Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

11.02.2013

Тема Страстей Христовых в росписи 1642-1643 гг. Московского Успенского собора в Кремле. Постановка вопроса

стр.14-16

Тезисы доклада автора на одиннадцатой научной конференции Филевские чтения

Настоящее сообщение является продолжением начатого в 2008-2009 годах исследования созданной в 40-е годы XVII века стенописи Успенского собора Московского Кремля. Анализ цикла «Акафиста Богородицы» (история его возникновения, иконография, состав композиций и предварительные замечания о его месте в общей системе росписи) был предложен нами в докладе на научной конференции «X Филевские чтения» в декабре 2010 года [1].

На этот раз в фокусе внимания будет тема Страстей Христовых, именно тема, а не цикл, которая, как нам представляется, не ограничивается сценами страстного цикла, но получает развитие в росписи алтарных частей, сводов, и стен, охватывая, таким образом, все пространство Успенского собора.

Номинально Страстной цикл включает одиннадцать композиций, расположенных на северной стене храма во втором сверху ярусе росписи, являющегося органичным продолжением пространного евангельского повествования (на южной и частично западной стене). Он начинается с представления событий Страстного четверга «Омовения ног» (крайняя левая в этом ряду) и оканчивается «Шествием на Голгофу» (сцена находится в алтарной части, непосредственно примыкает к конхе Петропавловского придела; в настоящее время не просматривается из центрального пространства). Кроме того в него входят сцены «Тайная вечеря», «Восхождение на Елеонскую гору», «Моление о чаше», «Поцелуй Иуды», «Отречение ап. Петра», «Христос перед первосвященниками Анной и Каиафой», «Христос перед Пилатом», «Христос перед Иродом» (заслонена площадкой лестницы за иконостасом) и «Поругание Христа» (за иконостасом). Все изображения сопровождают поздними реставрационными текстами.

Очевидно, что в таком виде страстной цикл оказывается усеченным. Из него выпадает иллюстрации к центральному событию евангельской истории – Распятию, а также непосредственно с ним связанному, ему предшествующему – вступлению Христа в Иерусалим. Оба сюжета традиционно входят в состав страстных циклов [2]. Данным изображениям в росписи выделено особое место. Они представлены в восточных люнетах над алтарными конхами Петропавловского придела и жертвенника, Похвальского и Дмитровского приделов соответственно, имеют укрупненный масштаб и исключительное местоположение. Вероятно, до 1653 года, т.е. до появления ныне существующего главного иконостаса Успенского собора, сцены «Вход в Иерусалим» и «Распятие» просматривались из наоса (требуется визуальный осмотр стен и архитектурные исследования для выявления следов примыкания к стенам тябл старого иконостаса). По размеру эти сцены соотносимы с композициями двунадесятых праздников, расположенных на сводах, составляют с ними единую группу. В праздничный цикл входят десять сюжетов: два богородичных – «Введение Марии в храм» и «Успение Богоматери» и восемь христологических – «Рождество», «Сретение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим», «Распятие» и «Сошествие в ад». В выборе сюжетов, в системе их расположения очевиден акцент на теме искупительной жертвы Христа и воскресении. Ее выражением являются песнопения (кондаки) этим праздникам.

Возникает вопрос, чем вызвана подобная акцентировка страстной тематики в стенописи Успенского собора 1642–1643 годов? Выскажем предположение, что на программу успенской росписи оказало влияние присутствие в соборе с 1625 года важнейшей христианской реликвии – ризы Христа, привезенной и подаренной царю Михаилу Федоровичу иранским шахом Аббасом I, а так же связанные с ее появлением в Кремле событиями (сооружение Кувуклии на Гробом Господним в 1624 году; установление праздника «Положение Ризы Христовой в Успенском соборе», оформление службы празднику «Положение Ризы» в 1634 году).


[1] - Заиграйкина С.П. Цикл «Акафист Богоматери» в стенописи Успенского собора Московского Кремля: история происхождения, иконография, место в системе росписи». X Филевские чтения. Тезисы конференции 14-16 декабря 2010 года. М., 2010. С. 20-22.
[2] - О страстных циклах в живописи Византии и Древней Руси существует пространная литература. В рамках тезисов приведем только несколько работ: Cottas V. L'influence du drame «Christos Paschon» sue l'art chretien d'Orient. Paris. 1931; Царевская Т.Ю. Цикл «Страстей Христовых» в алтаре церкви Феодора Стратилата в Новгороде // Древнерусское искусство. Византия. Русь. Западная Европа: искусство и культура. К 100-летию со дня рождения В.Н. Лазарева. Спб., 2002; Рындина А.В. Литургический аспект Страстной темы в русских иконостасах последней четверти XVII века // Русское церковное искусство Нового времени. М., 2004. С.9-20; Свердлова С.В. Страстной цикл в росписях пещерной церкви в Иваново // Искусство христианского мира. Вып. 10. М., 2007. С.268-281