К проблеме возникновения развитой иконографии «Спас благое молчание»

Тезисы доклада автора на одиннадцатой научной конференции Филевские чтения

Иконография «Спас Благое Молчание» известна, главным образом, по поздним старообрядческим памятникам, как живописи, так и медно-литой пластики. Тип юного Христа в белых одеждах со скрещенными на груди руками восходит к образам Христа-Ангела Великого совета в искусстве византийского мира. Причем, изображение Христа в виде ангела характерно для раннехристианского искусства и было запрещено постановлением Трульского собора [1] . Новый всплеск интереса к подобного типа изображениям наблюдался в конце XIII – XIV веке. Первое появление иконографического типа «Спас Благое молчание» в русском искусстве традиционно связывают с росписью алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля [2] (1481/1513) [3] . Над входом в северный придел Успенского собора изображен юный Христос в белых одеждах с длинными власами, лежащими на плечах, скрещенными на груди руками, в окружении серафимов. Крылья и восьмиконечный нимб отсутствуют. Это начальный этап формирования данной иконографии на русской почве. К этому же типу относятся памятники XVI века (икона из собрания ГТГ[4] , шитая пелена 1598 г. из СПИХМЗ) [5].

В том же 1598 году были написаны фрески Смоленского собора Новодевичьего монастыря, где на западной стене над входом помещалось изображение  «Спаса Благое молчание». По мнению Л.С. Ретковской, которая датировала росписи 1525-1530 годами, эта композиция, заменила здесь «Страшный суд» с целью создания более праздничного настроения, не омраченного нотами скорби и страха [6]. Такая интерпретация выглядит странной, поскольку в отличие от традиционно крупного изображения «Страшного суда» образ «Спаса Благое Молчание» занимает лишь маленькую нишу. Характерно, что у Христа-Эммануила в белых одеждах здесь также отсутствуют крылья и «софийный» нимб.

Создатель любительского каталога икон «Спаса Благое молчание» в качестве первого русского изображения на этот сюжет, где Христос снабжен крылами, указывает на фрески Спасо-Преображенского собора в Ярославле 1563 года [7]. Однако, у изображения ангела в белых одеждах в этом памятнике нет ни крестчатого, ни «софийного» нимба, надпись стерта. Так что интерпретация этого образа как изображения Христа принята быть не может [8] .

К середине XVII века происходит качественный скачок в развитии иконографии. Первое известное нам изображение «Спаса Благое молчание» сочетающее такие иконографические признаки как софийный нимб, наличие крыльев и скрещенное положение рук, - это образ из ярославской церкви пророка Илии, созданный до 1651 года, вероятно, Иваном Дьяковым Духовским (младшим братом Стефана) [9]. На самой иконе имеется обширная надпись, к сожалению, не везде разборчивая. Правая часть надписи «Священное образъ…// кланяемы… господа спаса нашего исуса христа // еже есть… образ? … несть сеи // … скии.. аме//спасъ» позволяет думать, что она поясняет, как правильно называть этот образ, который представляет нечто одно, а не что-то иное.  Использование такой формы надписи, очевидно, было вызвано какой-то особой необходимостью: либо существованием образов, которые неверно понимались, либо, напротив, тем, что иконография была создана впервые и требовала подробной расшифровки.

Вторая часть надписи: «Святыя святеющу… // страшную и в… святее // ишему папе римскому …да влага…// …почитет вестию святаго покла // няемаго агнца сицева нерукотворе// нное … блажение виде», – говорит о том, что основное содержание образа состоит в том, чтобы представить Христа как жертву. То есть, интерпретация образа как близкого по содержанию тексту Исайи «И не открывал уст своих как овца веден была на заклание и как агнец перед стригущим его безгласен так он не отверзал уст своих» (53,7), – верна [10] . Важно, что в документе того же 1651 года «Книге церковного строения» он назван иконой «Иисуса Христа Благое Молчание», что свидетельствует о сложившейся, продуманной и осознанной иконографии [11].

Вскоре подобный образ появляется во фресках 1652-1653  годов в церкви Троицы в Никитниках [12].

В дальнейшем иконография получает широкое распространение во фресковых циклах Ростово-Ярославского круга. Не позднее 80-х годов XVII столетия происходит заимствование из иконографии «Софии премудрости Божией» «огневидного» лика. В таком виде изображение «Спаса Благое молчание» входит, например, в росписи церкви Иоанна Богослова в Ростове [13].

