Валун или кокон?

Об очередном Летнем павильоне лондонской Галереи Серпентайн – с комментарием Михаила Белова.

Нина Фролова

Автор текста:
Нина Фролова

mainImg
До 19 октября в Кенсингтонском саду в центре Лондона можно посетить временный павильон галереи Серпентайн, в этом году спроектированный чилийским архитектором Смиляном Радичем. Напомним, что такие павильоны галерея начала сооружать более 10 лет назад. Каждое лето на лужайке рядом с ее основным зданием архитектор, никогда до этого момента не строивший в Англии, возводил постройку, днем служившую кафе, а вечером – пространством для круглых столов, концертов, поэтических чтений и т.д.
 
zooming
Летний Павильон Галереи Серпентайн 2014 © Iwan Baan
zooming
Летний Павильон Галереи Серпентайн 2014 © John Offenbach

Более 10 лет список участников практически совпадал с перечнем лауреатов Притцкеровской премии – Хадид, Нувель, Гери, Колхас, Цумтор, однако в прошлом году к сотрудничеству пригласили представителя более молодого поколения – японского архитектора Со Фудзимото, а в этом – чилийца Смиляна Радича, уже снискавшего известность своими сооружениями на грани архитектуры и актуального искусства. Постройка Радича, по его словам, продолжает старую традицию парковых павильонов-«причуд». На площади в 541 м2 расположился поднятый на грубых каменных блоках органический объем из стеклопластика, напоминающий то ли монолит, то ли кокон.
 
zooming
Летний Павильон Галереи Серпентайн 2014 © John Offenbach

Его стенки толщиной в 10 мм пропускают свет, а также прорезаны «балкончиками» и асимметричными проемами, обрамляющими виды на парк. Посетители могут расположиться или в кольцеобразном в плане внутреннем пространстве (причем пустота в центре снаружи павильона никак не считывается), пройдя туда по мостику, или же в тени под павильоном, на плоских каменных блоках.
 
zooming
Летний Павильон Галереи Серпентайн 2014 © Hufton+Crow
zooming
Летний Павильон Галереи Серпентайн 2014 © Hufton+Crow

Михаил Белов,
архитектор
«Актуальная мысль» в области формы в конвульсиях выжимает из себя уже не «что изволите», а  «что получится».  Лишь бы хоть что-нибудь вышло. Взяли чистую сферу, положили ее под пресс. Посмотрели. Что вышло? Надо бы добавить. Воткнули в полученную тыквообразную массу квадратные в сечении консоли. Еще раз посмотрели.  И для солидности положили на каменные блоки, как бы вывезенные из кельтских святилищ. Это теперь проектный метод, на все случаи и для любого места.
 
Такая вот «актуальная солянка по-британски» из рук заезжего шеф-повара для мирового прейскуранта архитектурной формы. Паразитирование «актуальной формы» в качестве контрапункта, на фоне идиллического английского пейзажа – дело давнишнее и нехитрое. Все труднее подавать это как откровение. Все легче попадать впросак, приглашая для оправдания этого сомнительного жеста иностранцев, никогда не строивших в Британии. Летний павильон этого года, на мой взгляд – типичный «архитектурный (в)просак», который очередной раз выдается за новую тенденцию в «конвульсивном формообразовании». Никто не спорит, на идеальном британском газоне что угодно легко вытерпеть. Но этот символ глобальной толерантности и политкорректности вряд ли пополнит «сундучок драгоценностей» сокровищницы «модернистских достижений» хоть в какой-то исторической перспективе. Разве что напомнит о том, что камень-монолит – это круто: Вау!
 
Вообще, формалистическая солянка в стиле «Вау!» стала напоминать горькую редьку, добавленную в сливочный десерт. Нельзя безнаказанно и немасштабно хулиганить с формой в гармоничной парковой среде: даже терпеливый британский обыватель может взбрыкнуть. И тогда мало не покажется, можно и с «гранта слететь». Что-то менее заметное, как принято сейчас говорить, «экологическое и нейтральное», было бы ближе сонному, терпеливому британскому консенсусу. В Лондоне по поводу «прогрессивной формы» взбрыкивают неожиданно и тогда может слететь и выбранный на конкурсе «шедевр новообразования», как слетел проект расширения Музея Виктории и Альберта в интерпретации Даниеля Либескинда. Но тут парк, временное сооружение. Приглашение для «прогрессивного молодого иностранца» дает индульгенцию на любой «выкидыш». Его и получили, пополнив кунсткамеру современности очередным полураздавленным и слегка недоношенным существом. Оценка по десятибалльной системе: 7/1 в параметрах «уродство/красота».
 
