Автор текста:
С.П. Заиграйкина

Тема Страстей Христовых в росписи 1642-1643 гг. Московского Успенского собора в Кремле. Постановка вопроса

Тезисы доклада автора на одиннадцатой научной конференции Филевские чтения

Настоящее сообщение является продолжением начатого в 2008-2009 годах исследования созданной в 40-е годы XVII века стенописи Успенского собора Московского Кремля. Анализ цикла «Акафиста Богородицы» (история его возникновения, иконография, состав композиций и предварительные замечания о его месте в общей системе росписи) был предложен нами в докладе на научной конференции «X Филевские чтения» в декабре 2010 года [1].

На этот раз в фокусе внимания будет тема Страстей Христовых, именно тема, а не цикл, которая, как нам представляется, не ограничивается сценами страстного цикла, но получает развитие в росписи алтарных частей, сводов, и стен, охватывая, таким образом, все пространство Успенского собора.

Номинально Страстной цикл включает одиннадцать композиций, расположенных на северной стене храма во втором сверху ярусе росписи, являющегося органичным продолжением пространного евангельского повествования (на южной и частично западной стене). Он начинается с представления событий Страстного четверга «Омовения ног» (крайняя левая в этом ряду) и оканчивается «Шествием на Голгофу» (сцена находится в алтарной части, непосредственно примыкает к конхе Петропавловского придела; в настоящее время не просматривается из центрального пространства). Кроме того в него входят сцены «Тайная вечеря», «Восхождение на Елеонскую гору», «Моление о чаше», «Поцелуй Иуды», «Отречение ап. Петра», «Христос перед первосвященниками Анной и Каиафой», «Христос перед Пилатом», «Христос перед Иродом» (заслонена площадкой лестницы за иконостасом) и «Поругание Христа» (за иконостасом). Все изображения сопровождают поздними реставрационными текстами.

Очевидно, что в таком виде страстной цикл оказывается усеченным. Из него выпадает иллюстрации к центральному событию евангельской истории – Распятию, а также непосредственно с ним связанному, ему предшествующему – вступлению Христа в Иерусалим. Оба сюжета традиционно входят в состав страстных циклов [2]. Данным изображениям в росписи выделено особое место. Они представлены в восточных люнетах над алтарными конхами Петропавловского придела и жертвенника, Похвальского и Дмитровского приделов соответственно, имеют укрупненный масштаб и исключительное местоположение. Вероятно, до 1653 года, т.е. до появления ныне существующего главного иконостаса Успенского собора, сцены «Вход в Иерусалим» и «Распятие» просматривались из наоса (требуется визуальный осмотр стен и архитектурные исследования для выявления следов примыкания к стенам тябл старого иконостаса). По размеру эти сцены соотносимы с композициями двунадесятых праздников, расположенных на сводах, составляют с ними единую группу. В праздничный цикл входят десять сюжетов: два богородичных – «Введение Марии в храм» и «Успение Богоматери» и восемь христологических – «Рождество», «Сретение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим», «Распятие» и «Сошествие в ад». В выборе сюжетов, в системе их расположения очевиден акцент на теме искупительной жертвы Христа и воскресении. Ее выражением являются песнопения (кондаки) этим праздникам.

Возникает вопрос, чем вызвана подобная акцентировка страстной тематики в стенописи Успенского собора 1642–1643 годов? Выскажем предположение, что на программу успенской росписи оказало влияние присутствие в соборе с 1625 года важнейшей христианской реликвии – ризы Христа, привезенной и подаренной царю Михаилу Федоровичу иранским шахом Аббасом I, а так же связанные с ее появлением в Кремле событиями (сооружение Кувуклии на Гробом Господним в 1624 году; установление праздника «Положение Ризы Христовой в Успенском соборе», оформление службы празднику «Положение Ризы» в 1634 году).


[1] - Заиграйкина С.П. Цикл «Акафист Богоматери» в стенописи Успенского собора Московского Кремля: история происхождения, иконография, место в системе росписи». X Филевские чтения. Тезисы конференции 14-16 декабря 2010 года. М., 2010. С. 20-22.
[2] - О страстных циклах в живописи Византии и Древней Руси существует пространная литература. В рамках тезисов приведем только несколько работ: Cottas V. L'influence du drame «Christos Paschon» sue l'art chretien d'Orient. Paris. 1931; Царевская Т.Ю. Цикл «Страстей Христовых» в алтаре церкви Феодора Стратилата в Новгороде // Древнерусское искусство. Византия. Русь. Западная Европа: искусство и культура. К 100-летию со дня рождения В.Н. Лазарева. Спб., 2002; Рындина А.В. Литургический аспект Страстной темы в русских иконостасах последней четверти XVII века // Русское церковное искусство Нового времени. М., 2004. С.9-20; Свердлова С.В. Страстной цикл в росписях пещерной церкви в Иваново // Искусство христианского мира. Вып. 10. М., 2007. С.268-281

