Грани света

Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.

Архитектура Реклама
mainImg
Компaния:
VELUX (Велюкс)
Контакты:

 
Многофункциональный комплекс GRANI – один из удачных примеров современной реконструкции и застройки в исторической части Петербурга, успех которого обеспечили нестандартные архитектурные решения, предложенные Институтом Территориального Развития, а также высококачественные материалы, в числе которых – мансардные окна Velux, с помощью которых помещения здания в плотно застроенном районе получили не только достаточное количество естественного света, но и красивые виды.

МФК GRANI располагается на Петроградской стороне, в квартале, ограниченном улицами Большая Зеленина и Корпусная. В этой части города архитектурная среда разнообразна и часто не по-петербургски дискретна: доходные дома XIX века перемежаются с корпусами краснокирпичных фабрик, конструктивистских заводов и типовой застройкой середины прошлого века. Немало здесь и современной архитектуры, которая заполняет лакуны: в соседних с рассматривамым участком кварталах построен ЖК «Мендельсон» по проекту бюро Intercolumnium, рядом с Левашовским заводом возводится ЖК Futurist бюро Евгения Герасимова, узнаваем стал ЖК «Дом Люмьера» мастерской «Витрувий и сыновья».

Комплекс Grani – еще одна «инъекция» современной застройки в ткань Петроградского района. Он состоит из трех корпусов, два из которых, реконструированные, выходят на разные улицы, а третий, совершенно новый, соединяет их через двор жилого квартала. Получившийся сложный гибрид – плод работы над слоями истории, нормами и контекстом.
МФК GRANI
Изображение предоставлено Институтом Территориального Развития

Очевидно, что вписать новое здание в пространство двора – задача не из простых. Чтобы не лишить никого из жильцов дневного света, специалисты Института Территориального Развития воспользовались возможностями BIM-проектирования. С помощью инсоляционного скрипта в редакторе Grasshopper архитекторы получили «глыбу» – массу будущего здания, которая не затеняла бы окна соседних домов. Затем отсекли лишнее, организовали внутреннее пространство и коммуникации. Получилось «экологичное» по отношению к окружению здание с переменной этажностью и интересным силуэтом: удачный пример взаимодействия машины и человека, когда параметрическое моделирование изначально используется не для дизайна фасада, а как инструмент анализа, но результат все равно имеет художественный потенциал.
МФК GRANI
Изображение предоставлено Институтом Территориального Развития
МФК GRANI
Изображение предоставлено Институтом Территориального Развития

Итак, ломаные линии, сложная кровля и в целом конфигурация корпуса, в котором разместится апарт-отель, – это ответ на инсоляционные нормы. Экспрессивной кровле, благодаря которой все здание приобрело запоминающийся образ, противопоставлены лаконичные фасады, выполненные в светлой штукатурке, «понятной» соседним домам. Еще один плюс получившейся структуры – разнообразие внутренних пространств: в отеле есть номера с террасами, застекленными балконами, лоджиями, особенно широкий ряд типологий, по вышеупомянутым причинам, возник в мансардном этаже. Чтобы в достаточной степени обеспечить эти помещения естественным светом, архитекторы обратились к компании Velux, ведущему производителю мансардных окон.

Специалисты помогли подобрать оптимальный для данного объекта тип окна – классический. Эта модель с рамой из клееной сосны, которая отрывается по центральной оси, – одна из самых продаваемых в широком ассортименте Velux. Поскольку ручка располагается сверху, открывать такое окно удобно даже в том случае, если под ним установлена мебель – подходящее решение для рабочей зоны. Ручка совмещена с воздухообменным клапаном, поэтому проветривать комнату можно при закрытом окне, оберегая тишину. Компания Velux также подготовила узлы и детальную спецификацию, провела надзор за установкой окон.
  • zooming
    1 / 6
    МФК GRANI
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    2 / 6
    МФК GRANI
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    3 / 6
    МФК GRANI
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    4 / 6
    МФК GRANI
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    5 / 6
    МФК GRANI
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    6 / 6
    МФК GRANI
    Фотография © Григорий Соколинский

Два кирпичных здания на Корпусной улице, в которых теперь размещаются офисы, строились для фабрики платочно-вязальных изделий товарищества «Конради и Энгель» на рубеже XIX-XX веков. В советское время их отдали заводу «Электронприбор» и надстроили.

