Снос или полная неизвестность

Представляем вашему вниманию обзор прессы за две первые недели декабря. Мы надеемся, что такие обзоры станут постоянным и полезным дополнением к подборкам публикаций СМИ, которые ежедневно появляются на Архи.ру в разделе «Пресса». Итак, самые интересные сюжеты начала декабря и самые любопытные статьи – по мнению обозревателя Натальи Коряковской.

mainImg
Первую половину декабря едва ли можно назвать урожайной по части архитектурных событий: все фестивали, премии и громкие выставки закончились вместе с осенью. А вот в сфере градостроительства и охраны историко-культурного наследия жизнь в этот период, наоборот, кипела. Основные страсти разгорелись вокруг самого обсуждаемого и, пожалуй, самого спорного  градостроительного документа нынешнего года  – Актуализированного Генерального плана развития Москвы до 2025 года. Аргументированные замечания экспертов и многочисленные протесты общественности в итоге никак не помогли его скорректировать – еще в конце ноября столичный мэр принял решение не прислушиваться ни к тем, ни к другим, и подписал постановление, одобряющее Генплан. А 2 декабря этот документ в первом чтении приняла Мосгордума, о чем пишет газета «Коммерсантъ».

На это событие не замедлило отреагировать общественное движение «Архнадзор». Его координационный совет опубликовал открытое письмо Генеральному прокурору России, в котором прямо указал на то, что новый генплан нарушает действующий закон о памятниках, и, в частности, на отсутствие согласования документа с Министерством культуры РФ и ВООПИиК (Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры). А в газете «Известия» один из активистов «Архнадзора», известный архитектуровед Рустам Рахматуллин написал статью «Генплан пошел на снос», в которой детально проанализировал схему т.н. зон стабилизации и реорганизации в ЦАО и пришел к самым неутешительным выводам о том, что под ударом в самое ближайшее время окажутся ценнейшие исторические участки -- часть Пятницкой улицы, комплексы доходных домов по Большой Дмитровке и по Петровке и многие другие.

Скандальную тему ликвидации памятников и знаковых объектов продолжило распоряжение Правительства РФ о сносе здания Центрального дома художника на Крымском валу. Напомним, что своего апогея конфликт вокруг возможной реконструкции территории Парка искусств и строительства нового здания Третьяковской галереи достиг прошлой осенью, когда компания «Интеко» неожиданно презентовала футуристичный проект многофункционального комплекса под названием «Апельсин», разработанный самим Норманом Фостером. В самом конце 2008 года Общественная палата РФ специально обсуждала «вопрос ЦДХ»,  и главный архитектор Москвы Александр Кузьмин объявил собравшимся, что проект по требованию жителей лишился высотной части и существенно сократился в своих габаритах. Защитники ЦДХ во главе с его директором Василием Бычковым решили, что на этом вопрос о появлении «наглого фрукта» на Крымском валу исчерпан – если не по причине внимания властей к мнению горожан, то хотя бы из-за экономического кризиса. И вот 5 декабря «Коммерсантъ» опередил всех новостью о том, что Владимиром Путиным подписано распоряжение о сносе Дома художников и передаче территории правительству Москвы под новое строительство. Таким образом мэрия получила официальное разрешение приступить к поиску инвестора, и, по мнению Григория Ревзина, им вполне может оказаться все та же компания «Интеко», а проектом – «Апельсин». Не случайно, пишет Ревзин, мэр в день подписания распоряжения встречался с лордом Фостером на совещании по другому амбициозному проекту – реконструкции ГМИИ Пушкина. Сергей Хачатуров в газете «Время новостей» с горечью отмечает полное пренебрежение власти к общественному мнению в этой истории.

Между тем упомянутый проект реконструкции ГМИИ Пушкина, о котором со всей решимостью на своей ноябрьской пресс-конференции напомнила директор музея Ирина Антонова, до сих пор не представили общественности ни в окончательном варианте, ни в каком-либо ином, хотя это уже не раз было обещано. Григорий Ревзин располагает информацией о том, что 28 ноября прошло закрытое заседание Совета по реконструкции ГМИИ с участием мэра, лорда Фостера и других заинтересованных сторон, результаты которого не разглашаются, хотя речь идет о существенном изменении проекта. Кое-какой свет на проект проливает недавнее интервью руководителя «Моспроекта-5» Сергея Ткаченко агентству «Интерфакс»  . Напомним, что тандем «Моспроекта-5» и Foster + Partners выиграл прошлогодний тендер на реконструкцию музея и, как теперь обещает Сергей Ткаченко, проект первой очереди будет сдан в экспертизу уже к апрелю 2010 года.

