Исследования британских университетов в области акустики в школах

Ecophon было предложено принять участие в исследовании и поставить акустические потолки в часть классных комнат для сравнения между акустически защищенными и обычными классами.

mainImg
Компaния:
Экофон (Ecophon)
Контакты:
107061, Москва, Преображенская пл., 8, БЦ ПРЕО8
Тел.: +7 (495) 775 15 10
1. Исследования университета Heriot-Watt (Эдинбург)

Это исследование было проведено учеными из университета Heriot-Watt и было инициировано британским правительством. Целью исследования стало изучение воздействия плохой акустики в классах на учеников и учителей.

Методика исследования
Исследование было проведено в 70 классах, как в старых, так и в современных школах в течение трех лет в конце 1990-х годов (само исследование было опубликовано в 1999 году). Объектами наблюдения стали дети в возрасте от 5 до 11 лет, в классах с и без акустических потолков.

Ecophon было предложено принять участие в исследовании и поставить акустические потолки в часть классных комнат для обеспечения возможности сравнения между акустически необработанными и обработанными классами.

Исследователи измеряли уровень шума, время реверберации и разборчивость речи. Они также опросили учеников и учителей и исследовали их поведение.

Результаты

Результаты исследования ясно показывают, что высокоэффективные акустические потолки имеют положительное влияние на качество образования. Они:
• Снизили уровни фонового шума
• Сократили время реверберации
• Улучшили разборчивость речи
• Создали ощущение благополучия
• Изменили отношение и поведение учеников
• Способствовали улучшению результатов тестов в акустически обработанных классах
• Создали лучшую рабочую среду для учеников и учителей

Исследователи также обнаружили, что большая часть возмущающего шума поступает из источников внутри класса (учеников, вентиляции и т.д.), а не из внешних источников.

Обратный эффект Ломбарда

Другим важным, и на первых порах немного удивительным эффектом был «обратный эффект Ломбарда». Эффект Ломбарда состоит в том, что люди склонны говорить громче в шумной среде, пытаясь быть услышанными. Это приводит к постепенному нарастанию уровня звука в помещении.

Обратный эффект Ломбарда работает с точностью до наоборот. В тихой комнате люди, как правило, стараются говорить тише, так как у них нет нужды говорить громко, чтобы быть услышанным. Это также известно как «эффект библиотеки».

В исследовании Heriot-Watt пример из начальной школы в г. Рэтмор хорошо иллюстрирует это явление. При сравнении уровней звука в классах, с и без акустического потолка, где дети сидели тихо, в классе с акустическим потолком было на 3 дБ тише. Это то, что можно было бы ожидать с чисто технической точки зрения.

Но когда ученики говорили, уровень шума в классе с акустической отделкой был на 10 дБ ниже, чем в необработанном помещении. Снижение уровня шума лишь на 3 дБ можно было объяснить физическим уменьшением уровня шума за счет его поглощения потолком, так что остальные 7 дБ снижения были вызваны более тихим поведением учеников. Снижение уровня звука на 10 дБ воспринимается на слух как сокращение громкости звука вдвое, так что этот эффект очень важен.

2. Исследование Бременского университета

Следующее новаторское исследование провели специалисты Бременского университета. Здесь исследователи изучали влияние плохой акустики на условия преподавания и обучения, с дополнительным акцентом на такие психологические и физиологические явления, как уровень стресса и концентрация внимания.

Исследование было разбито на три части и было проведено в конце 1990-х и начале 2000-х, и стало самым крупным полевым исследованием в школьной акустике в то время, охватив 570 учебных единиц, 28 классов и 5 школ.

Методика исследования

Так же, как и в исследовании университета Heriot-Watt, данное исследование проводилось по классическому принципу сравнения А-В, где данные были собраны в акустически необработанных классах и сравнивались с соответствующими данными в классных комнатах после их отделки акустическими потолками класса А.

Исследователи измерили параметры акустики помещения, в том числе уровень шума в классах, и частоту сердечных сокращений у учителей, чтобы оценить корреляцию между акустической отделкой, уровнями шума при различных методах обучения и уровнями концентрации и стресса учеников и учителей.

