02.03.2018

Точка бифуркации

Внутри ЖК, спроектированного группой «Маяк» для центра Ижевска, заложена интрига, наделяющая рациональное пространство элементом непредсказуемости.

информация:

«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Визуализация со стороны Ул. Карла Маркса © Творческая группа «Маяк»
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Визуализация со стороны Ул. Карла Маркса © Творческая группа «Маяк»открыть большое изображение

Проект занял первое место в закрытом конкурсе на лучший жилой комплекс, который получит название «Красная площадь». Участие приняли 29 команд, итоги подвели в прошлом году.

Участок, с которым работали конкурсанты – большой пустырь в форме зазубренного квадрата, расположенный в самом центре города. От парка и прогулочной набережной Ижевского пруда его отделяет только улица Максима Горького с полоской исторической застройки в два-четыре этажа. С противоположной стороны – оживленная улица Карла Маркса, с трамваями и довольно крутым рельефом. Советская улица отделяет участок от самой старой части города, где вперемешку с современной застройкой еще стоят деревянные и каменные дома начала XX века.
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Визуализация внутренней площади © Творческая группа «Маяк»
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Визуализация внутренней площади © Творческая группа «Маяк»открыть большое изображение
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Ситуационная схема проектируемого участка © Творческая группа «Маяк»
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Ситуационная схема проектируемого участка © Творческая группа «Маяк»открыть большое изображение

Перепад рельефа с севера на юг здесь 8 м, и авторы разделили участок на три «высотные» зоны, внутри которых появились четыре прямоугольных квартала, собранные вокруг небольшой площади.
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Схема 2. Наложение рельефа © Творческая группа «Маяк»
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Схема 2. Наложение рельефа © Творческая группа «Маяк»открыть большое изображение

Крест внутренних улиц оказывается несколько несимметричен, точнее ему придан крутящий момент по принципу солярного знака: от трассы нынешней улицы Красная остается половина, вторая «переезжает» немного к востоку, две поперечные улицы ведут себя так же, словом, все улицы приходят к углам площади.
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Схема 4. Образование замкнутых кварталов © Творческая группа «Маяк»
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Схема 4. Образование замкнутых кварталов © Творческая группа «Маяк»открыть большое изображение
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Схема 5. Деление объемов кварталов © Творческая группа «Маяк»
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Схема 5. Деление объемов кварталов © Творческая группа «Маяк»открыть большое изображение

Все эти обстоятельства, также как и небольшой, слегка повернутый корпус на границе участка придали генплану некий «крутящий момент», который архитекторы решили развить и усилить. Они наложили на центр комплекса, поверх площади условный квадрат, сторона которого – примерно треть ширины участка.
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Схема 6. Образование площади в центре © Творческая группа «Маяк»
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Схема 6. Образование площади в центре © Творческая группа «Маяк»открыть большое изображение

И повернули его под углом 15°.
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Схема 7. Поворот центрального ядра квартала на 15° © Творческая группа «Маяк»
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Схема 7. Поворот центрального ядра квартала на 15° © Творческая группа «Маяк»открыть большое изображение

Квадрат захватил ближайшие толщины домов, и «повернул» первые этажи, вывернув их углы наизнанку, так что во дворах образовались углы-вторжения, а на площади – треугольные углубления, лоджии-портики, прикрытые пилонадами.
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». План 1-го этажа © Творческая группа «Маяк»
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». План 1-го этажа © Творческая группа «Маяк»открыть большое изображение
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». План типового этажа © Творческая группа «Маяк»
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». План типового этажа © Творческая группа «Маяк»открыть большое изображение
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Генплан участка © Творческая группа «Маяк»
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Генплан участка © Творческая группа «Маяк»открыть большое изображение
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Схема проекта © Творческая группа «Маяк»
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Схема проекта © Творческая группа «Маяк»открыть большое изображение
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Схема пожарных проездов © Творческая группа «Маяк»
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Схема пожарных проездов © Творческая группа «Маяк»открыть большое изображение

Все это придало регулярному квартальному пространству непредсказуемость: «все норовит выскочить из привычных координат, – пишет Лиза Бриллиантова, – начиная с внезапно меняющих угол поворота пилонад фасадов, оголяющих плоть и кровь стен, оконных рам, балконов, мощения и даже стекла, кончая внезапным появлением давно утерянной скульптуры слона».

Почему слон утерян, сложно сказать, и автор этого не объясняет, но можно предложить версию. В последнее время скульптуры в общественных пространствах ЖК стали скорее правилом, но они, увы, нередко, оказываются довольно банальными, если не сказать пошлыми. Здесь же архитекторы берут за основу известный, хотя и подзабытый символ пошлости – «мещанских слоников» на шкафах, – один из них упал, закатился под стол, лежит там вверх ногами. Слоник большой, гулливеровский – в этом смысле он становится остраненной банальностью, возможно, переходящей через укрупнение в антибанальность, но сохраняя исходные воспонимания. Главное же – все будут ходить мимо по двору и думать, что за слон, почему перевернут? – А мы под столом у бабушки его нашли, куда пешком ходили.
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Визуализация внутренней площади © Творческая группа «Маяк»
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Визуализация внутренней площади © Творческая группа «Маяк»открыть большое изображение

