Точка бифуркации

Внутри ЖК, спроектированного группой «Маяк» для центра Ижевска, заложена интрига, наделяющая рациональное пространство элементом непредсказуемости.

Автор текста:
Алёна Кузнецова

mainImg

Мастерская:

АБ «Маяк»

Проект:

«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь»
Россия, Ижевск, ул. К. Маркса

Авторский коллектив:
Лиза Бриллиантова, Александр Мешин, Галина Войтенко, Дмитрий Буркалов, Александр Смирнов, Михаил Жир

2017

Заказчик: ООО «Гауда Холдер»
Проект занял первое место в закрытом конкурсе на лучший жилой комплекс, который получит название «Красная площадь». Участие приняли 29 команд, итоги подвели в прошлом году.

Участок, с которым работали конкурсанты – большой пустырь в форме зазубренного квадрата, расположенный в самом центре города. От парка и прогулочной набережной Ижевского пруда его отделяет только улица Максима Горького с полоской исторической застройки в два-четыре этажа. С противоположной стороны – оживленная улица Карла Маркса, с трамваями и довольно крутым рельефом. Советская улица отделяет участок от самой старой части города, где вперемешку с современной застройкой еще стоят деревянные и каменные дома начала XX века.
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Визуализация со стороны Ул. Карла Маркса © Творческая группа «Маяк»
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Визуализация внутренней площади © Творческая группа «Маяк»
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Ситуационная схема проектируемого участка © Творческая группа «Маяк»
Перепад рельефа с севера на юг здесь 8 м, и авторы разделили участок на три «высотные» зоны, внутри которых появились четыре прямоугольных квартала, собранные вокруг небольшой площади.
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Схема 2. Наложение рельефа © Творческая группа «Маяк»
Крест внутренних улиц оказывается несколько несимметричен, точнее ему придан крутящий момент по принципу солярного знака: от трассы нынешней улицы Красная остается половина, вторая «переезжает» немного к востоку, две поперечные улицы ведут себя так же, словом, все улицы приходят к углам площади.
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Схема 4. Образование замкнутых кварталов © Творческая группа «Маяк»
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Схема 5. Деление объемов кварталов © Творческая группа «Маяк»
Все эти обстоятельства, также как и небольшой, слегка повернутый корпус на границе участка придали генплану некий «крутящий момент», который архитекторы решили развить и усилить. Они наложили на центр комплекса, поверх площади условный квадрат, сторона которого – примерно треть ширины участка.
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Схема 6. Образование площади в центре © Творческая группа «Маяк»
И повернули его под углом 15°.
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Схема 7. Поворот центрального ядра квартала на 15° © Творческая группа «Маяк»
Квадрат захватил ближайшие толщины домов, и «повернул» первые этажи, вывернув их углы наизнанку, так что во дворах образовались углы-вторжения, а на площади – треугольные углубления, лоджии-портики, прикрытые пилонадами.
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». План 1-го этажа © Творческая группа «Маяк»
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». План типового этажа © Творческая группа «Маяк»
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Генплан участка © Творческая группа «Маяк»
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Схема проекта © Творческая группа «Маяк»
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Схема пожарных проездов © Творческая группа «Маяк»
Все это придало регулярному квартальному пространству непредсказуемость: «все норовит выскочить из привычных координат, – пишет Лиза Бриллиантова, – начиная с внезапно меняющих угол поворота пилонад фасадов, оголяющих плоть и кровь стен, оконных рам, балконов, мощения и даже стекла, кончая внезапным появлением давно утерянной скульптуры слона».

