Автор текста:
О.О. Рыжова

Датированные иконы и иконостасы Киева

Тезисы доклада автора на одиннадцатой научной конференции Филевские чтения

Предметом сообщения являются иконы и иконостасы XVIII века, созданные в Киеве. Наличие даты и фиксированного происхождения было главным критерием отбора предмета для исследования. В докладе предлагается провести обзор памятников иконописи, исполненных в XVIII веке в Киеве, из музейных собраний Киева – Национального художественного музея Украины (НХМУ) и Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника (НКПИКЗ).

Первыми по хронологии в ряду датированных памятников киевской иконописи XVIII века идут иконы из иконостаса пещерной церкви Преподобного Варлаама Печерского на Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры. Церковь устроена в 1691 году митрополитом Киевским и бывшим настоятелем Лавры Варлаамом (Ясинским) на месте усыпальницы с мощами подвижника. Иконы из местного ряда старого деревянного резного иконостаса («Спаситель на престоле, с предстоящими святителями Иоанном Златоустом и Василием Великим», «Богородица Печерская, с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Печерскими», «Преподобный Варлаам, игумен Печерский, с житием» и «Преподобный Варлаам Хутынский, Иоанн Воин и преподобный Варлаам Печерский») находятся  на северной стене подземной церкви. Иконы датируются временем постройки и освящения старого иконостаса церкви, то есть 1691 годом.

К живописной технологической и стилистической традиции XVII века примыкают также иконы 1700 года из иконостаса церкви во имя Воздвижения Честного Креста Господня на Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры («Господь Вседержитель», «Богородица Одигитрия», «Преподобный Антоний Печерский», «Преподобный Феодосий Печерский», «Воздвижение Честного Креста»). Церковь построена в 1700 году на средства полтавского полковника Павла Герцика и в том же году освящена Митрополитом Киевским Варлаамом Ясинским и Архимандритом Киево-Печерской Лавры Иосафам Кроковским. В 1769 году храм обновили и поставили в нем новый иконостас, изготовленный столяром мастерской Киево-Печерской Лавры Карпом Швериным по его же собственному рисунку. При возведении нового храма в 1769 году прежняя каменная Крестовоздвиженская церковь была перестроена и стала притвором. После перестройки церкви иконы находились на западной стороне нового иконостаса. С 1972 года и до настоящего времени иконы из старого иконостаса  Крестовоздвиженской церкви хранятся в фондах НКПИКЗ. До наших дней в иконостасе Крестовоздвиженской церкви  сохранились четыре иконы местного ряда, исполнение которых приписывают лаврскому иконописцу Захарию Голубовскому («Воздвижение Честного Креста», «Введение Богородицы во Храм», «Собор Преподобных Печерских святых», «Собор всех российских чудотворцев»), а так же десять икон на холстах – сюжеты страстного цикла, помещенные на обороте иконостаса («Сошествие Святого Духа на апостолов», «Евхаристия», «Омовение ног», «Несение креста», «Коронование терновым венцом», «Моление о чаше», «Бичевание», «Распятие», «Поцелуй Иуды», «Оплакивание Христа»). Остальные иконы иконостаса – местного, праздничного, страстного, цокольного и апостольского рядов – написаны в 1893-1895 годах.

Иконы 1769 года, находящиеся в местном ряду с лицевой стороны иконостаса, выполнены на деревянных досках в технике масляной живописи. По стилю они соответствует живописи станковой картины на религиозную тему. Иконографическими источниками служили как картины итальянских мастеров XV–XVII веков, так и чтимые образы из киевских церквей. Все сюжеты евангельской истории, изображенные художниками в картинах с оборота иконостаса Крестовоздвиженской церкви, имеют разработанную иконографию в европейском искусстве XVII столетия. Художники из живописной мастерской Киево-Печерской Лавры редко заимствовали композиции напрямую; в большинстве случаев, они давали творческую переработку иконографии сюжета. Технология, иконография и живописно-пластическая система изображений на картинах наследуют академической европейской манере живописи, и каждая из картин представляет собой полноценную историческую композицию. Датируются полотна с оборота иконостаса Крестовоздвиженской церкви 1780-ми годами.