Результаты

Исследовательская группа обнаружила ряд интересных результатов. В ходе исследования выяснилось, что стиль преподавания в школах смещается с уроков в виде лекции, где учитель говорит, а дети слушают, на стиль, где поощряется общение детей и их работа в парах и в группах под присмотром преподавателя. В акустически необработанных классах это изменение стиля преподавания привело к увеличению общего уровня шума. Казалось бы, это логично, поскольку все больше людей говорят во время групповой работы, чем когда учитель говорит перед классом.

Тем не менее, после того, как классы были акустически обработаны, уровень звука фактически упал при переключении класса на групповую работу или работу в парах. Уровень шума в классе был ниже во время работы в группе, чем во время преподавания в стиле лекции. Это был еще один пример действия обратного эффекта Ломбарда.
zooming
Рисунок 1. Уровни звукового давления в процессе работы (LAeq, 5мин) до и после установки акустического потолка класса А

Разница в уровне во время групповой работы в классах до и после установки акустического потолка составляла 13 дБ, то есть даже выше, чем в исследовании Heriot-Watt. (Смотрите рисунок 1). Примерно 10 из этих 13 дБ вызваны обратным эффектом Ломбарда, а 3 дБ – фактическим поглощением звуковых волн акустическим потолком.

В целом результаты исследования говорят о том, что школы, стремящиеся перейти от традиционной, «лекционной» манеры преподавания к методу, более ориентированному на групповую работу, действительно могут снизить общий уровень шума в классе, при условии обеспечения в классных комнатах хорошей акустики.


Ниже стресс и напряжение голоса у учителей

Вторым интересным результатом исследования стало то, что частота сердечных сокращений учителя соответствует уровню шума в классе. Когда уровень звука растет, также растет частота сердечных сокращений. Частота сердечных сокращений является признанным показателем уровня стресса, а это означает, что исследователи обнаружили четкую корреляцию между шумом и уровнем стресса. Сравнивая данные с ЧСС до и после установки акустического потолка можно было увидеть явное улучшение. Частота сердечных сокращений учителей снизилась на целых 10 ударов в минуту.
zooming
Рисунок 2. Средняя частота сердечных сокращений учителей во время утренних занятий до и после установки акустического потолка класса А

Улучшение акустики также означало, что учителя не должны напрягать свой голос, чтобы быть услышанным.

Лучше концентрация среди школьников

Исследователи также обнаружили, что уровни звука в акустически необработанных классах увеличивались в течение дня. Уровень шума во время последнего урока дня был более чем в два раза выше, чем во время первого урока (12-13 дБ выше уровень звукового давления).
Это объясняется тем, что, что плохая акустика вызывает усталость, и ученики теряют концентрацию внимания в течение дня, что в свою очередь делает их более шумными (больше движений, перешептываний и т.д.).

Мало того, что уровень звука снизился после того, как был установлен акустический потолок, при этом он сохранился более или менее постоянным в течение всего дня, как показано на рисунке 3.
zooming
Рисунок 3. Уровень шума в классе в течение дня до и после установки акустических потолков

Таким образом, можно предположить, что более низкие уровни шума позволяют ученикам оставаться сосредоточенными и менее склонными к нарушению дисциплины весь день.

3. Исследование в школе графства Эссекс, Великобритания

Исследование было проведено по заказу Совета графства Эссекс в Соединенном Королевстве с целью определения, будет ли акустика классов, предназначенных для детей с нарушениями слуха, оказывать положительное влияние на учеников и учителей с нормальным слухом.

В данном исследовании оценивалось влияние на учебный процесс различных степеней акустической обработки классных помещений.

Методика исследования

В исследовании сравнили четыре различных классных комнаты в средней школе в Эссексе. Первая классная комната – контрольное помещение без какой-либо акустической обработки. Три другие классные комнаты соответствовали трем различным стандартам Великобритании для школьной акустики.

