Автор текста:
Е.О. Мирошина

Искусство XVII века как источник вдохновения и образец в поиске новых стилизаций для монументальной церковной живописи рубежа XIX–XX столетий

Тезисы доклада автора на одиннадцатой научной конференции Филевские чтения

Рубеж XIX – XX столетий в России, несмотря на сложности общественно-политического характера, явился периодом расцвета культуры. В этом временном отрезке нашли отражение как духовные, эстетические искания того противоречивого времени, так и осмысление обществом своей национальной культуры и, следовательно, возросший интерес к отечественному искусству прошлых веков, в частности, к искусству XVII столетия. Искусство XVII века, как и искусство конца XIX – начала XX веков формировалось в особых исторических условиях, поэтому оба эти периода характеризуются общими настроениями, которые, в свою очередь, являются предпосылками для формирования тех или иных предпочтений в искусстве.

Целью данного сообщения является выявление тенденций, характерных для искусства XVII века в программах монументальной церковной живописи конца XIX – начала XX века («эпохи модерна»).
Нашей задачей является исследовать особенности взаимодействия и синтеза мотивов искусства XVII века с новаторскими чертами в монументальном церковном искусстве конца XIX - начала XX веков. Также к ряду задач относится раскрытие синтеза богословских идей, семантических закономерностей в контексте художественных традиций XVII столетия и эстетического поиска художников-монументалистов конца XIX – начала XX столетия, исследование выбора тем для храмовых программ росписей монументальной церковной живописи «эпохи модерна», использующих в своей основе мотивы искусства XVII века. В процессе исследования выявлялись особенности приёмов и техник, живописно-пластических решений, используемых художниками для создания храмовых живописных программ различных памятников.
Наиболее подробно рассматривается тема эсхатологии, как одна из знаковых и объединяющих в искусстве монументальных росписей двух исторических периодов.

Объектами исследования в данной теме послужили монументальные росписи соборов и храмов различных областей России.

В нашем докладе рассматриваются церковные здания, монументальная живопись которых является одним из ярчайших примеров многообразия стилистических направлений рубежа XIX – XX столетий. Для её создания активно использовались в качестве источника вдохновения и непосредственно росписи храмов, иконопись и отдельные мотивы различных видов декоративно-прикладного искусства XVII века. Нужно отметить, что исследований, посвященных монументальной церковной живописи конца XIX – начала XX века в различных областях России, чрезвычайно мало, огромная часть памятников была уничтожена, а оставшиесяпо ряду причин были просто недоступны для изучения.

Для исследования данной темы изучались храмовые программы росписей как в целом, так и отдельные композиции какого-либо памятника. Изучение отдельных композиций особенно актуально и необходимо для храмов, находящихся в руинированном состоянии, в которых фрагментарно сохранились монументальные росписи.

Автор, рассматривая уже известные широкому кругу исследователей и любителей русского искусства монументальные росписи В.М. Васнецова и М.В. Нестерова, живопись которых повторялась во многих храмах и стала эталоном для художников-монументалистов рубежа эпох, особенное внимание уделяет памятникам, которые были введены им в научный оборот: Иверский собор Николо-Перервинского монастыря в Москве, соборный храм Великомученика Пантелеймона на Новом Афоне, храм св. Иоанна Богослова в селе Богословское (Тульская обл), храм святителя Николая в Ялмонте, церковь Троицы Живоначальнойв селе Елино (Рязанская обл), церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Клин-Бельдине (Московская обл).

Являясь художником-рестаратором, автор доклада принимала активное участие в реставрации росписей Иверского собора Николо-Перервинского монастыря в Москве, что позволило более детально изучить монументальную живопись собора.

В контексте искусства XVII столетия перечисленные выше памятники рассматриваются впервые. Впервые вводится в научный оборот монументальная живопись храма Живоначальной Троицы при бывшем приюте Бахрушиных.

Помимо натурного обследования памятнико для исследования проблемы приобщён архивный фотоматериал утраченных росписей, позволяющий воссоздать целостную картину разнообразия монументальной храмовой живописи конца XIX –начала XX веков.

Особая роль в период рубежа XIX –XX столетий отводилась художнику как творцу – многиеиз них были не просто практикующими живописцами, но ещё и учёными, коллекционерами, реставраторами, членами Исторических и Археологических обществ. Важным становится то, что на рубеже эпох происходит становление искусствоведения как науки. Эти аспекты нашли своё отражение в творчестве мастеров «эпохи модерна», послужив важным стимулом к изучению и пониманию искусства прошлых времён, в частности, ярчайшего и неоднозначного XVII века, что позволило не просто копировать произведения из той эпохи, а использовать их как источник вдохновения и образец для создания новых ярких стилизации в монументальной церковной живописи рубежа XIX –XX столетий.