Известно, что наибольшее распространение эта иконография получает в XVIII-XIX веках в среде старообрядцев. В это же время появляется множество иконографических вариантов этого образа: варьируется не только цвет лика и крыльев, но и цвет одежд, и наличие или отсутствие дополнительных атрибутов. Так для невьянских икон, например, характерно появление свитка с надписью «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем» (Ис. 61.1.); а также дополнение образа изображением орудий страстей и ключом [14] . Часто на одеждах Христа в поздних иконах изображаются херувимы, которые в стенописях располагались по сторонам от него.

В некоторых регионах появляется изображение архиерейской митры [15] , епитрахили, перекинутой через руку, очевидно, почерпнутой из иконографии «Софии премудрости Божией». При этом в образе «Христа Благое молчание» меняются акценты, и на фоне жертвенной темы ярче выступает тема «Христа – Великого Архиерея».

Интересно, что, несмотря на обилие памятников медно-литой пластики на данный сюжет [16] , такого иконографического разнообразия как в поздней иконописи в них не наблюдается.



[1] Попова О.С. Образ Христа в Византийском искусстве // София Премудрость Божия. Выставка русской иконописи XIII-XIX веков из собраний музеев России. М., 2000. С. 18.
[2] Толстая Т.В. Спас Благое Молчание // София Премудрость Божия. Выставка русской иконописи XIII-XIX веков из собраний музеев России. М., 2000. Кат. 16. С. 78-79.
[3] Зонова О.В. О ранних алтарных фресках Успенского собора  // Успенский собор Московского Кремля.  Материалы и исследования. М., 1985. С. 69-86. С. 80. Ил. 26; Орлова М.А. О времени создания живописной декорации Успенского собора Московского Кремля // Древнерусское искусство. Русское искусство позднего Средневековья: XVI век / отв.ред. А.Л. Баталов. Т.23. СПб., 2003. С. 212-221.
[4] Антонова В. И., Мнева Н. Е.Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII в.в. Опыт историко-художественной классификации. М., 1963. Т. 2. С. 137. Кат. 525. Ил. 36.
[5] Манушина Т.Н. Художественное шитье древней Руси в собрании Загорского музея. М., 1983. С. 95
[6] Ретковская Л.С. Смоленский собор Новодевичьего монастыря. М., 1954. С. 23.
[7] Синкевич В.А. Молчание и пустота. СПБ., 2008 г. С. 115. Кат. 49.
[8] Публикаторы памятника это изображение никак не комментируют. См.: Анкудинова Е.А., Мельник А.Г.  Спасо-Преображенский собор в Ярославле. М., 2002. Таб. VIII.  С. 100.
[9] Иконы Ярославля XIII – середины XVII века. Т. 2.  М., 2009. С. 166. Кат 139.
[10] Онаш К., Шнипер А. Иконы. Чудо духовного преображения. М., 2001. С 138-139; см. также Покровский Н.В. Церковно-Археологический музей. Санкт-Петербургской духовной академии. 1879-1909. СПБ., 1909. С. 95-100. Кат 13.
[11] Казакевич Т.Е. 1980. Иконостас Церкви Илии Пророка и его мастера //  Памятники русской архитектуры и монументального искусства. М., 1980.  С. 15-16, 23 прим. 40.
[12] Овчинников Е.С. Церковь Троицы в Никитниках. М,. 1970. С. 132-133
[13] Никитина Т.Л. Церковь Иоанна Богослова в Ростове Великом. М., 2002. С. 34. Илл. 23.
[14] Музей «Невьянская икона». Екатеринбург, 2005. С. 122. Ил. 83.
[15] См. Возвращенное достояние. Каталог. М., 2008. С. 245-247. Кат. 88 (описание И.А. Шалиной); Все остается людям /авт.-сост. Н.И. Комашко. М., 2010. Кат. 99.  С. 222-223.
[16] См., например: Гнутова С.В., Зотова Е.Я. Кресты. Иконы. Складни. Медное художественное литью XI – начала XX века из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. М., 2000. Кат. 98.




К проблеме возникновения развитой иконографии «Спас благое молчание»

10 Февраля 2013

Похожие статьи
Технологии и материалы
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
Сейчас на главной
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».