English version

Лачужный метод

Архитекторы бюро ХОРА выступили на биеннале архитектуры в Тбилиси с павильоном-сарайчиком, превратив его в «манифест архитектуры без архитектора».

Автор текста:
Дарья Горелова

mainImg
Мастерская:
Хора
0 Первая биеннале архитектуры Тбилиси TAB, учрежденная в 2017, прошла с 26 октября по 3 ноября и состояла из выставки, инсталляций, кинопоказов и симпозиума, в котором участвовали, в частности, Нина Раппапорт, Александр Бродский и Рейнир де Граф. Обсуждали постсоветское пространство, новые экономики, педагогику периферий. Хухула, построенная архитекторами ХОРА, вместила выставку проведенного ими исследования одного из периферийных районов грузинской столицы, а одновременно – манифестом «непосредственной» архитектуры и напоминанием о множестве лачуг и сарайчиков-самостроев, окружающих, по словам авторов, больше южные города, хотя и северные тоже, вспомнить хотя бы давнее сообщение Александра Ложкина об эстетике районов самостроя в пригородах Новосибирска.

Авторы намеренно самоустранились, не делали чертежей, материал собрали где смогли, а строителям дали только устные рекомендации и полную свободу, лишь наблюдая за процессом. Между тем хухула получилась – не просто выгородка из разряда придорожных, а целый домик с крыльцом и хорошими, покрытыми слегка облупившейся белой краской, дверьми. Внутри опоры, стол, планшеты с проектом – довольно типичный выставочный стенд. Снаружи блестит измятый профнастил, гармонирующий с брутально-неряшливым постсоветским и позднесоветским окружением – ночью подсвеченный металл светился как лампа, и совершенно очевидно, что несмотря на отсутствие чертежей авторы любуются своим произведением: и сиянием с свете фар ночью, и солнечными бликами, проникающими сквозь щели днем. Эстетических качеств оно отнюдь не лишено, напротив, красиво – нас, в сущности, знакомят с эстетикой самостроя, который в широких кругах принято презирать и «очищать» от него город.
Хухула на первой биеннале архитектуры в Тбилиси © ХОРА
Хухула на первой биеннале архитектуры в Тбилиси © ХОРА
Хухула на первой биеннале архитектуры в Тбилиси © ХОРА
Хухула на первой биеннале архитектуры в Тбилиси © ХОРА

Между тем, как известно, в узких кругах сарай давно эстетизирован, и разумеется, не только на постсоветстком пространстве, а в современном искусстве вообще. Но у нас он приобретает особенную лирическую окраску искусства настоящего и теплого в противостоянии масштабному, безвкусному и ненастоящему. Как-то на одной из выставок Арх Москва Александр Бродский, получая премию-диплом то ли за павильон Водочных церемоний, то ли за ресторан 95 градусов, сказал примерно так: удивляюсь, я строю какие-то сарайчики, а вы мне премии за них даете. Во всем этом – и смысл, и явление, и в премиях, и в неперестающих появляться инсталляциях и даже в индивидуальных домах от мастеров, где нет-нет да и промелькнет отзвук «сарайной» эстетики, главным мастером которой, конечно, и остается Александр Бродский.

Инсталляция ХОРА неплохо вписывается в сей достойный круг в целом и в частностях – те же старые двери с филенками служат хорошей визуальной зацепкой. Пожалуй, самая примечательная особенность этого произведения – акцент, сделанный авторами на собственно методе, своего рода попытка его институционализации. Вместо любования нюансированными слоями смыслов здесь мы обнаруживаем, скорее, доведение темы до некоторого логического предела: эстетические свойства не забыты, но значительное место занимает строительный эксперимент, который превращает инсталляцию в «полномочного посла», представителя всех лачуг-домиков-хухул на архитектурной биеннале, или же в лачугу-образец (как, к примеру, выставляют образцы срубов на строительных рынках). Этот-то поворот и интересен: как заявка на исследование темы.