Надстройку хотели заменить контрастным современным объемом, но пришлось «клонировать» архитектуру исторических этажей и добавить двухуровневую мансарду, поскольку, по словам главного архитектора Института Елены Мироновой, в городе принципы Афинской хартии почему-то не всегда поддерживаются. Чтобы акцентировать границу старого и нового, а также сохранить цельность корпуса и избежать новодельного эффекта, использовали три вида реставрационного кирпича, который везли из Бельгии и Эстонии. Несмотря на то, что здание потеряло аутентичную форму, работа с подлинностью материала вызывает уважение – в этом проекте имеет место именно реставрация: с расчисткой исторической кладки и тщательным подбором нового материала. К сожалению, в нашем городе это все еще редкий случай восстановительных работ, особенно, когда речь идет о зданиях, которые не имеют охранного статуса.

Компания Velux и здесь сыграла важную роль: для создания ритма и гармонии с фасадным остеклением в мансардах применялись не традиционные отдельно стоящие окна, а комбинации модулей разных размеров, собранных в единый блок.

Также здесь применялось другое, довольно редкое для петербургской реконструкции решение: оконный блок из совмещенных мансардного и фасадного элементов. Благодаря такой комбинации помещения получили не только верхний свет через наклонное окно в кровле, но и хороший обзор. Фасадный элемент крепится непосредственно к фасадному окну, что минимизирует ширину импоста и создает ощущение единой светопрозрачной конструкции.
  • zooming
    1 / 6
    МФК GRANI
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    2 / 6
    МФК GRANI
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    3 / 6
    МФК GRANI
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    4 / 6
    МФК GRANI
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    5 / 6
    МФК GRANI
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    6 / 6
    МФК GRANI
    Фотография © Григорий Соколинский

Корпус на Большой Зелениной, типовое здание 1950 года, заказчик также решил реконструировать. Архитекторы поправили пропорции проемов, оставив конструктив, скатную кровлю разобрали и надстроили в рамках высотного регламента. Новый «слой» фасада из клинкера и травертина увязал здание с контекстом улицы, смягчил место примыкания к краснокирпичному соседу. Цвет для «остова», где за штукатурной поверхностью прячется старая советская стена, позаимствовали у доходного дома герцога Николая Лейхтенбергского, расположенного неподалеку.
  • zooming
    1 / 4
    МФК GRANI
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    2 / 4
    МФК GRANI
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    3 / 4
    МФК GRANI
    Фотография © Григорий Соколинский
  • zooming
    4 / 4
    МФК GRANI
    Фотография © Григорий Соколинский

Название комплекса удачно отражает его суть – он действительно получился многогранным и многослойным как визуально, так и функционально: помимо апарт-отеля и офисов здесь вскоре появится фитнес-центр, на первых этажах открываются магазинчики и кафе, благоустроенный двор открыт всем жителям города.

Поставщики, технологии

VELUX (Велюкс)

27 Апреля 2020

VELUX (Велюкс): другие статьи и новости
Игра света расширяет пространство
Даже самые маленькие помещения обретают очарование, когда в них появляются мансардные окна VELUX и образуются пересекающиеся световые потоки. Хижины выходного дня в Австрии, Италии, Швеции и Дании, равно как и модульный Скаут-хаус в Казани красноречиво подтверждают этот закон.
Михаил Филиппов: «В ордерной системе проявляется...
Реализовав свою градостроительную методику в построенном в Сочи Горки-городе, крупных градостроительных проектах в Тюмени и в Сыктывкаре, известный архитектор-неоклассик Михаил Филиппов занялся оформлением своей методики в учебник. Некоторые постулаты своей теории архитектор изложил в интервью для archi.ru.
Секреты городского пейзажа
В творчестве известного архитектора-неоклассика Михаила Филиппова мансардные окна VELUX используются практически во всех проектах, начиная с его собственной квартиры и мастерской и заканчивая монументальными ансамблями в центре Москвы и Тюмени. Об умном применении мансардных окон и их связи с силуэтом городских крыш мастер дал развернутый комментарий порталу archi.ru.
Дом в доме
Реконструкция крестьянского дома XVIII века на юге Германии: он стал основой для камерной сельской библиотеки. Авторы проекта – Schlicht Lamprecht Architekten.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Долина знаний
«Студия 44» разработала проект образовательного центра в Сочи, соединив павильонный подход с космическими мотивами, ассоциирующимися с названием центра «Сириус».
Дачный параметризм
Бюро «ДА» спроектировало для Нижнего Новгорода малоэтажный дом, вобравший в себя черты нижегородского стиля и дачной романтики.
Сила света
Свет, который превращает пустыню в оазис, прогоняет полярную ночь, дарит утешение и помогает сберечь традицию – в проектах победителей первого этапа студенческого конкурса International VELUX Awards 2018. Два из них – из Казани. Рассматриваем все девять.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.