Как использовать дерево, но не деревья

mainImg
Архитектор:
Дмитрий Храмов
Мастерская:
Архитектурное Бюро Храмова
Проект:
Дом отдыха «Подснежник»
Россия, Тольятти

Авторский коллектив:
Дмитрий Храмов (ГАП), Вениамин Дьячков, Оксана Дьячкова, Антон Гуреев, Александр Пищулев (ГИП)

2011 — 2017
Компaния:
ROCKWOOL
Контакты:
Московский офис ROCKWOOL:
109028, Серебряническая наб.,29, БЦ Silver City
[email protected]
Древесина, как и многие тысячелетия назад, остается одним из самых универсальных материалов для индивидуального строительства. В частных домах и коттеджах она используется как для несущих конструкций, так для внешней и внутренней отделки. Помимо относительной дешевизны, экологичности и легкости обработки древесина ценится благодаря своей неповторимой природной эстетике.

Однако когда речь заходит об индустриальном городском строительстве, недостатки древесины начинают перевешивать ее достоинства. Нестабильность размеров из-за перепадов температуры и влажности, склонность к гниению и изменению цвета под воздействием внешних факторов и, конечно, пожароопасность этого материала серьезно ограничивают его применение в современных многоэтажных зданиях – особенно в отделке фасадов.

Тем не менее, даже в бетонных джунглях мегаполиса не обойтись без теплоты, уюта и первозданной эстетичности древесины. Поэтому среди производителей строительных материалов не прекращаются попытки создать материал для внешней отделки зданий, который бы правдоподобно имитировал древесную текстуру и при этом не имел недостатков дерева.
ФОК «Подснежник». Фотография © Rockwool

Все грани имитации

Для внешней отделки жилых, коммерческих и общественных зданий в городской застройке одним из наиболее популярных современных решений являются вентилируемые навесные фасады. Они обеспечивают высокий уровень теплозащиты стен и являются гибким инструментом архитектора для создания неповторимого экстерьера здания. Не удивительно, что именно для использования в облицовке навесных систем разработано немало материалов, имитирующих древесину.

В последние десятилетия с развитием технологии полимерных покрытий стало возможным изготовить практически любой фасадный материал с текстурой «под дерево» и даже имитировать разные сорта древесины, в том числе и самые дорогие (эбен, махагони, палисандр). Хотя внешне эти материалы могут выглядеть почти одинаково и неотличимо от натурального дерева, их технические и эксплуатационные характеристики сильно различаются.

- Сайдинг и фасадные панели из оцинкованной стали. Этот материал выпускается в виде длинных панелей-досок, монтируемых горизонтально или вертикально, и обеспечивает нагрузку на фасад от 5 кг на кв.м. Существуют варианты, имитирующие не только текстуру, но и форму бревна – например, стальной блок-хаус используется для имитации стены из настоящих бревен. Однако даже в этом случае «бревна» остаются гладкими.

- Сэндвич-панели «под дерево» представляют собой два профилированных оцинкованных стальных листа, между которыми вклеен сердечник из пенополистирола или минеральной ваты. Вес плит составляет от 10 до 20 кг/кв.м в зависимости от их толщины и типа используемого утеплителя. Имитация дерева достигается нанесением рисунка на металлический профлист.

- Алюминиевые композитные панели состоят из двух листов алюминиевого сплава и вспененного полимерного наполнителя между ними. Такая конструкция обеспечивает нагрузку на фасад 4,5-5,5 кг на кв.м. Причем качество и группа горючести такого материала сильно зависят не только от конкретного производителя, но даже от партии материала.

- Фиброцементные плиты и сайдинг создаются на основе цементно-песчаной смеси с добавлением волокон целлюлозы. При плотности 1200-1600 кг/куб.м они оказывают нагрузку на фасад до 12-16 кг на кв.м. Как правило, производители ФЦП достигают эффекта объемной текстурой, окрашивая панели в один цвет.

- Керамогранит получают прессованием смеси минеральных компонентов с последующим обжигом при высокой температуре. Обычно этот материал используется как бюджетный аналог природного камня, но встречаются и экзотичные варианты с покрытием «под дерево». При типичной толщине плит 8-14 мм нагрузка на фасад составляет не менее 25 кг на кв. м.

Сравнительно недавно на российском рынке появился материал, который не просто имитирует фактуру древесины, но совмещает характеристики дерева и камня. Речь идет о фасадных панелях Rockpanel, которые в Россию поставляет ROCKWOOL, мировой лидер по продуктам и решениям из каменной ваты.
ФОК «Подснежник». Фотография © Rockwool

Как дерево, только лучше

Что же такое Rockpanel? Это современный облицовочный материал, который производится горячим прессованием базальтовой (каменной) ваты с добавлением связующего. Так формируются листы со стандартными размерами 3050х1200 мм и толщиной от 6 до 10 мм с декоративной окраской лицевой стороны в широком ассортименте цветов и текстур.

