Как использовать дерево, но не деревья

27 Сентября 2017
mainImg
Архитектор:
Дмитрий Храмов
Мастерская:
Архитектурное Бюро Храмова
Проект:
Дом отдыха «Подснежник»
Россия, Тольятти

Авторский коллектив:
Дмитрий Храмов (ГАП), Вениамин Дьячков, Оксана Дьячкова, Антон Гуреев, Александр Пищулев (ГИП)

2011 — 2017
Компaния:
представительство компании ROCKWOOL на Архи.ру
Контакты:
Московский офис ROCKWOOL:
109028, Серебряническая наб.,29, БЦ Silver City
reception.reception@rockwool.com
0 Древесина, как и многие тысячелетия назад, остается одним из самых универсальных материалов для индивидуального строительства. В частных домах и коттеджах она используется как для несущих конструкций, так для внешней и внутренней отделки. Помимо относительной дешевизны, экологичности и легкости обработки древесина ценится благодаря своей неповторимой природной эстетике.

Однако когда речь заходит об индустриальном городском строительстве, недостатки древесины начинают перевешивать ее достоинства. Нестабильность размеров из-за перепадов температуры и влажности, склонность к гниению и изменению цвета под воздействием внешних факторов и, конечно, пожароопасность этого материала серьезно ограничивают его применение в современных многоэтажных зданиях – особенно в отделке фасадов.

Тем не менее, даже в бетонных джунглях мегаполиса не обойтись без теплоты, уюта и первозданной эстетичности древесины. Поэтому среди производителей строительных материалов не прекращаются попытки создать материал для внешней отделки зданий, который бы правдоподобно имитировал древесную текстуру и при этом не имел недостатков дерева.
ФОК «Подснежник». Фотография © Rockwool

Все грани имитации

Для внешней отделки жилых, коммерческих и общественных зданий в городской застройке одним из наиболее популярных современных решений являются вентилируемые навесные фасады. Они обеспечивают высокий уровень теплозащиты стен и являются гибким инструментом архитектора для создания неповторимого экстерьера здания. Не удивительно, что именно для использования в облицовке навесных систем разработано немало материалов, имитирующих древесину.

В последние десятилетия с развитием технологии полимерных покрытий стало возможным изготовить практически любой фасадный материал с текстурой «под дерево» и даже имитировать разные сорта древесины, в том числе и самые дорогие (эбен, махагони, палисандр). Хотя внешне эти материалы могут выглядеть почти одинаково и неотличимо от натурального дерева, их технические и эксплуатационные характеристики сильно различаются.

- Сайдинг и фасадные панели из оцинкованной стали. Этот материал выпускается в виде длинных панелей-досок, монтируемых горизонтально или вертикально, и обеспечивает нагрузку на фасад от 5 кг на кв.м. Существуют варианты, имитирующие не только текстуру, но и форму бревна – например, стальной блок-хаус используется для имитации стены из настоящих бревен. Однако даже в этом случае «бревна» остаются гладкими.

- Сэндвич-панели «под дерево» представляют собой два профилированных оцинкованных стальных листа, между которыми вклеен сердечник из пенополистирола или минеральной ваты. Вес плит составляет от 10 до 20 кг/кв.м в зависимости от их толщины и типа используемого утеплителя. Имитация дерева достигается нанесением рисунка на металлический профлист.

- Алюминиевые композитные панели состоят из двух листов алюминиевого сплава и вспененного полимерного наполнителя между ними. Такая конструкция обеспечивает нагрузку на фасад 4,5-5,5 кг на кв.м. Причем качество и группа горючести такого материала сильно зависят не только от конкретного производителя, но даже от партии материала.

- Фиброцементные плиты и сайдинг создаются на основе цементно-песчаной смеси с добавлением волокон целлюлозы. При плотности 1200-1600 кг/куб.м они оказывают нагрузку на фасад до 12-16 кг на кв.м. Как правило, производители ФЦП достигают эффекта объемной текстурой, окрашивая панели в один цвет.

