14.12.2009

Новая материальность

10 декабря в Винтажном Зале Центра современного искусства «Винзавод» состоялась презентация четвертого номера журнала «SPEECH:». Выпуск, темой которого стала «Материальность», публике представили учредитель журнала Сергей Чобан, главный редактор Ирина Шипова и один из героев номера архитектор Сергей Скуратов.

информация:

открыть большое изображение
«SPEECH:»  – пожалуй, самый европейский журнал из всех профессиональных архитектурных изданий, выходящих сегодня на русском языке. Даже в кризисное время у него есть конкуренты – более известные и раскрученные СМИ, всерьез претендующие на всеохватное освещение архитектурного процесса, – но вряд ли найдется другое издание, столь же тщательно отбирающее для публикации объекты и столь взвешенно их оценивающее. По своей стилистике и тональности «SPEECH:»  очень похож на ту архитектуру, о которой пишет, – качественную, сдержанную, лишенную какой-либо эпатажности и вычурности.

Темой четвертого номера редакция «SPEECH:»  выбрала «Материальность». Сейчас во всем принято усматривать связь с экономическим кризисом, и с этой точки зрения, конечно, можно долго рассуждать о своевременности темы. В то время как мир переживает эпоху глобальной нестабильности, особенно важно напомнить читателям о том, что существуют в прямом смысле слова незыблемые ценности. Впрочем, «SPEECH:»  склонен называть кризисом другое, сугубо архитектурное явление, а именно повальное увлечение архитекторов конца XX века дигитальными формами и искусственными материалами. С приходом в архитектуру современных технологий эталоном проектирования стало создание объектов почти невесомых, словно растворяющихся в пространстве, либо, наоборот, противопоставленных ему яркими формами, лишенными геометризма. Материальность же – свойство, которое изначально присуще архитектуре и всегда воспринималось ее синонимом, стала для зодчества откровенной редкостью. Нелинейные дигитальные формы, яркие цвета и пластиковая облицовка – в массовом сознании и сегодня именно такое здание считается «современным». Но где же в этом случае правда материала, где честность осязаемость телесной оболочки здания и то столь необходимое ощущение стабильности и долговечности?

Журнал, посвященный «Материальности», – это попытка архитектурных критиков во главе с Ириной Шиповой показать, что сегодня в архитектуру вновь постепенно возвращаются материалы, наиболее адекватно воплощающие идею материальности – камень и кирпич. В четвертом номере собраны самые яркие постройки этой новой материальной волны. Среди них Городской центр охраны здоровья в Сан-Блас эстудио.энтреситио, жилой комплекс «Де Эйкенхоф» в Энсхеде бюро Клаус и Канн, музей искусство Центральной академии художеств в Пекине Арата Исодзаки, а также обзор современной архитектуры Нидерландов, которая в массе своей строится именно из кирпича. Традиционно сильны в «SPEECH:»  интервью – в рубрике «За и против» достоинства и недостатки «материальных» материалов обсуждают Арно Ледерер и Доминик Перро, а героями рубрики «Портрет» стали Дэвид Чипперфилд, Фернандо Менис и Сергей Скуратов. С самого первого своего номера «SPEECH:»  завел традицию приглашать на презентацию выпуска одного из героев выпуска. То, что в этот раз выбор пал на Скуратова, вполне предсказуемо и объяснимо. Вряд ли в современной России о кирпиче и камне кто-то знает больше, чем он.

Фактически презентация превратилась в бенефис руководителя бюро «Сергей Скуратов Architects», поскольку его лекция длилась куда дольше выступлений Сергея Чобана и Ирины Шиповой. Свое соообщение Скуратов назвал «Monomaterialnosть», смешением латиницы и кириллицы, очевидно, стремясь показать заложенное в данную тему богатство нюансов и смыслов. Впрочем, утверждать, что в своем выступлении архитектор всецело раскрыл тему материальности, нельзя, скорее, он кратко и емко рассказал о своих наиболее известных объектах, включая жилой дом в Тессинском переулке, «Даниловский форт», небоскреб на Мосфильмовской, комплекс «Баркли Плаза». Другое дело, что образ каждого скуратовского дома во многом создается именно материалом, из которого построен. Кирпич в руках архитектора не просто оживает и звучит, но приобретает десятки различных тонов и полутонов, а каждый фасад в итоге напоминает вытканное вручную полотно.