Волокнистая структура и технология производства обеспечивает материалу сочетание легкости и прочности. Так, при плотности от 1050 кг на куб.м плиты толщиной 6 мм имеют вес 6.3 кг/кв.м, что значительно снижает нагрузку на внешние стены и позволяет использовать легкие и недорогие металлические подконструкции.

Химический состав данных плит обеспечивает их влагостойкость и устойчивость к атмосферным воздействиям. Еще одним следствием этого является пожаробезопасность материала. Данные плиты успешно прошли испытания по ГОСТ 31251-2008 в составе навесной фасадной системы с воздушным зазором. По заключению ВНИИПО МЧС России, в такой конструкции Rockpanel относится к классу К0 (непожароопасные). При воздействии на плиты высоких температур (до 1000° C) структура минеральных волокон не изменяется, материал не поддерживает горение и предотвращает дальнейшее распространение огня.

По совокупности характеристик плиты Rockpanel могут применяться в качестве облицовки в системах утепления вентилируемых и невентилируемых фасадов, для подшивки кровель.
Благодаря волокнистой структуре плиты Rockpanel имеют высокую паропроницаемость. Это не имеет особого значения при использовании на вентфасадах, но весьма важно, когда этот материал применяется для облицовки колонн, подшивки кровель, обрамления оконных и дверных откосов, оформления входных групп.

Строители отмечают, что работать с этим материалом так же удобно, как с настоящим деревом. Раскрой на фрагменты подходящего размера можно проводить с минимальным набором инструментов: ручной или электрической пилой по дереву. Отверстия в плитах под заклепки для крепления на металлическую подконструкцию сверлятся с помощью обычной электродрели. Кроме того, крепление в деревянную подконструкцию возможно на саморезы и без предварительного сверления отверстий.

Существует возможность и скрытого клеевого крепления. Клеевое крепление не требует специальных навыков и инструментов, достаточно следовать простой инструкции, и, что немаловажно, монтаж может осуществляться при минусовых температурах – панели наклеиваются на профили в теплом помещении, затем навешиваются на фасад по аналогии с фасадными металлическими кассетами. Стоит иметь в виду, что такое решение должно быть сертифицировано. В настоящее время на российском рынке техническим свидетельством подтверждена возможность применения клеевой системы крепления только у Rockpanel совместно с Dow Corning. В документах зафиксировано, что данная система успешно прошла огневые испытания и соответствует классу пожарной опасности КО, что позволяет применять ее на всех типах зданий.

Традиционно одним из самых сложных в исполнении являются округлые, выпуклые и вогнутые элементы фасада – башни, купола и т.п. Для их внешней отделки чаще используют не навесные, а штукатурные системы. С применением Rockpanel облицовка таких участков фасада становится гораздо проще и не требует кропотливого проектирования сложных узлов или предварительного заказа панелей специальной формы (как в случае с другими типами облицовки). Благодаря гибкости панелей, они могут быть смонтированы на поверхностях произвольной формы, позволяя архитекторам и дизайнерам воплощать любые авангардные идеи.

Палитра серии Woods включает 17 вариантов текстур и оттенков: от самых светлых, таких как мраморный дуб и клен до самых темных – таких как махагони, мореный дуб и мербау. Такое цветовое разнообразие можно использовать для создания зданий в эко-стиле, которые гармонично вписываются и в природную, и в городскую среду.

Окрашивание плит выполняется промышленными красками на водной основе. В процессе финишной обработки плит на лицевую сторону наносится прозрачный слой ProtectPlus, создающий ровную и гладкую лицевую поверхность, которая способна самоочищаться. Городская грязь, пыль и копоть смываются дождевой водой, что избавляет от необходимости тратить средства на профессиональную мойку фасадов. Данное покрытие также защищает декоративное покрытие от ультрафиолетового излучения, продлевая срок его службы.

Нужно отметить, что многообразие фактур и цветов панелей Rockpanel не ограничивается имитацией разных пород дерева. Помимо серии Woods ROCKWOOL также разработал несколько линеек: Natural (естественный цвет базальтового волокна), Colours (50 стандартных цветов плюс на заказ любые цвета по каталогам RAL, RAL Design, NCS), Stones (11 оттенков натурального камня и бетона), Metallics (пять типов имитации металлической поверхности включая золотую), Brilliant (16 вариантов оттенков со сверкающим эффектом), Chameleon (панели, меняющие оттенок в зависимости от угла зрении), Ply (под покраску) и Stones (11 оттенков под камень и бетон).