- Керамогранит получают прессованием смеси минеральных компонентов с последующим обжигом при высокой температуре. Обычно этот материал используется как бюджетный аналог природного камня, но встречаются и экзотичные варианты с покрытием «под дерево». При типичной толщине плит 8-14 мм нагрузка на фасад составляет не менее 25 кг на кв. м.

Сравнительно недавно на российском рынке появился материал, который не просто имитирует фактуру древесины, но совмещает характеристики дерева и камня. Речь идет о фасадных панелях Rockpanel, которые в Россию поставляет ROCKWOOL, мировой лидер по продуктам и решениям из каменной ваты.
ФОК «Подснежник». Фотография © Rockwool

Как дерево, только лучше

Что же такое Rockpanel? Это современный облицовочный материал, который производится горячим прессованием базальтовой (каменной) ваты с добавлением связующего. Так формируются листы со стандартными размерами 3050х1200 мм и толщиной от 6 до 10 мм с декоративной окраской лицевой стороны в широком ассортименте цветов и текстур.

Волокнистая структура и технология производства обеспечивает материалу сочетание легкости и прочности. Так, при плотности от 1050 кг на куб.м плиты толщиной 6 мм имеют вес 6.3 кг/кв.м, что значительно снижает нагрузку на внешние стены и позволяет использовать легкие и недорогие металлические подконструкции.

Химический состав данных плит обеспечивает их влагостойкость и устойчивость к атмосферным воздействиям. Еще одним следствием этого является пожаробезопасность материала. Данные плиты успешно прошли испытания по ГОСТ 31251-2008 в составе навесной фасадной системы с воздушным зазором. По заключению ВНИИПО МЧС России, в такой конструкции Rockpanel относится к классу К0 (непожароопасные). При воздействии на плиты высоких температур (до 1000° C) структура минеральных волокон не изменяется, материал не поддерживает горение и предотвращает дальнейшее распространение огня.

По совокупности характеристик плиты Rockpanel могут применяться в качестве облицовки в системах утепления вентилируемых и невентилируемых фасадов, для подшивки кровель.
Благодаря волокнистой структуре плиты Rockpanel имеют высокую паропроницаемость. Это не имеет особого значения при использовании на вентфасадах, но весьма важно, когда этот материал применяется для облицовки колонн, подшивки кровель, обрамления оконных и дверных откосов, оформления входных групп.

Строители отмечают, что работать с этим материалом так же удобно, как с настоящим деревом. Раскрой на фрагменты подходящего размера можно проводить с минимальным набором инструментов: ручной или электрической пилой по дереву. Отверстия в плитах под заклепки для крепления на металлическую подконструкцию сверлятся с помощью обычной электродрели. Кроме того, крепление в деревянную подконструкцию возможно на саморезы и без предварительного сверления отверстий.

Существует возможность и скрытого клеевого крепления. Клеевое крепление не требует специальных навыков и инструментов, достаточно следовать простой инструкции, и, что немаловажно, монтаж может осуществляться при минусовых температурах – панели наклеиваются на профили в теплом помещении, затем навешиваются на фасад по аналогии с фасадными металлическими кассетами. Стоит иметь в виду, что такое решение должно быть сертифицировано. В настоящее время на российском рынке техническим свидетельством подтверждена возможность применения клеевой системы крепления только у Rockpanel совместно с Dow Corning. В документах зафиксировано, что данная система успешно прошла огневые испытания и соответствует классу пожарной опасности КО, что позволяет применять ее на всех типах зданий.

Традиционно одним из самых сложных в исполнении являются округлые, выпуклые и вогнутые элементы фасада – башни, купола и т.п. Для их внешней отделки чаще используют не навесные, а штукатурные системы. С применением Rockpanel облицовка таких участков фасада становится гораздо проще и не требует кропотливого проектирования сложных узлов или предварительного заказа панелей специальной формы (как в случае с другими типами облицовки). Благодаря гибкости панелей, они могут быть смонтированы на поверхностях произвольной формы, позволяя архитекторам и дизайнерам воплощать любые авангардные идеи.

