Усадебный храм в Свинушках Рязанской губернии – неизвестное повторение Меншиковой башни

Тезисы доклада автора на одиннадцатой научной конференции Филевские чтения

Церковь Спаса Нерукотворного в селе Свинушки (ныне Калинино (ранее также: Новоархангельское, Старое Тишевое), Новодеревенский р-н Рязанской области (ранее Раненбургский уезд)) была построена по данным Рязанского церковного историка Ивана Добролюбова в 1774 году [1]. Храмоздателем согласно тому же источнику был владелец усадьбы П.Н. Приклонский. По другим сведениям во второй половине XVIII века селом владела полковница Наталья Николаевна Приклонская – вероятно жена храмоздателя [2].

Спасская церковь (ошибочно названая в Своде памятников Рязанской области Казанской) обладает весьма неординарной архитектурной композицией, сразу привлекающей к памятнику внимание. Несмотря на позднюю дату, формы храма лежат в русле архитектуры Петровского времени, соединяя приёмы нарышкинского стиля с мотивами т. н. «Стиля Великого посольства». Башнеобразная двухосно-центрическая постройка типа восьмерик на четверике относится к разновидности храмов «иже под колоколы». Нижний прямоугольный в плане ярус вытянут с востока на запад и представляет собой трёхчастную симметричную композицию: алтарь-храм-притвор. Это хорошо выражено в трёхчастном членении боковых фасадов в 9 осей. Над средней трехосевой частью (храмом) возвышается четверик второго яруса, имеющий в завершении характерные «полуглавия» – полукружия по средним осям антаблемента. (Внутри первый и второй ярусы объединены, и храмовая часть составляет сквозное пространство в два света). Над вторым четырёхгранным ярусом возвышаются два восьмерика – звоны колокольни; верхний восьмерик увенчан луковичной главкой. Декор фасадов лаконичен, хотя и не лишён оригинальных черт. В нижнем ярусе, в простенках между окнами с лучковыми перемычками, помещены тосканские пилястры на постаментах. Края фасадов четверика второго яруса с круглыми окнами верхнего света отмечены приземистыми сдвоенными пилястрами. А стройные арки восьмериков фланкированы пилястрами сильно утонченных пропорций. Необычно решение торцовых фасадов, увенчанных полукруглыми тимпанами с волютами и крупными розетками в завершении. Этот мотив перекликается с лучковыми фронтонами по осям продольных фасадов и полуглавиями четверика второго яруса.

Внутри храм богато украшен лепниной в духе барокко с обильным рокайльным орнаментом. На восточной стене храма устроен лепной иконостас с живописными росписями стен в пышных штукатурных рамах, простенки между которыми забраны пилястрами. Редкой особенностью Спасской церкви является то, что под алтарём устроен подклет со склепом, вход в который сделан с восточного торца.

Не стоит большого труда угадать архитектурный прототип церкви в Свинушках – это московский храм Архангела Гавриила на Чистых прудах, более известный как Меншикова башня. Рязанский памятник весьма упрощает композицию образца (в частности не воспроизведена сложная для понимания крестообразная верхняя часть основного объёма с хорами). Но в целом образ передан узнаваемо. Повторены были даже некоторые детали: в т.ч. круглые розетки над торцевыми тимпанами (в Меншиковой башне они, правда, заполнены скульптурой). Нам не встречалось других столь же точных повторений известного Московского храма. Возникает вопрос: почему и каким образом этот прототип был повторён именно здесь, в дальнем Рязанском селе?

Ответ лежит в истории самой Меншиковой башни и близлежащих кварталов. Кратко напомним историю этого известнейшего и вместе с тем загадочного памятника. Существующая церковь была построена на месте старой в 1701-1707 годах. Датировка Куницкой-Вздорнова подтверждается подрядными записями, опубликованными Николаевой [3]. В 1723 году храм сгорел от молнии, в результате чего был утрачен верхний деревянный четверик со шпилем, колоколами и часами, рухнули своды здания, была повреждена отделка. Руины самого высокого здания Москвы простояли до 1773 года, когда на средства известного масона Гавриила Захаровича Измайлова, жившего на Мясницкой, храм начали восстанавливать. Церковь заново освятили в 1779 году [4]. В то же самое время, когда восстанавливалась церковь Гавриила, в усадьбе на противоположной стороне Архангельского переулка (ныне дом № 10) жили дворяне Приклонские [5]. В 1763 году усадьбу с палатами XVII века (именно так она значится в Гос. Реестре МКН) купил полковник Пётр Михайлович Приклонский, а в конце века усадьба числится за его вдовой Натальей Николаевной Приклонской. Из родословных книг выясняется, что П.М. Приклонский родился 22 июня 1711 года, служил в гвардии с 1732 года и, дослужившись до капитана, был уволен в 1758 году с чином армии-полковника. Женат он был на Наталии Николаевне Бутурлиной и скончался 25 октября 1774 года [6].

