Сценография футбола как Звездные войны

Интерьер стадиона ФК «Краснодар» сочетает, казалось бы, несочетаемое: острый футуризм и вечную классику. За будущее отвечает акриловый камень HI-MACS® в сочетании и сопоставлении с представителем традиции, натуральным травертином.

mainImg
Мастерская:
RYMAR.STUDIO. https://rymar.studio/
Проект:
Интерьеры ФК «Краснодар»
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Максим Рымарь

2016
Компaния:
LG Hausys
В наше время строится множество стадионов, похожих на гигантские пузыри, гайки, летающие тарелки или каравеллы – решетчатые структуры из опор, прикрытых «парусами». Стадион ФК «Краснодар», построенный за три года, 2013–2016, недалеко от центра этого южного города для одноименного клуба – не таков. Он напоминает Колизей, его так и прозвали еще в период строительства. И представляет собой ярчайший пример традиционализма в строительстве спортивных сооружений – нового воплощения ар-деко, выстраивающего связи между римскими аренами начала нашей эры, респектабельными проектами 1930-х, такими, как, в примеру, Олимпийский Stadium, построенный в Берлине по проекту архитектора Вернера Марха в 1936 году, – и экспериментами нашего времени. В калейдоскопе поисков актуальной формы такие традиционные стадионы занимают особое место: твердо стоят на ногах, устремив взгляд в вечность.
Интерьеры ФК «Краснодар»
© Maxim Rymar archistudio

Овальный объем здания строг и замкнут, ритм каннелированных пилонов не меняется на всем протяжении фасада, проемы между ними закрыты полосками металлических пластин, совершенно маскируя внутренние конструкции. Всё очень строго – по сравнению с новым краснодарским зданием упомянутый выше берлинский стадиум кажется вольной импровизацией. К примеру, галерея внешнего обхода в берлинском стадионе открыта и продувается – в Краснодаре пилоны чаще, промежутки между ними забраны стеклом – как будто здание надело темные очки. Собранность очищенной классики, известной нам по архитектуре 1930-х годов, в данном случае доведена до какого-то еще большего, казалось бы недостижимого максимума. Парадоксально, но в данном случае новизна и современность – принадлежность нашему времени – заключаются в максимальной дисциплине формы, исключительно прямых линиях, ровных поверхностях, идеальной «строевой подготовке» архитектуры. Здание супер-, а может быть даже гипер-классично, замкнуто в стереометрии архетипа античной арены. Подходя к такому фасаду, сам как-то начинаешь проверять, нет ли оторванных пуговиц и чисты ли ботинки.
  • zooming
    1 / 7
    Интерьеры ФК «Краснодар»
    Фотография © Михаил Чекалов, проект © Maxim Rymar archistudio
  • zooming
    2 / 7
    Интерьеры ФК «Краснодар»
    Фотография © Михаил Чекалов, проект © Maxim Rymar archistudio
  • zooming
    3 / 7
    Интерьеры ФК «Краснодар»
    Фотография © Михаил Чекалов, проект © Maxim Rymar archistudio
  • zooming
    4 / 7
    Интерьеры ФК «Краснодар»
    Фотография © Михаил Чекалов, проект © Maxim Rymar archistudio
  • zooming
    5 / 7
    Интерьеры ФК «Краснодар»
    Фотография © Михаил Чекалов, проект © Maxim Rymar archistudio
  • zooming
    6 / 7
    Интерьеры ФК «Краснодар»
    Фотография © Михаил Чекалов, проект © Maxim Rymar archistudio
  • zooming
    7 / 7
    Интерьеры ФК «Краснодар»
    Фотография © Михаил Чекалов, проект © Maxim Rymar archistudio
Интерьеры ФК «Краснодар»
Фотография © Михаил Чекалов, проект © Maxim Rymar archistudio

Можно было бы ожидать буквального продолжения «надиктованной» фасадом темы в интерьере общественных зоны стадиона – обширного пространства, включающего в себя раздевалки и спа-комплекс для игроков, конференц-зал для объявления результатов игр, mixt-зону, в которой как правило дают интервью и которая служит визитной карточкой стадиона, VIP-ложи, кафе, и прочие пространства, необходимые игрокам, зрителям и журналистам. Можно легко представить себе, как заданная снаружи тема развивается внутри, делая стадион классическим «до мозга костей».