В корпус произведений первой трети XVIII века входят иконы из праздничного ряда главного иконостаса Успенского собора (1719-1729) («Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Вход в Иерусалим», «Тайная вечеря», «Успение», «Вознесение»), иконы из иконостаса переднего притвора Собора («Дары  Святого Духа. Разум», «Дары Святого Духа. Крепость», «Дары Святого Духа. Совет», «Таинства.

Миропомазание», «Таинства. Елееосвящение, «Таинства. Покаяние», «Таинства. Священство», «Таинства. Крещение»), а так же икона местного ряда «Собор преподобных Печерских Святых». Все иконы хранятся в коллекции НХМУ. Они распадаются на две совершенно разные по стилистике, технике и технологии группы. Иконы из праздничного ряда и местного ряда главного иконостаса исполнены в традиционной иконной технике письма, где красочный слой пишется темперными красками, в качестве подготовительного рисунка мастер использует графью, а в живописи ликов использована традиционная иконная послойная система написания ликов – санкирь, вохрение, подрумянка, белильные движки и описи деталей личнóго. Иконы из иконостаса притвора выполнены в масляной технике; изображение расположено на выпуклых плоскостях картушей, основа которых и резное обрамление выполнены в цельном массиве дерева. В живописи картушей из притвора графичность и гладкость традиционной иконной техники уступают место открытой и подвижной фактуре красочного слоя, состоящей из отдельных, объемных и выпуклых мазков чистого цвета. Такую разность образов внутри группы значительного количества икон возможно объяснить значительным разрывом во времени их написания и привлечением мастеров – носителей разных живописных традиций. Известно, что исполнение икон для главного иконостаса было заказано около 1719-1720-х годах черниговскому иконописцу Якиму Глинскому и священнику киевской церкви Николы Набережного Стефану Лубенскому (Лубенченко); позднее, в 1727 году, с тем же Якимом Глинским и с иконописцами (сотниками) из левобережных полков Черниговщины Григорием Стороженко, Антоном Троциной, Дмитрием Сорокой и Семеном Семерой был заключен контракт на исполнение икон еще для двух иконостасов – Иоанно-Богословского и Стефановского приделов. Наряду с черниговскими иконописцами над иконостасами работали киевские мастера, в том числе из мастерской Киево-Печерской лавры: Павел и Яков Поповичи, Никифор Маляр, Влас Пашинский, Теоктист Павловский, Алимпий Галик, Данило Глинский, Констанций Грек из Нежина. Возглавлял мастерскую Иоанн Максимович. В 1729 году была окончена установка иконостасов (главного и восьми придельных) и состоялось освящение церкви. Вероятно, иконы праздничного и местного ряды были написаны в самом начале работы над иконостасом, ориентировочно с 1719 и по 1725 год, и как следует из документов, черниговскими мастерами, а иконы притвора, напротив, созданы на завершающем этапе работы, вероятно, с 1725 и по 1729 год мастерами с Подола.