Слон – артефакт внутренней площади. Она, как точка, из которой все происходит, наполнена емкими архетипичными образами. Ступени амфитеатра заканчиваются у подножия домов, но продолжаются в рисунках фасадов. Редкие яблоневые деревья в сочетании с тонкими простенками и перевернутым слоном неожиданно навевают львиный дворик Альгамбры. Это пространство, в которое попадаешь после привычного мира улицы Карла Маркса – словно зазеркалье. Что здесь: лабиринт, сад, головоломка или святилище? Возможно, к этому и стремились авторы проекта, исказив привычные прямоугольные координаты: выбить горожанина из привычной колеи, заставить его задаться вопросами.
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Визуализация со стороны внутриквартальной улицы © Творческая группа «Маяк»
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Визуализация со стороны внутриквартальной улицы © Творческая группа «Маяк»открыть большое изображение

Сочетание упорядоченности и непредсказуемости распространяется и на фасады домов. С одной стороны – уже традиционный ритм вытянутых окон, выверенные пропорции простенков и гармоничная трехчастная композиция. С другой – вся оболочка дома опутана ячеистым орнаментом в духе вывернутых объемов Маурица Эшера – вот-вот узор сложится в понятную фигуру, но в последний момент перетекает во что-то другое. Это архитектурное выражение еще одной концепции авторов: «на все дерзновенные попытки человека упорядочить мир всегда найдется сила в сто крат более масштабная. Она безрассудна, она существует вне логики и безнадежно пытается спасти каждого из нас».
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Визуализация внутренней площади © Творческая группа «Маяк»
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Визуализация внутренней площади © Творческая группа «Маяк»открыть большое изображение

Плоть и кровь зданий – тоже воплощенная метафора: белая почти чешуйчатая «кожа» в местах вырезов-пилонад становится красным «мясом», телом зданий, трактуя срез как срез – честно и несколько даже брутально, если вдуматься. Впрочем, комфорт и уют здесь обеспечены, вряд ли многие жители будут вдумываться в подосновы смыслов.
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Визуализация внутренней площади © Творческая группа «Маяк»
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Визуализация внутренней площади © Творческая группа «Маяк»открыть большое изображение
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Аксонометрическое изображение © Творческая группа «Маяк»
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Аксонометрическое изображение © Творческая группа «Маяк»открыть большое изображение

Лиза Бриллиантова открыла собственную практику некоторое время назад, а до этого работала в «Студии 44», и надо сказать, почерк школы чувствуется: стремление к стереометрии, игра с лаконичной и крупной формой на грани головоломки, и столь же жесткая, уверенная игра с ордерными прообразами и смыслами без намека на стилизацию. Что сказать, достойное продолжение и развитие. 
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Развертка по ул. Карла Маркса и развертка по внутренней улице © Творческая группа «Маяк»
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Развертка по ул. Карла Маркса и развертка по внутренней улице © Творческая группа «Маяк»открыть большое изображение

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Сергей Кузнецов
  • Наталия Шилова
  • Антон Надточий
  • Владимир Ковалёв
  • Владимир Биндеман
  • Никита Токарев
  • Сергей Труханов
  • Антон Яр-Скрябин
  • Андрей Романов
  • Сергей Сенкевич
  • Илья Уткин
  • Александр Асадов
  • Антон Бондаренко
  • Василий Крапивин
  • Сергей Чобан
  • Олег Карлсон
  • Павел Андреев
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Наталья Сидорова
  • Алексей Курков
  • Александра Кузьмина
  • Станислав Белых
  • Карен Сапричян
  • Валерия Преображенская
  • Антон Лукомский
  • Олег Мединский
  • Вера Бутко
  • Валерий Лукомский
  • Александр Попов
  • Николай Миловидов
  • Дмитрий Селивохин
  • Алексей Гинзбург
  • Левон Айрапетов
  • Александр Бровкин
  • Андрей Гнездилов
  • Андрей Асадов
  • Юлий Борисов
  • Евгений Герасимов
  • Роман Леонидов
  • Игорь Шварцман
  • Юлия Тряскина
  • Сергей Скуратов
  • Сергей  Орешкин
  • Даниил Лоренц
  • Константин Ходнев
  • Антон Ладыгин
  • Дмитрий Ликин
  • Олег Шапиро
  • Всеволод Медведев
  • Анатолий Столярчук
  • Илья Машков
  • Зураб Басария
  • Александр Скокан
  • Иван Кожин
  • Антон Барклянский
  • Екатерина Кузнецова
  • Екатерина Грень
  • Владимир Плоткин
  • Дмитрий Васильев
  • Полина Воеводина
  • Тотан Кузембаев
  • Никита Явейн
  • Арсений Леонович
  • Михаил Канунников
  • Никита Бирюков

Постройки и проекты (новые записи):

  • Проект реновации территории «Проспект Вернадского»
  • Проект застройки малоэтажными жилыми домами в респ. Карелия
  • Административно-офисное здание на Пошехонском шоссе. Корпус А
  • Апартаменты Tatlin
  • Жилой комплекс «Царская Столица», Санкт-Петербург
  • Жилой район «Лесная Поляна», г. Кемерово
  • Жилой район «Лесная поляна», г. Кемерово
  • Бизнес-центр «Ньютон», г. Челябинск
  • Торгово-развлекательный комплекс «Маяк Молл», г. Омск

Технологии:

06.07.2018

Кирпич без границ

Представляем лауреатов Brick Award 2018 – премии, учрежденной компанией Wienerberger за выдающиеся здания, построенные из керамических материалов.
Wienerberger (Винербергер)
другие статьи