Полная и окончательная… победа над тевтонцами?

Поверив, что слово «рыцарь» переводится с немецкого как «монах», калиниградские депутаты подарили РПЦ восемь замков Тевтонского ордена, в том числе «дом-замок» Инстербург, в котором проводится фестиваль Инстергод. Судьба этого фестиваля, у которого имеется немало почитателей, теперь стала неясной: церковь собирается перестраивать замок «в прежних формах».

mainImg
28 октября 2010 года Калиниградская областная Дума большинством голосов приняла закон о передаче Православной церкви пятнадцати «объектов религиозного назначения». Затем закон был подписан губернатором, опубликован и вступил в силу. Из переданных Церкви пятнадцати объектов восемь – замки Тевтонского ордена: Вальдау, Каймен, Нойхаузен, Таплакен, Рагнит, Лабиау (названный в тексте закона «Либау»), Гердауэн, Инстербург.

Тевтонские замки, с точки зрения многих историков, имели оборонительную и административную функцию, а не религиозную. После 1525 года, когда орден потерял владения в Пруссии, они использовались исключительно как административные здания и тюрьмы. Некоторые из них были сильно перестроены и почти не сохранили в себе остатков тевтонского времени.

О том, что некоторые из этих пятнадцати объектов собираются передать православной Церкви, было известно заранее. Правда, речь шла только о кирхах. О том, что список вошли и замки, вне узкого круга составителей законопроекта стало известно накануне принятия закона, 27 ноября. В тот день газета «Новый Калининград» опубликовала интервью с руководителем епархиального отдела по имуществу Виктором Васильевым, где тот мимоходом упомянул среди объектов, которые предполагается передать Церкви, «монастырские комплексы, которые назывались замками Тевтонского ордена».

Согласно федеральному закону «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», который сейчас уже принят, а в октябре только готовился к рассмотрению в Государственной Думе, имущество следует передавать религиозным организациям «по конфессиональному признаку». Иначе говоря, Православная церковь не может получить в собственность здание, принадлежавшее другой конфессии. В Калининградской области все церкви и церковные здания до Второй мировой войны принадлежали католикам или протестантам, а после войны – советскому государству. Так как современное население области – это в основном русские, и православная община наиболее многочисленна, было бы логично для Калининградской области сделать исключение из федерального закона. Однако, по словам Виктора Васильева в упомянутом интервью «Новому Калининграду», «стало известно уже в прошлом году, что Правительство РФ не намерено исключать регион из зоны действия будущего закона». Поэтому-то закон о передаче калининградской церковной старины Православной церкви был быстро подготовлен и принят до принятия федерального закона, который не имеет обратной силы.

К закону прилагается список переданных объектов, где перечислены пользователи, занимающие их, и особо оговаривается, что договоры, которые государство заключило с ними, новый собственник, Церковь, обязан возобновить. У семи объектов, помещенных в конце списка (все они замки), в документе не указаны пользователи и собственники, хотя в некоторых случаях они есть. В замке Таплакен живут люди, притом, по сведениям противников закона, в приватизированных квартирах, а замок Инстербург в городе Черняховске с 1997 года занимает некоммерческая организация «Дом-Замок», которая проводит там масштабные культурные мероприятия при поддержке городской администрации. Похоже, что семь из восьми переданных Церкви замков включили в список в последний момент, в спешке, не успев навести о них справки.

«Дом-Замок» – организация, известная в Черняховске, а недавно она получила известность и в архитектурном сообществе России. Среди мероприятий, которые прошли с ее участием, последнее – это «инстерГОД» 2010 года, программа которого включала в себя международный воркшоп студентов-архитекторов SESAM. Осенью прошла отчётная выставка этого воркшопа в Союзе Московских Архитекторов. Член совета «Дома-Замка» Алексей Оглезнев (по определению его товарища по «инстерГОДу» архитектора Дмитрия Сухина, «кастелян» Инстербурга) рассказал нам, как проходило принятие скандального закона.