К массиву памятников первой трети XVIII века примыкают иконы из иконостаса Троицкой Надвратной церкви Киево-Печерской Лавры (1734-1735) (Местный ряд – «Троица Ветхозаветная», «Христос Вседержитель», «Богоматерь Братская», «Сошествие Святого Духа на апостолов», «Спас Нерукотворный», «Архангел Гавриил», «Преподобный Антоний Печерский», «Архангел Михаил», «Преподобный Феодосий Печерский»; цокольный ряд – «Исцеление расслабленного», «Жертвоприношение Авраама», «Видение преподобного Антония Печерского», «Богоматерь Живоносный источник», «Бегство Лота», «Видение преподобного Феодосия Печерского»; праздничный ряд – «Тайная вечеря»; деисуснй ряд – «Бог Отец и Бог Сын», «Иоанн Креститель», «Апостол Павел», «Апостол Иаков Алфеев», «Апостол Иуда (Фаддей)», «Апостол Филипп», «Апостол Иоанн Богослов», «Апостол Иаков Зеведеев», «Богоматерь», «Апостол Матфей», «Апостол Петр», «Апостол Андрей Первозванный», «Апостол Варфоломей», «Апостол Фома», «Апостол Симон Зилот»; пророческий ряд – «Святой Дух», «Праматерь Ева», «Первосвященник Захария», «Пророки Иаков и Исайя», «Пророк Иеремия», «Пророки Наум и Аввакум», «Праотец Адам», «Первосвященник Аарон», «Пророки Давид и Гедеон», «Пророк Моисей», «Пророки Даниил и Иезекииль»). Иконы на холстах с оборотной стороны иконостаса хранятся в фондах НКПИКЗ («Встреча Авраама и Мельхиседека», «Распятие», «Исцеление кровоточивой жены», «Воскресение Христово», «Сошествие Святого Духа», «Явление Христа ученикам по дороге в Эммаус»). Пять икон из праздничного ряда иконостаса, ранее считавшихся утерянными, удалось атрибутировать в процессе исследования. Это иконы «Рождество Богородицы», «Рождество Христово», «Обрезание», «Богоявление» и «Вознесение», хранящиеся в фондах НКПИКЗ. Конгломерат традиций и манер, собранных в живописном ансамбле иконостаса Троицкой надвратной церкви, как нельзя лучше отражает художественную среду Киева XVIII века. В технике традиционного иконного письма выполнены иконы местного ряда и изображения на северных и южных вратах. Иконы цокольного и праздничных рядов исполнены письмом более «живописным». Плотный слой масляной краски a la prima, отсутствие золота и общий очень сдержанный, хотя и мягкий, по общему тону колорит, использование декораций и пейзажей, заимствованных с итальянских картин, подчеркивают земную сущность событий Ветхого Завета.

Следом, спустя десятилетие, появляется иконостас церкви Всех Святых на Экономических воротах Киево-Печерской Лавры (1741). В иконостасе сохранились шесть икон цокольного ряда («Иоанн Предтеча», «Встреча Марии и Елизаветы», «Ковчег Завета», «Да светит всем иже в храмене суть», «Чудесный улов», «Две маслины перед Богом земли стояща», «Духовная аптека»), две иконы праздничного ряда («Сретение Господне» и «Воскрешение Лазаря»), пять икон праотеческого ряда («Собор Архистратига Михаила и Всех Небесных Сил бесплотных», «Лик мучеников», «Лик мучениц», «Лик Патриархов», «Лик Праотцев», «Лик Царей» и «Лик Святителей), икона над царскими вратами с изображением Спаса Нерукотворного и изображения на створках северных и южных врат Князя Владимира и Царя Константина. Известно, что в 1741 году резчики лаврской мастерской закончили работу над трехъярусным иконостасом, надо полагать, что тогда же были уставлены и закреплены иконы. Анализ иконографии и стилистики сохранившихся произведений дает возможность говорить об иконах иконостаса церкви Всех Святых как о еще одном датированном и бесспорном памятники художественной школы Киево-Печерской Лавры. Рисунок фигур Богородицы с Младенцем, Христа, Князя Владимира и Князя Константина, Архистратига Михаила находят прямые аналогии в рисунках учеников Лаврской школы.

Исследуя памятники иконописи иконостаса Собора Софии Киевской (1731-1754),  отметим некую стилистическую компилятивность ансамбля. Иконы центральной части иконостаса («Христос Вседержитель», «Богородица с Младенцем», «Иерархи Веры», «София Премудрость Божия») обнаруживают сходство с памятниками, вышедшими из иконописной мастерской Киево-Печерской Лавры на рубеже XVII - XVIII веков и первой трети XVIII века. Иконы жертвенника и дьяконника («Иоанн Богослов», «Богородица Симеоново Проречение», «Тайная вечеря», «Зачатие Пресвятой Богородицы», «Рождество Богородицы», «Собор Богородицы»), сохраняя сущностные посылки образа, являются уже самостоятельными станковыми произведениями на религиозную тему. Но, если жанровая интонация исполнения икон приделов отсылает к произведениям академического направления, то композиционное решение свидетельствует о пребывании мастера в «иконной», не академической, среде. В соответствии с правилами о последовательности исполнения живописных работ и по устоявшимся нормам работы в мастерской, когда основную часть ансамбля выполняли мастера более опытные, а периферийные части – более молодые, с большей вероятностью можно предположить датировку каждой из групп икон. Иконы местного и цокольного ряда иконостаса были созданы мастерами консервативного направления, вероятно, иконописцами Киево-Печерской Лавры, в самом начале работы над ансамблем при митрополите Рафаиле Заборовском, ориентировочно, в 1731-1747 годах. Иконы жертвенника и дьяконника следует отнести уже ко времени митрополита Тимофея Щербацкого (1747-1754) и приписать их исполнение мастерам «кафедральной Софийской малярни».