Наше внимание сразу привлекает совпадение имени полковницы Приклонской – владелицы усадьбы в Свинушках и вдовы полковника Приклонского, жившей в Архангельском переулке. Также дата смерти П.М. Приклонского (1774) совпадает с постройкой церкви в Свинушках. Остаётся загадкой несовпадение инициалов храмоздателя Рязанского храма и полковника Приконского. Среди ближайших по времени представителей этого рода был лишь один – Павел Николаевич Приклонский, также полковник, впоследствии камергер (женат на Анне Дмитриевне Измайловой). Однако дата его рождения (1766) едва ли позволяет ему быть храмоздателем церкви в Свинушках. Таким образом, остаётся предположить лишь ошибку или опечатку в тексте историко-статистического описания Добролюбова. По опыту работы с этим ценнейшим и в целом достоверным источником, к сожалению, приходится признать, что вероятность подобной шибки весьма велика.

Из всего вышесказанного мы считаем возможным заключить, что полковник Пётр Михайлович Приклонский и его жена Наталья Николаевна, жившие напротив Меншиковой башни и наблюдавшие за началом её восстановления, построили в своём Рязанском имении копию этого известного Московского храма, очевидно привлекшего их своим неординарным архитектурным обликом.


[1] - Добролюбов И. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской губернии… Т.3, Рязань, 1996. С. 237-239.
[2] - РГАДА. Ф. 1354. Оп. 407. Ч. 1. Л. 17 об.
[3] - См.: Вздорнов Г. И. Забытое известие о Меншиковой башне // Русское искусство XVIII в. М., 1973. С. 25-30; Николаева М. В. Частное строительство в Москве и Подмосковье. М., 2003. №№ 57, 127.
[4] - Памятники архитектуры Москвы. Белый город. М., 1989. № 148.
[5] - Сорокин В. В. Переулки между улицами Мясницкой и Покровкой // Наука и Жизнь. № 6/2004.
[6] - Краткое историческое родословие благородных дворян Приклонских. М., 1796. С. 6; Лобанов-Ростовский А. Б. Русская родословная книга. Т. 2. СПб., 1895. С. 126-127.


