Валун или кокон?

Об очередном Летнем павильоне лондонской Галереи Серпентайн – с комментарием Михаила Белова.

Нина Фролова

Автор текста:
Нина Фролова

22 Июля 2014
mainImg
До 19 октября в Кенсингтонском саду в центре Лондона можно посетить временный павильон галереи Серпентайн, в этом году спроектированный чилийским архитектором Смиляном Радичем. Напомним, что такие павильоны галерея начала сооружать более 10 лет назад. Каждое лето на лужайке рядом с ее основным зданием архитектор, никогда до этого момента не строивший в Англии, возводил постройку, днем служившую кафе, а вечером – пространством для круглых столов, концертов, поэтических чтений и т.д.
 
zooming
Летний Павильон Галереи Серпентайн 2014 © Iwan Baan
zooming
Летний Павильон Галереи Серпентайн 2014 © John Offenbach

Более 10 лет список участников практически совпадал с перечнем лауреатов Притцкеровской премии – Хадид, Нувель, Гери, Колхас, Цумтор, однако в прошлом году к сотрудничеству пригласили представителя более молодого поколения – японского архитектора Со Фудзимото, а в этом – чилийца Смиляна Радича, уже снискавшего известность своими сооружениями на грани архитектуры и актуального искусства. Постройка Радича, по его словам, продолжает старую традицию парковых павильонов-«причуд». На площади в 541 м2 расположился поднятый на грубых каменных блоках органический объем из стеклопластика, напоминающий то ли монолит, то ли кокон.
 
zooming
Летний Павильон Галереи Серпентайн 2014 © John Offenbach

Его стенки толщиной в 10 мм пропускают свет, а также прорезаны «балкончиками» и асимметричными проемами, обрамляющими виды на парк. Посетители могут расположиться или в кольцеобразном в плане внутреннем пространстве (причем пустота в центре снаружи павильона никак не считывается), пройдя туда по мостику, или же в тени под павильоном, на плоских каменных блоках.
 
zooming
Летний Павильон Галереи Серпентайн 2014 © Hufton+Crow
zooming
Летний Павильон Галереи Серпентайн 2014 © Hufton+Crow

Михаил Белов,
архитектор
«Актуальная мысль» в области формы в конвульсиях выжимает из себя уже не «что изволите», а  «что получится».  Лишь бы хоть что-нибудь вышло. Взяли чистую сферу, положили ее под пресс. Посмотрели. Что вышло? Надо бы добавить. Воткнули в полученную тыквообразную массу квадратные в сечении консоли. Еще раз посмотрели.  И для солидности положили на каменные блоки, как бы вывезенные из кельтских святилищ. Это теперь проектный метод, на все случаи и для любого места.
 
Такая вот «актуальная солянка по-британски» из рук заезжего шеф-повара для мирового прейскуранта архитектурной формы. Паразитирование «актуальной формы» в качестве контрапункта, на фоне идиллического английского пейзажа – дело давнишнее и нехитрое. Все труднее подавать это как откровение. Все легче попадать впросак, приглашая для оправдания этого сомнительного жеста иностранцев, никогда не строивших в Британии. Летний павильон этого года, на мой взгляд – типичный «архитектурный (в)просак», который очередной раз выдается за новую тенденцию в «конвульсивном формообразовании». Никто не спорит, на идеальном британском газоне что угодно легко вытерпеть. Но этот символ глобальной толерантности и политкорректности вряд ли пополнит «сундучок драгоценностей» сокровищницы «модернистских достижений» хоть в какой-то исторической перспективе. Разве что напомнит о том, что камень-монолит – это круто: Вау!
 
Вообще, формалистическая солянка в стиле «Вау!» стала напоминать горькую редьку, добавленную в сливочный десерт. Нельзя безнаказанно и немасштабно хулиганить с формой в гармоничной парковой среде: даже терпеливый британский обыватель может взбрыкнуть. И тогда мало не покажется, можно и с «гранта слететь». Что-то менее заметное, как принято сейчас говорить, «экологическое и нейтральное», было бы ближе сонному, терпеливому британскому консенсусу. В Лондоне по поводу «прогрессивной формы» взбрыкивают неожиданно и тогда может слететь и выбранный на конкурсе «шедевр новообразования», как слетел проект расширения Музея Виктории и Альберта в интерпретации Даниеля Либескинда. Но тут парк, временное сооружение. Приглашение для «прогрессивного молодого иностранца» дает индульгенцию на любой «выкидыш». Его и получили, пополнив кунсткамеру современности очередным полураздавленным и слегка недоношенным существом. Оценка по десятибалльной системе: 7/1 в параметрах «уродство/красота».
 
