Лачужный метод

Архитекторы бюро ХОРА выступили на биеннале архитектуры в Тбилиси с павильоном-сарайчиком, превратив его в «манифест архитектуры без архитектора».

Автор текста:
Дарья Горелова

mainImg

Мастерская:

Хора
Первая биеннале архитектуры Тбилиси TAB, учрежденная в 2017, прошла с 26 октября по 3 ноября и состояла из выставки, инсталляций, кинопоказов и симпозиума, в котором участвовали, в частности, Нина Раппапорт, Александр Бродский и Рейнир де Граф. Обсуждали постсоветское пространство, новые экономики, педагогику периферий. Хухула, построенная архитекторами ХОРА, вместила выставку проведенного ими исследования одного из периферийных районов грузинской столицы, а одновременно – манифестом «непосредственной» архитектуры и напоминанием о множестве лачуг и сарайчиков-самостроев, окружающих, по словам авторов, больше южные города, хотя и северные тоже, вспомнить хотя бы давнее сообщение Александра Ложкина об эстетике районов самостроя в пригородах Новосибирска.

Авторы намеренно самоустранились, не делали чертежей, материал собрали где смогли, а строителям дали только устные рекомендации и полную свободу, лишь наблюдая за процессом. Между тем хухула получилась – не просто выгородка из разряда придорожных, а целый домик с крыльцом и хорошими, покрытыми слегка облупившейся белой краской, дверьми. Внутри опоры, стол, планшеты с проектом – довольно типичный выставочный стенд. Снаружи блестит измятый профнастил, гармонирующий с брутально-неряшливым постсоветским и позднесоветским окружением – ночью подсвеченный металл светился как лампа, и совершенно очевидно, что несмотря на отсутствие чертежей авторы любуются своим произведением: и сиянием с свете фар ночью, и солнечными бликами, проникающими сквозь щели днем. Эстетических качеств оно отнюдь не лишено, напротив, красиво – нас, в сущности, знакомят с эстетикой самостроя, который в широких кругах принято презирать и «очищать» от него город.
Хухула на первой биеннале архитектуры в Тбилиси © ХОРА
Хухула на первой биеннале архитектуры в Тбилиси © ХОРА
Хухула на первой биеннале архитектуры в Тбилиси © ХОРА
Хухула на первой биеннале архитектуры в Тбилиси © ХОРА

Между тем, как известно, в узких кругах сарай давно эстетизирован, и разумеется, не только на постсоветстком пространстве, а в современном искусстве вообще. Но у нас он приобретает особенную лирическую окраску искусства настоящего и теплого в противостоянии масштабному, безвкусному и ненастоящему. Как-то на одной из выставок Арх Москва Александр Бродский, получая премию-диплом то ли за павильон Водочных церемоний, то ли за ресторан 95 градусов, сказал примерно так: удивляюсь, я строю какие-то сарайчики, а вы мне премии за них даете. Во всем этом – и смысл, и явление, и в премиях, и в неперестающих появляться инсталляциях и даже в индивидуальных домах от мастеров, где нет-нет да и промелькнет отзвук «сарайной» эстетики, главным мастером которой, конечно, и остается Александр Бродский.

Инсталляция ХОРА неплохо вписывается в сей достойный круг в целом и в частностях – те же старые двери с филенками служат хорошей визуальной зацепкой. Пожалуй, самая примечательная особенность этого произведения – акцент, сделанный авторами на собственно методе, своего рода попытка его институционализации. Вместо любования нюансированными слоями смыслов здесь мы обнаруживаем, скорее, доведение темы до некоторого логического предела: эстетические свойства не забыты, но значительное место занимает строительный эксперимент, который превращает инсталляцию в «полномочного посла», представителя всех лачуг-домиков-хухул на архитектурной биеннале, или же в лачугу-образец (как, к примеру, выставляют образцы срубов на строительных рынках). Этот-то поворот и интересен: как заявка на исследование темы.

Далее слово авторам инсталляции: 

Хухула: непосредственность как метод
В рамках первой биеннале архитектуры в Тбилиси под названием «Только зданий недостаточно» архитектурное бюро ХОРА представило «хухулу» (в переводе с грузинского означает постройку, возведенную на скорую руку, лачугу или игрушечный домик) – выставочный павильон-инсталляцию, в которой размещался специально подготовленный проект-исследование, посвященный одному из периферийных районов Тбилиси. Наша инсталляция представляет собой манифест архитектуры без архитектора, вынесенный в общественное поле. Подобные постройки, в силу своей самобытности, во многом остаются неизученными и находятся за пределами профессионального архитектурного дискурса, однако они являются неотъемлемой частью истории развития многих южных постсоветских городов, в том числе Тбилиси. Хухулы в нашем представлении могут считаться неформальным культурным наследием, так как они наиболее точно и честно отражают экономический, политический и социальный контексты, в котором существуют.

