Архитекторы: И.В. Агапов, А. Греко, О.Б. Гомозова, Е. Доррер, О.А. Калинина, Е.Ю. Миронова, Д.Н. Намазова, П.Г. Семенцов, Р.К. Тимашев.
Ландшафтный дизайн: О.В. Потребчук.
Конструкторы: П.А. Пяткин, Н. Колесов, К. Чернобук.
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Многофункциональный комплекс GRANI – один из удачных примеров современной реконструкции и застройки в исторической части Петербурга, успех которого обеспечили нестандартные архитектурные решения, предложенные Институтом Территориального Развития, а также высококачественные материалы, в числе которых – мансардные окна Velux, с помощью которых помещения здания в плотно застроенном районе получили не только достаточное количество естественного света, но и красивые виды.
МФК GRANI располагается на Петроградской стороне, в квартале, ограниченном улицами Большая Зеленина и Корпусная. В этой части города архитектурная среда разнообразна и часто не по-петербургски дискретна: доходные дома XIX века перемежаются с корпусами краснокирпичных фабрик, конструктивистских заводов и типовой застройкой середины прошлого века. Немало здесь и современной архитектуры, которая заполняет лакуны: в соседних с рассматривамым участком кварталах построен ЖК «Мендельсон» по проекту бюро Intercolumnium, рядом с Левашовским заводом возводится ЖК Futurist бюро Евгения Герасимова, узнаваем стал ЖК «Дом Люмьера» мастерской «Витрувий и сыновья».
Комплекс Grani – еще одна «инъекция» современной застройки в ткань Петроградского района. Он состоит из трех корпусов, два из которых, реконструированные, выходят на разные улицы, а третий, совершенно новый, соединяет их через двор жилого квартала. Получившийся сложный гибрид – плод работы над слоями истории, нормами и контекстом.
МФК GRANI
Изображение предоставлено Институтом Территориального Развития
Очевидно, что вписать новое здание в пространство двора – задача не из простых. Чтобы не лишить никого из жильцов дневного света, специалисты Института Территориального Развития воспользовались возможностями BIM-проектирования. С помощью инсоляционного скрипта в редакторе Grasshopper архитекторы получили «глыбу» – массу будущего здания, которая не затеняла бы окна соседних домов. Затем отсекли лишнее, организовали внутреннее пространство и коммуникации. Получилось «экологичное» по отношению к окружению здание с переменной этажностью и интересным силуэтом: удачный пример взаимодействия машины и человека, когда параметрическое моделирование изначально используется не для дизайна фасада, а как инструмент анализа, но результат все равно имеет художественный потенциал.
МФК GRANI
Изображение предоставлено Институтом Территориального Развития
МФК GRANI
Изображение предоставлено Институтом Территориального Развития
Итак, ломаные линии, сложная кровля и в целом конфигурация корпуса, в котором разместится апарт-отель, – это ответ на инсоляционные нормы. Экспрессивной кровле, благодаря которой все здание приобрело запоминающийся образ, противопоставлены лаконичные фасады, выполненные в светлой штукатурке, «понятной» соседним домам. Еще один плюс получившейся структуры – разнообразие внутренних пространств: в отеле есть номера с террасами, застекленными балконами, лоджиями, особенно широкий ряд типологий, по вышеупомянутым причинам, возник в мансардном этаже. Чтобы в достаточной степени обеспечить эти помещения естественным светом, архитекторы обратились к компании Velux, ведущему производителю мансардных окон.
Специалисты помогли подобрать оптимальный для данного объекта тип окна – классический. Эта модель с рамой из клееной сосны, которая отрывается по центральной оси, – одна из самых продаваемых в широком ассортименте Velux. Поскольку ручка располагается сверху, открывать такое окно удобно даже в том случае, если под ним установлена мебель – подходящее решение для рабочей зоны. Ручка совмещена с воздухообменным клапаном, поэтому проветривать комнату можно при закрытом окне, оберегая тишину. Компания Velux также подготовила узлы и детальную спецификацию, провела надзор за установкой окон.
Два кирпичных здания на Корпусной улице, в которых теперь размещаются офисы, строились для фабрики платочно-вязальных изделий товарищества «Конради и Энгель» на рубеже XIX-XX веков. В советское время их отдали заводу «Электронприбор» и надстроили.
Надстройку хотели заменить контрастным современным объемом, но пришлось «клонировать» архитектуру исторических этажей и добавить двухуровневую мансарду, поскольку, по словам главного архитектора Института Елены Мироновой, в городе принципы Афинской хартии почему-то не всегда поддерживаются. Чтобы акцентировать границу старого и нового, а также сохранить цельность корпуса и избежать новодельного эффекта, использовали три вида реставрационного кирпича, который везли из Бельгии и Эстонии. Несмотря на то, что здание потеряло аутентичную форму, работа с подлинностью материала вызывает уважение – в этом проекте имеет место именно реставрация: с расчисткой исторической кладки и тщательным подбором нового материала. К сожалению, в нашем городе это все еще редкий случай восстановительных работ, особенно, когда речь идет о зданиях, которые не имеют охранного статуса.
Компания Velux и здесь сыграла важную роль: для создания ритма и гармонии с фасадным остеклением в мансардах применялись не традиционные отдельно стоящие окна, а комбинации модулей разных размеров, собранных в единый блок.
Также здесь применялось другое, довольно редкое для петербургской реконструкции решение: оконный блок из совмещенных мансардного и фасадного элементов. Благодаря такой комбинации помещения получили не только верхний свет через наклонное окно в кровле, но и хороший обзор. Фасадный элемент крепится непосредственно к фасадному окну, что минимизирует ширину импоста и создает ощущение единой светопрозрачной конструкции.
Корпус на Большой Зелениной, типовое здание 1950 года, заказчик также решил реконструировать. Архитекторы поправили пропорции проемов, оставив конструктив, скатную кровлю разобрали и надстроили в рамках высотного регламента. Новый «слой» фасада из клинкера и травертина увязал здание с контекстом улицы, смягчил место примыкания к краснокирпичному соседу. Цвет для «остова», где за штукатурной поверхностью прячется старая советская стена, позаимствовали у доходного дома герцога Николая Лейхтенбергского, расположенного неподалеку.
Название комплекса удачно отражает его суть – он действительно получился многогранным и многослойным как визуально, так и функционально: помимо апарт-отеля и офисов здесь вскоре появится фитнес-центр, на первых этажах открываются магазинчики и кафе, благоустроенный двор открыт всем жителям города.