Тридцать девять образов для лицевой стороны иконостаса Андреевской церкви (1751-1752) были написаны в Петербурге в 1751–1752 годах петербургскими и московскими живописцами «живописной команды Канцелярии от Строений» И. Вишняковым («Богоматерь с младенцем»), А. Антроповым («Тайная вечеря» и «Успение Богородицы»), А. Бельским, И. Фирсовым, П. Семеновым, А. Поспеловым («Христос Великий Архиерей на престоле»). Иконы для оборота иконостаса – сцены из Ветхозаветной истории и композиция «Поклонение земных царей Царю Небесному» – были  выполнены в 1754 году украинскими живописцам из Козельца И. Чайковским и И. Роменским. Все иконы, как лицевой, так и оборотной стороны иконостаса исполнены на холстах и представляют собой полноценные исторические картины на религиозные сюжеты.

Третья четверть XVIII века представлена памятниками лаврской художественной школы – иконами из иконостаса церкви Преподобного Феодосия Печерского на Дальних пещерах (1760-1762). Роспись иконостаса осуществлена группой «молодиков» лаврской иконописной мастерской под наблюдением ее начальника монаха Владимира в 1760-х годах. Стиль и технология лаврской школы иконописи, которые наблюдаются в памятниках с конца XVII века, не претерпели здесь существенных изменений. Медная, позолоченная иконостасная «стена», украшенная изысканейшей чеканкой, сияет как драгоценная оправа. Живопись сдержана по колориту, доминирующим цветом в красочной гамме является киноварь. Золото нимбов, вспыхивающих как блики, озаряет некоторую сумрачность, присущую «пещерной» живописи. Лики аскетичны и по-прежнему пишутся с «греческих» образцов. Иконография памятника типичная «лаврская» - изображения на иконах Царей и Пророков и «На аспида и василиска наступиши и попереши» исполнены с «кужбушек».

Обзор иконостасных комплексов Киева XVIII века завершает иконостас церкви Рождества Христова на Дальних пещерах Киево-Печерской лавры (1801-1802). «Иконостас медной чрез огонь вызолоченной» появился в церкви в январе 1803 года. Скромный по размерам, он имеет три ряда икон. В местном ряду находятся следующие иконы: «Спаситель, сидящий на облаках», «Богоматерь с Младенцем, сидящая на облаках», «Рождество Христово», «Архидиакон Стефан» (дверь в жертвенник). В цокольном ряду на медных досках изображены символические композиции: «Свет во тьме светится и тма его не объят», «Радуйся, звездо являющая солнце», «Радуйся, звездо Иаковля, Варлаамом пророкованная». Над Царскими вратами изображена Троица, а по сторонам – пророки и апостолы. Живопись икон продолжает то стилистическе направления, которое зародилось в мастерских Киево-Печерской Лавры еще во второй половине XVII века – это живописная традиция, которая имела свой параллельный путь развития рядом с традиционной иконописью.

13 Февраля 2013

Автор текста:

О.О. Рыжова
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Технологии и материалы
Чувство города
Бизнес-парк «Ростех-Сити» построен на Северо-Западе Москвы. Разновысотная застройка, облицованная затейливым клинкерным кирпичом разнообразных миксов Hagemeister, придаёт архитектурному ансамблю гуманный масштаб традиционного города.
Великолепный дизайн каждой детали – Graphisoft выпускает...
Обновления версии отвечают пожеланиям пользователей и обеспечивают значительные улучшения при проектировании, визуализации, создании документации и совместной работе в Archicad, BIMx и BIMcloud, что делает Archicad 25 версией, как никогда прежде ориентированной на пользователя
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Кирпич Terca из Эстонии – доступная европейская эстетика
Эстонский кирпич соединяет в себе местные традиции и высокотехнологичное производство мирового уровня под маркой Wienerberger. Технические преимущества облицовочного кирпича Terca особенно ценны в нашем северном климате – благодаря им фасады не потеряют своих эстетических качеств, а постройки будут долговечными.
Прочные основы декора. Методы Hilti для крепления стеклофибробетона
Методы HILTI позволяют украшать фасад сложными объемными формами, в том числе карнизами, капителями, кронштейнами и узорными панелями из стеклофибробетона, отлично имитируя массивные элементы из натурального камня и штукатурки при сравнительно меньшем весе и стоимости.
Дайте ванной право быть главной!
Mix&Match – простой и понятный инструмент для создания «журнального» дизайна ванной комнаты. Воспользуйтесь концепцией от Cersanit с десятками комбинаций плитки и керамогранита разного формата, цвета и фактуры для трендовых интерьеров в разных стилях. Идеально подобранные миксы гармонично дополнят вашу идею и помогут сократить время на создание проекта.
Современная архитектура управления освещением
В понимании большинства людей управлять освещением – это включать, выключать свет и менять яркость светильников с помощью настенных выключателей или дистанционных пультов. Но управление освещением гораздо глубже и масштабнее, чем вы могли себе представить.
Чистота по-австрийски
Самоочищающаяся штукатурка на силиконовой основе Baumit StarTop – новое поколение штукатурок, сохраняющих фасады чистыми.
Кто самый зеленый
14 небоскребов из разных частей света, которые достраиваются или планируются к реализации: уже не такие высокие, но непременно энергоэффективные и поражающие воображение.
Советы проектировщику: как выбрать плоттер в 2021 году
Совместно с компанией HP, лидером рынка широкоформатной печати, рассматриваем тенденции, новые программные и технические решения и формулируем современные рекомендации архитекторам и проектировщикам, которым требуется выбрать плоттер.
Energy Ice – стекло, прозрачное как лед
Energy Ice – новое мультифункциональное стекло, отличающееся максимальным светопропусканием. Попробуем разобраться, в чем преимущество новинки от компании AGC
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Сейчас на главной
Казимир из Кемерова
Проект филиала Русского музея для Сибирского кластера искусств основан на идеях супрематизма: первофигурах, динамизме цвета и формы.
«Технологический оптимизм»
Бюро AL_A представило проект первой в мире электростанции на термоядерном синтезе: она заработает недалеко от Оксфорда в 2025. Технология разработана канадской компанией General Fusion.
Предчувствие дома
Предметы искусства, ирония, мрамор и природные аллюзии – четыре запоминающихся лобби в московских жилых комплексах.
Феликс Новиков: «Где-то я прочел про себя, что я литературоцентричен....
Вчера Феликс Новиков отпраздновал 94 день рождения. Присоединяемся к поздравлениям и публикуем подборку «Итогов» – отчасти авторское резюме своих работ, отчасти воспоминаний о сотрудничестве с издательствами. Рассказ включает список проектов построек, составлен в первой половине 2021 года, и предваряется небольшим вступительным интервью.
Крыша «фестонами»
Бюро BIG представило проект транспортного узла для шведского города Вестерос: он свяжет разделенные железнодорожными путями части города.
Арктические опыты
СПбГАСУ совместно с Университетом Хоккайдо провел Международную летнюю архитектурную школу, посвященную Арктике. Показываем проекты, придуманные участниками для Териберки, Земли Франца-Иосифа и Кировска.
Поток и линии
Проекты вилл Степана Липгарта в стиле ар-деко демонстрируют технический символизм в сочетании с утонченной отсылкой к 1930-м. Один из проектов бумажный, остальные предназначены для конкретных заказчиков: топ-менеджера, коллекционера и девелопера.
Один раз увидеть
8 короткометражных документальных фильмов на околоархитектурные темы, в том числе: лондонская башня-кооператив 1970-х, японский скульптор Саграда-Фамилия, сборное жилье наших дней и подборка ярких архитектурных фрагментов из художественных лент последних 100 лет.