Палитра серии Woods включает 17 вариантов текстур и оттенков: от самых светлых, таких как мраморный дуб и клен до самых темных – таких как махагони, мореный дуб и мербау. Такое цветовое разнообразие можно использовать для создания зданий в эко-стиле, которые гармонично вписываются и в природную, и в городскую среду.

Окрашивание плит выполняется промышленными красками на водной основе. В процессе финишной обработки плит на лицевую сторону наносится прозрачный слой ProtectPlus, создающий ровную и гладкую лицевую поверхность, которая способна самоочищаться. Городская грязь, пыль и копоть смываются дождевой водой, что избавляет от необходимости тратить средства на профессиональную мойку фасадов. Данное покрытие также защищает декоративное покрытие от ультрафиолетового излучения, продлевая срок его службы.

Нужно отметить, что многообразие фактур и цветов панелей Rockpanel не ограничивается имитацией разных пород дерева. Помимо серии Woods ROCKWOOL также разработал несколько линеек: Natural (естественный цвет базальтового волокна), Colours (50 стандартных цветов плюс на заказ любые цвета по каталогам RAL, RAL Design, NCS), Stones (11 оттенков натурального камня и бетона), Metallics (пять типов имитации металлической поверхности включая золотую), Brilliant (16 вариантов оттенков со сверкающим эффектом), Chameleon (панели, меняющие оттенок в зависимости от угла зрении), Ply (под покраску) и Stones (11 оттенков под камень и бетон).

Стоит добавить, что данный материал отличается высокой экологической безопасностью на всех этапах его жизненного цикла – от производства до утилизации через несколько десятилетий службы. Благодаря этому в соответствии со стандартами британского Ведомства по исследованиям в строительстве (Building Research Establishment, BRE) плиты Rockpanel Woods получили рейтинг А+/А. Теперь, используя материалы Rockpanel в своих проектах, проектировщики могут повысить рейтинг экологичности здания при его оценке по такой системе, как BREEAM.
ФОК «Подснежник». Фотография © Rockwool
ФОК «Подснежник». Фотография © Rockwool

Древесная текстура в городской среде

Современные тенденции в урбанистике подразумевают, что в городе должно быть много зеленых зон, парков и бульваров. Органично вписать здания в такое природное окружение – непростая задача для архитекторов. Ведь нужно так подобрать колористические решения фасадов, чтобы они не выглядели чужеродно на фоне зеленых лужаек и деревьев. Отделка из камня, металла и стекла всегда выглядит несколько холодно и безжизненно. Теплые древесные текстуры Rockpanel Woods предоставляют проектировщикам возможность создать поверхности, приятные глазу и не вызывающие диссонанса.
Несмотря на то, что этот материал появился в России сравнительно недавно и пока сравнительно мало известен российским архитекторам, уже появилось несколько любопытных объектов, которые в полной мере раскрывают дизайнерские возможности Rockpanel серии Woods. Особый интерес представляет то, что это не только новое строительство, но и проекты по модернизации старых зданий, которые в короткие сроки получили новую жизнь и новый яркий облик.

Так, в 2014 году в Казани открылся первый частный технопарк «Навигатор кампус». Всего за четыре месяца двухэтажное кирпичное здание с витражным остеклением, где раньше располагался автосалон, превратилось в симбиоз хайтека и лофта, ориентированного на молодых и креативных основателей стартапов в области робототехники и 3D-печати. Генеральным проектировщиком здесь выступало проектно-строительное бюро IVAR, получившее известность благодаря смелым архитектурным экспериментам. Особенностью этого двухэтажного офисного здания класса B площадью 1200 кв.м стал оригинальный фасад с объемным геометрическим рисунком в виде тетраэдров, составленных из плит треугольной формы. Для этого были использованы контрастные панели Rockpanel Woods двух оттенков: Beech (бук) and Alder (ольха).

