Автор текста:
А.Н. Яковлев

Усадебный храм в Свинушках Рязанской губернии – неизвестное повторение Меншиковой башни

Тезисы доклада автора на одиннадцатой научной конференции Филевские чтения

Церковь Спаса Нерукотворного в селе Свинушки (ныне Калинино (ранее также: Новоархангельское, Старое Тишевое), Новодеревенский р-н Рязанской области (ранее Раненбургский уезд)) была построена по данным Рязанского церковного историка Ивана Добролюбова в 1774 году [1]. Храмоздателем согласно тому же источнику был владелец усадьбы П.Н. Приклонский. По другим сведениям во второй половине XVIII века селом владела полковница Наталья Николаевна Приклонская – вероятно жена храмоздателя [2].

Спасская церковь (ошибочно названая в Своде памятников Рязанской области Казанской) обладает весьма неординарной архитектурной композицией, сразу привлекающей к памятнику внимание. Несмотря на позднюю дату, формы храма лежат в русле архитектуры Петровского времени, соединяя приёмы нарышкинского стиля с мотивами т. н. «Стиля Великого посольства». Башнеобразная двухосно-центрическая постройка типа восьмерик на четверике относится к разновидности храмов «иже под колоколы». Нижний прямоугольный в плане ярус вытянут с востока на запад и представляет собой трёхчастную симметричную композицию: алтарь-храм-притвор. Это хорошо выражено в трёхчастном членении боковых фасадов в 9 осей. Над средней трехосевой частью (храмом) возвышается четверик второго яруса, имеющий в завершении характерные «полуглавия» – полукружия по средним осям антаблемента. (Внутри первый и второй ярусы объединены, и храмовая часть составляет сквозное пространство в два света). Над вторым четырёхгранным ярусом возвышаются два восьмерика – звоны колокольни; верхний восьмерик увенчан луковичной главкой. Декор фасадов лаконичен, хотя и не лишён оригинальных черт. В нижнем ярусе, в простенках между окнами с лучковыми перемычками, помещены тосканские пилястры на постаментах. Края фасадов четверика второго яруса с круглыми окнами верхнего света отмечены приземистыми сдвоенными пилястрами. А стройные арки восьмериков фланкированы пилястрами сильно утонченных пропорций. Необычно решение торцовых фасадов, увенчанных полукруглыми тимпанами с волютами и крупными розетками в завершении. Этот мотив перекликается с лучковыми фронтонами по осям продольных фасадов и полуглавиями четверика второго яруса.

Внутри храм богато украшен лепниной в духе барокко с обильным рокайльным орнаментом. На восточной стене храма устроен лепной иконостас с живописными росписями стен в пышных штукатурных рамах, простенки между которыми забраны пилястрами. Редкой особенностью Спасской церкви является то, что под алтарём устроен подклет со склепом, вход в который сделан с восточного торца.

Не стоит большого труда угадать архитектурный прототип церкви в Свинушках – это московский храм Архангела Гавриила на Чистых прудах, более известный как Меншикова башня. Рязанский памятник весьма упрощает композицию образца (в частности не воспроизведена сложная для понимания крестообразная верхняя часть основного объёма с хорами). Но в целом образ передан узнаваемо. Повторены были даже некоторые детали: в т.ч. круглые розетки над торцевыми тимпанами (в Меншиковой башне они, правда, заполнены скульптурой). Нам не встречалось других столь же точных повторений известного Московского храма. Возникает вопрос: почему и каким образом этот прототип был повторён именно здесь, в дальнем Рязанском селе?

Ответ лежит в истории самой Меншиковой башни и близлежащих кварталов. Кратко напомним историю этого известнейшего и вместе с тем загадочного памятника. Существующая церковь была построена на месте старой в 1701-1707 годах. Датировка Куницкой-Вздорнова подтверждается подрядными записями, опубликованными Николаевой [3]. В 1723 году храм сгорел от молнии, в результате чего был утрачен верхний деревянный четверик со шпилем, колоколами и часами, рухнули своды здания, была повреждена отделка. Руины самого высокого здания Москвы простояли до 1773 года, когда на средства известного масона Гавриила Захаровича Измайлова, жившего на Мясницкой, храм начали восстанавливать. Церковь заново освятили в 1779 году [4]. В то же самое время, когда восстанавливалась церковь Гавриила, в усадьбе на противоположной стороне Архангельского переулка (ныне дом № 10) жили дворяне Приклонские [5]. В 1763 году усадьбу с палатами XVII века (именно так она значится в Гос. Реестре МКН) купил полковник Пётр Михайлович Приклонский, а в конце века усадьба числится за его вдовой Натальей Николаевной Приклонской. Из родословных книг выясняется, что П.М. Приклонский родился 22 июня 1711 года, служил в гвардии с 1732 года и, дослужившись до капитана, был уволен в 1758 году с чином армии-полковника. Женат он был на Наталии Николаевне Бутурлиной и скончался 25 октября 1774 года [6].