В одном из них был установлен подвесной потолок из перфорированного гипсокартона, соответствующего требованиям стандарта BB93 для средних школ.

В другом классе был установлен акустический потолок класса А, имеющий хорошее звукопоглощение в диапазоне частот от 500 до 2000 Гц. Этот класс соответствовал стандарту BB93 Hi для детей с нарушением слуха, обучающихся в обычных школах.

В третьей классной комнате обеспечивалось дополнительное поглощение низкочастотного звука в диапазоне 125-4,000 Гц. Это помещение соответствовало требованиям стандарта BATOD (Британской ассоциации учителей слабослышащих детей – стандарта, который используется в специальных школах для детей с нарушением слуха.

Исследователи измеряли время реверберации и уровень шума, мониторили поведение учащихся и учителей, и брали интервью у учеников, учителей и членов специально приглашенной комиссии. Исследование было проведено в виде двойного слепого теста, в котором ни один из опрашиваемых не знал, в какой классной комнате созданы те или иные акустические условия.

Результаты

Исследование показало сильную корреляцию между хорошей акустикой (т.е. малым временем реверберации) и воспринимаемым качеством среды обучения, как для учеников, так и для учителей.
Преподаватели, студенты и группа из акустиков, чиновников окружного совета и других специалистов заполняли вопросник об акустике в разных классах, и результаты очень четко показали, что, чем лучше акустическая обработка, тем выше оценивался класс (см. рисунки 4 и 5).
zooming
Рисунок 4. Оценка восприятия звука в различных классах ясно показала, что класс с лучшей акустической обработкой оценивался как самый лучший (зеленая кривая)
zooming
Рисунок 5. Те же данные, как и на рисунке 4, но на этот раз данные представлены так, чтобы каждый класс отображался своим цветом. Размеры цветных областей показывают, насколько плохо воспринимают опрашиваемые акустику соответствующей классной комнаты. Чем больше площадь, тем хуже кажется акустика


Классные комнаты отличались следующим:
• В комнате MA5 не было никакой акустической обработки;
• В комнате Ma1 был смонтирован гипсокартонный подвесной потолок, удовлетворяющий требованиям стандарта для средних школ в Великобритании (BB93);
• В комнате Ma2 был установлен акустический потолок класса А, с улучшенными характеристиками в диапазоне частот 500-2000 Гц по сравнению с потолком в комнате Ma1. Этот класс соответствовал стандарту для классных комнат для слабослышащих детей в общеобразовательных школах (BB93 раздел 6);
• В комнате MA3 были смонтированы самые эффективные звукопоглощающие решения, в том числе поглотители ухудшающих разборчивость речи низких звуковых частот. Акустическая отделка класса включала в себя звукопоглощающие подвесные потолки класса А с дополнительно установленными в запотолочном пространстве низкочастотными поглотителями Extra Bass.

Еще раз про обратный эффект Ломбарда

Четкий эффект улучшения акустики в исследовании проявился в том, что уровень фонового шума значительно уменьшился, поскольку время реверберации стало короче. Сокращение времени реверберации от 1,2 до 0,8 секунды, что соответствует разнице между необработанной контрольной комнатой и классной комнатой с гипсокартонным потолком, снижает уровень фонового шума на 9 дБ. Это близко к сокращению вдвое воспринимаемой громкости.

Разница в уровне шума в необработанном классе с классом с лучшей акустикой (где время реверберации было 0,3 с) составила более 20 дБ. Это огромное значение.

С чисто технической точки зрения, уменьшение времени реверберации в два раза вызывает снижение уровня шума на 3 дБ. Так что только около 6 дБ от общего снижения звука можно отнести к физическому снижению уровня звука за счет поглощения. Остальное было следствием более тихого поведения учеников. Еще раз, это был обратный эффект Ломбарда, который оказался основной причиной снижения уровня звука.

