобный Варлаам Печерский») находятся  на северной стене подземной церкви. Иконы датируются временем постройки и освящения старого иконостаса церкви, то есть 1691 годом.

К живописной технологической и стилистической традиции XVII века примыкают также иконы 1700 года из иконостаса церкви во имя Воздвижения Честного Креста Господня на Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры («Господь Вседержитель», «Богородица Одигитрия», «Преподобный Антоний Печерский», «Преподобный Феодосий Печерский», «Воздвижение Честного Креста»). Церковь построена в 1700 году на средства полтавского полковника Павла Герцика и в том же году освящена Митрополитом Киевским Варлаамом Ясинским и Архимандритом Киево-Печерской Лавры Иосафам Кроковским. В 1769 году храм обновили и поставили в нем новый иконостас, изготовленный столяром мастерской Киево-Печерской Лавры Карпом Швериным по его же собственному рисунку. При возведении нового храма в 1769 году прежняя каменная Крестовоздвиженская церковь была перестроена и стала притвором. После перестройки церкви иконы находились на западной стороне нового иконостаса. С 1972 года и до настоящего времени иконы из старого иконостаса  Крестовоздвиженской церкви хранятся в фондах НКПИКЗ. До наших дней в иконостасе Крестовоздвиженской церкви  сохранились четыре иконы местного ряда, исполнение которых приписывают лаврскому иконописцу Захарию Голубовскому («Воздвижение Честного Креста», «Введение Богородицы во Храм», «Собор Преподобных Печерских святых», «Собор всех российских чудотворцев»), а так же десять икон на холстах – сюжеты страстного цикла, помещенные на обороте иконостаса («Сошествие Святого Духа на апостолов», «Евхаристия», «Омовение ног», «Несение креста», «Коронование терновым венцом», «Моление о чаше», «Бичевание», «Распятие», «Поцелуй Иуды», «Оплакивание Христа»). Остальные иконы иконостаса – местного, праздничного, страстного, цокольного и апостольского рядов – написаны в 1893-1895 годах.

Иконы 1769 года, находящиеся в местном ряду с лицевой стороны иконостаса, выполнены на деревянных досках в технике масляной живописи. По стилю они соответствует живописи станковой картины на религиозную тему. Иконографическими источниками служили как картины итальянских мастеров XV–XVII веков, так и чтимые образы из киевских церквей. Все сюжеты евангельской истории, изображенные художниками в картинах с оборота иконостаса Крестовоздвиженской церкви, имеют разработанную иконографию в европейском искусстве XVII столетия. Художники из живописной мастерской Киево-Печерской Лавры редко заимствовали композиции напрямую; в большинстве случаев, они давали творческую переработку иконографии сюжета. Технология, иконография и живописно-пластическая система изображений на картинах наследуют академической европейской манере живописи, и каждая из картин представляет собой полноценную историческую композицию. Датируются полотна с оборота иконостаса Крестовоздвиженской церкви 1780-ми годами.

В корпус произведений первой трети XVIII века входят иконы из праздничного ряда главного иконостаса Успенского собора (1719-1729) («Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Вход в Иерусалим», «Тайная вечеря», «Успение», «Вознесение»), иконы из иконостаса переднего притвора Собора («Дары  Святого Духа. Разум», «Дары Святого Духа. Крепость», «Дары Святого Духа. Совет», «Таинства.

Миропомазание», «Таинства. Елееосвящение, «Таинства. Покаяние», «Таинства. Священство», «Таинства. Крещение»), а так же икона местного ряда «Собор преподобных Печерских Святых». Все иконы хранятся в коллекции НХМУ. Они распадаются на две совершенно разные по стилистике, технике и технологии группы. Иконы из праздничного ряда и местного ряда главного иконостаса исполнены в традиционной иконной технике письма, где красочный слой пишется темперными красками, в качестве подготовительного рисунка мастер использует графью, а в живописи ликов использована традиционная иконная послойная система написания ликов – санкирь, вохрение, подрумянка, белильные движки и описи деталей личнóго. Иконы из иконостаса притвора выполнены в масляной технике; изображение расположено на выпуклых плоскостях картушей, основа которых и резное обрамление выполнены в цельном массиве дерева. В живописи картушей из притвора графичность и гладкость традиционной иконной техники уступают место открытой и подвижной фактуре красочного слоя, состоящей из отдельных, объемных и выпуклых мазков чистого цвета. Такую разность образов внутри группы значительного количества икон возможно объяснить значительным разрывом во времени их написания и привлечением мастеров – носителей разных живописных традиций. Известно, что исполнение икон для главного иконостаса было заказано около 1719-1720-х годах черниговскому иконописцу Якиму Глинскому и священнику киевской церкви Николы Набережного Стефану Лубенскому (Лубенченко); позднее, в 1727 году, с тем же Якимом Глинским и с иконописцами (сотниками) из левобережных полков Черниговщины Григорием Стороженко, Антоном Троциной, Дмитрием Сорокой и Семеном Семерой был заключен контракт на исполнение икон еще для двух иконостасов – Иоанно-Богословского и Стефановского приделов. Наряду с черниговскими иконописцами над иконостасами работали киевские мастера, в том числе из мастерской Киево-Печерской лавры: Павел и Яков Поповичи, Никифор Маляр, Влас Пашинский, Теоктист Павловский, Алимпий Галик, Данило Глинский, Констанций Грек из Нежина. Возглавлял мастерскую Иоанн Максимович. В 1729 году была окончена установка иконостасов (главного и восьми придельных) и состоялось освящение церкви. Вероятно, иконы праздничного и местного ряды были написаны в самом начале работы над иконостасом, ориентировочно с 1719 и по 1725 год, и как следует из документов, черниговскими мастерами, а иконы притвора, напротив, созданы на завершающем этапе работы, вероятно, с 1725 и по 1729 год мастерами с Подола.