11 Февраля 2013

Автор текста:

С.П. Заиграйкина
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Технологии и материалы
Чувство города
Бизнес-парк «Ростех-Сити» построен на Северо-Западе Москвы. Разновысотная застройка, облицованная затейливым клинкерным кирпичом разнообразных миксов Hagemeister, придаёт архитектурному ансамблю гуманный масштаб традиционного города.
Великолепный дизайн каждой детали – Graphisoft выпускает...
Обновления версии отвечают пожеланиям пользователей и обеспечивают значительные улучшения при проектировании, визуализации, создании документации и совместной работе в Archicad, BIMx и BIMcloud, что делает Archicad 25 версией, как никогда прежде ориентированной на пользователя
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Кирпич Terca из Эстонии – доступная европейская эстетика
Эстонский кирпич соединяет в себе местные традиции и высокотехнологичное производство мирового уровня под маркой Wienerberger. Технические преимущества облицовочного кирпича Terca особенно ценны в нашем северном климате – благодаря им фасады не потеряют своих эстетических качеств, а постройки будут долговечными.
Прочные основы декора. Методы Hilti для крепления стеклофибробетона
Методы HILTI позволяют украшать фасад сложными объемными формами, в том числе карнизами, капителями, кронштейнами и узорными панелями из стеклофибробетона, отлично имитируя массивные элементы из натурального камня и штукатурки при сравнительно меньшем весе и стоимости.
Дайте ванной право быть главной!
Mix&Match – простой и понятный инструмент для создания «журнального» дизайна ванной комнаты. Воспользуйтесь концепцией от Cersanit с десятками комбинаций плитки и керамогранита разного формата, цвета и фактуры для трендовых интерьеров в разных стилях. Идеально подобранные миксы гармонично дополнят вашу идею и помогут сократить время на создание проекта.
Современная архитектура управления освещением
В понимании большинства людей управлять освещением – это включать, выключать свет и менять яркость светильников с помощью настенных выключателей или дистанционных пультов. Но управление освещением гораздо глубже и масштабнее, чем вы могли себе представить.
Чистота по-австрийски
Самоочищающаяся штукатурка на силиконовой основе Baumit StarTop – новое поколение штукатурок, сохраняющих фасады чистыми.
Кто самый зеленый
14 небоскребов из разных частей света, которые достраиваются или планируются к реализации: уже не такие высокие, но непременно энергоэффективные и поражающие воображение.
Советы проектировщику: как выбрать плоттер в 2021 году
Совместно с компанией HP, лидером рынка широкоформатной печати, рассматриваем тенденции, новые программные и технические решения и формулируем современные рекомендации архитекторам и проектировщикам, которым требуется выбрать плоттер.
Energy Ice – стекло, прозрачное как лед
Energy Ice – новое мультифункциональное стекло, отличающееся максимальным светопропусканием. Попробуем разобраться, в чем преимущество новинки от компании AGC
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Сейчас на главной
Поток и линии
Проекты вилл Степана Липгарта в стиле ар-деко демонстрируют технический символизм в сочетании с утонченной отсылкой к 1930-м. Один из проектов бумажный, остальные предназначены для конкретных заказчиков: топ-менеджера, коллекционера и девелопера.
Один раз увидеть
8 короткометражных документальных фильмов на околоархитектурные темы, в том числе: лондонская башня-кооператив 1970-х, японский скульптор Саграда-Фамилия, сборное жилье наших дней и подборка ярких архитектурных фрагментов из художественных лент последних 100 лет.
В Пермском Политехе обучили искусственный интеллект...
В Пермском Политехе разработали интеллектуальную систему обработки изображений зданий, которая может определять цветовые закономерности архитектурных объектов. Технология поможет застройщикам многоквартирных домов эффективнее встраивать проекты в городское пространство.
Проект для неопределенного будущего
Образовательный центр для детей с «органическим» садом и огородом в Мехико задуман как экономически самодостаточный и не просто ресурсоэффективный, а почти автономный. Кроме того, его можно разобрать и использовать все материалы повторно. Авторы проекта – бюро VERTEBRAL.
Лицо производства
«Тепличное хозяйство Ботаника» доверила архитекторам ту область, где они, как правило, востребованы наименьшим образом – территорию современного производственного комплекса, где обычно царят утилитарные, нормативные и недорогие решения.
Старые-новые арки
Напечатанный на 3D-принтере бетонный мост Striatus по проекту Zaha Hadid Architects и специалистов Высшей технической школы ETH Zürich благодаря своей традиционной сводчатой конструкции очень устойчив – в прямом и экологическом смысле.
Арт-трансформер