Проект для неопределенного будущего
Образовательный центр для детей с «органическим» садом и огородом в Мехико задуман как экономически самодостаточный и не просто ресурсоэффективный, а почти автономный. Кроме того, его можно разобрать и использовать все материалы повторно. Авторы проекта – бюро VERTEBRAL.
Лицо производства
«Тепличное хозяйство Ботаника» доверила архитекторам ту область, где они, как правило, востребованы наименьшим образом – территорию современного производственного комплекса, где обычно царят утилитарные, нормативные и недорогие решения.
Старые-новые арки
Напечатанный на 3D-принтере бетонный мост Striatus по проекту Zaha Hadid Architects и специалистов Высшей технической школы ETH Zürich благодаря своей традиционной сводчатой конструкции очень устойчив – в прямом и экологическом смысле.
Арт-трансформер
Art Barn, архив, хранилище работ и рисовальная студия британского скульптора Питера Рэндалла-Пейджа в холмах Девона, способен менять форму в зависимости от текущих нужд, а также сам себя обеспечивает электричеством. Автор проекта – Томас Рэндалл-Пейдж.
Тиана Плотникова: «Наша миссия – разработать user-friendly...
Говорим с основательницей стартапа Uflo – программы, помогающей конвертировать числовые данные в геометрию, о том, что побудило придумать проект, о карьере в крупных зарубежных компаниях и о страхах перед цифровыми технологиями
Связь с прошлым и будущим
Нидерландские мастерские Benthem Crouwel и West 8 выиграли конкурс на проект нового вокзала в Брно: этот архитектурный конкурс стал крупнейшим в истории Чехии.
Авторский надзор: мытьем да катаньем
Разговор на АрхПароходе 2021 со Стасом Горшуновым: о том, как ему удается добиваться качественной реализации проектов, какие проблемы приходится решать, когда жертвовать гонораром, а когда идти на компромиссы.
Образ прощания
Объект MAMA самарских архитекторов Дмитрия и Марии Храмовых стал единственным российским победителем конкурса фестиваля ландшафтных объектов SMACH2021, который проводится на северо-востоке Италии в Доломитовых Альпах.
Новое качество Личного
В Никола-Ленивце Калужской области в эти выходные проходит фестиваль Архстояние с темой «Личное». Главной постройкой фестиваля стал дом «Русское идеальное», спроектированный Сергеем Кузнецовым и реализованный компанией КРОСТ в короткие сроки. Рассматриваем дом и новые объекты Архстояния 2021.
«Место для всех»
Победителем международного конкурса на разработку концепции Приморской набережной в Сочи стал консорциум во главе с UNStudio.
Пресса: "Непостижимое решение". ЮНЕСКО отобрало у Ливерпуля...
ЮНЕСКО решило исключить Ливерпуль из своего Списка всемирного наследия, поскольку городские власти ведут активное строительство в районе доков и порта - архитектурного ансамбля, которое агентство ООН считало важнейшим памятником. В Ливерпуле такое решение называют "непостижимым" и надеются на его пересмотр.
Главный манифест конструктивизма
В Strelka Press выпущена основополагающая для отечественного авангарда книга Моисея Гинзбурга «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры» (1924): это совместный издательский проект Института «Стрелка» и Музея «Гараж». Публикуем главу «Конструкция и форма в архитектуре. Конструктивизм».
На берегу очень тихой реки
Проект благоустройства территории ЖК NOW в Нагатинской пойме выходит за рамки своих задач и напоминает скорее современный парк: с видовыми точками, набережной, разнообразными по настроению пространствами и продуманными сценариями «от 0 до 80».
Труд как добродетель
Вышла книга Леонтия Бенуа «Заметки о труде и о современной производительности вообще». Основная часть книги – дневниковые записи знаменитого петербургского архитектора Серебряного века, в которых автор без оглядки на коллег и заказчиков критикует современный ему архитектурно-строительный процесс. Написано – ну прямо как если бы сегодня. Книга – первое издание серии «Библиотека Диогена», затеянной главным редактором журнала «Проект Балтия» Владимиром Фроловым.
Стилисты села
Дизайн-код как способ привести небольшое поселение в порядок к юбилею или крупному событию: борьба с визуальным мусором, поиск духа места и унификация городских элементов.
Диалоги об образовании и карьере
Империалистический заказ и равнодушие к форме, необходимость доучить бывших студентов за свои деньги и скука формального обучения – дискуссия об архитектурном образовании на недавнем Архпароходе, как и многие разговоры на эту тему, местами была отмечена грустью, но не безнадежна и по-своему интересна. Публикуем выдержки из разговора, собранные одним из участников, архитектором и преподавателем Евгенией Репиной.