Нюансы историзма
Когда видишь это здание, разместившееся по левую руку от легендарной Александринки, на фоне улицы Зодчего Росси, больше всего поражают две вещи. Странно, как это здание вообще удалось построить в столь знаковом месте исторического центра города. И удивительно, насколько точно Евгению Герасимову удалось «вжиться» в образ питерского историзма – получилось вполне достоверно, очень похоже на дворец какого-нибудь вельможи конца XIX века. Временами даже не верится, что дом построен сейчас, а не 120 лет раньше.
Евгений Герасимов и партнеры
Пресса: Садовники: рухнул дом - сносят квартал
Обрушение дома 71 по Садовнической набережной, повлекшее человеческие жертвы, было главной темой новостей на минувшей неделе. Дом - казалось бы, вещественное доказательство незаконных строительных работ - снесен на следующий день после открытия уголовного дела.
Приводненная архитектура
В прошедшую пятницу были объявлены итоги конкурса «Москва-река в Москве». Первую премию получил «Моспроект-4», предложивший устроить на воде площадку, которую можно заполнить как угодно. Вторую – корабль-лаборатория Тотана Кузембаева для анализа уровня загрязнения реки. Третью – плавучий клуб мастерской А.Асадова.
Площади
В четверг на летней террасе ЦДА прошла презентация третьего номера журнала ‘SPEECH: Площадь’. Один из героев номера – венский архитектор Борис Подрекка – был приглашен в Москву, чтобы прочесть лекцию о своей работе с общественным пространством центральноевропейских городов, которые он воспринимает как результат наслоения разных эпох. Последний из этих слоев – современность.
Пресса: Историческое здание в центре Москве начали сносить "под шумок"
Акцию против сноса исторического здания на Садовнической набережной, примыкающего к рухнувшему в среду дому №69, провели активисты Архнадзора. По их мнению, здание сносится «под шумок», чтобы расчистить место для коммерческой стройки.
Пресса: Аттракцион неслыханной скорости
Межведомственная комиссия под руководством Владимира Ресина за час с небольшим решила судьбу более сотни исторических зданий. 80% признаны памятниками архитектуры, 20% угрожает утрата.
Fingerscape
Проект, предложенный командой молодых архитекторов под руководством Сергея Киселева, стал победителем латвийского конкурса Balta Kapa, целью которого был поиск лучшего варианта перепланировки территории в пригороде Юрмалы.
АМ Сергей Киселев и Партнеры
Пресса: Трагедия на Садовнической набережной не может служить поводом для разрушения исторического города
Публикуем текст заявления Общественного движения "Архнадзор" в связи с ЧП на Садовнической набережной, No. 71, где вследствие частичного обрушения дома решили снести соседние исторические строения.
  • 19 июня 2009 / 19 июня 2009
Пресса: Аппетит приходит во время беды
На набережной Водоотводного канала толпились и щелкали фотоаппаратами люди. Напротив экскаватор догрызал остатки дома. У моста курил милицейский подполковник. «Соседний дом весь снесут или только часть?» — наивно спросил я. «Весь. И тот, соседний, тоже.
Андрей Романов: не надо делать из «Запорожца» космическую ракету
За прошедшие два года бюро ADM удалось поработать с разными зарубежными архитекторами, в том числе с Фрэнком Гери. Андрей Романов, один из руководителей ADM, рассказал нам об опыте, который ему удалось извлечь из партнерства с иностранцами, о методе работы западных мастерских, о различии между уникальными зданиями и «просто» зданиями, и об особенностях российского архитектурного образования.
ADM
Пресса: Историческую Москву проредят
Московские власти провели ревизию исторических зданий и десятки из них решили снести - срочно и, не афишируя. Процесс идет полным ходом. Майский документ, который не найти на официальном сайте мэрии, предписывает завершить прореживание кварталов уже к 1 июля.
Пресса: Научная утилизация
В прошлом году на улице Фрунзе был разрушен один из интереснейших деревянных памятников Москвы – знаменитый дом Всеволжских. Мы попытались разобраться в том, почему реставрация в очередной раз обернулась утратой уникального подлинника. «Архнадзор» организовал Круглый стол, участниками которого стали реставраторы, хорошо знавшие дом Всеволжских: Марина Васильевна Капустина и Игорь Николаевич Шургин (фирма «Каренси»), Игорь Андреевич Киселёв.