Инсталляция располагалась в Тбилиси в районе Глдани на площади перед мостом ДКД (позднесоветской постройки, отчасти вдохновленной Ponte Vecchio) на месте временной парковки грузового транспорта.
Хухула на первой биеннале архитектуры в Тбилиси © ХОРА

Важен был метод и порядок возведения постройки. Для строительства были использованы местные часто используемые бюджетные материалы, найденные остаточные материалы со строек и демонтированные элементы разобранных объектов. Рабочая группа состояла из местных строителей и мастеров. Метод строительства был подобен тому, как в настоящий момент возводится большая часть исследуемых нами объектов: без проекта, без чертежей, без разрешения на строительство и без надзора. Мы как архитекторы выступали одновременно в роли заказчика и наблюдателя, так как строителям были даны вербальные объяснения и пожелания. Ход строительства, как неотъемлемая часть нашего «проекта», был задокументирован в виде фото- и видеоматериалов. Строители были вправе свободно интерпретировать изложенное, тем самым нам удалось соблюсти необходимую концептуальную чистоту – непосредственность. Более того, электричество было взято у располагавшегося по-соседству обувного мастера в обмен на стройматериалы, которые остались после демонтажа хухулы.
Хухула на первой биеннале архитектуры в Тбилиси © ХОРА
Хухула на первой биеннале архитектуры в Тбилиси © ХОРА
Хухула на первой биеннале архитектуры в Тбилиси © ХОРА
Хухула на первой биеннале архитектуры в Тбилиси © ХОРА

Другим важным аспектом было одновременно противоречивое и гармоничное соотношение интерьера и внешнего вида. Если снаружи лачуга была отделана стальным профилированным листом, отражавшим многообразное окружение, то внутри преобладали материалы древесного происхождения: плиты OSB, доска и бумага. В силу своих материальных и пространственных качеств и расположения, постройка, главной идеей которой было концептуально слиться с окружением и одновременно вырасти из него, оказалась настолько органична, что редкий прохожий не заходил в нее, чтобы выпить домашнего вина и чачи.

Авторский коллектив: ХОРА (Михаил Микадзе, Оят Шукуров, Александра Ивашкевич, Елизавета Ларцева, Важа Маградзе)

Сайт бюро ХОРА: xopapraxis.com / соц. сети: xopapraxis
О биеннале: http://biennial.ge/the-biennial/ / Участники биеннале: http://biennial.ge/participants/
 

Мастерская:

Хора

24 Декабря 2018

Автор текста:

Дарья Горелова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.
Стекло для городского калейдоскопа
Современные технологии и классические традиции, строгий и даже торжественный ритм: «Искра-Парк» словно бы переносит нас в 1930-е. С одной поправкой – на объемный, крупного рельефа и зеркального стекла фасад южного корпуса; он возвращает в наши дни.
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.

Сейчас на главной

Гранёный
Скульптурный металлический кожух превратил обычную коробку придорожного ТРЦ в нечто большее – в здание, которое привлекает взгляды само со себе, своей формой, работая гипер-рамой для рекламного медиа-экрана.
Свободный центр
105-метровая жилая башня на 20 квартир по проекту Heatherwick Studio в Сингапуре обошлась без традиционного сервисного ядра: вместо него на каждом этаже – обширная жилая зона, выходящая на фасады балконами-раковинами с тропической зеленью.
Зигзаг над полем
Школьный спортзал, также играющий роль общественного центра для швейцарской деревни Ле-Во, спроектирован лозаннским бюро Localarchitecture.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Пресса: Архитектура простыла в музыке
Новая филармония, которую открыли в 2015 году в парижском районе Ла-Виллет,— среди самых заметных произведений современной архитектуры во Франции. Но здание в итоге поссорило его создателей. Пять лет спустя автор проекта Жан Нувель и заказчик, руководство филармонии, обмениваются судебными исками на сотни миллионов евро. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.
Эко-административный комплекс
Zaha Hadid Architects выиграли в Шанхае конкурс на проект штаб-квартиры государственной Группы энергосбережения и охраны окружающей среды Китая. Комплекс должен стать образцовым эко-проектом, учитывающим также и последствия пандемии.
Назад в космос
Парк покорителей космоса на месте приземления Юрия Гагарина по концепции West 8 Адриана Гёзе делает Центр урбанистики экономического факультета МГУ под руководством Сергея Капкова.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.
Что посмотреть на выходных
Для тех кто планирует на майских поотдыхать – вот, можно сделать и это с пользой. Только что завершившийся цикл лекций Анны Броновицкой, прогулки с гидами по гугл-панорамам, знакомство с любимыми книгами архитекторов и еще пара хороших вариантов.
Башня-знак
Самое высокое деревянное здание в мире, 18-этажная башня Mjøstårnet на юге Норвегии, одновременно привлекает внимание к своему городу – Брумунндалу – и служит знаком возможностей дерева как строительного материала.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.