К массиву памятников первой трети XVIII века примыкают иконы из иконостаса Троицкой Надвратной церкви Киево-Печерской Лавры (1734-1735) (Местный ряд – «Троица Ветхозаветная», «Христос Вседержитель», «Богоматерь Братская», «Сошествие Святого Духа на апостолов», «Спас Нерукотворный», «Архангел Гавриил», «Преподобный Антоний Печерский», «Архангел Михаил», «Преподобный Феодосий Печерский»; цокольный ряд – «Исцеление расслабленного», «Жертвоприношение Авраама», «Видение преподобного Антония Печерского», «Богоматерь Живоносный источник», «Бегство Лота», «Видение преподобного Феодосия Печерского»; праздничный ряд – «Тайная вечеря»; деисуснй ряд – «Бог Отец и Бог Сын», «Иоанн Креститель», «Апостол Павел», «Апостол Иаков Алфеев», «Апостол Иуда (Фаддей)», «Апостол Филипп», «Апостол Иоанн Богослов», «Апостол Иаков Зеведеев», «Богоматерь», «Апостол Матфей», «Апостол Петр», «Апостол Андрей Первозванный», «Апостол Варфоломей», «Апостол Фома», «Апостол Симон Зилот»; пророческий ряд – «Святой Дух», «Праматерь Ева», «Первосвященник Захария», «Пророки Иаков и Исайя», «Пророк Иеремия», «Пророки Наум и Аввакум», «Праотец Адам», «Первосвященник Аарон», «Пророки Давид и Гедеон», «Пророк Моисей», «Пророки Даниил и Иезекииль»). Иконы на холстах с оборотной стороны иконостаса хранятся в фондах НКПИКЗ («Встреча Авраама и Мельхиседека», «Распятие», «Исцеление кровоточивой жены», «Воскресение Христово», «Сошествие Святого Духа», «Явление Христа ученикам по дороге в Эммаус»). Пять икон из праздничного ряда иконостаса, ранее считавшихся утерянными, удалось атрибутировать в процессе исследования. Это иконы «Рождество Богородицы», «Рождество Христово», «Обрезание», «Богоявление» и «Вознесение», хранящиеся в фондах НКПИКЗ. Конгломерат традиций и манер, собранных в живописном ансамбле иконостаса Троицкой надвратной церкви, как нельзя лучше отражает художественную среду Киева XVIII века. В технике традиционного иконного письма выполнены иконы местного ряда и изображения на северных и южных вратах. Иконы цокольного и праздничных рядов исполнены письмом более «живописным». Плотный слой масляной краски a la prima, отсутствие золота и общий очень сдержанный, хотя и мягкий, по общему тону колорит, использование декораций и пейзажей, заимствованных с итальянских картин, подчеркивают земную сущность событий Ветхого Завета.

Следом, спустя десятилетие, появляется иконостас церкви Всех Святых на Экономических воротах Киево-Печерской Лавры (1741). В иконостасе сохранились шесть икон цокольного ряда («Иоанн Предтеча», «Встреча Марии и Елизаветы», «Ковчег Завета», «Да светит всем иже в храмене суть», «Чудесный улов», «Две маслины перед Богом земли стояща», «Духовная аптека»), две иконы праздничного ряда («Сретение Господне» и «Воскрешение Лазаря»), пять икон праотеческого ряда («Собор Архистратига Михаила и Всех Небесных Сил бесплотных», «Лик мучеников», «Лик мучениц», «Лик Патриархов», «Лик Праотцев», «Лик Царей» и «Лик Святителей), икона над царскими вратами с изображением Спаса Нерукотворного и изображения на створках северных и южных врат Князя Владимира и Царя Константина. Известно, что в 1741 году резчики лаврской мастерской закончили работу над трехъярусным иконостасом, надо полагать, что тогда же были уставлены и закреплены иконы. Анализ иконографии и стилистики сохранившихся произведений дает возможность говорить об иконах иконостаса церкви Всех Святых как о еще одном датированном и бесспорном памятники художественной школы Киево-Печерской Лавры. Рисунок фигур Богородицы с Младенцем, Христа, Князя Владимира и Князя Константина, Архистратига Михаила находят прямые аналогии в рисунках учеников Лаврской школы.

