Центр художественной гимнастики в Лужниках: кровельная конструкция как изящный взмах гимнастической ленты

Самой заметной особенностью проекта, как и сложностью, стала нелинейная форма гигантской металлической «скульптуры» – кровли. Детали проектирования и реализации.

Реклама
mainImg
Компaния:
представительство компании Риверклак на Архи.ру
zooming
Центр художественной гимнастики имени Ирины Винер-Усмановой в Лужниках © ООО «ТПО Прайд»
zooming
Центр художественной гимнастики имени Ирины Винер-Усмановой в Лужниках © ООО «ТПО Прайд»

Новое здание центра художественной гимнастики имени Ирины Винер в «Лужниках» напоминает развевающуюся гимнастическую ленту, становясь гигантским объемным символом изящного вида спорта. Проект, самой заметной особенностью которого стала нелинейная форма гигантской металлической «скульптуры», хорошо различимой отовсюду, разработан архитекторами ТПО «Прайд».

В этой статье – подробно о том,
Как​ создавался уникальный образ здания и что собой представляет конструктивно «изящный взмах гимнастической ленты»

Самый выразительный элемент здания – кровля, стал и одним из самых сложных для архитектурного проектирования и реализации.

Вначале архитекторы и инженеры ТПО «Прайд» разработали несколько вариантов несущих кровлю конструкций: от деревянных стропил до металлокаркаса. Последний был выбран, удовлетворив как эстетические, так и экономические требования. Далее, согласно замыслу, визуальный эффект переливающейся чешуи волны должны были формировать алюминиевые кассеты декоративной облицовки, закрепленные собственно на уже герметичном кровельном покрытии.

Поэтому, помимо поиска геометрии выразительного силуэта волны, сомасштабного объему здания и его окружению, было необходимо найти и соответствующие материалы, которые бы отвечали поставленным задачам: изгибались под нужным углом и герметично стыковались друг с другом. А также производителя, который мог бы выполнить их. Еще одним параметром была повторяемость, то есть типизация различных элементов: ферм, кассет, фальца, так как разнообразие модулей значительно влияет на экономику проекта.

Для реализации кровельной системы – так называемого «кровельного пирога» и герметичного кровельного покрытия, выбрали итальянскую компанию ISCOM и ее представителя на российском рынке – компанию Riverclack (система фальцевой кровли Riverclack).

Со-разработка проекта осуществлялось в головном офисе компании в Вероне. Затем его дорабатывали в соответствии с требованиями российских стандартов в Москве.


Специалисты компании отмечают, что технически это был самый сложный проект из построенных за последние несколько лет с помощью технологий Riverclack.
Центр художественной гимнастики имени Ирины Винер-Усмановой в Лужниках. В процессе строительства © ООО «ТПО Прайд»
zooming
Центр художественной гимнастики имени Ирины Винер-Усмановой в Лужниках © Riverclack

Почему Riverclack®

Запатентованная система защёлкивающегося крепления Riverclalck®550, благодаря уникальной системе замка с дренажным каналом, обеспечит полную водонепроницаемость здания и устоит перед всеми капризами погоды. Система кровли Riverclalck абсолютно водонепроницаема, даже если полностью затоплена водой.

Система Riverclack® не предусматривает никаких сквозных отверстий на поверхности кровли, что даёт возможность свободного теплового расширения элементов. Панели, таким образом, могут иметь длину более 100 метров.

Вероятно, наиболее высокие способности к гибкости по сравнению с любой другой системой металлического покрытия. Панели Riverclack® выгибаются “натурально”, следуя линиям нижестоящей структуры до минимального радиуса 25 м (из натурального алюминия толщиной 0,7 миллиметров), то есть без дополнительных расходов на механический изгиб панелей.

А международный опыт компании ISCOM по со-проектированию и реализации других сложнейших объектов, позволил быстро включится в работу и найти оптимальные решения. Для разработки опорной формообразующей конструкции «кровельного пирога» компания ISCOM заручилась сотрудничеством итальянской компании «Политехника», специализирующейся на комплексном проектировании.
zooming
Центр художественной гимнастики имени Ирины Винер-Усмановой в Лужниках © Riverclack

Важные особенности системы кровельного покрытия Riverclack® для ЦХГ «Лужники» 

Кривизна: двойной радиус


Для большинства кровельных материалов кривизна поверхности в этом проекте имеет критический радиус. Каждый элемент имеет и выпуклые, и вогнутые участки, и, более того, он должен адаптироваться под поперечный радиус второй кривизны. При этом допуски на отклонение реальной поверхности от запроектированной лежат в пределах от 20 до 50 мм.

В качестве основного покрытия кровли общей площадью 15.200 м² с двойным радиусом кривизны были использованы картинные алюминиевые панели Riverclack® 550 толщиной 0,8 мм разнообразной формы (прямые, конусные, радиусные), что явилось наилучшим решением для данного проекта.

Профилирование, вальцовка и каландратор: все прямо на cтройплощадке

Учитывая большую длину картинных панелей, этапы их профилирования и вальцовки осуществлялись непосредственно на cтройплощадке.

Для изготовления панелей был использован профилирующий станок, который обеспечивал изготовление как прямых, так и силуэтных панелей. Для 50% участков требовалось машинное формование панели станком-каландратором. При каландрировании панель получает точный радиус кривизны, заданный проектом.