Далее слово авторам инсталляции: 

Хухула: непосредственность как метод
В рамках первой биеннале архитектуры в Тбилиси под названием «Только зданий недостаточно» архитектурное бюро ХОРА представило «хухулу» (в переводе с грузинского означает постройку, возведенную на скорую руку, лачугу или игрушечный домик) – выставочный павильон-инсталляцию, в которой размещался специально подготовленный проект-исследование, посвященный одному из периферийных районов Тбилиси. Наша инсталляция представляет собой манифест архитектуры без архитектора, вынесенный в общественное поле. Подобные постройки, в силу своей самобытности, во многом остаются неизученными и находятся за пределами профессионального архитектурного дискурса, однако они являются неотъемлемой частью истории развития многих южных постсоветских городов, в том числе Тбилиси. Хухулы в нашем представлении могут считаться неформальным культурным наследием, так как они наиболее точно и честно отражают экономический, политический и социальный контексты, в котором существуют.

Инсталляция располагалась в Тбилиси в районе Глдани на площади перед мостом ДКД (позднесоветской постройки, отчасти вдохновленной Ponte Vecchio) на месте временной парковки грузового транспорта.
Хухула на первой биеннале архитектуры в Тбилиси © ХОРА

Важен был метод и порядок возведения постройки. Для строительства были использованы местные часто используемые бюджетные материалы, найденные остаточные материалы со строек и демонтированные элементы разобранных объектов. Рабочая группа состояла из местных строителей и мастеров. Метод строительства был подобен тому, как в настоящий момент возводится большая часть исследуемых нами объектов: без проекта, без чертежей, без разрешения на строительство и без надзора. Мы как архитекторы выступали одновременно в роли заказчика и наблюдателя, так как строителям были даны вербальные объяснения и пожелания. Ход строительства, как неотъемлемая часть нашего «проекта», был задокументирован в виде фото- и видеоматериалов. Строители были вправе свободно интерпретировать изложенное, тем самым нам удалось соблюсти необходимую концептуальную чистоту – непосредственность. Более того, электричество было взято у располагавшегося по-соседству обувного мастера в обмен на стройматериалы, которые остались после демонтажа хухулы.
Хухула на первой биеннале архитектуры в Тбилиси © ХОРА
Хухула на первой биеннале архитектуры в Тбилиси © ХОРА
Хухула на первой биеннале архитектуры в Тбилиси © ХОРА
Хухула на первой биеннале архитектуры в Тбилиси © ХОРА

Другим важным аспектом было одновременно противоречивое и гармоничное соотношение интерьера и внешнего вида. Если снаружи лачуга была отделана стальным профилированным листом, отражавшим многообразное окружение, то внутри преобладали материалы древесного происхождения: плиты OSB, доска и бумага. В силу своих материальных и пространственных качеств и расположения, постройка, главной идеей которой было концептуально слиться с окружением и одновременно вырасти из него, оказалась настолько органична, что редкий прохожий не заходил в нее, чтобы выпить домашнего вина и чачи.

Авторский коллектив: ХОРА (Михаил Микадзе, Оят Шукуров, Александра Ивашкевич, Елизавета Ларцева, Важа Маградзе)

Сайт бюро ХОРА: xopapraxis.com / соц. сети: xopapraxis
О биеннале: http://biennial.ge/the-biennial/ / Участники биеннале: http://biennial.ge/participants/
 
Мастерская:
Хора

24 Декабря 2018

Автор текста:

Дарья Горелова
Похожие статьи
Ферма в каждый дом
На воркшопе Архитектура+FOODTECH архитектурная лаборатория SA lab вместе студентами придумала новый тип вертикальных ферм и прошла путь от концепции до реализации. Прототип напечатан на 3D-принтере из переработанного пластика и выращивает 136 растений.
Совместный досуг
Центр «Поле» выполняет роль третьего места в спальном районе Москвы. На площади меньше 30 квадратных метров студия дизайна D создала пространство, где дети и взрослые могут проводить время вместе: играть, работать, встречаться с друзьями, заниматься спортом и творчеством.
Сады и искусство
Петербургское ландшафтное бюро МОХ открыло в Москве представительство, напоминающее арт-галерею: пространство формата white box служит фоном для цветочных композиций, объектов искусства и дизайна
Дворец воды
Дворец водных видов спорта строился в Екатеринбурге в рамках подготовки к Универсиаде-2023. Комплекс включает три бассейна, рассчитан на 5000 зрителей, соответствует требованиям FISU и предполагает интенсивное использование вне крупных спортивных мероприятий.
Многоликий
В интерьере ресторана Cult в Калининграде архитектор Дарья Белецкая разворачивает историю, родившуюся из размышлений о тревожности. Ощутить равновесие и спокойствие помогает созерцание полуторатонного валуна, мерцание воды, маски, отсылающие к «Тысячеликому герою» Джозефа Кэмпбелла и общая атмосфера полумрака и тишины.
Куб в оазисе
Еврейский культурный центр Сочи расположится в доступной части города и станет центром общественной жизни: помимо синагоги он вместит образовательный центр, кошерный ресторан и музей, рядом появится благоустроенный сквер.
Медная корона
Дом, построенный по проекту мастерской Михаила Мамошина рядом с новой сценой Малого драматического театра, прячется во дворах, но вопреки этому, а может и благодаря, интерпретирует традиционную застройку конца XIX века более смело, чем это принято в Петербурге.
«Чайка» с мозаикой
В здании речного вокзала Волгограда открылось кафе «Чайка на крыше». Над интерьером работало бюро Object, которое обратилось к эстетике позднего советского модернизма – отсюда цветовая гамма, шпонированные панели, терраццо и главный элемент интерьера – яркая мозаика.
Дело четвертое
Мастерская Delo представила новую модель в линейке типовых каркасных домов: четыре спальни, теплые полы-террацо и минималистичный интерьер с мебелью собственного производства, а также отделкой из кедра.
Дом с видом
Новый модульный дом из линейки SWIDOM, разработанной бюро MAParchitects, по-прежнему ставит в приоритет окружающие виды, но отличается большой площадью и улучшенной технологией производства и сборки.
Семейное гнездо
Дом для семьи архитектора Никиты Капитурова, основателя бюро Snegiri Architects, совмещает сруб, фахверк и деревянный каркас. Его вид и структура отражает семейные ценности: связь поколений, стремление к естественности и любовь к искусству. Внутри «лесного домика» нашлось место для коллекции предметов дизайна.
Растворение цвета
В дизайне обновленных пространств для офисов Райффайзен банка архитекторы VOX не просто использовали фирменный желтый цвет в качестве основного акцента – это было почти неизбежно – они «зажгли» его множеством оттенков, отразили, растворили и заставили сиять. Похоже на солнечных зайчиков на стене.
Зеленая труба и дихроическая пленка
Общий офис двух тюменских бюро, работающих совместно, рассчитан на работу 40 человек. Он легкий и экологически ответственный. Но нас поразила зеленая труба вентиляции, ведь обычно их красят белым или черным, и порадовала переливающаяся пленка.
Соединительная ткань
Набережная в Павшинской Пойме, спроектированная бюро Basis, выполняет сразу несколько функций: обеспечивает многоэтажный комплекс придомовой территорией, «склеивает» городские пространства и предлагает место для отдыха жителям всего Красногорска.
Дюжина сот в спину «Динамо»
Недавно обнародованная концепция офисно-гостиничного здания Станислава Кулиша на Нижней Масловке-17 претендует не просто на роль нового акцента значимой территории, но, как кажется, еще и на то, чтобы изменить расстановку сил и стилевых предпочтений в районе, который в последние годы развивался скорее в парадигме классического градостроительства. Как его ни оценивать, это определенно здание-вызов. Интересно будет наблюдать, что будет дальше.
Зашелестит бамбук
Работая над интерьером ресторана в Казани, архитекторы Davydov studio думали об удобстве персонала и посетителей: например, перед заказом мебели двигали картонные макеты ради улучшения эргономики. Не обошлось и без wow-эффектов – потолка из алюминиевой фольги и большой открытой кухни.