Почему слон утерян, сложно сказать, и автор этого не объясняет, но можно предложить версию. В последнее время скульптуры в общественных пространствах ЖК стали скорее правилом, но они, увы, нередко, оказываются довольно банальными, если не сказать пошлыми. Здесь же архитекторы берут за основу известный, хотя и подзабытый символ пошлости – «мещанских слоников» на шкафах, – один из них упал, закатился под стол, лежит там вверх ногами. Слоник большой, гулливеровский – в этом смысле он становится остраненной банальностью, возможно, переходящей через укрупнение в антибанальность, но сохраняя исходные воспонимания. Главное же – все будут ходить мимо по двору и думать, что за слон, почему перевернут? – А мы под столом у бабушки его нашли, куда пешком ходили.
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Визуализация внутренней площади © Творческая группа «Маяк»
Слон – артефакт внутренней площади. Она, как точка, из которой все происходит, наполнена емкими архетипичными образами. Ступени амфитеатра заканчиваются у подножия домов, но продолжаются в рисунках фасадов. Редкие яблоневые деревья в сочетании с тонкими простенками и перевернутым слоном неожиданно навевают львиный дворик Альгамбры. Это пространство, в которое попадаешь после привычного мира улицы Карла Маркса – словно зазеркалье. Что здесь: лабиринт, сад, головоломка или святилище? Возможно, к этому и стремились авторы проекта, исказив привычные прямоугольные координаты: выбить горожанина из привычной колеи, заставить его задаться вопросами.
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Визуализация со стороны внутриквартальной улицы © Творческая группа «Маяк»
Сочетание упорядоченности и непредсказуемости распространяется и на фасады домов. С одной стороны – уже традиционный ритм вытянутых окон, выверенные пропорции простенков и гармоничная трехчастная композиция. С другой – вся оболочка дома опутана ячеистым орнаментом в духе вывернутых объемов Маурица Эшера – вот-вот узор сложится в понятную фигуру, но в последний момент перетекает во что-то другое. Это архитектурное выражение еще одной концепции авторов: «на все дерзновенные попытки человека упорядочить мир всегда найдется сила в сто крат более масштабная. Она безрассудна, она существует вне логики и безнадежно пытается спасти каждого из нас».
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Визуализация внутренней площади © Творческая группа «Маяк»
Плоть и кровь зданий – тоже воплощенная метафора: белая почти чешуйчатая «кожа» в местах вырезов-пилонад становится красным «мясом», телом зданий, трактуя срез как срез – честно и несколько даже брутально, если вдуматься. Впрочем, комфорт и уют здесь обеспечены, вряд ли многие жители будут вдумываться в подосновы смыслов.
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Визуализация внутренней площади © Творческая группа «Маяк»
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Аксонометрическое изображение © Творческая группа «Маяк»
Лиза Бриллиантова открыла собственную практику некоторое время назад, а до этого работала в «Студии 44», и надо сказать, почерк школы чувствуется: стремление к стереометрии, игра с лаконичной и крупной формой на грани головоломки, и столь же жесткая, уверенная игра с ордерными прообразами и смыслами без намека на стилизацию. Что сказать, достойное продолжение и развитие. 
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Развертка по ул. Карла Маркса и развертка по внутренней улице © Творческая группа «Маяк»


Мастерская:

АБ «Маяк»

Проект:

«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь»
Россия, Ижевск, ул. К. Маркса

Авторский коллектив:
Лиза Бриллиантова, Александр Мешин, Галина Войтенко, Дмитрий Буркалов, Александр Смирнов, Михаил Жир

2017

Заказчик: ООО «Гауда Холдер»

02 Марта 2018

Автор текста:

Алёна Кузнецова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном...
По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.

