Автор текста:
А.С. Преображенский

Изображения безымянных молящихся на иконах последней трети XVII века

Тезисы доклада автора на одиннадцатой научной конференции Филевские чтения

0 На фоне многочисленных русских икон XVII столетия, изображающих Христа или Богоматерь в окружении предстоящих и припадающих персонажей, выделяется очень небольшая, но показательная группа произведений, в которых молящиеся святые заменены одной или двумя фигурами безымянных мирян. Наиболее известным примером композиций такого рода является икона архангела Михаила письма Симона Ушакова (1676, ГТГ) с помещенным в левом нижнем углу, под сенью ангельских крыльев, изображением смиренно молящегося юноши. Его взгляд и жест обращены не только к архангелу Михаилу, но и к «гризайлевым» фигурам святых – царя Константина и Феодора Стратилата. Все эти изображения в сочетании с датой произведения и именем иконописца делают вероятной версию о связи памятника с восшедшим в 1676 году на престол царем Феодором Алексеевичем. Однако облик юноши (в частности, его подчеркнуто скромная одежда) и отсутствие идентифицирующей надписи указывают на то, что это не портрет конкретного заказчика, а обобщенный образ человека, который, пребывая в земном мире, за свое смирение и глубокую веру удостаивается явления обитателей мира горнего. С этим человеком может идентифицировать себя любой молящийся перед иконой – и ее заказчик, и последующие владельцы.

Аналогичные функции, но уже для более широкой аудитории, выполняют фигуры молящихся на иконе Богоматери с Младенцем конца XVII века из Воскресенской церкви в Ярославле (ЯХМ; в немногочисленных публикациях именуется образом Богоматери Всех скорбящих Радость и датируется началом XVIII века). Богородица, спускающаяся на облаке с небес, протягивает золотой венец стоящему длиннобородому человеку в простой рубахе и коленопреклоненному короткобородому человеку в роскошной шубе. Одна из надписей в картушах – тропарь «Под Твою милость прибегаем» – воспринимается как молитвенное прошение, произносимое этими молящимися. Несмотря на известную русификацию одежд, они, безусловно, не являются заказчиками иконы или иными историческими лицами. Это совокупный, но в то же время допускающий персональную трактовку образ человечества – не фигура одного-единственного молящегося, но и не толпа верующих. Хотя оба припадающих в сопровождающей надписи определены как «людиеблагочестивии», здесь явно акцентируется разница социального статуса «убогого», вступающего в диалог с Богородицей и принимающего венец, и «богатого», не дерзающего поднять на Нее глаза. Эта оппозиция на визуальном уровне вызывает прямые ассоциации с другими бинарными сценами, распространенными в искусстве позднего Средневековья – изображениями кончины праведника и грешника, иллюстрациями евангельских притч о мытаре и фарисее или о сучке и бревне. Икона кажется зримым свидетельством особой близости к Богу скорбящих и убогих, но не лишает надежды на спасение и их социальных антагонистов, требуя от них искренней веры и покаянных молитв.

Третий, более конкретный в сюжетном отношении вариант трактовки этой темы представлен иконой из местного ряда иконостаса собора Покровского монастыря в Суздале, известной под названием «Богоматерь Испанская» (1686., ГВСМЗ). Она представляет собой обычное тронное изображение Богоматери с Младенцем, дополненное фигурой коленопреклоненного человека, который принимает спадающую с ноги Богородицы туфлю. Лик молящегося может показаться почти портретным, однако пространный текст в картуше говорит о том, что это литературный персонаж – «убогий» из «Кантабрии гишпанской», который после молитвы перед чудотворным образом получил от Богоматери приложенный к иконе «златый сапог», был осужден на казнь по обвинению в его краже, но, еще раз помолившись Богородице, получил от нее и второй сапог, что стало доказательством его невиновности. Источник этой композиции, очевидно, имеющий западное происхождение, пока не установлен. Однако ясно, что по желанию заказчика (суздальского митрополита Иллариона?) сюжет был сознательно трактован не в повествовательном ключе, как сцена молитвы перед образом (ср. более поздние изображения Богоматери Нечаянная Радость), но как композиция, которая, подобно уже упомянутым иконам, соединяет фигуры молящегося и адресата его молитвы в общем пространстве. Несмотря на торжественный характер традиционной иконографической схемы, выбранный вариант наглядно показывает возможность прямого контакта между верующим и Богородицей. Изображение «убогого» проецируется на личность отсутствующего заказчика, наделяя ее важными для него качествами, но, поскольку речь идет о крупном местном образе и фигуре «простеца», эти качества предъявляются широкому кругу зрителей как идеальные и актуальные для всех. Сюжетная конкретность суздальской иконы делает более понятными идеи, лежащие в основе икон из Москвы и Ярославля, позволяя думать, что эти композиции воспринимались не только умозрительные образы заступничества свыше, но и как сцены, подводящие итог достоверных историй, которые не показаны зрителю полностью, однако легко поддаются реконструкции и соотносятся с реалиями жизни верующего.

