Церковь Спаса Нерукотворного в селе Свинушки (ныне Калинино (ранее также: Новоархангельское, Старое Тишевое), Новодеревенский р-н Рязанской области (ранее Раненбургский уезд)) была построена по данным Рязанского церковного историка Ивана Добролюбова в 1774 году [1]. Храмоздателем согласно тому же источнику был владелец усадьбы П.Н. Приклонский. По другим сведениям во второй половине XVIII века селом владела полковница Наталья Николаевна Приклонская – вероятно жена храмоздателя [2].
Спасская церковь (ошибочно названая в Своде памятников Рязанской области Казанской) обладает весьма неординарной архитектурной композицией, сразу привлекающей к памятнику внимание. Несмотря на позднюю дату, формы храма лежат в русле архитектуры Петровского времени, соединяя приёмы нарышкинского стиля с мотивами т. н. «Стиля Великого посольства». Башнеобразная двухосно-центрическая постройка типа восьмерик на четверике относится к разновидности храмов «иже под колоколы». Нижний прямоугольный в плане ярус вытянут с востока на запад и представляет собой трёхчастную симметричную композицию: алтарь-храм-притвор. Это хорошо выражено в трёхчастном членении боковых фасадов в 9 осей. Над средней трехосевой частью (храмом) возвышается четверик второго яруса, имеющий в завершении характерные «полуглавия» – полукружия по средним осям антаблемента. (Внутри первый и второй ярусы объединены, и храмовая часть составляет сквозное пространство в два света). Над вторым четырёхгранным ярусом возвышаются два восьмерика – звоны колокольни; верхний восьмерик увенчан луковичной главкой. Декор фасадов лаконичен, хотя и не лишён оригинальных черт. В нижнем ярусе, в простенках между окнами с лучковыми перемычками, помещены тосканские пилястры на постаментах. Края фасадов четверика второго яруса с круглыми окнами верхнего света отмечены приземистыми сдвоенными пилястрами. А стройные арки восьмериков фланкированы пилястрами сильно утонченных пропорций. Необычно решение торцовых фасадов, увенчанных полукруглыми тимпанами с волютами и крупными розетками в завершении. Этот мотив перекликается с лучковыми фронтонами по осям продольных фасадов и полуглавиями четверика второго яруса.
Внутри храм богато украшен лепниной в духе барокко с обильным рокайльным орнаментом. На восточной стене храма устроен лепной иконостас с живописными росписями стен в пышных штукатурных рамах, простенки между которыми забраны пилястрами. Редкой особенностью Спасской церкви является то, что под алтарём устроен подклет со склепом, вход в который сделан с восточного торца.
Не стоит большого труда угадать архитектурный прототип церкви в Свинушках – это московский храм Архангела Гавриила на Чистых прудах, более известный как Меншикова башня. Рязанский памятник весьма упрощает композицию образца (в частности не воспроизведена сложная для понимания крестообразная верхняя часть основного объёма с хорами). Но в целом образ передан узнаваемо. Повторены были даже некоторые детали: в т.ч. круглые розетки над торцевыми тимпанами (в Меншиковой башне они, правда, заполнены скульптурой). Нам не встречалось других столь же точных повторений известного Московского храма. Возникает вопрос: почему и каким образом этот прототип был повторён именно здесь, в дальнем Рязанском селе?
Ответ лежит в истории самой Меншиковой башни и близлежащих кварталов. Кратко напомним историю этого известнейшего и вместе с тем загадочного памятника. Существующая церковь была построена на месте старой в 1701-1707 годах. Датировка Куницкой-Вздорнова подтверждается подрядными записями, опубликованными Николаевой [3]. В 1723 году храм сгорел от молнии, в результате чего был утрачен верхний деревянный четверик со шпилем, колоколами и часами, рухнули своды здания, была повреждена отделка. Руины самого высокого здания Москвы простояли до 1773 года, когда на средства известного масона Гавриила Захаровича Измайлова, жившего на Мясницкой, храм начали восстанавливать. Церковь заново освятили в 1779 году [4]. В то же самое время, когда восстанавливалась церковь Гавриила, в усадьбе на противоположной стороне Архангельского переулка (ныне дом № 10) жили дворяне Приклонские [5]. В 1763 году усадьбу с палатами XVII века (именно так она значится в Гос. Реестре МКН) купил полковник Пётр Михайлович Приклонский, а в конце века усадьба числится за его вдовой Натальей Николаевной Приклонской. Из родословных книг выясняется, что П.М. Приклонский родился 22 июня 1711 года, служил в гвардии с 1732 года и, дослужившись до капитана, был уволен в 1758 году с чином армии-полковника. Женат он был на Наталии Николаевне Бутурлиной и скончался 25 октября 1774 года [6].