Два вида клипов – держателей панелей

Обычный, с высокоскользящей поверхностью – и специальный клип «Морбидон», который позволяет немного «растягивать» замок для незначительного изменения ширины прямых панелей и придания им силуэтного профиля.
Центр художественной гимнастики имени Ирины Винер-Усмановой в Лужниках. В процессе строительства © ООО «ТПО Прайд»
Центр художественной гимнастики имени Ирины Винер-Усмановой в Лужниках © Riverclack
Отдельно – о проектировании и изготовлении сложного металлокаркаса волнообразной кровли: формообразующей конструкции и кровельной подконструкции

В первую очередь была создана 3D-модель раскладки панелей Riverclack, что позволило проверить выполнимость проекта.

Затем специалисты приступили к проектированию формообразующих конструкций. Они состоят из каландрированных, гнутых по радиусу труб, а также системы кронштейнов, угол наклона которых регулировался в зависимости от уклона профлиста. Кронштейны располагались попарно, по разные стороны от трубы – каждая сторона в итоге плавно подстраивалась под угол укладываемого сверху профлиста с торсионным скручиванием.

Верхний пояс основных металлоконструкций не был предназначен для несения распределенной нагрузки, поэтому формообразующие конструкции крепились шарнирно с узловым опиранием. Шаг установки формообразующих конструкций 4 метра. При этом получались сегментные участки, которые никак не позволяли обеспечить заданную двойную кривизну поверхности и заданные допуски, именно поэтому была разработана еще и сложная кровельная подконструкция.

Для того, чтобы получить поверхность нужного радиуса кривизны, была предусмотрена дополнительная сложная система кронштейнов. Ряды разновысоких усиленных L-кронштейнов нивелируют различие в расстояниях от обрешетки до кровельного покрытия. Окончательная адаптация производится непосредственно самой панелью Riverclack – она довольно гибкая. Специальный сплав AW5754 позволяет панели выгибаться без повреждения поверхности, что также обеспечивает возможность свободного хождения по покрытию.

Кронштейны формообразующих конструкций и кровельные подконструкции производятся без сварки – здесь используются лишь лазерная резка, изгибание и болтовое соединение элементов.

Специалистами Riverclack было предложено еще одно изящное техническое решение, позволившее сделать проект более экономичным. Речь о применении разрезанного омегообразного профиля, на верхний пояс которого передается нагрузка от покрытия. В итоге поверхность профлиста «работает» полностью, нагрузка равномерно распределяется по всем волнам.

По расчетам инженеров Riverclack, для адекватного несения нагрузки подошел бы даже профнастил с высотой профиля 114 мм, расчет же конкурентов показывал, что минимально допустимая высота профиля составляет 165 мм – только из-за того, что в их решении нагрузка на профнастил передавалась точечно.
zooming
Центр художественной гимнастики имени Ирины Винер-Усмановой в Лужниках. В процессе строительства © Riverclack

Участок кровли 10+, ниспадающий до земли

Особую сложность в монтаже вызвала поверхность, образующая юго-восточный фасад здания. Кровля-фасад дополнительно облицована декоративными кассетами GRADAS по сложной поверхности двойной кривизны – это другая проблема конструкции. Декоративные элементы закрепляются поверх фальцевого покрытия Riverclack на специальных суппортах Riverclack. Панели прямые, но крепятся под разным углом, создавая «эффект чешуи». Стыки панелей идут в шахматном порядке. Таким образом отделан боковой и задний фасад здания, а сами кассеты из анодированного в натуральный цвет алюминия разработаны и изготовлены компанией «GRADAS».
Центр художественной гимнастики имени Ирины Винер-Усмановой в Лужниках. Проект. © ООО «ТПО Прайд»

Кровельные аксессуары – крепление без перфорации

Элементы молниезащиты, система снегозадержания, мостики, антенны были зафиксированы на кровле с помощью суппортов Riverclack, которые позволяют закреплять любой элемент без повреждения (перфорации) покрытия. Для обеспечения безопасного обслуживания на крыше была установлена тросовая «линия жизни».

Компания GRADAS для декоративной облицовки подшива кровли – огромного козырька – также выполнила алюминиевые кассеты, отличительные особенности которых – треугольная форма и анодированное покрытие под золото.
***

Дизайн: ТПО PRIDE
Разработка проекта: METROPOLIS GROUP
Генподрядчик: АО «Мосинжпроект»
Подрядчик: DSF ENGINEERING
Инвестор: USMDEVELOPMENT
Благодарим
портал Кровли, Андрея Солнцева
;
Константина Косарева,
директора по развитию Riverclack – Россия
за предоставленные материалы.
 
Видео с сайта https://stroi.mos.ru
Центр художественной гимнастики имени Ирины Винер-Усмановой в Лужниках
Фотография с сайта https://archsovet.msk.ru
Центр художественной гимнастики имени Ирины Винер-Усмановой в Лужниках
Фотография с сайта https://archsovet.msk.ru

Поставщики, технологии

12 Августа 2019

Риверклак: другие статьи и новости
Открытый космос
К 300-летию Кузбаса в 2021 году по проекту ГК «Спектрум» и бюро ASADOV в Кемерове будет построен новый пассажирский терминал аэропорта имени Алексея Леонова.
Технологии и материалы
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
Сейчас на главной
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.