Новаторский стадион и экспериментальный микрорайон
27 мая архитектурный совет одобрил проект новой спортивной школы с большим легкоатлетическим стадионом «Москвич» на Волгоградском проспекте, разработанный Андреем Боковым и Дмитрием Бушем. Проект жилого дома в Зеленограде, завершающий собой замысел целого микрорайона двадцатилетней давности, был снят с обсуждения, поскольку выяснилось, что дом уже выстроен на высоту десяти этажей.
Пресса: Атлантида конструктивизма
Скоро в Москве могут бесследно исчезнуть почти все жилые районы 1920-х годов: памятники советской культуры ценятся меньше, чем метры столичной земли. За последние десять-пятнадцать лет Москва потеряла несколько сотен памятников архитектуры и истории.
Пресса: Реставрация: Никто не решит за нас проблемы сохранения наших памятников: интервью Константина Маслова
Крупнейшие федеральные унитарные предприятия в области реставрации Межобластное научно-реставрационное художественное управление (МНРХУ), Центральные научно-реставрационные производственные мастерские (ЦНРПМ) и "Спецпроектреставрация" ждет акционирование - в последние дни это новость номер один в реставрационном сообществе России.
  • 16 июня 2009 / 16 июня 2009
Соло для квартета
Географические названия редко становятся синонимом громкого скандала, но Малая Охта – безусловно, исключение. Именно в этом районе должен быть возведен кукурузоподобный небоскреб компании «Газпром», и лишь финансовый кризис оказался в силах остановить скандальное строительство на неопределенный срок. Комплекс общественно-деловых зданий «Малая Охта» – ответ архитекторов Евгения Герасимова и Сергея Чобана на вопрос о том, уместна ли современная высотная архитектура в контексте исторического города. Да, уместна. Но билет в жизнь ей способен обеспечить лишь разумный компромисс.
Евгений Герасимов и партнеры, Ortner & Ortner Baukunst
Пресса: На музей Венички Ерофеева наехала уборочная техника
Среди сотен памятников московской старины, находящихся в опасности, есть несколько писательских мемориалов. "Известия" уже рассказывали о доме Бенкендорфов, главном столичном адресе Крылова (30.04.09). Сегодняшний рассказ - еще о двух домах, адресах Пушкина, Веневитинова, Бунина, Александра Галича и Венедикта Ерофеева.
Пресса: 9:2 в пользу Москвы. С таким счетом закончилось в среду заседание комиссии по сохранению зданий в исторических районах столицы
В среду комиссия при правительстве Москвы по вопросам сохранения зданий в исторически сложившихся районах Москвы под председательством первого заместителя мэра в правительстве Москвы Владимира Ресина отклонила предложения о сносе старинных домов по 9 адресам из 11, стоявших в повестке дня.
Пресса: С бульдозером по Большой Никитской
Защитники московской старины проводили весну с печалью. "Горячими" точками остаются усадьба Шаховских, Дом синодальных композиторов, Провиантские склады... И лишь одна хорошая новость за несколько месяцев: президент Дмитрий Медведев отменил строительство отеля в Средних торговых рядах на Красной площади.
Пресса: Дом Веневитинова: плохой подарок ко дню рождения Пушкина
Один из наиболее известных мемориальных пушкинских адресов Москвы – дом поэта Дмитрия Веневитинова в Кривоколенном переулке, 4. В этом доме, являющемся объектом культурного наследия федерального значения, архитектурным памятником XVII-XIX веков, в 1826 году Пушкин читал в кругу друзей драму «Борис Годунов». Публикуем пресс-релиз общественного движения «Архнадзор».
  • 6 июня 2009 / 5 июня 2009
Пресса: Фиксация перелома. Выставка АрхМосква становится профессиональной
«АРХ Москва» — самая тенденциозная выставка архитектуры в России. Куратор, который выбирается организаторами, задает тему, отбирает экспонентов некоммерческих проектов или, как было раньше, участвует в отборе «Архкаталога» (который в этом году был заменен сольной выставкой архитектора года 2008 Сергея Скуратова).
Пресса: Безоткатные технологии. Лучшие проекты «Арх-Москвы» посвящены развитию Центрального дома художника
Прошедший в Центральном доме художника фестиваль современной архитектуры «Арх-Москва» (организатор -- компания «Экспо-Парк. Выставочные проекты») порадовал высоким качеством экспозиций. Кризис «Арх-Москве» пошел лишь к украшению. Несмотря на то что бюджет по сравнению с прошлым годом уменьшился вдвое, больше стало «разговора по существу».