Еще один пример, где был использован данный материал – это проект по перестройке комплекса зданий на заброшенной турбазе «Подснежник» в Тольятти. Четырёхэтажное административно-бытовое здание, совмещающее бассейн и спортзал, предстояло не просто превратить в современный спортивный центр, но и вписать его в природное окружение: пруд и старый сосновый лес.

По замыслу архитектора Дмитрия Храмова, основной объём здания, смещённого в лес, надлежало сделать максимально экологичным. В качестве образца, по которому нужно было подобрать колористическое решение фасада, проектировщик использовал кусок сосновой коры, срезанной рядом со зданием. Чтобы фасад смотрелся живым, играл с тенями сосен, пришлось кропотливо подбирать рисунок: набирать панели Rockpanel Woods четырех типов длины, ширины и оттенков. Такие же панели с игрой оттенков и цветов были использованы и для внутренней отделки лобби.

Проект интересен еще и смелым сочетанием материалов. Сторона здания, обращенная к пруду, отделана фасадным алюминием. Терраса выполнена из натурального дерева ипе, а над нею создана деревянная пергола, которая создаёт воздушное пространство перехода из природы внутрь здания.

Первые опыты применения Rockpanel в нашей стране показывают, что этот новый для российских архитекторов и строителей материал может потеснить традиционные решения для облицовки навесных фасадов. Простота проектирования и монтажа, а также широкие дизайнерские возможности сделают данные панели привычным инструментом в руках отечественных строителей. И это, наконец, позволит современной архитектуре в эко-стиле прописаться в российских городах.
 

Поставщики, технологии

Архитектор:
Дмитрий Храмов
Мастерская:
Архитектурное Бюро Храмова
Проект:
Дом отдыха «Подснежник»
Россия, Тольятти

Авторский коллектив:
Дмитрий Храмов (ГАП), Вениамин Дьячков, Оксана Дьячкова, Антон Гуреев, Александр Пищулев (ГИП)