Таким образом, все эти памятники, обладая своими индивидуальными нюансами, демонстрируют один и тот же идеал, олицетворяемый фигурами молящихся «убогих» и «нищих». Это человек как таковой, с его греховной природой и «боголюбием», смиренно молящийся и потому удостаиваемый спасения в первую очередь. Отражая личное эмоциональное состояние заказчиков, подобные фигуры предлагались общине верующих, но не для коллективного, а для индивидуального восприятия и подражания. Смысловой контекст столь редких для русского искусства композиций, помимо западных произведений, образован довольно широким кругом сюжетов, свидетельствующих об актуальности и взаимосвязи темы чудесного в повседневном и персонального спасения. Это сцены чудес, подобные «Явлению Богоматери понормарю Юрышу» и сюжетам росписи галерей церкви Иоанна Предтечи в Толчкове, нравоучительные миниатюры Синодиков, посвященные теме спасения или посмертной кары, а также появившиеся в последней трети XVII века новые богородичные иконографии (Всех скорбящих Радость, Живоносный источник), которые включают не идеальные образы христиан, составляющих земную Церковь, а множество фигур «убогих», избавляемых от вполне определенных несчастий. Вместе с тем рассмотренные иконы родственны и более традиционным композициям с молящимися святыми, которые, в конечном счете, продолжают традицию донаторского портрета, в том числе – распространенным именно в XVII веке изображениям евангельских жен, дерзновенно припадающих к стопам Спасителя. И эти жены, и безымянные миряне, в отличие от святых, воспринимались не как заступники, а как alter ego молящихся, в том числе заказчиков, отчасти замещая почти отсутствовавшие в русской практике донаторские изображения, а отчасти – реагируя на попытки возрождения этой традиции, заметные по отдельным памятникам второй половины XVII века.

13 Февраля 2013

Автор текста:

