Усадебный храм в Свинушках Рязанской губернии – неизвестное повторение Меншиковой башни

Тезисы доклада автора на одиннадцатой научной конференции Филевские чтения

Церковь Спаса Нерукотворного в селе Свинушки (ныне Калинино (ранее также: Новоархангельское, Старое Тишевое), Новодеревенский р-н Рязанской области (ранее Раненбургский уезд)) была построена по данным Рязанского церковного историка Ивана Добролюбова в 1774 году [1]. Храмоздателем согласно тому же источнику был владелец усадьбы П.Н. Приклонский. По другим сведениям во второй половине XVIII века селом владела полковница Наталья Николаевна Приклонская – вероятно жена храмоздателя [2].

Спасская церковь (ошибочно названая в Своде памятников Рязанской области Казанской) обладает весьма неординарной архитектурной композицией, сразу привлекающей к памятнику внимание. Несмотря на позднюю дату, формы храма лежат в русле архитектуры Петровского времени, соединяя приёмы нарышкинского стиля с мотивами т. н. «Стиля Великого посольства». Башнеобразная двухосно-центрическая постройка типа восьмерик на четверике относится к разновидности храмов «иже под колоколы». Нижний прямоугольный в плане ярус вытянут с востока на запад и представляет собой трёхчастную симметричную композицию: алтарь-храм-притвор. Это хорошо выражено в трёхчастном членении боковых фасадов в 9 осей. Над средней трехосевой частью (храмом) возвышается четверик второго яруса, имеющий в завершении характерные «полуглавия» – полукружия по средним осям антаблемента. (Внутри первый и второй ярусы объединены, и храмовая часть составляет сквозное пространство в два света). Над вторым четырёхгранным ярусом возвышаются два восьмерика – звоны колокольни; верхний восьмерик увенчан луковичной главкой. Декор фасадов лаконичен, хотя и не лишён оригинальных черт. В нижнем ярусе, в простенках между окнами с лучковыми перемычками, помещены тосканские пилястры на постаментах. Края фасадов четверика второго яруса с круглыми окнами верхнего света отмечены приземистыми сдвоенными пилястрами. А стройные арки восьмериков фланкированы пилястрами сильно утонченных пропорций. Необычно решение торцовых фасадов, увенчанных полукруглыми тимпанами с волютами и крупными розетками в завершении. Этот мотив перекликается с лучковыми фронтонами по осям продольных фасадов и полуглавиями четверика второго яруса.

Внутри храм богато украшен лепниной в духе барокко с обильным рокайльным орнаментом. На восточной стене храма устроен лепной иконостас с живописными росписями стен в пышных штукатурных рамах, простенки между которыми забраны пилястрами. Редкой особенностью Спасской церкви является то, что под алтарём устроен подклет со склепом, вход в который сделан с восточного торца.

Не стоит большого труда угадать архитектурный прототип церкви в Свинушках – это московский храм Архангела Гавриила на Чистых прудах, более известный как Меншикова башня. Рязанский памятник весьма упрощает композицию образца (в частности не воспроизведена сложная для понимания крестообразная верхняя часть основного объёма с хорами). Но в целом образ передан узнаваемо. Повторены были даже некоторые детали: в т.ч. круглые розетки над торцевыми тимпанами (в Меншиковой башне они, правда, заполнены скульптурой). Нам не встречалось других столь же точных повторений известного Московского храма. Возникает вопрос: почему и каким образом этот прототип был повторён именно здесь, в дальнем Рязанском селе?

Ответ лежит в истории самой Меншиковой башни и близлежащих кварталов. Кратко напомним историю этого известнейшего и вместе с тем загадочного памятника. Существующая церковь была построена на месте старой в 1701-1707 годах. Датировка Куницкой-Вздорнова подтверждается подрядными записями, опубликованными Николаевой [3]. В 1723 году храм сгорел от молнии, в результате чего был утрачен верхний деревянный четверик со шпилем, колоколами и часами, рухнули своды здания, была повреждена отделка. Руины самого высокого здания Москвы простояли до 1773 года, когда на средства известного масона Гавриила Захаровича Измайлова, жившего на Мясницкой, храм начали восстанавливать. Церковь заново освятили в 1779 году [4]. В то же самое время, когда восстанавливалась церковь Гавриила, в усадьбе на противоположной стороне Архангельского переулка (ныне дом № 10) жили дворяне Приклонские [5]. В 1763 году усадьбу с палатами XVII века (именно так она значится в Гос. Реестре МКН) купил полковник Пётр Михайлович Приклонский, а в конце века усадьба числится за его вдовой Натальей Николаевной Приклонской. Из родословных книг выясняется, что П.М. Приклонский родился 22 июня 1711 года, служил в гвардии с 1732 года и, дослужившись до капитана, был уволен в 1758 году с чином армии-полковника. Женат он был на Наталии Николаевне Бутурлиной и скончался 25 октября 1774 года [6].

Наше внимание сразу привлекает совпадение имени полковницы Приклонской – владелицы усадьбы в Свинушках и вдовы полковника Приклонского, жившей в Архангельском переулке. Также дата смерти П.М. Приклонского (1774) совпадает с постройкой церкви в Свинушках. Остаётся загадкой несовпадение инициалов храмоздателя Рязанского храма и полковника Приконского. Среди ближайших по времени представителей этого рода был лишь один – Павел Николаевич Приклонский, также полковник, впоследствии камергер (женат на Анне Дмитриевне Измайловой). Однако дата его рождения (1766) едва ли позволяет ему быть храмоздателем церкви в Свинушках. Таким образом, остаётся предположить лишь ошибку или опечатку в тексте историко-статистического описания Добролюбова. По опыту работы с этим ценнейшим и в целом достоверным источником, к сожалению, приходится признать, что вероятность подобной шибки весьма велика.

Из всего вышесказанного мы считаем возможным заключить, что полковник Пётр Михайлович Приклонский и его жена Наталья Николаевна, жившие напротив Меншиковой башни и наблюдавшие за началом её восстановления, построили в своём Рязанском имении копию этого известного Московского храма, очевидно привлекшего их своим неординарным архитектурным обликом.


[1] - Добролюбов И. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской губернии… Т.3, Рязань, 1996. С. 237-239.
[2] - РГАДА. Ф. 1354. Оп. 407. Ч. 1. Л. 17 об.
[3] - См.: Вздорнов Г. И. Забытое известие о Меншиковой башне // Русское искусство XVIII в. М., 1973. С. 25-30; Николаева М. В. Частное строительство в Москве и Подмосковье. М., 2003. №№ 57, 127.
[4] - Памятники архитектуры Москвы. Белый город. М., 1989. № 148.
[5] - Сорокин В. В. Переулки между улицами Мясницкой и Покровкой // Наука и Жизнь. № 6/2004.
[6] - Краткое историческое родословие благородных дворян Приклонских. М., 1796. С. 6; Лобанов-Ростовский А. Б. Русская родословная книга. Т. 2. СПб., 1895. С. 126-127.


18 Февраля 2013

Похожие статьи
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.