Тезисы доклада автора на одиннадцатой научной конференции Филевские чтения
Предметом сообщения являются иконы и иконостасы XVIII века, созданные в Киеве. Наличие даты и фиксированного происхождения было главным критерием отбора предмета для исследования. В докладе предлагается провести обзор памятников иконописи, исполненных в XVIII веке в Киеве, из музейных собраний Киева – Национального художественного музея Украины (НХМУ) и Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника (НКПИКЗ).
Первыми по хронологии в ряду датированных памятников киевской иконописи XVIII века идут иконы из иконостаса пещерной церкви Преподобного Варлаама Печерского на Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры. Церковь устроена в 1691 году митрополитом Киевским и бывшим настоятелем Лавры Варлаамом (Ясинским) на месте усыпальницы с мощами подвижника. Иконы из местного ряда старого деревянного резного иконостаса («Спаситель на престоле, с предстоящими святителями Иоанном Златоустом и Василием Великим», «Богородица Печерская, с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Печерскими», «Преподобный Варлаам, игумен Печерский, с житием» и «Преподобный Варлаам Хутынский, Иоанн Воин и преподобный Варлаам Печерский») находятся на северной стене подземной церкви. Иконы датируются временем постройки и освящения старого иконостаса церкви, то есть 1691 годом.
К живописной технологической и стилистической традиции XVII века примыкают также иконы 1700 года из иконостаса церкви во имя Воздвижения Честного Креста Господня на Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры («Господь Вседержитель», «Богородица Одигитрия», «Преподобный Антоний Печерский», «Преподобный Феодосий Печерский», «Воздвижение Честного Креста»). Церковь построена в 1700 году на средства полтавского полковника Павла Герцика и в том же году освящена Митрополитом Киевским Варлаамом Ясинским и Архимандритом Киево-Печерской Лавры Иосафам Кроковским. В 1769 году храм обновили и поставили в нем новый иконостас, изготовленный столяром мастерской Киево-Печерской Лавры Карпом Швериным по его же собственному рисунку. При возведении нового храма в 1769 году прежняя каменная Крестовоздвиженская церковь была перестроена и стала притвором. После перестройки церкви иконы находились на западной стороне нового иконостаса. С 1972 года и до настоящего времени иконы из старого иконостаса Крестовоздвиженской церкви хранятся в фондах НКПИКЗ. До наших дней в иконостасе Крестовоздвиженской церкви сохранились четыре иконы местного ряда, исполнение которых приписывают лаврскому иконописцу Захарию Голубовскому («Воздвижение Честного Креста», «Введение Богородицы во Храм», «Собор Преподобных Печерских святых», «Собор всех российских чудотворцев»), а так же десять икон на холстах – сюжеты страстного цикла, помещенные на обороте иконостаса («Сошествие Святого Духа на апостолов», «Евхаристия», «Омовение ног», «Несение креста», «Коронование терновым венцом», «Моление о чаше», «Бичевание», «Распятие», «Поцелуй Иуды», «Оплакивание Христа»). Остальные иконы иконостаса – местного, праздничного, страстного, цокольного и апостольского рядов – написаны в 1893-1895 годах.
Иконы 1769 года, находящиеся в местном ряду с лицевой стороны иконостаса, выполнены на деревянных досках в технике масляной живописи. По стилю они соответствует живописи станковой картины на религиозную тему. Иконографическими источниками служили как картины итальянских мастеров XV–XVII веков, так и чтимые образы из киевских церквей. Все сюжеты евангельской истории, изображенные художниками в картинах с оборота иконостаса Крестовоздвиженской церкви, имеют разработанную иконографию в европейском искусстве XVII столетия. Художники из живописной мастерской Киево-Печерской Лавры редко заимствовали композиции напрямую; в большинстве случаев, они давали творческую переработку иконографии сюжета. Технология, иконография и живописно-пластическая система изображений на картинах наследуют академической европейской манере живописи, и каждая из картин представляет собой полноценную историческую композицию. Датируются полотна с оборота иконостаса Крестовоздвиженской церкви 1780-ми годами.