Пресса: Грамматика стены
В ЦДХ на Крымском валу 27 мая открылась главная ежегодная архитектурная выставка "Арх-Москва". Гостем выставки по приглашению журнала AD стал архитектор Моше Сафди — человек, построивший сегодняшний Иерусалим. О Моше Сафди — Григорий Ревзин.
Пресса: Моше Сафди: я не хочу обслуживать бренд "Сафди". Американский архитектор на "Арх-Москве"
Гостем выставки "Арх-Москва" по приглашению журнала AD стал знаменитый американский архитектор МОШЕ САФДИ. Он дал интервью специальному корреспонденту "Ъ" ГРИГОРИЮ Ъ-РЕВЗИНУ.
Народный голос
В прошедший четверг на «Арх Москве» был назван лауреат премии «Дом года-2009», выбранный в результате интернет-голосования. Победителем стал торговый комплекс «Китеж» на Киевском вокзале. Результаты голосования дают основание для раздумий о «народном» и «профессиональном» представлении об архитектуре.
Человек из шестидесятых
Лекция Моше Сафди, легендарного американо-канадо-израильского архитектора, автора экспериментального дома Habitat’67 в Монреале и мемориального музея Яд Вашем в Иерусалиме, приглашенного журналом AD, стала одним из главным событий фестиваля «Арх Москва Next!». Показывая свои новые работы, Моше Сафди убеждал аудиторию в том, что автомобили должны уйти из города, что мега-масштабные здания можно гуманизировать, что архитектура должна быть sustainable, green, но buildable.
Архитектурные ристалища. Победители конкурса «Новые имена»
Главной интригой нынешней «Арх Москвы» стал придуманный куратором Бартом Голдхорном турнир между 24 участниками выставки «Новые имена». Молодые архитекторы в течение трех дней работали буквально в он-лайн режиме в самом дальнем закутке выставки над выполнением клаузуры. В качестве темы был предложен наземный гараж на 400 мест, совмещенный с какой-либо общественной функцией. К середине минувшей субботы измученные участники представили свои планшеты рядом с выставочными проектами, и еще более трех часов их изучало жюри. В итоге определились четыре победителя.
Архитектурное образование next. Часть 1: Мастерская экспериментального учебного проектирования МАрхИ за сохранение ЦДХ
Впервые в экспозиции «Арх Москвы» в этом году появился раздел, посвященный архитектурному образованию. Он представлен двумя московскими школами – Евгения Асса (мастерская в МАрхИ) и Александра Ермолаева (мастерская «ТАФ»), а также самарской школой Сергея Малахова и Евгении Репиной. Все три авторские методики, как оказалось, похожи в том, что делают упор на архитектурную пропедевтику, заставляя студентов начинать проект с драматургии, мифологии, философии, содержания, понимать которые учат на простейших элементах. Стенды школ, напротив, выглядели весьма различно: Евгений Асс представлял три подробных студенческих проекта развития территории ЦДХ, самарская школа – макет мифологического «Города одиноких холостяков» и коллажи из перформансов, ТАФ – пропедевтические штудии.
Мастер-класс Данте О. Бенини на Арх Москве
В четверг в рамках Дня Италии на фестивале Арх Москва прошел мастер-класс известного в России итальянского архитектора Данте О. Бенини. И хотя тема была заявлена как «Архитектура и окружающая среда», архитектор объявил ее немного иначе: «Архитектура и экоустойчивость». Большую часть времени Бенини посвятил рассказу о своих проектах в России, в частности, о нашумевшем проекте Globe Town на берегу Волги.
Между традицией и новаторством. Лекция Паоло Дезидери на "Арх Москве"
В четверг в рамках программы Дней Италии на «Арх Москве» прошел мастер-класс итальянского архитектора Паоло Дезидери. Говоря о традиции и новаторстве, которые были главной темой выступления, архитектор не уставал повторять – современный город должен развиваться, если прервать это развитие, он превратится в музей.
Пресса: Новое поколение ввели в строй. Открылась "Арх-Москва"
В Центральном доме художника открылась выставка "Арх-Москва". Тема выставки — "Next" — новое поколение российских архитекторов, новые тенденции и идеи. По мнению ГРИГОРИЯ Ъ-РЕВЗИНА, новое поколение есть, новых идей у него нет, но выставке это нимало не мешает.