Купание в джунглях
Интерьеры семейного клуба в Санкт-Петербурге противопоставлены серому городу за окном: сочные цвета, островки зелени и светлый бассейн переносят посетителя в края более теплые и солнечные.
Тест идеи
Небоскреб, спроектированный студентами МАРХИ, вошел в топ-50 бумажного конкурса The Skyrise 2022. Публикуем проект с описанием от авторов.
Модуль культуры
Команда «Идентичность в типовом» закончила проект в Карачаево-Черкесии, одним из результатов которого стало создание нового подхода к строительству социокультурных объектов на основе модульных технологий. В качестве демонстрации возможностей системы были спроектированы два культурных центра: большой для города и маленький для села.
Путешествие героя
Интерактивная выставка «Балабанов» в Севкабель порту погружает зрителей в пространство культовых кинокартин, знакомит с полной фильмографией режиссера, помогает разобраться в художественных кодах и проследить влияние личной жизни художника на его творчество.
Ларец самоцветов
За лаконичными фасадами загородного дома семьи архитекторов из Уфы прячется личный «музей»: насыщенное по цвету и фактурам пространство, в котором каждый предмет и дизайнерское решение несет отпечаток индивидуальности хозяев.
Зал торжеств
Недостроенный кинотеатр при санатории «Русь» в Геленджике архитекторы Fox Group Interiors превратили в конгресс-холл, где можно проводить мероприятия разной степени торжественности: от свадеб до бизнес-завраков и детских праздников.
Парк железнодорожников
После реконструкции районный парк Уфы получил больше площадок и сценариев отдыха, в их числе – терапевтический сад для людей с ограниченными возможностями и смотровая площадка. Дизайн малых архитектурных форм отсылает к железнодорожной станции Дёма.
Искусство чтения
«Хора» продолжает «библиотечную» серию: по проекту бюро пространство антресольного этажа Западного крыла Новой Третьяковки преобразовалось в книжную гостиную. Сюда можно прийти почитать или поработать без билета или абонемента.
День и ночь в лесу
Гастробар в Калининграде, в оформлении которого архитекторы Line Design использовали настоящие природые объекты: стволы и ветви сосен, залитые в эпоксидную смолу папоротники, песок Балтийского моря и ковер из мха.
Белое внутри
Обновленный по проекту бюро ГОРА интерьер филармонии имени Ростроповича в Кремле Нижнего Новгорода – белый и текучий, – по словам архитекторов, как мелодия. Он действительно стал ощутимо свежее и современнее, проявил и усилил достоинства, заложенные при реконструкции 1960-х, добавив современной цельности, пластичности и медитативности.
Тарелка крыжовника
Вариант дачи, родившийся из заказа на дом для трудников монастыря XIV века: барская усадьба, старорусские мотивы и современная интерпретация остекленной веранды.
Мама рада
Детский центр в Екатеринбурге, где архитекторам мастерской «Образ жизни» удалось выдержать стиль во всем: от праздничной и игровой зоны до классов, кабинета директора и даже формы педагогов.
Особняк с книгами
Модернизация библиотеки в Енисейске, расположенной в купеческом доме XIX века, позволила внутренним пространствам соответствовать архитектуре здания. Небольшой бюджет заставил искать творческие решения: мебель сделана по эскизам архитекторов, стены украшают картины местных художников, а зонирование учитывает многоуровневое устройство здания.
Место под соснами
Проект-победитель Всероссийского конкурса лучших проектов создания городской среды: центральный парк сибирского Заводоуковска, в котором архитекторы М4 создали условия для разных видов досуга, но оставили ландшафт главной ценностью места.
Технологии и материалы
Свет для будущих поколений
Компания SWG | Светодиодное освещение оборудовала специализированную учебную лабораторию при Московском государственном строительном университете и запустила совместную с вузом программу обучения профессионалов интерьерного освещения.
Благородный металл
Сегодня парадные лобби жилых комплексов – это отдельное произведение дизайнерского искусства. Рассказываем, как в их оформлении используется продукция компании HÖGER – производителя уникальных интерьерных деталей из металла
Компания Hilti усиливает локальное производство
Øglaend System, подразделение группы компаний Hilti, производит кабеленесущие системы, которые можно использовать на объектах любой сложности: от нефтяных платформ до торговых центров. Генеральный директор Дмитрий Клименко рассказал Архи.ру о расширении производства в Санкт-Петербурге и запуске новых линеек для фасадных систем Hilti.