В корпус произведений первой трети XVIII века входят иконы из праздничного ряда главного иконостаса Успенского собора (1719-1729) («Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Вход в Иерусалим», «Тайная вечеря», «Успение», «Вознесение»), иконы из иконостаса переднего притвора Собора («Дары Святого Духа. Разум», «Дары Святого Духа. Крепость», «Дары Святого Духа. Совет», «Таинства.
Миропомазание», «Таинства. Елееосвящение, «Таинства. Покаяние», «Таинства. Священство», «Таинства. Крещение»), а так же икона местного ряда «Собор преподобных Печерских Святых». Все иконы хранятся в коллекции НХМУ. Они распадаются на две совершенно разные по стилистике, технике и технологии группы. Иконы из праздничного ряда и местного ряда главного иконостаса исполнены в традиционной иконной технике письма, где красочный слой пишется темперными красками, в качестве подготовительного рисунка мастер использует графью, а в живописи ликов использована традиционная иконная послойная система написания ликов – санкирь, вохрение, подрумянка, белильные движки и описи деталей личнóго. Иконы из иконостаса притвора выполнены в масляной технике; изображение расположено на выпуклых плоскостях картушей, основа которых и резное обрамление выполнены в цельном массиве дерева. В живописи картушей из притвора графичность и гладкость традиционной иконной техники уступают место открытой и подвижной фактуре красочного слоя, состоящей из отдельных, объемных и выпуклых мазков чистого цвета. Такую разность образов внутри группы значительного количества икон возможно объяснить значительным разрывом во времени их написания и привлечением мастеров – носителей разных живописных традиций. Известно, что исполнение икон для главного иконостаса было заказано около 1719-1720-х годах черниговскому иконописцу Якиму Глинскому и священнику киевской церкви Николы Набережного Стефану Лубенскому (Лубенченко); позднее, в 1727 году, с тем же Якимом Глинским и с иконописцами (сотниками) из левобережных полков Черниговщины Григорием Стороженко, Антоном Троциной, Дмитрием Сорокой и Семеном Семерой был заключен контракт на исполнение икон еще для двух иконостасов – Иоанно-Богословского и Стефановского приделов. Наряду с черниговскими иконописцами над иконостасами работали киевские мастера, в том числе из мастерской Киево-Печерской лавры: Павел и Яков Поповичи, Никифор Маляр, Влас Пашинский, Теоктист Павловский, Алимпий Галик, Данило Глинский, Констанций Грек из Нежина. Возглавлял мастерскую Иоанн Максимович. В 1729 году была окончена установка иконостасов (главного и восьми придельных) и состоялось освящение церкви. Вероятно, иконы праздничного и местного ряды были написаны в самом начале работы над иконостасом, ориентировочно с 1719 и по 1725 год, и как следует из документов, черниговскими мастерами, а иконы притвора, напротив, созданы на завершающем этапе работы, вероятно, с 1725 и по 1729 год мастерами с Подола.