А.С. Преображенский
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Технологии и материалы
Как укладка металлических бордюров влияет на дизайн...
Любой дизайн можно испортить неаккуратной работой, особенно если в отделке помещения участвует металлический бордюр. Он способен внести в интерьер утончённость, а может закапризничать в неумелых руках и подчеркнуть кривизну укладки отделочного материала. Как правильно устанавливать металлические бордюры, чтобы дизайнеру было проще контролировать исполнителя и не пришлось краснеть перед заказчиком?
Больше воздуха
Cтеклянные навесы и павильоны Solarlux расширяют пространство загородного дома, позволяя наслаждаться ландшафтом в любое время года и суток.
Испытание пространством и временем
Цифровая эпоха приучает к быстрым переменам. То, что еще вчера находилось в авангарде технологического прогресса, сегодня может безнадежно устареть. Множество продуктов создается под сиюминутные потребности, потому, что завтрашний день открывает новые горизонты возможностей. И в этом смысле архитектура остается неким символом здорового консерватизма
Тенденции в освещении жилых комплексов
Современные тенденции в строительстве жилых комплексов таковы, что застройщик использует качественный свет для освещения мест общего пользования даже на объектах эконом класса и среднего ценового сегмента. Это необходимо, чтобы у покупателя возникло желание купить квартиру именно в данном ЖК. Каким образом реализовать эту задумку, мы разберем в этой статье.
Ясное небо от AkzoNobel
Рассказываем про ключевой цвет Dulux 2022 – им назван воздушный и нежный светло-голубой оттенок «Ясное небо» (14BB 55/113), призванный стать «глотком свежего воздуха», символом перемен и свободы.
Rehau для особенных архитектурных решений
Самые популярные на европейском рынке пластиковые окна – это не только шумоизоляция и теплосбережение, но и стильный дизайн с богатой палитрой оттенков, разнообразием фактур и индивидуальными решениями.
Гуляют все!
Как сделать уличную площадку интересной для разных категорий горожан, знает компания Lappset: мини-футбол и паркур для подростков, эффективные тренировки для взрослых и развитие координации движений для пожилых.
Корабль на берегу города
Образ двух глядящихся друг в друга озер; или космического паруса, наводящего тень и освещающего одновременно; или корабля, соединяющего город и бухту; все это – здание Центра культуры и конгрессов в Люцерне. А материальность этому метафорическому плаванию обеспечивают серебристые сверхлегкие сотовые панели ALUCORE ®.
Каменная речка
Компания Zabor Modern представляет технологию ограждения без столбов и фундамента, которая позволяет экономить на монтаже и добиваться высоких эстетических решений.
«ОРТОСТ-ФАСАД»: мы знаем фасады от «А» до «Я»
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» завершила выполнение работ по проектированию, изготовлению и монтажу уникальной подсистемы и фасадных панелей с интегрированным клинкерным кирпичом на ЖК «Садовые кварталы».
Тектоника, фактура, надежность: за что мы любим кирпичные...
У многих вещей есть свой канонический образ, так кирпич обычно ассоциируется с однотонной кладкой терракотового цвета. Однако новый, третий по счету, выпуск каталога облицовочного кирпича Terca полностью разрушает стереотипы. Представленные в нем образцы настолько многочисленно-разнообразны, что для путешествия по страницам каталога читателю потребуется свой Вергилий. Отчасти выполняя его функцию, расскажем о трёх, по нашему мнению, самых интересных и привлекательных видах кирпича из этого каталога.
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Хорошо забытое старое
Что можно почерпнуть из дореволюционных книг современному заказчику и производителю кирпича? Рассказывает директор компании «Кирилл» Дмитрий Самылин.
Сейчас на главной
Серебряная хижина
Интровертный дом от SA lab со ставнями и рассчитанном алгоритмами окном в кровле дает возможность для уединения и созерцательного отдыха.
Альпийские луга на крышах
Бюро Benthem Crouwel выиграло конкурс на проект многофункционального комплекса в Праге: на кровлях планируется воспроизвести флору горных массивов Чехии.
Отель на понтонах
Инициативный проект Антона Кочуркина и Аллы Чубаровой представляет собой модульный отель на понтонных – или бетонных – платформах. Группы модулей могут складываться в любые рисунки.
«Открытый город»: Археология будущего
Начинаем публиковать проекты воркшопов «Открытого города» 2021 – фестиваля архитектурного образования, который ежегодно проводит Москомархитектура. Первый проект – Археология будущего, курировали Даниил Никишин, Михаил Бейлин / Citizenstudio.
Третья ипостась Билярска
Проект-победитель конкурса Малых городов: культурно-рекреационный кластер, деликатно вписанный в ландшафт заповедника, который расширяет пространство паломнического центра «Святой ключ» неподалеку от древней столицы Волжской Булгарии.