Скрафтить площадку
На примере игровых комплексов «Хоббики» – лидера в производстве уличной мебели – рассказываем, в чем преимущества крафтового подхода к оборудованию детских площадок
Приглашение на танец
Компания «Новые Горизонты» разработала несколько серий игровых комплексов, которые можно адаптировать под особенности той или иной площадки. Рассказываем о гибкости решений на примере комплекса «Танцующие домики».
Формула надежности. Инновационная фасадная система...
В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности
МасТТех: успехи 2022 года
Кроме каталога готовой продукции, холдинг МасТТех и конструкторское бюро предприятия предлагают разработку уникальных решений. Срок создания и внедрения составляет 4-5 недель – самый короткий на рынке светопрозрачных конструкций!
ROCKWOOL: высокий стандарт на всех континентах
Использование изоляционных материалов компании ROCKWOOL при строительстве зданий и сооружений по всему миру является показателем их качества и надежности.
Как применяется каменная вата в знаковых объектах для решения нетривиальных задач – читайте в нашем обзоре.
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
NEVA HAUS – узорчатые шкатулки на Неве
Отличительной особенностью комплекса NEVA HAUS являются необычные фасады из кирпича: кирпич от «ЛСР. Стеновые» стал материалом, который подчеркивает индивидуальность каждого из корпусов нового комплекса, делая его уникальным.
Керамические блоки Porotherm – 20 лет в России
С 2023 года Wienerberger отказывается от зонтичного бренда в России и сосредотачивает свои усилия на развитии бренда Porotherm. О перспективах рынка и особенностях строительства из керамических блоков в интервью Архи.ру рассказал генеральный директор ООО «Винербергер Кирпич» и «Винербергер Куркачи» Николай Троицкий
Латунный трек
Компания ЦЕНТРСВЕТ активно развивает свою премиальную трековую систему освещения AUROOM, полностью выполненную из благородной латуни.
Живая сталь для архитектуры
Компания «Северсталь» запустила производство атмосферостойкой стали под брендом Forcera. Рассказываем о российском аналоге кортена и расспрашиваем архитекторов: Сергея Скуратова, Сергея Чобана и других – о востребованности и возможностях окисленного металла как такового. Приводим примеры: с ним и сложно, и интересно.
Нестандартные решения для HoReCa и их реализация в проектах...
Каким бы изысканным ни был интерьер в отеле или ресторане, вся обстановка в прямом смысле слова померкнет, если освещение организовано неграмотно или использованы некачественные источники света. Решения от бренда Arlight полностью соответствуют этим требованиям.
Инновации Baumit для защиты фасадов
Австрийский бренд Baumit, эксперт в области фасадных систем, штукатурок и красок, предлагает комплексные системы фасадной теплоизоляции, сочетающие технологичность и широкие дизайнерские возможности
Optima – красота акустики
Акустические панели Armstrong Optima от Knauf Ceiling Solutions – эстетика, функциональность и широкие возможности использования.
Кирпичный модернизм
​Старший научный сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева, искусствовед Марк Акопян – о том, как тысячелетняя строительная история кирпича в XX веке обрела новое измерение благодаря модернизму. Публикуем тезисы выступления в рамках семинара «Городские кварталы», организованного компанией «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецким кирпичным заводом
Сейчас на главной
Звездчатый полиэдр
В пригороде Парижа открылся новый корпус медицинского факультета Университетского госпиталя Кремлен-Бисетр. Архитектор Жан-Филипп Паргад выбрал для здания необычную многогранную форму и ленточные фасады из белого алюминия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Концептуальный максимализм
Спортивный клуб Gympa создавался по заветам lagom и agile, то есть он минималистичный и гибкий, но в то же время уютный и эффективный. Главная изюминка места – зал с кварцевым песком и освещением, настроенным под циркадные ритмы.
Алмазный палимпсест
Римское бюро Labics завершило реконструкцию значимого ренессансного памятника Палаццо деи-Диаманти в Ферраре. Дворец получил удобные, современные выставочные пространства, комфортные общественные зоны и четко организованную структуру.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Архитектура ДК
В «Манеже» до 2 апреля работает выставка «Дом культуры СССР». Один из кураторов, Ксения Кокорина, рассказывает о значимых проектах прошлого столетия.