Но нет. Перед петербургским архитектором Максимом Рымарем была поставлена задача создать остросовременный интерьер, отразив в нем силу и техничность современного спорта, а также – образно воплотить символику команды, так, чтобы логотип не повторялся навязчиво, но был «растворен» в пространстве, цвете и фактуре. «Современный футбол – спорт очень техничный, – подчеркивает архитектор, – это касается как идеальной отработки приемов, так и техники съемки и показа соревнований». Кроме того и сам клуб «Краснодар» стал одним из символов быстрого прогресса в спорте – хотя бы потому, что динамично развивается и за несколько лет вышел в Премьер-Лигу.
Интерьеры ФК «Краснодар»
Фотография © Михаил Чекалов, проект © Maxim Rymar archistudio
Интерьеры ФК «Краснодар»
Фотография © Михаил Чекалов, проект © Maxim Rymar archistudio

Итак, в основу образности интерьеров легли три фирменных цвета команды «Краснодара»: черный, зеленый и белый. Белый встречается на потолке и полу, в спа-зоне и в гостевых раздевалках, которые по требованиям FIFA должны быть нейтральными ради психологического комфорта гостей.
Интерьеры ФК «Краснодар»
Фотография © Михаил Чекалов, проект © Maxim Rymar archistudio

Лейтмотивом же и главной эмоциональной составляющей стал черный акриловый камень HI-MACS® Black S022, эффектно отчеркнутый линиями зеленой светодиодной подсветки. Черные стены местами изгибаются, становятся то матовыми, то блестящими, варьируют фактуру и форму. Подход достаточно смелый: черный любим дизайнерами и почти гарантирует пресловутую «стильность», но требует внимательного подхода, поскольку поглощает свет, уменьшает пространство и заставляет играть на контрастах. Здесь именно черный отвечает за футуристичность образа – сходство интерьеров с каким-то современным устройством, точнее говоря, модным девайсом, примером техники, всем своим существом устремленной в будущее. Возьмем к примеру раздевалку клуба-хозяина: внутрь ведет стена, покрытая рельефными горизонтальными полосами, среди которых на уровне руки – светящаяся зеленая нить, как будто путеводная. В углу стена плавно поворачивает, и кажется, что она сама направляет спортсменов к их «дому». Похоже на коридор космического корабля с навигационной линией; то и дело ждешь невесомости. Стена заходит внутрь, здесь шкафы спортсменов такие же полосатые и черные, над черным столом в ровном молочно-белом свечении потолка «парит» повторяющая его форму округлая вставка вентиляции. Все выглядит слаженным механизмом, автоматизированным пространством, чей лаконизм обманчив, поскольку стены в любой момент могут засветиться медиа-экранами.
Интерьеры ФК «Краснодар»
Фотография © Михаил Чекалов, проект © Maxim Rymar archistudio

Контрастное, но в сущности такое же впечатление производит СПА-центр с джакузи из белого акрилового камня HI-MACS® Alpine White S028 с подсвеченными – сияющими – ступенями. Совершенная белизна и абсолютная чернота создают два графических полюса. «Использование искусственных материалов и лаконично-футуристическая образность пространств нижних ярусов были сознательным, ключевым решением», – поясняет Максим Рымарь. Здесь, где отдыхают и готовятся спортсмены, всё вокруг убеждает их в том, что они супергерои в необычном пространстве. И зеленая линия ведет их к победе. Таким образом в нижних ярусах возникло новое смысловое ядро – противовес решению каменных фасадов.
Интерьеры ФК «Краснодар»
Фотография © Михаил Чекалов, проект © Maxim Rymar archistudio

Взаимодействие двух тем: классики и футуризма, – стало главной фабулой общедоступных пространств, пространства промежуточного между внешним фасадом, представляющим арену городу и внутренним – полем и трибунами, где всем уже не до архитектуры. Так что неудивительно, что пластический диалог внешнего и внутреннего, старого и нового, развернулся именно здесь. К тому же дизайнерский спектакль, необходимый для разрешения тематического противоречия, способен заодно развлечь публику.

Здесь необходимо подчеркнуть, что одна из важнейших составляющих традиционализма фасада нашего нео-Колизея – облицовочный материал. Благородный палевый и ноздреватый травертин, камень, из которого построено множество зданий античного, ренессансного и муссолиниевского Рима. Выгодно отличный от юрского известняка более пористой и живой фактурой, и поданный так, что здание кажется не облицованным, но вытесанным из камня.