2011 — 2017

27 Сентября 2017

ROCKWOOL: другие статьи и новости
ROCKWOOL: высокий стандарт на всех континентах
Использование изоляционных материалов компании ROCKWOOL при строительстве зданий и сооружений по всему миру является показателем их качества и надежности.
Как применяется каменная вата в знаковых объектах для решения нетривиальных задач – читайте в нашем обзоре.
В реконструированных кинотеатрах столицы будет тепло...
На протяжении нескольких последних лет в Москве активно реконструируют кинотеатры, построенные в советскую эпоху. Чтобы здания соответствовали современным нормам пожарной безопасности и энергоэффективности, для утепления фасадов использовали материалы из каменной ваты ROCKWOOL.
Полярная тихоходка
Зимовочный комплекс антарктической станции «Восток» рассчитан на экстремальные климатические условия и психологический комфорт исследователей.
Технологии и материалы
Прочность в кубе
Бюро HENN разработало и успешно реализовало первый в мире проект здания из высокопрочного углеродного бетона. Экспериментальный объект под названием CUBE стал частью кампуса Дрезденского технического университета.
Типовое, но не шаблонное
Стилистически органичный дизайн потолка московского метрополитена из комбинации типовых декоративных и технических элементов, которые уже неоднократно использовались в других дизайн проектах. Стандартизированные варианты упорядочивают пространство, при этом проектировщикам удалось достигнуть неповторимого аутентичного шарма подземки.
МАФы «Хоббики»: от чугунных до умных
«Хоббика» производит малые архитектурные формы с 2008 года. Директор компании Максим Артеменко рассказал Архи.ру о пути от гаража до металло- и деревообрабатывающего цехов, сотрудничестве с архитекторами, а также о последних трендах. Все популярнее становятся авторские и крупные формы – беседки и навесы, а на подходе скамейки и урны, собирающие статистику.
Кирпичная перспектива
Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля
Временно постоянное
Американское бюро Ennead Architects завершило реставрацию купола собора Иоанна Богослова в Нью-Йорке. Уникальная конструкция получила защитную оболочку из меди.
Проект Knauf Ceiling Solutions – знаменитая израильская клиника...
Команда Knauf Ceiling Solutions предложила для филиала клиники «Хадасса» в Москве неизменно функциональные и одновременно с тем разнообразные потолочные системы. Каждая из них даёт исчерпывающий ответ на конкретный запрос прогрессивного медицинского учреждения, а в комплексе они помогают сформировать оптимальные интерьеры, в которых комфортно всем: и персоналу, и пациентам.
От радиоприемников до фасадов музея: изобретателю...
В XX веке HPL-пластик совершил революцию в дизайне! С Formica работают звездные архитектурные бюро Фрэнка Гери, Бернара Чуми, Рафаэля Виньоли, Захи Хадид, Нормана Фостера, а каждый сезон появляются новые поверхности, декоры, задающие тренды в оформлении частных и общественных интерьеров.
Изящная и легкая
Технология 3D-печати, разработанная в Мичиганском университете, позволила уменьшить вес бетонной конструкции на 72%, сохранив ее прочность.
7 правил уличной мебели
В чем польза и важность уличной мебели? Достаточно ли сделать ее красивой, чтобы люди чувствовали себя комфортно? Разбираемся в теме вместе с компанией «Хоббика» – ведущим производителем мафов для городского благоустройства
Свет для будущих поколений
Компания SWG | Светодиодное освещение оборудовала специализированную учебную лабораторию при Московском государственном строительном университете и запустила совместную с вузом программу обучения профессионалов интерьерного освещения.
Благородный металл
Сегодня парадные лобби жилых комплексов – это отдельное произведение дизайнерского искусства. Рассказываем, как в их оформлении используется продукция компании HÖGER – производителя уникальных интерьерных деталей из металла
Компания Hilti усиливает локальное производство
Øglaend System, подразделение группы компаний Hilti, производит кабеленесущие системы, которые можно использовать на объектах любой сложности: от нефтяных платформ до торговых центров. Генеральный директор Дмитрий Клименко рассказал Архи.ру о расширении производства в Санкт-Петербурге и запуске новых линеек для фасадных систем Hilti.
Скрафтить площадку
На примере игровых комплексов «Хоббики» – лидера в производстве уличной мебели – рассказываем, в чем преимущества крафтового подхода к оборудованию детских площадок
Приглашение на танец
Компания «Новые Горизонты» разработала несколько серий игровых комплексов, которые можно адаптировать под особенности той или иной площадки. Рассказываем о гибкости решений на примере комплекса «Танцующие домики».
Формула надежности. Инновационная фасадная система...
В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности
Сейчас на главной
Черная сопка
Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.
Под сенью платана и дерева гинкго
Архитектурные бюро Dodi Moss и SAB превратили часть корпусов заброшенной конфетной фабрики в бывшем промышленном районе Генуи в комфортный и открытый общественный центр. О прошлом места напоминают лишь изломы кровли.
На лед приглашается