Исследуя памятники иконописи иконостаса Собора Софии Киевской (1731-1754),  отметим некую стилистическую компилятивность ансамбля. Иконы центральной части иконостаса («Христос Вседержитель», «Богородица с Младенцем», «Иерархи Веры», «София Премудрость Божия») обнаруживают сходство с памятниками, вышедшими из иконописной мастерской Киево-Печерской Лавры на рубеже XVII - XVIII веков и первой трети XVIII века. Иконы жертвенника и дьяконника («Иоанн Богослов», «Богородица Симеоново Проречение», «Тайная вечеря», «Зачатие Пресвятой Богородицы», «Рождество Богородицы», «Собор Богородицы»), сохраняя сущностные посылки образа, являются уже самостоятельными станковыми произведениями на религиозную тему. Но, если жанровая интонация исполнения икон приделов отсылает к произведениям академического направления, то композиционное решение свидетельствует о пребывании мастера в «иконной», не академической, среде. В соответствии с правилами о последовательности исполнения живописных работ и по устоявшимся нормам работы в мастерской, когда основную часть ансамбля выполняли мастера более опытные, а периферийные части – более молодые, с большей вероятностью можно предположить датировку каждой из групп икон. Иконы местного и цокольного ряда иконостаса были созданы мастерами консервативного направления, вероятно, иконописцами Киево-Печерской Лавры, в самом начале работы над ансамблем при митрополите Рафаиле Заборовском, ориентировочно, в 1731-1747 годах. Иконы жертвенника и дьяконника следует отнести уже ко времени митрополита Тимофея Щербацкого (1747-1754) и приписать их исполнение мастерам «кафедральной Софийской малярни».

Тридцать девять образов для лицевой стороны иконостаса Андреевской церкви (1751-1752) были написаны в Петербурге в 1751–1752 годах петербургскими и московскими живописцами «живописной команды Канцелярии от Строений» И. Вишняковым («Богоматерь с младенцем»), А. Антроповым («Тайная вечеря» и «Успение Богородицы»), А. Бельским, И. Фирсовым, П. Семеновым, А. Поспеловым («Христос Великий Архиерей на престоле»). Иконы для оборота иконостаса – сцены из Ветхозаветной истории и композиция «Поклонение земных царей Царю Небесному» – были  выполнены в 1754 году украинскими живописцам из Козельца И. Чайковским и И. Роменским. Все иконы, как лицевой, так и оборотной стороны иконостаса исполнены на холстах и представляют собой полноценные исторические картины на религиозные сюжеты.

Третья четверть XVIII века представлена памятниками лаврской художественной школы – иконами из иконостаса церкви Преподобного Феодосия Печерского на Дальних пещерах (1760-1762). Роспись иконостаса осуществлена группой «молодиков» лаврской иконописной мастерской под наблюдением ее начальника монаха Владимира в 1760-х годах. Стиль и технология лаврской школы иконописи, которые наблюдаются в памятниках с конца XVII века, не претерпели здесь существенных изменений. Медная, позолоченная иконостасная «стена», украшенная изысканейшей чеканкой, сияет как драгоценная оправа. Живопись сдержана по колориту, доминирующим цветом в красочной гамме является киноварь. Золото нимбов, вспыхивающих как блики, озаряет некоторую сумрачность, присущую «пещерной» живописи. Лики аскетичны и по-прежнему пишутся с «греческих» образцов. Иконография памятника типичная «лаврская» - изображения на иконах Царей и Пророков и «На аспида и василиска наступиши и попереши» исполнены с «кужбушек».

Обзор иконостасных комплексов Киева XVIII века завершает иконостас церкви Рождества Христова на Дальних пещерах Киево-Печерской лавры (1801-1802). «Иконостас медной чрез огонь вызолоченной» появился в церкви в январе 1803 года. Скромный по размерам, он имеет три ряда икон. В местном ряду находятся следующие иконы: «Спаситель, сидящий на облаках», «Богоматерь с Младенцем, сидящая на облаках», «Рождество Христово», «Архидиакон Стефан» (дверь в жертвенник). В цокольном ряду на медных досках изображены символические композиции: «Свет во тьме светится и тма его не объят», «Радуйся, звездо являющая солнце», «Радуйся, звездо Иаковля, Варлаамом пророкованная». Над Царскими вратами изображена Троица, а по сторонам – пророки и апостолы. Живопись икон продолжает то стилистическе направления, которое зародилось в мастерских Киево-Печерской Лавры еще во второй половине XVII века – это живописная традиция, которая имела свой параллельный путь развития рядом с традиционной иконописью.

13 Февраля 2013

Похожие статьи
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Города Ленобласти: часть I
Центр компетенций Ленинградской области за несколько лет существования успел помочь сотням городов и поселений улучшить среду, повысть качество жизни, привлечь туристов и инвестиции. Мы попросили центр выбрать наиболее важные проекты и рассказать о них. В первой подборке – Ивангород, Новая Ладога, Шлиссельбург и Павлово.