Стоит добавить, что данный материал отличается высокой экологической безопасностью на всех этапах его жизненного цикла – от производства до утилизации через несколько десятилетий службы. Благодаря этому в соответствии со стандартами британского Ведомства по исследованиям в строительстве (Building Research Establishment, BRE) плиты Rockpanel Woods получили рейтинг А+/А. Теперь, используя материалы Rockpanel в своих проектах, проектировщики могут повысить рейтинг экологичности здания при его оценке по такой системе, как BREEAM.
ФОК «Подснежник». Фотография © Rockwool
ФОК «Подснежник». Фотография © Rockwool

Древесная текстура в городской среде

Современные тенденции в урбанистике подразумевают, что в городе должно быть много зеленых зон, парков и бульваров. Органично вписать здания в такое природное окружение – непростая задача для архитекторов. Ведь нужно так подобрать колористические решения фасадов, чтобы они не выглядели чужеродно на фоне зеленых лужаек и деревьев. Отделка из камня, металла и стекла всегда выглядит несколько холодно и безжизненно. Теплые древесные текстуры Rockpanel Woods предоставляют проектировщикам возможность создать поверхности, приятные глазу и не вызывающие диссонанса.
Несмотря на то, что этот материал появился в России сравнительно недавно и пока сравнительно мало известен российским архитекторам, уже появилось несколько любопытных объектов, которые в полной мере раскрывают дизайнерские возможности Rockpanel серии Woods. Особый интерес представляет то, что это не только новое строительство, но и проекты по модернизации старых зданий, которые в короткие сроки получили новую жизнь и новый яркий облик.

Так, в 2014 году в Казани открылся первый частный технопарк «Навигатор кампус». Всего за четыре месяца двухэтажное кирпичное здание с витражным остеклением, где раньше располагался автосалон, превратилось в симбиоз хайтека и лофта, ориентированного на молодых и креативных основателей стартапов в области робототехники и 3D-печати. Генеральным проектировщиком здесь выступало проектно-строительное бюро IVAR, получившее известность благодаря смелым архитектурным экспериментам. Особенностью этого двухэтажного офисного здания класса B площадью 1200 кв.м стал оригинальный фасад с объемным геометрическим рисунком в виде тетраэдров, составленных из плит треугольной формы. Для этого были использованы контрастные панели Rockpanel Woods двух оттенков: Beech (бук) and Alder (ольха).

Еще один пример, где был использован данный материал – это проект по перестройке комплекса зданий на заброшенной турбазе «Подснежник» в Тольятти. Четырёхэтажное административно-бытовое здание, совмещающее бассейн и спортзал, предстояло не просто превратить в современный спортивный центр, но и вписать его в природное окружение: пруд и старый сосновый лес.

По замыслу архитектора Дмитрия Храмова, основной объём здания, смещённого в лес, надлежало сделать максимально экологичным. В качестве образца, по которому нужно было подобрать колористическое решение фасада, проектировщик использовал кусок сосновой коры, срезанной рядом со зданием. Чтобы фасад смотрелся живым, играл с тенями сосен, пришлось кропотливо подбирать рисунок: набирать панели Rockpanel Woods четырех типов длины, ширины и оттенков. Такие же панели с игрой оттенков и цветов были использованы и для внутренней отделки лобби.

Проект интересен еще и смелым сочетанием материалов. Сторона здания, обращенная к пруду, отделана фасадным алюминием. Терраса выполнена из натурального дерева ипе, а над нею создана деревянная пергола, которая создаёт воздушное пространство перехода из природы внутрь здания.

Первые опыты применения Rockpanel в нашей стране показывают, что этот новый для российских архитекторов и строителей материал может потеснить традиционные решения для облицовки навесных фасадов. Простота проектирования и монтажа, а также широкие дизайнерские возможности сделают данные панели привычным инструментом в руках отечественных строителей. И это, наконец, позволит современной архитектуре в эко-стиле прописаться в российских городах.
 

Поставщики, технологии

ROCKWOOL
Архитектор:
Дмитрий Храмов
Мастерская:
Архитектурное Бюро Храмова
Проект:
Дом отдыха «Подснежник»
Россия, Тольятти

Авторский коллектив:
Дмитрий Храмов (ГАП), Вениамин Дьячков, Оксана Дьячкова, Антон Гуреев, Александр Пищулев (ГИП)

2011 — 2017

27 Сентября 2017

ROCKWOOL: другие статьи и новости
Полярная тихоходка
Зимовочный комплекс антарктической станции «Восток» рассчитан на экстремальные климатические условия и психологический комфорт исследователей.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.