Понимая значение материала в проекте здания, Максим Рымарь превращает его в отправную точку пластического диалога. «Во внутренних коридорах VIP-лож одна стена исполнена из грубо обколотого травертина, – рассказывает архитектор. – Он помещен под стекло, как будто бы существует брутальная сердцевина, мощная, дикая, и она музеефицирована. Шершавая каменная шуба контрастирует с гладким фасадом, а камень, встречающийся в интерьерах, подчинен своего рода растяжке, он то рельефный, то гладкий, что позволяет сформировать постепенный переход и не потерять тему, заданную во внешнем облике здания, последовательно провести ее сквозь интерьер до самой его «сердцевины». Авторы проекта gmp architects позитивно оценили наш подход как развивший замысел здания». Актуальный в наше время прием вмененной истории, псевдо-экспоната, – действительно работает, привлекает внимание. И хотя стены-витрины тяготеют к VIP-ложам, из некоторых галерей, в частности от входа, их видно. Камень подсвечен косым светом и диагонально разделен на квадратные блоки, что служит еще одним намеком на эмблему клуба, где в числе прочего присутствует шахматное поле.
Интерьеры ФК «Краснодар»
Фотография © Михаил Чекалов, проект © Maxim Rymar archistudio

Дальше требовалось сформировать ту самую «растяжку», последовательное пересечение материалов. И здесь главным героем стал камень: естественный бежевый травертин и искусственный черный акрил HI-MACS®. Если в нижних зонах главный контраст – черное и белое, то здесь два камня, один из прошлого, другой из будущего. Они встречаются в разных сочетаниях: иногда одна грань столба может быть известняковой, другая черной. Или травертиновым может быть пол, а черными стена, ресепшн или барная стойка.
Интерьеры ФК «Краснодар»
Фотография © Михаил Чекалов, проект © Maxim Rymar archistudio

Но главный эпизод взаимодействия двух видов камня – овальные опоры, часть несущего каркаса здания, достаточно крупные и встречающиеся повсеместно. Их форма имеет жесткую геометрическую подоснову: параллелепипед со скругленными по циркулю торцами. Для этих колонн Максим Рымарь предложил знаковый мотив – орнамент выемок-шестигранников, похожий на сетку футбольных ворот и отчасти на линии швов кожаных мячей.

Главное достоинство предложенного рисунка, помимо тематизированности – он хорошо подходит как для черных, так и для травертиновых колонн. Опоры одинаковы в смысле объема и рельефа, но не материала, что служит для по-своему очень тонкого, но ясного указания на фенотипическое родство и позволяет выстроить диалог-сопоставление. Мы такие разные, но мы похожи, – повторяют нам колонны-скульптуры, подчеркивая ключевой контрапост внутреннего пространства. Колонны, кажется, передают эстафету рельефности от материала к материалу, исподволь внедряя ее в генокод и черных, и бежевых стен, поскольку мы встречаем не только колонны, но и травертиновые ниши с шестигранным рельефом, и черные стены с таким же орнаментом.
Интерьеры ФК «Краснодар»
Фотография © Михаил Чекалов, проект © Maxim Rymar archistudio

Различия подчеркивает подсветка: продольные стыки черных колонн святятся зеленым – как будто они «активированы» вот-вот то ли распадутся на две половинки, то ли стыкуются окончательно. Сделать светящуюся полосу достаточно яркой и глубокой, потребовалось подкрасить ее фон и подсветить его, разместив диоды вдоль кромки линии на внутренней поверхности черных платин.

Травертин, начиная с шершавого рельефа шубы, получает белую подсветку – светлые лучи подчеркивают рельеф и провоцируют прикоснуться, сравнить аккуратные рукотворные выемки шестигранников с естественными отверстиями камня. С другой стороны, вверху белая подсветка похожа на шов высокой температуры – как будто колонный врезаются в потолок и плавят его. Черный рельеф, напротив, реагирует на косой свет гипнотически: регулярный орнамент воспринимается как завораживающе-правильный след машинного резца – без природной «подложки» особенно чувствует правильность линий.