Возможно, публичного обсуждения проекта вообще не будет. По крайней мере, именно так произошло с другим скандальным проектом – реконструкцией Пушкинской площади, который в середине ноября секретно был одобрен столичным мэром в неизвестном варианте, минуя слушания, общественный и экспертный советы. 6 декабря у памятника Грибоедову на Чистых прудах в связи с этим известием прошел митинг возмущенной общественности, информация о котором просочилась только в «Новую газету».

Грустные новости пришли и из Петербурга, где из списка вновь выявленных объектов был исключен дом Рогова, вокруг которого в свое время было сломано не меньше копий. Доведенному до аварийности дому тем самым подписан сносный приговор – об этом подробно рассказывает «Фонтанка».

В Москве тем временем аварийность исторического дома на Петровке, 26, стр.3 стала причиной смерти рабочего, погибшего под обрушившейся стеной. Обозреватель «Газеты» Константин Михайлов не исключает, что эта история, повторяющая печально известное обрушение в Садовниках летом 2009 г., повлекшее за собой снос целого квартала, тоже могла быть кому-то выгодна.

В блоке новостей по архитектурному наследию, которым, по традиции, посвящены не менее половины всех публикаций на тему градостроительства и архитектуры, в этом месяце наметилось некое равновесие между утратами и подвигами защитников старины. Так, Константин Михайлов пишет в «Газете» о презентации третьего отчета MAPS с призывом к спасению исторической застройки Самары. О самарских бедах глазами иностранных коллег можно прочитать в The Guardian. А «Архнадзор» провел вечер в честь открытия своего клуба в Библиотеке-Читальне им. И.С. Тургенева и разместил об этом мероприятии краткий отчет на своем сайте.

Порадовали с реставрацией и московские власти: знаменитая скульптурная группа «Рабочий и колхозница» вернулась на историческое место -- ко входу на ВВЦ, откуда ее убрали на ремонт в 2003-м. Статьи на эту тему появились во многих изданиях, например, во «Времени Новостей». Как пишет «Газета», реконструкция памятника обошлась городу почти в три миллиарда рублей. Любопытно и то, что работы вела дочерняя компания ЗАО «Интеко». Не у всех девелопреов, однако, дела идут хорошо – корпорация MIRAX GROUP в начале декабря объявила о своем намерении урезать расходы буквально: срезать со второй башни высотного делового комплекса "Федерация" 30 этажей, уменьшив ее таким образом до 64-х. Об этом статья в «Известиях».

И все же одной знаменитой скульптуры, которая после 6 лет реставрации наконец-то возвращена городу во всем своем блеске, явно недостаточно для того, чтобы перевесить все негативные и тревожные новости начала декабря. И если в судьбе ЦДХ и ГМИИ им. Пушкина еще возможны перемены к лучшему, то в том, что новый Генплан Москвы, несмотря на многочисленные недостатки, все же будет принят в своем нынешнем виде, не остается никаких сомнений. Если этот документ не вступит в силу 1 января 2010 года, любое новое строительство в городе автоматически станет незаконным, а подобную катастрофу московский стройкомплекс вряд ли допустит.

zooming
Актуализированный Генплан. Схема территорий реорганизации и стабилизации Центрального округа. Фото: Архнадзор
zooming
Здание на Крымском валу. Фото: РИА Новости
zooming
Башни MIRAX-a в Сити. Фото: Известия
zooming
Рабочий и колхозница. Фото: Известия

11 Декабря 2009

Технологии и материалы
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Сейчас на главной
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
На берегу Лососинки
Жилой комплекс «Речка», который формируется в Петрозаводске по проекту архитектурной мастерской Евгения Таева, реагирует на соседство с речкой Лососинка и парком Ямка точечной застройкой, которая делает среду проницаемой и интегрированной в зеленый массив. Кирпич на фасадах отсылает к заводским корпусам Александровского Завода, основанного в XVIII веке.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Энергия юности
Архитектурное бюро Better с помощью простых и бюджетных приемов предлагает концепцию обновления популярного у молодежи Новой Усмани здания 1950-х годов. Молодежный центр приобретает узнаваемый облик, дополнительные пространства для встреч и общения, а также становится потенциальной точкой преобразования городской среды.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.