«Маленькие миры»
Жилой комплекс в Кортрейке для молодых пациентов с ранней деменцией и пожилых людей, переживших инсульт или же страдающих соматоформными расстройствами, воплощает собой концепцию «невидимой заботы». Авторы проекта – Studio Jan Vermeulen совместно с Tom Thys Architecten.
Непрерывность путей
Квартал 5B по проекту бюро Raum в Нанте соединяет офисы и мастерские железнодорожной компании, городской паркинг и доступное жилье.
Растворение с углублением
Обнародован проект реконструкции Шестигранника Жолтовского для Музея современного искусства «Гараж». Его авторы – знаменитое японское бюро SANAA, известное крайней тонкостью решений и интересом к современному искусству. Проект предполагает появление под павильоном подземного пространства с большим безопорным выставочным залом и хранением, а также максимально возможную проницаемость верхней части здания.
Таежными тропами
Благоустройство живописного, но труднодоступного маршрута в пермском заповеднике Басеги призвано помочь туристам во время восхождения как физически, предоставляя места для отдыха и обогрева, так и духовно, открывая самые красивые места без ущерба для экосистемы.
Парковый узел
Проект «Супер-парка Яуза» предлагает связать несколько известных парков на северо-востоке Москвы велопешеходным и беговым маршрутом, улучшив проницаемость этой части города и, кроме того, соединив части двух крупных туристических маршрутов Москвы и Подмосковья. Это своего рода проект-шарнир.
Город-впечатление
Проект-победитель конкурса Малых городов для Мосальска предполагает создание цепочки разнообразных пространств, которые привлекут туристов и сделают досуг горожан более насыщенным.
Ритмическое соответствие
Дом первой очереди проекта Ленинский, 38 – светлая пластина, вытянутая в глубине участка параллельно проспекту – можно рассматривать как пример баланса контекстуальной уместности и пластической, также как и фактурной, детализации, организованной сложным, но достаточно строгим ритмом.
Стереоскопичность и непрагматичность
Экспозиционный дизайн, реализованный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки, которая справедливо претендует на роль главного художественного события года, активно реагирует на ее содержание и даже интерпретирует его, буквально вылепливая в залах ГТГ «пространство Врубеля». Разбираемся, как оно выстроено и почему.
Дом среди холмов
Вилла на юге Португалии по проекту бюро Promontorio и Жуана Краву – архетипическое огражденное пространство среди ландшафта.
Спасение Саут-стрит глазами Дениз Скотт Браун
Любое радикальное вмешательство в городскую ткань всегда вызывает споры. Джереми Эрик Тененбаум – директор по маркетингу компании VSBA Architects & Planners, писатель, художник, преподаватель, а также куратор выставки Дениз Скотт Браун «Wayward Eye» на Венецианской биеннале – об истории масштабного проекта реконструкции Филадельфии, социальной ответственности архитектора, балансе интересов и праве жителей на свое место в городе.
Когда стемнеет
Проект-победитель конкурса Малых городов предлагает подчеркнуть двойственный характер Гурьевского парка и сделать его интересным для посещения в вечернее время.
Злободневное
Megabudka опубликовали в инстаграме собственный «проект капитального ремонта здания ТАСС» – в виде небоскреба. Такого рода полезные шутки становятся распространенными; но в данном случае ироническое предложение перекликается не только с актуальной московской повесткой, но и с историей места.
Укорененный музей
В Гонконге открылся музей M+ по проекту архитекторов Herzog & de Meuron – флагманский проект нового Культурного района Западного Коулуна.
Небоскреб на биомассе
В ходе Конференции ООН по изменению климата в Глазго архитекторы SOM представили проект Urban Sequoia – небоскреба, поглощающего CO2 из атмосферы.
Эконом-вилла
Доступный, просторный и эстетичный каркасный дом от бюро ISAEV architects предназначен для отдыха от города и созерцания природы.
Солнце встает над Амуром
В компактном и эффективном с точки зрения планировок аэропорту Хабаровска немецкое бюро WP|ARC обыгрывает тему речной волны и света и добавляет капельку иронии в виде белого медведя.
Звезды для Черемушек
Победитель закрытого конкурса на ЖК Кржижановского, 31, «звездное» голландское бюро UNStudio, был объявлен 9 ноября. Мы попросили у организаторов дополнительные материалы и рассказываем о проекте несколько подробнее, чем это было сделано ранее. С планами и схемами.
Нюансы сохранения
Как взаимодействуют фандрайзинг и помощь благотворительных фондов при сохранении наследия – рассказывает Роман Ушаков, координатор фонда «Внимание», спикер фестиваля архитектурного образования и карьеры «Открытый город 2021», организованного Москомархитектурой.