«Решение потребовало долгих поисков и проб, – рассказывает Сергей Прокопенко, глава ГК «Акрил», компании, поставившей и обработавшей весь HI-MACS® в этом проекте. – На нашем производстве в Ростове-на-Дону были созданы крупные и высокоточные формы для термоформинга больших листов искусственного камня (3,68 х 0,76 м).

Затем, нагрев акриловый камень в широкоформатном нагревателе, с помощью мембранного пресса листам придали требуемую форму. После чего на внешнюю поверхность заготовок нанесли рисунок – методом фрезеровки с помощью пяти-осевых станков с ЧПУ. Ни одна другая компания из участвовавших в тендере не смогла предложить качественное исполнение рисунка в сочетании с изогнутой поверхностью. Кроме того мы подобрали прозрачное матирующее покрытие для поверхности: оно позволило достичь ровной фактуры и подчеркнуть рельеф».

В здании стадиона использовано около 6 000 квадратных метров акрилового камня. На момент завершения, в 2016 году, это был крупнейший заказ как для российского представительства компании LG Hausys, так и для ГК «Акрил».

Искусственный акриловый камень поддается как резке и фрезеровке, так и термической формовке: его можно гнуть с помощью мембранного или пневмо-пресса при температуре 160°. Химическая стыковка с помощью специального клея позволяет добиться визуально бесшовной поверхности. «Сейчас компания LG Hausys поставляет порядка 1 млн листов искусственного камня HI-MACS® в год по всему миру. Интересных российских объектов, предполагающих масштабное использование этого материала, до последнего времени, к сожалению, было немного. Интерьер стадиона ФК «Краснодар» – один из первых таких проектов, сейчас их число растет», – говорит руководитель направления искусственного камня HI-MACS в России Виктор Воропаев.

«Практически все элементы уникальны, – говорит Сергей Прокопенко, – ГК «Акрил» подготовила большой объем технической и рабочей документации, мы работали над расчетами, сборочными чертежами и визуализациями, постоянно согласовывая их с заказчиком. Все это – в условиях крайне сжатых сроков. Части проекта менялись в процессе реализации, задания выдавали порциями. В проект было вовлечено множество штатных сотрудников компании из пяти разных городов, поскольку ГК располагает пятью производственными базами.

Срочность и частые изменения деталей замысла потребовали мобилизации всех сил компании-продактора. Для ускорения работы на производстве был создан мини-конвейер между рабочими центрами. Обработку материала вели в три смены, ЧПУ-станки не выключались. Немалые трудности были связаны с монтажом: для работы в холодное время года недостроенные помещения пришлось обогревать, сооружая дополнительные временные конструкции.
Интерьеры ФК «Краснодар»
Фотография © Михаил Чекалов, проект © Maxim Rymar archistudio

Между тем ГК «Акрил», тесно сотрудничая с генподрядчиком строительства стадиона, турецкой компанией «Esta Construction», выполнила для стадиона также и многие смежные задачи. В частности, они же работали над конструкциями каркасной и шпонированной мебели, изготовили витрины, монтировали подсистемы колонн и потолков, выполнили декоративные и конструктивные элементы из нержавеющей стали и подсветку.
***

Одна из особенностей сетчатого рисунка колонн – его ковровая атектоничность, отсутствие проявленного верха и низа. Чем он удачно сочетается с «космическим» черным. Но универсальная симметрия шестигранника не чужда и классическому искусству, так что на травертине рисунок выглядит классическим, а на акриле бионически-неомодернистским. Казалось бы, найдя оптимум в виде сетки, можно было полностью отказаться от отклика на каннелюры, активно присутствующие на фасаде.
Интерьеры ФК «Краснодар»
Фотография © Михаил Чекалов, проект © Maxim Rymar archistudio

Но нет. От подчеркнутой тектоничности автор в значительной мере отказался, но не от заданного фасадом приема повторяющихся полос. Они получили два воплощения: в вертикальной штриховке ламелей ярко-желтого дуба, плавно обтекающей стены кафе и опоры – и в уже упомянутых горизонтальных полосах черного камня HI-MACS®: в раздевалках и в стойке респешна. Деревянные полосы перекликаются с каннелюрами, выстраивая изящный ритм тонких вертикалей, подчеркнутый комфортной для глаза дубовой фактурой. Черные полосы противоположны, в них не комфорт, а порыв и поток требовательной современности. Между тем, присутствуя в интерьере совместно, они не только перекликаются с фасадом, но и создают некий баланс, подхваченный стальными ламелями над главным входом. Они выстроены с той же частотой и ритмом, но позволяют себе как вертикали – над дверьми, так и горизонтали, на потолке. Впрочем, те и другие несколько размыты волнистыми отражениями точечных светильников-«гвоздиков», образующих стройную шахматную плоскость света над головами входящих.

