Связанный с этим недостаток естественного освещения был решен частично с помощью выбора функции. Колл-центр французской компании Teletech, который теперь там открылся, переживает за сутки три часа-пик: утром, после обеда и ранним вечером. Только в эти моменты там должны присутствовать все 600 сотрудников, поэтому их рабочие места могут не соответствовать санитарным нормам 8-часового рабочего дня.
Так как работают там по преимуществу молодые люди, архитекторы предложили им располагаться в здании так же, как они трудились бы дома: лежа на полу, сидя в мягком кресле или на диване — отвечать на звонки можно в любой точке рабочей зоны, достаточно включенного ноутбука.
А когда наплыв звонков спадает, сотрудники могут переместиться в «социальные» части здания: в спортзал, инкубатор малого бизнеса, образовательный центр или галерею. Проект потребовал смелости от заказчика, обычно открывавшего колл-центры в развивающихся странах. Разнообразие программы и трансформируемость пространства в сочетании с большим количеством новых рабочих мест — прекрасный способ борьбы с кризисом. Экономическая ситуация обусловила и дешевизну проекта: большая часть бюджета в 4 млн евро пошла на устройство атриума, больших окон, антресольных этажей, остекленных проемов в перекрытиях. Оставшихся средств хватило только на самое необходимое, поэтому фасад, к примеру, остался прежним, его лишь покрыли принтом в виде QR-кода, что служит колл-центру «вывеской».
Архитекторы MVRDV рассматривают свой проект (общая площадь 6500 м2) как образцовый в пост-кризисный период: в Европе сейчас пустует немало новых зданий, которым требуется не серьезная реконструкция, а лишь недорогая и хорошо продуманная перемена функции, поэтому дижонский вариант был бы полезен и населению, и предпринимателям.
Н. Ф.