Заключительным пунктом официальной программы вечера стала еще одна мини-презентация. Сергей Чобан пригласил к микрофону Нильса Петерса, главу берлинского издательства Archimap Publishers, и тот представил аудитории только что выпущенную карту-схему «Новая архитектура Москвы». Издательство Archimap Publishers было создано всего год назад и, как несложно догадаться по его названию, специализируется на выпуске карт архитектурных достопримечательностей. Этот жанр придумал сам Нильс, когда понял, что гулять по городу с традиционным путеводителем не только неудобно, но зачастую и весьма бесполезно, так как книга далеко не всегда помогает сориентироваться в незнакомом мегаполисе. Идея Петерса очень проста – на складывающемся в 6 раз листе бумаги с одной стороны публикуются схемы маршрутов, а с другой – шахматное полотно из фотографий и кратких описаний достопримечательностей. Подобные гиды уже выпущены по Берлину, Гамбургу, Лондону и Венеции, а нынешним летом немецкий издатель и автор Хайке-Мария Йохеннинг впервые оказались в Москве и сразу поняли, что у российской столицы должна быть собственная карта новой архитектуры. По словам Нильса, Москва поразила его как количеством новостроек, так и их жанрово-стилистическим многообразием. Нужно сказать, что это изумление издателя всецело отразилось на конечном выборе объектов для карты: в 35 достопримечательностей российской столицы XXI века вошли как постройки Сергея Скуратова, Бориса Левянта, Сергея Киселева и Владимира Плоткина, так и реализации весьма одиозные, например, Храм Христа Спасителя и дом-яйцо Сергея Ткаченко.
Сергей Чобан. Фотография предоставлена: SPeeCH
Сергей Чобан. Фотография предоставлена: SPeeCHоткрыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
Сергей Скуратов. Фотография предоставлена: SPeeCH
Сергей Скуратов. Фотография предоставлена: SPeeCH
Аудитория на лекции Сергея Скуратова. Фотография предоставлена: SPeeCH
Аудитория на лекции Сергея Скуратова. Фотография предоставлена: SPeeCH
Дмитрий Фесенко и Сергей Чобан. Фотография предоставлена: SPeeCH
Дмитрий Фесенко и Сергей Чобан. Фотография предоставлена: SPeeCH
Презентация ArchiMap. Фотография предоставлена: SPeeCH
Презентация ArchiMap. Фотография предоставлена: SPeeCH

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Антон Яр-Скрябин
  • Антон Барклянский
  • Марк Сафронов
  • Илья Машков
  • Иван Кожин
  • Андрей Асадов
  • Андрей Романов
  • Наталия Шилова
  • Валерия Преображенская
  • Иван Рубежанский
  • Никита Токарев
  • Владимир Ковалёв
  • Юлий Борисов
  • Екатерина Грень
  • Антон Надточий
  • Даниил Лоренц
  • Левон Айрапетов
  • Евгений Герасимов
  • Тотан Кузембаев
  • Илья Уткин
  • Никита Бирюков
  • Всеволод Медведев
  • Екатерина Кузнецова
  • Станислав Белых
  • Арсений Леонович
  • Василий Крапивин
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Сергей Скуратов
  • Александр Бровкин
  • Антон Бондаренко
  • Николай Миловидов
  • Наталья Сидорова
  • Павел Андреев
  • Александр Попов
  • Александра Кузьмина
  • Зураб Басария
  • Михаил Канунников
  • Алексей Гинзбург
  • Олег Карлсон
  • Никита Явейн
  • Вера Бутко
  • Сергей Чобан
  • Карен Сапричян
  • Наталия Зайченко
  • Сергей Кузнецов
  • Константин Ходнев
  • Юлия Тряскина
  • Александр Асадов
  • Владимир Плоткин
  • Роман Леонидов
  • Олег Мединский
  • Валерий Лукомский
  • Антон Лукомский
  • Олег Шапиро
  • Игорь Шварцман
  • Сергей Труханов
  • Рустам Керимов
  • Владимир Биндеман
  • Александр Скокан
  • Дмитрий Васильев
  • Сергей Орешкин
  • Дмитрий Ликин
  • Андрей Гнездилов
  • Юрий Сафронов
  • Сергей Сенкевич
  • Полина Воеводина
  • Анатолий Столярчук

Постройки и проекты (новые записи):

  • Квартал «Преображение»
  • Физкультурно-оздоровительный комплекс в составе ЖК «Лайково»
  • Архитектурная концепция гостиницы Ihouse
  • Архитектурная концепция жилых зданий 18-20G многофункционального комплекса «Красный Октябрь»
  • Многофункциональный жилой и деловой комплекс на месте фабрики «Красный Октябрь»
  • Штаб-квартира музея «Гараж» в парке Горького
  • ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной / варианты 2016
  • Сценография «Волшебной флейты» в театре «Геликон-опера»
  • Коворкинг «Телескоп» во Фрязино

Технологии:

07.12.2018

RHEINZINK для реставрации московского модерна

Продукция RHEINZINK была использована при реставрации объекта наследия федерального значения – особняка Анны Кекушевой на Остоженке.
RHEINZINK
07.12.2018

Легальное граффити

Главная особенность ЖК «Граффити», который строится в Санкт-Петербурге с применением материалов ROCKWOOL, – монументальные росписи в 20 этажей, созданные уличными художниками по мотивам «Алисы в стране чудес».
ROCKWOOL
30.11.2018

Дачный параметризм

Бюро «ДА» спроектировало для Нижнего Новгорода малоэтажный дом, вобравший в себя черты нижегородского стиля и дачной романтики.
VELUX (Велюкс)
23.11.2018

130-летняя история

Архитектурные обмеры и моделирование здания венгерского государственного оперного театра.
GRAPHISOFT
23.11.2018

Оригами из фиброцемента

Оригинальное использование фиброцементных панелей EQUITONE позволило сделать здание районного супермаркета «Азбука вкуса» привлекательным, но не крикливым, одновременно подчеркивая статус компании-арендатора и вписывая здание в окружение.
EQUITONE
другие статьи