27 октября Алексей Оглезнев узнал от знакомых, что здание, которое его организация занимает 13 лет, на следующий день передадут другому хозяину. Чтобы навести справки, он позвонил Валерию Фролову, председателю комитета областной Думы по бюджету, экономике и финансам. Валерий Фролов, не выслушав его, бросил трубку.

На следующий день Алексей Оглезнев пришёл на открытое заседание Думы, куда, вопреки обычному порядку проведения открытых заседаний, людей пропускали по списку. Заглянув в список, он увидел в основном, по его словам, имена «представителей РПЦ». Тем не менее, с помощью некоторых депутатов, «посторонние», и среди них несколько репортеров, проникли в зал. За пять минут до заседания Алексея Оглезнева вызвал председатель Думы Сергей Булычев и сообщил ему, что «вопрос уже решен». ( У партии «Единая Россия» больше половины мест в Калининградской думе, что дает ей возможность, договорившись о единогласном голосовании фракции, обеспечить принятие закона при любом возможном исходе голования). В зале заседания Алексею Оглезневу пришлось услышать, что замок Инстербург пустует и никем не используется. Опровергнуть выступавшего он не мог, так как ему не давали слова.  

На заседании, как рассказывает корреспондент газеты «Новые колеса» А. Малиновский, депутат Владимир Морар спросил: «В перечне много замков. Они тоже религиозного назначения?» Виктор Васильев, руководитель епархиального отдела по имуществу, ответил ему: «Замки – это место, где жили монахи. По-немецки – рыцари. В соответствии с экспертным заключением и историческими материалами, замки, расположенные на территории Калининградской области, в переводе на русский язык называются “военно-монастырские комплексы”».

К подобной лингвистической аргументации Виктор Васильев обратился и в переписке с автором настоящей статьи. Вот как он объяснил мне, почему замок – это монастырь: «Рыцарский замок Тевтонского ордена. По-русски: монашеско-военный комплекс-укрепление немецко-католического монастыря (в смысле организации). Замки – это не культовые объекты. Законы не говорят о «культовых объектах». А говорят об «объектах религиозного назначения»: это в т.ч. объекты с «монашеской жизнедеятельностью». А это – проживание, питание, молитва, послушания (военное, трудовое, административное и прочие обязанности) людей, принявших обеты. Обитатели замков принимали 3 обета: безбрачия, нестяжания, послушания. Итого: замки имели свойства монастырского комплекса, военного укрепления и административного центра».

Косноязычие нашего корреспондента отвлекает внимание от большой натяжки в его рассуждениях: не каждый, кто дает обеты – монах. Монах дает определенные обеты в установленной форме. Обеты тевтонских рыцарей только частично совпадали с монашескими. Историческая наука не считает крестоносцев монахами.

Как уже говорилось, закон, принятый 28 октября, связывает РПЦ обязательствами в отношении только восьми объектов из пятнадцати. Тем не менее, представители Церкви готовы взять на себя обязательство и в отношении тех пользователей бывшего государственного имущества, о которых составители закона забыли. Как сообщил мне в письме Виктор Васильев, «В Инстербурге безвозмездно сохраняется «Дом-Замок». Епархия будет восстанавливать аутентичный замок по научным проектам, утвержденным государственными органами». Судя по заявлениям представителей епархии в прессе, они намерены сохранить все права организаций, занимающих переданные ей объекты – и кирхи, и дома священников, и замки. Несколько договоров, подтверждающих права пользователей, уже подписаны.

«Дом-Замок» готов подписать с Церковью новый договор о совместном пользовании. Одновременно представители этой организации добиваются отмены закона 28 ноября. Под сдержанным и мудрым письмом калининградской музейной общественности президенту Медведеву, где, однако, содержится жесткое требование отменить этот закон, есть и подпись председателя совета фонда «Дом-Замок». Текст письма, в частности, опубликован здесь.

