До 19 октября в Кенсингтонском саду в центре Лондона можно посетить временный павильон галереи Серпентайн, в этом году спроектированный чилийским архитектором Смиляном Радичем. Напомним, что такие павильоны галерея начала сооружать более 10 лет назад. Каждое лето на лужайке рядом с ее основным зданием архитектор, никогда до этого момента не строивший в Англии, возводил постройку, днем служившую кафе, а вечером – пространством для круглых столов, концертов, поэтических чтений и т.д.
Более 10 лет список участников практически совпадал с перечнем лауреатов Притцкеровской премии – Хадид, Нувель, Гери, Колхас, Цумтор, однако в прошлом году к сотрудничеству пригласили представителя более молодого поколения – японского архитектора Со Фудзимото, а в этом – чилийца Смиляна Радича, уже снискавшего известность своими сооружениями на грани архитектуры и актуального искусства. Постройка Радича, по его словам, продолжает старую традицию парковых павильонов-«причуд». На площади в 541 м2 расположился поднятый на грубых каменных блоках органический объем из стеклопластика, напоминающий то ли монолит, то ли кокон.
Его стенки толщиной в 10 мм пропускают свет, а также прорезаны «балкончиками» и асимметричными проемами, обрамляющими виды на парк. Посетители могут расположиться или в кольцеобразном в плане внутреннем пространстве (причем пустота в центре снаружи павильона никак не считывается), пройдя туда по мостику, или же в тени под павильоном, на плоских каменных блоках.
«Актуальная мысль» в области формы в конвульсиях выжимает из себя уже не «что изволите», а «что получится». Лишь бы хоть что-нибудь вышло. Взяли чистую сферу, положили ее под пресс. Посмотрели. Что вышло? Надо бы добавить. Воткнули в полученную тыквообразную массу квадратные в сечении консоли. Еще раз посмотрели. И для солидности положили на каменные блоки, как бы вывезенные из кельтских святилищ. Это теперь проектный метод, на все случаи и для любого места.
Такая вот «актуальная солянка по-британски» из рук заезжего шеф-повара для мирового прейскуранта архитектурной формы. Паразитирование «актуальной формы» в качестве контрапункта, на фоне идиллического английского пейзажа – дело давнишнее и нехитрое. Все труднее подавать это как откровение. Все легче попадать впросак, приглашая для оправдания этого сомнительного жеста иностранцев, никогда не строивших в Британии. Летний павильон этого года, на мой взгляд – типичный «архитектурный (в)просак», который очередной раз выдается за новую тенденцию в «конвульсивном формообразовании». Никто не спорит, на идеальном британском газоне что угодно легко вытерпеть. Но этот символ глобальной толерантности и политкорректности вряд ли пополнит «сундучок драгоценностей» сокровищницы «модернистских достижений» хоть в какой-то исторической перспективе. Разве что напомнит о том, что камень-монолит – это круто: Вау!
Вообще, формалистическая солянка в стиле «Вау!» стала напоминать горькую редьку, добавленную в сливочный десерт. Нельзя безнаказанно и немасштабно хулиганить с формой в гармоничной парковой среде: даже терпеливый британский обыватель может взбрыкнуть. И тогда мало не покажется, можно и с «гранта слететь». Что-то менее заметное, как принято сейчас говорить, «экологическое и нейтральное», было бы ближе сонному, терпеливому британскому консенсусу. В Лондоне по поводу «прогрессивной формы» взбрыкивают неожиданно и тогда может слететь и выбранный на конкурсе «шедевр новообразования», как слетел проект расширения Музея Виктории и Альберта в интерпретации Даниеля Либескинда. Но тут парк, временное сооружение. Приглашение для «прогрессивного молодого иностранца» дает индульгенцию на любой «выкидыш». Его и получили, пополнив кунсткамеру современности очередным полураздавленным и слегка недоношенным существом. Оценка по десятибалльной системе: 7/1 в параметрах «уродство/красота».
P.S. Вспоминал, что это напоминает – тарелку инопланетян из серии фильмов с Луи де Фюнесом про жандармов из Сен-Тропе. Воспоминание милое, но оценку объекта не изменило.