Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

02.03.2018

Точка бифуркации

Алёна Кузнецова
Объект:
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь»
Адрес:
Россия, Ижевск. ул. К. Маркса
Мастерская:
MAYAK Architects
Авторский коллектив:
Лиза Бриллиантова, Александр Мешин, Галина Войтенко, Дмитрий Буркалов, Александр Смирнов, Михаил Жир

Внутри ЖК, спроектированного группой «Маяк» для центра Ижевска, заложена интрига, наделяющая рациональное пространство элементом непредсказуемости.

«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Визуализация со стороны Ул. Карла Маркса
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Визуализация со стороны Ул. Карла Маркса
© MAYAK Architects

Проект занял первое место в закрытом конкурсе на лучший жилой комплекс, который получит название «Красная площадь». Участие приняли 29 команд, итоги подвели в прошлом году.

Участок, с которым работали конкурсанты – большой пустырь в форме зазубренного квадрата, расположенный в самом центре города. От парка и прогулочной набережной Ижевского пруда его отделяет только улица Максима Горького с полоской исторической застройки в два-четыре этажа. С противоположной стороны – оживленная улица Карла Маркса, с трамваями и довольно крутым рельефом. Советская улица отделяет участок от самой старой части города, где вперемешку с современной застройкой еще стоят деревянные и каменные дома начала XX века.
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Визуализация внутренней площади
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Визуализация внутренней площади
© MAYAK Architects
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Ситуационная схема проектируемого участка
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Ситуационная схема проектируемого участка
© MAYAK Architects

Перепад рельефа с севера на юг здесь 8 м, и авторы разделили участок на три «высотные» зоны, внутри которых появились четыре прямоугольных квартала, собранные вокруг небольшой площади.
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Схема 2. Наложение рельефа
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Схема 2. Наложение рельефа
© MAYAK Architects

Крест внутренних улиц оказывается несколько несимметричен, точнее ему придан крутящий момент по принципу солярного знака: от трассы нынешней улицы Красная остается половина, вторая «переезжает» немного к востоку, две поперечные улицы ведут себя так же, словом, все улицы приходят к углам площади.
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Схема 4. Образование замкнутых кварталов
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Схема 4. Образование замкнутых кварталов
© MAYAK Architects
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Схема 5. Деление объемов кварталов
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Схема 5. Деление объемов кварталов
© MAYAK Architects

Все эти обстоятельства, также как и небольшой, слегка повернутый корпус на границе участка придали генплану некий «крутящий момент», который архитекторы решили развить и усилить. Они наложили на центр комплекса, поверх площади условный квадрат, сторона которого – примерно треть ширины участка.
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Схема 6. Образование площади в центре
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Схема 6. Образование площади в центре
© MAYAK Architects

И повернули его под углом 15°.
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Схема 7. Поворот центрального ядра квартала на 15°
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Схема 7. Поворот центрального ядра квартала на 15°
© MAYAK Architects

Квадрат захватил ближайшие толщины домов, и «повернул» первые этажи, вывернув их углы наизнанку, так что во дворах образовались углы-вторжения, а на площади – треугольные углубления, лоджии-портики, прикрытые пилонадами.
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». План 1-го этажа
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». План 1-го этажа
© MAYAK Architects
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». План типового этажа
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». План типового этажа
© MAYAK Architects
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Генплан участка
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Генплан участка
© MAYAK Architects
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Схема проекта
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Схема проекта
© MAYAK Architects
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Схема пожарных проездов
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Схема пожарных проездов
© MAYAK Architects

Все это придало регулярному квартальному пространству непредсказуемость: «все норовит выскочить из привычных координат, – пишет Лиза Бриллиантова, – начиная с внезапно меняющих угол поворота пилонад фасадов, оголяющих плоть и кровь стен, оконных рам, балконов, мощения и даже стекла, кончая внезапным появлением давно утерянной скульптуры слона».

Почему слон утерян, сложно сказать, и автор этого не объясняет, но можно предложить версию. В последнее время скульптуры в общественных пространствах ЖК стали скорее правилом, но они, увы, нередко, оказываются довольно банальными, если не сказать пошлыми. Здесь же архитекторы берут за основу известный, хотя и подзабытый символ пошлости – «мещанских слоников» на шкафах, – один из них упал, закатился под стол, лежит там вверх ногами. Слоник большой, гулливеровский – в этом смысле он становится остраненной банальностью, возможно, переходящей через укрупнение в антибанальность, но сохраняя исходные воспонимания. Главное же – все будут ходить мимо по двору и думать, что за слон, почему перевернут? – А мы под столом у бабушки его нашли, куда пешком ходили.
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Визуализация внутренней площади
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Визуализация внутренней площади
© MAYAK Architects

Слон – артефакт внутренней площади. Она, как точка, из которой все происходит, наполнена емкими архетипичными образами. Ступени амфитеатра заканчиваются у подножия домов, но продолжаются в рисунках фасадов. Редкие яблоневые деревья в сочетании с тонкими простенками и перевернутым слоном неожиданно навевают львиный дворик Альгамбры. Это пространство, в которое попадаешь после привычного мира улицы Карла Маркса – словно зазеркалье. Что здесь: лабиринт, сад, головоломка или святилище? Возможно, к этому и стремились авторы проекта, исказив привычные прямоугольные координаты: выбить горожанина из привычной колеи, заставить его задаться вопросами.
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Визуализация со стороны внутриквартальной улицы
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Визуализация со стороны внутриквартальной улицы
© MAYAK Architects

Сочетание упорядоченности и непредсказуемости распространяется и на фасады домов. С одной стороны – уже традиционный ритм вытянутых окон, выверенные пропорции простенков и гармоничная трехчастная композиция. С другой – вся оболочка дома опутана ячеистым орнаментом в духе вывернутых объемов Маурица Эшера – вот-вот узор сложится в понятную фигуру, но в последний момент перетекает во что-то другое. Это архитектурное выражение еще одной концепции авторов: «на все дерзновенные попытки человека упорядочить мир всегда найдется сила в сто крат более масштабная. Она безрассудна, она существует вне логики и безнадежно пытается спасти каждого из нас».
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Визуализация внутренней площади
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Визуализация внутренней площади
© MAYAK Architects

Плоть и кровь зданий – тоже воплощенная метафора: белая почти чешуйчатая «кожа» в местах вырезов-пилонад становится красным «мясом», телом зданий, трактуя срез как срез – честно и несколько даже брутально, если вдуматься. Впрочем, комфорт и уют здесь обеспечены, вряд ли многие жители будут вдумываться в подосновы смыслов.
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Визуализация внутренней площади
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Визуализация внутренней площади
© MAYAK Architects
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Аксонометрическое изображение
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Аксонометрическое изображение
© MAYAK Architects

Лиза Бриллиантова открыла собственную практику некоторое время назад, а до этого работала в «Студии 44», и надо сказать, почерк школы чувствуется: стремление к стереометрии, игра с лаконичной и крупной формой на грани головоломки, и столь же жесткая, уверенная игра с ордерными прообразами и смыслами без намека на стилизацию. Что сказать, достойное продолжение и развитие. 
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Развертка по ул. Карла Маркса и развертка по внутренней улице
«15°». Конкурсный проект «Жилой комплекс «Красная площадь». Развертка по ул. Карла Маркса и развертка по внутренней улице
© MAYAK Architects