Под этим же письмом стоит подпись Анатолия Бахтина, главного архивариуса Калининградской области. По словам Бахтина, Виктор Васильев сделал вывод, что тевтонские замки были «объектами религиозного назначения», прочитав его книгу: «Когда представитель РПЦ Васильев В. прочитал в моей книге, что в орденских замках были капеллы, он сказал мне, что они будут претендовать и на замки. Я попытался объяснить ему, что рыцарский орден и монашеский орден – это две большие разницы. В дальнейшем я неоднократно звонил ему и приглашал его поговорить на эту тему. Он согласие давал, но так ко мне и не зашел. Более того, на замок Инстербург я даже не писал исторической справки, без которой они не имели право оформлять документы».

Экспертное заключение, на которое ссылался во время заседания Думы Виктор Васильев – это, по всей видимости, историческая справка, полученная от организации «АРХЕО», с подписью Н.А. Чебуркина. В этой справке объектами религиозного назначения названы четыре замка – Вальдау, Каймен, Рагнит и Лабиау, и только они. Другие четыре замка называет объектами религиозного назначения один-единственный документ – закон об их передаче в собственность Церкви.

Мы не решаемся присоединиться к мнению Анатолия Бахтина, который утверждает, что при подготовке и принятии этого закона не была соблюдена обязательная процедура. По словам Виктора Васильева, Анатолий Бахтин – не юрист, путается в понятиях и, «может быть, ангажирован?» Но если закон был принят законно, тем хуже: ведь это значит, что любой областной парламент может передать в собственность Церкви любую недвижимость, назначив ее «объектом религиозного назначения» самим актом передачи. Прецедент открывает перед РПЦ перспективы неограниченного и бесконтрольного обогащения.
Инсценировка рыцарского сражения в замке Инстербург. Все фотографии предоставлены электронным журналом о замке Инстербург (выпуск 1 август 2010) и иллюстрируют культурную атмосферу, сложившуюся сейчас в этом месте
фотограф: Александр Титаренко, Черняховск. alexst.35photo.ru
фотограф: Александр Титаренко, Черняховск. alexst.35photo.ru
фотограф: Александр Титаренко, Черняховск. alexst.35photo.ru
фотограф: Светлана Зарецкая, Черняховск
фотограф: Анна Анхен. Калининград – Санкт-Петербург. picasaweb.google.com/ 117574386405768728958
фотограф: Женнька Казакова, Санкт-Петербург
фотограф: Андрей Кипарис, Москва. kiparisandrew.livejournal.com
фотограф: Андрей Кипарис, Москва. kiparisandrew.livejournal.com
фотограф: Олег Кабатов, Санкт-Петербург. kabatov.spb.ru
фотограф: Олег Кабатов, Санкт-Петербург. kabatov.spb.ru

16 Декабря 2010

Дмитрий Сухин: «Сделаем восточнопрусское возрождение...
Исследователь архитектуры Дмитрий Сухин – о «Пестром ряде», затерявшейся в калининградском Черняховске первой самостоятельной работе великого немецкого зодчего Ганса Шаруна, и о том, чем она может стать для нас сегодня.
Полная и окончательная… победа над тевтонцами?
Поверив, что слово «рыцарь» переводится с немецкого как «монах», калиниградские депутаты подарили РПЦ восемь замков Тевтонского ордена, в том числе «дом-замок» Инстербург, в котором проводится фестиваль Инстергод. Судьба этого фестиваля, у которого имеется немало почитателей, теперь стала неясной: церковь собирается перестраивать замок «в прежних формах».
Пресса: Замок без замка? // Инстергод. 1.11.2010
На исходе «инстерГОДа», не успели отзвенеть фанфары и отойти руки от поздравляющих рукопожатий, не вышли ещё все статьи и репортажи, как произошло странное: замок Инстербург, место проведения лекций и семинаров, «Инстерфеста» и краеведческой конференции, оказался на пороге выселения.
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Сейчас на главной
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.