«Новые имена»: куратор об участниках
Экспресс-интервью с Бартом Голдхорном, куратором программы ‘Next’ и конкурса «Новые имена». Куратор называет те проекты выставки «Новые имена», которые особенно нравятся лично ему и для которых он не пожалел бы слово «гениальные».
Архитектурное образование. Часть 2: возврат к первоосновам
Мастерская экспериментального учебного проектирования Евгения Асса на нынешней «Арх Москве» несколько отделилась от двух других школ, и территориально, и по содержанию стенда. Экспозиции самарской школы и ТАФ включили более разнообразный материал, сосредоточившись не на архитектурных проектах, а на отражении самого процесса обучения, в ходе которого студенты через курсы архитектурной пропедевтики и художественные акции-перфомансы постигают базовые понятия проектирования – пространство, форму и проч.
Генетический код города. Мастер-класс Сергея Чобана на Арх Москве
Вчера в рамках программы фестиваля Арх Москва прошел мастер-класс петербургского архитектора Сергея Чобана. Тема мастер-класса, обозначенная как «Архитектура и генетический код города», содержала в себе два противоположных подхода к исторически сложившейся городской среде – ее «расшатывание» и сохранение.
СПИЧ
Пресса: Реставрация с летальным исходом
В Москве, на Большой Никитской улице, 19/16, полным ходом идут работы по “реставрации с приспособлением” памятника архитектуры федерального значения – городской усадьбы Шаховских-Глебовых-Стрешневых. Промежуточный результат этих работ – уничтожение подлинного корпуса усадебных флигелей со сводами, конца XVIII – начала XIX вв., а также корпусов XIX в., от которых остались только фасадные стены.
  • 27 мая 2009 / 26 мая 2009
Пресса: Мариинку выгребают из ямы. Судьбу второй сцены театра решит Владимир Путин
Семилетняя история провального строительства Мариинки-2 вышла на новый политический уровень. На этой неделе премьер-министр Владимир Путин лично решит вопрос о выборе нового проекта "императорского театра", который остается открытым спустя полгода после отказа от золотого купола, спроектированного французским архитектором Домиником Перро.
Пресса: Дома лучше
В Москве открывается главная архитектурная выставка года «Арх-Москва». «Афиша» поговорила с участником «Арх-Москвы» и победителем прошлогоднего конкурса «Архитектор года» Сергеем Скуратовым.
Пресса: Окно к художнику. "Окна и фабрики" Александра Бродского в галерее "М&Ю Гельман"
В галерее "М&Ю Гельман" на "Винзаводе" в Москве открылась выставка Александра Бродского "Окна и фабрики". Выставка состоит из трех макетов заброшенных фабричных корпусов, пяти больших лайт-панно, сделанных в виде фабричных окон, и одного большого кладбища использованных чайных пакетиков.
Яркая лента
При первом же взгляде на этот проект становится очевидным: главная и самая характерная его особенность – это расцветка. Ярко-желтая «пиксельная» облицовка фасадов роднит здание с пестрой башней «Авангард», появление которой несколько лет назад преобразило Новые Черемушки, бывшие до того синонимом типовой жилой застройки советского периода.
АМ Сергей Киселев и Партнеры
Сценарии для Москвы-реки
В прошедшую пятницу в галерее «ВХУТЕМАС» прошел круглый стол «Москва-река как ресурс развития городской жизни». В нем приняли участие известные московские архитекторы, архитектурные критики, градостроители и представители Национальной Ассоциации судовладельцев, по заказу которой недавно стартовал конкурс на оформление акватории Москвы-реки. А пока архитекторы думают над концепциями, гости круглого стола принялись за обсуждение роли Москвы-реки и возможных сценариев включения ее в жизнь города.
Социальный заряд авангарда
Проходящая в эти дни в Музее архитектуры выставка «Культурная революция – путь к социализму» – предлагает взглянуть на известный проектный материал с позиции его социального содержания. Ядро экспозиции составили проекты рабочих клубов, квинтэссенции авангардного «жизнестроения». Однако показанный материал не ограничивается авангардом – напротив, куратор выставки Ирина Чепкунова поставила перед собой задачу также показать, как тема рабочего клуба развивалась позднее, в рамках классицистической «сталинской» стилистики.