Наше внимание сразу привлекает совпадение имени полковницы Приклонской – владелицы усадьбы в Свинушках и вдовы полковника Приклонского, жившей в Архангельском переулке. Также дата смерти П.М. Приклонского (1774) совпадает с постройкой церкви в Свинушках. Остаётся загадкой несовпадение инициалов храмоздателя Рязанского храма и полковника Приконского. Среди ближайших по времени представителей этого рода был лишь один – Павел Николаевич Приклонский, также полковник, впоследствии камергер (женат на Анне Дмитриевне Измайловой). Однако дата его рождения (1766) едва ли позволяет ему быть храмоздателем церкви в Свинушках. Таким образом, остаётся предположить лишь ошибку или опечатку в тексте историко-статистического описания Добролюбова. По опыту работы с этим ценнейшим и в целом достоверным источником, к сожалению, приходится признать, что вероятность подобной шибки весьма велика.
Из всего вышесказанного мы считаем возможным заключить, что полковник Пётр Михайлович Приклонский и его жена Наталья Николаевна, жившие напротив Меншиковой башни и наблюдавшие за началом её восстановления, построили в своём Рязанском имении копию этого известного Московского храма, очевидно привлекшего их своим неординарным архитектурным обликом.
[1] - Добролюбов И. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской губернии… Т.3, Рязань, 1996. С. 237-239. [2] - РГАДА. Ф. 1354. Оп. 407. Ч. 1. Л. 17 об. [3] - См.: Вздорнов Г. И. Забытое известие о Меншиковой башне // Русское искусство XVIII в. М., 1973. С. 25-30; Николаева М. В. Частное строительство в Москве и Подмосковье. М., 2003. №№ 57, 127. [4] - Памятники архитектуры Москвы. Белый город. М., 1989. № 148. [5] - Сорокин В. В. Переулки между улицами Мясницкой и Покровкой // Наука и Жизнь. № 6/2004. [6] - Краткое историческое родословие благородных дворян Приклонских. М., 1796. С. 6; Лобанов-Ростовский А. Б. Русская родословная книга. Т. 2. СПб., 1895. С. 126-127.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Респектабельная неформальность
Как скомбинировать шоурум и рабочее пространство? Как объединить гедонизм и нонконформизмом? Как превратить меньше 200 м2 в целый мир фешн-индустрии? Архитекторы студии MNdesign справились с этими непростыми задачами, создав интерьер офиса компании Albione и MezzaTorre.
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
«Слово и камень» №3
Альманах современного церковного искусства – издание с аскетическим дизайном и пространными текстами, в том числе со множеством интервью – вышел в третий раз. Новая книжка самая объемная. Пролистали, показываем оглавление и редакционную статью.
Феномен «чистой» архитектуры: читая книгу Карена...
Ученик Юрия Волчка Алексей Воробьев рассматривает книгу, написанную о знаменитом архитекторе-модернисте Джиме Торосяне учеником Торосяна Кареном Бальяном; и вышедшую недавно в издательстве TATLIN. Рецензия получилась прочувствованной, подробной – превратилась в эссе, где подзаголовок книги – Maestro di bellezza – становится отправной точкой для размышлений о красоте и ее преобразующей роли, со ссылками на Умберто Эко и Владимира Соловьева. Такая рецензия – сама по себе размышление о судьбе профессии архитектора.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Национальный музей: яркий
Рассматриваем проект Национального музея Бурятии в Улан-Удэ, который недавно прошел экспертизу. Сравниваем с музеями Жана Нувеля, пробуем выявить направление. Получается, что это направление здания-монеты, восходящее к домам-паровозам авангарда, но далеко от них ушедшее, на один из дальних полюсов современной культуры.
«Где трепещут осины…»
Дизайнеры бюро Archpoint переосмыслили интерьер ресторана Lesnoy в фудмолле «Депо» на Лесной улице в Москве для команды AgalarovRest и Future Group. Общая атмосфера и тематические элементы интерьера в сочетании с ироничными арт-объектами изобретательно переводят на язык дизайна ассоциативный ряд, рождающийся у любого человека, услышавшего название ресторана и одноименной улицы.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
Эстетика индустриальная и человеческая
Работающая на отходах электростанция Цянцзышань в Ухане играет также и просветительскую роль. Авторы – пекинское бюро UUA – United Units Architects.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?