Белое золото над Сеной

Духовно-культурный центр с православным собором Святой Троицы в Париже по проекту Жана-Мишеля Вильмотта.

mainImg
Духовно-культурный центр, предназначенный для знакомства французской публики с российской культурой и популяризации русского языка, расположен на набережной Бранли, где также находятся одноименный музей Жана Нувеля и Эйфелева башня. Комплекс примыкает к дворцу Альма, занятому различными государственными учреждениями, в том числе – отделами администрации президента Франции. Раньше на месте постройки Вильмотта располагалось здание метеорологической службы Météo France (1948), которое и приобрела в январе 2010 под снос Российская Федерация. Затем последовал конкурс, в котором победил известный в прошлом постмодернист Мануэль Нуньес-Яновский; его проект не устроил тогдашнего мэра Парижа Бертрана Деланоэ, и архитектора заменили на хорошо знакомого французским и российским заказчикам Жана-Мишеля Вильмотта. Генподрядчиком выступила компания Bouygues Bâtiment Ile-de-France. Разрешение на строительство было получено в декабре 2013, снос занял полгода, строительные работы продолжались с июля 2014 по конец августа 2016, открытие центра состоялось 18 октября этого года.
 
Духовно-культурный центр и собор Св. Троицы © Augusto Da Silva – Agence GRAPHIX
Духовно-культурный центр и собор Св. Троицы © Laurent Zylberman – Agence GRAPHIX

Духовно-культурный центр состоит из четырех корпусов: выходящего на набережную Сены культурного центра (660 м2) с двумя выставочными залами, собора (450 м2), обращенного к проспекту Раппа административного корпуса (1645 м2) с многофункциональным залом на 209 мест, офисами отдела культуры посольства РФ и жильем для сотрудников центра, и образовательного корпуса (1900 м2) у улицы Университета: для 150 студентов – детей и взрослых – там устроены классы, студии и библиотека, от дворца Альма его отделяют внутренний двор и полоса зелени.
 
Духовно-культурный центр и собор Св. Троицы © Augusto Da Silva – Agence GRAPHIX

Расположение сооружений среди деревьев отвечает типичной для 7-го округа Парижа схеме «здание в саду»: из 2830 м2 открытых пространств 500 м2 занято озеленением. Ландшафтный архитектор Луи Бенеш (среди его работ – реконструкция сада Тюильри и розарий в Павловске) при выборе видов флоры вдохновлялся «равнинами России». Во дворе образовательного корпуса высажены липа монгольская и клен трехлопастный, во фруктовом саду, примыкающем к дворцу Альма – боярышник восточный, мушмула, груша, декоративная яблоня-сибирка различных видов («Эверест», обильноцветущая, с красными и желтыми плодами), дзельква граболистная. Со стороны проспекта Раппа растет ольха черная, вокруг собора – клен татарский.
 
Духовно-культурный центр и собор Св. Троицы © Augusto Da Silva – Agence GRAPHIX

Фасады храма и трех корпусов облицованы бургундским известняком из каменоломни Массанжи, который использовался для многих сооружений Парижа, к примеру, ансамбля Трокадеро. На постройку Вильмотта ушло более 12 000 блоков: для собора – 72 различных профилей, для остальных зданий – двадцати пяти.
 
Духовно-культурный центр и собор Св. Троицы © Augusto Da Silva – Agence GRAPHIX

Бетонные стены собора заливали в один прием: это рекордная высота (17 м) для Франции, до того пальма первенства принадлежала комплексу Национальной библиотеки Доминика Перро (15 м). Купола изготовлены из композитных материалов, характерных для судо- и самолетостроения, поэтому авторы проекта называют их «мировой премьерой» таких технологий в архитектуре. Они весят гораздо меньше сооруженных традиционными методами (масса центрального купола – 8 тонн вместо 42-х), к тому же сроки строительства сократились за счет изготовления их на фабрике, параллельно с работами на площадке. Использованные материалы – стекловолокно, термопластичный пенопласт и эпоксидная смола. Для покрытия куполов было выбрано белое золото (сплав золота и палладия), чтобы их оттенок отличался от ярко-желтого металла скульптур на мосту Александра III и купола Дома Инвалидов.
Духовно-культурный центр и собор Св. Троицы © Augusto Da Silva – Agence GRAPHIX
Духовно-культурный центр и собор Св. Троицы © Augusto Da Silva – Agence GRAPHIX
Духовно-культурный центр и собор Св. Троицы © Augusto Da Silva – Agence GRAPHIX
Духовно-культурный центр и собор Св. Троицы © Augusto Da Silva – Agence GRAPHIX
Духовно-культурный центр и собор Св. Троицы © Augusto Da Silva – Agence GRAPHIX
Духовно-культурный центр и собор Св. Троицы © Augusto Da Silva – Agence GRAPHIX
Духовно-культурный центр и собор Св. Троицы © Wilmotte & Associés
zooming
Духовно-культурный центр и собор Св. Троицы © Bouygues Bâtiment Ile-de-France
zooming
Духовно-культурный центр и собор Св. Троицы © Wilmotte & Associés