Наше внимание сразу привлекает совпадение имени полковницы Приклонской – владелицы усадьбы в Свинушках и вдовы полковника Приклонского, жившей в Архангельском переулке. Также дата смерти П.М. Приклонского (1774) совпадает с постройкой церкви в Свинушках. Остаётся загадкой несовпадение инициалов храмоздателя Рязанского храма и полковника Приконского. Среди ближайших по времени представителей этого рода был лишь один – Павел Николаевич Приклонский, также полковник, впоследствии камергер (женат на Анне Дмитриевне Измайловой). Однако дата его рождения (1766) едва ли позволяет ему быть храмоздателем церкви в Свинушках. Таким образом, остаётся предположить лишь ошибку или опечатку в тексте историко-статистического описания Добролюбова. По опыту работы с этим ценнейшим и в целом достоверным источником, к сожалению, приходится признать, что вероятность подобной шибки весьма велика.

Из всего вышесказанного мы считаем возможным заключить, что полковник Пётр Михайлович Приклонский и его жена Наталья Николаевна, жившие напротив Меншиковой башни и наблюдавшие за началом её восстановления, построили в своём Рязанском имении копию этого известного Московского храма, очевидно привлекшего их своим неординарным архитектурным обликом.


[1] - Добролюбов И. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской губернии… Т.3, Рязань, 1996. С. 237-239.
[2] - РГАДА. Ф. 1354. Оп. 407. Ч. 1. Л. 17 об.
[3] - См.: Вздорнов Г. И. Забытое известие о Меншиковой башне // Русское искусство XVIII в. М., 1973. С. 25-30; Николаева М. В. Частное строительство в Москве и Подмосковье. М., 2003. №№ 57, 127.
[4] - Памятники архитектуры Москвы. Белый город. М., 1989. № 148.
[5] - Сорокин В. В. Переулки между улицами Мясницкой и Покровкой // Наука и Жизнь. № 6/2004.
[6] - Краткое историческое родословие благородных дворян Приклонских. М., 1796. С. 6; Лобанов-Ростовский А. Б. Русская родословная книга. Т. 2. СПб., 1895. С. 126-127.


18 Февраля 2013

Автор текста:

А.Н. Яковлев
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Технологии и материалы
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Кирпич Terca из Эстонии – доступная европейская эстетика
Эстонский кирпич соединяет в себе местные традиции и высокотехнологичное производство мирового уровня под маркой Wienerberger. Технические преимущества облицовочного кирпича Terca особенно ценны в нашем северном климате – благодаря им фасады не потеряют своих эстетических качеств, а постройки будут долговечными.
Прочные основы декора. Методы Hilti для крепления стеклофибробетона
Методы HILTI позволяют украшать фасад сложными объемными формами, в том числе карнизами, капителями, кронштейнами и узорными панелями из стеклофибробетона, отлично имитируя массивные элементы из натурального камня и штукатурки при сравнительно меньшем весе и стоимости.
Дайте ванной право быть главной!
Mix&Match – простой и понятный инструмент для создания «журнального» дизайна ванной комнаты. Воспользуйтесь концепцией от Cersanit с десятками комбинаций плитки и керамогранита разного формата, цвета и фактуры для трендовых интерьеров в разных стилях. Идеально подобранные миксы гармонично дополнят вашу идею и помогут сократить время на создание проекта.
Современная архитектура управления освещением
В понимании большинства людей управлять освещением – это включать, выключать свет и менять яркость светильников с помощью настенных выключателей или дистанционных пультов. Но управление освещением гораздо глубже и масштабнее, чем вы могли себе представить.
Чистота по-австрийски
Самоочищающаяся штукатурка на силиконовой основе Baumit StarTop – новое поколение штукатурок, сохраняющих фасады чистыми.
Кто самый зеленый
14 небоскребов из разных частей света, которые достраиваются или планируются к реализации: уже не такие высокие, но непременно энергоэффективные и поражающие воображение.
Советы проектировщику: как выбрать плоттер в 2021 году
Совместно с компанией HP, лидером рынка широкоформатной печати, рассматриваем тенденции, новые программные и технические решения и формулируем современные рекомендации архитекторам и проектировщикам, которым требуется выбрать плоттер.
Energy Ice – стекло, прозрачное как лед
Energy Ice – новое мультифункциональное стекло, отличающееся максимальным светопропусканием. Попробуем разобраться, в чем преимущество новинки от компании AGC
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Сейчас на главной
Тиана Плотникова: «Наша миссия – разработать user-friendly...
Говорим с основательницей стартапа Uflo – программы, помогающей конвертировать числовые данные в геометрию, о том, что побудило придумать проект, о карьере в крупных зарубежных компаниях и о страхах перед цифровыми технологиями
Авторский надзор: мытьем да катаньем
Разговор на АрхПароходе 2021 со Стасом Горшуновым: о том, как ему удается добиваться качественной реализации проектов, какие проблемы приходится решать, когда жертвовать гонораром, а когда идти на компромиссы.
Образ прощания
Объект MAMA самарских архитекторов Дмитрия и Марии Храмовых стал единственным российским победителем конкурса фестиваля ландшафтных объектов SMACH2021, который проводится на северо-востоке Италии в Доломитовых Альпах.
Связь с прошлым и будущим
Нидерландские мастерские Benthem Crouwel и West 8 выиграли конкурс на проект нового вокзала в Брно: этот архитектурный конкурс стал крупнейшим в истории Чехии.
Новое качество Личного
В Никола-Ленивце Калужской области в эти выходные проходит фестиваль Архстояние с темой «Личное». Главной постройкой фестиваля стал дом «Русское идеальное», спроектированный Сергеем Кузнецовым и реализованный компанией КРОСТ в короткие сроки. Рассматриваем дом и новые объекты Архстояния 2021.
«Место для всех»
Победителем международного конкурса на разработку концепции Приморской набережной в Сочи стал консорциум во главе с UNStudio.
Пресса: "Непостижимое решение". ЮНЕСКО отобрало у Ливерпуля...
ЮНЕСКО решило исключить Ливерпуль из своего Списка всемирного наследия, поскольку городские власти ведут активное строительство в районе доков и порта - архитектурного ансамбля, которое агентство ООН считало важнейшим памятником. В Ливерпуле такое решение называют "непостижимым" и надеются на его пересмотр.
Главный манифест конструктивизма
В Strelka Press выпущена основополагающая для отечественного авангарда книга Моисея Гинзбурга «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры» (1924): это совместный издательский проект Института «Стрелка» и Музея «Гараж». Публикуем главу «Конструкция и форма в архитектуре. Конструктивизм».
На берегу очень тихой реки
Проект благоустройства территории ЖК NOW в Нагатинской пойме выходит за рамки своих задач и напоминает скорее современный парк: с видовыми точками, набережной, разнообразными по настроению пространствами и продуманными сценариями «от 0 до 80».
Труд как добродетель
Вышла книга Леонтия Бенуа «Заметки о труде и о современной производительности вообще». Основная часть книги – дневниковые записи знаменитого петербургского архитектора Серебряного века, в которых автор без оглядки на коллег и заказчиков критикует современный ему архитектурно-строительный процесс. Написано – ну прямо как если бы сегодня. Книга – первое издание серии «Библиотека Диогена», затеянной главным редактором журнала «Проект Балтия» Владимиром Фроловым.
Стилисты села
Дизайн-код как способ привести небольшое поселение в порядок к юбилею или крупному событию: борьба с визуальным мусором, поиск духа места и унификация городских элементов.
Диалоги об образовании и карьере
Империалистический заказ и равнодушие к форме, необходимость доучить бывших студентов за свои деньги и скука формального обучения – дискуссия об архитектурном образовании на недавнем Архпароходе, как и многие разговоры на эту тему, местами была отмечена грустью, но не безнадежна и по-своему интересна. Публикуем выдержки из разговора, собранные одним из участников, архитектором и преподавателем Евгенией Репиной.
Плавная консоль
У здания банка в окрестностях ливанского города Сура нет привычных ограждений, а еще Domaine Public Architects удалось добавить в проект небольшую площадь.
Туман над Янцзы
В сети обсуждают новую ленд-арт-инсталляцию Григория Орехова Crossroads, «пешеходную зебру» проложенную художником по воде Москвы-реки 7 июля недалеко от Николиной горы. Рассматриваем несколько недавних работ Орехова – от «перекрестка» 2021 года на реке до «перекрестка» 2020 года в зеркалах «Черного куба», созданного в честь Казимира Малевича в Немчиновке.
Неоконюшня
На территории ВДНХ появится новый конноспортивный манеж: его авторы обращаются к традиционной для типологии форме и материалам, трактуя их как современный парковый павильон.
Еще один конструктор
В Мангейме началось строительство жилого комплекса по проекту MVRDV и производителя сборных домов Traumhaus. Он должен дать будущим обитателям максимум разнообразия и кастомизации по доступной цене, что в свою очередь позволит создать там живое сообщество соседей.
Градсовет Петербурга 15.07.2021
Архитекторы предложили обновить торговый центр в петербургском Купчино, вдохновляясь снежными пиками Балканских гор. Эксперты отнеслись к идее прохладно.
Галька на берегу
Проект аэропорта в Геленджике от АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» стал единственным российским победителем премии Architizer A+Awards 2021 года.
Стратегия преображения
Публикуем 8 проектов реконструкции построек послевоенного модернизма, реализованных за последние 15 лет Tchoban Voss Architekten и показанных в галерее AEDES на недавней выставке Re-Use. Попутно размышляя о продемонстрированных подходах к сохранению того, что закон сохранять не требует.
Ажурные узоры
Манчестерский Еврейский музей приобрел после реконструкции по проекту Citizens Design Bureau новый корпус с орнаментом на фасаде: он напоминает о культуре сефардов.
Дворцовый переворот
Еще один ДК, который возвращает к жизни команда «Идентичность в типовом», на этот раз – в Ельце. Согласно программе, универсальные решения встречаются с локальными особенностями, благодаря чему появляется новая точка притяжения.