Рисунок 6 показывает, как уровень фонового шума зависит от акустики в помещении. Уровень громкости голоса учителя уменьшается, когда акустика в классе лучше. Нет необходимости кричать в тихой комнате.
zooming
Рисунок 6. Обратный эффект Ломбарда очень ясно проявился и в исследовании школы в Эссексе. Уровень звукового давления уменьшается, и отношение сигнал-шум увеличивается, когда акустика классной комнаты улучшается

Интересно заметить, что фоновый шум (вызванный учениками) снизился более значительно, чем уровень громкости голоса учителя. Это привело к увеличению отношения громкости полезного звука к шуму (отношение сигнал-шум) на 10 дБ (от 8 до 18 дБ). Так что, в комнате не только стало тише, также стало намного проще для учеников воспринимать речь учителя.

Следует отметить, что основное различие между классной комнатой 3 (BB93 Hi) и классной комнатой 4 (BATOD) заключалось в лучшем поглощении низких частот. Это наглядно показывает, насколько оно важно в школах.

Выявленные положительные эффекты хорошей акустики включают в себя:
• Лучшая локализация звука. Учителя могли легко определить, кто вызывает шум, что способствовало лучшему управлению классом;
• Сокращение количества повторений;
• Лучшая дисциплина, а это означает, что учителя могли бы принять более спокойный подход к управлению классом;
• Более эффективная групповая работа в классе;
• Снижение уровня стресса и напряжения голосовых связок у учителей.

4. Резюмируя результаты исследований

В совокупности, результаты трех исследований ясно показывают преимущества хорошей акустики в школах:

• Акустическая обработка классов поощряет более спокойное поведение учащихся. Обратный эффект Ломбарда очень ясно проявился во всех трех исследованиях;
• Отношение сигнал-шум становится лучше, улучшая разборчивость речи;
• Методы обучения могут быть изменены, чтобы позволить ученикам принимать более активное участие в обучении через обсуждения и групповую работу. Следует отметить, что исследование Бременского университета показало, что в помещениях с хорошей акустикой уровни звука были ниже во время работы в группе, чем при классическом преподавании в стиле лекции;
• Учителя и ученики получают более спокойную рабочую среду, в которой они чувствуют себя более непринужденно;
• Ученики могут сохранять концентрацию внимания дольше;
• Результаты учеников улучшаются;
• Уровень стресса учителей снижается;
• Учителя не перенапрягают свои голоса;
• Детям с особыми потребностями и их учителям нужна действительно хорошая акустика.

Поставщики, технологии

Экофон (Ecophon)

20 Декабря 2016

Экофон (Ecophon): другие статьи и новости
Новое решение от ECOPHON для комфортных разговоров по...
В начале 2016 года в «Академии Сен-Гобен» установили акустическую «телефонную будку», которая выполнена из материалов ECOPHON – инновационное решение российских специалистов компании «Сен-Гобен» для защиты от шума в помещении.
«Сен-Гобен» 1665-2015
К 350-летию компании «Сен-Гобен почтовая компания Франции La Poste выпустила уникальную почтовую марку с использованием инновационной технологии, создающей эффект зеркальной поверхности в сочетании с традиционной техникой гравировки на медных пластинах.
Компания «Сен-Гобен» подарила парку «Сокольники»...
24 июля состоялось открытие фонтана, расположенного в Большом розарии парка. Спонсор – компания «Сен-Гобен» – в 2015 году отмечает свое 350-летие. Открытие фонтана в «Сокольниках» стало ключевым проектом компании в рамках юбилейного года.
Акустические потолки Ecophon стали абсолютно экологичными
«Сен-Гобен» начал производство всего ассортимента акустической продукции с использованием связующего вещества на растительной основе. Данная инициатива является частью одного из приоритетных направлений развития компании – охраны окружающей среды.
«Пенза» – это звучит!
7 марта киноконцертный зал «Пенза», самое современное и технически оснащенное учреждение культуры в области, отпраздновало первый год своей работы с момента открытия.
МГУ и «Сен-Гобен» определили векторы сотрудничества
Внедрение результатов научных исследований в широкую практику позволит не только создавать комфортную среду для жизни, но и решать такие глобальные задачи, как уменьшение объема выбросов CO2 и сокращение потребления природных ресурсов.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.