01 Ноября 2016

Пресса: Владимир Путин посетил Российский духовно-культурный...
Президент РФ Владимир Путин посетил Российский духовно-культурный центр, расположенный на набережной Бранли в историческом центре Парижа. Главу российского государства встретили автор архитектурного проекта, французский зодчий Жан-Мишель Вильмот, мэр Парижа Анн Идальго и руководители столичного региона.
Пресса: Под звуки консенсуса: Le Figaro об инаугурации купола...
«Русский собор: Париж уже не делает из мухи слона». Под таким заголовком в сегодняшнем номере правой Le Figaro опубликован репортаж о возведении первого купола над будущим православным храмом РПЦ во французской столице.
Пресса: Россия начала финансировать стройку в Париже
Управление делами президента приступило к финансированию строительства Российского духовно-культурного центра в Париже, пообещав до 24 декабря перечислить французской корпорации Bouygues первые €5 млн. Согласно впервые раскрытым условиям контракта, в строительство православного храма и другие объекты в рамках этого проекта РФ собиралась вложить €43 млн, не считая €75 млн, потраченных на выкуп участка.
Пресса: В Париж с куполами
Французские власти смирились со строительством русской церкви в Париже, благо ее проектирует парижанин Жан-Мишель Вильмотт.
Пресса: Париж златоглавый
У проекта строительства духовного центра РПЦ в Париже непростая судьба: пришлось менять архитектурную концепцию вместе с архитектором. Что теперь будут строить рядом с Эйфелевой башней и кто, выяснял "Огонек".
Пресса: Храм неизвестного святого
В Париже в резиденции посла России во Франции управляющий делами президента РФ Владимир Кожин, архитектор Жан-Мишель Вильмотт и посол Александр Орлов представили новый проект российского православного духовно-культурного центра. Проект, находившийся на грани срыва, получил нового архитектора, новую программу и новый облик. Разрешение на строительство получено, сроки реализации проекта установлены в два года.
Еще раз
Обнародован новый проект русского духовно-культурного православного центра в Париже. Его автор – Жан-Мишель Вильмотт.
Пресса: Правительственный квартал разместится между Старой...
Когда и куда переедут администрация президента и правительство, выдерживают ли исторические памятники Кремля вертолетные полеты главы государства – об этом в интервью корреспонденту РИА Новости рассказал управляющий делами президента Владимир Кожин.
Пресса: Храма не имут
Новый проект российского духовно-культурного центра на набережной Бранли в Париже практически завершен. Архитектор Жан-Мишель Вильмотт представит его публике до конца года.
Пресса: Давид против Голиафа
В Париже разгорается громкий скандал вокруг еще не построенного православного храма.
Пресса: Проект строительства российского православного центра...
Французские власти поддерживают проект строительства российского духовно-культурного православного центра на набережной Бранли в Париже, но он нуждается в доработке, сказал президент Франции Франсуа Олланд.
Пресса: Увидеть Париж и перекреститься
Имиджевый проект Путина и патриарха Кирилла, грандиозный православный центр на набережной Сены, отложен. «Винегрет а-ля рюсс» не понравился простым парижанам
Черные ступени
Храм Баладжи по проекту Sameep Padora & Associates на юго-востоке Индии служит также для восстановления экологического равновесия в окружающей местности.
Традиции орнамента
На фасаде павильона для собраний по проекту OMA при синагоге на Уилшир-бульваре в Лос-Анджелесе – узор, вдохновленный оформлением ее исторического купола.
Кирпич и свет
«Комната тишины» по проекту бюро gmp в новом аэропорту Берлин-Бранденбург тех же авторов – попытка создать пространство не только для представителей всех религий, но и для неверующих.
Семь часовен
Семь деревянных часовен в долине Дуная на юго-западе Германии по проекту семи архитекторов, включая Джона Поусона, Фолькера Штааба и Кристофа Мэклера.
Радужный небосвод
В церкви блаженной Марии Реституты в Брно архитекторы Atelier Štěpán создали клеристорий из многоцветных окон, напоминающий о радуге как о символе завета человека с Богом.
Открывшись небу
Архитекторы Enota соединили часовню с деревенской площадью, превратив свое сооружение в ландшафтную скульптуру, призванную акцентировать идентичность пригородного поселения.
Знание и свет
Катарский факультет исламоведения и мечеть «Города образования» близ Дохи по проекту бюро Mangera Yvars Architects.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.