К массиву памятников первой трети XVIII века примыкают иконы из иконостаса Троицкой Надвратной церкви Киево-Печерской Лавры (1734-1735) (Местный ряд – «Троица Ветхозаветная», «Христос Вседержитель», «Богоматерь Братская», «Сошествие Святого Духа на апостолов», «Спас Нерукотворный», «Архангел Гавриил», «Преподобный Антоний Печерский», «Архангел Михаил», «Преподобный Феодосий Печерский»; цокольный ряд – «Исцеление расслабленного», «Жертвоприношение Авраама», «Видение преподобного Антония Печерского», «Богоматерь Живоносный источник», «Бегство Лота», «Видение преподобного Феодосия Печерского»; праздничный ряд – «Тайная вечеря»; деисуснй ряд – «Бог Отец и Бог Сын», «Иоанн Креститель», «Апостол Павел», «Апостол Иаков Алфеев», «Апостол Иуда (Фаддей)», «Апостол Филипп», «Апостол Иоанн Богослов», «Апостол Иаков Зеведеев», «Богоматерь», «Апостол Матфей», «Апостол Петр», «Апостол Андрей Первозванный», «Апостол Варфоломей», «Апостол Фома», «Апостол Симон Зилот»; пророческий ряд – «Святой Дух», «Праматерь Ева», «Первосвященник Захария», «Пророки Иаков и Исайя», «Пророк Иеремия», «Пророки Наум и Аввакум», «Праотец Адам», «Первосвященник Аарон», «Пророки Давид и Гедеон», «Пророк Моисей», «Пророки Даниил и Иезекииль»). Иконы на холстах с оборотной стороны иконостаса хранятся в фондах НКПИКЗ («Встреча Авраама и Мельхиседека», «Распятие», «Исцеление кровоточивой жены», «Воскресение Христово», «Сошествие Святого Духа», «Явление Христа ученикам по дороге в Эммаус»). Пять икон из праздничного ряда иконостаса, ранее считавшихся утерянными, удалось атрибутировать в процессе исследования. Это иконы «Рождество Богородицы», «Рождество Христово», «Обрезание», «Богоявление» и «Вознесение», хранящиеся в фондах НКПИКЗ. Конгломерат традиций и манер, собранных в живописном ансамбле иконостаса Троицкой надвратной церкви, как нельзя лучше отражает художественную среду Киева XVIII века. В технике традиционного иконного письма выполнены иконы местного ряда и изображения на северных и южных вратах. Иконы цокольного и праздничных рядов исполнены письмом более «живописным». Плотный слой масляной краски a la prima, отсутствие золота и общий очень сдержанный, хотя и мягкий, по общему тону колорит, использование декораций и пейзажей, заимствованных с итальянских картин, подчеркивают земную сущность событий Ветхого Завета.
Следом, спустя десятилетие, появляется иконостас церкви Всех Святых на Экономических воротах Киево-Печерской Лавры (1741). В иконостасе сохранились шесть икон цокольного ряда («Иоанн Предтеча», «Встреча Марии и Елизаветы», «Ковчег Завета», «Да светит всем иже в храмене суть», «Чудесный улов», «Две маслины перед Богом земли стояща», «Духовная аптека»), две иконы праздничного ряда («Сретение Господне» и «Воскрешение Лазаря»), пять икон праотеческого ряда («Собор Архистратига Михаила и Всех Небесных Сил бесплотных», «Лик мучеников», «Лик мучениц», «Лик Патриархов», «Лик Праотцев», «Лик Царей» и «Лик Святителей), икона над царскими вратами с изображением Спаса Нерукотворного и изображения на створках северных и южных врат Князя Владимира и Царя Константина. Известно, что в 1741 году резчики лаврской мастерской закончили работу над трехъярусным иконостасом, надо полагать, что тогда же были уставлены и закреплены иконы. Анализ иконографии и стилистики сохранившихся произведений дает возможность говорить об иконах иконостаса церкви Всех Святых как о еще одном датированном и бесспорном памятники художественной школы Киево-Печерской Лавры. Рисунок фигур Богородицы с Младенцем, Христа, Князя Владимира и Князя Константина, Архистратига Михаила находят прямые аналогии в рисунках учеников Лаврской школы.