Металл в конференц-зале ведет себя несколько иначе, он матовый и блестит едва-едва. Здесь и черные полосы, единственный раз, превращаются в каннелюры, работая на стройность колонн и строгость фона за сценой. Травертин в ответственном месте объявления результатов игр тоже ведет себя необычно: изгибается живой волной, как занавес.

Итак, сложная задача породила эмоционально напряженный интерьер, наполненный цветовыми, фактурными и световыми сопоставлениями и контрапунктами. Здесь не единство и борьба, а какой-то прямо-таки вихрь противоположностей – его едва удается усмирить строгой геометрией и равномерным чередованием мизансцен. Что, наверное, адекватно настроению любого футбольного матча. Эмоциональные турбулентности равно свойственны как большому спорту, так и противостоянию классики и футуризма.
Интерьеры ФК «Краснодар»
Фотография © Михаил Чекалов, проект © Maxim Rymar archistudio

Но интересно, что результат, дорогой и сложный современный интерьер стадиона ФК «Краснодар», воспринимается прежде всего через призму современного кино. То коридор напомнит о «Солярисе», то черный камень покажется «драконовым стеклом», то жесткие перепады цвета и света напомнят о «далекой-предалекой галактике».

Пожалуй, важное звено здесь – именно «Звездные войны». С одной стороны вероятно, что сравнение поможет футболистам почувствовать себя по-настоящему непобедимыми. В знаменитом фильме точно выстроены сопоставления форм, которые мы привыкли связывать с будущим, и архитектуры классического направления. Наверное это наилучший в современном кино, самый живой и развитый, пример такого сочетания противоположных, с токи зрения пластики, вещей: традиционных архетипов, к примеру зала Сената, дворца или той же арены – с обтекаемым металлом кораблей и роботов. Который, с свою очередь, был там придуман так удачно, что закрепился в сознании нескольких поколений. Вот и сейчас выстроенные в ряд черные колонны mixt-зоны с росчерками зеленой подсветки кажутся похожими на роботов-солдат: вот-вот начнут двигаться-левитировать по линиям, начерченным белым светом на потолке и черной мозаикой на полу.
Интерьеры ФК «Краснодар»
Фотография © Михаил Чекалов, проект © Maxim Rymar archistudio

Фильм важен еще потому, что «Звездные войны» начали снимать в 1970-е и источником их мира был устоявшийся к тому моменту футуризм шестидесятых. Вот и в интерьере стадиона находим немало примеров «классического» модернизма и футуризма. К примеру формы колонн – не овальных, а именно прямоугольных со скругленными торцами, с акцентированными швами панелей и их подсветкой – не везде, а только по оси – из этой области. Колонны не ветвятся, не изгибаются и даже не наклоняются, их форма предсказуема. Никаких крайностей «в духе Захи Хадид» не наблюдается: автор, при всей остроте цветовых и фактурных сопоставлений, в части построения объемов держит себя в строгих рамках, не позволяет крайностей. Ряд деревянных реек кафе напоминает сдвижную, по изогнутым направляющим, шторку шестидесятнического шкафа. Ретрофутуристические переклички напоминают нам – мечта о будущем, как и Колизей, уже имеет свою историю.

Преобладая в интерьерах стадиона, эвклидова геометрия помогает выстроить логичный диалог с очень строгими формами здания. Что надо признать верным решением – проходя по краю пропасти, а именно так воспринимается диалог черного акрила и травертина – важно позаботиться о здравом рассудке и железной логике. Поскольку они становятся той основой, которая позволяет не только столкнуть, но и примирить противоположности – в чем, собственно, и заключается искусство.
Интерьеры ФК «Краснодар»
Фотография © Михаил Чекалов, проект © Maxim Rymar archistudio
Интерьеры ФК «Краснодар»
Фотография © Михаил Чекалов, проект © Maxim Rymar archistudio
Интерьеры ФК «Краснодар»
Фотография © Михаил Чекалов, проект © Maxim Rymar archistudio