18 Февраля 2013

Похожие статьи
Технологии и материалы
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Сейчас на главной
Польза+. Награды Арх Москвы
Вот и прошла Арх Москва, в пятницу наградили участников, в субботу догуляли. Выставку мы любим давно – за размах, разнообразие и упорство в освещении разных сторон архитектурной жизни. Она настоящий форум и феерия. Пробуем ответить на вопрос, как именно участники раскрыли тему Польза; спойлер – никак, но в этом и соль. И публикуем список награжденных.
На девятом облаке
В китайском мегаполисе Шицзячжуан началось строительство спортивного центра Cloud 9 по проекту MAD Architects. Чтобы максимально усилить сходство здания с облаком, его планируют обернуть полупрозрачной мембраной.
Новые ворота на 432 «гейта»
Архитекторы Coop Himmelb(l)au представили масштабный проект расширения дубайского аэропорта Аль-Мактум. Строительство планируется начать уже в этом году.
Константинов: путь к архитектуре
До 26 мая включительно не поздно успеть на распределенную по двум площадкам выставку Александра Константинова, доктора математики и художника-концептуалиста, автора объектов, причем очень крупных, городского и ландшафтного масштаба. Выставка – в Западном крыле ГТГ, два восстановленных объекта – в ГЭС-2. Автор экспозиции в ГТГ – Евгений Асс.
Купол-библиотека
Концептуальная библиотека в уезде Лунъю на востоке Китая задумана авторами, HCCH Studio, как эксперимент по соединению традиционных методов строительства и современных форм.
Альпийская горка
Микропроект от бюро KIDZ: корнер цветочного магазина в петербургском фудкорте, который соединяет технологичность и красоту природной несовершенности.
NEXT 2024: новая десятка
Спецпроект АРХ Москвы для молодых архитекторов NEXT пройдет уже в 15-й раз. Организаторы, во главе с куратором этого года, основателем бюро p.m. (personal message) Пабло Джонаттаном Пухно Бермео привнесли изменения: участников выбирали с помощью всероссийского конкурса, половина из них – не москвичи, а благодаря «Архитайлу» появился призовой фонд. Рассказываем, почему NEXT обязательно стоит посетить.
Точка опоры
Архитекторы АБ «Остоженка» спроектировали, практически на бровке склона над Окой в Нижнем Новгороде, две удивительные башни. Они стоят на кортеновых «ногах» 10-метровой высоты, с каждого этажа раскрывают панорамы на реку и на город; все общественные пространства, включая коридоры, получают естественный свет. Тут масса решений, нетиповых для жилой рутины нашего времени. Между тем, хотя они и восходят к типологическим поискам семидесятых, все переосмыслены в современном ключе. Восхищаемся Veren Group как заказчиком – только так и надо делать «уникальный продукт» – и рассказываем, как именно устроены башни.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Кристалл смотрит на вас
Прямо сейчас в Музее архитектуры началась Ночь музеев. Ее самая свежая новинка – «Кристалл представления» – объект Сергея Кузнецова, Ивана Грекова и компании КРОСТ, установленный во дворе. Он переливается светом, поет, он способен реагировать на приближение человека, и кто еще знает, на что еще.
Безопасное пространство
Для клиники доказательной психотерапии мастерская Lo design создала обволакивающий монохромный интерьер, который соединяет черты ваби-саби и ретрофутуризма. Наполненные предметами искусства и декора кабинеты отличаются по настроению и помогают выйти за рамки привычного мышления.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Диалог культур на острове
Этим летом стартует бронирование номеров в спроектированной BIG гостинице сети NOT A HOTEL на острове Сагисима во Внутреннем Японском море. Строительство отеля должно начаться чуть позже.
Пресса: АрхМосква: десять архитектурных бюро-финалистов NEXT...
На следующей неделе начнется выставка архитектуры и дизайна АРХ МОСКВА. Темой этого года стала «ПОЛЬЗА». Рассказываем про десять молодых архитектурных бюро, возраст которых не превышает 10 лет, а также про их мечты и видение будущего архитектуры. Проекты этих бюро стали финалистами спецпроекта выставки NEXT 2024 и будут представлять свои «полезные» разработки в Гостином дворе с 22 по 25 мая. Защита финалистов и объявление победителя состоится 23 мая в 13:00 в Амфитеатре.
Место под солнцем
Две виллы в Сочи по проекту бюро ArchiNOVA: одна «средиземноморская» со ставнями и черепицей для заказчиков из Санкт-Петербурга, вторая – минималистичная с панорамным обзором на горы и море.
Новая жизнь гиганта
Zaha Hadid Architects выиграли конкурс на разработку проекта нового паромного терминала в Риге. Под него реконструируют старый портовый склад.
Три глыбы
Конкурс на проект музеев современного искусства и естественной истории, а также Парка искусства и культуры в Подгорице выиграла команда во главе с бюро a-fact.
Переплетение учебы и жизни
Кампус Китайской академии искусства в Лянчжу по проекту пекинского бюро FCJZ рассчитан на творческое взаимодействие студентов с архитектурой.
Улица как смысл
В рамках воркшопа, который Do buro проводило совместно с Обществом Архитекторов в центре «Зотов», участники переосмысляли одну из улиц Осташкова, формируя новые центры притяжения. Все они тесно связаны с традициями места: чайный домик, бани, оранжереи, а также кожевенная мастерская, место для чистки рыбы и полоскания белья.
Ледяная пикселизация
Конкурсный проект омского аэропорта от Nefa Architects восходит к предложению тех же авторов, выигравшему конкурс 2018 года. В его лаконичных решениях присутствует оммаж омскому модернизму, но этот, вполне серьезный, пластический посыл соседствует с актуальным для нашего времени игровым: архитекторы сопоставляют предложенную ими форму со снежной или ледяной крепостью.
Ивановский протон
В Рабочем поселке Иваново по соседству с университетским кампусом планируют открыть общественно-деловой центр, спроектированный мастерской p.m. (personal message). В основе концепции – идея стыковки космических аппаратов.
Памяти Юрия Земцова
Петербургский архитектор, которого помнят как безусловного профессионала, опытного мастера работы с историческим контекстом и обаятельного преподавателя.
Тайный британец
Дом называется «Маленькая Франция». Его композиция – петербургская, с дворцовым парадным двором. Декор на грани египетских лотосов, акротериев неогрек и шестеренок тридцатых годов; уступчатые простенки готические, силуэт центральной части британский. Довольно интересно рассматривать его детали, делая попытки понять, какому направлению они все же принадлежат. Но в контекст 20 линии Васильевского острова дом вписался «как влитой», его протяженные крылья неплохо держат фасадный фронт.
Сама скромность
Общественный центр по проекту Graal Architecture в коммуне Бейн недалеко от Парижа идеально вписан в холмистый ландшафт.
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.