12 Февраля 2013

Автор текста:

Е.О. Мирошина
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Технологии и материалы
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Сейчас на главной
Гипер-крыша и гипер-земля
Dominique Perrault Architecture и Zhubo Design Co выиграли конкурс на проект Института дизайна и инноваций в Шэньчжэне: его главное здание напоминает мост длиной более 700 метров.
Парк Швейцария
Проект парка «Швейцария» в Нижнем Новгороде, созданный достаточно молодым, но известным и международным бюро KOSMOS, вызвал в городе много споров и даже протестов, настолько острых, что попытка провести на нашей платформе профессиональное обсуждение тоже не удалась. Публикуем проект как есть.
Районные ряды
Один из вариантов общественного пространства шаговой доступности, способного заменить ушедшие в прошлое дома культуры.
Пресса: Вальтер Гропиус и Bauhaus: трансформация жизни в фабрику
Это школа искусства (с Василием Кандинским в роли профессора), скульптуры, дизайна (где он, собственно, и был изобретен как самостоятельная деятельность), театра — Баухауc не сводится к архитектуре. Но в архитектуре Баухауса можно выделить три этапа развития утопии
Территория детства
Проект образовательного комплекса в составе второй очереди застройки «Испанских кварталов» разработан архитектурным бюро ASADOV. В основе проекта – идея создания дружелюбной и открытой среды, которая сама по себе воспитывает и формирует личность ребенка.
Новая идентичность
Среди призеров конкурса на концепцию застройки бывшей промышленной территории в чешском городе Наход – российское бюро Leto architects. Представляем все три проекта-победителя.
Человек в большом городе
В проекте масштабного жилого комплекса архитекторы GAFA сделали акцент на двух видах общественного пространства: шумных улицах с кафе и магазинами – и максимально природном, визуально изолированном от города дворе. То и другое, работая на контрасте, должно сделать жизнь обитателей ЖК EVER насыщенной и разнообразной.
Энди Сноу: «Моя цель – соединить в архитектуре рациональное...
Английский архитектор Энди Сноу стал главным архитектором проектной компании GENPRO. Постройки Энди Сноу в Великобритании, выполненные в составе известных бюро, отмечены международными наградами. В России архитектор принимал участие в проектировании БЦ «Фабрика Станиславского», ЖК iLove и БЦ AFI2B на 2-й Брестской. Энди Сноу сравнил строительную ситуацию в России и Великобритании и поделился своим видением архитектурных перспектив России.
Живой рост
Масштабный жилой комплекс AFI PARK Воронцовский на юго-западе Москвы состоит из четырех башен, дома-пластины и здания детского сада. Причем пластика жилых домов – активна, они, как кажется, растут на глазах, реагируя на природное окружение, прежде всего открывая виды на соседний парк. А детский сад мил и лиричен, как сахарный домик.
Бюро Никола-Ленивец: «Мы не решаем проблемы, а раскрываем...
Иван Полисский и Юлия Бычкова, управляющие партнеры Бюро Никола-Ленивец – о том, какие проблемы решает социокультурное проектирование, как развивать территории с помощью искусства и почему нельзя в каждом регионе создать свой Никола-Ленивец.
Из кино в метро
Трансформация советского кинотеатра «Ереван» в Единый диспетчерский центр метрополитена: параметрические фасады, медиаэкраны и центр мониторинга в бывшем зрительном зале.
86 арок
В жилом комплексе Westbeat по проекту бюро Studioninedots на западе Амстердама обширный подиум вмещает многофункциональное общественное и коммерческое пространство для нужд жителей района.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
Модульный «Круг»
Комплекс The Circle по проекту бюро Riken Yamamoto & Field Shop в аэропорту Цюриха соединяет в себе, как в маленьком городе, офисы, магазины, клинику, отель и конференц-центр.
Стеклянный шар, золотой цилиндр
В Лос-Анджелесе завершено строительство музея Киноакадемии по проекту Ренцо Пьяно и его бюро RPBW: основой проекта стал универмаг в стиле ар деко. Открытие запланировано на эту осень.
Ценность подиума
В китайской штаб-квартире компании Schindler в Шанхае по проекту Neri&Hu проблема разобщенности производственных и офисных корпусов решена с помощью выразительного подиума.
Ажур и резьба
Жилой комплекс в Уфе с мостиком-эспланадой, разнообразными балконами и декором, имитирующим деревянные наличники. Дом отмечен Золотым знаком Зодчества-2020.
Фрагменты Тулузы
Новое здание школы экономики по проекту бюро Grafton продолжает богатые кирпичные традиции Тулузы, благодаря которым ее называют «Розовым городом».
Чтение на «ковре-самолете»
Историческая библиотека университета Граца получила «надстройку» с 20-метровым консольным выносом по проекту Atelier Thomas Pucher: там разместились читальные залы.
Масштаб 1:1
Пять разноплановых объектов бюро «А.Лен», снятых на квадрокоптер: что нового может рассказать съемка с высоты.
Сицилийские горизонты
Выбранный по итогам международного конкурса проект административного комплекса области Сицилия в Палермо задуман как ансамбль из дерева и стали с садом на шестом этаже.
Пресса: Модернизированная сельская идиллия: Джозеф Ганди...
В 1805 году британский архитектор Джозеф Майкл Ганди опубликовал две книги, «Проекты коттеджей, коттеджных ферм и других сельских построек» и «Сельский архитектор». Этот жанр — сборники проектов сельских домов — среди архитекторов уважением не пользуется, люди строили и сейчас строят такие дома без помощи архитектора. Немногие числят Ганди в истории архитектурной утопии, из недавно опубликованных назову прекрасную книгу Тессы Моррисон «Утопические города 1460–1900». Но, видимо, именно с Ганди начинается особая линия новоевропейской утопии — утопии сельской жизни
Музей в «холодной куртке»
Корпус Киндер Хьюстонского музея изобразительных искусств по проекту Steven Holl Architects: фасады из полупрозрачного стекла отражают 70% солнечного жара.
Красный дом
В районе Новослободской появился Maison Rouge – комплекс апартаментов по проекту ADM, который продолжает начатую БЦ «Атмосфера» волну обновления квартала в сторону улицы Палиха