Сейчас на главной

Отдых на Желтой реке
Бутик-отель Lost Villa шанхайской мастерской DAS Lab на границе Внутренней Монголии повторяет форму традиционного местного поселения.
Кирпич старый и новый
В центре Манчестера строится жилой квартал KAMPUS по проекту Mecanoo на 533 квартиры: жилье, кафе и магазины расположатся в новых корпусах и исторических складах из кирпича, а также в бетонной башне 1960-х годов.
Пресса: Где будет центр
Сейчас город — это прежде всего его центр, центром он опознается и остается в голове. Город будущего требует деконструкции центра настоящего. Вопрос: а будет ли у него другой центр?
Консоли над полем
Школьное здание по проекту BIG в пригороде Вашингтона составлено из пяти раскрывающихся как веер ярусов, облицованных белым глазурованным кирпичом.
Бегство из Вавилона
Заметки об инсталляции Александра Бродского для книг Анны Наринской – «Невавилонской библиотеке» в Центре толерантности.
«Вариации на тему»
Плавучие дома по проекту Attika Architekten на канале в центре Нидерландов получили фасады из фиброцементных панелей EQUITONE [natura].
Тонкая игра
Клубный дом в Большом Козихинском, – пример архитектурного разговора о методах и источниках стилизации, врастающей в современные тенденции. С ярким акцентом, вдохновленным работой Льва Бакста для «Дягилевских сезонов».
Профсоюзное движение
В Британии основан профсоюз архитекторов и всех других сотрудников архитектурных бюро, включая секретарей, менеджеров, техников.
Визит в вечную мерзлоту
Архитекторы Snøhetta представили проект посетительского центра The Arc при Всемирном хранилище семян и Мировом архиве на Шпицбергене.
Пресса: Гидроэлектробазилика
Знаменитый итальянский архитектор Ренцо Пьяно и команда фонда V-A-C, основанного бизнесменом Леонидом Михельсоном, рассказали о будущем, пожалуй, самого амбициозного культурного проекта последних лет — ГЭС-2.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.
Вырасти свой сад
Конгресс World Urban Parks, прошедший в Казани, получился больше про общественные места и энергичных людей, чем собственно про парки. Публикуем самое интересное и полезное из того, что удалось услышать и увидеть.
Велосипеды под холмами
Новая площадь по проекту COBE на кампусе Копенгагенского университета – это холмистый ландшафт, где есть стоянки для велосипедов, театр под открытым небом и «влажные биотопы».
Три корабля
Павильон Италии на Экспо-2020 в Дубае спроектировали архитекторы CRA-Carlo Ratti Associati, Italo Rota Building Office и matteogatto&associati.
Течение краски
В Медийном центре парка Зарядье открылась выставка четырех художников, рисующих города: Альваро Кастаньета, Томаса Шаллера, Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. Впервые в Москве такого рода выставка сопровождается иммерсивной экспозицией.
Мозаика функций
Комплекс Agora по проекту Ropa & Associés в Меце на востоке Франции соединил в себе медиатеку, общественный центр и «цифровое» рабочее пространство.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.
Комиксы на фасаде
В бывшей мюнхенской промзоне открылось многофункциональное здание WERK12 по проекту MVRDV: сейчас оно вмещает рестораны, фитнес-клуб и офисы, но подходит и для любого другого использования.
Космический ветер
Построенный по проекту бюро ASADOV аэропорт «Гагарин» сочетает выверенную планировочную структуру и культурную программу с авторскими решениями – архитектурным и дизайнерским, в которых угадывается ностальгия по тем временам, когда наша страна шла в светлое будущее и космос был частью жизни каждого.
Пресса: Как в город вернется производство
В том, что постиндустриальный город ничего не производит, есть нечто тревожное. Понятно, что он производит знания и услуги, понятно, что он производит много чего для себя (поэтому пищевая промышленность в Москве даже растет), но как же без всего остального?
Укрупнение
В Гостином дворе открылся очередной фестиваль «Зодчество». Под октябрьским московским солнцем спорят между собой две тенденции: прекрасного будущего и великолепного настоящего.
Между городом и вузом
В Аделаиде на юге Австралии появилась первая постройка Snøhetta на этом континенте: университетский спорткомплекс с актовым залом и открытыми лестницами-трибунами.
«Вечность» переставит всё местами
Куратором «Зодчества» 2020 года назван Эдуард Кубенский с темой «Вечность», об этом сообщил сегодня на пресс-конференции президент САР Николай Шумаков. Программа звучит смело, читайте в нашем материале.
Решетчатая «опора»
Энергоэффективное офисное здание oxxeo с несущим фасадом, одновременно работающим как солнцезащитный экран: проект Rafael de La-Hoz Arquitectos на севере Мадрида.
«Стальная змея»
Основная часть Северного вокзала Кёге, нового транспортного узла для Большого Копенгагена, – это 225-метровый пешеходный мост через шоссе и железнодорожные пути. Авторы проекта – DISSING+WEITLING architecture и COBE.