P.S. Вспоминал, что это напоминает ­– тарелку инопланетян из серии фильмов с Луи де Фюнесом про жандармов из Сен-Тропе. Воспоминание милое, но оценку объекта не изменило.
zooming
Летний Павильон Галереи Серпентайн 2014 © John Offenbach
zooming
Летний Павильон Галереи Серпентайн 2014 © Hufton+Crow
zooming
Летний Павильон Галереи Серпентайн 2014 © Iwan Baan
zooming
Летний Павильон Галереи Серпентайн 2014 © John Offenbach
Летний Павильон Галереи Серпентайн 2014 © Hufton+Crow
zooming
Летний Павильон Галереи Серпентайн 2014 © John Offenbach
Летний Павильон Галереи Серпентайн 2014 © Hufton+Crow
zooming
Летний Павильон Галереи Серпентайн 2014 © Hufton+Crow
zooming
Летний Павильон Галереи Серпентайн 2014 © Hufton+Crow
Летний Павильон Галереи Серпентайн 2014 © Hufton+Crow
zooming
Летний Павильон Галереи Серпентайн 2014 © John Offenbach
Летний Павильон Галереи Серпентайн 2014 © Hufton+Crow
Летний Павильон Галереи Серпентайн 2014 © Hufton+Crow
Летний Павильон Галереи Серпентайн 2014 © Hufton+Crow
Летний Павильон Галереи Серпентайн 2014 © Hufton+Crow
Летний Павильон Галереи Серпентайн 2014 © Hufton+Crow
zooming
Летний Павильон Галереи Серпентайн 2014 © Hufton+Crow
zooming
Летний Павильон Галереи Серпентайн 2014 © Hufton+Crow

22 Июля 2014

Нина Фролова

Автор текста:

Нина Фролова
comments powered by HyperComments
Место сбора
В Лондоне открылся 20-й летний павильон из архитектурной программы галереи «Серпентайн». Проект разработан йоханнесбургской мастерской Counterspace.
Критическая масса прогресса
20-й по счету летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» спроектируют молодые женщины-архитекторы из ЮАР – бюро Counterspace; их постройка будет посвящена социальным и экологическим темам.
Черный дрозд приземляется
В Лондоне открылся летний павильон галереи «Серпентайн» по проекту Дзюньи Исигами. В этот раз проблем с ежегодной временной постройкой было больше обычного.
Оптические иллюзии
Очередной летний павильон Галереи Серпентайн спроектирован мексиканкой Фридой Эскобедо; проницаемые стены, зеркальный потолок и водоем превращают сам павильон в серию абстрактных зрительных впечатлений, а также в своего рода часы.
Меридиан в парке
Проект очередного летнего павильона лондонской Галереи Серпентайн разработала архитектор Фрида Эскобедо из Мехико.
Игра с погодой
В Лондоне открылся очередной летний павильон Галереи Серпентайн: проект Дьебедо Франсис Кере предполагает сбор дождевой воды для полива Кенсингтонского сада.
Дерево для парка
Архитектор из Буркина-Фасо Дьебедо Франсис Кере представил проект 17-го по счету временного павильона для Галереи Серпентайн в Лондоне.
Летний сезон архитектуры
В Лондоне открылись летний павильон Галереи Серпентайн–2016 по проекту Бьярке Ингельса и четыре летних домика, среди авторов которых – Иона Фридман и Асиф Хан.
Пять павильонов
Представлены проекты пяти временных построек для лондонской Галереи Серпентайн: павильона бюро BIG и четырех «летних домиков».
Решетчатое облако
В Лондоне построен очередной летний павильон Галереи Серпентайн. Его архитектором в этом году стал Со Фудзимото.
Туманный павильон
Со Фудзимото построит очередной временный павильон лондонской галереи Серпентайн летом 2013.
Диалог искусств
Представлены два новых архитектурных проекта с художественным содержанием: бюро Рема Колхаса ОМА спроектировало институт перформанса для Марины Абрамович в штате Нью-Йорк, а «Херцог & де Мерон» вместе с Ай Вэйвэем — очередной летний павильон лондонской галереи Серпентайн.
Археология недавнего прошлого
Очередной летний павильон галереи «Серпентайн» в Кенсингтонском саду в Лондоне спроектирует мастерская «Херцог & де Мерон» совместно с художником Ай Вэйвэем.
Технологии и материалы
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Сейчас на главной
Серебро дерева
Спроектированный Níall McLaughlin Architects деревянный посетительский центр со смотровой башней у замка Даремского епископа напоминает о средневековых постройках у его стен.
Грильяж новейшего времени
Офис продаж ЖК «Переделкино ближнее» компании «Абсолют Недвижимость» стал единственным российским победителем французской дизайнерской премии DNA. Особенности строения – треугольный план, рельефная сетка квадратов на фасадах и амфитеатр внутри.
Цифровой «валун»
В Эйндховене в аренду сдан дом, напечатанный на 3D-принтере: это первое по-настоящему обитаемое «печатное» строение Европы.
Этюды о стекле
Жилой комплекс недалеко от Павелецкого вокзала как символ стремительного преображения района: композиция с разновысотными башнями, изобретательная проработка витражей и зеленая долина во дворе.
Место сбора
В Лондоне открылся 20-й летний павильон из архитектурной программы галереи «Серпентайн». Проект разработан йоханнесбургской мастерской Counterspace.
Сила цвета
Три московских выставки, где важную роль в дизайне экспозиции играет цвет: в Новой Третьяковке, Музее русского импрессионизма и «Царицыно».
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Союз Церкви и государства
Новое здание библиотеки Ламбетского дворца, лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, построено на берегу Темзы напротив Парламента. Авторы проекта – Wright & Wright Architects.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Пресса: Что не так с новой башней Газпрома в Петербурге? Отвечают...
На этой неделе стало известно, что Газпром собирается построить в Петербург вслед за «Лахта-центром» новую башню — 700-метровое здание. Рассказываем, что думают по поводу новой высотки архитекторы, критики и краеведы.