Art Barn, архив, хранилище работ и рисовальная студия британского скульптора Питера Рэндалла-Пейджа в холмах Девона, способен менять форму в зависимости от текущих нужд, а также сам себя обеспечивает электричеством. Автор проекта – Томас Рэндалл-Пейдж.
Тиана Плотникова: «Наша миссия – разработать user-friendly...
Говорим с основательницей стартапа Uflo – программы, помогающей конвертировать числовые данные в геометрию, о том, что побудило придумать проект, о карьере в крупных зарубежных компаниях и о страхах перед цифровыми технологиями
Связь с прошлым и будущим
Нидерландские мастерские Benthem Crouwel и West 8 выиграли конкурс на проект нового вокзала в Брно: этот архитектурный конкурс стал крупнейшим в истории Чехии.
Авторский надзор: мытьем да катаньем
Разговор на АрхПароходе 2021 со Стасом Горшуновым: о том, как ему удается добиваться качественной реализации проектов, какие проблемы приходится решать, когда жертвовать гонораром, а когда идти на компромиссы.
Образ прощания
Объект MAMA самарских архитекторов Дмитрия и Марии Храмовых стал единственным российским победителем конкурса фестиваля ландшафтных объектов SMACH2021, который проводится на северо-востоке Италии в Доломитовых Альпах.
Новое качество Личного
В Никола-Ленивце Калужской области в эти выходные проходит фестиваль Архстояние с темой «Личное». Главной постройкой фестиваля стал дом «Русское идеальное», спроектированный Сергеем Кузнецовым и реализованный компанией КРОСТ в короткие сроки. Рассматриваем дом и новые объекты Архстояния 2021.
«Место для всех»
Победителем международного конкурса на разработку концепции Приморской набережной в Сочи стал консорциум во главе с UNStudio.
Пресса: "Непостижимое решение". ЮНЕСКО отобрало у Ливерпуля...
ЮНЕСКО решило исключить Ливерпуль из своего Списка всемирного наследия, поскольку городские власти ведут активное строительство в районе доков и порта - архитектурного ансамбля, которое агентство ООН считало важнейшим памятником. В Ливерпуле такое решение называют "непостижимым" и надеются на его пересмотр.
Главный манифест конструктивизма
В Strelka Press выпущена основополагающая для отечественного авангарда книга Моисея Гинзбурга «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры» (1924): это совместный издательский проект Института «Стрелка» и Музея «Гараж». Публикуем главу «Конструкция и форма в архитектуре. Конструктивизм».
На берегу очень тихой реки
Проект благоустройства территории ЖК NOW в Нагатинской пойме выходит за рамки своих задач и напоминает скорее современный парк: с видовыми точками, набережной, разнообразными по настроению пространствами и продуманными сценариями «от 0 до 80».
Труд как добродетель
Вышла книга Леонтия Бенуа «Заметки о труде и о современной производительности вообще». Основная часть книги – дневниковые записи знаменитого петербургского архитектора Серебряного века, в которых автор без оглядки на коллег и заказчиков критикует современный ему архитектурно-строительный процесс. Написано – ну прямо как если бы сегодня. Книга – первое издание серии «Библиотека Диогена», затеянной главным редактором журнала «Проект Балтия» Владимиром Фроловым.
Стилисты села
Дизайн-код как способ привести небольшое поселение в порядок к юбилею или крупному событию: борьба с визуальным мусором, поиск духа места и унификация городских элементов.
Диалоги об образовании и карьере
Империалистический заказ и равнодушие к форме, необходимость доучить бывших студентов за свои деньги и скука формального обучения – дискуссия об архитектурном образовании на недавнем Архпароходе, как и многие разговоры на эту тему, местами была отмечена грустью, но не безнадежна и по-своему интересна. Публикуем выдержки из разговора, собранные одним из участников, архитектором и преподавателем Евгенией Репиной.
Плавная консоль
У здания банка в окрестностях ливанского города Сура нет привычных ограждений, а еще Domaine Public Architects удалось добавить в проект небольшую площадь.
Туман над Янцзы
В сети обсуждают новую ленд-арт-инсталляцию Григория Орехова Crossroads, «пешеходную зебру» проложенную художником по воде Москвы-реки 7 июля недалеко от Николиной горы. Рассматриваем несколько недавних работ Орехова – от «перекрестка» 2021 года на реке до «перекрестка» 2020 года в зеркалах «Черного куба», созданного в честь Казимира Малевича в Немчиновке.
Неоконюшня
На территории ВДНХ появится новый конноспортивный манеж: его авторы обращаются к традиционной для типологии форме и материалам, трактуя их как современный парковый павильон.
Еще один конструктор
В Мангейме началось строительство жилого комплекса по проекту MVRDV и производителя сборных домов Traumhaus. Он должен дать будущим обитателям максимум разнообразия и кастомизации по доступной цене, что в свою очередь позволит создать там живое сообщество соседей.