Акулы и лава
Бюро MERA Makers придумало и построило игровой комплекс для детского сада в Сарове. Восемь модулей из фанеры и цветного оргстекла, придуманных после обсуждения с детьми, соединяются в остров, который предлагает разные сценарии игры и богатый сенсорный опыт.
Резервуар для искусства
В музейном квартале Бангалора, столицы Южной Индии, открылось новое здание музея MAP – Музея изобразительного искусства и фотографии. Основа фондов – коллекция предпринимателя Абхишека Поддара, он же заказчик архитектурного проекта, авторы здания – местное архбюро Mathew and Ghosh Architects.
Ферма в каждый дом
На воркшопе Архитектура+FOODTECH архитектурная лаборатория SA lab вместе студентами придумала новый тип вертикальных ферм и прошла путь от концепции до реализации. Прототип напечатан на 3D-принтере из переработанного пластика и выращивает 136 растений.
Школа хвойных пород
Для проекта средней школы Port Marianne в Монпелье архитекторы местного бюро A+Architecture выбрали особый безопасный для экологии бетон в сочетании с конструкциями из местной Севеннской ели и эффектной отделкой из Дугласовой пихты.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Совместный досуг
Центр «Поле» выполняет роль третьего места в спальном районе Москвы. На площади меньше 30 квадратных метров студия дизайна D создала пространство, где дети и взрослые могут проводить время вместе: играть, работать, встречаться с друзьями, заниматься спортом и творчеством.
Сады и искусство
Петербургское ландшафтное бюро МОХ открыло в Москве представительство, напоминающее арт-галерею: пространство формата white box служит фоном для цветочных композиций, объектов искусства и дизайна
Белые одежды
Парижский архитектор Жан-Пьер Лотт спроектировал и построил для Университета Страсбурга новый учебный корпус Le Studium, который задуман прежде всего как так называемое «третье место».
Пресса: Самые важные архитектурные утраты Петербурга за последние...
«Cобака.ru» попросила архитектурного критика и автора телеграм-канала «Город, говори» Марию Элькину, основателя архитектурного бюро «Хвоя» Георгия Снежкина, искусствоведа и автора телеграм-канала «Русский камамбер» Александра Семенова, архитектора-градопланировщика бюро MLA+ Даниила Веретенникова и члена градостроительного совета города, руководителя архитектурного бюро «Студии 44» Никиту Явейна выделить главные городские утраты и возможные в скором времени потери, начиная с нулевых, и рассказывает историю этих мест.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Дворец воды
Дворец водных видов спорта строился в Екатеринбурге в рамках подготовки к Универсиаде-2023. Комплекс включает три бассейна, рассчитан на 5000 зрителей, соответствует требованиям FISU и предполагает интенсивное использование вне крупных спортивных мероприятий.
Мечта о танце
Пекинское бюро MAD превратит старый склад в бывшем порту Роттердама в Центр танцевального искусства с амфитеатром под открытым небом.
Пресса: Юлий Борисов: «Успех не в компромиссе, а в гармонии»
В интервью «Строительному Еженедельнику» Юлий Борисов признается, что не любит использовать слово «компромисс», так как оно предполагает, что кто-то из участников процесса остается неудовлетворенным.
Многоликий
В интерьере ресторана Cult в Калининграде архитектор Дарья Белецкая разворачивает историю, родившуюся из размышлений о тревожности. Ощутить равновесие и спокойствие помогает созерцание полуторатонного валуна, мерцание воды, маски, отсылающие к «Тысячеликому герою» Джозефа Кэмпбелла и общая атмосфера полумрака и тишины.
Мост-аттракцион
Пешеходный мост по проекту архитектора Томаса Рэндалла-Пейджа и конструктора Тима Лукаса в историческом лондонском доке перекатывается «вверх ногами» с помощью двух ручных лебедок, чтобы пропускать проходящие суда.
Дом учителя
В Нинбо в родном доме ведущего экономиста КНР Дун Фужэна открылся музей. Авторы реконструкции – пекинское бюро WIT Design & Research.
Медная корона
Дом, построенный по проекту мастерской Михаила Мамошина рядом с новой сценой Малого драматического театра, прячется во дворах, но вопреки этому, а может и благодаря, интерпретирует традиционную застройку конца XIX века более смело, чем это принято в Петербурге.
Куб в оазисе
Еврейский культурный центр Сочи расположится в доступной части города и станет центром общественной жизни: помимо синагоги он вместит образовательный центр, кошерный ресторан и музей, рядом появится благоустроенный сквер.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.