Поставщики, технологии

LG Hausys
Мастерская:
RYMAR.STUDIO. https://rymar.studio/
Проект:
Интерьеры ФК «Краснодар»
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Максим Рымарь

2016

09 Апреля 2019

LG Hausys: другие статьи и новости
HI-MACS® в концертном зале «Зарядье»
Бесшовный, изготавливаемый по индивидуальному проекту, негорючий искусственный камень HI-MACS® использован для самых ярких решений в фойе концертного зала. И еще его можно подсвечивать изнутри.
RYMAR.STUDIO.: другие проекты
Бежевое спокойствие
Бюро Rymar.Studio разработало интерьер студии пилатеса в Петербурге. Кофейно-молочные тона и фактурные поверхности настраивают на замедление, а продуманное освещение и кондиционирование делает комфортными тренировки.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Яхты-лайнеры
Максим Рымарь построил* для футбольной команды Сергея Галицкого, с которым работает уже давно, спортивно-оздоровительный комплекс в окрестностях Краснодара. Типология отеля-лайнера, растущего лентами террас на берегу озера – яркое и емкое пластическое высказывание. В плане как три эллиптических лепестка, нанизанных на продольную ось.
Подмешан желток
Предчувствуя развитие нового творческого кластера у Левашовского завода и фабрики «Красное знамя», флагманский книжный магазин Masters Project обосновался в новом ЖК Futurist, разделив пространство с другим локальным проектом – кофейней Sibarictica. Фирменный желтый вступил в резонанс с юрским камнем и бетоном, заставляя вспоминать стихи Мандельштама о Ленинграде.
Технологии и материалы
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Сейчас на главной
Стеклянная граница оптимума
Очень маленький дом с оптимальной планировкой – 21 м2 – тем не менее включает две роскошные вещи. Во-первых, сауну, хотя и в виде кабины; во-вторых, угол из структурного стекла, изнутри стекло – от пола до потолка. Вот это, правда, роскошь для дома с фанерным конструктивом, что признает и сам автор.
Высота 5642
Институт Генплана Москвы подготовил проект комплексного развития трех горнолыжных курортов Кавказа, получивших статус особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Первая из них – Эльбрус. На горе построят новые трассы, канатные дороги и гостиницы, модернизируют станции и приведут в порядок туристическую поляну Азау. Для расширения аудитории и всесезоннной привлекательности развивается сеть экотроп. Рассказываем обо всех этапах подробнее.
Щепотка ностальгии
Кафе-кулинария по проекту студии архитектуры и дизайна OBJCT открылось в Волгограде в здании бывшего Тракторного завода, который сейчас играет роль бизнес-парка. Чтобы воссоздать дух советского времени, архитекторы использовали мозаику, стеклоблоки, растения в кадках, а также терраццо. Фанера и красные акценты сделали интерьер светлым и свежим.
ИТ-городок
На примере первой реализованной очереди квартала «Ю» разбираемся, как будет устроен новый микрорайон Иннополиса. Бюро Т+Т Architects и HADAA сформировали и сбалансировали остроумный мастер-план с разными типами жилья, зеленой артерией, системой площадей и парком в центральной части.
Пресса: Александр Скокан: «Ужас в том, что “Аушвиц” — идеальный...
В начале 1945 года советские войска освободили польский город Освенцим, а с ним и самый известный лагерь смерти, одно из главных свидетельств Холокоста — «Аушвиц». 40 лет спустя архитектор Александр Скокан и художник Иван Лубенников разработали проект реконструкции советского раздела музея-мемориала. Обновленная экспозиция открылась 8 мая 1985 года и просуществовала вплоть до 2013-го, когда ее в очередной раз осовременили. По просьбе «Сноба» публицист, соучредитель и бывший главред архитектурного журнала «Проект Россия» Анатолий Белов встретился с Александром Скоканом, чтобы узнать о правоверном модернизме проектировщиков «Аушвица», искусстве добывать стройматериалы в эпоху позднего застоя и о том, каково жилось в бывшей гостинице для офицеров СС.
Долгожданный герой
Открытия библиотеки в своем районе жители Северного Боулдера в штате Колорадо ждали больше 25 лет. Архитекторы WORKac создали для них удобный и гостеприимный общественный центр.
Тяга к ремеслу
По проекту бюро KIDZ в Тель-Авиве открылась нео-изакая. Учитывая равнодушие горожан к сложным дизайнерским решениям, архитекторы сосредоточились на материалах, освещении и мебели. Такой подход соотносится с японскими понятиями «шокунин» и «коадавари», означающими искусного мастера и внимание к деталям. Единственным предметом декора стала лаковая миниатюра, найденная на блошином рынке.
