Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

12.02.2013

Искусство XVII века как источник вдохновения и образец в поиске новых стилизаций для монументальной церковной живописи рубежа XIX–XX столетий

стр. 52-54

Тезисы доклада автора на одиннадцатой научной конференции Филевские чтения

Рубеж XIX – XX столетий в России, несмотря на сложности общественно-политического характера, явился периодом расцвета культуры. В этом временном отрезке нашли отражение как духовные, эстетические искания того противоречивого времени, так и осмысление обществом своей национальной культуры и, следовательно, возросший интерес к отечественному искусству прошлых веков, в частности, к искусству XVII столетия. Искусство XVII века, как и искусство конца XIX – начала XX веков формировалось в особых исторических условиях, поэтому оба эти периода характеризуются общими настроениями, которые, в свою очередь, являются предпосылками для формирования тех или иных предпочтений в искусстве.

Целью данного сообщения является выявление тенденций, характерных для искусства XVII века в программах монументальной церковной живописи конца XIX – начала XX века («эпохи модерна»).
Нашей задачей является исследовать особенности взаимодействия и синтеза мотивов искусства XVII века с новаторскими чертами в монументальном церковном искусстве конца XIX - начала XX веков. Также к ряду задач относится раскрытие синтеза богословских идей, семантических закономерностей в контексте художественных традиций XVII столетия и эстетического поиска художников-монументалистов конца XIX – начала XX столетия, исследование выбора тем для храмовых программ росписей монументальной церковной живописи «эпохи модерна», использующих в своей основе мотивы искусства XVII века. В процессе исследования выявлялись особенности приёмов и техник, живописно-пластических решений, используемых художниками для создания храмовых живописных программ различных памятников.
Наиболее подробно рассматривается тема эсхатологии, как одна из знаковых и объединяющих в искусстве монументальных росписей двух исторических периодов.

Объектами исследования в данной теме послужили монументальные росписи соборов и храмов различных областей России.

В нашем докладе рассматриваются церковные здания, монументальная живопись которых является одним из ярчайших примеров многообразия стилистических направлений рубежа XIX – XX столетий. Для её создания активно использовались в качестве источника вдохновения и непосредственно росписи храмов, иконопись и отдельные мотивы различных видов декоративно-прикладного искусства XVII века. Нужно отметить, что исследований, посвященных монументальной церковной живописи конца XIX – начала XX века в различных областях России, чрезвычайно мало, огромная часть памятников была уничтожена, а оставшиесяпо ряду причин были просто недоступны для изучения.

Для исследования данной темы изучались храмовые программы росписей как в целом, так и отдельные композиции какого-либо памятника. Изучение отдельных композиций особенно актуально и необходимо для храмов, находящихся в руинированном состоянии, в которых фрагментарно сохранились монументальные росписи.

Автор, рассматривая уже известные широкому кругу исследователей и любителей русского искусства монументальные росписи В.М. Васнецова и М.В. Нестерова, живопись которых повторялась во многих храмах и стала эталоном для художников-монументалистов рубежа эпох, особенное внимание уделяет памятникам, которые были введены им в научный оборот: Иверский собор Николо-Перервинского монастыря в Москве, соборный храм Великомученика Пантелеймона на Новом Афоне, храм св. Иоанна Богослова в селе Богословское (Тульская обл), храм святителя Николая в Ялмонте, церковь Троицы Живоначальнойв селе Елино (Рязанская обл), церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Клин-Бельдине (Московская обл).

Являясь художником-рестаратором, автор доклада принимала активное участие в реставрации росписей Иверского собора Николо-Перервинского монастыря в Москве, что позволило более детально изучить монументальную живопись собора.

В контексте искусства XVII столетия перечисленные выше памятники рассматриваются впервые. Впервые вводится в научный оборот монументальная живопись храма Живоначальной Троицы при бывшем приюте Бахрушиных.

Помимо натурного обследования памятнико для исследования проблемы приобщён архивный фотоматериал утраченных росписей, позволяющий воссоздать целостную картину разнообразия монументальной храмовой живописи конца XIX –начала XX веков.

Особая роль в период рубежа XIX –XX столетий отводилась художнику как творцу – многиеиз них были не просто практикующими живописцами, но ещё и учёными, коллекционерами, реставраторами, членами Исторических и Археологических обществ. Важным становится то, что на рубеже эпох происходит становление искусствоведения как науки. Эти аспекты нашли своё отражение в творчестве мастеров «эпохи модерна», послужив важным стимулом к изучению и пониманию искусства прошлых времён, в частности, ярчайшего и неоднозначного XVII века, что позволило не просто копировать произведения из той эпохи, а использовать их как источник вдохновения и образец для создания новых ярких стилизации в монументальной церковной живописи рубежа XIX –XX столетий.