Семь ледовых арен вместимостью от 500 до 14 000 человек с географией от Южно-Сахалинска до Ташкента, над которыми работал Проектный институт «АРЕНА». Рассказываем и показываем, как сложная функция соединяется с выразительным архитектурным обликом.
Шпайхеры на Преголи
В Калининграде завершилось строительство жилого комплекса «Рыбная деревня 2». Рассказываем о трансформации проекта от конкурсного эскиза до реализации.
Гараж-гараж
Вчера в Москве презентовали проект Юрия Григоряна, посвященный приспособлению грузового гаража на Новорязанской улице, построенного по проекту Константина Мельникова, для Музея транспорта Москвы. Он предполагает реставрацию памятника, новый подземный этаж и новый вход, парк. Реализация, надо сказать, уже идет полным ходом.
За общим столом
В Лондоне открывается 22-й по счету летний павильон галереи «Серпентайн». В этот раз он посвящен еде – и всем остальным ресурсам.
Дома у озера
Согласован проект жилого комплекса, спроектированного DNK ag в Казани. Он малоэтажный, секции решены как отдельные объемы, объединенные стилобатом. Все как любят DNK: деликатно и как-то даже лирично, особенно там, где двор выходит к озеру.
Аграрные истории
LUO studio реконструировало Шаянский музей рапса: из скромного учреждения при заводе он трансформировался в современное выставочное пространство, не потерявшее связь с локальными традициями.
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Полземли
В центре Милана в галерее Antonia Jannone Disegni di Architettura открылась выставка акварелей и макетов Стивена Холла. Экспозиция визуализирует размышления мастера об ответственности архитектурного процесса перед природой.
Дом на вырост
Дом для старта самостоятельной жизни подростка построили в Ленинградской области рядом со «взрослым» коттеджем. Команда проекта постаралась сделать его вневременным и органичным окружению – кусочку леса с высокими соснами и черничниками.
Образцовая адаптация
В Новосибирске завершилось строительство школы, проект которой имеет шансы стать новым стандартом для образовательных учреждений. Бюро SVESMI и компания Брусника начали с проработки технического задания, отвечающего современным педагогическим практикам, а затем предложили оптимальную планировку, универсальные помещения и сдержанный, но выразительный облик в духе амстердамского объединения.
Пресса: Архитектура под санкциями: что стало с проектами ушедших...
За последний год многие именитые архитектурные бюро заявили о приостановке деятельности в России. По большинству из проектов иностранные архитекторы выполнили основную часть работы, но некоторым пришлось искать замену.
Микроблагоустройство
Пять проектов, которые меняют городские пространства малыми средствами: студенческий дворик, пандус для любителей шведской ходьбы, площадь рек, дворик с птицами и асфальтовый памп.
Нейрокапром или как сделать плохо специально
Преподаватели и студенты кафедры средового дизайна РАНХиГС провели эксперимент с нейросетью Stable Diffusion, пытаясь воспроизвести вернакулярную архитектуру, советский модернизм и капром. Результаты интересные: чем более обыденна архитектура, тем реальнее ее «слепки», а вот капром искусственному интеллекту пока что не по зубам. Предлагаем убедиться.
Здание на все случаи жизни
В Амстердамском научном парке открылся корпус офисов и лабораторий Matrix ONE по проекту MVRDV. Он рассчитан на будущие изменения функции, минимальное потребление ресурсов, а в конце срока службы – на вторичное использование его компонентов.
Пресса: Черная, кубическая, на воде: в Казани обсуждают новый...
Страсти вокруг Соборной мечети продолжают кипеть в Казани. После того, как недавно стало известно о перемене места для строительства грандиозного сооружения, внезапно возник и новый проект мечети, представленный на выставке в Москве. Как заявили столичные архитекторы - авторы проекта, на котором мечеть представлена в виде стоящего на воде черного параллелепипеда, их творение уже одобрил глава Татарстана Рустам Минниханов.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Белый верх, черный низ
Тотан Кузембаев показывает на Арх Москве юбилейную выставку в честь своего 70-летия. Она состоит из графических работ на стендах форме латинской цифры X и, как солнечные часы, отсчитывает время. Публикуем текст Андрея Иванова – давнего исследователя творчества Тотана, – с авторским взглядом на выставку.
Рельеф как логотип
В основе проекта выставочного павильона для Чунцина – абрис стрелки Янцзы и Цзялинцзян – рек, на которых стоит город.
Пресса: Синхронизация таланта и реальности: топ-30 самых успешных...
Оценивать и описывать архитектурные бюро с точки зрения бизнеса оказалось непросто, но увлекательно. Исследовательская команда F Research погрузилась в изучение критериев успеха в индустрии и сбор данных. Результатом стал ренкинг — топ-30 самых успешных архитектурных бюро столицы.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской Линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Вилкинсон и Мак Аслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Школы замкнутого цикла
Архитекторы OMA разработали деревянную модульную систему для сборных школьных зданий в Амстердаме: это позволит оперативно ликвидировать недостачу образовательных учреждений, оставшись при этом в рамках экономики замкнутого цикла.