Исследуя памятники иконописи иконостаса Собора Софии Киевской (1731-1754), отметим некую стилистическую компилятивность ансамбля. Иконы центральной части иконостаса («Христос Вседержитель», «Богородица с Младенцем», «Иерархи Веры», «София Премудрость Божия») обнаруживают сходство с памятниками, вышедшими из иконописной мастерской Киево-Печерской Лавры на рубеже XVII - XVIII веков и первой трети XVIII века. Иконы жертвенника и дьяконника («Иоанн Богослов», «Богородица Симеоново Проречение», «Тайная вечеря», «Зачатие Пресвятой Богородицы», «Рождество Богородицы», «Собор Богородицы»), сохраняя сущностные посылки образа, являются уже самостоятельными станковыми произведениями на религиозную тему. Но, если жанровая интонация исполнения икон приделов отсылает к произведениям академического направления, то композиционное решение свидетельствует о пребывании мастера в «иконной», не академической, среде. В соответствии с правилами о последовательности исполнения живописных работ и по устоявшимся нормам работы в мастерской, когда основную часть ансамбля выполняли мастера более опытные, а периферийные части – более молодые, с большей вероятностью можно предположить датировку каждой из групп икон. Иконы местного и цокольного ряда иконостаса были созданы мастерами консервативного направления, вероятно, иконописцами Киево-Печерской Лавры, в самом начале работы над ансамблем при митрополите Рафаиле Заборовском, ориентировочно, в 1731-1747 годах. Иконы жертвенника и дьяконника следует отнести уже ко времени митрополита Тимофея Щербацкого (1747-1754) и приписать их исполнение мастерам «кафедральной Софийской малярни».
Тридцать девять образов для лицевой стороны иконостаса Андреевской церкви (1751-1752) были написаны в Петербурге в 1751–1752 годах петербургскими и московскими живописцами «живописной команды Канцелярии от Строений» И. Вишняковым («Богоматерь с младенцем»), А. Антроповым («Тайная вечеря» и «Успение Богородицы»), А. Бельским, И. Фирсовым, П. Семеновым, А. Поспеловым («Христос Великий Архиерей на престоле»). Иконы для оборота иконостаса – сцены из Ветхозаветной истории и композиция «Поклонение земных царей Царю Небесному» – были выполнены в 1754 году украинскими живописцам из Козельца И. Чайковским и И. Роменским. Все иконы, как лицевой, так и оборотной стороны иконостаса исполнены на холстах и представляют собой полноценные исторические картины на религиозные сюжеты.
Третья четверть XVIII века представлена памятниками лаврской художественной школы – иконами из иконостаса церкви Преподобного Феодосия Печерского на Дальних пещерах (1760-1762). Роспись иконостаса осуществлена группой «молодиков» лаврской иконописной мастерской под наблюдением ее начальника монаха Владимира в 1760-х годах. Стиль и технология лаврской школы иконописи, которые наблюдаются в памятниках с конца XVII века, не претерпели здесь существенных изменений. Медная, позолоченная иконостасная «стена», украшенная изысканейшей чеканкой, сияет как драгоценная оправа. Живопись сдержана по колориту, доминирующим цветом в красочной гамме является киноварь. Золото нимбов, вспыхивающих как блики, озаряет некоторую сумрачность, присущую «пещерной» живописи. Лики аскетичны и по-прежнему пишутся с «греческих» образцов. Иконография памятника типичная «лаврская» - изображения на иконах Царей и Пророков и «На аспида и василиска наступиши и попереши» исполнены с «кужбушек».
Обзор иконостасных комплексов Киева XVIII века завершает иконостас церкви Рождества Христова на Дальних пещерах Киево-Печерской лавры (1801-1802). «Иконостас медной чрез огонь вызолоченной» появился в церкви в январе 1803 года. Скромный по размерам, он имеет три ряда икон. В местном ряду находятся следующие иконы: «Спаситель, сидящий на облаках», «Богоматерь с Младенцем, сидящая на облаках», «Рождество Христово», «Архидиакон Стефан» (дверь в жертвенник). В цокольном ряду на медных досках изображены символические композиции: «Свет во тьме светится и тма его не объят», «Радуйся, звездо являющая солнце», «Радуйся, звездо Иаковля, Варлаамом пророкованная». Над Царскими вратами изображена Троица, а по сторонам – пророки и апостолы. Живопись икон продолжает то стилистическе направления, которое зародилось в мастерских Киево-Печерской Лавры еще во второй половине XVII века – это живописная традиция, которая имела свой параллельный путь развития рядом с традиционной иконописью.
|