P.S. Вспоминал, что это напоминает ­– тарелку инопланетян из серии фильмов с Луи де Фюнесом про жандармов из Сен-Тропе. Воспоминание милое, но оценку объекта не изменило.
zooming
Летний Павильон Галереи Серпентайн 2014 © John Offenbach
zooming
Летний Павильон Галереи Серпентайн 2014 © Hufton+Crow
zooming
Летний Павильон Галереи Серпентайн 2014 © Iwan Baan
zooming
Летний Павильон Галереи Серпентайн 2014 © John Offenbach
Летний Павильон Галереи Серпентайн 2014 © Hufton+Crow
zooming
Летний Павильон Галереи Серпентайн 2014 © John Offenbach
Летний Павильон Галереи Серпентайн 2014 © Hufton+Crow
zooming
Летний Павильон Галереи Серпентайн 2014 © Hufton+Crow
zooming
Летний Павильон Галереи Серпентайн 2014 © Hufton+Crow
Летний Павильон Галереи Серпентайн 2014 © Hufton+Crow
zooming
Летний Павильон Галереи Серпентайн 2014 © John Offenbach
Летний Павильон Галереи Серпентайн 2014 © Hufton+Crow
Летний Павильон Галереи Серпентайн 2014 © Hufton+Crow
Летний Павильон Галереи Серпентайн 2014 © Hufton+Crow
Летний Павильон Галереи Серпентайн 2014 © Hufton+Crow
Летний Павильон Галереи Серпентайн 2014 © Hufton+Crow
zooming
Летний Павильон Галереи Серпентайн 2014 © Hufton+Crow
zooming
Летний Павильон Галереи Серпентайн 2014 © Hufton+Crow

22 Июля 2014

Нина Фролова

Автор текста:

Нина Фролова
comments powered by HyperComments
Критическая масса прогресса
20-й по счету летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» спроектируют молодые женщины-архитекторы из ЮАР – бюро Counterspace; их постройка будет посвящена социальным и экологическим темам.
Черный дрозд приземляется
В Лондоне открылся летний павильон галереи «Серпентайн» по проекту Дзюньи Исигами. В этот раз проблем с ежегодной временной постройкой было больше обычного.
Оптические иллюзии
Очередной летний павильон Галереи Серпентайн спроектирован мексиканкой Фридой Эскобедо; проницаемые стены, зеркальный потолок и водоем превращают сам павильон в серию абстрактных зрительных впечатлений, а также в своего рода часы.
Меридиан в парке
Проект очередного летнего павильона лондонской Галереи Серпентайн разработала архитектор Фрида Эскобедо из Мехико.
Игра с погодой
В Лондоне открылся очередной летний павильон Галереи Серпентайн: проект Дьебедо Франсис Кере предполагает сбор дождевой воды для полива Кенсингтонского сада.
Дерево для парка
Архитектор из Буркина-Фасо Дьебедо Франсис Кере представил проект 17-го по счету временного павильона для Галереи Серпентайн в Лондоне.
Летний сезон архитектуры
В Лондоне открылись летний павильон Галереи Серпентайн–2016 по проекту Бьярке Ингельса и четыре летних домика, среди авторов которых – Иона Фридман и Асиф Хан.
Пять павильонов
Представлены проекты пяти временных построек для лондонской Галереи Серпентайн: павильона бюро BIG и четырех «летних домиков».
Решетчатое облако
В Лондоне построен очередной летний павильон Галереи Серпентайн. Его архитектором в этом году стал Со Фудзимото.
Туманный павильон
Со Фудзимото построит очередной временный павильон лондонской галереи Серпентайн летом 2013.
Диалог искусств
Представлены два новых архитектурных проекта с художественным содержанием: бюро Рема Колхаса ОМА спроектировало институт перформанса для Марины Абрамович в штате Нью-Йорк, а «Херцог & де Мерон» вместе с Ай Вэйвэем — очередной летний павильон лондонской галереи Серпентайн.
Археология недавнего прошлого
Очередной летний павильон галереи «Серпентайн» в Кенсингтонском саду в Лондоне спроектирует мастерская «Херцог & де Мерон» совместно с художником Ай Вэйвэем.
Технологии и материалы
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Сейчас на главной
Пресса: Паоло Солери и Arcosanti: как построить Бога
Паоло Солери учился у Фрэнка Ллойда Райта, в художественной коммуне «Талиесин-Вест», и его оттуда выгнали — вероятно, из-за конфликта с Ольгой Ивановной Райт, женой великого мастера. Видимо, логика отталкивания и притяжения привели к тому, что хотя утопия Солери не имеет ничего общего с идеями Райта, сам тип жизни коммуной он воспроизвел.
Возможности ограничений
МАРШ проводит весенний интенсив для архитекторов и кураторов выставок с практикой в реальных музеях. А здесь – его куратор Егор Ларичев объясняет, как полезны архитекторам и кураторам ограничения, и как их много для участников курса. Все, кто не испугается, присоединяйтесь.
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Отвоевать кусочек парка
Архитекторы MVRDV возведут 25-метровый зеленый «холм» в центре Лондона: как ответ на потерянный здесь в 1960-е уголок Гайд-парка и меняющуюся после пандемии функцию Оксфорд-стрит.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.
Энергетическое семейство
Жилой комплекс Symphony 34 планируется построить в Савеловском районе Москвы. Он будет состоять из четырех разновысотных башен – от 36 до 54 этажей. Каждая имеет свой образ, но вместе все четыре собраны в единый архитектурный ансамбль, фрагмент нового высотного города за третьим транспортным кольцом.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
«Аппетит к современности»
В Париже закончена реконструкция исторической Товарной биржи по проекту Тадао Андо: этой весной там откроется музей современного искусства – произведений из коллекции Франсуа Пино.
Иркутск как Дрезден
Фрагмент из книги «Регенерация историко-архитектурной среды. Развитие исторических центров», посвященной возможности применения немецких методик сохранения исторической среды в российских городах.
Содержание крупнее формы
Музей художественного образования Хуамао близ Нинбо по проекту Алвару Сиза и Карлуша Каштанейра – это компактный темный объем с наполненным светом просторным интерьером.