Дьебедо Франсис Кере
Фото © Lars Borges
Кере родился в 1965 в поселении Гандо в Буркина-Фасо как старший сын вождя. Он смог получить среднее образование, а затем – гранты: сначала на обучение профессии плотника в Германии, а потом и на архитектурное образование в Берлинском техническом университете. Этот вуз он закончил в 2004, хотя профессиональную и активистскую деятельность начал раньше: в 1998 Кере основал благотворительный фонд для строительства удобной школы в Гандо (там не было никакой школы, поэтому сам он в семь лет был вынужден уехать учиться в другой город).
Начальная школа в Гандо
Фото © Erik-Jan Owerkerk
Начальная школа в Гандо (2001) и принесла ему славу: в 2004 он получил за нее архитектурную премию Ага Хана как за образец ресурсоэффективной для пользователей, комфортной и при этом низкобюджетной архитектуры. Важный аспект: в строительстве участвовали местные жители, то есть Кере удалось соединить полученные в Германии знания и национальные традиции, и передать их землякам в ходе своего рода повышения квалификации. Опять же, их мнение и пожелания учитывались в ходе разработки проекта.
После 2004 Кере стали приглашать с докладами на международные конференции, и гонорары за них он использовал для дальнейших социально-архитектурных проектов. Так в Гандо появились жилье для учителей, новый школьный корпус, а также библиотека с верхним светом: проникает он сквозь горлышки вмонтированных в кровлю горшков.
Школа Бенга Риверсайд в Тете, Мозамбик
Фото © Francis Kéré
Институт технологии Буркина в Кудугу, Буркина-Фасо
Фото: Jaime Herraiz для Kéré Architecture
Институт технологии Буркина в Кудугу, Буркина-Фасо
Фото © Francis Kéré
Основная масса реализованных построек Дьебедо Франсиса Кере – хотя их сравнительно немного – это образовательные и медицинские учреждения в Буркина-Фасо, Мозамбике, Кении. Всех их отличает экономия ресурсов, достаточно простые, но неизменно продуманные и даже остроумные методы строительства (чтобы обойтись своими силами, без высококвалифицированных и потому дорогостоящих рабочих), учет сложных климатических условий. В этих зданиях нет кондиционеров, минимально используется электрический свет: интерьер защищен от палящего солнца, но естественное освещение там всегда используется. Горячий воздух уходит из помещений через верхние проемы, и так там поддерживается комфортная температура. Также Кере помнит о чисто социальной роли архитектуры: его здания рассчитаны на неформальные сборища и общение, как внутри, так и снаружи.
Центр здравоохранения и социального обеспечения в деревне Лаонго, Буркина-Фасо
Фото © Francis Kéré
Жилье для врачей в Лео, Буркина-Фасо
Фото © Francis Kéré
Средняя школа «Лицей Шорге» в Кудугу, Буркина-Фасо
Фото © Iwan Baan
При этом его постройки никогда нельзя назвать примитивными, это качественная архитектура с продуманными композицией и пропорциями, долей сдержанной оригинальности. Жюри Притцкеровской премии считает, что у них есть «харизма без притворства».
У Кере есть и более крупные проекты: здание Парламента Буркина-Фасо в Уагадугу (реализация его под вопросом после недавнего военного переворота) и сооружение той же функции в соседнем Бенине: оно уже почти готово.
Кампус института Startup Lions в округе Туркана, Кения
Фото © Francis Kéré
Парламент Буркина-Фасо в Уагадугу, Проект
© Kéré Architecture
Кере – герой множества публикаций, участник многочисленных конференций и выставок, включая Венецианскую биеннале, в том числе в форме разнообразных временных сооружений – от павильона галереи «Серпентайн» в Лондоне до инсталляции на музыкальном фестивале «Коачелла» в Калифорнии. Премий у него тоже было немало, например, американская Marcus Prize с призовым фондом в 100 000 долларов.
Парламент Бенина в Порто-Ново. В процессе реализации
© Kéré Architecture
Летний павильон галереи «Серпентайн» в Лондоне
Фото © Iwan Baan
Однако ни одной постройки в «первом мире» у него нет – за исключением, опять же, полухудожественных работ, как беседка Xylem в арт-центре в штате Монтана, недалеко от Йеллоустонского парка. При этом он участвует в западных конкурсах и прекрасно понимает – учитывая берлинское образование и опыт работы по дереву, который демонстрирует тот же Xylem – как работать в не-тропическом климате. Такая ситуация ставит под сомнение любые лозунги о мультикультурности и инклюзивности: Кере и других не-западных, не-северных архитекторов можно осыпать наградами и «декоративными» заказами типа «Серпентайн», но если их при этом не готовы принимать как равноправных профессионалов на любых площадках и территориях, не только на их родине, то любая постулируемая открытость на деле оказывается – притворством.
Инсталляция Sarbalé Ke на фестивале «Коачелла», штат Калифорния
Фото © Iwan Baan
Павильон Xylem в арт-центре Tippet Rise, штат Монтана
Фото © Iwan Baan