Компактное построение
В буколическом окружении рисовых полей престижного района Бали Pererenan, на возвышении с видом на океан, Антон Кочуркин и 8Lines, выиграв конкурс, спроектировали апарт-отель. Его уже начали строить. Особенность проекта – оптимальные компактные планировки, он рассчитан на средний достаток.
Черный бутик
Пекинское бюро Fon Studio спроектировало временный концепт-бутик для марки авангардной одежды TBHNP в Шанхае.
Археологический подход
Конкурс на проект реконструкции западного крыла Британского музея в Лондоне выиграла Лина Готме, архитектор Национального музея Эстонии в Тарту.
Большой брат
Жилой комплекс Architecton построен в Екатеринбурге по проекту бюро Archinform на месте техникума 1930-х годов. Снос конструктивистского здания стал потерей для города, которую архитекторы попытались восполнить, сохраняя память места через эксперимент с формой.
Ленты и складки
Выставочный центр по проекту Zaha Hadid Architects в Пекине реализован как модульное сооружение, что сократило затраты на строительство и его сроки.
Красный конь
Суперграфика на фасадах жилого комплекса, построенного в Екатеринбурге по проекту бюро «План Б», вдохновлена мезенской росписью. Красный пигмент для 23-этажной башни выбрали не только как акцентный, но и устойчивый в штукатурке. Не менее яркими получились вестибюли подъездов, оформленные приемом color block.
Памяти Александра Раппапорта
Человек, «глубоко мыслящий и всесторонне одаренный»; «ренессансный гений – уникальный эрудит, мудрый философ, тончайший поэт, виртуозный музыкант и проницательный художник»; «один из последних архитекторов, входивших в интеллектуальную элиту»... С нами больше нет Александра Раппапорта.
Производство знаний
Компания «Даль» заняла второе место в конкурсе на редевелопмент Главного корпуса Ижевского завода. Команда предложила будущим инвесторам на выбор два сценария развития территории – межвузовский кампус или бизнес-хаб, но в обоих случаях отвела историческому зданию Семёна Дудина роль центра популяризации наук. Внушительное предпроектное исследование определило архитектурные решения.
Главное – внутри
Здание второй очереди гимназии имени Евгения Примакова было отмечено многими наградами еще на стадии проектирования. Сейчас оно завершено. И хотя не все нюансы были учтены: прежде всего конструкциям перекрытия не следовало оставаться открытыми, – но в силу приоритета объемного построения это не кажется существенным. Более важен «Ах!», вызываемый пространством.
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Далеко гляжу
В жилом комплексе New Питер в Ленинградской области по проекту «БалтИнвест-Проект» построен детский сад. Его отличает довольно строгий кирпичный фасад, уютная ниша входа, а также групповые ячейки с панорамными эркерами, из которых дети могут наблюдать друг за другом и жизнью на улице.
Время как театр
Проект Зои Рюриковой и ее бюро «ДА» выиграл конкурс на благоустройство Театральной площади по Владимире. Он основан на идее регенерации исторической застройки, а по форме представляет собой вариант «театрального романтического неомодернизма». Арки служат «видоискателями», в том числе для городского театра Драмы 1971 года.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Ретро-пиццерия
По проекту cтудии дизайна MODGI Group на территории апарт-отеля VALO в Санкт-Петербурге открылась компактная пиццерия в ретро-стиле. Теплую и сочную цветовую гамму дополняет винтажная мебель и свет, а одним из главных предметов декора стали конверты для виниловых пластинок.
Берег Мелеуза
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Affinum в Мелеузе благоустроена набережная одноименной реки, которая играет роль центрального объекта города. Событийную площадь и торговые павильоны дополнил тихий променад, выходы к реке и детские площадки среди деревьев.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
Тюремный квартал
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Orchestra Design благоустроен исторический центр Белебея. Архитекторы объединили территорию пересыльной тюрьмы XVIII века и Торговых рядов в единое пространство, «зашив» в него разные сценарии досуга, а также отсылки к истории города.