Интересующий нас корпус располагается на набережной озера Кабан, в ее дальней от театра Камала части. Уже в 1930-х годах здание приспособили под кабинеты и лаборатории техникума, в военные годы здесь работал госпиталь. В 2002 нарядный краснокирпичный образец промышленной архитектуры получил статус объекта культурного наследия, а в 2017 пережил пожар, оставивший его без кровли и перекрытий.
Архитекторы WALL увидели здание примерно таким, как на видео ниже: открытым дождю и ветру, подтопленным, медленно умирающим, но все еще величественным. В этом было много очарования и поэзии, которые захотелось непременно сохранить. Первое ощущение-впечатление, видимо, и стало отправной точкой для концепции.
А концепция, стоит сказать, для России единичная. Для того нам, видимо, и дана Казань, чтобы показывать – можно по-другому, можно и получше. Не обязательно восстанавливать здание до новодельного блеска, чтобы горожане оценили его красоту. Историческую архитектуру можно дополнить современной, не уничтожив память места. Для промышленного здания есть и другие бизнес-модели, помимо фуд-кортов и арт-кластеров.
Первое необычное: здание предполагается «зафиксировать» в нынешнем виде, проведя необходимые реставрационные и укрепительные работы, сохранив ощущение руины. Но не заброшенной, а ухоженной, оцененной по праву старшинства и красоты. Все проемы, даже если они не соответствуют виду на момент постройки, сохраняются и заполняются сплошным остеклением без импостов – издалека может показаться, что они пустые. На ту же идею работает прозрачная кровля.
Такое разделение старого и нового, некоторая незавершенность контура – уже нетрадиционны. Но архитекторы идут дальше. Они проектируют отчетливо современное, пластичное и очень даже актуальное здание из стекла и бетона, а затем помещают его в кирпичную оболочку, полностью скрывая от глаз. Одновременная субординация и проявление творческой воли.
Авторы называют этот объект «шкатулкой», а также «физическим и смысловым имплантом». По сути это три автономных здания, разделенных историческими стенами. Внутри располагаются торговые помещения и апартаменты. Солнечным светом их обеспечивают террасы, мансардные окна и консольные комнаты, ориентированные на исторические проемы и иногда приоткрывающие вид будущим жильцам на стены фабрики.
«Шкатулка» опирается на бетонную плиту, которая не пропускает воду из озера Кабан, сама держит кровлю и отступает от исторических стен на 2,5 метра. Образовавшееся между старыми и новыми стенами пустота осмысленная: воздух здесь подогревается и выполняет роль утеплителя, а декоративные бассейны толщиной в символические 10 см напоминают о воде в руине, снижают тактильное касание к старому зданию и мягко оберегают приватность жителей апартаментов – не везде посетители смогут пройти.
«Программа» здания включает еще два пункта. Первый относительно привычный, но опять же не случайный, связанный с водой – термальный комплекс в нижнем уровне. Второй хочется акцентировать отдельно – археологический парк на территории. Во время подготовительных работ, когда здание еще хотели превратить в фуд-молл, было найдено немало артефактов: огромные дубовые бочки, колодец, чугунные ступени, оконные рамы. Их предполагается экспонироваться в стеклянных «сейфах», соединенных поросшими травой каменными тропинками.
Начать реконструкцию и строительство нового объема планируют в следующем году. В случае успеха проект вполне может потянуть за собой преобразование всего района, в котором все еще сохранилось немало памятников промышленной архитектуры.