Руководитель авторского коллектива, главный архитектор: Александр Шумилкин
ГИП: Элина Бобылёва
Архитектор: Анна Долганова, Антон Долганов
Конструктор: Александр Рождественский
Историк: Виталий Краснов
Дизайнеры: Александр Фрухт, Сергей Шевлягин, Дмитрий Емельянов, Светлана Губина
Инженеры: Елена Малькова, Марина Назарова, Михаил Пуганов, Владимир
Кочетков, Наталья Зарубина, Дмитрий Мертехин
Один из флагманских проектов прошедшего 800-летия Нижнего Новгорода – реставрация спроектированного Федором Шехтелем здания банка и приспособление его под культурно-технологический кластер. Команде архитекторов удалось сохранить дух места и одновременно создать пространство для инноваций.
Здание, в котором открылась Академия «Маяк» имени Андрея Сахарова – бывший банк, а затем швейная фабрика, объект культурного наследия федерального значения. Оно было построено по заказу местного купца-миллионера Сергея Рукавишникова накануне Первой мировой войны в самом центре Нижнего Новгорода. Один из корпусов – собственно, банк, – выходит на торговую Рождественскую улицу. Второй корпус – торговый, о котором и пойдет речь, – на набережную Волги. Для последнего архитектор Федор Шехтель выбрал неоготических стиль. Узкие окна и ребра пинаклей отзывались на близость речной волны, а щипцы и «фахверковые» тяги намекали на ганзейский дух Нижнего Новгорода.
«Академия Маяк» им. А.Д. Сахарова. Главный фасад (фрагмент)
Здание, однако, так почти не успело побыть банком – вскоре после завершения строительства Сергей Рукавишников умер, затем началась война. Комплекс реквизировали и разместили в его помещениях швейную мастерскую, работавшую на нужды фронта. Фабрика, позднее получившая название «Маяк», остановила работу только в 2014 году. К 800-летию города корпорация «Росатом» при соглашении с правительством Нижегородской области подарила зданию новую функцию – корпоративной образовательной площадки, где будут растить инженеров, ученых и it-специалистов.
По информации сайта redeveloper, в какой-то момент разработкой концепции культурно-технологического кластера в здании «Маяка» занималось бюро Orchestra, известное благодаря своей работе с кластером «Октава» в Туле. Проект архитекторов Orchestra не был реализован.
В 2020 году начались комплексные реставрационные работы по проекту мастерской «Асгард». Арочный проезд, урезанный в советские годы за счет служебных помещений в уровне второго этажа, вернули к исконному виду. Плитку на фасадах укрепили, восполнив утраты новыми элементами: [для их изготовления привлекли научно-исследовательский центр при Русском музее, который помог добиться исторической точности – UPD 24.01.2024: информация о ГРМ из упомянутой выше статьи redeveloper, «Асгард» ее опровергает, а мы попробуем исследовать вопрос для получения более точных сведений]. Также восстановили металлические окна первого этажа, кованое ограждение на крыше, лепной декор и металлические элементы пинаклей.
«Академия Маяк» им. А.Д. Сахарова. Главный фасад. Раскрытая историческая арка
Швейное производство не нанесло интерьерам непоправимого урона, теперь Академия может похвастаться множеством подлинных элементов. Сохранившуюся напольную плитку Villeroy & Boch начала XX века сняли и отреставрировали, как и метлахскую плитку из оконных и дверных откосов. Голубую плитку с волжскими кувшинками в главной входной группе подновили, а утраты восполнили изготовленным вручную элементами. Шахта одного из первых в городе лифта, металлическая лестница, люки торгового дома «Мюръ и Мерилизъ» – тоже исторические. Один из самых интересных элементов – люксферы в межэтажных перекрытиях, с помощью которых освещался подвал. Некоторые их них остались на своих местах, друге же законсервировали и сделали частью декора лестничной клетки.
«Академия Маяк» им. А.Д. Сахарова. Реставрация исторических металлических дверных заполнений
Сложившуюся планировочную структуру постарались сохранить и приспособить под новую просветительско-образовательную функцию здания. Проектированием современных интерьеров занималось бюро Александра Фрухта.
Первый этаж с семиметровыми потолками, изначально предназначенный для торговых контор, теперь занимает лекторий и выставочный зал, доступный всем желающим. Посетителя встречает стойка ресепшн в виде слова «Маяк» на фоне кирпичного барельефа. В хорошо освещенном естественным светом лектории используется мобильная сцена и амфитеатры, которые адаптируют помещение под формат мероприятия.
«Академия Маяк» им. А.Д. Сахарова. Помещения первого этажа после реставрации. Выставочный зал
Второй этаж – офисы «Росатома» и универсальные залы, которые можно объединять или разделять с помощью стеклянных перегородок. Здесь напольная плитка была сильно утрачена, ее решили не восполнять, а заменить на ковролин, который улучшил акустические свойства помещений. Рисунок ковролина выполнен в виде огней маяка.
«Академия Маяк» им. А.Д. Сахарова. Рекреация второго этажа после реставрации
Третий этаж занимает торжественный зал с высотой потолков более 12 метров, остеклением на две стороны и внутренним балконом по периметру. Современным акцентом стала световая инсталляция «звездное небо». В зале проводят более масштабные и официальные мероприятия.
«Академия Маяк» им. А.Д. Сахарова. Атриум 3 этажа после реставрации с pix-инсталляцией